Внезапно из Госдумы: антикоррупционный законопроект

125
Государственная Дума собирается поработать над совершенствованием определения коррупции, и над тем, как улучшить борьбу с этим преступлением… Что ж… Как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Ирина Яровая, глава комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции, внесла на рассмотрение в Нижнюю палату российского парламента законопроект об уголовной ответственности за преступления, непосредственно связанные с коррупцией. Что значит «внесла»?- может задаться вопросом читатель – у нас что, до сего момента коррупционная деятельность не считалась уголовно наказуемой?

Внезапно из Госдумы: антикоррупционный законопроект


На самом деле здесь не всё так просто, как можно было предполагать. В Уголовном кодексе РФ есть 290-я статья, именуемая «Получение взятки». Согласно пунктам этой статьи, уголовное преследование ожидает всех тех господ, которые от кого-либо получили взятку в виде финансовых средств, акций или иного имущества. Максимальное наказание по ст.290 предусматривает 6-й пункт – пункт о взятке в особо крупных размерах (более 1 миллиона рублей) должностным лицом – до 15 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. То есть гипотетически можно за «взятый» миллион загреметь на 15 лет и заплатить за свои аппетиты 70 миллионов штрафных рублей. Всё ли так просто?

Если анализировать эту статью УК РФ, то выходит, что уголовное наказание ожидает чиновника в том случае, если ему прямо-таки откровенно дали «на лапу». То есть если он решил запустить «лапу» собственную (сам, по своему желанию), к примеру, в региональный или государственный бюджет, тот тут уже приходится искать другую статью, ибо это уже и не взятка никакая…

Есть ли именно такая статья? Поищем… Похожа на то статья 285-я – «Злоупотребление должностными полномочиями». В качестве раскрывающего суть статьи примера: если в твои полномочия не входит такой вид деятельности, как единичная или систематическая выемка денег их бюджета того или иного уровня по своему желанию, а ты решил выемку совершить, то теоретически будь любезен – на скамью подсудимых… Но злоупотребления ведь разные бывают – не только в денежных вопросах.

В ст.285 УК РФ есть пункт третий, который определяет максимальное наказание по «злоупотреблению» в виде 10 лет лишения свободы, причём в тех случаях, если злоупотребление должностными полномочиями повлекло тяжкие последствия. Обратим внимание, что по ст.290-й – максимум 15 лет, а по 285-й – максимум уже ниже…

Есть, конечно, и другие, скажем так, сопутствующие статьи УК РФ: сокрытие денежных средств и имущества, мошенничество, присвоение или растрата (в последнем случае максимальное наказание – 10 лет лишения свободы).

В общем, приходим к тому, что в Уголовном кодексе России содержится немало статей, которые, что называется, ходят вокруг да около, но вот в суть проблемы не заглядывают. В этой связи инициатива депутата Ирины Яровой по поводу определения коррупционных правонарушений и коррупционных преступлений и необходимости ужесточения наказаний по этим видам противозаконных действий, вроде бы, правильная. Но у этой инициативы есть свои нюансы, на которые стоит обратить внимание, пока работа над принятием соответствующего закона ещё ведётся.

Итак, глава профильного думского комитета госпожа Яровая, которой сам бог велел работать над совершенствованием антикоррупционного законодательства, вносит законопроект, в котором прописаны несколько важных моментов. Во-первых, по крайней мере, так говорит сама депутат, впервые в России будут определены понятия, связанные с коррупционными правонарушениями и преступлениями (определения приведены так, как их даёт сама депутат):

Коррупционное правонарушение - виновное деяние, нарушающее законодательство РФ о противодействии коррупции и влекущее дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Коррупционное преступление - виновно совершённое общественно опасное деяние, сопряженное с незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц либо незаконным предоставлением такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, запрещённое Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Второе определение выглядит особенно витиеватым, что, в принципе, для современных законопроектов характерно… Но сейчас даже не об этом.

Во-вторых, новый законопроект говорит о хищении именно бюджетных средств, что можно занести ему в актив. Только вот если взятка в особо крупных размерах в ст.290-й обозначена в размере 1 миллиона рублей, то «особо крупный размер» для хищения бюджетных средств почему-то в шесть раз выше. То есть вытянул из государственной программы меньше шести миллионов – это ещё не «особая крупнота», по мнению авторов законопроекта… Но вот если кто-то, простите, хапнул при реализации госпрограммы, при выполнении госзаказа бюджетных денег на сумму свыше шести миллионов рублей, тот тут законодатели говорят о «существенном ужесточении наказания». В чём же оно, это ужесточение, выражается? Выражается оно в том, что за указанное деяние можно угодить за решётку на срок от 7 до 15 лет со штрафом до 5 миллионов рублей и внушительным сроком запрета на занятие, цитата: «определённых должностей».

Как максимум срока, 15 лет – действительно, немало. Но это всё-таки срок «отбывания», а как же быть с непосредственным возмещением нанесённого ущерба, с конфискацией имущества коррупционера, например? Ведь одно дело засадить казнокрада за решётку (если такое с высокопоставленными казнокрадами у нас в стране сегодня вообще возможно), а другое – вернуть всё то, что он уворовал у государства, у граждан. И, судя по всему, никакой конфискации в законопроекте не предусматривается. Речь идёт о пяти миллионах рублей штрафа… То есть может случится прецедент: украл миллиард, например, на реализации того же гособоронзаказа, перевёл на счета мамок-нянек-сватьёв-зятьёв, купил дома, участки, бриллианты-жемчуга, потратил на элитные отели, сауны и прочее, потом «каким-то чудом» оказался осуждён на срок семь лет, заплатил штраф в 5 миллионов, а спустя небольшой срок – амнистия, понимаешь… Или УДО за отличное поведение и «нетяжкость» преступления. И пошёл «наш» гипотетический коррупционер на свободу с чистой совестью. А на свободе: 1 миллиард минус 5 миллионов штрафа равно 995 миллионов «чистой прибыли» (ну, за минусом потраченных средств на упомянутые сауны и жемчуга)… Единственное – ему после такого нельзя занимать «определённые» должности эндцать лет. Но только «определённые» - это какие? Если именно те, которые коррупционер занимал раньше, то снова появляется лазейка: был министром или руководителем агентства – станет руководителем какой-нибудь компании, корпорации или советником, в конце концов… Глядишь, кому-нибудь что-то дельное и посоветует…

Короче говоря, работать над этим законопроектом депутатам нужно серьёзно. Правда, это только в том случае, если законопроект действительно направлен на борьбу с коррупцией. Если он направлен на сотрясание воздуха, то тогда он своё дело, безусловно, уже сделал – атмосферу сотряс…
125 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.