Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)

До конца двадцатых годов прошлого века итальянская армия эксплуатировала имеющиеся в наличии бронеавтомобили и не спешила заменять их новой техникой. Тем не менее, автомобили и военная техника того времени не отличались высоким ресурсом, из-за чего уже в начале тридцатых генералам пришлось думать о замене существующих бронемашин. В 1932 году компания FIAT получила заказ на конструирование нового бронеавтомобиля, который в ближайшем будущем должен был прийти на смену списываемой технике.

Согласно техническому заданию, выданному компании-разработчику, перспективный броневик должен был относиться к средней весовой категории и по боевой массе превосходить все имеющиеся на вооружении образцы. Кроме того, задание оговаривало параметры брони, состав вооружения и примерные характеристики готовой машины. Итальянская промышленность уже имела определенный опыт в создании бронеавтомобилей, а также следила за основными зарубежными тенденциями. Таким образом, задание военных не выглядело чересчур сложным или невыполнимым.


Первый прототип броневика FIAT 611


Как и ранее, было решено строить новый броневик на базе существующего грузового автомобиля. В качестве основы для боевой машины выбрали шасси грузовика FIAT Dovenque 33, выпускавшегося с начала тридцатых годов. Эта машина имела колесную формулу 6х4 с приводом на две задние оси и могла перевозить до 2 т груза либо до 20 солдат с вооружением. Благодаря этому новейший грузовик посчитали подходящей основой для перспективного бронеавтомобиля.

Проект броневика, получивший обозначение FIAT 611, подразумевал использование имеющегося шасси, на котором следовало монтировать металлический каркас и набор бронелистов, защищающих экипаж и внутренние агрегаты машины от пуль и осколков снарядов. За счет стандартного подхода к архитектуре машины планировалось не только выполнить требования военных, но и уменьшить итоговую стоимость техники.

Базовое шасси имело рамную конструкцию и оснащалось листовыми рессорами, на которых крепились все три моста. В передней части шасси находился 6-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT 122B мощностью 45 л.с. В составе трансмиссии использовалась четырехступенчатая коробка передач с редуктором и карданный вал, передающий вращающий момент на задние ведущие оси. Передние колеса машины были связаны с механизмом управления и выполнялись односкатными. На задних осях устанавливались двускатные колеса, улучшавшие распределение нагрузки на опорную поверхность.


Первый прототип броневика FIAT 611


В ходе создания броневика было решено сохранить одну интересную особенность базовой машины. Позади моторного отсека на бортах корпуса предусмотрели крепления для двух запасных колес, позволявшие им вращаться. Крепления находились на небольшой высоте над днищем корпуса, из-за чего нижняя поверхность колес висела в воздухе. В определенных условиях дополнительная колесная пара, поднятая над землей, могла оказывать положительное воздействие на проходимость машины.

Классическая компоновка базового шасси сказалась на конструкции бронекорпуса. Его выполнили по капотной схеме и разделили на два основных объема: моторный отсек и боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Корпус собирался из броневых листов толщиной 6,13 мм. По некоторым данным, лобовые детали и башня имели более эффективную защиту в виде 15-мм брони. Характерной особенностью корпуса броневика FIAT 611 было почти полное отсутствие бронелистов, установленных под большими углами к вертикали. Наклонными были только лобовой и кормовой листы корпуса. Все прочие панели располагались вертикально или под небольшим углом, не оказывавшим влияния на уровень защиты.

Для защиты двигателя был использован броневой капот с жалюзи для вентиляции. С целью обеспечения оптимального температурного режима жалюзи находились как на лобовом листе, так и на бортах капота. На первом прототипе применялись нерегулируемые жалюзи, представлявшие собой отогнутые секции бронелиста. В дальнейшем конструкция этих агрегатов претерпела заметные изменения.


Другое мероприятие. На переднем плане броневики FIAT 611B


К осени 1933 года военные разместили заказ на поставку 10 бронеавтомобилей нового типа. Половина этой техники должна была нести пулеметное вооружение, остальные – пушечное. Последние машины этого заказа были переданы войскам в начале 1934 года. Военнослужащие строевых частей быстро освоили новую технику и не менее быстро вынесли ей приговор. Недостаточные характеристики и невысокая маневренность, не позволявшие эффективно работать в условиях бездорожья, стали поводом для отказа от дальнейших закупок подобных машин.

В течение первых двух лет службы броневики FIAT 611 двух модификаций использовались только в различных учениях и т.п. мероприятиях. Кроме того, в октябре 34-го несколько таких машин приняли участие в параде. Весной 1935 года было решено отправить несколько новых машин в Эфиопию для участия в боевых действиях. Тем не менее, в силу определенных причин военные не торопились с выполнением этого приказа, из-за чего броневики прибыли на фронт только в марте 36-го. По некоторым данным, в Эфиопию были направлены пять броневиков двух модификаций.

Из-за позднего прибытия в Африку пять бронемашин успели принять участие только в последних боях и не оказали серьезного влияния на ход всей войны. Тем не менее, они смогли продемонстрировать неплохой потенциал пушечных FIAT 611B, которые могли эффективно использоваться в качестве мобильного средства поддержки пехоты. Тем не менее, в ходе войны в Эфиопии вновь проявили себя многочисленные недостатки техники. Недостаточная скорость и проходимость серьезно ударили по эффективности броневиков, что стало одной из главных причин отсутствия видимых успехов.


FIAT 611B в Африке


После окончания войны пять бронеавтомобилей остались в Африке, где в течение нескольких следующих лет использовались для патрулирования и выполнения иных задач. Помимо стандартного обслуживания эта техника проходила небольшие модернизации. Так, в 1937-38 годах пулеметы Breda Mod.30 были заменены на Lewis калибра 7,7 мм британского производства. Кроме того, в боевых отделениях машин появились штатные укладки для ручных гранат.

По имеющимся данным, после начала Второй мировой войны имевшиеся в Африке и в Италии броневики FIAT 611 обеих модификаций в основном использовались на вспомогательных ролях. Их использовали для патрулирования, охраны различных объектов и т.д. Вероятно, в ходе войны с союзниками итальянская армия потеряла некоторое количество подобной техники. Оставшиеся машины, в свою очередь, стали трофеями победителей.

Броневики FIAT 611 не представляли никакой ценности, из-за чего все трофейные машины этого типа после изучения были отправлены на слом. Сначала в переплавку отправили броневики, захваченные в Африке, а несколько месяцев спустя та же участь постигла и технику, остававшуюся в Италии. К сожалению историков и любителей техники, до нашего времени не дожил ни один бронеавтомобиль FIAT 611.


По материалам сайтов:
http://italie1935-45.com/
http://aviarmor.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://secondeguerre.net/