История 763-го истребительного авиационного полка

…Этих крыльев прощание помню
И торжественный круг полосе.
В небо молча, до рези смотрели,
Ставя жирную точку мечте.
Евгения Полякова



Скорее всего, этот Як-28 в Хурбе из 763 ИАП

За всю историю существования полка его 9 раз награждали переходящим Красным Знаменем Уральского военного округа, он был занесён в Книгу Почёта округа. В апреле 1970 г. полк был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой.


Летчик-оператор майор Мацкевич В.Г.

В 1983 г. полк награжден переходящим Красным Знаменем 4 Отдельной армии ПВО. С 1984 по 1985 гг. полк награждался переходящим Красным Знаменем Краснознаменного Уральского военного округа. В 1986г. полк награжден Вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», проявленные на войсковых учениях « Арктика-86». В 1988г. 763 авиационный полк награжден переходящим Знаменем Военного совета Уральского военного округа «Победителю в социалистическом соревновании». В 1988г. — переходящим Знаменем Военного совета Уральского военного округа «Победителю в социалистическом соревновании».

За время существования полка личный состав награждался следующими орденами и медалями:
• 6 Орденов Красного знамени;
• 24 Ордена Красной Звезды;
• 2 Ордена Отечественной войны 2 степени;
• 18 Орденов за службу Родине в ВС СССР 3 ст.;
• 3 Ордена «За личное мужество».
• 1 медалью «За отвагу»;
• 64 медалями «За боевые заслуги»;
• 4 «За освобождение Вены»;
• 1 «За освобождение Будапешта»;
• 49 «За победу над Германией»;
• 2 «За победу над Японией»;
• 41 медалью «30-летие Советской армий»;
• 61 медалью «40-летие Советской армий»;
• 179 медалью «50-летие Советской армий»;
• 299 медалями «За безупречную службу»;
• 263 медалями к «20-летию победы в Великой Отечественной войне»;
• 262 медалями к «60-летию ВС СССР»;
• 1 медалью «За трудовую доблесть»;
• 120 медалями к 100-летию В. И. Ленина «За воинскую доблесть»;
• 305 медалями к «70-летию ВС СССР».

В 1983 г. полк начал переучивание на самолёты с большими боевыми возможностями — "МиГ-31" и "МиГ-25".


МиГ-31

За освоение новой техники лётчики Чернов, Попов, Васильев, Губин, Малыгин, Ларин были награждены орденами "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени. Появление новых самолетов совпало с развертыванием в США стратегических авиационных крылатых ракет ALCM. Из воспоминаний ветерана полка, автора книги «Жизнь — только МиГ» О. А. Баргилевича: «Новый истребитель явился своевременным и адекватным ответом на новую американскую угрозу. Он стал фактически единственным средством, способным перехватить самолеты-носители В-52Н на большом удалении от границ Советского Союза до того, как они запустят свои ракеты (а каждый «Стратофортресс» нес 12-20 КР). МиГ-31 с многоканальным комплексом «Заслон» мог бороться и с самими крылатыми ракетами (не только ALCM, но и «Томогавками», запускаемыми с борта атомных многоцелевых подводных лодок), которые были «не по зубам» другим перехватчикам ПВО».
Взлётно-посадочная полоса длиной 3500 метров и шириной 44 метра была способна принимать любой тип самолётов. С обоих концов в направлении середины по 800 метров имела двойной слой плит. Садиться на неё мог любой транспортный самолет или стратегический бомбардировщик. Технико-эксплуатационная часть обеспечивала своевременный ремонт и обслуживание самолетов и двигателей. Были собственные автопарки, склады, развитая инфраструктура.


Гарнизон "Комсомольский-2"

Постепенно, ко второй половине 1980-х, 763 ИАП стал одним из самых подготовленных и лучших полков России, что неоднократно подтверждалось на учениях. Экипажи 763 ИАП единственные в стране летали отрядами ночью. По воспоминаниям командира 763 АИП тех лет полковника Ф.В. Зайнетдинова, «перед полком стояла главная боевая задача — не допустить ударов вероятного противника по объектам добычи и транспорта нефти и газа от Ямала до Урала. Самолеты вероятного противника необходимо было перехватить на максимально доступной дальности, поэтому оборона у нас была построена по зональному типу. Мы выходили до Карского моря, для чего использовали аэродромы «подскока» Березовка (под г. Печора) и Надым».

Но настали лихие «девяностые», которые промчались по судьбам многих людей. Не стало той страны. И в мае 1998 г. 763 авиационный истребительный полк расформировали. Многие лётчики перевелись в другие части для прохождения дальнейшей воинской службы. Некоторые лётчики и техники так и остались в гарнизоне, выйдя на «гражданку» работают в г. Югра, который раньше назывался п. Комсомольский.


Летчик-оператор капитан запаса Закиров М.И. работал начальником вертолетной площадки в п. Комсомольский (г. Югорск)

За время существования 763 истребительным авиационным полком командовали:
• П/п-к Галиушин Ибрагим Зайнулович, 1952.
• Полковник Гребенников Александр Емельянович, 1952-1956.
• Полковник Ольгин Василий Алексеевич, 1956-1958.
• Полковник Харламов Алексей Николаевич, 1958-1963.
• Полковник Богданов Константин Владимирович, 1962-1965.
• Полковник Быков Борис Владимирович, 1965-1970.
• Полковник Хомяков Георгий Демьянович, 1970-1973.
• Полковник Васильев Иувеналий Степанович, 1973-1977.
• П/п-к Притула Виктор Леонтьевич, 1977-1980.
• П/п-к Титов Владимир Степанович, 1980-1984.
• Полковник Криволапов Константин Георгиевич, 1984-1986.
• Полковник Зайнетдинов Фарит Вениаминович, 1986-1990.
• Полковник Сапроненков Владимир Михайлович, 1990-1996.
• Полковник Васильев Евгений Иванович, 1996-1998.

Использованы материалы:
http://www.ugorsk.ru/
http://www.hmao-museums.ru/
http://www.ugra.aif.ru/
Статья Козина В.М «История расформирования одной войсковой части»