Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)

На заключительном этапе Итало-турецкой войны в Ливию были отправлены три новых бронеавтомобиля разных типов. Эта техника не смогла изменить ход всей войны, но самым хорошим образом показала себя в бою. Командование армии увидело потенциал броневиков, но до определенного времени не спешило заказывать полномасштабное строительство такой техники. Работы в этом направлении вновь активизировались только с началом Первой мировой войны. В первых месяцах 1915 года, незадолго до вступления Италии в войну, был разработан проект нового броневика Lancia 1Z, которому было суждено стать самой массовой итальянской машиной своего класса.

В 1912 году компания Lancia начала поставлять армии новый двухосный грузовой автомобиль 1Z или 1-Zeta. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие предыдущих грузовиков марки «Лянча» с повышенными характеристиками. Вероятно, именно сравнительно высокие характеристики этой машины привлекли внимание специалистов компании Ansaldo, которые в конце 1914 года начали разработку перспективного бронеавтомобиля. Предлагалось использовать существующее шасси с новым оригинальным броневым корпусом. Подобную технику можно было предложить армии и, возможно, получить заказ на ее серийное производство.


Схема броневика Lancia 1Z Serie I


При необходимости следовало использовать кормовой пост управления. В кормовом свесе корпусе предусматривался упрощенный набор приборов и органов управления машины. Таким образом, второй водитель мог вывести машину с поля боя задним ходом. Кроме того, в то время сформировалась концепция «подачи» броневика на поле боя кормой к врагу. В таком случае второй водитель отвечал за выдвижение на указанную позицию.

Позади отделения управления находилось боевое отделение с рабочими местами стрелков. Какие-либо перегородки между этими частями корпуса не предусматривались. Инженеры фирмы Ansaldo предложили оригинальный и необычный комплекс вооружения, что сказалось на конструкции бронекорпуса машины. В передней части боевого отделения борта корпуса имели выгнутую наружу форму и представляли собой части цилиндра, наверху которого имелся погон башни. В задней части условный цилиндр был сопряжен с кормовой частью корпуса коробчатой формы. Крыша отделения управления и кормовой части боевого отделения имели изогнутую форму и поднимались рядом с погоном башни.


Броневик Lancia 1Z Serie I


В правом изогнутом борту корпуса предусматривалась дверь для доступа в боевое отделение. На обоих бортах боевого отделения предусматривались несколько смотровых лючков: по одному в изогнутых бортах и в корме. Также имелся лючок в кормовом листе. Для дополнительной защиты экипажа все лючки оснащались закрываемыми изнутри крышками.

Предусматривалась защита колес. Для этого машины получали набор полукруглых крыльев-кожухов, закрывавших колеса сверху. Изначально предлагался полный комплект подобной защиты, но в дальнейшем машины стали получать только крылья для задних колес. Рама шасси закрывалась нижней частью бортов корпуса.

Большой интерес представляет оригинальный комплекс вооружения. По предложению конструкторов, броневик Lancia 1Z должен был нести сразу три пулемета. На крыше корпуса, непосредственно над его выгнутой частью, располагался круглый погон башни. На нем предлагалось монтировать крупную основную башню с двумя пулеметами. Системы крепления позволяли наводить оружие в пределах небольшого горизонтального сектора и вести огонь с возвышением от -15° до +35°. Два пулемета управлялись двумя разными стрелками, находившимися у бортов башни. Они отвечали за согласованный поворот основной башни в нужном направлении.


Трофейный броневик Lancia 1Z Serie I с австрийскими опознавательными знаками


Для повышения огневой мощи первый вариант броневика 1Z получил дополнительную малогабаритную башню с одним пулеметом. Ее поместили на крыше основной башни. Малая башня имела собственные механизмы наведения и управлялась третьим стрелком. Предполагалось, что использование двух башен с тремя башнями позволит одновременно атаковать несколько целей в сравнительно широком секторе.

В качестве оружия броневик Lancia 1Z нес три пулемета Maxim с общим боезапасом в 15 тыс. патронов. Кроме того, экипаж мог иметь собственное вооружение в виде имевшихся в армии винтовок. Также экипаж можно было вооружать ручными гранатами и другим оружием для самообороны.

Экипаж новой бронемашины состоял из 5 или 6 человек. В него входили водитель, командир и три пулеметчика. При необходимости к управлению машиной мог привлекаться второй водитель, после чего экипаж увеличивался до 6 человек. Необходимо отметить, что половина экипажа (три стрелка) располагалась в центральной части обитаемого объема, под двумя башнями. Уже во время испытаний было установлено, что приемлемые условия работы имеют только командир и водители. Стрелкам, в свою очередь, приходилось работать в тесноте.


Броневик Lancia 1Z Serie III/1ZM


Вскоре специалисты фирмы Ansaldo подготовили обновленный проект, который полностью устроил военных. Именно такие машины вскоре пошли в серию. Броневики Lancia 1Z Serie I получили обновленный броневой капот двигателя. В корпусе появился набор новых смотровых люков: их общее количество довели до 14. Кроме того, было решено отказаться от установки защиты передних колес.

В силу определенных причин компания «Ансальдо» не смогла быстро провести все необходимые доработки и развернуть полноценное производство обновленных машин. Первые броневики «Серии 1» были переданы армии только в середине 1916 года. За несколько месяцев было изготовлено и передано войскам не более 20 таких машин.

Летом 1916 года завершилось проектирование нового варианта броневика. На этот раз было решено убрать некоторые смотровые лючки корпуса, изменить конструкцию рельсов для прорыва заграждений и доработать некоторые другие элементы машины. Кроме того, машина получила новые крепления для пулеметов. Теперь можно было использовать не только имеющиеся Maxim, но и St. Etienne M1907 французского производства. Обновленные бронеавтомобили производились в рамках т.н. «Серии II» (Lancia 1Z Serie II).


Броневик Lancia 1ZM


После начала производства второй серийной модификации стартовала разработка очередного проекта модернизации. На этот раз предполагалось учесть все особенности эксплуатации техники и дополнительно повысить ее характеристики. Модификация Lancia 1Z Serie III, также известная под обозначением 1ZM, отличалась от базовой рядом характерных черт.

Из-за тесноты боевого отделения и отсутствия серьезных преимуществ у двухбашенной схемы было решено отказаться от малой башни. Высвободившийся пулемет перенесли в амбразуру кормового листа корпуса. На месте малой башни в крыше основной появился люк. Некоторым доработкам подвергся корпус. Основным оружием новых броневиков со временем должны были стать пулеметы FIAT-Revelli M1914. Тем не менее, в течение длительного времени серийные броневики «Лянча» 1ZM оснащались имеющимися пулеметами Maxim, поскольку оружейники не успевали выпускать нужное количество новых пулеметов.

Производство броневиков третьей серии началось в ноябре 1917 года. В соответствии с подписанным контрактом армия должна была получить 35 таких машин. Эксплуатация первых серийных Lancia 1ZM показала преимущества обновленной конструкции и привела к увеличению заказа. В январе 1918-го было решено закупить 100 машин, включая уже поставленные.


"Засел". Броневик Lancia 1ZM


В дальнейшем командование провело анализ прошедших сражений и сделало выводы. К осени 1918 года было выпущено специальное руководство по применению броневиков в боях. Буквально через несколько дней после этого, в конце октября, 15 эскадронов, имевшиеся в строю, успешно приняли участие в нескольких боях, не понеся серьезных потерь.

После завершения Первой мировой войны в составе вооруженных сил Италии были сформированы несколько новых эскадронов, которым передали не более четырех десятков броневиков Lancia 1Z нескольких модификаций. В межвоенный период вся эта техника использовалась в полицейских целях, а также применялась для подавления восстаний в колониях. Подобная техника участвовала в боях на территории Эфиопии, Ливии и т.д.

В 1936 году несколько броневиков «Лянча» 1Z вместе с солдатами-добровольцами отправились в Испанию. Из восьми машин до конца гражданской войны дожили только три. Уже во время первых боев было установлено, что подобная техника не может эффективно использоваться в боевых действиях в городских условиях. Кроме того, броня машин не выдерживала попадания из винтовок на сравнительно малых дистанциях. Три сохранившихся броневика в феврале 1939 года участвовали в параде в Барселоне.


Lancia 1ZM и немецкие солдаты


Часть броневиков Lancia 1Z нескольких типов была передана зарубежным странам. В 1919 году две машины отправились в Чехословакию, где сначала использовались итальянскими военными, а потом были переданы местной армии. Оба броневика эксплуатировались до конца двадцатых годов.

После Первой мировой войны один броневик типа 1ZM был продан Афганистану. Там машину использовали в течение некоторого времени, после чего отправили на вечную стоянку, где она подверглась разграблению. По некоторым данным, в конце двухтысячных годов останки единственного афганского Lancia 1ZM были обнаружены солдатами ISAF.

Несколько бронеавтомобилей в ходе боев стали трофеями Австро-Венгрии. Машины, не имевшие серьезных повреждений, активно использовались в боях против бывших хозяев. Поврежденная техника осталась в австро-венгерских тылах. Как минимум, один броневик подвергся серьезной модернизации. Его корпус был установлен на шасси грузовика, имевшегося у новых хозяев, а итальянские пулеметы заменили оружием немецкого производства.


Lancia 1ZM и его экипаж


К началу Второй мировой войны в итальянской армии имелось не более 40-45 броневиков Lancia 1Z всех типов. Часть этой техники участвовала в борьбе с партизанами на Балканах, но основная масса броневиков простаивала без дела или являлась учебными машинами. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года немцам удалось отбить несколько сохранившихся броневиков, которые были восстановлены и возвращены в строй. Тем не менее, активно эти машины не использовались.

Из сотни с лишним построенных бронеавтомобилей Lancia 1Z трех модификаций до настоящего времени сохранились лишь несколько. Все они являются экспонатами музеев и частных коллекций. Обнаруженный в Афганистане образец был вывезен за границу для реставрации. Кроме того, существуют несколько реплик, которые, как и оригиналы, находятся в музеях Италии и других стран.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://regioesercito.it/
http://alternathistory.org.ua/
http://italie1935-45.com/
http://autonet.ru/