Трофейная бронетанковая техника вермахта. Франция

23
К маю 1940 года французская армия имела 2637 танков нового типа. В их числе: 314 танков В1, 210 —D1 и D2, 1070 — R35, AMR, АМС, 308 — Н35, 243 — S35, 392 — Н38, Н39, R40 и 90 танков FCM. Кроме того, в парках хранилось до 2000 старых боевых машин FT17/18 (из них 800 боеспособных) периода Первой мировой войны и шесть тяжелых 2С. 600 бронеавтомобилей и 3500 бронетранспортеров и гусеничных тягачей дополняли бронетанковое вооружение сухопутных войск. Практически вся эта техника, как получившая повреждения в ходе боевых действий, так и абсолютно исправная, попала в руки немцев.

Можно смело утверждать, что никогда ранее ни одна армия мира не захватывала столько военной техники и боеприпасов, как Вермахт за время Французской кампании. Не знает история и примера, чтобы трофейное оружие в столь большом количестве принималось на вооружение армии-победительницы. Случай, бесспорно, уникальный! Все это касается и французских танков, точное число которых не называют даже немецкие источники.

Отремонтированные и перекрашенные в германский камуфляж, с крестами на бортах, они воевали в рядах вражеской армии аж до 1945 года. Лишь небольшое их число, находившееся в Африке, а также в самой Франции в 1944 году, смогло вновь встать под французские знамена. Судьба же боевых машин, вынужденных действовать «под чужим флагом», сложилась по-разному.

Некоторые танки, захваченные исправными, использовались немцами еще в ходе боевых действий во Франции. Основная же масса бронетанковой техники после завершения «французского похода» стала свозиться в специально созданные парки, где проходила «техосмотр» с целью выяснения неисправностей. Затем техника направлялась для ремонта или переоборудования на французские же заводы, а оттуда поступала в германские воинские части.

Однако дальше формирования зимой 1941 года четырех полков и штабов двух бригад дело не пошло. Очень скоро выяснилось, что части, вооруженные французской бронетехникой, нельзя применять в соответствии с тактикой танковых войск Вермахта. Причем главным образом из-за технического несовершенства трофейных боевых машин. В результате уже в конце 1941 года все полки, имевшие французские танки, были перевооружены немецкими и чехословацкими боевыми машинами. Высвободившаяся трофейная техника пошла на укомплектование многочисленных отдельных частей и подразделений, несших в основном охранную службу на оккупированных территориях, в том числе частей СС и бронепоездов. География их службы была достаточно обширной: от островов в Ла-Манше на западе до России на востоке и от Норвегии на севере до Крита на юге.- Значительную часть боевых машин переоборудовали в разного рода САУ, тягачи и специальные машины.

На характер использования трофейных машин самым непосредственным образом влияли их тактико-технические характеристики. Непосредственно как танки предполагалось применять только Н35/39 и S35. По-видимому, решающим фактором стала их более высокая, чем у остальных машин, скорость. По первоначальным планам ими должны были быть укомплектованы четыре танковые дивизии.

После окончания боевых действий во Франции все исправные и неисправные танки R35 отправили на завод фирмы Renault в Париже, где проходили ревизию или восстановление. Из-за своей малой скорости R35 не мог использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии немцы направили для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.

Трофейные французские танки Renault R35 поначалу использовались Вермахтом в своем первоначальном виде, без каких-либо изменений, за исключением новых окраски и опознавательных знаков


Часть R35 немцы передали своим союзникам: 109 — Италии и 40 — Болгарии. В декабре 1940 года берлинская фирма Alkett получила заказ на переделку 200 танков R35 в САУ, вооруженных чешской 47-мм противотанковой пушкой. В качестве прототипа использовалась аналогичная САУ на шасси немецкого танка Pz.l. В начале февраля 1941 года первая самоходка на базе R35 покинула заводской цех. Пушка была установлена в открытой сверху рубке, размещенной на месте демонтированной башни. Лобовой лист рубки имел толщину 25 мм, а бортовые — 20 мм. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от -8° до +12°, горизонтальный составлял 35°. В кормовой нише рубки размещалась немецкая радиостанция. Экипаж состоял из трех человек. Боевая масса — 10,9 т. В опытном порядке одна САУ этого типа в 1941 году была вооружена немецкой 50-мм противотанковой пушкой Рак 38.

Обкатка танками. Трофейный Renault R35 с двухстворчатым люком вместо куполообразной башенки французского образца и немецкой радиостанцией во время учебных занятий с новобранцами на территории Франции




Легкий танк 35R 731(f) из состава 12-й танковой роты особого назначения. Эта рота, насчитывавшая 25 танков, вела противопартизанские действия на Балканах. Для повышения проходимости все машины были оснащены «хвостами»


Из 200 заказанных машин 174 изготовили как САУ, а 26 — как командирские. На последних пушка не устанавливалась, а ее амбразура в лобовом листе рубки отсутствовала. Вместо пушки монтировался пулемет MG34 в шаровой установке Kugelblende 30.

Остальные танки R35 после демонтажа башен служили в Вермахте в качестве артиллерийских тягачей для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же были установлены на Атлантическом валу как неподвижные огневые точки.

Трофейный немецкий танк 35R 731(f) во время испытаний на НИБТПолигоне в подмосковной Кубинке. 1945 год




Немецкая самоходная артиллерийская установка с 47-мм чехословацкой противотанковой пушкой на шасси французского танка R35


Как уже упоминалось выше, танки Hotchkiss Н35 и Н39 (в Вермахте они обозначались 35Н и 38Н) использовались немцами как... танки. На них также смонтировали двухстворчатые башенные люки и установили немецкие рации. Переделанные таким образом машины поступили на вооружение немецких оккупационных частей в Норвегии, на Крите и в Лапландии. Кроме того, они являлись промежуточным вооружением при формировании новых танковых дивизий Вермахта, например, 6, 7-й и 10-й. По состоянию на 31 мая 1943 года в Вермахте, Люфтваффе, войсках СС и др. эксплуатировалось 355 танков 35Н и 38Н.

15 машин этого типа в 1943 году передали Венгрии, еще 19, в 1944 году, — Болгарии. Несколько 38Н получила Хорватия.

В 1943 — 1944 годах 60 шасси танков «Гочкис» было переделано в 75-мм самоходную противотанковую пушку. Вместо снятой башни на корпусе танка монтировалась внушительных размеров открытая сверху рубка, в которой устанавливалась 75-мм пушка Рак 40. Толщина лобовых бронелистов рубки составляла 20 мм, бортовых — 10 мм. С экипажем из четырех человек боевая масса машин равнялась 12,5 т. Переделкой танков в САУ занималось предприятие Baukommando Becker (по-видимому, армейский ремзавод).

На этом же предприятии 48 «гочкисов» переделали в самоходку, вооруженную 105-мм гаубицей. Внешне она была подобна предыдущей машине, но в ее рубке размещалась 105-мм гаубица leFH 18/40. Углы наведения орудия по вертикали колебались в пределах от -2° до +22°. Экипаж состоял из пяти человек. 12 самоходок этого типа поступили на вооружение 200-го дивизиона штурмовых орудий.

Часть трофейных танков R35 была переделана в артиллерийский и эвакуационные тягачи. Обращает на себя внимание войсковая переделка — рубка механика-водителя


Французские танки R35, Н35 и FT17 в одном из немецких парков трофейной техники. Франция, 1940 год


Трофейныи танк 38H(f) одной из частей Люфтваффе. Машина вооружена 37-мм пушкой SA18, оборудована «хвостом» и радиостанцией


Танки 38H(f) 2-го батальона 202-го танкового полка во время учебных занятий во Франции. 1941 год. На всех машинах куполообразные командирские башенки заменены люками с двухстворчатыми крышками, установлены немецкие радиостанции


Для подразделений, вооруженных самоходками на базе танков «Гочкис», 24 танка переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей, так называемые grosser Funk-und Befehlspanzer 38H(f). Небольшое количество 38Н использовалось в учебных целях, в качестве тягачей, подвозчиков боеприпасов и БРЭМ. Интересно отметить попытку усиления огневой мощи танка за счет установки четырех стартовых рам для 280- и 320-мм реактивных снарядов. По инициативе 205-го танкового батальона (Pz. Abt. 205) таким образом, оборудовали 11 танков.

После перевооружения 201—204-го танковых полков немецкой бронетехникой трофейные французские танки несли охранную службу практически на всех театрах военных действий. Эти два танка Hotchkiss Н39 сфотографированы на заснеженной дороге в России. Март 1942 года




Трофейный немецкий танк 38H(f) на НИБТПолигоне в Кубинке. 1945 год. Обращает на себя внимание то, что эта машина покрыта «циммеритом»


По причине своей малочисленности танки FCM36 по прямому назначению Вермахтом не применялись. 48 машин переделали в самоходно-артиллерийские установки: 24 — с 75-мм противотанковой пушкой Рак 40, остальные — со 105-мм гаубицей leFH 16. Все самоходки были изготовлены в Baukommando Becker. Восемь противотанковых САУ, также как и несколько 105-мм самоходных гаубиц, поступили на вооружение 200-го дивизиона штурмовых орудий, включенного в состав 21-й танковой дивизии. Часть самоходок получила и так называемая Быстрая бригада «Запад» — Schnellen Brigade West.

Легкий танк 38H(f) во время учебных занятий в одной из частей Вермахта на территории Норвегии. 1942 год


Трофейный французский танк 38H(f) во время проведения одной из противопартизанских операций в горах Югославии. 1943 год


Танк 38H(f) во время учебных занятий наезжает на дымовую гранату. 211-й танковый батальон, в состав которого входила эта машина, в 1941—1945 годах дислоцировался на территории Финляндии


Совершенно не использовались немцами и немногие доставшиеся им средние танки D2. Известно лишь, что их башни устанавливались на хорватских бронепоездах.

Что же касается средних танков SOMUA, то большая часть из 297 захваченных немцами единиц под обозначением Pz.Kpfw.35S 739(f) была включена в состав танковых частей Вермахта. SOMUA подверглись некоторой модернизации: на них установили немецкие радиостанции Fu 5 и дооборудовали командирскую башенку двухстворчатым люком (но такой переделке подверглись не все машины). Кроме того, добавили четвертого члена экипажа — радиста, а заряжающий переместился в башню, где теперь находились два человека. Эти танки поступали главным образом на укомплектование танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Panzer-Regiment) и отдельных танковых батальонов (202, 205, 206, 211, 212 , 213 , 214, 223 Panzer-Abteilung). Большая часть этих подразделений дислоцировалась во Франции и служила резервом для пополнения танковых частей Вермахта.

Например, в начале 1943 года на базе 100-го танкового полка (вооруженного в основном танками S35) вновь сформировали 21-ю танковую дивизию, полностью разгромленную под Сталинградом частями Красной Армии. Возрожденная дивизия размещалась в Нормандии, в июне 1944 года после высадки союзников во Франции принимала активное участие в боях.

В 205-м танковом батальоне 11 танков 38H(f) были оборудованы пусковыми рамами для 280- и 320-мм реактивных снарядов. На фото слева запечатлен момент выстрела


На каждом танке 38H(f) крепились четыре пусковые рамы. На фото видно, как фельдфебель ввинчивает в реактивный снаряд взрыватель




По состоянию на 1 июля 1943 года в действующих частях Вермахта (не считая складов и парков) имелось 144 SOMUA: в группе армий «Центр» — 2, в Югославии — 43, во Франции — 67, в Норвегии — 16 (в составе 211-го танкового батальона), в Финляндии — 16 (в составе 214-го танкового батальона). На 26 марта 1945 года в немецких танковых частях еще числилось пять танков 35S, действовавших против англо-американских войск на Западном фронте.

Следует отметить, что некоторое количество танков SOMUA немцы использовали для борьбы с партизанами и охраны тыловых объектов, 60 единиц были переоборудованы в артиллерийские тягачи (с них демонтировали башню и верхнюю переднюю часть корпуса), а 15 машин поступили на вооружение бронепоездов № 26, 27, 28, 29 и 30. Конструктивно эти бронепоезда состояли из полубронированного паровоза, двух открытых сверху бронеплатформ для пехоты и трех специальных платформ с аппарелями для танков S35.

Американский солдат осматривает захваченный танк 38H(f). 1944 год


Машина передовых артиллерийских наблюдателей на базе 38H(f)


105-мм самоходная гаубица leFH 18 на шасси легкого танка 38H(f)


Самоходно-артиллерийская установка Marder I, вооруженная 75-мм противотанковой пушкой Рак 40


Marder I на Восточном фронте. Канун операции «Цитадель», июнь 1943 года


Танки бронепоезда № 28 принимали участие в штурме Брестской крепости, для чего им пришлось покинуть свои платформы. 23 июня 1941 года одна из этих машин была подбита ручными гранатами у Северных ворот крепости, там же огнем из зенитного орудия повредили еще один S35. Третий танк прорвался в центральный двор цитадели, где был подбит артиллеристами 333-го стрелкового полка. Две машины немцам удалось эвакуировать сразу же. После ремонта они вновь участвовали в боях. В частности, 27 июня одну из них немцы применили против Восточного форта. Танк вел огонь по амбразурам форта, в результате, как говорилось в докладе штаба 45-й немецкой пехотной дивизии, русские стали вести себя тише, но непрерывная стрельба снайперов продолжалась из самых неожиданных мест.

В составе упомянутых бронепоездов танки S35 эксплуатировались вплоть до 1943 года, когда их заменили на чехословацкие Pz.38(t).

Генерал-фельдмаршал Э.Роммель (крайний слева) инспектирует подразделение самоходных противотанковых пушек Marder I. Франция, 1944 год.


САУ с 75-мм пушкой на базе танка FCM(f) в заводском цехе




После оккупации Франции немцы отремонтировали и вернули в строй 161 тяжелый танк В1 bis, получивший в Вермахте обозначение Pz.Kpfw. В2 740(f). На большинстве машин сохранили штатное вооружение, но установили немецкие радиостанции, а командирскую башенку заменили простым люком с двухстворчатой крышкой. С нескольких танков сняли башни и демонтировали все вооружение. В таком виде их использовали для обучения механиков-водителей.

В марте 1941 года фирма Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе переделала 16 боевых машин в самоходные установки, смонтировав на месте прежнего вооружения и башни открытую сверху и сзади броневую рубку со 105-мм гаубицей leFH 18.



105-мм самоходная гаубица на базе трофейного французского танка FCM.


Внутренний объем открытой сверху броневой рубки. Хорошо видно размещение боекомплекта


На базе французских тяжелых танков немцы создали большое количество боевых огнеметных машин. На совещании у Гитлера 26 мая 1941 года обсуждалась возможность вооружения огнеметами трофейных танков В2. Фюрер распорядился сформировать две роты, укомплектованные такими машинами. На первые 24 В2 установили огнеметы той же системы, что и на немецких Pz.ll (F), работавших на сжатом азоте. Огнемет располагался внутри корпуса, на месте снятой 75-мм пушки. Все танки направили в 10-й батальон, сформированный к 20 июня 1941 года. В его состав вошли две роты, в каждой, кроме 12 огнеметных машин, имелось по три танка поддержки (линейные В2, вооруженные 75-мм пушкой). 102-й батальон прибыл на Восточный фронт уже 23 июня и был подчинен штабу 17-й армии, дивизии которой штурмовали Перемышльский укрепленный район.

Первые танки S35, подготовленные для службы в Вермахте. Танки выкрашены в серый цвет, оснащены радиостанциями и фарами Notek. На правом борту укреплены характерной формы ящики для амуниции


Колонна танков 35S(f) одной из частей Вермахта проходит под Триумфальной аркой в Париже. 1941 год




Танк 35S(f) из состава 204-го немецкого танкового полка. Крым, 1942 год


Захваченный Красной Армией танк 35S(f) на выставке трофейной техники в ЦПКиО им.Горького в Москве. Июль 1943 года


Германский бронепоезд № 28 (Panzerzug Nr.28). Восточный фронт, лето 1941 года. В состав этого бронепоезда входили три специальные платформы (Panzertragerwagen) с танками S35. На снимке вверху хорошо видны узлы крепления танка на платформе. Откидная аппарель, с помощью которой танк мог сойти на грунт, уложена на балластную платформу. За платформой с танком видна укрытая брезентом платформа для пехоты.



Она же, но уже без брезента


24 июня 1941 года батальон поддерживал наступление 24-й пехотной дивизии. 26 июня атаки были продолжены, но на этот раз совместно с 296-й пехотной дивизией. 29 июня при участии огнеметных танков начался штурм советских дотов. Донесение командира 2-го батальона 520-го пехотного полка позволяет восстановить картину боя. Вечером 28 июня 102-й батальон огнеметных танков вышел на указанные исходные позиции. На звук танковых двигателей противник открыл огонь из пушек и пулеметов, но потерь не было. С задержкой, вызванной густым туманом, в 5.55 29 июня 8,8 cm Flak открыли огонь прямой наводкой по амбразурам дотов. Зенитчики вели огонь до 7.04, когда большинство амбразур было поражено и замолчало. По зеленой ракете 102-й батальон огнеметных танков перешел в атаку в 7.05. Инженерные подразделения сопровождали танки. Их задачей было установить фугасные заряды под оборонительные укрепления противника. Когда некоторые доты открыли огонь, саперы были вынуждены укрыться в противотанковом рву. 88-мм зенитки и другие виды тяжелого вооружения открыли ответный огонь. Саперы смогли достичь назначенных целей, заложить и подорвать фугасные заряды. Доты были сильно повреждены огнем 88-мм орудий и вели стрельбу только периодически. Огнеметные танки смогли приблизиться к дотам почти вплотную, но защитники укреплений оказывали отчаянное сопротивление, подбив два из них из 76-мм пушки. Обе машины сгорели, но экипажи успели их покинуть. Огнеметным танкам так и не удалось поразить доты, так как горючая смесь не могла проникнуть внутрь сквозь шаровые установки. Защитники укреплений продолжали вести огонь.

Танк S35 на платформе бронепоезда № 28. Хорошо видно броневое прикрытие ходовой части танка


Танк 35S(f) командира 2-й роты 214-го танкового батальона. Норвегия, 1942 год


Командирский танк, оснащенный второй радиостанцией (ее рамочная антенна закреплена на крыше МТО). Вместо орудия установлен его деревянный макет. Франция, 1941 год


Выкрашенный в белый цвет средний танк 35S(f) из состава 211-го немецкого танкового батальона. Опознавательным знаком для машин этого батальона была цветная полоса, нанесенная по периметру башни


Танк 35S(f) из состава 100-го танкового полка в Нормандии. 1944 год


35S(f) 6-й роты 100-го танкового полка 21-й танковой дивизии. Нормандия, 1944 год. К моменту высадки союзников перевооружение полка танками Pz.IV еще не было завершено, поэтому в бой пошли и трофейные французские танки


30 июня 102-й батальон передали в непосредственное подчинение штаба 17-й армии, а 27 июля он был расформирован.

Дальнейшее развитие немецких танковых огнеметов происходило с использованием все тех же Pz.B2. Для новых образцов вооружения использовали насос, действовавший от двигателя J10. Эти огнеметы имели дальность стрельбы до 45 м, запас горючей смеси позволял производить 200 выстрелов. Их установили на прежнем месте — в корпусе. Резервуар с горючей смесью размещался сзади на броне. На фирме «Даймлер-Бенц» разработали схему улучшения бронирования танка, на фирме «Кебе» — огнемет, а на фирме «Вегманн» производили окончательную сборку.


Учебные занятия с трофейными французскими танками Blbis в 100-м запасном танковом батальоне Вермахта. Франция, 1941 год (справа). Один из танков B2(f) 213-го танкового батальона. 1944 год. Боевые машины этой части, дислоцировавшейся на Нормандских островах, встретили конец Второй мировой войны, ни разу не побывав в бою




Планировалось переоборудовать таким образом десять танков В2 в декабре 1941 года и следующие десять — в январе 1942-го. В действительности же выпуск огнеметных машин проходил гораздо медленнее: хотя пять единиц и было готово уже в ноябре, но в декабре удалось изготовить только три, в марте 1942 года — еще три, в апреле — две, в мае — три и, наконец, в июне — последние четыре. О дальнейшем ходе работ неизвестно, поскольку заказ на переделку направили французским предприятиям.

Всего же в 1941 — 1942 годах изготовили около 60 огнеметных танков B2(FI). Вместе с другими В2 они состояли на вооружении довольно многих частей немецкой армии. Так, например, по состоянию на 31 мая 1943 года в 223-м танковом батальоне имелось 16 В2 (из них 12 — огнеметные); в 100-й танковой бригаде — 34 (24); в 213-м танковом батальоне — 36 (10); в горнострелковой дивизии СС «Принц Евгений» — 17 В2 и В2 (FI).

В2 использовались в Вермахте до конца войны, особенно в войсках, расположенных на территории Франции. В феврале 1945 года здесь еще находилось около 40 таких танков.

Серийный огнеметный танк B2(F1) из состава 213-го танкового батальона. Хорошо видны установка огнемета и смотровой прибор стрелка-огнеметчика


Огнеметный танк B2(F1) в бою. Дальность стрельбы из огнемета достигала 45 м


Что касается французских танков других марок, то они практически не использовались Вермахтом, хотя многие из них получили немецкие обозначения. Исключение составляет, пожалуй, лишь легкий разведывательный танк AMR 35ZT. Некоторая часть этих, не имевших никакой боевой ценности машин в 1943 — 1944 годах была переоборудована в самоходные минометы. Башню с танка демонтировали, а на ее месте соорудили открытую сверху и сзади рубку коробчатой формы, сваренную из 10-мм бронелистов. В рубке установили 81-мм миномет Granatwerfer 34. Экипаж машины — четыре человека, боевая масса составляла 9 т.

Рассказ об использовании трофейных французских танков в Вермахте был бы неполным без упоминания об FT17/18. В результате кампании 1940 года немцы захватили 704 танка «Рено» FT, из них только около 500 — в исправном состоянии. Часть машин была отремонтирована и под обозначением Pz.Kpfw. 17R 730 (f) или 18R 730 (f) (танки с литой башней) использовалась для патрульно-охранной службы. «Рено» служили и для обучения механиков-водителей германских частей на территории Франции. Часть разоруженных машин использовали в качестве подвижных командных и наблюдательных пунктов. В апреле 1941 года сотню «Рено» FT с 37-мм пушками выделили для усиления бронепоездов. Их крепили на железнодорожные платформы, получая таким образом дополнительные броневагоны. Эти бронепоезда патрулировали дороги вдоль побережья Ла-Манша. В июне 1941 года некоторое количество бронепоездов с «Рено» выделили для борьбы с партизанами на оккупированных территориях. Пять танков на железнодорожных платформах использовали для защиты дорог в Сербии. Для тех же целей несколько «Рено» использовались и в Норвегии. Постоянно эксплуатировали трофейные «Рено» и Люфтваффе, которые применяли их (всего около 100 штук) на охране аэродромов, а также для расчистки взлетных полос. Для этого на нескольких танках без башен установили бульдозерные отвалы.



80-мм самоходный миномет на базе легкого танка AMR 34ZT(f)


В 1941 году 20 башен «Рено» FT с 37-мм пушками установили на бетонные основания на побережье Ла-Манша.

После поражения Франции в руки немцев попало и значительное число французских бронеавтомобилей. Однако большинство из них были устаревших конструкций и не соответствовали требованиям Вермахта. От таких машин немцы поспешили избавиться и передали их своим союзникам. В итоге в немецкой армии использовался только один тип французского бронеавтомобиля — AMD Panhard 178.

Более 200 таких машин под обозначением Pz.Spah. 204(f) поступило в полевые войска и части СС, а 43 были переделаны в бронедрезины. На последних установили немецкую радиостанцию с антенной рамочного типа. 22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 «пана-ров», 107 из них к концу года были потеряны. По данным на июнь 1943 года, в Вермахте еще оставалось 30 машин на Восточном фронте и 33 — на Западном. Кроме того, часть броневиков к этому времени передали в охранные дивизии.

Французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое количество бронеавтомобилей данного типа, но при этом они потребовали демонтировать штатные 25-мм пушки. В ноябре 1942 года при вторжении гитлеровцев в «свободную» зону (неоккупированный юг Франции) эти машины были захвачены и использовались для полицейских функций, а часть «панаров», не имевших башен, в 1943 году немцы вооружили 50-мм танковой пушкой.

Группа трофейных французских танков FT17 одного из подразделений Люфтваффе. Эти устаревшие боевые машины, имевшие ограниченную подвижность, тем не менее, с успехом использовались для охраны тыловых аэродромов


Часть танков FT17 использовалась немцами в качестве неподвижных огневых точек — своего рода бункеров. Этот танк установлен на блокпосту на перекрестке дорог близ Дьеппа в 1943 году. На переднем плане — немецкий солдат возле трофейного французского пулемета Hotchkiss mod. 1914 (в Вермахте — sMG 257(f)


Весьма активно использовался немцами и значительный по численности парк французских артиллерийских тягачей и бронетранспортеров, включавший в себя как колесные и гусеничные, так и полугусеничные машины. И если полугусеничные автомобили Citroen Р19 эксплуатировались в бригаде «Запад» без каких-либо серьезных переделок, то многие другие образцы техники подверглись значительным изменениям.

Так, например, немцы использовали французские полноприводные двух- и трехосные специализированные армейские грузовики Laffly V15 и W15. Машины эти эксплуатировались в различных частях Вермахта в основном в первозданном состоянии. Однако в бригаде «Запад» 24 грузовика W15T переоборудовали в подвижные радиостанции, а несколько машин оснастили бронекорпусами, превратив в колесные бронетранспортеры.

С 1941 года в германских войсках, дислоцированных во Франции, в качестве артиллерийского тягача для 75-мм противотанковых пушек, 105-мм легких полевых гаубиц и минометов, транспортера для перевозки личного состава, санитарной и радиомашины, перевозчика боеприпасов и снаряжения применялся трофейный полугусеничный трактор Unic Р107 — leichter Zugkraftwagen U304(f). Только в составе бригады «Запад» таких машин насчитывалось более сотни. В 1943 году некоторое их количество оборудовали броневым корпусом с открытым сверху кузовом (для этого пришлось удлинить на 350 мм раму шасси) и переклассифицировали в бронетранспортеры — leichter Schutzenpanzerwagen U304(f), по размерам близкие к германским Sd.Kfz.250. При этом часть машин имела открытые, а часть — закрытые корпуса. Несколько бронетранспортеров вооружили 37-мм противотанковой пушкой Рак 36 со штатным щитом.

Бронеавтомобиль Panhard AMD178 в 39-м противотанковом дивизионе 3-й немецкой танковой дивизии. Лето 1940 года. По неизвестным причинам у машины отсутствует башня, в качестве вооружения используются два пулемета MG34


Трофейные бронеавтомобили Pan-hard 178(f) использовались и в полицейских формированиях на оккупированных территориях. Бронемашина в ходе «наведения порядка» в русской деревне


Бронеавтомобиль Panhard 178(f), оснащенный новой, открытой сверху, башней с 50-мм пушкой KwK L42. 1943 год


Некоторое число тракторов было переоборудовано в полубронированные ЗСУ, вооруженные 20-мм зенитным автоматом Рак 38. Еще большей серией (72 единицы) в Baukommando Becker изготовили бронированную ЗСУ с аналогичным вооружением. Эти машины также поступили на вооружение бригады «Запад».

В качестве артиллерийских тягачей использовались более тяжелые полугусеничные тракторы SOMUA MCL — Zugkraftwagen S303(f) и SOMUA MCG — Zugkraftwagen S307(f). Часть из них в 1943 году также оборудовали броневым корпусом. При этом их предполагалось применять как в качестве бронированных тягачей — mittlerer gepanzerter Zugkraftwagen S303(f), так и как бронетранспортеры — mittlerer Schutzenpanzerwagen S307(f). Кроме того, на их базе создавались боевые машины: m SPW S307(f) mit Reihenwerfer — самоходный многоствольный миномет (изготовлено 36 единиц); в кормовой части машины на специальной раме был смонтирован двухрядный пакет из 16 стволов французских 81-мм минометов; 7,5 cm Рак 40 auf m SPW S307(f) — самоходная 75-мм противотанковая пушка (изготовлено 72 единицы); бронированный перевозчик боеприпасов (изготовлено 48 единиц); инженерная машина, оснащенная специальными мостками для преодоления рвов; 8 cm Raketenwerfer auf m.gep.Zgkw. S303(f) — реактивная пусковая установка с пакетом направляющих для пуска 48 реактивных снарядов, скопированная с советской 82-мм пусковой установки БМ-8-24 (изготовлено 6 единиц); 8-cm schwerer Reihenwerfer auf m.gep Zgkw. S303(f) — самоходный многоствольный миномет (изготовлено 16 единиц) с пакетом из 20 стволов трофейных французских минометов Granatwerfer 278(f).

Радиомашина на базе Panhard 178(f) из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейбштан-дарт Адольф Гитлер». Вместо башни машина оснащена неподвижной рубкой, в лобовом листе которой установлен пулемет MG34


Бронеавтомобиль-дрезина Panhard 178(f). Машины этого типа придавались бронепоездам и предназначались для разведки. Как и немецкие броневики, трофейный французский бронеавтомобиль оснащен рамочной антенной, способ крепления которой не препятствовал круговому вращению башни


Все эти боевые машины использовались Вермахтом и войсками СС в ходе боевых действий во Франции в 1944 году.

Из чисто гусеничных французских боевых машин, захваченных и широко применявшихся немцами, в первую очередь следует упомянуть многоцелевой транспортер Renault UE (Infanterieschlepper UE 630(f). Первоначально он использовался в качестве легкого тягача для перевозки снаряжения и боеприпасов (в том числе и на Восточном фронте). С бронированной кабиной и вооруженный пулеметом UE 630(f), применялся для полицейских и охранных функций. В частях Люфтваффе несколько машин оборудовали одной и даже двумя рубками с пулеметами MG34 и использовали для охраны аэродромов, несколько сотен — переделали в противотанковые установки для пехотных частей — 3,7 cm Рак 36(Sf) auf Infanterieschlepper UE 630(f). При этом верхний станок и щит пушки остались без изменений. Еще 40 транспортеров оборудовали специальной броневой рубкой, размещенной в кормовой части, где находилась радиостанция. Они применялись в качестве машин связи и наблюдения в частях, вооруженных трофейными французским танками. Несколько тягачей переоборудовали в кабелеукладчики. В 1943 году почти все машины, не подвергшиеся переделкам ранее, были оборудованы в пусковые установки тяжелых реактивных мин — 28/32 cm Wurfrahmen(Sf) auf Infanterieschlepper UE 630(f).

Трофейная бронетанковая техника вермахта. Франция

Колесные бронетранспортеры, изготовленные в бригаде «Запад» на базе французских полноприводных грузовиков Laffly W15T. Слева — с изъятым вторым мостом, справа — на оригинальном шасси



Легкие бронетранспортеры U304(f). Вверху — штабной бронетранспортер с двумя радиостанциями, внизу — машина командира роты, вооруженная 37-мм противотанковой пушкой Рак 36 и пулеметом MG34 на зенитной установке


Бронетранспортер U304(f) по пути к линии фронта. Нормандия, 1944 год


Зенитная самоходная установка на базе U304(f), вооруженная 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak 38. Машина буксирует прицеп с боеприпасами


Батарея полубронированных ЗСУ на шасси U304(f) во время отработки учебно-боевой задачи. Франция, 1943 год


Боевые машины на базе артиллерийского тягача Somua S307(f): 75-мм самоходная противотанковая пушка


16-ствольный самоходный миномет


Самоходная пусковая установка на шасси тягача S303(f) — 8-cm-Raketenwerfer. Эти машины были изготовлены по заказу войск СС


Поначалу не слишком активно эксплуатировались в Вермахте 300 захваченных гусеничных бронетранспортеров-тягачей Lorraine 37L. Попытка использовать их для перевозки различных грузов оказалась не слишком удачной: при массе 6 т грузоподъемность тягача составляла только 800 кг. Поэтому уже в 1940 году были предприняты первые попытки переоборудования этих машин в САУ: на нескольких тягачах смонтировали 47-мм французские противотанковые пушки. Массовое переоборудование тягачей в самоходные установки началось в 1942 году. На шасси Lorraine 37L изготавливались три типа САУ: 7,5 cm Рак 40/1 auf Lorraine Schlepper(f) Marder I (Sd.Kfz.135) — самоходная 75-мм противотанковая пушка (изготовлено 179 единиц); 15 cm sFH 13/1 auf Lorraine Schlepper(f) (Sd.Kfz. 135/1) — самоходная 150-мм гаубица (изготовлено 94 единицы); 10,5 cm leFH 18/4 auf Lorraine Schlepper(f) — 105-мм самоходная гаубица (изготовлено 12 единиц).

Все эти САУ были конструктивно и внешне похожи между собой и отличались друг от друга в основном лишь артсистемой, которая размещалась в расположенной на корме машины открытой сверху рубке коробчатой формы.

Самоходные орудия на шасси Lorraine также применялись немцами на Восточном фронте и в Северной Африке, а в 1944 году — во Франции.
В состав одного из немецких бронепоездов входила САУ на шасси Lorraine Schlepper(f), в которой в штатной рубке была установлена советская 122-мм гаубица МЗО.

На базе тягача Lorraine немцы создали 30 полностью бронированных машин наблюдения и связи.

Самоходная пусковая установка для 280- и 320-мм реактивных снарядов на шасси трофейного французского легкого тягача Renault UE(f). Второй вариант установки предусматривал крепление пусковых рам по бортам корпуса машины


Подвижной командный и наблюдательный пункт, выполненный на базе легкого тягача UE(f). В прямоугольной рубке, размещенной в корме корпуса машины, находились стереотруба и радиостанция


Наиболее удачный вариант переделки французского легкого тягача Penault UE(f) — самоходная артиллерийская установка, вооруженная 37-мм противотанковой пушкой Рак 36


75-мм самоходная противотанковая пушка на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f). В войсках эти системы получили название Marder I


Машина передовых артиллерийских наблюдателей, подвижной командный пункт на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f). 30 таких машин поступили на вооружение артиллерийских батарей, укомплектованных самоходными орудиями на базе этого французского тягача


75-мм самоходная противотанковая пушка Marder I на огневой позиции. Восточный фронт, 1943 год


150-мм самоходная гаубица 15-cm-sFH 13/1 на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f). На передних стенках броневой открытой сверху рубки навешены запасные опорные катки 105-мм самоходная гаубица


10,5-cm-leFH 18/4 на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f)


Батарея 105-мм самоходных гаубиц на марше. Франция, 1943 год
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dima190579
    +3
    24 мая 2013 08:16
    Да уж У Франции вермахт много танков забрал.
  2. +6
    24 мая 2013 08:29
    Почему мы не догадались таким образом использовать свои легкие танки?
    1. +4
      24 мая 2013 09:38
      Цитата: bairat
      Почему мы не догадались
      Надо понимать, перед войной САУ у нас недооценивали, предпочитая непосредственно танки. АТ-1, дойди он до серийного производства, был бы хорошим подспорьем для пехоты, вместо Т-26.
      1. Емеля
        +2
        24 мая 2013 22:50
        Лучше, по-моему, было бы Су-5 в массовую серию запустить.
      2. StolzSS
        +1
        25 мая 2013 09:55
        Это сложно однозначно оценивать ... возможно миномёт на базе Т-26 был бы более полезным подспорьем для пехоты...
    2. Емеля
      0
      24 мая 2013 22:48
      Немного переделывали, хотя и не слишком удачно:
    3. Avenger711
      0
      24 мая 2013 23:15
      Потому что танк лучше и задачи решает другие.
      1. Емеля
        +2
        24 мая 2013 23:27
        Цитата: Avenger711
        Потому что танк лучше и задачи решает другие.

        Речь была об устаревших танках, которых по прямому назначению использовать было уже проблематично.
  3. UPStoyan
    +3
    24 мая 2013 08:37
    Интересно и познавательно. Много фактического материала. Спасибо.
  4. +6
    24 мая 2013 09:40
    _______________
    1. +1
      24 мая 2013 09:41
      ____________________
  5. +5
    24 мая 2013 09:52
    Прокакала Франция и войну и технику, но благодаря Советскому Союзу попала в число стран-победительниц, что на сегодня уже ими забыто.
    Из представленных фотографий, понравилось фото с танком для охраны железной дороги на колесной паре, оригинально.
  6. +3
    24 мая 2013 10:13
    При посещении Артиллерийского музея в Питере,помню в одном из разделов посвященных защите города фигурировала фотография французского танка с крестами -вот только не помню точно какого,но кажется S35.
    А этих уже сам снимал в Кубинке.
  7. 0
    24 мая 2013 10:48
    Немцы использовали все,что к ним попадало,зачем добру пропадать?
    1. +1
      24 мая 2013 11:12
      И попадали на проблемы с запчастями.
      1. +2
        24 мая 2013 12:12
        Ну с немецкой педантичностью,я уверен,что какую-то часть разбирали на запчасти чтобы позже использовать для починки.А в случае с чешской техникой и с запчастями проблем не было,да и в отношении французов тоже можно было и Виши потрясти в случае чего.
        1. +4
          19 августа 2013 18:23
          Да никого трясти не надо было: французы и сами вполне добровольно и с большей проиводительностью (+25%) работали на немцев. Это они потом, в 1945-м начали головы брить проституткам и кулаком в грудь себя бить.

          А те немногочисленные маки не в счет как и все так называемое французское Сопротивление тоже.
      2. почтальон
        +3
        24 мая 2013 12:12
        Цитата: bairat
        И попадали на проблемы с запчастями.

        Какие?

        -22 июня 1940 года Франция капитулировала перед Германией. и даже после завершения Операции «Нептун» Французская промышленность работала на Германию


        «Промышленность и экономика продолжали ритмично работать, на предприятиях Рено в Булонь-Билланкуре с конвейера бесперебойно сходили грузовики для вермахта, — свидетельствует помощник главы германской военной разведки адмирала Канариса Отто Райле в 1944. — И на множестве других предприятий французы без всякого принуждения производили в больших объемах и без рекламаций продукцию для нашей военной промышленности» . («Тайная война. Секретные операции абвера на Западе и Востоке (1921-1945)»

        -март 1939 года начало немецкой оккупации Чехословакии -до завершения боевых действий в Европе в мае 1945 года /военные концерны «Шкода» , ЧКД и «Зброевка» /
        Чешская промышленность выпускала для Вермахта не только зап.части,но и танки.

        Германская и словацкая армии получили 308 легких танков LT-35, 21 предназначенный для Литвы тоже легкий LT-40, 70 танкеток AH-1 и 75 бронеавтомобилей. Еще 126 LT-35 и 48 AH-1 Чехословакия ранее поставила присоединившейся к гитлеровскому блоку Румынии. В основном они не уступали немецким машинам. Более того, LT-35 с 37-мм пушкой был значительно сильнее составлявших основу танкового парка Рейха пулеметных Т-I и вооруженных 20-мм орудием Т-II.

        Чешские танки, переименованные в 35(t), стали основной машиной прославленной 6-й танковой дивизии вермахта, за невиданную скорость продвижения получившей во Франции прозвище «призрачной» .

        От чехов было получено более 1,4 миллиона винтовок и пистолетов, свыше 62 тысяч пулеметов, около 4 тысяч орудий и минометов и огромное количество другого военного имущество. К 1 сентября 1939 года чешским оружием оснастили пять пехотных дивизий (с 93-й по 96-ю и 98-я), не считая прочих частей и подразделений. С чешскими винтовками и пушками пошел в бой и участвовавший во вторжении в Польшу словацкий корпус из двух пехотных дивизий и мотобригады. В следующем году чешское оружие и снаряжение получили еще четыре пехотные дивизии — 81-я, 82-я, 83-я и 88-я, а к началу Великой Отечественной количество соединений, полностью или частично оснащенных изделиями чешских оружейников, выросло в несколько раз.
        С января по март 1945 года из 3922 танков и самоходок, произведенных для еврогитлеровских войск, чехи дали 1136, то есть почти треть


        Аншлюс в Австирии

        «Штейр-Даймлер-Пух» и ряд других предприятий радовали вермахт и его союзников до самого захвата Австрии советскими войсками. Отсюда войска объединенной вокруг Германии Европы получили свыше 10 тысяч танков и бронемашин, включая мощнейшие в мире тяжелые самоходки «Фердинанд» и «Ягдтигр» , 9 тысяч самолетов, 17 тысяч авиамоторов и более 12 тысяч артиллерийских установок различных калибров.
        1. +3
          24 мая 2013 13:31
          Когда у тебя 150 видов грузовиков, танков и тягачей очень сложно иметь запас необходимых з/ч. Много читал как немцы мучились с этим, в частности с предгорий Кавказа ездили на склады расположенные в Польше для поиска нужной деталюшки.
          1. почтальон
            +3
            24 мая 2013 14:25
            Цитата: bairat
            Когда у тебя 150 видов грузовиков,

            а как же с лендлизовскими? Это не Чехия,что под боком, это за ОКЕАНОМ+ "реквием" конвою. Как не мучались?

            Красная армия, комплектуемая по советской государственной системе плановой экономики, напротив, располагала только тремя типами грузовиков — пятитонным ЯГ-6, трехтонным ЗИС5 и полуторатонным ГАЗ-АА.

            Минавтопром СССР за годы войны выпустил около 240 000 машин, а общее число полученных английских, американских и канадских автомобилей за этот период составило 477 785 единиц, не считая огромного количества запчастей, которых хватило бы на сборку еще нескольких тысяч машин.
            грузовик GMC, Willys и Ford GRW,Studebaker US-6,A.E.C., Bedford, Albion, Austin и Scaммel,Willys, Dodge, WC-51 (T214), Internationa и т.д.
            Танки ,самолёты,корабли - просто не буду пересказывать.
          2. почтальон
            +1
            24 мая 2013 14:31
            Цитата: bairat
            Когда у тебя 150 видов грузовиков, танков и тягачей очень сложно иметь запас необходимых з/ч.

            Проблема не в этом,,тем пасе при идеальной европейской статистики,и ОСТУСТВИИ САБОТАЖА( шутка дяди Пежо не в счёт, избежал виселицы, разумно).
            Проблема: Ach, ihr Wege - trostlos, endlos weite


            Вермахт обладал техникой, представлявшей автомобильную промышленность всех завоеванных до этого европейских стран: французские Renault, Peugeot, Laffly, Licorne и Hotchkiss, чехословацкие Tatra, Praga и Skoda, австрийские Austro Daimler, Saurer, Buessing и Steyr, датские DAF. На службу в вермахт умудрились попасть даже грузовики Ford канадского производства, которые коалиционные войска побросали в Дюнкерке при спешной эвакуации с континента — абсолютно новеньким машинам только сменили опознавательные знаки, нарисовав на дверях кресты.

            Трудности начались практически сразу после пересечения границы. «После огромного успеха, достигнутого нами в первый день наступления, события второго дня не оправдали ожиданий. И причина была вовсе не в действиях противника и не в ошибках наших войск и командования, а в трудностях, связанных с условиями местности. Все шоссе, обозначенные на картах, которые вели с запада на восток, на деле оказались полевыми дорогами. Движение по ним — особенно техники французского производства — было практически невозможным. Машины, проходя по глубокому песку или преодолевая крутые подъемы, все время застревали и останавливали следующие за ними колонны, так как возможность объезда на лесных дорогах полностью исключалась.

            От постоянных пробуксовок и перегрузок у двигателей и трансмиссий расходовался рабочий ресурс, который тогда был не таким уж и большим
            Зима- не было подходящих горюче-смазочных материалов

            В условиях военного времени Германия оказалась не в состоянии производить достаточное количество танков и запчастей к ним. Практически на протяжении всего периода активных боевых действий танковые части вермахта испытывали острейшую нехватку как самих танков, так и деталей, узлов и агрегатов к ним. К лету 1942 г. дефицит запчастей достиг критической отметки и уже не был преодолен до самого конца войны.
      3. 0
        25 мая 2013 00:03
        Цитата: bairat
        И попадали на проблемы с запчастями.

        Заводы во Франции, Франция в Третьем Рейхе, какие проблемы с запчастями?
  8. RoadRunner
    +1
    24 мая 2013 13:05
    Статья очень понравилась,автору большое спасибо.
    Жду с нетерпением продолжения.
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    24 мая 2013 15:23
    Автор большой молодец, с удовольствием читаю его статьи, очень хорошая проработка редкого материала. А немцы как всегда крайне практичны, все в дело. Есть и такая часть истории этой войны о том, как они использовали и нашу технику. Надеюсь, Михаил её тоже подробно осветит.
  11. Емеля
    +1
    24 мая 2013 18:45
    Совершенно не использовались немцами и немногие доставшиеся им средние танки D2

    Один, по крайней мере, всё же использовали. Аж в 1945. Был захвачен Красной Армией:
  12. Емеля
    0
    24 мая 2013 18:54
    Насчёт фоток, где 75мм на базе "Гочкиса", разве они тоже "Мардер I" назывались?
  13. +5
    24 мая 2013 19:58
    Огромная страна, именовавшаяся "Великой Европейскойдержавой" пала а точнее легла как дещёвая шлюха за пару недель, под своего врага практические не воюя. Представьте после парада Вермахта на Красной площади русские тихо мироно работают на врага, работают кафешки и бардели, есть свой президент Виши. Тьфу и слава Богу , что "Запад есть Запад а Восток есть Восток" и "Умом Россию не понять". Чувствовать себя грязью в своей стране и лизать сапоги врага убеждая себя в том что так и надо? Скажу за себя лучше хоть одного грохнуть , лучше втихую, что бы потом иметь возможность загрызть ещё и второго чем жить как грязь под ногами.
    1. почтальон
      0
      25 мая 2013 04:17
      Цитата: Жаман-Урус
      Огромная страна, именовавшаяся "Великой Европейскойдержавой"

      Это частности. Всё же развратил нацию ростовщический капитал.Французам доблести не занимать.

      Британия осталась одна в Европе(если не считать СССР,что был в коалиции против Гитлера)

      Чуть меньшая страна,именовавшаяся "Третьим Рейхом" сражалась ПРОТИВ ВСЕХ( даже бывшие союзники против),до последнего.
      Цитата: Жаман-Урус
      Скажу за себя лучше хоть одного грохнуть , лучше втихую, что бы потом иметь возможность загрызть ещё и второго чем жить как грязь под ногами.

      А если под окупантами мама,жена,дети....
      Тогда как?
      Выбор он есть выбор по факту события, а так бахвальство и словоблудие(зная ,что вероятность данного события стремиться к 0)
      1. -1
        25 мая 2013 15:21
        А если под окупантами мама,жена,дети....
        У дедов своих спросите.
        1. почтальон
          0
          26 мая 2013 02:12
          Цитата: Жаман-Урус
          У дедов своих спросите.

          Не у кого.
          ---------------
          не надо а? выёживаться.
          Я своих дедов смело могу показать на:
          http://www.podvignaroda.ru
          и кто вернулся(2) и кто нет(все остальные).
          ==================================
          Не надо пыжится( не говори гоп пока не перепрыгнул), на словах всё гладко. На деле.,жизнь покажет.Только опыт мне говорит: кто раньше всех и громче орёт, тот первый и сольёт
      2. +3
        19 августа 2013 18:44
        А на оккупированной территории так и было. Но честные люди и патриоты воевали, а не бежали в полицию и на биржу труда.
    2. +3
      19 августа 2013 18:42
      Все правильно. Это у них там с захватом столицы война заканчивается. У нас-же с захватом Москвы война только начинается. Просыпается мужик и выходит с дубиной на дорогу (простите стеб на грустную тему).
  14. 0
    25 мая 2013 10:25
    Классная статья - автору "+"."Барятинский" это уже почти бренд. Хотя конечно с некоторыми его выводами можно и поспорить, но всё равно он молодец. Интересно было бы проработать тему применения немцами советской трофейной техники...как на поле боя так и в тылу.
  15. teceitap
    0
    25 мая 2013 11:05
    Надо было переделать все танки в тягочи и сау с 75мм пушкой эфекта болше
  16. +2
    26 мая 2013 12:37
    Интересно французы воевали - за несколько дней, до наступления немцев и, соответственно, до окончания "странной войны" французский генштаб разработал и начал претворять в жизнь план авиаударов по нефтенным объектам на юге СССР. А когда немцы ворвались во Францию, правительство озвученной страны решило не оборонять столицу - видели те бои могут нанести урон архитектуре Парижа. Французский флот и большая часть армии поддержали правительство Виши и смирились с утратой 2/3 всего государства вместе с исторической столицей.
  17. +1
    19 августа 2013 18:39
    Спасибо автору, наконец-то прочитал про французские трофеи в Вермахте. Как и догадывался, толку - пшик. На большее, чем база под САУ, они не годились. Да, еще на партизан страху нагонять.