Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)

Итальянская армия стала проявлять интерес к бронетранспортерам еще в конце тридцатых годов, но до определенного времени никто не желал заниматься подобными проектами в полную силу. Как следствие, первые проекты полноценных бронетранспортеров итальянской разработки появились только после поражений в Северной Африке. При этом потери различной техники, в первую очередь танков и броневиков, привели к тому, что разработка и строительство БТР отошли на второй план. Из-за этого, в частности, некоторые бронемашины новых типов так и не поступили в серийное производство.

Еще в 1938 году итальянская армия выразила желание получить бронетранспортер, основанный на конструкции одного из существующих грузовиков, уже состоящих на вооружении. Подобные проекты разрабатывались несколькими фирмами, в том числе компанией Viberti. Специалисты этой организации решили строить свой бронетранспортер на базе серийного грузовика SPA Dovunque 35, с 1935 года эксплуатировавшегося в войсках. Предполагалось, что применение освоенной в производстве и эксплуатации машины позволит упростить строительство и применение новых бронемашин. Тем не менее, как выяснилось впоследствии, подобные ожидания не оправдались.

Работы по созданию бронетранспортера, получившего обозначение SPA Dovunque 35 Protetto («Защищенный») продолжались до 1941 года. По-видимому, занимаясь разработкой проекта, инженеры фирмы Viberti решили повременить с введением нового оригинального обозначения. Как следствие, проект остался в истории под названием, основанным на обозначении базового грузовика. Вполне возможно, что в случае успешного завершения работ новый БТР получил бы собственное обозначение, но этого не случилось.


Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
БТР SPA Dovunque 35 Protetto. Фото Italie1935-45.com


За основу для бронетранспортера было взято шасси серийного грузовика SPA Dovunque 35 с колесной формулой 6х4. Эта машина была разработана в первой половине тридцатых годов и предназначалась для поставок в армию, где ее планировалось использовать для перевозки личного состава и грузов. Фактически грузовик 1935 года представлял собой глубокую модернизацию машины SPA Dovunque 33, переработанную по результатам эксплуатации в Эфиопии. Тем не менее, несмотря на солидный возраст, такое шасси сочли приемлемой основой для перспективного бронетранспортера.

Базовый грузовик представлял собой автомобиль бескапотной компоновки с колесной формулой 6х4 и грузовой площадкой в задней части рамы. В передней части рамы, под небольшим капотом и внутри кожуха в кабине водителя, размещался двигатель FIAT 18T мощностью 55 л.с. С ним была связана механическая трансмиссия, передававшая крутящий момент на две задние оси. При строительстве бронетранспортера конструкция шасси, силовой установки, трансмиссии и ходовой части не претерпела никаких изменений.

Трехосная ходовая часть имела односкатные передние колеса и сдвоенные задние. Передняя ось имела пружинную подвеску, две задние оснащались листовыми рессорами. На случай повреждения одного из колес грузовик и бронетранспортер на его базе имели крепления для запасного колеса, размещенные на правом борту, позади передней оси.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Базовый грузовик SPA Dovunque 35. Фото Wikimedia Commons


На базовом шасси предлагалось устанавливать оригинальный броневой корпус. Корпус состоял из большого количества прямолинейных и изогнутых деталей, закреплявшихся на каркасе. Лобовую часть корпуса выполнили из листов толщиной 10 мм, борта и корму – из 8-миллиметровых. По другим данным, весь корпус имел толщину 8 мм. Ввиду сравнительно низких характеристик защиты предлагаемой брони авторам проекта пришлось строить корпус с использованием рациональных углов бронирования. Все листы корпуса размещались под углом к горизонтали и вертикали. Особенно ярко эта черта корпуса проявилась в бортах, состоявших из двух частей.

Защита машины от обстрела спереди состояла из четырех лобовых листов и сдвоенных скул. В верхнем лобовом листе имелись два смотровых люка с крышками. Передний лобовой лист, расположенный под наклоном, имел крупное окно с жалюзи. Из-за необходимости сопряжения нескольких бронелистов, расположенных под углом друг к другу, по бокам от лобовых листов имелись скулы, собранные из двух листов сложной формы.

Борта бронетранспортера SPA Dovunque 35 Protetto состояли из двух деталей. Нижние части бортов были наклонены наружу, верхние – внутрь. Похожим образом выглядела корма корпуса. Из-за некоторых особенностей компоновки внутренних объемов корпуса передняя часть бортов, защищавшая водителя и командира, была немного выше средней и задней. Таким образом, лобовой лист и передняя часть бортов образовывали некое подобие небольшой рубки. Крыша корпуса не предусматривалась.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Схема бронетранспортера. Рисунок Italie1935-45.com


На нижней части бортов корпуса крепились крылья, предотвращавшие разлет грязи с колес и в некоторой мере защищавшие их от обстрела. Примечательно, что конструкция передней оси не потребовала каких-либо доработок корпуса. При этом над задними мостами пришлось предусмотреть небольшие выемки в корпусе, обеспечивавшие нормальный ход подвески на неровностях.

Экипаж и десант располагались в едином объеме корпуса, совмещавшем в себе отделение управления и десантное отделение. Собственный экипаж перспективного бронетранспортера состоял из двух человек. Водитель и командир располагались в передней части обитаемого отсека, по бокам от кожуха двигателя. Место командира находилось у левого борта, водителя – у правого. Позади кресел экипажа находился топливный бак емкостью 100 л. Подобная компоновка внутреннего объема корпуса затрудняла переход из «отделения управления» в «десантное отделение». По этой причине командир и водитель имели собственные двери в бортах корпуса, открывавшиеся вперед по движению. Под дверями имелись скобы-подножки.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Вид сбоку. Фото Italie1935-45.com


Для наблюдения за дорогой и окружающей ситуацией экипаж должен был использовать смотровые люки в лобовом листе. Кроме того, небольшие лючки с заслонками предусматривались в дверях. В безопасной обстановке командир мог следить за местностью, встав на своем месте и поднявшись над бортами. При угрозе обстрела следовало оставаться под защитой брони и пользоваться люками.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto мог перевозить до восьми солдат с вооружением. Для их размещения вдоль бортов были установлены две длинные деревянные лавки. Доступ в десантное отделение осуществлялся через дверь в корме, состоявшей из двух частей. Ввиду большой высоты машины под дверью предусмотрели подножку. Десант мог следить за ситуацией и вести огонь из личного оружия, используя амбразуры с заслонками. В каждом борту предусматривалось по три таких устройства, еще два имелись в верхнем кормовом листе.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Вид 3/4 сзади. Фото Italie1935-45.com


Позади «рубки» экипажа к бортам крепилась поперечная штанга, на которой следовало устанавливать вооружение. Это позволяло использовать любой имеющийся пулемет винтовочного калибра. По имеющимся данным, в ходе службы броневик SPA Dovunque 35 Protetto оснащался, как минимум, одним пулеметом Breda Mod.38 калибра 8 мм. Согласно иным источникам, бронетранспортер получил пулемет FIAT-Revelli Mod. 14/35. Вероятно, такое расхождение в данных обусловлено тем, что разные образцы машины оснащались оружием, имевшимся в наличии. Платой за своеобразную свободу комплектации машины вооружением оказалось отсутствие защиты стрелка. Для ведения огня ему приходилось высовываться за пределы корпуса, рискуя попасть под огонь противника.

Новый бронетранспортер имел длину 5,3 м, ширину около 2 м и высоту 2,35 м. Колесная база равнялась 3,7 м. Колея передних колес – 1,47 м, задних – 1,5 м. Дорожный просвет –250 мм. Боевая масса бронемашины составляла 4,7 т. При таких габаритах и весе машина могла развивать скорость до 45 км/ч. 100-литрового бака хватало на 285 км пути. Характеристики подвижности и проходимости были на уровне базового грузовика, однако сравнительно тяжелый корпус привел к некоторому ухудшению ряда параметров. Тем не менее, специалисты фирмы Viberti сочли такие потери допустимыми.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Вид на внутренности корпуса. Фото Italie1935-45.com


В 1941 году был построен первый прототип бронетранспортера. Опытный образец машины SPA Dovunque 35 Protetto вышел на испытания, в ходе которых удалось выявить его положительные и отрицательные особенности. В целом, машина имела неплохие характеристики и могла быть принята на вооружение. Тем не менее, этого не произошло. В 1941 году итальянская армия провела сравнительные испытания нескольких перспективных бронетранспортеров, созданных к этому времени. Среди прочих в этих проверках участвовали машины SPA Dovenque 35 Protetto и FIAT-SPA S37.

В ходе испытаний БТР S37 показал более высокие характеристики подвижности и другие преимущества перед конкурентами. По результатам тестов было решено принять на вооружение именно S37. Все прочие машины, представленные на испытания, вернули компаниям-разработчикам. Единственный прототип бронетранспортера SPA Dovunque 35 Protetto вернулся на завод фирмы Viberti, где оставался в течение нескольких следующих лет.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Модификация бронемашины с крышей. Рисунок Italie1935-45.com


Получив отказ армии, инженеры не бросили свой проект. Было решено внести в него некоторые изменения, которые, как ожидалось, могли открыть машине путь в войска. В ходе модернизации планировалось переработать силовую установку с целью повышения ходовых характеристик машины. Кроме того, инженеры занялись созданием крыши корпуса. По результатам испытаний военные и конструкторы пришли к выводу о необходимости полностью закрытого корпуса.

Результатом этих работ стало появление модуля крыши, конструкция которого не требовала переделки корпуса. Крыша представляла собой выгнутый наружу угловатый агрегат, который предлагалось собирать из нескольких бронелистов. Почти по всей длине крыши предусматривались крупные люки, створки которых раскрывались в стороны. При этом средняя часть крыши представляла собой две створки люка шириной во весь верх корпуса. Бронетранспортер с новой крышей мог защищать экипаж и десант от обстрела с любых ракурсов, в том числе и сверху.

На момент капитуляции Королевства Италия в сентябре 1943 году существовал только один образец БТР SPA Dovunque 35 Protetto. Разработка модификации с закрытым десантным отделением завершилась только в начале осени 1944 года. Оставаясь на территории марионеточной Итальянской социальной республики, фирма Viberti продолжила работы по проекту и начала строительство нескольких модернизированных бронетранспортеров. В ноябре 1944 года армия Республики Сало изъяла единственный существовавший на тот момент прототип и отправила в одну из строевых частей.

Бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto (Италия)
Один из образцов БТР SPA Dovunque 35 Protetto в армии Республики Сало, 1944 г. Фото Aviarmor.net


Строительство новых бронетранспортеров продолжалось до самого конца войны в Европе. По некоторым данным, на разных стадиях строительства находилось до пяти машин, причем большая их часть так и не получила крыши и соответствовала первому варианту проекта. Известно о захвате двух бронетранспортеров итальянскими партизанами, но одна из этих машин позже была уничтожена противником. Последние три машины, так и не получившие новую крышу, были отправлены с завода в армию Итальянской социальной республики в последних числах апреля 45-го.

В базовой версии, представленной в 1941 году, бронетранспортер SPA Dovunque 35 Protetto не представлял большого интереса для итальянской армии. Через несколько лет, после окончания Второй мировой войны и установления новой власти, ситуация не изменилась. Армия нового государства тоже не заинтересовалась подобной техникой и не стала заказывать ее. Все сохранившиеся до конца войны образцы были утилизированы. До наших дней бронетранспортеры SPA Dovenque 35 Protetto дожили только на немногочисленных фотографиях.


По материалам сайтов:
http://italie1935-45.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. tchoni 1 сентября 2015 08:15
    да, почему военные не заинтересовались? Проект вроде здравый...
    1. kugelblitz 1 сентября 2015 08:26
      Проходимость невысокая была, а так итальянцы мастера в проектировании авто несомненно.
  2. Олежек 1 сентября 2015 15:38
    Один из образцов БТР SPA Dovunque 35 Protetto в армии Республики Сало, 1944 г. Фото Aviarmor.net

    Республика СалО... belay
    Её должен был возглавить украинец ! laughing

    Вывод - Муссолини был криптомаскалем ! Как и спасший его Скорцени...

    А вообще конечно Италия, капитулировавшая в 1943 как то осталась за кадром
    А ведь и линкоры были и самолёты и крейсера! Своей разработки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня