Предварительная оценка прототипа малозаметного китайского истребителя Chengdu J-XX [J-20]
Прототип Chengdu, декабрь 2010 (источник китайский интернет).
Технические замечания по конструкции прототипа
- J-XX/J-20 является тяжелым истребителем, сравнимым по размерам с F-111. Первый образец обладает большим треугольным крылом по схеме "утка" с положительным углом поперечного ВЭ, с парой наклоненного наружу/назад поворотного вертикального/горизонтального хвостового оперения и парой похожих больших скошенных передних поворотных закрылков, которые если останутся на серийном самолете то наряду с хвостовым оперением обеспечат самолету весьма продвинутые возможности в области управляемости и маневренности. Несомненно, что такая конфигурация предназначена для обеспечения хорошей устойчивости на сверхзвуковом режиме с подходящим типом двигателя, а также обеспечит хорошие маневренные характеристики на транс-и сверхзвуковых режимах.
- Без сомнения форма малозаметности значительно лучше, чем на российском прототипе Т-50 ПАК ФА и тем более лучше чем на запускаемом в производство F-35 Joint Strike Fighter.
- Конструкция J-XX/J-20 по-видимому в значительной степени была основана на правилах формирования малозаметности F-22A Raptor:
- Носовая секция китайского J-XX/J-20 и форма фонаря близки по внешнему виду к F-22, обеспечивая схожую сигнатуру уже проверенной конструкции.
- Трапециевидные кромки воздухозаборников двигателей J-XX/J-20 похожи на F-22, хотя и кажутся большими и напоминающими стиль DSI (Diverterless Supersonic Inlet) F-35, очевидно направленные на уменьшение заметности кромок воздухозаборников стиля F-22.
- Имеющая решающее значение для малозаметности форма крепления крыльев к фюзеляжу J-XX/J-20 очень похожа на F-22 и явно превосходит российский прототип Т-50 ПАК ФА и американский истребитель F -35 Joint Strike.
- Плоская нижняя часть фюзеляжа J-XX/J-20 является оптимальной для всех аспектов широкополосной малозаметности и тесно имитирует дизайн F-22.
- Форма крыла в плане J-XX/J-20 показывает точное угловое выравнивание между передней кромкой горизонтального оперения и пеpедней кpомкой крыла и точное пересеченное угловое выравнивание края между задней кромкой горизонтального оперения и задней кpомкой крыла. Стреловидность передней кромки крыла составляет ~ 43°, что явно предназначено для эффективного сверхзвукового полета.
- При создании носовых и основных створок шасси J-XX/J-20 использовалась оптимизированная для Х-диапазона зубчатая технология кромки, основанная на конструкции F-117A и F-22.
- Кормовая часть фюзеляжа, хвостовые балки, стабилизаторы/ ребра, асимметричные сопла, не совместимых с эффективной малозаметностью, но могут служить лишь промежуточным решением для ускорения летных испытаний прототипа.
- Конфигурация планера и формы кормы фюзеляжа соответствует стилю конструкции сопла с изменяемым вектором тяги F-22A или прямоугольного сопла предназначенного для контролируемой модели инфракрасного излучения и радиочастотной скрытности.
- Конфигурация планера совместима с подфизюляжным, подкрыльным и размещением оружия во внутренних отсеках и является достаточно большой, чтобы соответствовать или в той или иной степени превосходить внутреннюю полезную нагрузку F-22A Raptor.
- Объем размещаемого внутри самолета топлива также может оказаться высоким учитывая конфигурацию фюзеляжа и большие внутренние объемы треугольных крылев. Это свидетельствует о намерении обеспечить возможности устойчивого сверхзвукового крейсерского полета.
- Китайцы не раскрывают тип двигателя. Существует мнение, что используются российские сверхзвуковые двигатели серии 117С, хотя с учетом общей эффективности аэродинамики самолета, их, скорее всего, будет недостаточно чтобы использовать весь потенциал этого современного планера.
- Набор внутренних датчиков остается неизвестен. Китай до сих пор не продемонстрировал радар АФАР или продвинутую систему определения местоположения излучающих РЭС. Тем не менее, они могут стать доступны к моменту поступления планера на производство. Соответствующее российское оборудование в настоящее время находится на стадии разработки и/ или испытаний.
(МО США)
Выше и ниже гистограммы расстояний между авиабазами НОАК вдоль восточного побережья материкового Китая и американской авиабазой Кадена на Окинаве и авиабазой Андерсен на Гуаме. Истребитель J-XX/J-20 способен подвергнуть риску обе эти базы.
Радиус боевого применения без дозаправки для истребителей размера и веса класса FB-111A с учетом ряда допущений обычно составляет от 1000 до 1500 морских миль. Эта карта отражает географический охват достижимый с авиабаз Anshan, Dachang and Foluo Northeast с боевым радиусом 1000 и 1500 морских миль соответственно. Азимутальные равноудаленные проекции сосредоточены на авиабазе Dachang.
Общие выводы
Размер планера J-XX/J-20 и очевидный акцент на сверхзвуке свидетельствует как минимум о намерении создать дальний перехватчик способный действовать вплоть до островов второй гряды (включая Филипины и Гуам). Скорее всего, серийная версия J-XX/J-20 будет включать возможности дозаправки в воздухе для дальнейшего расширения радиуса боевого применения.
Малозаметность, крейсерский сверхзвук, большой радиус действия обеспечит ВВС Китая возможностью проникать в интегрированную систему ПВО, уничтожать E-3 AWACS, RC-135В/W Rivet Joint, другие системы разведки и наблюдения, а главное воздушные танкеры ВВС и ВМФ. В случае любых непредвиденных обстоятельств это в свою очередь существенно осложнит, если вовсе не сорвет воздушные операции с авиабазы Андерсен и блокирует базы находящиеся за грядой Рюкю, Японских островах и Корейском полуострове.
Любые утверждения, что истребители F-35 Joint Strike Fighter или F/A-18E/F Super Hornet будут способны конкурировать в воздушном бою с китайским Chengdu, не говоря уже об их проникновении в воздушное пространство защищаемое этим истребителем было бы просто абсурдным. F-35 Joint Strike Fighter наряду с F/A-18E/F Super Hornet аэродинамически и кинематически весьма уступают представленному J-XX/J-20, а его форма сможет эффективно нейтрализовать преимущества любых датчиков, успешно действующих против ранних российских и китайских версий истребителей.
Возможности многофункциональности и количество запланированных самолетов
J-XX/J-20 может быть использован в качестве ударного самолета класса F-111 и Су-34, если будет оборудован управляемыми бомбами, такими как Luoyang/CASC LT-3 Laser/Satellite Aided Inertially Guided Bomb, FT-1, FT-2, FT-3, FT-4, FT-5 и LS-6. Это китайские аналоги в американских JDAM, некоторые из них оснащены дополнительными крыльями по образцу JDAM-ER.
Завершенные J-XX/J-20 с полными боевыми возможностями станут прямыми эквивалентнтами многоцелевых FB-22A, столь отстаиваемыми доктором Джеймсом Дж. Роше (James G. Roche) во время его пребывания на посту министра ВВС США до 2005-го года.
ВВС Китая до сих пор не озвучили планируемый объем производства. Заявленные первичные операционные возможности J-XX/J-20 непосредственно увязаны со списанием находящихся в настоящее время на вооружении второй серии Су-27СК и первой серии Су-30МКК. Таким образом, если предположить, что J-XX/J-20 предназначен для замены Су-27СК, а затем и Су-30МКК то цифра в 400-500 самолетов является приемлимой.
Управляемая бомба LS-6 калибров 250 и 125 фунтов представленная в Чжухае в 2010-ом году являющаяся прямым аналогом американской бомбы малого калибра GBU-39/B, в настоящее время интегрированной на F-22A Raptor.
Изображения и мультимедиа прототипа
[Все изображения и мультимедиа получены из китайского интернета]
Полет первого прототипа 11 января 2011-го года
Рулежные испытания прототипа декабрь-января 2011-го года
Мультимедиа
[редакция АПА не подтверждает и не всегда согласна с содержанием мультимедийной информации третьей стороны, включенных в эту страницу]
Автор: профессор