40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание


Вертолёт выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Члены экипажа размещаются раздельно: штурман-оператор и пилот в индивидуальных кабинах, бортмеханик в грузовой кабине.

Несущая система представляет собой пятилопастный воздушный винт диаметром 17 300 мм с шарнирным креплением лопастей к втулке, вращающийся по часовой стрелке (если смотреть на ротор сверху). Форма лопастей - прямоугольная в плане, относительная толщина -11,12%, хорда - 580 мм. Конструкция лопасти типовая: прессованный лонжерон, повторяющий внешним контуром обводы носовой части лопасти, из алюминиевого сплава, к которому приклеены хвостовые отсеки-секции с алюминиевой обшивкой и сотовым заполнителем. Для обеспечения необходимой жёсткости верхняя и нижняя полки лонжерона имеют внутри рёбра. Ближние к носку рёбра служат направляющими для противовеса, состоящего из отдельных частей, обеспечивающих необходимую поперечную центровку лопасти.


Трансмиссия вертолёта включает трёхступенчатый главный редуктор ВР-24, хвостовой карданный вал, соединяющий главный редуктор с коробкой приводов и промежуточным редуктором, а также промежуточный редуктор с хвостовым. Хвостовой редуктор передаёт крутящий момент на рулевой винт, изменяет направление вращения вала и понижает его обороты. Трёхлопастный тянущий рулевой винт с механическим изменением шага в полёте вращается по часовой стрелке. Диапазон изменения углов установки лопастей от -7°55' до +20 - 25° - в зависимости от включения или отключения системы СППУ-52. Лопасть хвостового винта - цельнометаллическая, со стек-лопластиковой обшивкой. Диаметр рулевого винта - 3908 мм.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117В, вспомогательной силовой установки АИ-9В со стартёр-генератором СТГ-3 и вентиляторной установки охлаждения главного редуктора. Продольные оси двигателей расположены параллельно диаметральной плоскости центральной части фюзеляжа с наклоном вперед-вниз относительно строительной горизонтали на угол 40° 30'. На выхлопных патрубках предусмотрена установка ЭВУ. Для защиты двигателя от песка и пыли в воздухозаборники двигателей монтируются ПЗУ. Двигатели оснащены автономными противообледенительной, масляной и пусковой системами. Вспомогательная силовая установка АИ-9В расположена позади основного редуктора поперёк фюзеляжа.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Кабина оператора


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Кабина пилота


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Носовая часть фюзеляжа с установкой УСПУ-24


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
ЭВУ


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Блоки НАР и пусковые трубы АПУ-8/4-У для ПТУР 9М114


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Основная опора шасси


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
Грузо-пассажирский отсек и вид из него на кресло пилота


Топливная система включает пять встроенных баков общим объёмом 2130 л, оборудованных системой нейтрального газа и пенополиуретановыми вкладышами, топливные насосы, топливопроводы, клапаны, топливомер и систему дренажа. Топливо - керосин марки Т-1 или ТС-1. Баки размещены под полом и в задней части грузовой кабины.

Для сохранения центровки вертолёта в процессе выработки топлива основные баки расположены вблизи центра масс, под полом и в задней части грузовой кабины; порядок выработки горючего регулируется автоматикой. При перелётах на большие расстояния под крылом подвешивается до четырёх топливных баков ПТБ-450 ёмкостью по 450 л каждый.

Фюзеляж вертолёта - полумонокок, состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок, разделённых одним технологическим и двумя конструктивными разъёмами. Кабины экипажа и грузовая герметизированы и оборудованы системой кондиционирования воздуха.

Грузовая кабина с четырьмя иллюминаторами по каждому борту имеет следующие размеры: длина 2825 мм, ширина 1460 мм и высота 1200 мм. На её правом и левом бортах расположены двухстворчатые двери. Для удобства пользования верхние и нижние, оборудованные подножками, створки дверей имеют фиксаторы открытого положения. В верхних створках имеется по два иллюминатора. Три первых иллюминатора на обоих бортах открываются внутрь и снабжены кронштейнами для крепления стрелкового оружия десанта. По обе стороны от диаметральной плоскости вертолёта установлены откидные" сиденья для десанта.

Над грузовой кабиной находится отсек, в котором размещены двигатели ТВЗ-117В, главный редуктор, вспомогательная силовая установка и гидропанель. Над ТВЗ-117, перед главным редуктором, расположена вентиляторная установка.Хвостовая балка - овального сечения, полумонококовой конструкции. Внутри её сверху на кронштейнах закреплён трансмиссионный вал. В нижней части балки расположен блок ДИСС-15Д с антеннами, а на левом борту - две сигнальные ракетницы ЭСКР-46. На верхней поверхности хвостовой балки за УКВ-антенной смонтирован проблесковый маяк.

Концевая балка состоит из однолон-жеронного управляемого стабилизатора и вертикального оперения. В концевой балке расположены промежуточный и концевой редукторы, а также соединяющий их хвостовой трансмиссионный вал. На выходном валу концевого редуктора, закрытого пилоном, закреплён рулевой винт. Внизу горизонтальной части концевой балки имеется предохранительная хвостовая опора.

Консоли крыла - двухлонжеронной конструкции, трапециевидной формы в плане. Для размещения вооружения на каждой консоли снизу предусмотрены два пилона и специальная балка на отогнутой вниз вертикальной законцов-ке. В верхней передней части левой за-концовки установлен кинофотопулемёт С-13-300-1ОО-ОС.

Шасси - трёхопорное, убираемое, с пирамидальной предохранительной опорой под концевой балкой. Передняя управляемая опора - двухколёсная, с нетормозными колёсами К329А (размером 400x200 мм). На основных опорах установлены одинарные тормозные колёса КТ135 (720x320 мм). Уборка и выпуск шасси - посредством гидропривода.

Управление вертолётом в продольном, поперечном и вертикальном направлениях осуществляется при помощи автомата перекоса, путевое управление - рулевым винтом. Ползун автомата связан со стабилизатором: согласованное отклонение последнего создаёт соответствующий режиму полёта продольный управляющий момент.

В кабинах пилота и штурмана-опера-тора установлены ручка управления, педали и рычаг «шаг - газ». Вертолёт оснащен автопилотом ВУАП-1, входящим в состав САУ-В24-1. В каналах системы управления по трём осям и шагом несущего винта по необратимой схеме включены четыре исполнительных гидроагрегата управления КАУ-110. В канал путевого управления включён ограничитель угла установки лопастей рулевого винта СППУ-52. Для предохранения хвостового трансмиссионного вала от перегрузки при резкой «даче ноги» лётчиком в системе путевого управления установлен гидродемпфер СДВ-бООО-ОА. Проводка системы управления в основном жёсткая. Тросы использованы для управления стабилизатором, остановом двигателя, тормозом несущего винта и, частично, рулевым винтом (на участке от главного до хвостового редуктора).

На вертолёте имеются три гидросистемы: основная, вспомогательная и аварийная, работающие от индивидуальных насосов НП-92А-4.

Пневмосистема - баллонного типа. В качестве баллонов использованы внутренние полости основных стоек шасси и резервный баллон, расположенный в отсеке силовой установки.

Радиосвязное оборудование обеспечивает связь с землёй, между вертолётами и между членами экипажа. Оно состоит из УКВ-радиостанций Р-860-1, Р-863, а также Р-828 «Эвкалипт-М24» (для связи с наземными войсками) и КВ-радиостан-ции «Карат-М24». Связь между членами экипажа поддерживается с помощью переговорного устройства СП-8У. В составе НАЗ имеются аварийные радиостанции Р-855УМ.

Пилотажно-навигационное оборудование включает радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2 с приёмником Р-852, доплеровс-кий измеритель скорости и сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер А-037 и пилотажные приборы в кабине лётчика. В специальное оборудование входят система опознавания «свой - чужой» СРО-2, индикатор облучения РЛС Л-006 «Берёза», речевой информатор РИ-65, устройство создания помех ракетам с ИК ГСН СО-ЭП-В1А «Липа», установленное сверху фюзеляжа перед хвостовой балкой и блоки АСО-2В по бортам за крылом.

Система жизнеобеспечения включает кондиционер и кислородную систему для полётов на высотах свыше 3 км. Вооружение состоит из встроенного стрелково-пушечного и подвесного. К первому относится установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 с боекомплектом 1470 патронов. Пулемётом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции КПС-53АВ с коллиматор-ным прицелом КС-53. В состав подвесного вооружения входят управляемые и неуправляемые средства поражения. К неуправляемым относятся НАР, бомбы, зажигательные баки и контейнеры КМГУ-2. Стрельбу НАР и из стрелково-пушечных контейнеров ведёт лётчик с помощью автоматического прицела АСП-17В, который используется также для стрельбы из пулемёта ЯкБ-12,7, зафиксированного параллельно продольной оси фюзеляжа. Аппаратура управления стрельбой ПУС 36-71 позволяет выпускать по четыре, восемь и 16 ракет из каждого блока.

К управляемому вооружению относится ПТРК «Штурм-В». Восемь ПТУР 9М114 размещаются на АПУ-8/4-У, смонтированных на законцовках крыла и внешних пилонах. Прицеливание осуществляется штурманом-оператором, а наведение -аппаратурой РКСН в полуавтоматическом режиме.

Продолжение следует ...
Автор: Н.А. Секач


Статьи из этой серии:

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 7) Ми-35
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 9)
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строеных частях
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 12) В Афганистане

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Прапор Афоня 2 апреля 2013 07:49
    Очередная, десятая серия laughing
  2. smprofi 2 апреля 2013 12:52
    и про подвесное вооружение это ВСЁ? belay
    не-е... я так несогласный!

    Неуправляемые ракеты

    С-5




    Неуправляемая авиационная ракета С-5 состоит из твердотопливного двигателя с топливной шашкой, размещенной в точеном стальном корпусе, к передней части которого крепится боевая часть со взрывателем, а к задней — сопло с узлами навески оперения. Лепестки стабилизатора шарнирно складываются вперед по полету, охватывая в сложенном виде сопло. Их форма в точности повторяет наружный контур сопла, а потребная площадь оперения набрана за счет количества лепестков. При хранении С-5 и снаряжении пусковых блоков лепестки удерживаются в сложенном положении кольцом из плотной бумаги или пластика, а при пуске и выходе из направляющей они раскрываются под действием пружины и набегающего потока воздуха.

    Ракеты С-5М и С-5М1 предназначены для борьбы с живой силой противника и слабозащищенными целями (автомобилями), артиллерийскими и ракетными позициями, самолетами на аэродромах и др. Их боевая часть комбинированная — фугасного действия с осколочной оболочкой, которая при разрыве образует около 75 осколков весом 0,5-1 г. Длина ракеты С-5М составляет 882 мм.

    Ракета С-5МО оснащена боевой частью весом 2,1 кг усиленного осколочного действия, состоящей из двадцати стальных колец с надрезами для регулярности дробления. Боевая часть при взрыве дает 360 осколков-сегментов весом по 2 г.

    Для борьбы с бронеобъектами создана С-5К с механическим взрывателем В-586. Вес снаряда со взрывателем 3,65 кг. Вес боевой части 1,13 кг. Вес ВВ 287 г.

    В 1971 г. была принята на вооружение многоцелевая ракета С-5КО с боевой частью комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Вес ракеты 4,45 кг, вес боевой части 1,6 кг.

    Ракеты С-5С и С-5СБ оснащены боевой частью, начиненной 1000-1100 стреловидными поражающими элементами для уничтожения живой силы.



    Запуск ракеты С-5 осуществляется с помощью 32-ствольных унифицированных блоков УБ-32.
    smprofi
    1. smprofi 2 апреля 2013 12:55
      С-8

      Неуправляемые авиационные ракеты С-8 предназначены для поражения наземных целей различного типа: от живой силы до бронетанковой техники.



      Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5.

      На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.



      Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы.

      Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м.

      Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила.



      Для пуска С-8 используются двадцатизарядные блоки Б-8В20А.

      smprofi
      1. smprofi 2 апреля 2013 12:58
        С-13



        Неуправляемые авиационные ракеты С-13 относятся к ракетам класса «воздух — земля». Базовой ракетой системы является бетонобойная неуправляемая авиационная ракета С-13, состоящая из высокоэнергетичного ракетного двигателя твердого топлива большого удлинения и проникающей боевой части.

        Ракета С-13Т имеет проникающую 2-х модульную боевую часть, срабатывающую внутри атакуемого объекта после пробития его защитного слоя (до 6 м земли или 1 м железобетона). При попадании во взлетно-посадочную полосу из строя выводится до 20 м? поверхности.

        Ракета С-13-ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, дающую при разрыве 450 осколков весом 25–35 г, способных пробить броню БТР и БМП.

        Ракеты С-13 и С-13Т имеют боевую часть уменьшенного диаметра (90 мм против 122 мм основной части ракеты).

        smprofi
        1. smprofi 2 апреля 2013 13:00
          С-24



          Проектирование тяжелой неуправляемой ракеты АРС-240 началась в НИИ-1 в соответствии с Постановлением СМ СССР №2469–1022 от 19 марта 1953 года. Ракета предназначалась для поражения наземных целей. Боевая часть осколочно-фугасная, содержит 23,5 кг ВВ. В качестве силовой установки используется твердотопливный ракетный двигатель (время работы 1,1 с), состоящий из 7 шашек (72 кг) со звездообразным каналом. Двигатель имеет 7 сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси обеспечивает раскрутку ракеты до 450 об/мин.

          Для регулярного дробления корпус БЧ имеет проточки и сетчатую закалку токами СВЧ. При взрыве образует до 4000 осколков. Для усиления поражающего действия применен неконтактный радиовзрыватель РВ-24 "Жук", срабатывающий на высоте 30 м над целью. Для поражения защищенных объектов применяется контактный взрыватель В-575, имеющий три степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус БЧ, подрываемой после заглубления внутрь объекта.

          smprofi
          1. smprofi 2 апреля 2013 13:02
            Управляемые ракеты

            9М17П "Фаланга-ПВ"




            Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Фаланга-ПВ" предназначен для поражения бронетанковой техники противника при полуавтоматическом и ручном способе управления в условиях прямой оптической видимости.

            Создан в КБ точного машиностроения (гл.конструктор А.Э.Нудельман) на базе комплекса "Фаланга-М". Принят на вооружение в 1969 году, с 1973 года в серию пошли боевые вертолеты Ми-24Д с четырьмя ПТУР 9М17П.



            Ракета 9М17П выполнена по нормальной аэродинамической схеме и, в целом, аналогична ракете 9М17М комплекса "Фаланга-М". Основное отличие заключается в использовании новой радиокомандной системы полуавтоматического управления, сопряженной с аппаратурой "Радуга-Ф" на вертолете-носителе. Наведение ракеты на цель осуществляется по методу трех точек. Органы управления — аэродинамические рули.
            smprofi
            1. smprofi 2 апреля 2013 13:05
              9М114 "Штурм-В"

              Комплекс «Штурм-В» предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также живой силы противника в укрытиях.



              Ракета комплекса «Штурм-В» (всех модификаций) выполнена по схеме «утка». Ракета — двухступенчатая. Аппаратура управления и наведения — оптический прицел со встроенным пеленгаторным каналом, баллистическим вычислителем, аппаратурой радиокомандной связи «Радуга-Ш». Тип старта — из транспортно-пускового контейнера с помощью вышибного заряда.



              Система наведения ракет — полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Она имеет высокую помехоустойчивость за счет использования при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот. Для управления стрельбой разработаны специальные программы, которые позволяют ракете на первоначальном этапе лететь по траектории выше линии визирования, а при подлете к танку на расстояние 500–700 метров она опускается и поражает цель. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели и даже вертолеты в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.

              smprofi
    2. avt 2 апреля 2013 20:31
      Цитата: smprofi
      и про подвесное вооружение это ВСЁ? belay
      не-е... я так несогласный!

      Ну выдал !!! good Умыл автора сегодня конкретно ! Щас подожду и еще наплюсую пока не остановили good laughing Хоть по одной но накидаю. laughing
      avt
  3. smprofi 2 апреля 2013 13:18
    Р-2В "Барьер-В"

    Противотанковый ракетный комплекс "Барьер-В" разработан украинским КБ «Луч». Максимальная дальность стрельбы используемых комплексом ПТУР Р-2В составляет 7500 м, бронепробиваемость за динамической защитой – не менее 800 мм.

    smprofi
    1. smprofi 2 апреля 2013 13:22
      9М120 "Атака"

      Ракета авиационного ракетного комплекса «Атака-В» создана на базе ракеты 9М114 комплекса «Штурм-В» с использованием более мощного двигателя, который позволил увеличить дальность стрельбы комплекса, а также новой более мощной боевой части.





      Наибольшая эффективность использования УР "Атака" на дальности от 800 до 4000м. При этом вертолет находится на малой высоте в зоне наименьшей уязвимости. Вероятность поражения танка (расстояние = 4 км) 0,65-0,9. Пусковая труба служит направляющей для запускаемой ракеты, а также контейнером для транспортировки и хранения ракеты. Тип старта — из транспортно-пускового контейнера с помощью вышибного заряда.

      smprofi
      1. smprofi 2 апреля 2013 13:26
        9М39 "Игла-В"



        Ракета «Игла-В» предназначена для поражения медленно и среднелетящих воздушных целей. Вес ракеты равен 10.8 кг. Скорость полета достигает 570–600 метров в секунду. Дальность применения ограничена пятью километрами. Игла оснащается довольно мощной боеголовкой весом в 2 кг. Игла способна выдерживать большие перегрузки и имеет отличные характеристики по помехозащите. Является средством типа «пустил-забыл» то есть полностью автоматическим комплексом слежения за целью.



        В «Игле» используется двухспектральная ГСН 9Э410 разработки АО «ЛОМО» с логической селекцией, способная различать истинные и ложные цели в условиях искусственных помех в инфракрасном диапазоне. В головке самонаведения имеется и защита от воздействия станций модулирования помех. По сравнению с предыдущими моделями УР существенно увеличилась и дальность стрельбы по реактивным целям на встречных курсах за счет значительного повышения чувствительности головки. «Игла» имеет радиолокационный запросчик «свой — чужой». Вихревой датчик во взрывателе обеспечивает заглубленный подрыв осколочно-фугасной боевой части и остатков детонационноспособного топлива маршевого двигателя. «Игла» эффективно поражает воздушного противника при применении им тепловых ловушек с темпом сброса до 0,3 сек. и мощностью излучения, превышающей излучение самой цели. Вероятность поражения реактивного самолета типа «Фантом» на встречном курсе — 0,48, а на догонном — 0,33. В случае применения тепловых ловушек эта вероятность снижается только на 30 %. По сравнению с переносным зенитно-ракетным комплексом «Стрела-2М» вероятность поражения цели ракетой нового комплекса Игла и Игла-В выросла более чем в 8 раз.

        smprofi
  4. skrava 2 апреля 2013 18:30
    Много неточностей, а пусковые трубы от "Штурм-В" установлены на пусковые от "Фаланг"
    skrava

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня