Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть I

Зарождение палубной авиации

14 ноября 1910 года приято считать днём рождения палубной авиации. В этот день впервые был осуществлён успешный взлёт самолёта с палубы надводного корабля.

В начале 20-го века в связи с появлением и развитием авиации идея использования самолётов с палуб надводных кораблей буквально витала в воздухе.

Инициатором проведения экспериментальных полётов с палубы корабля стал капитан 1 ранга ВМС США Ирвинг Чемберс, занимающий в те дни должность помощника министра флота по снабжению. Тщательно изучив все публикации и материалы по данной проблематике Чемберс пришёл к выводу о реальной возможности осуществления полётов с палуб надводных кораблей и добился от командования флота разрешение на проведение экспериментальных полётов с палубы надводного корабля.


Учебный полет торпедоносцев «Фейри» «Суордфиш» Mk.I в Шотландии (1940 г.) (Фото сайта commons.wikimedia.org)

За два дня до операции в топливной системе «Игла», повреждённой разрывами авиабомб, произошла авария. Сгорели три торпедоносца «Фейри» «Суордфиш». Авианосец остался в Александрии, а уцелевшие пять торпедоносцев перебазировались на «Илластриес». В ударной авиагруппе остался только один авианосец.

11 ноября в 18.00 «Илластриес», оставив главные силы британского флота, сопровождаемый корабельным эскортом направился к Таранто. На его борту был 21 торпедоносец «Фейри» «Суордфиш» Mk.I. Одиннадцать из них были вооружены 457-мм авиационными торпедами, а остальные бомбами и осветительными ракетами. Все самолеты были оборудованы дополнительными подвесными топливными баками.

В 20.40 с «Илластриеса» находившегося в на удалении в 315 км от Таранто стартовала первая ударная волна в составе 12 торпедоносцев Фейри «Суордфиш» Mk.I (половину из них вооружили торпедами).

Вторая волна взлетела через 50 мин. Один из «Суордфишей» этой волны потерял после взлёта подвесной топливный бак и вернулся на авианосец.


Торпедоносцы «Фейри» «Суордфиш» Mk.I направляются к Таранто (1940 г.) (Фото сайта www.pinterest.com)

В составе двух групп торпедоносцев, которыми командовали капитан-лейтенанты Кеннет Уильямсон и Дж. Хейл, было всего 20 тихоходных бипланов против главных сил итальянского флота.

ПВО базы в Таранто включало батареи зенитной артиллерии и аэростаты заграждения. В результате последнего шторма большая часть аэростатов была повреждена, а противоторпедные сети вообще не были установлены.


План нанесения ударов по базе Таранто (Рис. сайта www.military-history.org)

При подлетё к Таранто торпедоносцы «Фейри» «Суордфиш» разделились на три группы для удара по намеченным целям. Атака торпедоносцев оказалась для итальянцев полной неожиданностью. Открытый ими заградительный огонь оказался неэффективен (был сбит всего один атакующий самолёт).

Главной целью англичан были линкоры – основная ударная сила итальянского флота. Умело используя осветительные бомбы и ракеты, свет идущий от горящего нефтехранилища, торпедоносцы атаковали итальянские корабли на фоне лунной дорожки. Ночная атака тихоходных торпедоносцев оказалась успешной. Из девяти сброшенных торпедоносцами «Фейри» «Суордфиш» торпед достигли своих целей пять.


Торпедная атака «Суордфиша» (Фото сайта www.fleetairarmarchive.net)

С восходом солнца перед итальянцами открылась неутешительная картина. Новейший линкор «Литторио» (водоизмещением 35000 тонн) после попадания трех торпед был вынужден выброситься на берег. Линкор «Конте ди Кавур» (водоизмещением 23622 тонн) в результате удачной торпедной атаки затонул.


Затонувший линкор «Конте ди Кавур» (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Линкор «Кайо Дуилио» также выбросился на берег получив в борт торпеду с «Суордфиша».


Повреждённый линкор «Кайо Дуилио» (Фото сайта www.pinterest.com)

Линкор «Литторио» пробыл в ремонте 4 месяца, а «Кайо Дуилио» – восстанавливали почти 6 месяцев. Линкор «Конте ди Кавур» подняли, но ремонт его затянулся, и до окончания войны он не был введён в строй. В ходе воздушного налёта повреждения получили ещё крейсер и один эсминец, портовые объекты.

Такой результат был достигнут минимальными потерями атакующей стороны. Англичане потеряли всего два торпедоносца из 20 принявших участие в ночной атаке. Погиб экипаж одного торпедоносца, а второго во главе с Уильямсоном был пленён.

Во втором часу ночи 12 ноября 1940 года первый из 18 уцелевших торпедоносцев «Фейри» «Суордфиш» был замечен радаром авианосца «Илластриес» и совершил посадку на палубу.


Торпедоносец «Фейри» «Суордфиш» Мк.I (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)


Схема атаки Пёрл-Харбора японской авиацией 7 декабря 1941 года (Рис. из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

По замыслу командования японского флота ударное авианосное соединение скрытно выйдя на рубеж атаки палубной авиации на удалении в около 230 морских миль от острова Оаху должно нанести массированный удар с воздуха по кораблям, объектам ПВО (в первую очередь по радарам) и инфраструктуры базы, аэродромам морской и армейской авиации США.

Основными ударными самолётами авиагрупп японских авианосцев были палубные пикирующие бомбардировщики «Айчи» D3А1 (по классификации союзников – «Вэл») и палубные бомбардировщики-торпедоносцы «Накадзима» B5N2 (американцы называли его «Кейт»).


Истребитель А6М2b Модель 21 с авианосца «Акаги», Пёрл-Харбор, декабрь 1941 г. (Рис. из книги А. Харук «Зеро. Лучший палубный истребитель», 2010)

Одноместный цельнометаллической истребитель совершил свой первый полёт в 1939 году. Двухрядный поршневой 14-цилиндровый двигатель мощностью 950 лошадиных сил (на высоте 4200 м) разгонял истребитель до максимальной скорости в 533 км/час на высоте 6000 м. Время набора высоты в 5000 м составляло 5 минут и 56 секунд. Практический потолок истребителя составлял 10300 м, а нормальная дальность полёта 1380 км.


Авиагруппа авианосца «Сёкаку» перед атакой Пёрл-Харбора (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Воскресным утром 7 декабря 1941 года ударное авианосное соединение японского флота вышло на рубеж атаки 426 км севернее острова Оаху. В 5.30 с авианосцев начали взлетать самолёты первой волны под командованием капитана 2 ранга Мицуо Футида. В неё вошли 43 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» с задачей завоевания превосходства в воздухе и блокировки островных аэродромов, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3А1 с 250-кг бомбами, 89 палубных бомбардировщиков-торпедоносцев «Накадзима» B5N2 (40 из них были вооружены 457-мм торпедами, остальные 800-кг бронебойными бомбами) для атаки кораблей. Всего в её составе было 183 самолёта.


Взрывы на эсминце «Шоу» (Фото из книги В. Бешанова «Энциклопедия авианосцев», 2002)

В 7.15 в воздух поднялась вторая волна в количестве 167 самолётов во главе капитан-лейтенантом Шигеказу Симадзаки. 35 истребителей «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» сопровождали 54 бомбардировщика-торпедоносца «Накадзима» B5N2 с бомбовым вооружением для атаки аэродромов и 78 пикирующих бомбардировщиков «Айчи» D3А1 с 250-кг бомбами для ударов по кораблям.

На момент начала атаки в гавани находилось более 54 крупных надводных корабля (в том числе 8 линкоров, 2 тяжёлых крейсера, 6 лёгких крейсеров, 29 эсминцев) с открытыми люками и дверями водонепроницаемых переборок для утреннего осмотра.

Многочисленная зенитная артиллерия базы (почти 300 орудий) была плохо подготовлена (не везде были вовремя подвезены боеприпасы, где-то отсутствовали огневые расчёты). Даже наличие на острове Оаху радаров не позволило американцам своевременно опознать приближающегося воздушного противника. В воскресное утро работал в учебных целях всего один радар, оператор которого принял отметку приближающихся японских самолётов за свои В-17 и своевременно не объявил тревогу.


Пожар на линкоре «Аризона» (Фото из книги В. Бешанова «Энциклопедия авианосцев», 2002)

Фактор внезапности японская авиация смогла реализовать в полной мере. Действуя с разных направлений на малых с высотах, сбрасывая торпеды с коротких дистанций особо отличились летчики авиагрупп авианосцев «Кага» (потопили линкор «Аризона», сильно повредили линкоры «Оклахома» и «Западная Вирджиния») и «Акаги» (потоплены повреждённые линкоры «Оклахома» и «Западная Вирджиния»).


Останки кораблей после авианалёта (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Американская авиация не смогла оказать достойного сопротивления в воздухе и по большей части была либо уничтожена, либо повреждена на земле. Воздушный бой приняли чуть более десятка истребителей «Кертисс» Р-36А «Хок» и «Кертисс» Р-40В «Киттихок» с армейских аэродромов Хикэм и Уэллер, а также учебного аэродрома Халеива (он не был подвержен воздушной атаке) и пара SBD-2 «Доунтлесс», которые в составе группы из 18 машин были отправлены с авианосца «Энтерпрайз». В результате кратковременного воздушного боя до своей гибели борт-стрелку одного из «Доунтлессов» удалось сбить вражеский самолёт.

Американский истребитель «Кертисс» Р-36А «Хок» («Ястреб») совершивший свой первый полёт в 1937 году к декабрю 1941 года уже считался устаревшим. Это был одноместный цельнометаллический моноплан с несущей обшивкой, посадочными щитками с гидроприводом и убираемыми назад вдоль хорды крыла стойками шасси.


Истребитель «Кертисс» Р-36 «Хок» (Рис. сайта wp.scn.ru)

Двухрядный двигатель «Райт» R-1830-13 мощностью 1050 лошадиных сил обеспечивал истребителю максимальную скорость 480 км в час на высоте 300 м (крейсерская скорость – 430 км в час) и скороподъёмность 762 м в минуту. Практическая дальность и практический потолок составляли соответственно 1300 км и 10000 м.


Истребитель «Кертисс» Р-36С, Гавайи, 1941 г. (Рис. сайта wp.scn.ru)

Вооружение истребителя «Кертисс» Р-36А «Хок» первоначально состояло из одного 12.7-мм и одного 7.62-мм установленных синхронно в фюзеляже. На более поздних выпусках Р-36 и модификации Р-36С в крыльях дополнительно устанавливались по два 7.62-мм пулемёта, а в фюзеляже было два 12.7-мм пулемёта.


«Кертисс» Р-40 «Кити Хок», реплика, наши дни (Фото сайта hughtechnotes.wordpress.com)

В воздушных схватках с японскими истребителями «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» самолёты «Кертисс» Р-40В «Киттихок» существенно проигрывали в маневренности, но превосходили их по огневой мощи, обладая при этом хорошей живучестью и большим запасом прочности.


Звено истребителей «Кертисс» Р-40 в полёте, 1942г. (Фото сайта en.wikipedia.org)

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик «Дуглас» SBD «Доунтлесс» («Бесстрашный») в первый день войны в воздушных схватках над островом Оаху с японскими истребителями выступал обороняющейся стороной. Свои ударные возможности самолёт проявит позже.

Двухместный одномоторный пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD «Доунтлесс», представляющий собой низкоплан с полностью застеклённой кабиной и размещением экипажа по схеме «тандем», совершил свой первый полёт в 1938 году. На первых версиях самолёта (SBD-2) ещё отсутствовала бронезащита экипажа и защита топливных баков.


Воздушный бой пикировщиков SBD-2 «Доунтлесс» с японскими истребителями (Рис. сайта wowar.ru)

Отправленные на разведку с авианосца «Энтерпрайз» ранним утром 7 декабря 1941 года 18 пикирующих бомбардировщиков-разведчиков «Дуглас» SBD-2 «Доунтлесс» над островом Оаху встретились с атакующей Пёрл-Харбор японской авиацией. Семь «Доунтлессов» были сбиты или, получив повреждения, разбились при посадке. Японцы потеряли при этом два самолёта. Менее маневренные SBD-2 не могли составить достойную конкуренцию в воздушном бою японским истребителями «Мицубиси» А6М2 «Зеро».

Последний японский самолёт покинул горящую базу Пёрл-Харбор в 10.00. Атака была завершена. После себя нападавшие оставили 4 потопленных линкора, повредили 4 оставшихся линкора. Были потоплены 3 эсминца и минный заградитель, тяжело повреждены 2 крейсера, небольшие повреждения получили ещё ряд кораблей. Были уничтожены 188 самолётов и более сотни были повреждены. Потери в личном составе превысили 3500 человек.
Потери японской палубной авиации составили 29 машин (9 истребителей «Мицубиси» А6М2 «Рейзен», 15 пикирующих бомбардировщиков «Айчи» D3А1 и 5 торпедоносцев «Накадзима» B5N2) и 55 лётчиков. 109 самолётов были повреждены. Большинство японских самолётов были сбиты огнём корабельной зенитной артиллерии. Экипаж упавшего в воду возле авианосца торпедоносца «Накадзима» B5N2 был спасён.

Когда на палубы японских авианосцев сели последние из вернувшихся после атаки самолётов вице-адмирал Тюити Нагумо отдал приказ кораблям лечь на обратный курс. Адмирал отказался от повторной атаки. В момент нанесения удара по гавани Пёрл-Харбора там отсутствовали американские авианосцы. Местонахождение их было не известно и ответного удара можно было бы ожидать в любой момент. Сократившимся на треть из-за потерь и повреждений авиагруппам японских авианосцев необходимо было время на обслуживание и пополнение боеприпасов. Фактор внезапности уже был утрачен. К моменту повторного появления японских самолётов над островом Оаху зенитная артиллерия американцев, восстановившись от первоначального шока, оказала бы эффективное противодействие нападавшим.

Важнейшим результатом успешной авиационной атаки главных сил американского флота в Пёрл-Харбор стало получение Японией в первый же день боевых действий стратегического превосходства на море и возможности проводить широкомасштабные наступательные действия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Палубная авиация и авианосцы вновь заявили о себе как основной ударной силе в войне на море.

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой! – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.
5. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
6. Больных А.Г. Перл-Харбор. «Пиррова победа» Императорского флота – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
7. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Котельников В.Р. «Ураганный» истребитель. «Харрикейны» в бою – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
11. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://www.avionslegendaires.net;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://fototelegraf.ru


Продолжение следует…