Зенитный бронеавтомобиль «Остин»

В начале 1915 года Путиловский завод построил четыре зенитных бронеавтомобиля «Руссо-Балт Тип Т», вооруженные 76,2-мм противоаэростатными пушками, а также четыре транспортные машины на базе шасси «Тип М». Уже в ходе первых испытаний эта техника показала свои реальные возможности и смогла заинтересовать военных. Как следствие, военное ведомство заказало еще несколько броневиков с зенитными пушками, которые планировалось использовать для противовоздушной обороны войск.

Вскоре после первых бронемашин «Тип Т» были построены несколько зенитных самоходок на базе грузовиков «Уайт». В качестве основы для таких боевых машин использовалось шасси пятитонного грузовика, на котором монтировалась грузовая площадка с орудийной установкой и некоторыми другими агрегатами. Важной особенностью зенитных самоходок «Уайт» было отсутствие какого-либо бронирования. Для упрощения и ускорения работ было решено не оснащать эту технику броней, оставив родные корпуса и элементы бортовых кузовов. Артиллерийская часть и упоры-аутригеры почти без изменений были заимствованы из предыдущего проекта.

Особенности предполагаемой эксплуатации машин с зенитным вооружением позволяли обойтись без броневых корпусов, поскольку такая техника не должна была работать на переднем крае. Тем не менее, в дальнейшем было решено вернуться к предыдущим идеям и оснащать зенитные самоходки броневыми агрегатами. Результатом этого стало появление нового зенитного броневика, известного под названием «Остин».


Зенитная самоходка "Уайт". Позади нее транспортная машина на аналогичном шасси. Фото Aviarmor.net


За моторным отсеком устанавливалась кабина, заимствованная у машины «Тип Т». Сразу за двигателем находился прямоугольный вертикальный лобовой лист, над которым предусматривался наклонный лист со смотровым люком. Сверху имелся еще один небольшой вертикальный лист. Вертикальные борта кабины представляли собой крупные пятиугольные листы со скошенной передней частью. В левом борту имелась единственная дверь, через которую оба водителя должны были попадать на свои места. Кроме того, в обоих бортах прорезались смотровые лючки с крышками. Сверху кабину защищала изогнутая крыша, сзади – вертикальный бронелист с окном для связи с артиллеристами.

Непосредственно за кабиной начинались вертикальные борта открытой орудийной площадки. Для упрощения и облегчения конструкции борта разделили на две части. Передняя неподвижная часть борта являлась боковой стенкой ящика для боеприпасов. Остальная часть борта крепилась на петлях и могла откидываться вниз и в сторону, увеличивая размеры площадки, доступной расчету орудия. В горизонтальном положении борта удерживались несколькими цепями. Сзади площадка была прикрыта изогнутым кормовым листом. Для некоторого улучшения защиты кормовой лист был немного выше бортов.

В центре грузовой площадки, непосредственно над задней осью, предлагалось монтировать тумбу для установки орудия. Механизмы крепления пушки обеспечивали круговую наводку в горизонтальной плоскости за исключением небольшого сектора, в котором находилась кабина водителя. Доработанный Путиловским заводом лафет пушки Гочкисса позволял вести огонь с углами возвышения до 65°.

Для атаки воздушных целей расчет броневика «Остин» должен был использовать 57-мм пушку Гочкисса со стволом длиной 40 калибров. В боекомплект орудия входили стальная граната весом 2,73 кг и картечный снаряд весом 3,69 кг. В случае с гранатой начальная скорость снаряда достигала 650 м/с. Максимальная дальность эффективного огня достигала 2,5 км, что позволяло атаковать цели на малых высотах.

Боекомплект пушки состоял из 44 снарядов двух типов. Боеприпасы предлагалось перевозить в специальном ящике, размещенном на площадке непосредственно позади кабины. Крышку ящика оснастили подушкой, благодаря чему ее можно было использовать в качестве сиденья для перевозки орудийного расчета. Аналогичное сиденье предусмотрели на кормовом листе.

Большой вес агрегатов машины и сравнительно мощная отдача орудия могли повредить подвеску, из-за чего в конструкции броневика были использованы упоры-аутригеры. В задней части шасси предусмотрели два опускаемых упора с мощными основными балками и усиливающими подкосами. В походном положении аутригеры поднимались в вертикальное положение и закреплялись на бортах.

По имеющимся данным, после установки всех необходимых агрегатов боевая масса зенитного броневика достигла 327 пудов (около 5,23 т). Таким образом, шасси работало на пределах своих возможностей, однако 30-сильный двигатель позволил сохранить приемлемую подвижность. Максимальная скорость броневика на хорошей дороге достигала 35 км/ч.

Экипаж боевой машины состоял из восьми человек. За управление броневиком отвечали два водителя. В расчет пушки вошли шесть человек. В походном положении водители располагались в бронированной кабине, артиллеристы – на сиденьях открытой площадки. При подготовке к боевой работе артиллеристы должны были опускать упоры и раскладывать борта, а также занимать свои места рядом с орудием.


"Остин" в боевом положении. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.


Строительство первого броневика типа «Остин» с зенитным орудием завершилось в самом начале лета 1915 года. Уже в июне машина отправилась на Артиллерийский полигон, где стартовали испытания самого броневика и его вооружения. Предложенная боевая машина хорошо показала себя и заинтересовала военных. Было решено начать серийное строительство такой техники и сформировать новую батарею «для стрельбы по воздушному флоту».

Первые серийные «Остины» с модернизированной пушкой Гочкисса могли войти в строй уже осенью 1915 года, однако стечение обстоятельств помешало этому. На одном из военных складов Брест-Литовска произошел пожар. В огне погибли все имевшиеся в наличии 57-мм пушки Гочкисса, которые планировалось использовать при строительстве зенитных броневиков. В результате пожара перспективные бронеавтомобили остались без оружия.

Единственный построенный броневик нового типа до конца 1915 года находился в тылу. Только в конце осени (по другим данным, в декабре) ему нашли место в действующей армии. Зенитный «Остин» пополнил парк техники 1-го тракторного дивизиона.

Информация об эксплуатации этой бронемашины отсутствует. По-видимому, в течение некоторого времени ее использовали по прямому предназначению, для противодействия действиям вражеской авиации. «Боевой счет» самоходки неизвестен. Можно предположить, что «Остин», как и его предшественники модели «Т», смог сбить или повредить некоторое количество вражеских аэропланов. Тем не менее, точные сведения о боевой работе броневика отсутствуют.

Когда и как закончилась служба единственного «Остина» тоже неизвестно. Возможно, эта машина успешно выполняла поставленные задачи до самого конца Первой мировой войны и позже была списана по выработке ресурса. Тем не менее, нельзя исключать, что в одном из боев она получила повреждения или даже была уничтожена. К сожалению, зенитный бронеавтомобиль «Остин» пополнил печальный список уникальных отечественных боевых машин, судьбу которых история не сохранила.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Автор: Glenn Witcher