Британские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я
ЗУР «Бладхаунд»
ЗУР «Бладхаунд» имела весьма необычную компоновку, в качестве маршевой двигательной установки использовались два прямоточных воздушно-реактивных двигателя «Тор», которые работали на жидком топливе. Маршевые двигатели крепились параллельно на верхней и нижней частях корпуса. Для разгона ракеты до скорости, на которой могли работать прямоточные двигатели, применялись четыре твердотопливных ускорителя. Ускорители и часть оперения сбрасывались после разгона ракеты и начала работы маршевых двигателей. Прямоточные маршевые двигатели разгоняли ракету на активном участке до скорости — 2,2 М.
Хотя для наведения ЗУР «Бладхаунд» использовался тот же метод и РЛС подсветки, что и на ЗРК «Тандербёрд», комплекс наземного оборудования у «Гончей» был куда сложнее по сравнению с наземной аппаратурой «Буревестника».
Для выработки оптимальной траектории и момента пуска зенитной ракеты в составе комплекса «Бладхаунд» применялась одна из первых британских серийных ЭВМ — «Ferranti Argus». Отличие от ЗРК «Тандербёрд»: в зенитной батарее «Бладхаунд» было предусмотрено две РЛС подсвета цели, что позволяло запускать по двум вражеским воздушным целям с небольшим интервалом все ракеты, имеющиеся на огневой позиции.
Как уже говорилось, доводка ЗУР «Бладхаунд» шла с большими трудностями. В основном это было связано с неустойчивой и ненадёжной работой прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Удовлетворительных результатов работы маршевых двигателей удалось добиться только после примерно 500 огневых испытаний двигателей «Тор» и испытательных пусков ракет, которые проводились на австралийском полигоне Вумера.
Несмотря на некоторые недостатки, представители ВВС встретили комплекс благосклонно. С 1959 года ЗРК «Бладхаунд» нёс боевое дежурство, прикрывая авиабазы, на которых были развёрнуты британские дальние бомбардировщики «Вулкан».
Несмотря на более высокую стоимость и сложность, достоинствами «Бладхаунд» были большая огневая производительность. Что достигалось наличием в составе огневой батареи двух РЛС наведения и большим количеством боеготовых зенитных ракет на позиции. Вокруг каждой РЛС подсветки находилось восемь ПУ с ракетами, при этом управление и наведение ракет на цель осуществлялось с единого централизованного поста.
Другим существенным плюсом ЗУР «Бладхаунд» по сравнению с «Тандербёрд» была их лучшая маневренность. Этого удалось добиться за счёт расположения управляющих поверхностей вблизи центра тяжести. Увеличение скорости разворота ракеты в вертикальной плоскости получалось также за счёт изменения количества подаваемого горючего в один из двигателей.
Практически одновременно с ЗРК Thunderbird Mk. II на вооружение зенитных частей Королевских ВВС поступил Bloodhound Mk. II. Этот ЗРК во многом превзошел своего первоначально более удачливого соперника.
РЛС Ferranti Type 86 «Firelight»
На этой РЛС имелся отдельный канал связи с ракетой, по которому на пост управления транслировался сигнал принимаемый головкой самонаведения зенитной ракеты. Это позволяло осуществлять эффективную селекцию ложных целей и подавление помех.
Благодаря кардинальной модернизации комплекса и зенитных ракет увеличились не только скорость полёта ЗУР и дальность поражения, также существенно возросли точность и вероятность поражения цели.
Так же, как и ЗРК «Тандербёрд», батареи «Бладхаундов» несли службу в Западной Германии, но после 1975 года они все вернулись на родину, так как британское руководство в очередной раз решило усилить ПВО островов.
В СССР в это время на вооружение бомбардировочных полков фронтовой авиации начали поступать бомбардировщики Су-24. По мнению британского командования, прорвавшись на малой высоте, они могли наносить внезапные бомбовые удары по стратегически важным объектам.
Для ЗРК «Бладхаунд» в Великобритании были оборудованы укреплённые позиции, при этом РЛС наведения монтировались на специальных 15-метровых вышках, что увеличивало возможности по обстрелу маловысотных целей.
«Бладхаунд» пользовался определённым успехом на внешнем рынке. Первыми их в 1961 году получили австралийцы, это был вариант Bloodhound Mk I, который прослужил на «Зелёном континенте» до 1969 года. Следующими стали шведы, закупившие девять батарей в 1965 году. После обретения независимости Сингапуром в этой стране остались комплексы 65-го эскадрона Королевских ВВС.
ЗУР Bloodhound Mk.II в музее ВВС Сингапура
В Великобритании последние ЗРК «Бладхаунд» были списаны с боевого дежурства в 1991 году. В Сингапуре они состояли на вооружении до 1990 года. Дольше всего «Бладхаунды» продержались в Швеции, прослужив более 40 лет, до 1999 года.
Вскоре после принятия на вооружение Королевского военно-морского флота Великобритании ЗРК ближней зоны «Си Кэт» этим комплексом заинтересовалось командование сухопутных войск.
По принципу функционирования и конструкции основных частей сухопутный вариант, получивший наименование «Тайгеркэт» (англ. Tigercat — сумчатая куница, или тигровая кошка), не отличался от корабельного ЗРК «Си Кэт». Разработчиком и производителем как сухопутного, так и морского вариантов ЗРК являлась британская компания Shorts Brothers. Для адаптации комплекса согласно требованиям сухопутных подразделений была привлечена фирма Harland.
Боевые средства ЗРК «Тайгеркэт» — пусковая установка с зенитными ракетами и средствами наведения размещались на двух прицепах, которые буксировали автомобили повышенной проходимости «Лендровер». Мобильная пусковая установка с тремя ЗУР и пост наведения ракет могли передвигаться по дорогам с твёрдым покрытием со скоростью до 40 км/ч.
ПУ ЗРК «Тайгеркэт»
На огневой позиции пост наведения и ПУ вывешивались на домкратах без отделения колёсного хода и соединялись между собой кабельными линиями. Переход из походного положения в боевое занимал 15 минут. Как и на корабельном ЗРК, заряжание 68 кг ракет на ПУ осуществлялось вручную.
На посту наведения с рабочим местом оператора, оборудованным средствами связи и наблюдения, имелся комплект счетно-решающей аналоговой аппаратуры для выработки команд наведения и станция передачи радиокоманд на борт ракеты.
Так же, как и на морском комплексе «Си Кэт», оператор наведения после визуального обнаружения цели осуществлял «захват» и наведение зенитной ракеты, после пуска через бинокулярный оптический прибор управляя её полётом с помощью джойстика.
Страница в британском журнале с описанием ЗРК «Тайгеркэт»
В британских вооруженных силах комплексы «Тайгеркэт» в основном поступали в зенитные подразделения, до этого имевшие на вооружении 40-мм зенитные автоматы «Бофорс».
После ряда полигонных стрельб по радиоуправляемым самолётам-мишеням командование ВВС стало довольно скептически относиться к возможностям этого ЗРК. Поражение скоростных и интенсивно маневрирующих целей было невозможно. В отличие от зенитных орудий, он не мог применяться ночью и в условиях плохой видимости.
Поэтому век ЗРК «Тайгеркэт» в британских вооруженных силах, в отличие от его морского аналога, был недолог. В середине 70-х все ЗРК этого типа были заменены более совершенными комплексами. Не помогли даже свойственная британцам консервативность, высокая мобильность, авиатранспортабельность и относительная низкая стоимость аппаратуры и зенитных ракет.
Несмотря на то, что комплекс к началу 70-х устарел и не соответствовал современным реалиям, это не помешало продать снимаемые с вооружения в Великобритании ЗРК «Тайгеркэт» в другие страны. Первый экспортный заказ поступил от Ирана в 1966 году, ещё до того, как комплекс был официально принят на вооружение в Англии. Кроме Ирана, «Тайгеркэт» приобрели Аргентина, Катар, Индия, Замбия и ЮАР.
Боевое применение этого противовоздушного комплекса было ограниченным. В 1982 году аргентинцы развернули их на Фолклендах. Считается, что им удалось повредить один британский «Си Харриер». Комизм ситуации заключается в том, что используемые аргентинцами комплексы до этого состояли на вооружении в Великобритании и после продажи были использованы против бывших хозяев. Впрочем, британская морская пехота вновь вернула их на историческую родину, захватив несколько ЗРК в целости и сохранности.
Кроме Аргентины, «Тайгеркэт» в боевой обстановке применялись в Иране, во время ирано-иракской войны. Но достоверных данных о боевых успехах иранских зенитных расчётов нет. В ЮАР, ведущей боевые действия в Намибии и на юге Анголы, ЗРК «Тайгеркэт», получившие местное обозначение «Хильда», несли службу по обеспечению противовоздушной обороны авиабаз и по реальным воздушным целям никогда не запускались. Большая часть ЗРК «Тайгеркэт» снята с вооружения к началу 90-х, но в Иране они продолжали формально оставаться на вооружении по крайней мере до 2005 года.
По материалам:
http://fdra-malvinas.blogspot.ru
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.defenseindustrydaily.com
Автор: Bongo