Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Итальянская армия стала проявлять интерес к бронетранспортерам еще в конце тридцатых годов, но до определенного времени никто не желал заниматься подобными проектами в полную силу. Как следствие, первые проекты полноценных бронетранспортеров итальянской разработки появились только после поражений в Северной Африке. При этом потери различной техники, в первую очередь танков и броневиков, привели к тому, что разработка и строительство БТР отошли на второй план. Из-за этого, в частности, некоторые бронемашины новых типов так и не поступили в серийное производство.
Еще в 1938 году итальянская армия выразила желание получить бронетранспортер, основанный на конструкции одного из существующих грузовиков, уже состоящих на вооружении. Подобные проекты разрабатывались несколькими фирмами, в том числе компанией Viberti. Специалисты этой организации решили строить свой бронетранспортер на базе серийного грузовика SPA Dovunque 35, с 1935 года эксплуатировавшегося в войсках. Предполагалось, что применение освоенной в производстве и эксплуатации машины позволит упростить строительство и применение новых бронемашин. Тем не менее, как выяснилось впоследствии, подобные ожидания не оправдались.
Работы по созданию бронетранспортера, получившего обозначение SPA Dovunque 35 Protetto («Защищенный») продолжались до 1941 года. По-видимому, занимаясь разработкой проекта, инженеры фирмы Viberti решили повременить с введением нового оригинального обозначения. Как следствие, проект остался в истории под названием, основанным на обозначении базового грузовика. Вполне возможно, что в случае успешного завершения работ новый БТР получил бы собственное обозначение, но этого не случилось.
На базовом шасси предлагалось устанавливать оригинальный броневой корпус. Корпус состоял из большого количества прямолинейных и изогнутых деталей, закреплявшихся на каркасе. Лобовую часть корпуса выполнили из листов толщиной 10 мм, борта и корму – из 8-миллиметровых. По другим данным, весь корпус имел толщину 8 мм. Ввиду сравнительно низких характеристик защиты предлагаемой брони авторам проекта пришлось строить корпус с использованием рациональных углов бронирования. Все листы корпуса размещались под углом к горизонтали и вертикали. Особенно ярко эта черта корпуса проявилась в бортах, состоявших из двух частей.
Защита машины от обстрела спереди состояла из четырех лобовых листов и сдвоенных скул. В верхнем лобовом листе имелись два смотровых люка с крышками. Передний лобовой лист, расположенный под наклоном, имел крупное окно с жалюзи. Из-за необходимости сопряжения нескольких бронелистов, расположенных под углом друг к другу, по бокам от лобовых листов имелись скулы, собранные из двух листов сложной формы.
Борта бронетранспортера SPA Dovunque 35 Protetto состояли из двух деталей. Нижние части бортов были наклонены наружу, верхние – внутрь. Похожим образом выглядела корма корпуса. Из-за некоторых особенностей компоновки внутренних объемов корпуса передняя часть бортов, защищавшая водителя и командира, была немного выше средней и задней. Таким образом, лобовой лист и передняя часть бортов образовывали некое подобие небольшой рубки. Крыша корпуса не предусматривалась.
Строительство новых бронетранспортеров продолжалось до самого конца войны в Европе. По некоторым данным, на разных стадиях строительства находилось до пяти машин, причем большая их часть так и не получила крыши и соответствовала первому варианту проекта. Известно о захвате двух бронетранспортеров итальянскими партизанами, но одна из этих машин позже была уничтожена противником. Последние три машины, так и не получившие новую крышу, были отправлены с завода в армию Итальянской социальной республики в последних числах апреля 45-го.
В базовой версии, представленной в 1941 году, бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto не представлял большого интереса для итальянской армии. Через несколько лет, после окончания Второй мировой войны и установления новой власти, ситуация не изменилась. Армия нового государства тоже не заинтересовалась подобной техникой и не стала заказывать ее. Все сохранившиеся до конца войны образцы были утилизированы. До наших дней бронетранспортеры SPA Dovenque 35 Protetto дожили только на немногочисленных фотографиях.
По материалам сайтов:
http://italie1935-45.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Еще в 1938 году итальянская армия выразила желание получить бронетранспортер, основанный на конструкции одного из существующих грузовиков, уже состоящих на вооружении. Подобные проекты разрабатывались несколькими фирмами, в том числе компанией Viberti. Специалисты этой организации решили строить свой бронетранспортер на базе серийного грузовика SPA Dovunque 35, с 1935 года эксплуатировавшегося в войсках. Предполагалось, что применение освоенной в производстве и эксплуатации машины позволит упростить строительство и применение новых бронемашин. Тем не менее, как выяснилось впоследствии, подобные ожидания не оправдались.
Работы по созданию бронетранспортера, получившего обозначение SPA Dovunque 35 Protetto («Защищенный») продолжались до 1941 года. По-видимому, занимаясь разработкой проекта, инженеры фирмы Viberti решили повременить с введением нового оригинального обозначения. Как следствие, проект остался в истории под названием, основанным на обозначении базового грузовика. Вполне возможно, что в случае успешного завершения работ новый БТР получил бы собственное обозначение, но этого не случилось.
На базовом шасси предлагалось устанавливать оригинальный броневой корпус. Корпус состоял из большого количества прямолинейных и изогнутых деталей, закреплявшихся на каркасе. Лобовую часть корпуса выполнили из листов толщиной 10 мм, борта и корму – из 8-миллиметровых. По другим данным, весь корпус имел толщину 8 мм. Ввиду сравнительно низких характеристик защиты предлагаемой брони авторам проекта пришлось строить корпус с использованием рациональных углов бронирования. Все листы корпуса размещались под углом к горизонтали и вертикали. Особенно ярко эта черта корпуса проявилась в бортах, состоявших из двух частей.
Защита машины от обстрела спереди состояла из четырех лобовых листов и сдвоенных скул. В верхнем лобовом листе имелись два смотровых люка с крышками. Передний лобовой лист, расположенный под наклоном, имел крупное окно с жалюзи. Из-за необходимости сопряжения нескольких бронелистов, расположенных под углом друг к другу, по бокам от лобовых листов имелись скулы, собранные из двух листов сложной формы.
Борта бронетранспортера SPA Dovunque 35 Protetto состояли из двух деталей. Нижние части бортов были наклонены наружу, верхние – внутрь. Похожим образом выглядела корма корпуса. Из-за некоторых особенностей компоновки внутренних объемов корпуса передняя часть бортов, защищавшая водителя и командира, была немного выше средней и задней. Таким образом, лобовой лист и передняя часть бортов образовывали некое подобие небольшой рубки. Крыша корпуса не предусматривалась.
Строительство новых бронетранспортеров продолжалось до самого конца войны в Европе. По некоторым данным, на разных стадиях строительства находилось до пяти машин, причем большая их часть так и не получила крыши и соответствовала первому варианту проекта. Известно о захвате двух бронетранспортеров итальянскими партизанами, но одна из этих машин позже была уничтожена противником. Последние три машины, так и не получившие новую крышу, были отправлены с завода в армию Итальянской социальной республики в последних числах апреля 45-го.
В базовой версии, представленной в 1941 году, бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto не представлял большого интереса для итальянской армии. Через несколько лет, после окончания Второй мировой войны и установления новой власти, ситуация не изменилась. Армия нового государства тоже не заинтересовалась подобной техникой и не стала заказывать ее. Все сохранившиеся до конца войны образцы были утилизированы. До наших дней бронетранспортеры SPA Dovenque 35 Protetto дожили только на немногочисленных фотографиях.
По материалам сайтов:
http://italie1935-45.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher