40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Кабина оператора
Кабина пилота
ЭВУ
Блоки НАР и пусковые трубы АПУ-8/4-У для ПТУР 9М114
Основная опора шасси
Грузо-пассажирский отсек и вид из него на кресло пилота
Топливная система включает пять встроенных баков общим объёмом 2130 л, оборудованных системой нейтрального газа и пенополиуретановыми вкладышами, топливные насосы, топливопроводы, клапаны, топливомер и систему дренажа. Топливо - керосин марки Т-1 или ТС-1. Баки размещены под полом и в задней части грузовой кабины.
Для сохранения центровки вертолёта в процессе выработки топлива основные баки расположены вблизи центра масс, под полом и в задней части грузовой кабины; порядок выработки горючего регулируется автоматикой. При перелётах на большие расстояния под крылом подвешивается до четырёх топливных баков ПТБ-450 ёмкостью по 450 л каждый.
Фюзеляж вертолёта - полумонокок, состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок, разделённых одним технологическим и двумя конструктивными разъёмами. Кабины экипажа и грузовая герметизированы и оборудованы системой кондиционирования воздуха.
Грузовая кабина с четырьмя иллюминаторами по каждому борту имеет следующие размеры: длина 2825 мм, ширина 1460 мм и высота 1200 мм. На её правом и левом бортах расположены двухстворчатые двери. Для удобства пользования верхние и нижние, оборудованные подножками, створки дверей имеют фиксаторы открытого положения. В верхних створках имеется по два иллюминатора. Три первых иллюминатора на обоих бортах открываются внутрь и снабжены кронштейнами для крепления стрелкового оружия десанта. По обе стороны от диаметральной плоскости вертолёта установлены откидные" сиденья для десанта.
Над грузовой кабиной находится отсек, в котором размещены двигатели ТВЗ-117В, главный редуктор, вспомогательная силовая установка и гидропанель. Над ТВЗ-117, перед главным редуктором, расположена вентиляторная установка.Хвостовая балка - овального сечения, полумонококовой конструкции. Внутри её сверху на кронштейнах закреплён трансмиссионный вал. В нижней части балки расположен блок ДИСС-15Д с антеннами, а на левом борту - две сигнальные ракетницы ЭСКР-46. На верхней поверхности хвостовой балки за УКВ-антенной смонтирован проблесковый маяк.
Концевая балка состоит из однолон-жеронного управляемого стабилизатора и вертикального оперения. В концевой балке расположены промежуточный и концевой редукторы, а также соединяющий их хвостовой трансмиссионный вал. На выходном валу концевого редуктора, закрытого пилоном, закреплён рулевой винт. Внизу горизонтальной части концевой балки имеется предохранительная хвостовая опора.
Консоли крыла - двухлонжеронной конструкции, трапециевидной формы в плане. Для размещения вооружения на каждой консоли снизу предусмотрены два пилона и специальная балка на отогнутой вниз вертикальной законцов-ке. В верхней передней части левой за-концовки установлен кинофотопулемёт С-13-300-1ОО-ОС.
Шасси - трёхопорное, убираемое, с пирамидальной предохранительной опорой под концевой балкой. Передняя управляемая опора - двухколёсная, с нетормозными колёсами К329А (размером 400x200 мм). На основных опорах установлены одинарные тормозные колёса КТ135 (720x320 мм). Уборка и выпуск шасси - посредством гидропривода.
Управление вертолётом в продольном, поперечном и вертикальном направлениях осуществляется при помощи автомата перекоса, путевое управление - рулевым винтом. Ползун автомата связан со стабилизатором: согласованное отклонение последнего создаёт соответствующий режиму полёта продольный управляющий момент.
В кабинах пилота и штурмана-опера-тора установлены ручка управления, педали и рычаг «шаг - газ». Вертолёт оснащен автопилотом ВУАП-1, входящим в состав САУ-В24-1. В каналах системы управления по трём осям и шагом несущего винта по необратимой схеме включены четыре исполнительных гидроагрегата управления КАУ-110. В канал путевого управления включён ограничитель угла установки лопастей рулевого винта СППУ-52. Для предохранения хвостового трансмиссионного вала от перегрузки при резкой «даче ноги» лётчиком в системе путевого управления установлен гидродемпфер СДВ-бООО-ОА. Проводка системы управления в основном жёсткая. Тросы использованы для управления стабилизатором, остановом двигателя, тормозом несущего винта и, частично, рулевым винтом (на участке от главного до хвостового редуктора).
На вертолёте имеются три гидросистемы: основная, вспомогательная и аварийная, работающие от индивидуальных насосов НП-92А-4.
Пневмосистема - баллонного типа. В качестве баллонов использованы внутренние полости основных стоек шасси и резервный баллон, расположенный в отсеке силовой установки.
Радиосвязное оборудование обеспечивает связь с землёй, между вертолётами и между членами экипажа. Оно состоит из УКВ-радиостанций Р-860-1, Р-863, а также Р-828 «Эвкалипт-М24» (для связи с наземными войсками) и КВ-радиостан-ции «Карат-М24». Связь между членами экипажа поддерживается с помощью переговорного устройства СП-8У. В составе НАЗ имеются аварийные радиостанции Р-855УМ.
Пилотажно-навигационное оборудование включает радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2 с приёмником Р-852, доплеровс-кий измеритель скорости и сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер А-037 и пилотажные приборы в кабине лётчика. В специальное оборудование входят система опознавания «свой - чужой» СРО-2, индикатор облучения РЛС Л-006 «Берёза», речевой информатор РИ-65, устройство создания помех ракетам с ИК ГСН СО-ЭП-В1А «Липа», установленное сверху фюзеляжа перед хвостовой балкой и блоки АСО-2В по бортам за крылом.
Система жизнеобеспечения включает кондиционер и кислородную систему для полётов на высотах свыше 3 км. Вооружение состоит из встроенного стрелково-пушечного и подвесного. К первому относится установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 с боекомплектом 1470 патронов. Пулемётом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции КПС-53АВ с коллиматор-ным прицелом КС-53. В состав подвесного вооружения входят управляемые и неуправляемые средства поражения. К неуправляемым относятся НАР, бомбы, зажигательные баки и контейнеры КМГУ-2. Стрельбу НАР и из стрелково-пушечных контейнеров ведёт лётчик с помощью автоматического прицела АСП-17В, который используется также для стрельбы из пулемёта ЯкБ-12,7, зафиксированного параллельно продольной оси фюзеляжа. Аппаратура управления стрельбой ПУС 36-71 позволяет выпускать по четыре, восемь и 16 ракет из каждого блока.
К управляемому вооружению относится ПТРК «Штурм-В». Восемь ПТУР 9М114 размещаются на АПУ-8/4-У, смонтированных на законцовках крыла и внешних пилонах. Прицеливание осуществляется штурманом-оператором, а наведение -аппаратурой РКСН в полуавтоматическом режиме.
Продолжение следует ...
Автор: Смирнов Вадим