Япония против США и стратегическое равновесие на Тихом Океане. Часть седьмая

"Среди туманов и штормов этой безлюдной местности началась необычная кампания. Алеутские острова в большинстве своем являются вулканами, поднимающимися из моря. Это цепи погрузившихся в море гор, которые, как предполагается, когда-то соединяли Северную Америку с Азией. Низменная часть островов представляет собой лишенную лесов, покрытую травой тундру, тот тип болотистой местности, где толщина слоя плавающего на поверхности воды дерна колеблется от нескольких дюймов до нескольких футов. Зимой острова покрываются снегом, и над ними часто проносятся ураганы ужасающей силы. Летом острова большую часть времени бывают закрыты туманом, который не рассеивается даже при сильном ветре. Защищенные гавани немногочисленны и отстоят далеко одна от другой. Некоторые якорные стоянки, дающие защиту при одном направлении ветра, становятся предательскими ловушками, когда ветер внезапно меняет направление и начинает дуть с противоположной стороны. Гряды облаков образуются на различных высотах, и между этими облаками летчикам приходится встречаться с самыми неожиданными переменами направления ветра. Вождение самолетов при помощи счисления пути совершенно ненадежно, только самые опытные в полетах по приборам летчики могут при этом уцелеть."
Ф. Шерман «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою»




Чередующиеся дожди и густые туманы обступили эскадру контр-адмирала Какудзи Какута вечером 2 июня. Походный строй кораблей нарушился, скорость некоторым из них приходилось снижать до малого хода. Тем не менее, это обстоятельство не помешало контр-адмиралу поднять в воздух ударные группы с авианосцев – на чем мы остановились в прошлом очерке. Возможно, оно даже заставило контр-адмирала поторопиться: 180 миль до цели – все-таки многовато. Видимо, по мнению японцев, зона неустойчивой погоды, надвигавшаяся с северо-запада могла преподнести и худшие сюрпризы. Кроме того известно, что незадолго до этого патрульная летающая лодка «Каталина» обнаружила японские корабли, идущие на север, но они тут же исчезли в сплошной пелене. Видели ли ее японцы и повлияло ли это на их решение атаковать как можно скорее – неизвестно.

Итак, 3 июня в примерно к половине четвертого утра с авианосца «Рюдзё» сумели взлететь 11 торпедоносцев «Накаджима B5N» и 3 истребителя «Мицубиси А6М Зеро». «Дзуньё» поднял 15 пикирующих бомбардировщиков «Айти D3A » и 13 истребителей. Туман был настолько густым, что пилоты не нашли цели, а вернее не разглядели заснеженную вершину вулкана Макушин (2036 м), одиноко возвышающуюся над островом Уналашка (она должна была послужить ориентиром для обнаружения бухты). Самолеты «Дзуньё» через два часа вернулись на авианосец.А торпедоносцы с «Рюдзё», рискнув преодолеть низкую облачность, в 8.08 утра внезапно увидели гавань Датч-Харбор прямо под собой со всеми стоявшими в ней судами. Считается, что их приближение уже было обнаружено с помощью радара и прозвучала тревога. Но ни один из кораблей не покинул акваторию бухты до начала атаки. Зато японцы были встречены плотным зенитным огнем и поднявшимися в воздух тремя истребителями «Кёртис Р-40».

Последние были неожиданным сюрпризом для японцев – они похоже вообще не рассчитывали на сколько-нибудь значимые действия американской авиации на этом театре. Туман над бухтой стремительно рассеивался, показались и склоны вулкана, но японцы могли сделать только один заход, поэтому нанесли основной удар не по кораблям, а береговым сооружениям и пришвартованным летающим лодкам «Каталина».

9 торпедоносцев и 3 истребителя, участвовавшие в этой атаке подожгли нефтехранилище, бомбы попали в различные постройки, в том числе в госпиталь и казармы. В гавани были уничтожены три «Каталины» (по другим данным – одна). Погибло 26 человек – все на берегу. «Зеро» пролетали так низко, что на земле были видны лица японских летчиков. Солдаты и матросы стреляли из всего, что могло стрелять. Существует даже легенда, что один из истребителей был сбит или сильно поврежден брошенным навстречу гаечным ключом. Потери японцев составляли один бомбардировщик, сбитый зенитным огнем, и еще один «Зеро» был сильно поврежден (может быть, тем самым гаечным ключом?) и его пилот совершил вынужденную посадку на острове Акутан, на склоне одноименного вулкана. Он сумел там выжить, продержавшись пять недель (и питаясь сырой рыбой), пока его не нашла там американская поисковая экспедиция.

Остальные самолеты, пользуясь разрывами среди облаков и гигантских массивов и клочьев тумана, ушли на запад. Огибая Макушин с севера и запада они обнаружили у побережья и в одноименной бухте две американские подводные лодки и пять эсминцев, но их горючее, видимо было уже на исходе и они вернулись на «Рюдзё».

Таким образом первую атаку на Датч-Харбор нельзя назвать удачной, если учесть, что японцам не удалось уничтожить на этот раз с воздуха боевые корабли – основную цель – а многие самолеты вернулись на авианосцы, и вовсе не обнаружив цели. Кроме того, данные аэрофотосъемки и показания пилотов принесли много неприятных сюрпризов. То, что Датч-Харбор – крупнейшая база американского военно-морского флота ни для кого не было секретом, но японцы, видимо, не ожидали, что она будет хорошо защищена. К началу операции японское командование располагало довоенными картами и фотографиями Аляски и Алеутов, на которых не было многих военных объектов. Большая часть их была построена перед самой войной или в последние полгода и один из них, самый важный –военный аэродром – находился на соседнем острове Умнак всего в 30 милях от Датч-Харбор.



Теперь вернемся к боевым действиям. Какута узнав об эсминцах и субмарине в бухте Макушина, решил не терять время, учитывая, что туманы стали рассеиваться. В 9.45 в воздух поднялись 14 торпедоносцев, 15 бомбардировщиков, 12 истребителей, а также 4 корректировщика. Однако погода оказалась обманчивой, густой туман неожиданно снова накрыл сплошной пеленой весь район Уналашки и атака не состоялась. На обратном пути соединение столкнулось с эскадрильей «Кёртисов» и на этот раз им удалось сбить один «Зеро». Остальные самолеты вернулись на авианосцы к полудню, после чего эскадра Какуты пошла на северо-запад. Некоторые американские источники утверждают, что Ямамото приказал ему оставить попытки атаковать Датч-Харбор и идти на помощь десантным соединениям, а заодно обстрелять остров Адак, подготовив там еще одну высадку. Даже если это и так, очевидно, что помощь десанту в таких размерах вряд ли была нужна. Метеостанция на Адаке существенного значения не имела, как и небольшой в то время вспомогательный аэродром. Скорее это был отвлекающий маневр и попытка спрятаться от самолетов-разведчиков – с севера как раз надвигался циклон. Вероятнее всего Какудзи Какута был полон решимости продолжить атаки на главную военно-морскую базу США в северной части Тихого Океана. Ожидавшаяся в тот день скорая победа Тюити Нагумо в решающем сражении за Мидуэй видимо терзала его самолюбие, и он явно не собирался отойти от цели без ощутимого результата.
Американский историк Пол С.Далл писал в своей книге «Боевой путь Императорского японского флота»:

«Для обеих сторон Алеутская кампания была состязанием в глупости. Она не отвлекала адмирала Нимица от Мидуэя. Захват Атту и Киски не дал японцам ничего, кроме новых потерь в людях и кораблях.»

Однако внимательное изучение событий этих дней делает их больше похожими на борьбу героев греческих трагедий против неумолимого рока. Только олицетворением сил судьбы здесь выступала непогода. Особенно это касается следующего дня 4 июня, когда началось сражение за Мидуэй, а у берегов Алеутских островов сильное волнение, дожди и туманы явно стремились свести на нет любые боевые действия. Японские корабли сражались со стихией, стараясь при этом не потерять друг друга в условиях периодически исчезающей видимости. Несмотря на все это, рано утром четыре «Накадзимы» были подняты в воздух с целью разведки в водах к западу от Уналашки. Вскоре они повстречали высланную им навстречу эскадрилью «Кёртисов». В воздушном бою американцы потерь не имели, два японских самолета были сбиты и упали в море. Два других, вынуждены были вернуться к авианосцам, но оба разбились при посадке. Обоих летчиков удалось спасти.

Во второй половине дня непогода усилилась, но в 16.00 девять истребителей, одиннадцать торпедоносцев и шесть бомбардировщиков поднялись в воздух и взяли курс на Датч-Харбор. Очевидно маршрут их был более сложным и учитывал погодные условия: японское командование убедилось, что у противника есть радар. И на этот раз японцам удалось застать противника врасплох, по крайней мере первая их атака не была встречена огнем с земли. Повреждения получили многие суда и буксиры, а также строения на берегу, взорвалось несколько баков-хранилищ с горючим на берегу. Загорелся транспорт «Нортвестерн», который использовался как плавучая казарма (корабль удержался на плаву, но был списан).

Два пикировщика и один истребитель были сбиты зенитным огнем. Шесть «Кёртисов» появились, когда японцы уже повернули на обратный курс. Но все же им удалось нагнать противника над западной оконечностью Уналашки и навязать бой. Американцы сбили два бомбардировщика и один истребитель, но сами потеряли четыре самолета (один из них столкнулся в воздухе с «Зеро»).

В время этого боя еще один «Зеро», поврежденный огнем с земли и и оторвавшийся от основной группы, неожиданно появился над аэродромом Умнак. Совершив вынужденную посадку раненный летчик погиб, а самолет стал первым трофейным работоспособным японским истребителем, доставшимся американцам в этой войне.

Перед самым возвращением, японцы потеряли еще два бомбардировщика, они не дотянули до авианосцев и упали в море.

Наверное, на другом театре этот момент означал бы кульминацию сражения, ведь в это время другие японские эскадры уже подошли к островам Атту и Кыска и готовились высадить десант. Однако планы людей по прежнему были вынуждены подчиняться прихотям природной стихии.

(Продолжение следует)