Military Review

Armored cars Lancia 1Z (Italy)

3
At the final stage of the Italian-Turkish war, three new types of armored vehicles were sent to Libya. This technique could not change the course of the whole war, but it showed itself in the best way in battle. The army command saw the potential of armored cars, but until a certain time it was in no hurry to order the full-scale construction of such equipment. Work in this direction was intensified again only with the beginning of the First World War. In the first months of the 1915 of the year, shortly before the entry of Italy into the war, a draft of the new armored vehicle Lancia 1Z was developed, which was destined to become the most popular Italian car of its class.


In 1912, Lancia began supplying the army with a new two-axle truck 1Z or 1-Zeta. This machine was a further development of the previous truck brand "Lancia" with enhanced performance. Probably, the relatively high characteristics of this car attracted the attention of Ansaldo specialists, who at the end of 1914 of the year began developing a promising armored car. It was proposed to use the existing chassis with a new original armored body. Similar equipment could be offered to the army and, possibly, to receive an order for its mass production.


Armored Car Lancia 1Z Serie I


It is noteworthy that the design of the new armored car inherited the name of the base truck Lancia 1Z, but was not named after the developer company. As a result, the combat vehicle remained in stories just like “Lancia”, and not like “Ansaldo”.

The Lancia 1Z armored car was, by its architecture, a typical representative of its class, created during the First World War. It was proposed to install a special armored case on the base chassis of a serial truck. Used chassis also did not differ originality of design. It had a frame on which bridges with leaf springs were installed. The transmission design provided the transmission of torque to the rear axle, because of which the car had the wheel formula 4х2. The front axle was connected to the steering gear.

The base chassis of the new armored vehicle was equipped with a four-cylinder petrol engine of the company "Lancia" 60 hp power. The main element of the transmission was a four-speed gearbox, also developed by the manufacturer of the truck. The wheel chassis was initially equipped with four single-wheel wheels, but over time, production cars began to receive dual rear wheels, ensuring the correct distribution of the weight of the load. As a basis for the armored car used a later modification of the chassis with twin wheels.


Armored Car Lancia 1Z Serie I


The armored body of the car was proposed to be assembled from several metal sheets of various shapes and sizes. Sheets were used with thickness from 2,5 mm (bottom) to 6 mm (all other parts). All sheets of armor were mounted on a metal frame with rivets. Welded joints were not used due to the lack of necessary technologies. The armor case of the Lancia 1Z machine had a standard construction for such equipment and was divided into two parts: the engine compartment and the crew compartment. However, some new original ideas were used in the hull design.

The front of the case was an armored engine cover. It consisted of two front sheets with cut-out blinds, vertical sides with similar cut-out and curved parts, as well as two inclined upper covers. The latter were hinged to the center beam of the bonnet, which made it possible to lift them for servicing engines. The bonnet design used provided acceptable engine protection and did not interfere with ventilation and air access to the radiator. On the front wall of the hood there was a headlight.

The front part of the housing volume was a control compartment with a driver’s workplace located on the machine’s longitudinal axis. To ensure acceptable hull volumes, the front part of the sides was located at an angle to the machine axis. This part of the sides was connected with a sloping frontal sheet with a viewing hatch and an armored lid with a slot for observing the road in a combat situation. Behind the beveled sheets there were two straight vertical side sheets. The driver's door was located on the left; there was a spare wheel mount on the right. In the door and starboard there were small inspection hatches with lids.

Armored cars Lancia 1Z (Italy)
Scheme armored Lancia 1Z Serie I


If necessary, aft post control should be used. In the stern overhang of the hull a simplified set of instruments and controls of the machine was envisaged. Thus, the second driver could take the car out of the battlefield in reverse. In addition, at that time, the concept of “supplying” an armored car on the battlefield astern to the enemy was formed. In this case, the second driver was responsible for the nomination to the specified position.

Behind the department of management there was a fighting department with shooters' workplaces. Any partitions between these parts of the body were not provided. Ansaldo engineers proposed an original and unusual armament complex, which affected the design of the armored vehicle hull. In the front of the fighting compartment, the hull sides had a curved outward shape and were parts of a cylinder, at the top of which there was a tower shoulder strap. In the rear part of the conditional cylinder was mated with aft box-shaped hull. The roof of the command and aft section of the fighting compartment had a curved shape and rose next to the shoulder strap of the tower.


Armored Car Lancia 1Z Serie I


In the curved right side of the hull, a door was provided for access to the fighting compartment. Several inspection hatches were provided on both sides of the fighting compartment: one each in the curved sides and the rear. There was also a flap in the stern sheet. For additional protection of the crew, all hatches were equipped with lids to be closed from the inside.

Provided wheel protection. For this machine received a set of semi-circular wings, covers, covering the wheels on top. Initially, a complete set of similar protection was offered, but later on the machines began to receive only wings for the rear wheels. The chassis frame was closed with the lower part of the hull sides.

Of great interest is the original set of weapons. At the suggestion of the designers, the armored car Lancia 1Z had to carry three machine guns at once. On the roof of the hull, directly above its curved part, there was a round shoulder strap tower. It was proposed to mount a large main turret with two machine guns. Fastening systems allowed to direct weapon within a small horizontal sector and fire with an elevation from -15 ° to + 35 °. Two machine guns were controlled by two different arrows, which were located at the sides of the tower. They were responsible for the coordinated rotation of the main tower in the right direction.


Trophy armored car Lancia 1Z Serie I with Austrian insignia


To increase firepower, the first version of the armored car 1Z received an additional small-sized turret with one machine gun. It was placed on the roof of the main tower. The small tower had its own guidance mechanisms and was controlled by a third shooter. It was assumed that the use of two towers with three towers would simultaneously attack several targets in a relatively wide sector.

As a weapon, the Lancia 1Z armored car carried three Maxim machine guns with a total ammunition in 15 thousand cartridges. In addition, the crew could have their own weapons in the form of rifles in the army. The crew could also be armed with hand grenades and other weapons for self-defense.

The crew of the new armored vehicle consisted of 5 or 6 people. It included a driver, a commander and three machine-gunners. If necessary, a second driver could be involved in driving a car, after which the crew increased to 6 people. It should be noted that half of the crew (three arrows) was located in the central part of the habitable volume, under two towers. Already during the tests it was established that only the commander and drivers have acceptable working conditions. The shooters, in turn, had to work in cramped quarters.


Armored Car Lancia 1Z Serie II


Italian designers had the necessary information on the course of the battles on the fronts of the First World War, thanks to which the new armored car received a system for overcoming wire obstacles. Two curved rails were fastened on the bonnet and frontal section of the control compartment. In their lower part, they had to hook up the wire and tear it. Part of the barriers could slide onto the upper rear part of the rail, at the end of which a protruding hook was provided that could break the wire.

The combat weight of the Lancia 1Z armored car was 4,2 t. The car was quite compact. Its length did not exceed 5,4 m, and the width - 1,8 m. The height of the roof of the small tower was 2,4 m. The power density at the level of 14-15 hp per ton of weight allowed the armored car to reach speeds up to 50 km / h on the highway. Fuel tanks allowed to get to 200 km without refueling. There was the possibility of climbing a small slope, overcoming shallow water obstacles ford, etc.

In May 1915, Italy became a member of the First World War. Shortly thereafter, construction began on the first prototype of an armored car based on the Lancia 1Z truck. In August, the prototype machines showed the military. The potential customer praised the solid armament and good protection of the armored car. In addition, sufficiently high driving performance was provided. It did not go without a claim. The fighting compartment was considered close, the control from the aft post was too difficult, and the high load on the surface had a negative effect on maneuverability. It was also found that the crew has insufficient visibility from their workplaces and from the hull.


Armored Car Lancia 1Z Serie III / 1ZM


Soon, Ansaldo experts prepared an updated project that completely satisfied the military. Such cars soon went into the series. The Lancia 1Z Serie I armored vehicles received an updated armored engine hood. A set of new inspection hatches appeared in the hull: their total number was brought to 14. In addition, it was decided to abandon the installation of protection of the front wheels.

For certain reasons, Ansaldo could not quickly carry out all the necessary improvements and deploy a full-fledged production of updated machines. The first armored vehicles of the 1 Series were transferred to the army only in the middle of the 1916 year. Within a few months, no more than 20 of such vehicles were manufactured and handed over to the troops.

In the summer of 1916, the design of a new version of the armored vehicle was completed. This time, it was decided to remove some inspection hatches of the hull, change the design of the rails to break through the barriers, and modify some other elements of the machine. In addition, the machine has received new attachments for machine guns. Now it was possible to use not only the existing Maxim, but also St. Etienne M1907 French production. Updated armored cars were produced in the framework of the so-called. “Series II” (Lancia 1Z Serie II).


Armored car Lancia 1ZM


After the start of production of the second serial modification, the development of the next modernization project started. This time it was supposed to take into account all the features of the operation of equipment and further improve its characteristics. Modification Lancia 1Z Serie III, also known under the designation 1ZM, differed from the basic number of features.

Due to the narrowness of the fighting compartment and the lack of serious advantages in the double-tower scheme, it was decided to abandon the small tower. The released machine gun was transferred to the embrasure of the hull's stern sheet. In place of a small tower in the main roof, a hatch appeared. Some modifications underwent housing. Over time, FIAT-Revelli M1914 machine guns were to become the main weapon of the new armored vehicles. However, for a long time, the serial "Lancia" 1ZM armored cars were equipped with existing Maxim machine guns, because the gunsmiths did not have time to produce the required number of new machine guns.

Production of armored vehicles of the third series began in November 1917 of the year. In accordance with the signed contract, the army should have received 35 of such vehicles. The operation of the first serial Lancia 1ZM showed the advantages of the updated design and led to an increase in order. In January, 1918 was decided to purchase 100 machines, including those already delivered.


Armored car Lancia 1ZM


Until the end of World War I, Ansaldo, with the direct support of Lancia, produced at least 100-105 1Z armored cars in three versions. Some sources mention numbers from 85-90 to 113-115 machines, including the first prototype. All serial equipment was actively used in battles.

The first armored cars "Lancia" 1Z got into the army in the middle of the year 1916. Due to certain reasons, during the first months this vehicle almost did not participate in the battles. It was used several times to support infantry, but the mass exploitation of new armored vehicles began only next year. It should be noted that during the First World War, armored cars were used not only in battles with the enemy, but also during the suppression of insurrections that occurred several times in Northern Italy.

At the end of October 1917, the Italian squadrons, armed with armored vehicles of the new model, suffered serious losses. At the beginning of the Battle of Kaporetto, the enemy carried out successful artillery preparation and seriously disrupted the control of the Italian troops. Due to the lack of normal control, the crews of the armored cars were forced to act according to the situation, because of which about a dozen vehicles were abandoned or destroyed by artillery.


"Passed". Armored car Lancia 1ZM


In the future, the command carried out an analysis of past battles and made conclusions. By the fall of 1918, a special guide was issued on the use of armored vehicles in combat. Literally a few days after that, at the end of October, the 15 squadrons that were in the ranks successfully took part in several battles without suffering any serious losses.

After the end of the First World War, several new squadrons were formed as part of the armed forces of Italy, and no more than four dozen armored vehicles of the Lancia 1Z were transferred to several modifications. In the interwar period, all this technique was used for police purposes, and was also used to quell uprisings in the colonies. Such equipment participated in battles in Ethiopia, Libya, etc.

In 1936, several armored cars of the “Lancia” 1Z, together with volunteer soldiers, went to Spain. Of the eight cars until the end of the civil war, only three survived. Already during the first battles, it was found that such equipment could not be effectively used in combat operations in urban environments. In addition, the armor of the machines could not withstand hitting from rifles at relatively short distances. The three surviving armored vehicles in February 1939 participated in the parade in Barcelona.


Lancia 1ZM and German soldiers


Part of several types of armored vehicles Lancia 1Z was transferred to foreign countries. In 1919, two cars went to Czechoslovakia, where they were first used by the Italian military, and then transferred to the local army. Both armored cars were operated until the end of the twenties.

After World War I, one armored car of the 1ZM type was sold to Afghanistan. There, the car was used for some time, after which it was sent to the eternal parking lot, where it was plundered. According to some reports, at the end of 2000, the remains of the only Afghan Lancia 1ZM were discovered by ISAF soldiers.

Several armored cars during the fighting became trophies of Austria-Hungary. Machines that had no serious damage were actively used in battles against former owners. Damaged equipment remained in the Austro-Hungarian rears. At least one armored car has undergone a major modernization. His body was installed on the chassis of a truck owned by the new owners, and Italian machine guns were replaced by German-made weapons.


Lancia 1ZM and its crew


By the beginning of World War II, the Italian army had no more than 40-45 armored vehicles of all types of Lancia 1Z. Part of this technology was involved in the fight against partisans in the Balkans, but the majority of the armored cars stood idle or were training machines. After the capitulation of Italy in September 1943, the Germans managed to recapture several surviving armored vehicles, which were restored and returned to service. However, these machines were not actively used.

Of the more than a hundred built Lancia 1Z armored cars of three modifications, only a few have survived to date. All of them are exhibits of museums and private collections. The specimen discovered in Afghanistan was taken abroad for restoration. In addition, there are several replicas that, like the originals, are in museums in Italy and other countries.


On the materials of the sites:
http://aviarmor.net/
http://regioesercito.it/
http://alternathistory.org.ua/
http://italie1935-45.com/
http://autonet.ru/
Author:
Photos used:
The-blueprints.com, Aviarmor.net
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. igordok
    igordok 4 August 2015 07: 47 New
    +3
    Many thanks to the author for a series of articles. Although, judging by the number of comments, this series is not very popular, Kirill Ryabov continues to convey to us not very important, but interesting information. Thanks.
    In the photographs, I was interested in a way to overcome wire obstacles using frames on the hood.
    1. Bayonet
      Bayonet 4 August 2015 18: 54 New
      +1
      Quote: igordok
      Although, judging by the number of comments, this series is not very popular,

      Of course, it’s much more interesting for the local public to curse on such articles - “Beng-beng-beng” - the Dutch machine gunner scribbles. 155 comments against several on this thread! Sadly ... request
  2. GRAY
    GRAY 4 August 2015 08: 48 New
    +2
    An interesting option with two machine-gun towers - I wonder how the arrows are located there.
    I want to see it.
    1. gjv
      gjv 4 August 2015 16: 04 New
      +1
      Quote: GRAY
      An interesting option with two machine-gun towers - I wonder how the arrows are located there.

      In single-turret draw one shooter to two course machine guns and one to the stern.

      And about the two-tower, the article says
      that half of the crew (three arrows) was located in the central part of the inhabited volume, under two towers. Already during the tests it was found that only the commander and drivers had acceptable working conditions. The shooters, in turn, had to work in cramped quarters.
      No pictures found.
  3. fomkin
    fomkin 4 August 2015 15: 21 New
    +1
    What is called an amateur article. Nevertheless, thanks to the author. Extra knowledge does not happen.
    1. gjv
      gjv 4 August 2015 16: 09 New
      0
      Quote: fomkin
      What is called an amateur article. Nevertheless, thanks to the author

      I like this ironic authorship.

      In my opinion it is very similar. And before this series of articles I thought that it was just an artist’s fantasy.
      однако современная итальянская Finnmeccanica "клепает" вполне себе приличные "игрушки" и входит в Топ-10 компаний ВПК.
  4. Bayonet
    Bayonet 4 August 2015 18: 13 New
    +2
    С удовольствием читаю подобные статьи, спасибо автору! Вот это как раз и в тему "Военного обозрения". И самое главное - никаких "памперсов" ! smile

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)

На заключительном этапе Итало-турецкой войны в Ливию были отправлены три новых бронеавтомобиля разных типов. Эта техника не смогла изменить ход всей войны, но самым хорошим образом показала себя в бою. Командование армии увидело потенциал броневиков, но до определенного времени не спешило заказывать полномасштабное строительство такой техники. Работы в этом направлении вновь активизировались только с началом Первой мировой войны. В первых месяцах 1915 года, незадолго до вступления Италии в войну, был разработан проект нового броневика Lancia 1Z, которому было суждено стать самой массовой итальянской машиной своего класса.

В 1912 году компания Lancia начала поставлять армии новый двухосный грузовой автомобиль 1Z или 1-Zeta. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие предыдущих грузовиков марки «Лянча» с повышенными характеристиками. Вероятно, именно сравнительно высокие характеристики этой машины привлекли внимание специалистов компании Ansaldo, которые в конце 1914 года начали разработку перспективного бронеавтомобиля. Предлагалось использовать существующее шасси с новым оригинальным броневым корпусом. Подобную технику можно было предложить армии и, возможно, получить заказ на ее серийное производство.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1Z Serie I



Примечательно, что проект нового броневика унаследовал название базового грузовика Lancia 1Z, но не был назван в честь фирмы-разработчика. В результате боевая машина осталась в истории именно как «Лянча», а не как «Ансальдо».

Броневик Lancia 1Z по своей архитектуре являлся типичным представителем своего класса, созданным во время Первой мировой войны. На базовое шасси серийного грузовика предлагалось устанавливать специальный бронекорпус. Использованное шасси так же не отличалось оригинальностью конструкции. Оно имело раму, на которой устанавливались мосты с листовыми рессорами. Конструкция трансмиссии обеспечивала передачу крутящего момента на заднюю ось, из-за чего машина имела колесную формулу 4х2. Передняя ось была связана с рулевым механизмом.

Базовое шасси нового броневика оснащалось четырехцилиндровым бензиновым двигателем фирмы «Лянча» мощностью 60 л.с. Главным элементом трансмиссии была четырехступенчатая коробка передач, так же разработанная производителем грузовика. Колесная ходовая часть изначально оснащалась четырьмя односкатными колесами, но со временем серийные автомобили стали получать сдвоенные задние колеса, обеспечивавшие правильное распределение веса груза. В качестве основы для броневика использовалась более поздняя модификация шасси со сдвоенными колесами.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1Z Serie I


Броневой корпус машины предлагалось собирать из нескольких металлических листов разной формы и размера. Использовались листы толщиной от 2,5 мм (днище) до 6 мм (все остальные детали). Все листы брони устанавливались на металлическом каркасе при помощи заклепок. Сварные соединения не применялись ввиду отсутствия необходимых технологий. Бронекорпус машины Lancia 1Z имел стандартную для такой техники конструкцию и был разделен на две части: моторный отсек и обитаемое отделение для экипажа. При этом, однако, в конструкции корпуса использовались некоторые новые оригинальные идеи.

Передняя часть корпуса представляла собой бронированный кожух двигателя. Она состояла из двух лобовых листов с вырезанными жалюзи, вертикальных бортов с аналогичными прорезанными и изогнутыми деталями, а также двух наклонных верхних крышек. Последние крепились на петлях к центральной балке капота, что позволяло поднимать их для обслуживания двигателей. Использованная конструкция капота обеспечивала приемлемую защиту двигателя, а также не мешал вентиляции и доступу воздуха к радиатору. На передней стенке капота имелась фара.

Передняя часть обитаемого объема корпуса представляла собой отделение управления с рабочим местом водителя, расположенным на продольной оси машины. Для обеспечения приемлемых объемов корпуса передняя часть бортов располагалась под углом к оси машины. С этой частью бортов был соединен наклонный лобовой лист со смотровым люком и броневой крышкой с щелью для наблюдения за дорогой в боевой обстановке. Позади скошенных листов имелись два прямых вертикальных бортовых листа. В левом располагалась дверь водителя, на правом имелось крепление для запасного колеса. В двери и правом борту имелись небольшие смотровые лючки с крышками.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Схема броневика Lancia 1Z Serie I


При необходимости следовало использовать кормовой пост управления. В кормовом свесе корпусе предусматривался упрощенный набор приборов и органов управления машины. Таким образом, второй водитель мог вывести машину с поля боя задним ходом. Кроме того, в то время сформировалась концепция «подачи» броневика на поле боя кормой к врагу. В таком случае второй водитель отвечал за выдвижение на указанную позицию.

Позади отделения управления находилось боевое отделение с рабочими местами стрелков. Какие-либо перегородки между этими частями корпуса не предусматривались. Инженеры фирмы Ansaldo предложили оригинальный и необычный комплекс вооружения, что сказалось на конструкции бронекорпуса машины. В передней части боевого отделения борта корпуса имели выгнутую наружу форму и представляли собой части цилиндра, наверху которого имелся погон башни. В задней части условный цилиндр был сопряжен с кормовой частью корпуса коробчатой формы. Крыша отделения управления и кормовой части боевого отделения имели изогнутую форму и поднимались рядом с погоном башни.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1Z Serie I


В правом изогнутом борту корпуса предусматривалась дверь для доступа в боевое отделение. На обоих бортах боевого отделения предусматривались несколько смотровых лючков: по одному в изогнутых бортах и в корме. Также имелся лючок в кормовом листе. Для дополнительной защиты экипажа все лючки оснащались закрываемыми изнутри крышками.

Предусматривалась защита колес. Для этого машины получали набор полукруглых крыльев-кожухов, закрывавших колеса сверху. Изначально предлагался полный комплект подобной защиты, но в дальнейшем машины стали получать только крылья для задних колес. Рама шасси закрывалась нижней частью бортов корпуса.

Большой интерес представляет оригинальный комплекс вооружения. По предложению конструкторов, броневик Lancia 1Z должен был нести сразу три пулемета. На крыше корпуса, непосредственно над его выгнутой частью, располагался круглый погон башни. На нем предлагалось монтировать крупную основную башню с двумя пулеметами. Системы крепления позволяли наводить оружие в пределах небольшого горизонтального сектора и вести огонь с возвышением от -15° до +35°. Два пулемета управлялись двумя разными стрелками, находившимися у бортов башни. Они отвечали за согласованный поворот основной башни в нужном направлении.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Трофейный броневик Lancia 1Z Serie I с австрийскими опознавательными знаками


Для повышения огневой мощи первый вариант броневика 1Z получил дополнительную малогабаритную башню с одним пулеметом. Ее поместили на крыше основной башни. Малая башня имела собственные механизмы наведения и управлялась третьим стрелком. Предполагалось, что использование двух башен с тремя башнями позволит одновременно атаковать несколько целей в сравнительно широком секторе.

В качестве оружия броневик Lancia 1Z нес три пулемета Maxim с общим боезапасом в 15 тыс. патронов. Кроме того, экипаж мог иметь собственное вооружение в виде имевшихся в армии винтовок. Также экипаж можно было вооружать ручными гранатами и другим оружием для самообороны.

Экипаж новой бронемашины состоял из 5 или 6 человек. В него входили водитель, командир и три пулеметчика. При необходимости к управлению машиной мог привлекаться второй водитель, после чего экипаж увеличивался до 6 человек. Необходимо отметить, что половина экипажа (три стрелка) располагалась в центральной части обитаемого объема, под двумя башнями. Уже во время испытаний было установлено, что приемлемые условия работы имеют только командир и водители. Стрелкам, в свою очередь, приходилось работать в тесноте.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1Z Serie II


Итальянские конструкторы имели необходимую информацию о ходе боев на фронтах Первой мировой, благодаря чему новый броневик получил систему для преодоления проволочных заграждений. На капоте и лобовом листе отделения управления закреплялись два изогнутых рельса. Своей нижней частью они должны были подцеплять проволоку и рвать ее. Часть заграждений могла соскальзывать на верхнюю заднюю часть рельса, на конце которой предусматривался выступающий крюк, способный разорвать проволоку.

Боевая масса бронеавтомобиля Lancia 1Z составляла 4,2 т. Машина получилась достаточно компактной. Ее длина не превышала 5,4 м, а ширина – 1,8 м. Высота по крыше малой башни составляла 2,4 м. Удельная мощность на уровне 14-15 л.с. на тонну веса позволяла броневику развивать скорость до 50 км/ч на шоссе. Топливные баки позволяли пройти до 200 км без дозаправки. Имелась возможность подъема на небольшой склон, преодоление неглубоких водных преград вброд и т.д.

В мае 1915 года Италия стала участником Первой мировой войны. Вскоре после этого началось строительство первого прототипа броневика на базе грузового автомобиля «Лянча» 1Z. В августе опытный образец машины показали военным. Потенциальный заказчик высоко отметил солидное вооружение и хорошую защиту броневика. Кроме того, обеспечивались достаточно высокие ходовые характеристики. При этом не обошлось без претензии. Боевое отделение сочли тесным, управление с кормового поста было слишком трудным, а высокая нагрузка на поверхность негативно сказывалась на проходимости. Также было установлено, что экипаж имеет недостаточный обзор со своих рабочих мест и из корпуса.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1Z Serie III/1ZM


Вскоре специалисты фирмы Ansaldo подготовили обновленный проект, который полностью устроил военных. Именно такие машины вскоре пошли в серию. Броневики Lancia 1Z Serie I получили обновленный броневой капот двигателя. В корпусе появился набор новых смотровых люков: их общее количество довели до 14. Кроме того, было решено отказаться от установки защиты передних колес.

В силу определенных причин компания «Ансальдо» не смогла быстро провести все необходимые доработки и развернуть полноценное производство обновленных машин. Первые броневики «Серии 1» были переданы армии только в середине 1916 года. За несколько месяцев было изготовлено и передано войскам не более 20 таких машин.

Летом 1916 года завершилось проектирование нового варианта броневика. На этот раз было решено убрать некоторые смотровые лючки корпуса, изменить конструкцию рельсов для прорыва заграждений и доработать некоторые другие элементы машины. Кроме того, машина получила новые крепления для пулеметов. Теперь можно было использовать не только имеющиеся Maxim, но и St. Etienne M1907 французского производства. Обновленные бронеавтомобили производились в рамках т.н. «Серии II» (Lancia 1Z Serie II).

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1ZM


После начала производства второй серийной модификации стартовала разработка очередного проекта модернизации. На этот раз предполагалось учесть все особенности эксплуатации техники и дополнительно повысить ее характеристики. Модификация Lancia 1Z Serie III, также известная под обозначением 1ZM, отличалась от базовой рядом характерных черт.

Из-за тесноты боевого отделения и отсутствия серьезных преимуществ у двухбашенной схемы было решено отказаться от малой башни. Высвободившийся пулемет перенесли в амбразуру кормового листа корпуса. На месте малой башни в крыше основной появился люк. Некоторым доработкам подвергся корпус. Основным оружием новых броневиков со временем должны были стать пулеметы FIAT-Revelli M1914. Тем не менее, в течение длительного времени серийные броневики «Лянча» 1ZM оснащались имеющимися пулеметами Maxim, поскольку оружейники не успевали выпускать нужное количество новых пулеметов.

Производство броневиков третьей серии началось в ноябре 1917 года. В соответствии с подписанным контрактом армия должна была получить 35 таких машин. Эксплуатация первых серийных Lancia 1ZM показала преимущества обновленной конструкции и привела к увеличению заказа. В январе 1918-го было решено закупить 100 машин, включая уже поставленные.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Броневик Lancia 1ZM


До конца Первой мировой войны компания Ansaldo при непосредственной поддержке Lancia выпустила не менее 100-105 броневиков 1Z в трех модификациях. В некоторых источниках упоминаются цифры от 85-90 до 113-115 машин, в числе которых присутствует первый прототип. Вся серийная техника самым активным образом использовалась в боях.

Первые броневики «Лянча» 1Z попали в армию в середине 1916 года. В силу определенных причин в течение первых месяцев эта техника почти не участвовала в боях. Ее несколько раз применяли для поддержки пехоты, но массовая эксплуатация новых бронеавтомобилей началась только в следующем году. Следует отметить, на протяжении Первой мировой войны броневики использовались не только в боях с противником, но и в ходе подавления мятежей, несколько раз возникавших в Северной Италии.

В конце октября 1917 года итальянские эскадроны, вооруженные броневиками новой модели, понесли серьезные потери. В начале битвы при Капоретто противник выполнил успешную артподготовку и серьезно нарушил управление итальянскими войсками. Из-за отсутствия нормального управления экипажи броневиков были вынуждены действовать по обстановке, из-за чего около десятка машин было брошено или уничтожено артиллерией.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
"Засел". Броневик Lancia 1ZM


В дальнейшем командование провело анализ прошедших сражений и сделало выводы. К осени 1918 года было выпущено специальное руководство по применению броневиков в боях. Буквально через несколько дней после этого, в конце октября, 15 эскадронов, имевшиеся в строю, успешно приняли участие в нескольких боях, не понеся серьезных потерь.

После завершения Первой мировой войны в составе вооруженных сил Италии были сформированы несколько новых эскадронов, которым передали не более четырех десятков броневиков Lancia 1Z нескольких модификаций. В межвоенный период вся эта техника использовалась в полицейских целях, а также применялась для подавления восстаний в колониях. Подобная техника участвовала в боях на территории Эфиопии, Ливии и т.д.

В 1936 году несколько броневиков «Лянча» 1Z вместе с солдатами-добровольцами отправились в Испанию. Из восьми машин до конца гражданской войны дожили только три. Уже во время первых боев было установлено, что подобная техника не может эффективно использоваться в боевых действиях в городских условиях. Кроме того, броня машин не выдерживала попадания из винтовок на сравнительно малых дистанциях. Три сохранившихся броневика в феврале 1939 года участвовали в параде в Барселоне.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Lancia 1ZM и немецкие солдаты


Часть броневиков Lancia 1Z нескольких типов была передана зарубежным странам. В 1919 году две машины отправились в Чехословакию, где сначала использовались итальянскими военными, а потом были переданы местной армии. Оба броневика эксплуатировались до конца двадцатых годов.

После Первой мировой войны один броневик типа 1ZM был продан Афганистану. Там машину использовали в течение некоторого времени, после чего отправили на вечную стоянку, где она подверглась разграблению. По некоторым данным, в конце двухтысячных годов останки единственного афганского Lancia 1ZM были обнаружены солдатами ISAF.

Несколько бронеавтомобилей в ходе боев стали трофеями Австро-Венгрии. Машины, не имевшие серьезных повреждений, активно использовались в боях против бывших хозяев. Поврежденная техника осталась в австро-венгерских тылах. Как минимум, один броневик подвергся серьезной модернизации. Его корпус был установлен на шасси грузовика, имевшегося у новых хозяев, а итальянские пулеметы заменили оружием немецкого производства.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Lancia 1ZM и его экипаж


К началу Второй мировой войны в итальянской армии имелось не более 40-45 броневиков Lancia 1Z всех типов. Часть этой техники участвовала в борьбе с партизанами на Балканах, но основная масса броневиков простаивала без дела или являлась учебными машинами. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года немцам удалось отбить несколько сохранившихся броневиков, которые были восстановлены и возвращены в строй. Тем не менее, активно эти машины не использовались.

Из сотни с лишним построенных бронеавтомобилей Lancia 1Z трех модификаций до настоящего времени сохранились лишь несколько. Все они являются экспонатами музеев и частных коллекций. Обнаруженный в Афганистане образец был вывезен за границу для реставрации. Кроме того, существуют несколько реплик, которые, как и оригиналы, находятся в музеях Италии и других стран.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://regioesercito.it/
http://alternathistory.org.ua/
http://italie1935-45.com/
http://autonet.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: The-blueprints.com, Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. igordok 4 августа 2015 07:47
    Большое спасибо автору за серию статей. Хотя, судя по количеству комментариев, эта серия не пользуется особой популярностью, но Рябов Кирилл продолжает доносить до нас может не очень важную, но интересную информацию. Спасибо.
    На фотографиях заинтересовал способ преодоления проволочных препятствий при помощи рам на капоте.
    1. Штык 4 августа 2015 18:54
      Цитата: igordok
      Хотя, судя по количеству комментариев, эта серия не пользуется особой популярностью,

      Конечно, местной публике гораздо интересней покривляться на таких статейках - «Бенг-бенг-бенг» – строчит голландский пулемётчик. 155 комментариев против нескольких на данной ветке! Печально ... request
  2. GRAY 4 августа 2015 08:48
    Интересен вариант с двумя пулемётными башнями - интересно как там стрелки располагаются.
    Я хотеть видеть это.
    1. gjv 4 августа 2015 16:04
      Цитата: GRAY
      Интересен вариант с двумя пулемётными башнями - интересно как там стрелки располагаются.

      В однобашенном рисуют одного стрелка к двум курсовым пулеметам и одного к кормовому.

      А про двухбашенный в статье написано
      , что половина экипажа (три стрелка) располагалась в центральной части обитаемого объема, под двумя башнями. Уже во время испытаний было установлено, что приемлемые условия работы имеют только командир и водители. Стрелкам, в свою очередь, приходилось работать в тесноте.
      Картинки не нашлось.
      gjv
  3. фомкин 4 августа 2015 15:21
    Что называется статья на любителя. Но тем не менее спасибо автору. Лишних знаний не бывает.
    1. gjv 4 августа 2015 16:09
      Цитата: фомкин
      Что называется статья на любителя. Но тем не менее спасибо автору

      Нравится вот это ироничное авторство.

      По моему очень похоже. А до этого цикла статей думал, что просто фантазия художника.
      однако современная итальянская Finnmeccanica "клепает" вполне себе приличные "игрушки" и входит в Топ-10 компаний ВПК.
      gjv
  4. Штык 4 августа 2015 18:13
    С удовольствием читаю подобные статьи, спасибо автору! Вот это как раз и в тему "Военного обозрения". И самое главное - никаких "памперсов" ! smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня