ПВО Исламской Республики Иран (часть 4)



Создание эффективной системы ПВО невозможно без современных истребителей-перехватчиков, опирающихся на наземные и корабельные радиолокаторы, а также самолёты радиолокационного дозора и автоматизированные системы наведения. Если с радарами и зенитно-ракетными комплексами дело обстоит более или менее благополучно, а современные автоматизированные системы и средства оповещения и связи создаются, то иранская истребительная авиация и самолёты ДРЛО не соответствуют современным реалиям.

После завершения ирано-иракской войны в Иране осталось приблизительно 50 тяжелых истребителей F-14А, примерно 70 многоцелевых F-4D/Е, 60 лёгких F-5Е/F и два десятка китайских F-7М. Около половины истребителей американского производства находились в неисправном или разукомплектованном состоянии, а машины, получившие повреждения в боевых действиях и летных происшествиях, не восстанавливались по причине отсутствия запасных частей. Обычным явлением был «каннибализм», когда для поддержания в лётном состоянии части самолётов детали и блоки брались с однотипных машин.


Нельзя сказать, что иранское руководство не предпринимало шагов по поддержанию боеготовности своих ВВС. Во второй половине 80-х на иранских предприятиях началось производство некоторых элементов планера и расходников для «Томкэтов», «Фантомов» и «Тайгеров». Также, несмотря на непреодолимые идеологические разногласия, некоторые запчасти для истребителей закупались в Израиле и США.В конце 80-х - начале 90-х продолжились закупки иностранной авиатехники. Китай продал ещё некоторое количество своих F-7М (от 20 до 36 в разных источниках, возможно в это число входят двухместные FT-7), из нашей страны, по данным Global Security, было поставлено 34 одноместных и двухместных МиГ-29. Современные на тот момент истребители МиГ-29 серьёзно укрепили иранские ВВС. К началу 90-х истекли гарантийные эксплуатационные сроки ракет воздушного боя американского производства. Если с УР AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder иранцы сумели разобраться, наладить их ремонт и восстановление, то дальнобойные AIM-54 Phoenix с очень сложной радиолокационной ГСН, являвшиеся «главным калибром» F-14A, им оказались «не по зубам». В этих условиях МиГи, несшие ракеты средней дальности Р-27, оказались самыми боеспособными перехватчиками, способными бороться с воздушными целями на дальности до 80 км. К тому же МиГ-29 с ракетами Р-73 превосходил в ближнем бою любой другой иранский истребитель. В данный момент в IRIAF боеспособно не более 16 одноместных и 4 двухместных МиГов.


МиГ-29 ВВС Ирана


МиГ-29 были очень желанным для Ирана приобретением, но страна с разрушенной затяжной войной экономикой не могла позволить себе осуществлять закупки больших объёмов современного оружия. В 1991 году иранские ВВС получили неожиданное пополнение в виде самолётов ВВС Ирака, бежавших от авиаударов антииракской коалиции во время «Бури в пустыне». Среди иракских истребителей пригодных для выполнения задач ПВО были: Mirage F.1, МиГ-29, МиГ-25П, МиГ-23М и МиГ-21 различных модификаций. По разным данным, на иранских аэродромах оказалось от 80 до 137 самолётов ВВС Ирака. Конечно, среди них были не только истребители, но и машины ударного назначения, разведчики и военно-транспортные. Очень ценным приобретением стали самолёты ДРЛО на базе Ил-76МД. До этого машин такого класса в Иране не было. После окончания активной фазы вооруженной операции Иран отказался возвращать иракские самолеты, посчитав их своеобразной репарацией за ущерб, нанесённый в ходе восьмилетней войны с Ираком.

Так как авиационный парк, перелетевший из Ирака в Иран, являлся очень разношерстным и многие машины были сильно изношены, инвентаризация и ввод истребителей в строй затянулась. Так, иранцы сразу забраковали все МиГ-23, как чрезмерно сложные в эксплуатации и пилотировании. Судя по всему, иракские МиГ-21, сильно отличавшиеся по составу БРЭО и вооружения от китайских «аналогов» F-7М, использовались только для тренировочных полётов. Ничего не известно об участи МиГ-25П, в любом случае, не имея необходимого наземного оборудования, эксплуатировать эту очень трудоёмкую в обслуживании машину невозможно. Учитывая тесные ирано-китайские связи, скорее всего, часть представлявшей наибольший интерес авиатехники советского производства отправилась в КНР. Наиболее ценным приобретением среди трофейных иракских истребителей оказались французские Mirage F.1 и советские МиГ-29. К середине 90-х годов в боевой состав ВВС Ирана удалось ввести два десятка «Миражей» и четыре «МиГа».


Mirage F.1 ВВС Ирана


Надо отдать должное иранским инженерам, сумевшим наладить восстановительный ремонт и модернизацию истребителей Mirage F1BQ и F1EQ, хотя до этого в Исламской Республике французских боевых самолётов не было. Из более чем 24 перелетевших в Иран самолётов этого типа в строй удалось ввести 20 машин, остальные стали источником запчастей. Возможно, иранцам удалось негласно закупить для «Миражей» запчасти, поскольку эти самолёты до сих пор активно эксплуатируются и проходят модернизацию. Сообщается, что самолёты капитально ремонтируют и модернизируют на авиаремонтном предприятии в городе Тебриз. По различным оценкам, до сих пор в лётном состоянии в Иране находится от 10 до 14 «Миражей». Их постоянным местом базирования является авиабаза Мешхед на северо-востоке страны. Зоной ответственности авиаполка, в котором на вооружении состояли Mirage F1 стала граница с Афганистаном. Особое внимание этому участку уделялось в годы правления талибов, но столкновений с афганскими самолётами не зафиксировано. Зато «Миражи» неоднократно привлекались для нанесения ударов по караванам наркоторговцам, пытающихся доставить свой груз в Иран. Зачастую эти караваны имели сильную вооруженную охрану и зенитное прикрытие в виде ДШК и ЗГУ. Известно, что один Mirage F1 был сбит в ходе операции в приграничном районе, а ещё несколько получили повреждения.

До сих пор в Исламской Республике в воздух поднимаются истребители, чей возраст приближается в 40 летнему юбилею. Иран является единственной страной кроме США, куда велись поставки двухместных тяжелых палубных перехватчиков F-14А Tomcat. Так как авианосцев в годы правления шаха в Иране не строили, «Томкэты», оснащённые УР «Феникс», стали «длинной рукой» ПВО Ирана. В отличие от других иранских боевых самолётов, «Томкэты», несмотря на внушительный боевой радиус, не привлекались для нанесения ударов по наземным и морским целям. Их основной задачей было обеспечение ПВО стратегических объектов, и линию фронта иранские F-14A пересекали достаточно редко. В ряде случаев дальние перехватчики с изменяемой геометрией крыла привлекались для сопровождения ударных машин. Мощный радиолокатор и наличие в составе вооружения дальнобойной ракеты AIM-54A Phoenix давали возможность перехватывать вражеские самолёты до того, как сам «Томкэт» появлялся на экранах их радаров. Возможности РЛС AN / AWG-9 позволяли обнаружить иракский МиГ-23 на удалении до 215 км. Обслуживанием БРЛС, выдачей маршрута при выходе на рубеж перехвата и наведением дальнобойных ракет занимался штурман-оператор, что позволяло пилоту сконцентрироваться на управлении истребителем.

Несколько американских историков авиации утверждают, что с F-14A и его вооружением в обмен на военную помощь ознакомились китайские и советские специалисты. Нет никаких данных о том, чтобы «Томкэт» испытывался в СССР или КНР, но представляющие огромный интерес радары, система управления вооружением и «Фениксы» могли быть действительно проданы. Так это на самом деле, или нет, мы узнаем не скоро, ни одна из сторон возможной сделки не заинтересована в огласке.



В то же время «Томкэт» был очень трудоёмкой и дорогой в обслуживании и сложной в управлении машиной. Положение во многом усугублялось тем, что в Иран были поставлены самолёты одной из первой модификации - F-14A-GR, на которых ещё не вылечили многочисленные «детские болячки». Слабым местом «Томкэта» всегда были двигатели, в особенности это проявлялось на первых модификациях. Мало того, что «усовершенствованный» Pratt & Whitney TF-30-414 имел недостаточную тягу для столь тяжелой машины, на больших углах атаки и при резкой смене оборотов на сверхзвуковых скоростях двигатель был к тому же склонен к помпажу. По этой причине в ВМС США разбилось более 25 % истребителей первой серии. С учётом того, что за годы войны парк иранских F-14A сократился более чем на 25 машин, и «Томкэты» задействовались в основном в качестве перехватчиков ПВО, можно предположить, что в основном они были потеряны в лётных происшествиях. При этом ВВС Ирака претендуют на 11 сбитых F-14A.

ПВО Исламской Республики Иран (часть 4)


Тем не менее иранцы очень высоко ценили F-14A за большой радиус действия (около 900 км), способность находиться на дежурстве в воздухе 2 часа, мощную БРЛС и не имевшие аналогов в 80-е годы по дальности пуска ракеты. При скорости полета 1,5М боевой радиус достигал 250 километров, что в ряде случаев позволяло оперативно перехватывать обнаруженные иракские бомбардировщики. Благодаря наличию системы дозаправки в воздухе, дальность и продолжительность полёта могли быть серьёзно увеличены. В роли заправщиков в Иране используются модернизированные Boeing 707.

Согласно данным, опубликованным в американских источниках, в Иран при шахе было поставлено 285 УР AIM-54А Phoenix. Судя по всему, IRIAF достаточно активно использовали «Фениксы» в воздушных боях, к моменту окончания боевых действий в Иране осталось не более 50 ракет этого типа. Содержать «Томкэты» в исправном состоянии во многом удавалось благодаря «каннибализму» и героическим усилиям иранских техников, которые умудрялись поддерживать «на крыле» примерно два десятка истребителей.



Несмотря на определённые успехи в деле налаживания производства запчастей для боевых самолётов американского производства, иранцы неоднократно предпринимали попытки приобрести различные детали и электронные блоки. Так, в 2000 году в США была задержана группа иностранных граждан, пытавшихся купить бывшие в употреблении двигатели TF-30-414. Также ФБР пресекло деятельность подставной фирмы, зарегистрированной в Сингапуре, заинтересованной в приобретении электронных блоков, использовавшихся в радиолокационной системе управления огнём AN / AWG-9.

В США эксплуатация F-14 официально была завершена в сентябре 2006 года. Самолеты, имевшие достаточный ресурс, отправились на базу хранения авиатехники в «Дэвис Монтан», несколько единичных экземпляров до сих пор имеются в летно-испытательных центрах. Однако американское правительство, обеспокоенное непрекращающимися попытками Ирана приобрести запчасти для своих истребителей, через несколько лет после снятия «Томкэтов» с вооружения запустило процедуру их тотальной «утилизации», что крайне нехарактерно для США. Так, «Фантомы», построенные в начале 70-х, находившиеся на «хранении» более 25 лет, впоследствии в массовом порядке переоборудовались в радиоуправляемые мишени QF-4. Другие самолеты, не нашедшие спроса в США и не переданные союзникам, после длительного «хранения» активно распродавались коллекционерам и занимали почётные места в частных и государственных музеях по всему миру. Но F-14 в этом отношении стал исключением, дабы не допустить даже гипотетического усиления ВВС Ирана, все «Томкэты» в Дэвис Монтан оперативно разделали на металл. Причём специально назначенные контролёры следили за тем, чтобы никакие части, оставшиеся после «утилизации», не были пригодны к повторному использованию.

Помимо нехватки запчастей, в 90-е годы перед ВВС Ирана остро встала проблема оснащения «Томкэтов» управляемым вооружением. Тяжелые истребители-перехватчики остались без «главного калибра», так как в ИРИ больше не было пригодных к использованию ракет AIM-54А Phoenix. Имевшиеся AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder не позволяли реализовать весь потенциал «Томкэта».

После поставки в ИРИ партии истребителей МиГ-29 и комплекта авиационного вооружения была продемонстрирована фотография иранского F-14А с подвешенной УР Р-27. Возможно, работы по адаптации российских ракет действительно велись, но задача совместимости американского радара и полуактивной радиолокационной ГСН российской ракеты представляется весьма непростым делом. С учётом того, что без серьёзного вмешательства в систему управления огнём «Томкэта» и переделки системы наведения Р-27 тут не обойтись, а информации о передаче в Иран документации на ракеты нет, успех данной затеи вызывает большие сомнения.



Другим вариантом перевооружения F-14A IRIAF стала адаптация для истребителя ракеты, созданной на основе ЗУР MIM-23В. Эта зенитная ракета использовалась в составе американского ЗРК «Усовершенствованный Хок», и в 90-е годы иранцам удалось наладить их нелицензионный выпуск. По сравнению с УР AIM-7, двигатель которой работал 11 секунд, двигатель ЗУР MIM-23В работал почти в два раза дольше - 20 секунд. Гораздо более тяжелая ракета наземного зенитного комплекса, при воздушном пуске разгоняясь до скорости более 3М, теоретически могла поражать цели на дальности до 80 км. Работы по проекту «Sky Hawk» начались ещё в 1986 году, когда стало ясно, что иранские F-14А вскоре останутся без дальнобойных ракет.


Иранский F-14A с ракетой воздушного боя Sеdjl


В Иране зенитная ракета, конвертированная для применения в авиации, получила обозначение Sеdjl, в западных источниках она часто именуется как AIM-23С. Так как частотные диапазоны БРЛС AN / AWG-9 и РЛС подсвета AN/MPQ-46 ЗРК MIM-23 I-HAWK не совпадали, для применения с борта F-14A полуактивная ГСН ЗУР подверглась переделке. Зенитная ракета MIM-23В была тяжелей, шире и длинней, чем УР «воздух-воздух» AIM-54А, в связи с этим имелась возможность подвески на истребитель только двух ракет. Так как процессы пуска с наземной ПУ и с борта самолёта сильно отличались, в окрестностях авиабазы Исфахан построили специальный испытательный стенд. На высоту несколько десятков метров подняли списанный «Томкэт», с него и осуществляли первые неуправляемые пуски. Конечно, то, что самолёт находился в статичном состоянии, а на ракету не оказывал влияния набегающий поток воздуха, не позволяло считать эти испытания полностью реалистичными, но благодаря высокоскоростной съёмке удалось определить оптимальный временной промежуток, необходимый для запуска реактивного двигателя после сброса ракеты с самолёта.

Первый испытательный пуск с пилотируемого истребителя едва не закончился трагедией, так как по ошибке под F-14A подвесили ракету, предназначенную для тестовых наземных испытаний, которая едва не поразила самолёт-носитель. Во время второго испытательного пуска удалось успешно сбить беспилотную мишень на дальности 45 км. Согласно иранским данным, для применения ракет Sеdjl переоборудовано 10 истребителей. Самолёты с адаптированными для применения в авиации MIM-23В неоднократно демонстрировались на земле и в воздухе. Но с учетом того, что число иранских «Томкэтов», находящихся в лётном состоянии после окончания боевых действий, никогда не превышало 25 единиц, вряд ли этих ракет построили много. Обычно, F-14A, несущие УР Sеdjl, летают в составе пары с истребителями, оснащёнными УР средней дальности AIM-7 и ближнего боя AIM-9.


Пара иранских F-14A, ведущий самолёт несёт УР большой дальности AIM-54, УР средней дальности AIM-7 и ближнего боя AIM-9. На ведомом истребителе, на пилонах в корневой части крыла подвешены УР Sеdjl. Такой вариант боевой нагрузки является нетипичным и нерациональным. По всей видимости, снимок сделан во время испытательного или демонстрационного полёта.

Одновременно с развитием проекта «Sky Hawk» в Иране велись исследования по применению в авиации морских зенитных ракет RIM-66 SM-1MR. Однако после успешных испытаний УР Sеdjl от развития этого проекта отказались.


УР Fakour-90


Во время ежегодного военного парада в Тегеране, в воскресенье 22 сентября 2013 года была продемонстрирована новая дальнобойная ракета «воздух-воздух» Fakour-90. Согласно комментарию, которым сопровождался показ, для «новой» УР, созданной иранскими конструкторами, разработана оригинальная система самонаведения. Ряд военных экспертов склоняются к тому, что данная конструкция - ни что иное как гибрид элементов AIM-54А Phoenix и полуактивной радиолокационной системы наведения УР Sеdjl, созданной на базе MIM-23В. Необходимость в такой ракете, во многом повторяющей американский «Феникс», возникла в связи с тем, что руководство IRIAF не могло согласиться с сокращением боекомплекта на борту «Томкэтов», вызванным низким весовым совершенством и большими габаритами ракет Sеdjl.



Во второй половине 90-х в рамках расширения боевых возможностей F-14A в Иране велись работы по адаптации неуправляемых средств поражения наземных целей. Для этого была проведена доработка узлов подвески, но неизвестно, вносились ли какие-либо изменения в состав прицельно-навигационного комплекса. Использование немногочисленных тяжелых перехватчиков для сброса свободнопадающей «чугунины» и пуска НАР – это, конечно, не самый разумный вариант боевого применения самолёта такого класса. Впрочем, аналогичные примеры использования российских Су-30СМ мы совсем недавно наблюдали в Сирии, что связано с нехваткой управляемых авиационных боеприпасов.


Восстановительный ремонт F-14А на авиаремонтном предприятии в Бушере


Согласно американским оценкам, эксплуатация «Томкэтов» в Иране должна была завершиться ещё в 2005 году. Однако заокеанские эксперты оказались посрамлены и иранские F-14 вопреки прогнозам до сих пор продолжают летать, во многом благодаря тому, что иранцы, не имея необходимой технической документации, сумели наладить производство запчастей. Позже в своё оправдание те же самые «эксперты» писали, что столь долгая эксплуатация F-14A объясняется тем, что иранские самолёты не испытывают нагрузок, свойственных палубным истребителям, при взлёте с катапульты и торможении во время посадки.


Спутниковый снимок Google Earth: F-14A, МиГ-29 и Су-24М в ожидании ремонта на авиабазе Мехрабат

Восстановительный ремонт и модернизация истребителей ведётся на авиаремонтных предприятиях в Бушере и на авиабазе Мехрабат в окрестностях Тегерана. Помимо «Томкэтов» здесь также ремонтируют истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24М. Самолёты, прошедшие восстановление и модернизацию, получили обозначение F-14AМ. В данный момент в IRIAF в лётном состоянии остались только капитально отремонтированные и модернизированные машины. Отремонтированные машины покрашены в светло-голубой цвет или несут «рубленный» пустынный камуфляж.


Один из немногих оставшихся в лётном состоянии F-14AM во время авиашоу на острове Киш в 2016 году


Неслучайно в этой части, посвящённой истребительной авиации ВВС Ирана, столько внимания уделено «Томкэту». Этот весьма сложный и во многом проблемный, но без сомнения выдающийся тяжелый истребитель, в течение долгого времени был основным иранским перехватчиком ПВО. Но ничто не вечно и годы берут своё. В данный момент в строю осталась едва ли дюжина «Томкэтов». Их основным местом базирования в Иране является авиабаза Исфахан.


Спутниковый снимок Google Earth: авиационная выставка на авиабазе Исфахан


Авиабаза Исфахан была построена ещё при шахе. Здесь имеется двухрядная ВПП длиной 4200 метров и более 50 железобетонных ангаров, в которых свободно размещаются достаточно крупные самолёты. Для компенсации «естественной убыли» F-14A сюда несколько лет назад перевели истребители китайского производства F-7М, что, конечно, не является равноценной заменой.

Продолжение следует…

По материалам:
https://www.strategypage.com
http://www.aerospaceweb.org/question/planes/q0077.shtml
http://www.badassoftheweek.com/index.cgi?id=122867315593
https://theaviationist.com/2013/09/26/farouk-missile/
https://defence.pk/pdf/threads/iran-satellites-and-tomcats.242439/
http://www.globalaviationresource.com/v2/2016/12/05/airshows-iran-international-airshow-kish/
https://naked-science.ru/article/tech/russkie-vityazi-blesnuli-na

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 67

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. андрей юрьевич 30 мая 2017 06:00
    В то же время «Томкэт» был очень трудоёмкой и дорогой в обслуживании и сложной в управлении машиной..... .
    Том Круз-Мэверик,так не считает.laughing
    1. Bongo 30 мая 2017 08:12
      Цитата: андрей юрьевич
      Том Круз-Мэверик,так не считает

      Вряд ли Том Круз является авторитетом в области боевой авиации. Слабым местом всех модификаций F-14 была низкая тяговооруженность. Ввязаться в ближний воздушный бой с F-5 (в фильме они изображают МиГ-29 было бы безумием). Впрочем, оставим это на совести Голливуда.
      1. андрей юрьевич 30 мая 2017 11:06
        Цитата: Bongo
        Цитата: андрей юрьевич
        Том Круз-Мэверик,так не считает

        Вряд ли Том Круз является авторитетом в области боевой авиации. Слабым местом всех модификаций F-14 была низкая тяговооруженность. Ввязаться в ближний воздушный бой с F-5 (в фильме они изображают МиГ-29 было бы безумием). Впрочем, оставим это на совести Голливуда.

        Сергей, ну мы же не первый год знакомы,должны привыкнуть к моим саркастическим выпадам...и да...в бою ОНИ изображают "МиГ - 28 "!!!!!! lol hi
        1. Bongo 30 мая 2017 11:16
          Цитата: андрей юрьевич
          Сергей, ну мы же не первый год знакомы,должны привыкнуть к моим саркастическим выпадам..

          Да уж...прекрасно помню как мы "ломали копья" по поводу британского "Хантера". Я после этого специально для Вас сделал статью:Истребитель Hawker Hunter - воздушный охотник(кликабельно) Не знаю, читали ли?
          Цитата: андрей юрьевич
          бою ОНИ изображают "МиГ - 28 "!!!!!!
          Ну наверное всё таки 29-й имели в виду?
          1. андрей юрьевич 30 мая 2017 11:32
            Цитата: Bongo
            Не знаю, читали ли?

            а то... спасибо кстати ! hi
            1. Bongo 30 мая 2017 11:34
              Цитата: андрей юрьевич
              а то... спасибо кстати !

              drinks
              1. supertiger21 30 мая 2017 12:39
                Интересная статья! good Приятно смотреть, что самолеты создававшиеся для войны друг против в друга, стоят в одном строю. Лёгкие истребители Мираж-F1, МиГ-29, F-5, J-7, тяжёлые истребители-бомбардировщики F-4, и тяжёлые перехватчики F-14, и это не говоря ещё о штурмовой, транспортной и бомбардировочной авиации, составляющей всё тот же американо-русско-китайско-французский "винегрет"... Ну и разнообразие! bully
  2. амурец 30 мая 2017 07:56
    Сергей! Спасибо. Как всегда точно и подробно. Одно меня удивило: то что во время операции "Буря в пустыне", большое количество Иракских самолётов Саддама Хусейна, перелетело в Иран. Между Ираном и Ираком всегда были напряжённые отношения.
    1. Bongo 30 мая 2017 08:13
      Цитата: амурец
      Сергей! Спасибо. Как всегда точно и подробно. Одно меня удивило: то что во время операции "Буря в пустыне", большое количество Иракских самолётов Саддама Хусейна, перелетело в Иран. Между Ираном и Ираком всегда были напряжённые отношения.

      Привет, Николай! Враг моего врага...в любом случае большая часть этих машин, не сбеги они в Иран была бы уничтожена.
      1. амурец 30 мая 2017 08:54
        Цитата: Bongo
        Привет, Николай! Враг моего врага...в любом случае большая часть этих машин, не сбеги они в Иран была бы уничтожена.

        Здесь я с тобой согласен. Немного в сторону,но в теме. ЗРК у Хуссейна подавили, причём как мне кажется, группами спецназа, а то немногое что осталось, добили противорадиолокационными ракетами.
        1. Bongo 30 мая 2017 08:59
          Цитата: амурец
          ЗРК у Хуссейна подавили, причём как мне кажется, группами спецназа, а то немногое что осталось, добили противорадиолокационными ракетами.

          Ты не вполне прав, давили в комплексе. Спецназовцы с помощью 12,7-мм снайперских винтовок вывели из строя не более 10% главным образом стационарных ЗРК. Работали в основном F-15E под прикрытием постановщиков помех EF-111. РЛС в прифронтовой полосе выбивались ПТУР с ударных "Апачей".
          1. амурец 30 мая 2017 09:48
            Да, не всё так однозначно. Про действия ПВО Ирака. Не знаю, видел ли ты вот эту статью? Но она про действия авиации и ПЗРК. Про боевые действия ЗРК С -75 и С-125 я материалов не нашёл. В одном ты однозначно прав,когда в одной из статей написал: "Американцы всегда умели прятать свои потери."
            http://guardmitr.livejournal.com/1645.html
  3. злой партизан 30 мая 2017 07:57
    Чёт я смотрю, что с авиацией ПВО у Ирана полный швах...Купили бы у нас штук 300 Су-шек и закрыли бы тему. winked
    1. андрей юрьевич 30 мая 2017 11:13
      Цитата: злой партизан
      Чёт я смотрю, что с авиацией ПВО у Ирана полный швах...Купили бы у нас штук 300 Су-шек и закрыли бы тему. winked

      откуда в "газпроме" 300 шт" СУшек ??? ты опять на стакане "партизан" ? laughing laughing laughing
      1. злой партизан 30 мая 2017 11:18
        Цитата: андрей юрьевич
        откуда в "газпроме" 300 шт" СУшек ?
        Оттуда. feel
        Цитата: андрей юрьевич
        ты опять на стакане ?
        Не надо другим свои слабости приписывать! stop
        1. андрей юрьевич 30 мая 2017 11:29
          Цитата: злой партизан
          Не надо другим свои слабости приписывать

          дык...это обчие "слабости"... laughing hi
        2. perepilka 30 мая 2017 13:09
          Цитата: злой партизан
          Оттуда. feel

          Да вы, я смотрю, охренели в корень bully
          1. злой партизан 30 мая 2017 13:37
            Цитата: perepilka
            охренели в корень

            Чё так срзу охренели-то? Мы же с тобой даже о цене ещё не разговаривали! Короче: есть партия Су-30 yes . Новые, не битые stop . Брать будешь? winked
            Привет, полярный электрик! drinks
            1. perepilka 6 июня 2017 15:28
              Цитата: злой партизан
              . Брать будешь?

              Не царское дело what
              Заму по наркоконтролю, финансы на пузырь водки выделил, перетрёте, там и порешаем request Но, перспективненько yes
  4. Bongo 30 мая 2017 08:20
    Цитата: злой партизан
    Чёт я смотрю, что с авиацией ПВО у Ирана полный швах...Купили бы у нас штук 300 Су-шек и закрыли бы тему.

    Желание такое есть, но нет возможности...поставлять в кредит (дарить) боевые самолёты было бы с нашей стороны глупостью. Хотя в недавнем прошлом такие прецеденты были (Су-30МКВ Венесуэле). С большей вероятность Иран купит истребители в КНР.
  5. Сергей уи 30 мая 2017 08:55
    А ещё пишут, что су-30 есть
    1. Bongo 30 мая 2017 09:01
      Цитата: Сергей уи
      А ещё пишут, что су-30 есть

      Для Ирана это был бы оптимальный вариант. Но откуда "дровишки"? Мне такая информация не попадалась.
      1. Сергей уи 30 мая 2017 09:06
        День назад прочитал в Твиттере, там несколько фотографий было. История непонятная, наши вроде не продавали, а больше взять негде, камуфляж на иранский похож. Может фотошоп.
        1. Bongo 30 мая 2017 09:15
          Цитата: Сергей уи
          День назад прочитал в Твиттере, там несколько фотографий было. История непонятная, наши вроде не продавали, а больше взять негде, камуфляж на иранский похож. Может фотошоп.

          Камуфляж похож, но боюсь, что это недостоверная информация. Наши "партнёры" очень плотно следят за поставками российского оружия в ИРИ, и если бы Су-30МК в Исламскую Республику действительно отправили, стоял бы не малый вой.
          1. Сергей уи 30 мая 2017 09:28
            Вот это то и смущает, резолюция совбеза ООН , вроде как запрещает продавать истребители Ирану , а нарушать резолюцию у наших кишка тонка.
            1. zyablik.olga 30 мая 2017 10:22
              Цитата: Сергей уи
              Вот это то и смущает, резолюция совбеза ООН , вроде как запрещает продавать истребители Ирану , а нарушать резолюцию у наших кишка тонка.

              Если кто-то и продаст истребители в Иран, так это китайцы. У американцев рычагов давления на Китай гораздо меньше чем на Россию,и китайцы всегда руководствуются только собственной выгодой.
              1. Сергей уи 30 мая 2017 10:51
                Наши китайцам, китайцы Ирану wink
                1. Bongo 30 мая 2017 11:12
                  Цитата: Сергей уи
                  Наши китайцам, китайцы Ирану

                  Китайцы сами строят в Шеньяне клоны Су-30МК. Кроме того они могут предложить два типа современных лёгких истребителей. Впрочем, на этих самолётах изначально стояли российские двигатели.
                  1. андрей юрьевич 30 мая 2017 12:02
                    Цитата: Bongo
                    Впрочем, на этих самолётах изначально стояли российские двигатели.

                    которые брали как "ЗиП" ? what
                    1. Bongo 30 мая 2017 12:17
                      Цитата: андрей юрьевич
                      которые брали как "ЗиП" ?

                      Нет, для лицензионного производства Су-27СК поставлялись АЛ-31Ф. После того как китайцы нас с лицензией кинули, поставки авиадвигателей продолжились. Помимо "китайского" истребителя J-11 наши РД-93 используются на китайско-пакистанском JF-17 Thunder, а АЛ-31ФН на J-10 созданном на базе израильского IAI Lavi. Впрочем в КНР прилагают большие усилия для того, чтобы отказаться от закупки российских двигателей. Их моторы пока уступают по ресурсу нашим, но рано или поздно китайцы этого добьются.
                      1. андрей юрьевич 30 мая 2017 12:29
                        Цитата: Bongo
                        . Их моторы пока уступают по ресурсу нашим, но рано или поздно китайцы этого добьются.

                        это- факт...
                      2. Alex_59 30 мая 2017 12:40
                        Цитата: Bongo
                        Впрочем в КНР прилагают большие усилия для того, чтобы отказаться от закупки российских двигателей

                        Подтверждение известной пословицы двигателистов: самолет - это примитивная конструкция, обеспечивающая полет двигателя. laughing
                      3. амурец 30 мая 2017 13:17
                        Цитата: Bongo
                        Их моторы пока уступают по ресурсу нашим, но рано или поздно китайцы этого добьются.

                        Оденут мягкие тапочки, когда пойдут в цех по производству лопаток турбины? Как в своё время сделал А. Люлька на фирме Ролс-Ройс.
                  2. Zaurbek 30 мая 2017 14:42
                    Cу-30 самолет сложный и не дешевый и у Китая здесь не получиться взять низкой ценой...плюс ВВС Китая еще не насыщенны самолетами 4++ поколений. А Су-30 и Су-27 та синица в руке, которая сейчас составляет основу ВВС. На месте Иранских ВВС я бы заинтересовался самолетами J-10...
    2. андрей юрьевич 30 мая 2017 12:44
      Цитата: Сергей уи
      А ещё пишут, что су-30 есть

      на фото не отличить "китайца" от нашего... what
    3. svarnoi11 1 июня 2017 19:05
      Про "иранский" Су-30

      В октябре прошлого года, один иранец, что занимается анимацией - Houman Sorooshnia, сделал короткий ролик с анимацией того как мог бы выглядеть Су-30 в составе ВВС Ирана. Для этого он использовал реальное видео с посадкой иранского самолета, заменив его на изображение Су-30. Он выложил работу в своём инстаграме (https://www.instagram.com/houman65/), где было честно и прямо указано, что это не реальное видео, а анимация и монтаж.

      Однако через несколько месяцев кто-то взял это видео, стер с него упоминание автора и с тех пор оно уже второй или третий раз по кругу распространяется на youtube и пр. как будто это реальный Су-30. Вот ссылка https://www.instagram.com/p/BLgwGF7hUKJ/. Как то так))
  6. Bongo 30 мая 2017 12:32
    Цитата: андрей юрьевич
    это- факт...


    К сожалению... recourse Военно-техническое сотрудничество с КНР - палка о двух концах. И как бы нам потом не пришлось пожалеть, что мы вырастили таких "стратегических партнёров".
    1. андрей юрьевич 30 мая 2017 12:38
      Цитата: Bongo
      И как бы нам потом не пришлось пожалеть, что мы вырастили таких "стратегических партнёров".

      тут дело Сергей, в том,что не мы-"партнёры" помогли бы... стратегические интересы заставляют быть ближе к Китаю, а кроме как военных технологий,нам предложить им нечего... увы,в остальном они давно нас обошли. recourse да и в военных (надводные вмс) опережают уже..
      1. Alex_59 30 мая 2017 12:44
        Цитата: андрей юрьевич
        увы,в остальном они давно нас обошли

        У меня давно в голове напрашивается аналогия, что РФ сегодня выглядит по отношению к КНР, как Великобритания выглядела в конце 40-х по отношению к США. Потеря лидерства в своем блоке, переход из номера 1 во второй-третий класс, но при этом конечно не полная деградация - кое-что свое осталось. Возможно нам с этим статусом придется смириться, как пришлось это сделать Британцам.
      2. Bongo 30 мая 2017 12:53
        Цитата: андрей юрьевич
        тут дело Сергей, в том,что не мы-"партнёры" помогли бы...

        "Партнёры", после подавления студенческих выступлений на площади Тяняньмэнь полностью свернули ВТС с КНР. И усиление азиатского дракона им не нужно.
        Цитата: андрей юрьевич
        стратегические интересы заставляют быть ближе к Китаю, а кроме как военных технологий,нам предложить им нечего..

        Сотрудничество тоже разное может быть, поставлять для ознакомления новейшие виды вооружений - не глупость, а преступление.
        Цитата: андрей юрьевич
        увы,в остальном они давно нас обошли. recourse да и в военных (надводные вмс) опережают уже..

        Не обошли пока в системах ПВО, МБР и АПЛ. Но если у нас в стране ничего не поменяется, то безусловно обойдут.
        1. андрей юрьевич 30 мая 2017 13:19
          Цитата: Bongo
          Не обошли пока в системах ПВО, МБР и АПЛ.

          это да..пока(ирану уже идут комплексы -аналоги с-300.- FD-2000 ...если наша экономика будет такой же "вязкой" то это вопрос 10 -15лет. по микроэлектронике ...догоним ли...? what всё грустно видится,если что то кардинально не поменяется с нашей экономикой...
          1. Bongo 30 мая 2017 13:38
            Цитата: андрей юрьевич
            ирану уже идут комплексы -аналоги с-300.- FD-2000

            Откровенно говоря не слышал, чтобы Ирану поставлялись китайские ЗРС FD-2000. request
            1. андрей юрьевич 30 мая 2017 13:45
              Цитата: Bongo
              Откровенно говоря не слышал, чтобы Ирану поставлялись китайские ЗРС FD-2000.

              официально ,тоже нигде не слышал,но где то проскочила информация...сейчас судорожно роюсь в кэшэ...может найду...
              1. Bongo 30 мая 2017 13:50
                Цитата: андрей юрьевич
                официально ,тоже нигде не слышал,но где то проскочила информация...

                Я склоняюсь к тому, что ЗРС Bavar-373 в ИРИ создаются с зарубежной помощью. Только не понятно кто помогает, мы или китайцы?
              2. андрей юрьевич 30 мая 2017 13:52
                ну вот...в Иране на параде..."ку-9"
                по другому
                df-2000...[thumb] мы же приостановили тогда,поставку комплексов? а с Китаем небыло такого договора...
                1. Taran 75 30 мая 2017 14:07
                  разница есть ...
                2. Bongo 30 мая 2017 14:10
                  Цитата: андрей юрьевич
                  ну вот...в Иране на параде..."ку-9"

                  Почитайте пожалуйста 2-ю часть этого цикла. Активная ссылка на неё есть в конце этой статьи. hi
              3. voyaka uh 31 мая 2017 01:13
                То что китайцы иранцам будут продавать ракеты - неизбежно. Китайцы раскручивают военный
                экспорт так же интенсивно, как и гражданский. Никакие эмбарго не смогут им помешать.
  7. Напролом 30 мая 2017 12:37
    Вот тут интересную тему затронули: кто как кого давил и прчее. Не плохо бы рубрику создать по истории различлных конфликтов, причины побед и поражений. Всегда интересовало.
    1. Bongo 30 мая 2017 12:55
      Цитата: Напролом
      Вот тут интересную тему затронули: кто как кого давил и прчее. Не плохо бы рубрику создать по истории различлных конфликтов, причины побед и поражений. Всегда интересовало.

      Вы почитайте комментарии к техническим публикациям, там тусуется один и тот же узкий круг читателей. Большинству это не интересно. request
      1. амурец 30 мая 2017 14:48
        Цитата: Bongo
        Вы почитайте комментарии к техническим публикациям, там тусуется один и тот же узкий круг читателей. Большинству это не интересно.

        Сергей! Не только это. Тусуются специалисты, кто может разобраться в проблеме. Один знакомый мне сказал: что я полезу в этот раздел, если я не понимаю о чём речь, а позориться я не хочу. Есть и такой подход.
  8. mvg 30 мая 2017 13:22
    Цитата: Bongo
    Цитата: андрей юрьевич
    Том Круз-Мэверик,так не считает

    Вряд ли Том Круз является авторитетом в области боевой авиации. Слабым местом всех модификаций F-14 была низкая тяговооруженность. Ввязаться в ближний воздушный бой с F-5 (в фильме они изображают МиГ-29 было бы безумием). Впрочем, оставим это на совести Голливуда.

    Ввязываться в БВБ с F-5 "Тайгер" не рекомендовалось ни МиГ-21, ни МиГ-23МЛ, ни даже Мираж F.1. "Экспортный" F-5E получился на диво хорошей и недорогой машиной, так же, как в свое время P-51 "Мустанг".
    P.S.: А F-14A действительно выдающаяся машина. Где то была статья на ВО, как во время испытаний, "Томкэт" сбил 5 из 6 ПКР на встречном курсе. При этом 2 ПКР были сверхзвуковыми. И по тяговооруженности... зачем она ему? Он же не ближний боец. Ему не надо крутить "Кобру Пугачева". Его задача - на дальней дистанции перехватить воздушные цели. На тот момент: лучший планер, лучшая РЛС, лучшая ракета. Ничего лишнего )))
    mvg
    1. Bongo 30 мая 2017 13:31
      В общем согласен с Вами кроме этого:
      Цитата: mvg
      И по тяговооруженности... зачем она ему? Он же не ближний боец. Ему не надо крутить "Кобру Пугачева". Его задача - на дальней дистанции перехватить воздушные цели. На тот момент: лучший планер, лучшая РЛС, лучшая ракета. Ничего лишнего )))
      По причине недостаточной тяговооруженности и проблем с двигателями, разбилось около четверти "Томкэтов". Тяговооруженность ещё ни одному истребителю лишней не была. Идеализировать "Томкэт" тоже не стоит, это конечно во многом выдающийся самолёт, но и не лишенный ряда серьёзных недостатков.
      1. Alex_59 30 мая 2017 13:49
        Цитата: Bongo
        По причине недостаточной тяговооруженности и проблем с двигателями, разбилось около четверти "Томкэтов"

        Позволю скромно предположить что основной причиной высокой аварийности все же была склонность к помпажу и низкая приемистость, а не недостаточная тяга. Ну, как правило, помпаж намного страшнее, чем недобор тяги. Помпаж при посадке это почти готовая катастрофа (высоты нет, скорости нет, времени нет). А недостаток тяги - дача ручки и довыпуск закрылков (пока движки раскручиваются). Т.е. во втором случае ситуация еще управляемая, хоть и сложная, а помпаж - это всё, приехали.
        1. Bongo 30 мая 2017 13:55
          Цитата: Alex_59
          Позволю скромно предположить что основной причиной высокой аварийности все же была склонность к помпажу и низкая приемистость, а не недостаточная тяга.

          Ваша скромность не знает границ... wink
          Цитата: Alex_59
          А недостаток тяги - дача ручки и довыпуск закрылков (пока движки раскручиваются). Т.е. во втором случае ситуация еще управляемая, хоть и сложная, а помпаж - это всё, приехали.

          Чувствуется знание предмета.good Но Вы забываете, что это палубный самолёт. При взлёте с авианосца, помпаж одного двигателя по хорошему должен компенсироваться запасом тяги другого. Но на документальных кадрах видно как тяжело взлетали F-14, даже с двумя штатно работающими двигателями.
          1. Alex_59 30 мая 2017 14:21
            Цитата: Bongo
            Чувствуется знание предмета.

            Ой, да ладно. Я летчик-теоретик. Даже хвосты и те не заносил с ноября - прогуливаю поездки на аэродром. И даже на тряпках не полетал когда предлагали, нога травмирована...
            Цитата: Bongo
            Но Вы забываете, что это палубный самолёт.

            Ну это да... про взлет с АВ я не подумал, ту все про Иран, про Иран... laughing
    2. sivuch 30 мая 2017 23:21
      Ага ,а потом в БВБ Миг-23БН ,который тоже под БВБ не затачивался ,простреливает томкету плоскость
    3. sivuch 30 мая 2017 23:28
      Известную историю про совместные испытания биса ,23-11 и Тигра ,читали все .Только это не вся правда .А вся заключалась в том ,что лучшим истребителем была признана все-таки эмка .Потому что за счет более мощной РЛС и ТП ,а также лучших динамических х-к могла или занять более выгодное положение еще до начала боя или во-время слинять .А так да ,виражил Тигр лучше . И ,кстати ,во время И-И войны у тигров статистика побед была хреноватой
      1. Bongo 31 мая 2017 02:14
        Цитата: sivuch
        И ,кстати ,во время И-И войны у тигров статистика побед была хреноватой

        Дык перед иранскими F-5 ставилась совсем другая задача, они главным образом использовались как самолёты непосредственной авиационной поддержки, и основные потери понесли не в воздушных боях.
        1. sivuch 31 мая 2017 09:15
          Сергей ,к задачам ПВО их тоже привлекали .Причины были другие И статистика у них была хуже по сравнению с фантомами ,которые тоже вполне себе ударники .
          1. Bongo 31 мая 2017 13:43
            Цитата: sivuch
            Сергей ,к задачам ПВО их тоже привлекали

            Перехватчик ПВО из "Тайгера", прямо скажем, так себе. Как правило они вели оборонительные воздушные бои.
      2. Zaurbek 31 мая 2017 13:43
        Линяли МиГ-23 разных модификаций вообще стремительно.. Уходящий МиГ на форсаже со сложенным крылом поймать трудно.
  9. Taran 75 30 мая 2017 17:40
    https://www.youtube.com/watch?v=w7EwhUAfDaQ Су-30 или нет ....
    1. Taran 75 30 мая 2017 17:51
      новое видео
  10. mvg 31 мая 2017 11:40
    Цитата: Bongo
    В общем согласен с Вами кроме этого:
    Цитата: mvg
    И по тяговооруженности... зачем она ему? Он же не ближний боец. Ему не надо крутить "Кобру Пугачева". Его задача - на дальней дистанции перехватить воздушные цели. На тот момент: лучший планер, лучшая РЛС, лучшая ракета. Ничего лишнего )))
    По причине недостаточной тяговооруженности и проблем с двигателями, разбилось около четверти "Томкэтов". Тяговооруженность ещё ни одному истребителю лишней не была. Идеализировать "Томкэт" тоже не стоит, это конечно во многом выдающийся самолёт, но и не лишенный ряда серьёзных недостатков.

    Да никто не "идеализирует", просто очень тяжелый (для палубника), новейший самолет, с крылом изменяемой геометрии. "Детские болячки" никто не отменял. По движкам - читал там было несколько вариантов. американцы - очень приличные "двигателисты", нашли бы что поставить, прослужи он чуть больше. Просто очень дорогой, и в обслуживании тоже.
    Не стало ВМФ СССР и ракетоносцев Ту-22, не стало "Томкэтов". Да и задачи борьбы с ПКР были возложены на ПВО (ПРО).
    P.S.: В моем понимании 2 самолета сильно опередившие время (серийные) это F-14 и F-111. Всяких "валькирий" считать не буду. Это не самолет, это низенько летящая ракета ))
    mvg
  11. Bongo 31 мая 2017 13:47
    Цитата: mvg
    В моем понимании 2 самолета сильно опередившие время (серийные) это F-14 и F-111. Всяких "валькирий" считать не буду. Это не самолет, это низенько летящая ракета ))

    Можно ещё A-5 Vigilante вспомнить, ну и МиГ-25 конечно.
  12. mvg 31 мая 2017 14:35
    Цитата: Bongo
    Цитата: mvg
    В моем понимании 2 самолета сильно опередившие время (серийные) это F-14 и F-111. Всяких "валькирий" считать не буду. Это не самолет, это низенько летящая ракета ))

    Можно ещё A-5 Vigilante вспомнить, ну и МиГ-25 конечно.

    МиГ-25, что, кроме скорости и высоты? Так понимаю, что SR-71 "Блэкбёрд" он "догнать" не мог, ни по высоте, ни по скорости, ни по продолжительности полета "на форсаже", да и возможные встречи с B-70 "Валькирией" ничего хорошего не сулили. А создавался (в том числе) как высотный перехватчик. А в итоге остались только версии МиГ-25П и Р.
    Как бы то не было, истории, как сбивали МиГ-25 я знаю, а вот их воздушные победы - слабовато (F/A-18 вроде бы). А, минуточку, было построено > 1100 самолетов, нифига не дешевых. Движки, титан, РЛС... (которая к слову никакая ни для воздуха, ни, тем более для земли)
    P.S.: Вот поэтому несколько скептически отношусь к МиГ-31, для меня непонятная машина. С КР бороться не может (просто не увидит современные "топоры"), с заправщиками и ДРЛО - тоже сомнительно, никто ему не даст приблизиться на 200-250 км, да и в возможности КС-172 (которой еще нет) преодолевать систему РЭБ не верю.
    В общем пессемист. what
    Есть, правда инфа, что Р-33 имеет возможность нести спецБЧ, тогда есть варианты для борьбы с ДРЛО и "армадами" Б-52, но не в этой жизни.
    mvg
Картина дня