Зенитный бронеавтомобиль «Остин»

В начале 1915 года Путиловский завод построил четыре зенитных бронеавтомобиля «Руссо-Балт Тип Т», вооруженные 76,2-мм противоаэростатными пушками, а также четыре транспортные машины на базе шасси «Тип М». Уже в ходе первых испытаний эта техника показала свои реальные возможности и смогла заинтересовать военных. Как следствие, военное ведомство заказало еще несколько броневиков с зенитными пушками, которые планировалось использовать для противовоздушной обороны войск.

Вскоре после первых бронемашин «Тип Т» были построены несколько зенитных самоходок на базе грузовиков «Уайт». В качестве основы для таких боевых машин использовалось шасси пятитонного грузовика, на котором монтировалась грузовая площадка с орудийной установкой и некоторыми другими агрегатами. Важной особенностью зенитных самоходок «Уайт» было отсутствие какого-либо бронирования. Для упрощения и ускорения работ было решено не оснащать эту технику броней, оставив родные корпуса и элементы бортовых кузовов. Артиллерийская часть и упоры-аутригеры почти без изменений были заимствованы из предыдущего проекта.

Особенности предполагаемой эксплуатации машин с зенитным вооружением позволяли обойтись без броневых корпусов, поскольку такая техника не должна была работать на переднем крае. Тем не менее, в дальнейшем было решено вернуться к предыдущим идеям и оснащать зенитные самоходки броневыми агрегатами. Результатом этого стало появление нового зенитного броневика, известного под названием «Остин».


Зенитный бронеавтомобиль «Остин»
Зенитный броневик "Остин" в походном положении. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.


Одной из предпосылок к появлению бронемашины «Остин» стали работы, стартовавшие в августе 1914 года на Путиловском заводе. Специалисты предприятия начали разработку проекта модернизации имевшейся пушки Гочкисса калибра 57 мм, целью которого было обеспечение стрельбы с большими углами возвышения. Увеличение максимального угла возвышения до 65° позволяло использовать орудие для стрельбы по воздушным целям: аэростатам и самолетам. К этому времени военные поняли перспективы авиации и начали активно применять различные летательные аппараты. Как следствие, возникла нужда в средствах противодействия вражеской авиации.

К весне 1915 года Путиловский завод завершил все работы по модернизации пушки и предложил эту разработку военным. Военное ведомство, в свою очередь, заинтересовалось обновленным орудием и велело начать модернизацию имеющихся изделий. По заказу Главного артиллерийского управления завод должен был в течение нескольких следующих месяцев изготовить и представить первую партию из четырех модернизированных пушек. Это вооружение планировалось использовать в качестве вооружения для новых зенитных броневиков.

С целью упрощения работ по новому проекту зенитного броневика было решено использовать не только существующие идеи, но и некоторые готовые агрегаты. Так, перспективный броневик должен был строиться на базе существующего шасси грузового автомобиля. Машина должна была получить защищенную кабину водителя, заимствованную у существующего броневика, а также кузов-площадку с установкой орудия.

Несмотря на заимствование некоторых идей и агрегатов, броневик нового типа должен был заметно отличаться от существующего «Тип Т». Дело в том, что для строительства новых машин предлагалось использовать трехтонные грузовики марки «Остин» английского производства. Ограниченные характеристики этой машины сказались на некоторых особенностях конструкции бронекорпуса и вспомогательных агрегатов.

Общая конструкция бронекорпуса была заимствована из существующего проекта. Полное бронирование должны были получить только моторный отсек и кабина водителей. Грузовая площадка с установкой для орудия защищались только невысокими откидными бортами, которые прикрывали расчет и агрегаты исключительно в походном положении, а также кормовым листом. Кроме общей архитектуры было решено заимствовать некоторые готовые агрегаты, в первую очередь кабину.

За основу для нового зенитного броневика было взято грузовое шасси марки «Остин». Оно имело традиционную рамную конструкцию и ходовую часть с колесной формулой 4х2. В передней части рамы размещался бензиновый двигатель мощностью 30 л.с., позади которого располагалась кабина. В базовой комплектации за кабиной находился бортовой кузов. Шасси имело зависимую подвеску с креплением мостов на листовых рессорах. В трансмиссии присутствовала цепная передача на заднюю ведущую ось.

При переделке в броневик имевшееся шасси лишилось некоторых агрегатов и получило набор новых. В передней части рамы смонтировали бронекорпус, закрывавший двигатель и водителя. Корпус собирался из броневых листов толщиной 4-6 мм (по другим данным, 3,5 мм) на основе каркаса. Схожую конструкцию имела и защита орудийной площадки. Имеющиеся броневые листы обеспечивали защиту от пуль стрелкового оружия. Тем не менее, реальные характеристики защиты оставляли желать лучшего ввиду открытого размещения орудия и его расчета.

Малогабаритный 30-сильный двигатель закрыли капотом характерной конструкции. Позади небольшого вертикального лобового листа предусматривались вертикальные борта и изогнутые листы крыши. Из-за специфической формы верхних листов крышка капота имела характерную форму, которая позволяла с первого взгляда отличить броневик «Остин» от «Руссо-Балта» предыдущей модели.

Зенитный бронеавтомобиль «Остин»
Зенитная самоходка "Уайт". Позади нее транспортная машина на аналогичном шасси. Фото Aviarmor.net


За моторным отсеком устанавливалась кабина, заимствованная у машины «Тип Т». Сразу за двигателем находился прямоугольный вертикальный лобовой лист, над которым предусматривался наклонный лист со смотровым люком. Сверху имелся еще один небольшой вертикальный лист. Вертикальные борта кабины представляли собой крупные пятиугольные листы со скошенной передней частью. В левом борту имелась единственная дверь, через которую оба водителя должны были попадать на свои места. Кроме того, в обоих бортах прорезались смотровые лючки с крышками. Сверху кабину защищала изогнутая крыша, сзади – вертикальный бронелист с окном для связи с артиллеристами.

Непосредственно за кабиной начинались вертикальные борта открытой орудийной площадки. Для упрощения и облегчения конструкции борта разделили на две части. Передняя неподвижная часть борта являлась боковой стенкой ящика для боеприпасов. Остальная часть борта крепилась на петлях и могла откидываться вниз и в сторону, увеличивая размеры площадки, доступной расчету орудия. В горизонтальном положении борта удерживались несколькими цепями. Сзади площадка была прикрыта изогнутым кормовым листом. Для некоторого улучшения защиты кормовой лист был немного выше бортов.

В центре грузовой площадки, непосредственно над задней осью, предлагалось монтировать тумбу для установки орудия. Механизмы крепления пушки обеспечивали круговую наводку в горизонтальной плоскости за исключением небольшого сектора, в котором находилась кабина водителя. Доработанный Путиловским заводом лафет пушки Гочкисса позволял вести огонь с углами возвышения до 65°.

Для атаки воздушных целей расчет броневика «Остин» должен был использовать 57-мм пушку Гочкисса со стволом длиной 40 калибров. В боекомплект орудия входили стальная граната весом 2,73 кг и картечный снаряд весом 3,69 кг. В случае с гранатой начальная скорость снаряда достигала 650 м/с. Максимальная дальность эффективного огня достигала 2,5 км, что позволяло атаковать цели на малых высотах.

Боекомплект пушки состоял из 44 снарядов двух типов. Боеприпасы предлагалось перевозить в специальном ящике, размещенном на площадке непосредственно позади кабины. Крышку ящика оснастили подушкой, благодаря чему ее можно было использовать в качестве сиденья для перевозки орудийного расчета. Аналогичное сиденье предусмотрели на кормовом листе.

Большой вес агрегатов машины и сравнительно мощная отдача орудия могли повредить подвеску, из-за чего в конструкции броневика были использованы упоры-аутригеры. В задней части шасси предусмотрели два опускаемых упора с мощными основными балками и усиливающими подкосами. В походном положении аутригеры поднимались в вертикальное положение и закреплялись на бортах.

По имеющимся данным, после установки всех необходимых агрегатов боевая масса зенитного броневика достигла 327 пудов (около 5,23 т). Таким образом, шасси работало на пределах своих возможностей, однако 30-сильный двигатель позволил сохранить приемлемую подвижность. Максимальная скорость броневика на хорошей дороге достигала 35 км/ч.

Экипаж боевой машины состоял из восьми человек. За управление броневиком отвечали два водителя. В расчет пушки вошли шесть человек. В походном положении водители располагались в бронированной кабине, артиллеристы – на сиденьях открытой площадки. При подготовке к боевой работе артиллеристы должны были опускать упоры и раскладывать борта, а также занимать свои места рядом с орудием.

Зенитный бронеавтомобиль «Остин»
"Остин" в боевом положении. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.


Строительство первого броневика типа «Остин» с зенитным орудием завершилось в самом начале лета 1915 года. Уже в июне машина отправилась на Артиллерийский полигон, где стартовали испытания самого броневика и его вооружения. Предложенная боевая машина хорошо показала себя и заинтересовала военных. Было решено начать серийное строительство такой техники и сформировать новую батарею «для стрельбы по воздушному флоту».

Первые серийные «Остины» с модернизированной пушкой Гочкисса могли войти в строй уже осенью 1915 года, однако стечение обстоятельств помешало этому. На одном из военных складов Брест-Литовска произошел пожар. В огне погибли все имевшиеся в наличии 57-мм пушки Гочкисса, которые планировалось использовать при строительстве зенитных броневиков. В результате пожара перспективные бронеавтомобили остались без оружия.

Единственный построенный броневик нового типа до конца 1915 года находился в тылу. Только в конце осени (по другим данным, в декабре) ему нашли место в действующей армии. Зенитный «Остин» пополнил парк техники 1-го тракторного дивизиона.

Информация об эксплуатации этой бронемашины отсутствует. По-видимому, в течение некоторого времени ее использовали по прямому предназначению, для противодействия действиям вражеской авиации. «Боевой счет» самоходки неизвестен. Можно предположить, что «Остин», как и его предшественники модели «Т», смог сбить или повредить некоторое количество вражеских аэропланов. Тем не менее, точные сведения о боевой работе броневика отсутствуют.

Когда и как закончилась служба единственного «Остина» тоже неизвестно. Возможно, эта машина успешно выполняла поставленные задачи до самого конца Первой мировой войны и позже была списана по выработке ресурса. Тем не менее, нельзя исключать, что в одном из боев она получила повреждения или даже была уничтожена. К сожалению, зенитный бронеавтомобиль «Остин» пополнил печальный список уникальных отечественных боевых машин, судьбу которых история не сохранила.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. tchoni 28 октября 2015 07:04
    Статья отличная.
    По коеструкции машины: обсалютно не могу понять замысла конструктора специально ухудшевшего работу водителей (обзор из бронекабины надо думать аховый, да и теснота) и прикрывщего рассчет только бортом из броневой стали, который только вес машине добавляет и ни от чего не защищает...
    1. амурец 28 октября 2015 11:59
      Посмотрите материалы по ссылкам выше.Бронировались машины той эпохи примерно одинаково.Согласен что обзор был аховый.Если машина не расчитывалась для применения на переднем крае,то бронировку считаю излишней.И полностью согласен с автором о печальной участи первых автомобилей.
      1. tchoni 28 октября 2015 14:05
        То,что это была стандаотная схема брлнирования – понятно (нсли вспомнить, то, похожая схема бронирования и у паккарда и у менисманмуллаг) вопрос в том, что вызвало ее к жизни?
        1. амурец 28 октября 2015 14:36
          Мне кажется что князь Накашидзе не силён был в технике,хотя идею, использовать бронированный автомобиль на поле боя,высказал здравую.Ну и уровень развития техники желал лучшего.Даже крупные корабли того времени не имели специальных наблюдательных приборов в боевых рубках,а имели обычные прорези в броне из-за которых,по крайней мере русский флот, потерял много командиров кораблей.
          1. Твой друг 29 октября 2015 00:33
            Цитата: амурец
            Мне кажется что князь Накашидзе не силён был в технике,хотя идею, использовать бронированный автомобиль на поле боя,высказал здравую.Ну и уровень развития техники желал лучшего.Даже крупные корабли того времени не имели специальных наблюдательных приборов в боевых рубках,а имели обычные прорези в броне из-за которых,по крайней мере русский флот, потерял много командиров кораблей.

            А разве пулеметов не хватало, чтобы сбивать самолеты 1 мировой войны? Брони никакой, скорость маленькая, зачем было городить такое передвижжное орудие.
            1. амурец 29 октября 2015 01:21
              Увы!Не хватало как не хватало и многого другого оружия.В качестве ссылки:В.Г.Фёдоров "В поисках оружия".О не достатке оружия в Русской армии в Первую мировую войну.Концессионный завод по производству автоматического оружия датчане начали строить в Коврове только в 1916году.Тула едва справлялась производством пулемётов для армии.Максим был сложен и не технологичен для массового производства.
  2. 31rus 29 октября 2015 09:15
    Как то проситься использование на переднем крае в качестве пт,и возможности использования как ПВО,почему то даже не по эксперементировали

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня