«Пришлось пойти на компромисс»: Россия представила РСЗО «Сарма»


Российская оборонная компания «Мотовилихинские заводы» представила на экспозиции, приуроченной к визиту на предприятие Владимира Путина, 300-мм РСЗО «Сарма», установленную на шасси грузовика КамАЗ-63501 8×8 с бронекабиной.

Концептуальные истоки «Сармы» лежат в проекте «Кама», который разрабатывался в 2000-х годах, когда «Мотовилихинские заводы» стремились отойти от тяжёлой гусеничной платформы и создать более лёгкую и мобильную 300-мм ПУ на автомобильном шасси. Прототипы «Камы» демонстрировались на различных выставках, например, на МАКС-2007.

Проект оказался невостребованным, однако в ходе его реализации были разработаны конкретные инженерные решения для создания съёмных транспортно-пусковых контейнеров, позволяющих осуществлять быструю перезарядку ПУ. Впоследствии это способствовало появлению мультикалиберных изделий, таких как «Ураган-1М».

«Сарма» является преемником «Камы». Она использует тот же ТПК 9Я295 для всего семейства советских и российских 300-мм ракет: неуправляемых, в том числе 9М55 с дальностью стрельбы около 70 км, 9М528 и 9М531 с дистанцией огня на примерно 90 км; и управляемых от «Торнадо-С», таких как 9М542, 9М544 и 9М549, с заявленной дальностью поражения от 120 до 130 км, которые оснащены ИНС со спутниковой коррекцией, имеют вращающийся стабилизатор, выдвижные рули и программируемый автопилот для уменьшения рассеивания.

ПУ имеет шесть направляющих и оснащена автоматизированной СУО, интегрированной в общевойсковой разведывательно-огневой контур. Боезапас из ещё 6 ракет находится на ТЗМ 9Т234-4. По мнению западных обозревателей, продемонстрированная модель БМ имеет оценочные габариты 11,2 х 2,5 х 3,15 м, дорожный просвет около 390 мм и боевую массу в районе 24 тонн. Она оснащена дизельным двигателем КамАЗ 740.50-360 V8 на 360 л. с. Запас хода по шоссе составляет около 1000 км, а примерный расход топлива 45 л на 100 км.

Долгое время приоритет при создании боевых платформ отдавался гусеничным шасси, имеющим повышенную проходимость.

Однако колёсная база обеспечивает тактическую мобильность и возможность совершать маневрирование на фронте. Чтобы получить эти преимущества, при создании РСЗО «Сарма» пришлось пойти на компромисс: машина несёт меньше ракет, чем тяжёлые гусеничные 12-ствольные системы

- указывается в издании Army Recognition.

Как отмечается, использование специализированных ТЗМ сокращает вес общего одновременного залпа в артподразделении, но даёт возможность быстро покинуть огневую позицию после нанесения удара по противнику, тем самым снижая уязвимость перед контрбатарейными средствами.