Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)

До конца двадцатых годов прошлого века итальянская армия эксплуатировала имеющиеся в наличии бронеавтомобили и не спешила заменять их новой техникой. Тем не менее, автомобили и военная техника того времени не отличались высоким ресурсом, из-за чего уже в начале тридцатых генералам пришлось думать о замене существующих бронемашин. В 1932 году компания FIAT получила заказ на конструирование нового бронеавтомобиля, который в ближайшем будущем должен был прийти на смену списываемой технике.

Согласно техническому заданию, выданному компании-разработчику, перспективный броневик должен был относиться к средней весовой категории и по боевой массе превосходить все имеющиеся на вооружении образцы. Кроме того, задание оговаривало параметры брони, состав вооружения и примерные характеристики готовой машины. Итальянская промышленность уже имела определенный опыт в создании бронеавтомобилей, а также следила за основными зарубежными тенденциями. Таким образом, задание военных не выглядело чересчур сложным или невыполнимым.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Первый прототип броневика FIAT 611



Как и ранее, было решено строить новый броневик на базе существующего грузового автомобиля. В качестве основы для боевой машины выбрали шасси грузовика FIAT Dovenque 33, выпускавшегося с начала тридцатых годов. Эта машина имела колесную формулу 6х4 с приводом на две задние оси и могла перевозить до 2 т груза либо до 20 солдат с вооружением. Благодаря этому новейший грузовик посчитали подходящей основой для перспективного бронеавтомобиля.

Проект броневика, получивший обозначение FIAT 611, подразумевал использование имеющегося шасси, на котором следовало монтировать металлический каркас и набор бронелистов, защищающих экипаж и внутренние агрегаты машины от пуль и осколков снарядов. За счет стандартного подхода к архитектуре машины планировалось не только выполнить требования военных, но и уменьшить итоговую стоимость техники.

Базовое шасси имело рамную конструкцию и оснащалось листовыми рессорами, на которых крепились все три моста. В передней части шасси находился 6-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT 122B мощностью 45 л.с. В составе трансмиссии использовалась четырехступенчатая коробка передач с редуктором и карданный вал, передающий вращающий момент на задние ведущие оси. Передние колеса машины были связаны с механизмом управления и выполнялись односкатными. На задних осях устанавливались двускатные колеса, улучшавшие распределение нагрузки на опорную поверхность.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Первый прототип броневика FIAT 611


В ходе создания броневика было решено сохранить одну интересную особенность базовой машины. Позади моторного отсека на бортах корпуса предусмотрели крепления для двух запасных колес, позволявшие им вращаться. Крепления находились на небольшой высоте над днищем корпуса, из-за чего нижняя поверхность колес висела в воздухе. В определенных условиях дополнительная колесная пара, поднятая над землей, могла оказывать положительное воздействие на проходимость машины.

Классическая компоновка базового шасси сказалась на конструкции бронекорпуса. Его выполнили по капотной схеме и разделили на два основных объема: моторный отсек и боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Корпус собирался из броневых листов толщиной 6,13 мм. По некоторым данным, лобовые детали и башня имели более эффективную защиту в виде 15-мм брони. Характерной особенностью корпуса броневика FIAT 611 было почти полное отсутствие бронелистов, установленных под большими углами к вертикали. Наклонными были только лобовой и кормовой листы корпуса. Все прочие панели располагались вертикально или под небольшим углом, не оказывавшим влияния на уровень защиты.

Для защиты двигателя был использован броневой капот с жалюзи для вентиляции. С целью обеспечения оптимального температурного режима жалюзи находились как на лобовом листе, так и на бортах капота. На первом прототипе применялись нерегулируемые жалюзи, представлявшие собой отогнутые секции бронелиста. В дальнейшем конструкция этих агрегатов претерпела заметные изменения.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Схема серийного броневика FIAT 611A


Позади моторного отсека находился наклонный верхний лобовой лист боевого отделения. Он имел достаточно сложную форму с несколькими изгибами, которые, по-видимому, были связаны с особенностями расположения руля на переднем посту управления. Борта машины располагались вертикально, а кормовая часть корпуса представляла собой сужающийся агрегат характерной формы с отдельным вертикальным листом, в котором предусматривался смотровой люк второго водителя.

На крыше корпуса располагалась шестигранная башня с пулеметным вооружением для двух стрелков. Для защиты задних колес на бортах корпуса предусматривались крупные кожухи, собранные из броневых листов. На случай замены колеса или другого ремонта борт кожуха мог подниматься и закрепляться в таком положении.

Экипаж бронеавтомобиля FIAT 611 должен был состоять из пять человек. В передней части обитаемого объема находился первый водитель. Позади него, под вращающейся башней, два пулеметчика. Место второго водителя располагалось в корме корпуса и оснащалось набором необходимых приборов и органов управления. Для посадки в машину экипаж должен был использовать дверь в левом борту или кормовой люк. Наблюдение за обстановкой предлагалось осуществлять при помощи двух люков с крышками в лобовом листе корпуса, а также через смотровые щели в двери, бортах и башне.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Схема серийного броневика FIAT 611B


Вооружение первого опытного броневика новой модели состояло из трех пулеметов Breda Mod.30 калибра 8 мм. Два пулемета расположили в башне, в собственных установках. Использовать их должны были два стрелка, имевшие возможность самостоятельно искать и обстреливать цели в пределах одного сектора. Третий пулемет располагался в амбразуре кормового листа корпуса, у правого борта. Этот пулемет, мог управляться командиром или вторым водителем. Общий боекомплект трех пулеметов состоял из 10 тыс. патронов.

Готовый броневик FIAT 611 имел длину около 5,7 м, ширину 1,9 м и высоту по крыше башни порядка 2,6 м. Боевая масса машины достигала 6,9-7 т. Из-за этого, в частности, нагрузка на оси превышала расчетную нагрузку базового шасси, что уже в ходе испытаний оказало негативное влияние на характеристики подвижности. Так, на переднюю ось приходилось порядка 1,8 т, а на задние – по 2,5 т.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Внутри боевого отделения FIAT 611A


Строительство первого прототипа перспективной бронемашины началось в конце 1932 года. Испытания стартовали в новом 1933 году. Не дожидаясь конца тестов, военные одобрили проект и начали строить планы по серийному производству новой техники. К концу года компания FIAT получила обновленный список требований к бронеавтомобилю и заказ на производство нескольких серийных машины. Тем не менее, как выяснилось в ходе испытаний, новый броневик был слишком тяжелым и поэтому не отличался высокими характеристиками.

Нетрудно подсчитать, что удельная мощность машины FIAT 611 не превышала 7-7,5 л.с. на тонну. Из-за этого максимальная скорость броневика на шоссе находилась на уровне 25-28 км/ч. При движении по грунтовой дороге или пересеченной местности не удавалось разогнаться более чем до 10 км/ч. При движении по шоссе запаса топлива хватало на 280 км пути. Из-за высокого и тяжелого корпуса машина имела серьезные ограничения по допустимому крену, почти исключавшие ее эксплуатацию на бездорожье.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Все построенные бронеавтомобили на смотре


Несмотря на низкие ходовые характеристики новых машин, заказчик решил приобрести некоторое количество подобной техники. Однако перед началом серийного производства требовалось переработать некоторые элементы машины. По заказу военных была изменена конструкция жалюзи для вентиляции. На лобовом листе капота появилась общая крупная решетка со сравнительно мелкими щелями. Схожие, но вертикальные агрегаты появились и на бортах капота. Некоторые изменения претерпел наклонный лобовой лист, защищавший водителя.

Было предложено изменить комплекс вооружения, для чего пришлось разработать обновленный вариант башни, пригодный для установки любого из требуемых типов оружия. По заказу военного ведомства Италии за считанные недели были разработаны проекты FIAT 611A и 611B. В первом случае подразумевалась установка новой башни и сохранение двух 8-мм пулеметов в индивидуальных установках. Проект FIAT 611B предусматривал значительное повышение огневой мощи. Для этого в башне предлагалось устанавливать 37-мм пушку со стволом длиной 40 калибров. Боекомплект орудия составлял 50 снарядов. В кормовой части башни появилась установка для пулемета. Кормовой пулемет корпуса остался на своем месте. В распоряжении пулеметчиков было 1500 патронов.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
Другое мероприятие. На переднем плане броневики FIAT 611B


К осени 1933 года военные разместили заказ на поставку 10 бронеавтомобилей нового типа. Половина этой техники должна была нести пулеметное вооружение, остальные – пушечное. Последние машины этого заказа были переданы войскам в начале 1934 года. Военнослужащие строевых частей быстро освоили новую технику и не менее быстро вынесли ей приговор. Недостаточные характеристики и невысокая маневренность, не позволявшие эффективно работать в условиях бездорожья, стали поводом для отказа от дальнейших закупок подобных машин.

В течение первых двух лет службы броневики FIAT 611 двух модификаций использовались только в различных учениях и т.п. мероприятиях. Кроме того, в октябре 34-го несколько таких машин приняли участие в параде. Весной 1935 года было решено отправить несколько новых машин в Эфиопию для участия в боевых действиях. Тем не менее, в силу определенных причин военные не торопились с выполнением этого приказа, из-за чего броневики прибыли на фронт только в марте 36-го. По некоторым данным, в Эфиопию были направлены пять броневиков двух модификаций.

Из-за позднего прибытия в Африку пять бронемашин успели принять участие только в последних боях и не оказали серьезного влияния на ход всей войны. Тем не менее, они смогли продемонстрировать неплохой потенциал пушечных FIAT 611B, которые могли эффективно использоваться в качестве мобильного средства поддержки пехоты. Тем не менее, в ходе войны в Эфиопии вновь проявили себя многочисленные недостатки техники. Недостаточная скорость и проходимость серьезно ударили по эффективности броневиков, что стало одной из главных причин отсутствия видимых успехов.

Бронеавтомобиль FIAT 611 (Италия)
FIAT 611B в Африке


После окончания войны пять бронеавтомобилей остались в Африке, где в течение нескольких следующих лет использовались для патрулирования и выполнения иных задач. Помимо стандартного обслуживания эта техника проходила небольшие модернизации. Так, в 1937-38 годах пулеметы Breda Mod.30 были заменены на Lewis калибра 7,7 мм британского производства. Кроме того, в боевых отделениях машин появились штатные укладки для ручных гранат.

По имеющимся данным, после начала Второй мировой войны имевшиеся в Африке и в Италии броневики FIAT 611 обеих модификаций в основном использовались на вспомогательных ролях. Их использовали для патрулирования, охраны различных объектов и т.д. Вероятно, в ходе войны с союзниками итальянская армия потеряла некоторое количество подобной техники. Оставшиеся машины, в свою очередь, стали трофеями победителей.

Броневики FIAT 611 не представляли никакой ценности, из-за чего все трофейные машины этого типа после изучения были отправлены на слом. Сначала в переплавку отправили броневики, захваченные в Африке, а несколько месяцев спустя та же участь постигла и технику, остававшуюся в Италии. К сожалению историков и любителей техники, до нашего времени не дожил ни один бронеавтомобиль FIAT 611.


По материалам сайтов:
http://italie1935-45.com/
http://aviarmor.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://secondeguerre.net/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Italie1935-45.com, Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Сергей-8848 7 августа 2015 06:46
    Такому перетяжелённому и высокому дорога до первой серьёзной ямы или рва. Впечатление, что к корпусу от броневика времён ПМВ через 20 лет приделали башню посовременнее. Вообще, судя по серии статей, у итальянцев фантазия, нацеленная на создание бронеавтомобилей, просто кипела.
    Добавление чертежей в статью - +++!
    1. gla172 7 августа 2015 07:45
      За то танки у них были.....полное г(
      Почему то не заладилось...
      Так и с нашим ВАЗом,сколько время наши инженеры убили на доводку их Фиата...
      1. Cap.Morgan 7 августа 2015 20:38
        Этот их Фиат на секундочку был лучшим авто по моему 66 года.
        Его просто пытались адаптировать под наши зимы и никудышные дороги.
  2. тасха 7 августа 2015 14:07
    Хорошая подборка статей по бронеавтомобилям.
    Отдельно спасибо за редкое фото боевого отделения.
    "Чистенько, аккуратненько, но бедненько..."
  3. Алекс 8 августа 2015 13:59
    В ходе создания броневика было решено сохранить одну интересную особенность базовой машины. Позади моторного отсека на бортах корпуса предусмотрели крепления для двух запасных колес, позволявшие им вращаться. Крепления находились на небольшой высоте над днищем корпуса, из-за чего нижняя поверхность колес висела в воздухе. В определенных условиях дополнительная колесная пара, поднятая над землей, могла оказывать положительное воздействие на проходимость машины.

    Такая особенность была и у наших БА. Интересно, техническое заимствование или идея витала в воздухе?

    Автору огромное спасибо за новый цикл.
  4. moskowit 9 августа 2015 07:36
    Интересная подборка о итальянских бронеавтомобилях. Идея дополнительных опорных, свободно ,вращающихся колёс, видимо пришла в голову одновременно и нашим инженерам и итальянским.
    Отечественный бронеавтомобиль БА-И(БАИ, И-ижорский) выпущен в 1932 году, так что приоритет за нашими. А так очень похожи...
    1. gla172 9 августа 2015 07:52
      Это наверно на базе ГАЗ АА.
    2. БМ-13 10 августа 2015 16:03
      Цитата: moskowit
      Такая особенность была и у наших БА. Интересно, техническое заимствование или идея витала в воздухе?

      Цитата: moskowit
      Отечественный бронеавтомобиль БА-И(БАИ, И-ижорский) выпущен в 1932 году, так что приоритет за нашими. А так очень похожи...

      Кто знает, автор справедливо указал, что итальянцы активно отслеживали ситуацию в области создания бронеавтомобилей, могли и позаимствовать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня