Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)

Итальянская армия стала проявлять интерес к бронетранспортерам еще в конце тридцатых годов, но до определенного времени никто не желал заниматься подобными проектами в полную силу. Как следствие, первые проекты полноценных бронетранспортеров итальянской разработки появились только после поражений в Северной Африке. При этом потери различной техники, в первую очередь танков и броневиков, привели к тому, что разработка и строительство БТР отошли на второй план. Из-за этого, в частности, некоторые бронемашины новых типов так и не поступили в серийное производство.

Еще в 1938 году итальянская армия выразила желание получить бронетранспортер, основанный на конструкции одного из существующих грузовиков, уже состоящих на вооружении. Подобные проекты разрабатывались несколькими фирмами, в том числе компанией Viberti. Специалисты этой организации решили строить свой бронетранспортер на базе серийного грузовика SPA Dovunque 35, с 1935 года эксплуатировавшегося в войсках. Предполагалось, что применение освоенной в производстве и эксплуатации машины позволит упростить строительство и применение новых бронемашин. Тем не менее, как выяснилось впоследствии, подобные ожидания не оправдались.

Работы по созданию бронетранспортера, получившего обозначение SPA Dovunque 35 Protetto («Защищенный») продолжались до 1941 года. По-видимому, занимаясь разработкой проекта, инженеры фирмы Viberti решили повременить с введением нового оригинального обозначения. Как следствие, проект остался в истории под названием, основанным на обозначении базового грузовика. Вполне возможно, что в случае успешного завершения работ новый БТР получил бы собственное обозначение, но этого не случилось.


Базовый грузовик SPA Dovunque 35. Фото Wikimedia Commons


На базовом шасси предлагалось устанавливать оригинальный броневой корпус. Корпус состоял из большого количества прямолинейных и изогнутых деталей, закреплявшихся на каркасе. Лобовую часть корпуса выполнили из листов толщиной 10 мм, борта и корму – из 8-миллиметровых. По другим данным, весь корпус имел толщину 8 мм. Ввиду сравнительно низких характеристик защиты предлагаемой брони авторам проекта пришлось строить корпус с использованием рациональных углов бронирования. Все листы корпуса размещались под углом к горизонтали и вертикали. Особенно ярко эта черта корпуса проявилась в бортах, состоявших из двух частей.

Защита машины от обстрела спереди состояла из четырех лобовых листов и сдвоенных скул. В верхнем лобовом листе имелись два смотровых люка с крышками. Передний лобовой лист, расположенный под наклоном, имел крупное окно с жалюзи. Из-за необходимости сопряжения нескольких бронелистов, расположенных под углом друг к другу, по бокам от лобовых листов имелись скулы, собранные из двух листов сложной формы.

Борта бронетранспортера SPA Dovunque 35 Protetto состояли из двух деталей. Нижние части бортов были наклонены наружу, верхние – внутрь. Похожим образом выглядела корма корпуса. Из-за некоторых особенностей компоновки внутренних объемов корпуса передняя часть бортов, защищавшая водителя и командира, была немного выше средней и задней. Таким образом, лобовой лист и передняя часть бортов образовывали некое подобие небольшой рубки. Крыша корпуса не предусматривалась.


Один из образцов БТР SPA Dovunque 35 Protetto в армии Республики Сало, 1944 г. Фото Aviarmor.net


Строительство новых бронетранспортеров продолжалось до самого конца войны в Европе. По некоторым данным, на разных стадиях строительства находилось до пяти машин, причем большая их часть так и не получила крыши и соответствовала первому варианту проекта. Известно о захвате двух бронетранспортеров итальянскими партизанами, но одна из этих машин позже была уничтожена противником. Последние три машины, так и не получившие новую крышу, были отправлены с завода в армию Итальянской социальной республики в последних числах апреля 45-го.

В базовой версии, представленной в 1941 году, бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto не представлял большого интереса для итальянской армии. Через несколько лет, после окончания Второй мировой войны и установления новой власти, ситуация не изменилась. Армия нового государства тоже не заинтересовалась подобной техникой и не стала заказывать ее. Все сохранившиеся до конца войны образцы были утилизированы. До наших дней бронетранспортеры SPA Dovenque 35 Protetto дожили только на немногочисленных фотографиях.


По материалам сайтов:
http://italie1935-45.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/