История службы. «Адмирал Нахимов» - «Червона Украина»

15
«Адмирал Нахимов» (с 26.12.1922 — «Червона Украина», с 6.2.1950 - «СТЖ-4», с 30.10.1950 - «ЦЛ-53»)

Заложен 18 октября 1913 г. на заводе «Руссуд». 18 марта 1914 г. включен в списки ЧФ. Спущен 25 октября 1915 г. Строительство приостановлено в марте 1918 г.

В январе 1920 г. при эвакуации белых из Николаева в недостроенном виде уведен в Одессу. При эвакуации из Одессы в феврале 1920 г. белые попытались увести крейсер в Севастополь. Но он вмерз в лед, и без помощи ледоколов это не представлялось возможным. После взятия Одессы Красной Армией, «Адмирал Нахимов» в конце 1920 г. был переведен в Николаев на завод «Наваль». В 1923 г. началась достройка крейсера по первоначальному проекту.

Приказом Реввоенсовета республики от 7 декабря 1922 г. крейсеру «Адмирал Нахимов» было присвоено новое название «Червона Украина». 29 октября 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил доклад Высшей правительственной комиссии о выделении ассигнований на достройку, капитально-восстановительный ремонт и модернизацию ряда кораблей, в том числе крейсеров «Червона Украина» и «Светлана». Оба крейсера достраивались по первоначальному проекту, но с усилением зенитного и торпедного вооружения.

В конце апреля 1926 г. «Червона Украина» успешно закончила заводское опробование механизмов и швартовные испытания. Корабль ввели в док для осмотра и окраски подводной части корпуса. 13 июня 1926 г. крейсер предъявили на ходовые испытания. Средняя скорость при пяти пробегах составила 29,82 уз, наибольшая скорость, полученная на испытаниях, приближалась к требованиям первоначальных технических условий на проектирование (30 уз). 7 декабря приемные испытания успешно завершились, и завод приступил к устранению мелких замечаний приемной комиссии.

21 марта 1927 г. крейсер «Червона Украина» вступил в строй и был включен в состав Отдельного дивизиона эскадренных миноносцев Морских сил Черного моря (МСЧМ) - так до 1935 г. именовался Черноморский флот. В том же 1927 г. крейсер участвовал в осенних маневрах МСЧМ. В течение трех лет, до того как с Балтики прибыли линкор «Парижская Коммуна» и крейсер «Профинтерн», «Червона Украина» была крупнейшим кораблем МСЧМ. На нем разместился штаб Отдельного дивизиона эсминцев (комдив Ю.В.Шельтинга). На крейсере поднял флаг начальник МСЧМ В.М.Орлов.

12 сентября 1927 г. под флагом командующего МСЧМ В.М. Орлова крейсер вышел из Севастополя. На траверзе Ялты корабль попал в эпицентр Крымского землетрясения, повреждений не получил.

Вот как описывал это событие, служивший в то время на крейсере вахтенным начальником Н.Г.Кузнецов: «Не успели скрыться маяки южного берега Крыма, и Ялта еще находилась на траверзе крейсера, как нас сильно тряхнуло, корабль будто наскочил на камни или ударился о какой-то тяжелый предмет.

- Стоп машины! - скомандовал Несвиц-кий.
- Что случилось? - обратился к нему находившийся на мостике командующий флотом В.М.Орлов.

«Червона Украина» вскоре после вступления в строй


Ответа никто не мог дать. Внешний и внутренний осмотр крейсера показал, что никаких повреждений нет, механизмы в полной исправности, нормально работают, только почему-то пропала связь с базой. Вскоре пришло известие: в Крыму землетрясение. Эпицентр его находился как раз в районе, где находился наш крейсер» (Н.Г.Кузнецов. Накануне. Вое-низдат 1989, с. 50).

13 сентября корабль пришел на рейд Сочи, на него прибыл начальник Морских Сил РККА Р.А.Муклевич, и корабль направился в Севастополь. 14-22 сентября «Червона Украина» участвовала в маневрах МСЧМ.

С 27 мая по 7 июня 1928 г. «Червона Украина» (командир Н.Н.Несвицкий) с эсминцами «Петровский», «Шаумян» и «Фрунзе» ходил в Стамбул в ответ на визит в Севастополь отряда турецких кораблей. Ночью 3 июня на крейсере, стоявшем в Стамбуле возник пожар в кормовом котельном отделении. Котел был выведен, а на трубу надет чехол, чтобы прекратить доступ воздуха к очагу возгорания. На некоторое время корабль обесточился, остановились пожарные насосы. Для борьбы с огнем у экипажа остались только огнетушители и ручная помпа. Вскоре был разведен котел в другом отделении и пожар потушен. Днем 3 июня отряд вышел из Стамбула, сопровождая яхту «Измир», на которой из Турции возвращался падишах Афганистана Аманнула-хан. Отряд проводил яхту до Батуми, где падишах сошел на берег.

24-25 июля 1929 г. крейсер совершил поход из Севастополя в Сочи вдоль берегов Крыма и Кавказа. На борту находились Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, председатель ЦКК ВКП (б), нарком РКИ Г.К.Орджоникидзе в сопровождении командующего МСЧМ В.М.Орлова. Во время похода они наблюдали учения разнородных сил флота, присутствовали на концерте корабельной самодеятельности. В память об этом переходе И.В.Сталин сделал запись в корабельном журнале: «Был на крейсере «Червона Украина». Присутствовал на вечере самодеятельности... Замечательные люди, смелые культурные товарищи, готовые на все ради нашего общего дела...»

«Червона Украина» в Севастополе, 1927-1929 гг. На корабле оборудован брезентовый ангар, причем в качестве каркаса его крыши служат стрелы самолетных кранов


«Червона Украина», 1927—1929 гг.


9 марта 1930 г. приказом РВС СССР № 014 была сформирована бригада (с 1932 -дивизия) крейсеров МСЧМ, в которую включен крейсер «Червона Украина», прибывшие с Балтики линкор «Парижская Коммуна» и крейсер «Профинтерн», а также и достраивающийся в Николаеве «Красный Кавказ». Командовали этим соединением Кадацкий (1930-1932), Ю.Ф.Ралль (1932-1935), И.С.Юмашев (1935-1937), Л.А.Владимирский (1939-1940), С.Г.Горшков (1940-1941).

С 2 по 16 октября 1930 г. в составе практического отряда МСЧМ (командир отряда Ю.В.Шельтинга, командир крейсера П.А.Евдокимов) с эсминцами «Незаможник» и «Шаумян» совершил поход по маршруту Севастополь - Стамбул (3-5.10) -Мессина (7-10.10) - Пирей (11-14.10) -Севастополь. На переходе отрабатывались тактические упражнения по отражению атак подводных лодок, эсминцев, торпедных катеров, штурманы получили богатую практику в изучении Средиземноморского театра и Черноморских проливов.

И.В.Сталин и Г. К. Орджоникидзе среди моряков крейсера «Червона Украина» на переходе из Севастополя в Сочи. Июнь 1929 г.


До перехода с Балтики «Профин-терна» и вступления в строй «Красного Кавказа» напарником «Червоны Украины» был древний «Коминтерн» (на переднем плане)


«Червона Украина», конец 1920-х гг.


На палубе «Червоной Украины» во время заграничного похода, июнь 1930 г.


«Червона Украина» в Мессине, октябрь 1930 г. По правому борту стоят эсминцы «Шаумян» и «Незаможник»


10-13 октября 1931 г. крейсер участвовал в осенних маневрах МСЧМ.

С 26 августа по 6 сентября 1932 г. с крейсером «Профинтерн», тремя эсминцами и тремя канонерскими лодками совершил поход в Азовское море.

С ноября 1933 г. по сентябрь 1936 г. крейсером командовал Н.Г.Кузнецов - в дальнейшем народный комиссар ВМФ, Адмирал Флота Советского Союза.

24 октября 1933 г. «Червона Украина» с крейсером «Профинтерн» вышли из Севастополя, сопровождая турецкий пароход «Измир», на котором в Стамбул отправилась советская правительственная делегация во главе с наркомом К.Е. Ворошиловым на празднование 10-летия Турецкой республики. По пути корабли попали в сильный шторм. Утром 26 октября они прибыли в Стамбул, а спустя 6 часов крейсера вышли обратно и 27 октября прибыли в Севастополь. 9 ноября оба крейсера под общим командованием начальника Штаба МСЧМ К.И.Душенова вновь направились в Стамбул и 11 ноября вступили в охранение парохода «Измир» с возвращающейся делегацией. 12 ноября отряд прибыл в Одессу. Как лучшему крейсеру РККФ «Червоной Украине» были вручены переходящее Красное Знамя и грамота ЦК ВЛКСМ. В 1933 г. командир крейсера Н.Г.Кузнецов был награжден грамотой ЦИК СССР и именными золотыми часами.


После того, как на Черном море в 1930 г. была сформирована дивизия крейсеров, «Червона Украина» получила отличительные марки на дымовых трубах


«Червона Украина», начало 1930-х гг.


«Червона Украина», 1935 г. Над крейсером пролетает летающая лодка Дорнье «Валь»


«Червона Украина», 1937-1938 гг.


В 1934 г. при выходе из Севастопольской бухты на осенние маневры, намотал на винты сети бонового заграждения, не смог участвовать в учебном бою и не получил первого места по Морским силам, которое должен был получить по итогам учебного года.

В 1934-1935 гг. «Червона Украина» прошла модернизацию на «Севморзаводе».

Летом 1935 г. крейсер под флагом комбрига Ю.Ф. Ралля, ходил из Севастополя в Стамбул, доставив на родину тело умершего посла Турции в СССР Васыфа Чинара. На обратном пути крейсер прошел Босфор ночью, что крупные корабли обычно не делали.

В июле 1935 г. крейсер доставил из Сочи в Ялту наркома тяжелой промышленности Г.К.Орджониидзе с женой и сопровождающим его наркомом здравоохранения РСФСР Г.Н.Каминским. За этот поход командир корабля Н.Г.Кузнецов был премирован легковым автомобилем ГАЗ-А. В том же 1935 г. крейсер «Червона Украина» занял первое место по всем видам боевой подготовки, командир был награжден орденом Красной Звезды.

В марте 1937 г. «Червона Украина» и «Красный Кавказ» совершили круговой поход вдоль берегов Черного моря. 5 марта корабли разошлись контркурсами с турецким линейным крейсером «Явуз» (б. «Гебен»), шедшим в сопровождении трех миноносцев.

22 июня 1939 г. «Червона Украина» была включена в состав формируемой эскадры Черноморского флота. С 26 августа 1939 г. по 1 мая 1941 г. крейсер прошел капитальный ремонт на «Севморзаводе».

С 13 по 17 мая 1941 г. «Червона Украина» под флагом заместителя наркома ВМФ вице-адмирала Г.И.Левченко совершила плавание по маршруту Севастополь - Поти - Новороссийск - Керчь - Феодосия -Севастополь. С 14 по 18 июня она участвовала в маневрах флота - последних перед войной.

Начало Великой Отечественной войны «Червона Украина» (командир капитан 1 ранга Н.Е.Басистый) встретил в главной базе флота - Севастополе. Корабль за полтора месяца до войны вышедший из ремонта, только приступил к выполнению стрельб, поэтому числился во 2-й линии.


«Червона Украина» в Севастополе, 1939 г. Снимок с крейсера «Красный Кавказ»


В первый же день войны флот приступил к постановке оборонительных минных заграждений около своих баз. 22 июня на корабль с подошедшей баржи были погружены 90 мин заграждения. 23 июня в 13.33 «Червона Украина» под флагом командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С.Г.Горшкова совместно с крейсером «Красный Кавказ» вышла из Главной базы. В 16.20 корабли подошли к району постановки минного заграждения, а в 19.15 вернулись в Севастополь.

24 июня, приняв мины, с крейсером «Красный Кавказ» «Червона Украина» в 8.40 вышла в море под флагом комбрига. Завершив постановку заграждения, крейсера в 11.38 направились в базу. Находясь на Инкерманском створе, обнаружили шедший навстречу крейсерам из базы буксир с плавкраном. В 12.52 на расстоянии 40 м от форштевня взорвался и затонул плавкран, взрывом был поврежден буксир СП-2. Крейсера застопорили ход и отработали полный назад. В 13.06 получив семафор командира ОВРа: «Следовать базу держась нордовой кромки Ин-керманского створа», корабли вошли на рейд.

Командующий флотом Ф.С.Октябрьский впоследствии писал: «Зачем нужно было с первых дней войны ставить минные заграждения? Против кого их ставили? Ведь противник-то сухопутный, он на море имеет главным образом авиацию да торпедные катера, которым мины - не помеха. И вот, несмотря на то, что мины будут больше мешать нам, чем противнику, заставили нас ставить мины, на которых больше погибло своих кораблей, чем противника. У нас одних эсминцев погибло на своих минах три».

Военный совет флота решил передислоцировать бригаду крейсеров. В ночь на 5 июля «Червона Украина» совместно с крейсером «Красный Кавказ» и тремя эсминцами перешла из Севастополя в Новороссийск - новое место базирования.

Авиаразведка обнаружила сосредоточение транспортов противника в районе Констанца - Сулина. Для противодействия возможному десанту, 13 августа были сформированы три отряда кораблей. «Червона Украина» с тремя эсминцами были включены в состав 3-го отряда.

5 августа началась оборона Одессы, корабли Черноморского флота оказывали поддержку войскам, доставляя пополнение, боезапас и ежедневно обстреливая позиции противника. Первоначально эти задачи выполняли эсминцы типа «Новик» и канонерские лодки.

«Червона Украина» у Одессы, 1941 г.


20 августа 1941 г. противник перешел в наступление под Одессой, части Красной Армии были вынуждены отойти на новые рубежи. После этого к Одессе были направлены новые эсминцы и старые крейсера.

27 августа «Червона Украина» вышла из Новороссийска и утром 28 августа прибыла в Севастополь. Приняв на борт 6-й отряд моряков-добровольцев в составе 720 человек, в тот же день в 20.45 корабль вышел в Одессу. Крейсер шел под флагом заместителя наркома ВМФ вице-адмирала Г.И.Левченко, на нем находились также член Военного совета флота контрадмирал Н.М.Кулаков и комбриг С.Г.Горшков. 29 августа в 7.10 крейсер прибыл в Одессу. Высадив добровольцев и направив на берег корректировочный пост, корабль вышел на рейд. «Червону Украину» сопровождали два малых охотника, обеспечивавшие его противолодочную оборону, а также имевшие задачу прикрывать крейсер дымзавесами от батарей противника. С дистанции 70 кбт крейсер открыл огонь восьмиорудийны-ми залпами по позициям противника в районе дер. Ильинка. 6-дюймовая батарея пыталась накрыть крейсер, но он, закончив стрельбу, вышел из-под обстрела. В этот же день крейсер обстрелял район с. Свердлово, ведя огонь на 12-узловом ходу, попеременно обоими бортами. Две батареи противника, пытавшиеся стрелять по «Червоной Украине» были подавлены артиллерией лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». 30 августа корабль выполнил четыре стрельбы, и дважды был обстрелян батареей противника. 29 и 30 августа стрельбы велись без каких-либо помех со стороны противника, поэтому крейсер имел возможность стоя с застопоренными машинами в продолжении нескольких часов вести в спокойных условиях огонь по противнику. 31 августа артиллерия корабля пять раз открывала огонь, поддерживая части восточного сектора обороны. Во время ведения стрельбы около корабля стали ложиться снаряды, вследствие чего крейсер был вынужден отойти из зоны обстрела. Батарея противника вела огонь из района дер.Новая Дофиновка.

В этот день в 16.20 крейсер, стоявший с застопоренными машинами был атакован группой самолетов противника. Крейсер прекратил огонь по берегу и дал ход, одновременно разворачиваясь влево. Зенитчики поставили завесу перед самолетами, которые сбросили бомбы, упавшие с недолетом в 2 кбт по корме.

1 сентября крейсер в 10.00 вышел на позицию на 20-узловом ходу обстрелял дер. Визирка и Свердловка. При этом сам подвергся обстрелу, но не менял курс, чтобы не сбивать наводку своих орудий. Затем с дистанции 62 кбт открыл огонь по батарее, обстреливавшей корабли, спустя восемь минут она замолчала. В 11.56 крейсер атаковали семь бомбардировщиков Ju-88, атака была отражена без потерь. В 13.45 батарея противника из Новой Дофиновки начала обстрел гавани, в которой разгружались транспорты. Крейсер совместно с эсминцем «Сообразительный» открыл по ней огонь, и в 13.56 батарея была уничтожена, на ее позиции наблюдался сильный взрыв. За время операции под Одессой крейсер израсходовал 842 130-мм, 236 100-мм и 452 45мм снарядов.


«Червона Украина» ведет огонь главным калибром по береговым целям


2-3 сентября крейсер перешел из Одессы в главную базу, а 4-5 сентября - в Новороссийск. 17 сентября в 13.20 «Червона Украина» вышла из Новороссийска, охраняя транспорты «Армения» и «Украина», направлявшиеся с войсками в Одессу. 18 сентября в 11.08 крейсер передал транспорты двум эсминцам, а сам вошел в главную базу. На корабле приступили к монтажу размагничивающего устройства, поэтому он не принимал участия в высадке десанта у Григорьевки.

29 сентября Ставка ВГК приняла решение эвакуировать OOP и за счет его войск усилить оборону Крыма. 2 октября в 16.00 крейсер вышел из Севастополя к Тендре для эвакуации частей Тендровского боевого участка. Приняв на борт 2-й батальон 2-го полка морской пехоты, корабль в 12.53 3 сентября доставил его в Севастополь. 6 октября крейсер вновь вышел к Тендре. Однако части Тендровского боевого участка не были оповещены о выходе корабля и он вернулся 7 октября в главную базу.

13 октября в 16.30 «Червона Украина» под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Л.А.Владимирского с крейсером «Красный Кавказ» вышла из
Севастополя в Одессу для участия в завершающей операции по эвакуации OOP. Утром 14 октября корабли прибыли в Одессу и стали на якорь. Л.А.Владимирский не разрешил крейсерам входить в гавань, так как при налетах авиации они лишались возможности маневрировать. 15 октября на крейсере был развернут КП командующего OOP контр-адмирала Г.В.Жукова. Ночью 16 октября в порт начали прибывать арьергардные батальоны и грузиться на корабли и транспорты. Около 7.00 оперативная группа во главе с командующим Приморской армией генерал-майором И.Е.Петровым, руководившая отходом войск перешла на крейсер. В 5.28 приняв 1164 бойцов и командиров из состава 25-й Чапаевской и 2-й кавалерийской дивизий, крейсер снялся с якоря и совместно с другими кораблями вступил в охранение транспортов. Затем, увеличив скорость, он оторвался от каравана и днем прибыл в Севастополь.

В ночь с 30 на 31 октября крейсер участвовал в эвакуации Тендровского боевого участка. Приняв батальон морской пехоты (700 человек), он доставил его в Севастополь.

30 октября немецкие войска вышли на дальние подступы к Севастополю, началась героическая оборона города. 1 ноября «Червона Украина» была включена в отряд корабельной поддержки севастопольского гарнизона, командир отряда -начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В.А.Андреев. Корабль стоял у пристани Совторгфлота (расположенной рядом с Графской) на якоре и швартовах, заведенных на две бочки и кнехты.

5 ноября капитан 1 ранга Н.Е.Басистый был назначен командиром Отряда легких сил ЧФ. Новый командир крейсера капитан 2 ранга Н.А.Заруба задерживался, Н.Е.Басистый сдал дела старпому В.А.Пархоменко и 7 ноября убыл в Поти.

7 ноября в Севастополе получена директива Верховного главнокомандующего №1882, подписанная Верховным главнокомандующим Сталиным, начальником Генерального штаба Красной Армии маршалом Шапошниковым и народным комиссаром ВМФ адмиралом Кузнецовым. В директиве было указано: «главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами; Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами; все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе, из этого состава сформировать маневренный отряд...»

8 ноября крейсер «Червона Украина» первым из кораблей ЧФ открыл огонь по наступающим на Севастополь немецким войскам в районе хутора Мекензия. В этот день крейсер выпустил 230 снарядов. 9 и 10 ноября артиллерия корабля обстреливала скопления войск противника на юго-восточных подступах к Севастополю, израсходовав 48 и 100 снарядов соответственно.

«Червона Украина» ведет огонь главным калибром по береговым целям


На кормовом мостике «Червоны Украины»


11 ноября немецкие войска начали первый штурм Севастополя. В этот день крейсер стрелял по району Кадыковка -Варнутка, израсходовав 682 130-мм снаряда. В результате были приведены к молчанию три батареи, разбиты 18 автомашин и бронетранспортеров, 4 танка. Износ стволов 130-мм орудий достиг предела.

12 ноября, получив заявку от корпоста, крейсер в 9.00 открыл огонь по скоплению немецких войск под Балаклавой, сделав 8 трехорудийных залпов. Неся большие потери от огня корабельной артиллерии, немецкое командование бросило против кораблей авиацию. В 11.45 над Севастополем появился воздушный разведчик, на корабле сыграли «боевую тревогу». Спустя несколько минут бомбардировщики противника совершили массированный налет на главную базу. Самолеты наносили главный удар по кораблям стоявшим в бухте.

«Червону Украину» в период с 12.00 до 12.15 атаковали три группы самолетов (всего 23 машины). Первая из девяти бомбардировщиков была отражена зенитными орудиями корабля, один самолет был подбит. За ней последовала вторая, которой удалось прицельно сбросить бомбы на крейсер, а завершили удар пикировщики.

В 12.08 фугасная бомба весом 100 кг взорвалась на расстоянии 5-7 м от правого борта на траверзе 92-100 шп. Через несколько секунд вторая такая же бомба взорвалась в районе 4-го торпедного аппарата на шкафуте левого борта. Взрывом торпедный аппарат сорвало с фундамента и сбросило за борт. На палубе возник пожар.

Через три минуты бомба замедленного действия весом 500 кг взорвалась на грунте в непосредственной близости от правого борта корабля в районе 9-12 шп. Взрывом перебило якорь-цепь правого якоря и перлинь, заведенный на бочку. Крейсер носом прижало к пристани. Лопнул кормовой швартовный конец с левого борта. В 12.12 такая же бомба взорвалась под днищем корабля с левого борта, в районе 48-54 шп. От взрывов корпус корабля завибрировал. Крейсер начал крениться на левый борт, возник дифферент на нос. В помещениях на короткое время погас свет, но было включено аварийное освещение.

С боевых постов на ГКП и командиру БЧ-5 поступали доклады о происходившем в помещениях корабля и принимаемых мерах. Так как связь с отдельными боевыми постами и командными пунктами была прервана, использовались и посыльные. Борьба за живучесть на боевых постах развертывалась по инициативе самих командиров постов.

В результате взрыва бомбы в воде в районе 9-12 шп., были затоплены помещения от 0 до 15 шп. Нижняя палуба деформирована и местами разорвана. Обшивка правого борта на длине от 0 до 25 шп. и по высоте от ватерлинии до палубы полубака пробита многочисленными осколками. На 49 шп. от борта до борта разошелся шов настила верхней палубы, появилась щель шириной около 150 мм; на 48 шп. на настиле нижней палубы возникла трещина; обшивка бортов лопнула и клинообразная трещина ушла под броневой пояс; дифферент был особенно выражен от 49 шп. в сторону форштевня и составлял 1 м. Верхняя палуба до 10 шп. ушла под воду.

На верхней палубе, в районе 4-го торпедного аппарата от взрыва авиабомбы образовалась пробоина площадью 4 м2. В районе мастерской осколками повреждены запасные масляные цистерны, три бочки с дымсмесью и бензином. Горели разлившийся бензин, краска надстроек, дерево разбитой палубы и шланги для приема топлива. В районе лазаретного отсека (92-100 шп) в 23-х местах осколками бомбы пробило борт выше броневого пояса. В лазарете горели матрацы и белье. Стена огня поперек палубы поднялась до мостика.

Заклинило 130-мм орудия № 2, 3, 4; 6, 11, 12, вышли из строя все три 100-мм зенитные установки и четыре 45-мм пушки, 14 моряков погибли, 90 получили ранения.

Борьба с пожаром на шкафуте велась силами двух аварийных партий. В борьбе с пожаром участвовал буксир «Комсомолец». Мелкие очаги пожаров были ликвидированы через 6 минут. Бочки с дымсмесью и бензином, горевшую боевую часть торпеды сбросили за борт. К счастью, торпеды не сдетонировали (Непонятно против кого мог применить крейсер свои 12 торпед, если корабли противника не покидали свои базы. Но сдать их на склад, как и комплект глубинных бомб не могли).

С ГКП поступило приказание быстрее тушить пожар на шкафуте, торпедный погреб затопить. Командир приказал также затопить артиллерийские погреба главного калибра. Затопление их происходило медленно, так как давление в пожарной магистрали было низкое. Командир БЧ-5 просил разрешение у командира корабля не затапливать артиллерийские погреба, расположенные на левом борту, особенно восьмой погреб, состояние которого было

проверено командиром отделения трюмных. Пожар не угрожал погребам, расположенным в носовой части корабля. Но командир подтвердил свое приказание. Это привело к потере части запаса плавучести и утрате всего боеприпаса главного калибра.

Во 2-е, 3-е, 4-е и 5-е котельные отделения через настил второго дна после взрыва хлынул мазут с водой. Запущенный трюмно-пожарный насос с осушением не справлялся, а гидротурбина оказалась поврежденной. Когда уровень воды достиг топки действующего котла №4 его пришлось вывести из действия. Командир БЧ-5 приказал экстренно разжечь котел №11.

Во 2-е машинное отделение через вентиляционную шахту полилось смазочное масло, вышло из строя аккумуляторное освещение. 3-е машинное отделение заполнилось дымом, поэтому личный состав надел противогазы. В 4-е машинное отделение в районе циркуляционного насоса поступала вода, место поступления из-за большого задымления не удалось установить. На осушение был запущен трюмно-пожарный насос и периодически запускалась гидротурбина.

Из-за нарушения изоляции в носовых четвертях и левой кормовой четверти электросхемы турбогенераторы №1 и №2 пришлось остановить. Турбогенераторы №3 и №4 были подключены на магистраль правого борта для обеспечения кормовых отсеков.

Для спрямления крена были затоплены пять креновых отсеков правого борта. Но это не дало желаемых результатов. Корабль имел небольшой дифферент на нос и крен на левый борт 3,5-4°. Всего он принял около 3300 т воды.


Кадры фотосъемки гавани Севастополя 12 ноября 1941 г., сделанные германским самолетом-разведчиком до (вверху) и после (внизу) налета. На верхнем снимке стрелкой указан крейсер «Червона Украина»


Энергетическая установка находилась в следующем состоянии. Котлы с 5-го по 10-й оказались в затопленных отсеках, четыре носовых котла - отрезаны от общей системы из-за излома корпуса на 49 шп. с вероятным повреждением отдельных трубопроводов. 4-й котел был вскоре выведен, а в 13.05 2-е котельное отделение было затоплено по действующую ватерлинию. Из-за падения давления свежего пара во вспомогательной магистрали к 12.40 остановили турбогенераторы №3 и №4 и все действующие вспомогательные механизмы. Для дальнейшей борьбы за живучесть корабля оставались исправными четыре котла, расположенные в сторону кормы от 69 шп., и два котла в носовой части. В 12.50 котел №1 введен в действие, к работе подготовлен главный конденсатор №3. При подключении котла №11 на вспомогательную магистраль, несмотря на его форсировку, давление пара в магистрали падало. Тогда был отключен участок магистрали правого борта идущий от 6-го котельного отделения в нос. Давление пара в магистрали поднялось, были пущены турбогенераторы №3 и №4.

При подключении трюмно-пожарных насосов на пожарную магистраль оказалось, что давление в ней более 3 кг/см2 не поднимается. Это свидетельствовало о ее повреждении в носовой части. Отключение поврежденного участка до 6-го котельного отделения позволило к 13.30 поднять давление до 15 кг/см2. Теперь имелась возможность снова использовать стационарные средства для осушения отсеков. Гидротурбину и трюмно-пожарный насос пустили на осушение 4-го машинного отделения, вода пошла на убыль.

Около 14.30 к кораблю подошли водолазный бот и спасательное судно «Меркурий». Водолазы осмотрели подводную часть крейсера, а спасатель участвовал в осушении отсеков (производительность его водоотливных насосов 1200 т/ч).

После осмотра правого борта водолазы доложили, что крейсер носовой частью до 20 шп. лежит на грунте. В днище пробоина от 5 до 9 шп. с рваными кромками, переходящая на левый борт, площадью около 10 м2. С 9 по 40 шп. имеются осколочные пробоины разных размеров. Форштевень перебит. Левой скулой корабль опирается о причал.

Трещина в обшивке правого борта на 49 шп. шириной около 150 мм идет от броневого пояса вниз. Около киля эта трещина переходит в пробоину с рваными краями, которая распространяется на левый борт. Килевой стрингер перебит. По существу корабль разломился надвое по 49 шп. Размеры пробоины около киля - до 8 м2, кромки ее загнуты наружу. Командир БЧ-5 приказал завести на нее пластырь, который следовало смонтировать из трех штатных мягких пластырей. Неповрежденным оказался только один из них размером 5x5 м. Но и этот пластырь установить не удалось, так как подкильные концы, заводимые с кормы далее 55 шп. не шли, им мешали рваные кромки пробоины.

Водолазам было приказано осмотреть левый борт, но начавшийся налет немецкой авиации вынудил их прекратить работу. Спасатель «Меркурий» ушел для оказания помощи поврежденному взрывом бомбы эсминцу «Беспощадный».

Так как затоплением креновых отсеков выровнять крен не удалось, командир БЧ-5 принял решение ровнять крен спуском воды из шестого торпедного погреба в 6-е котельное и из восьмого артиллерийского в 4-е машинное, засоленную котельную воду из бортовых отсеков 7-го котельного отделения левого борта спустить в трюм, а всю воду из трюмов удалить за борт гидротурбинами. Но положение корабля не изменилось. Крейсер сохранял крен 4° на левый борт.

Около 16 часов командир корабля, считая состояние корабля катастрофическим и стремясь избежать потерь в личном составе при возможных повторных налетах авиации, доложил об этом командующему флотом и получил разрешение: команду с личными вещами отвести в укрытие, а на корабле оставить зенитный дивизион и аварийные партии. В артотдел тыла из Штаба флота поступило приказание о снятии с корабля вооружения и выгрузке боеприпаса.

Командир БЧ-5 считая, что в борьбе за живучесть корабля исчерпаны не все возможности, обратился к командиру корабля с просьбой оставить на корабле всех офицеров БЧ-5, трюмную группу, часть электриков, машинистов и котельных машинистов. Командир разрешил оставить около 50% из состава БЧ-5. Таким решением была нарушена всякая организация борьбы за непотопляемость. Многие люки и двери, задраиваемые по тревоге с уходом команды остались открытыми, пришлось их заново задраивать. На боевых постах был оставлен уменьшенный расчет вахты. Команда готовилась к сходу на берег, командир и комиссар отправились осматривать место будущего расквартирования.

В 16.30 на корабль для проверки его состояния и решения вопроса о дальнейших действиях по оказанию помощи личному составу в борьбе за живучесть прибыли флагманский инженер-механик флота и начальник ЭПРОНа. К этому времени верхняя палуба до 18 шп. была уже в воде. Крен на левый борт составлял 4,5°. Корабль принял около 3500 т воды.

Было решено борьбу за непотопляемость крейсера продолжать до последней возможности, для чего на корабль возвратить весь личный состав БЧ-5 и расставить по боевым постам согласно расписанию; усилить борьбу с распространением воды, используя все имеемые средства корабля. Спасательному отряду выделить из имеемого наличия две переносные мотопомпы производительностью 60 и 300 т/ч. К утру 13 ноября подготовить Северный док к приему корабля. Для придания плавучести носовой части завести четыре 225-тонных понтона. Водолазам продолжать обследование подводной части крейсера и его положение на грунте. В крайнем случае, при потере кораблем запаса плавучести, посадить его у причала на грунт. На самом деле крейсер опирался не на ровную площадку, а скулой на причал и небольшой уступ на покатом склоне грунта.

О состоянии крейсера и решении, принятом по борьбе за его непотопляемость, флагманский инженер-механик доложил командующему флотом и просил приказания возвратить команду на корабль. Принятое решение было одобрено, и на корабль вернулись командир, военком и большинство личного состава БЧ-5.

Аварийным партиям удалось на некоторое время прекратить поступление воды в шпилевой кубрик и ленинскую каюту. Попытка перекрыть доступ воды из 2-го котельного отделения в первое не увенчалась успехом, так как дверь между ними оказалась деформированной. Борьба с водой в носовой части осложнялась отсутствием энергии и автономных средств осушения, не хватало шлангов.

Главное внимание в борьбе с распространяющейся водой теперь было сосредоточено в районе 65-69 шп. и помещениях, расположенных в сторону кормы от него. Пущена переносная гидротурбина на осушение компрессорного отделения. Периодически трюмно-пожарным насосом осушалось 4-е машинное, а переносной гидротурбиной - 6-е котельное отделение.

Из-за новых налетов авиации противника (16.09-17.50) и взрывов глубинных бомб при расчистке фарватера от донных мин работа водолазами велась с перерывами, а с наступлением темноты была прекращена.

К 17.00 в действующем котле №11 соленость достигла 900°Б. Несмотря на работу двух испарителей, расход котельной воды был большой, место утечки установить не удалось. Вместо котла №11 в 17.30 был подключен котел №13 и начали разжигать котел №14. В дальнейшем эти котлы работали попеременно, питаясь соленой водой.

К 18.00 крен увеличился до 5°, носовая часть погрузилась еще на один метр. Броневой пояс левого борта ушел в воду. В средней части вода подходила к иллюминаторам. Вода в носовых рубриках прибывала. Наблюдение за внешним состоянием корабля усложнилось наступившей темнотой. Для борьбы с поступающей водой важно было иметь механизмы в действии Поэтому сосредоточили усилия на сохранении в действии котлов и н асосов.

В 19.30 для демонтажа артиллерии прибыли рабочие, и вскоре подошли кран и баржа, для разгрузки боеприпаса возвратилась и часть личного состава БЧ-2. Была подана электроэнергия к элеватору погреба №8.

В 21 час поступили новы", доклады: затопило 1-е котельное отделение, а также кубрики - шпилевой и машинистов. Прибывает вода в помещениях минного компрессора, 3-й группы элеваторов, 6-го котельного отделения, в кубрике электриков. Левая кромка верхней палубы на 49 шп. приближается к воде. Крен достиг 6°, принято воды около 4000 т.

Положение корабля ухудшалось, корабельные возможности для борьбы с водой уменьшались, и в аварийно-спасательную группу ЭПРОНа была направлена просьба о помощи. К 24.00 пришел спасатель «Меркурий», и с него для осушения помещений на 65-69 шп. вооружили два шланга. Это была разгранзона в борьбе за локализацию распространения воды. Кормовые отсеки осушали корабельными средствами.

Продолжали затапливаться помещения носового отсека. Вода появилась в коммунальной палубе с левого борта, затапливалось помещение носовых турбогенераторов. Крен на левый борг достиг 6,5°. Небольшие изменения в положении крейсера, которые произошли за 12 часов борьбы за непотопляемость, говорили о том, что он прочно лежит частью корпуса на грунте, упираясь скулой о причал. Это позволяло надеяться, что, несмотря на поступление воды, корабль удастся удержать от затопления имеемыми средствами, а за это время подготовить док. На корабле действовали поочередно котлы в 6-м и 7-м котельных отделениях и турбогенератор, обеспечивавшие работу вспомогательных механизмов.

Однако состояние корабля начало резко изменяться. К часу ночи 13 ноября крен достиг 8°, осадка корабля увеличивалась. Вода распространялась по помещениям. Спасатель не успевал ее откачивать. В 4-м машинном отделении из-за крена у трюмно-пожарного насоса оголился приемник. Начало затапливаться 6-е котельное отделение, которое к 2.00 затопило по действующую ватерлинию. Левый борт коммунальной палубы был в воде. К 3.00 крен достиг 11°. Вода на верхней палубе подходила к пробоине в районе четвертого торпедного аппарата, а затем хлынула в судовую мастерскую и во 2-е машинное отделение. К 3.30 крен увеличился до 15°.

Командир БЧ-5 доложил командиру корабля о возможном быстром нарастании крена и полной потери плавучести. Капитан 2 ранга И.А.Заруба отдал приказ: «Всему личному составу корабль покинуть». Изменения обстановки на корабле происходили в еще более нарастающем темпе. Крен на левый борт увеличился до 25°-30°. В 4.00 дежурный по БЧ-5 доложил, что большинство механизмов остановлено. Команда организованно сходила на плавучий кран, баржу и барказ. Крен достиг 40°. На спасателе «Меркурий» изза невозможности убрать шланги пришлось их обрубить.

Корабль, потеряв остойчивость и плавучесть, между 4.10 и 4.20 скользнул по откосу грунта и погрузился в воду с креном 50-55° на левый борт на глубине 13-16 м. Над водой остались только мачты выше прожекторного мостика, правая кромка шкафута и часть средней дымовой трубы. В 4-м машинном отделении, не успев покинуть боевой пост, погибли командир отделения и четыре машиниста.

На гибель «Червоны Украины» повлиял ряд обстоятельств. Корабль несколько дней занимал одну и ту же огневую позицию. Крейсер «Красный Крым» прибыл в Севастополь 9 ноября. Подвергшись атакам авиации, он в тот же день сменил позицию. 10 ноября выполнив две стрельбы по батареям противника, корабль перешел из Северной в Южную бухту к холодильнику. Находясь в глубине Южной бухты «Красный Крым» был защищен от авиации противника не только зенитной артиллерией, но и высокими крутыми берегами бухты. «Червона Украина» все время пребывания в главной базе оставалась на одном месте - совершенно открытом со стороны Северной бухты.

Смена командиров происходила в разгар боев чрезвычайно поспешно. Н.Е.Басистый принимал корабль в период его ремонта и мог досконально изучить его устройство. Новый же командир не успел полностью ознакомиться с устройством крейсера и не был готов возглавить борьбу за живучесть корабля, к тому же пренебрег мнением командира БЧ-5.

Уже через четыре часа после получения повреждения, когда корабль сохранял около половины запаса плавучести и имел крен всего 4°, нарушив требования Корабельного устава и традиции русского флота, Н.А.Заруба в разгар борьбы экипажа за живучесть, покинул корабль и вместе с комиссаром отправился осматривать казармы, в которых предполагалось разместить экипаж. Уход большей части команды с боевых постов, а затем возвращение его создало паузу в борьбе за живучесть корабля и несомненно оказало моральное воздействие на моряков.

Ни командир, ни штурман не знали истинного профиля дна в месте стоянки крейсера, надеясь, что в данном месте ровный грунт и глубина 7-8 м и в худшем случае корабль сядет на грунт.

Тем не менее, борьба за корабль продолжалась еще 11 часов.

Вина за гибель крейсера лежит и на командовании флота. Оно не обеспечило надежной противовоздушной обороны главной базы флота, немецкие бомбардировщики безнаказанно действовали над бухтой, кроме крейсера в этот день тяжелые повреждения получили эсминцы «Беспощадный» и «Совершенный». Не был отдан приказ о смене огневой позиции. Командующий флотом, не прибыв лично на поврежденный корабль и не выслушав доклад флагмеха, дал команду покинуть крейсер.

19 ноября 1941 г. приказом №00436 крейсер «Червона Украина» был исключен из состава ВМФ.

Командующий флотом приказал к 20 ноября 1941 г. снять с корабля вооружение для комплектования береговой артиллерии. Эта задача была возложена на ЭП-РОН. Для снятия орудий и выгрузки боеприпасов были организованы команды из личного состава БЧ-5 корабля и водолазов. Палубную артиллерию удалось снять за 10 дней. Выгрузка боеприпасов осложнялась креном корабля. Водолазу приходилось нести снаряд на руках до верхней палубы, затем он передавал его другому водолазу, который укладывал снаряд в специальный мешок, и его поднимали на поверхность.

К 25 ноября с корабля было снято девять 130-мм орудий, спаренная 100-мм установка, орудия малого калибра, торпедный аппарат и 4000 снарядов, продовольствие и обмундирование. После 10 декабря работы на крейсере были прекращены.

Орудиями и личным составом крейсера к 27 декабря 1941 г. были укомплектованы четыре двухорудийные батареи береговой обороны № 113, 114, 115 и 116 (позже они получили номера 702, 703, 704 и 705) принимавшие участие в обороне Севастополя.

130-мм орудие крейсера «Червона Украина», установленное у села Дергачи


В феврале 1942 г. была вновь сформирована команда крейсера из 50 человек под командованием капитана 2 ранга И.А.Зарубы. Был разработан проект подъема крейсера. Решено было поднять корабль продувкой неповрежденных отсеков воздухом. Для этого отсеки нужно было загерметизировать, над их входными люками установить шахты. Работы были начаты в конце марта. Однако поднять крейсер не удалось. Причиной явилось отсутствие в Севастополе необходимых средств для подъема. Да и вряд ли удалось бы восстановить крейсер под непрерывными бомбежками и обстрелами. Аварийно-спасательной группе и командам крейсеров «Червона Украина» и «Красный Кавказ» до 15 мая 1942 г. удалось снять еще три орудия, снаряды и гребной винт. Две 100-мм установки были переправлены в Поти и смонтированы на крейсере «Красный Кавказ».

К выполнению задачи по подъему крейсера возвратились вновь после освобождения Севастополя. На основании водолазного обследования был составлен план, которым предусматривалось выполнить подъем в три этапа: поворот корабля на грунте в прямое положение, подъем, откачка воды и ввод в док. В проекте подъема корабль рассматривался состоящим из двух частей с разрезом на 49-50 шп., но поднимаемый как единое целое. К подъемным работам приступили лишь 16 января 1946 г., они носили затяжной характер и выполнялись с перерывами. К 29 апреля корабль был спрямлен (остаточный крен на левый борт - 4°), а 3 ноября 1947 г. поднят и поставлен в Северной бухте на плиту между Северной пристанью и бухтой Нахимова.

Затонувшая «Червона Украина


[center][center]Первый этап подъема крейсера -постановка на ровный киль




Второй этап подъема крейсера «Червона Украина»





Третий этап подъема «Червоны Украины» - заводка корабля в док


8 февраля 1948 г. корабль был поднят вторично и введен в док для заделки пробоин. Восстанавливать его как боевой не было необходимости. 11 апреля 1949 г. бывший крейсер под новым названием СТЖ-4 был передан учебному отряду ЧФ для использования в качестве учебно-тренировочной станции по борьбе за живучесть. 30 октября 1950 г. он был переформирован в корабль-цель ЦЛ-53, а 10 мая 1952 г., после посадки на грунт в районе косы Бакая для использования в качестве мишени для выполнения боевых упражнений авиацией флота, исключен из списков ВМФ.

В Севастополе на береговой опоре Графской пристани установлена мемориальная доска красного гранита, на которой написано: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 г. погиб крейсер «Червона Украина». И высечен силуэт корабля.

Командиры: к 1 р Лебединский (7.12.1915 - ?), Н.Н.Несвицкий (4.19268.1930), П.А.Евдокимов (8.1930 - ?), А.Ф.Леер (? - 11.1933), Н.Г.Кузнецов (11.1933 - 5.9.1936), к 2 р А.И.Заяц (5.9.1936 - ?), к 1 р Н.Е.Басистый (29.10.1939 - 5.11.1941), к 2 р И.А.Зару-ба (5-13.11.1941)


История службы. «Адмирал Нахимов» - «Червона Украина»
«Червона Украина» в доке. Вид на повреждения корпуса
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 октября 2013 09:19
    Название явно неудачное(невезучее).И в новейшее время "Червона украина" не смогла дослужить под таким именем. Переименовали.Судьба имени?
    1. 0
      8 октября 2013 17:25
      Да что там название..."Светланы" в 30-е хламом были по меркам флотов, где крейсера действительно были.Япония, Англия, Штаты, Италия...даже Испания."К.К.", скорее испытательный полигон для 180-к.И не "вашингтон". и не легкий крейсер.На тяжелые кол-вом стволов ну никак не тянет.
      1. КАРБОН
        0
        10 октября 2013 19:45
        С Вашей оценкой не согласен. "Светлан"(закладка1913)-8200т, 50000 л.с., 29 узлов,15-130мм(8 в залпе)-нужно сравнивать с кораблями подобными им, которые участвовали во второй мировой войне.Возьмем Штаты крейсера типа "Омаха"(закладка 1918)-9150т,90000л.с.,34 узла, 10-152мм(8-в залпе), крупнее, быстрее, чуть больше вес залпа, но в целом сопоставимы если учесть что первые создавались для закрытых театров, а вторые для действий в океане).
        Немецкие "Эмден 2"(закладка 1921) 6990т, 45000 л.с., 29 узлов, 8-150мм(5 в залпе).
        Японские "Тацута"(закладка 1917)4720т, 50000 л.с., 33 узла, 4-140мм.Типы "Кума", "Нагара", "Сендай" (1918-1922) 7700-8100т, 90000 л.с., 35-36 узлов, 7-140мм(6 в залпе). На фоне немцев и японцев, заложенных позже они смотрелись не слабее.
        Про британских одногодок(1916-1918) можно тоже сказать. Типы "С","D"и "Е" не превосходили "Светлан" .
  2. +2
    8 октября 2013 09:56
    Большое спасибо автору за освещение истории ВМФ!!!
  3. avt
    +6
    8 октября 2013 10:15
    Цитата: 505506
    Название явно неудачное(невезучее)

    Цитата: 505506
    .Судьба имени?

    Вот только дурковать не надо и списывать конкретные ошибки на название .Засекли немцы крейсер - надо было менять место .Аналогичный случай описывал Головко в дневниках ,там один командир эсминца после разведполета немцев запросил разрешения сменить место ,его за труса посчитали ,но команду дали .Так Головко пишет - немцы налет организовали и сходу по месту стоянки не глядя отдуплились.
    1. 0
      8 октября 2013 11:20
      Тем не менее, уважаемый avt, из серии этих крейсеров погиб только "Червона Украина" ("Адмирал Нахимов"). То, что надо было место менять, так и пассажирский "Адмирал Нахимов" так мог не столкнуться с балкером "Пётр Васев", будь всё правильно, как и несчастный "Титаник" с айсбергом. Моряки суеверны, наверное, не случайно, одними ошибками капитанов или экипажей всего не объяснить. Думается, так лучше бы и наш атомный крейсер, после предполагаемого ремонта-модернизации, назвали первоначальным именем или иным, не "Адмирал Нахимов".
      1. avt
        +4
        8 октября 2013 11:43
        Цитата: Per se.
        Моряки суеверны, наверное, не случайно, одними ошибками капитанов или экипажей всего не объяснить.

        Ага . Это все слышали в разгар расцвета всевозможных экстрасенсов и прочих магнитезеров .Вот только у каждой ошибки ВСЕГДА есть конкретная фамилия и очень этой фамилии и некоторым другим товарищам ,как правили причастных к ошибке и порой преступлению,списать все на злой рок мифического названия . Как то Сталин обсуждал одну аварию и спросил ,,ответственных товарищей" .,,Кто виноват?" Один технарь в наступившей тишине ответил - ,,Виновато наше техническое незнание." Сталин трубкой попыхтел - ,,За незнание мы не наказываем." Вот интересно - что бы сказал или сделал Сталин ежели бы ему кто про ,,мистику названия" в ответ сказал ? laughing Так что Бог дает трудности по силе и дело человека правильно их преодолевать не списывая свои ошибки на мистику .
    2. +1
      9 октября 2013 02:39
      Жутко резкий дядя!Служа на флоте,в эпоху материализма, я встретился с таким количеством суеверий, что был крайне удивлен. Конкретные ошибки мистикой не объясняю, НО...
      почему на чью-то голову(корабль) неприятности сыпятся как из рога изобилия, а у другого все в пределах статистической нормы? Только про повышенное раздолбайство в одном месте, и идеальную дисциплину и порядок в другом, не надо.
  4. +1
    8 октября 2013 10:27
    Можно здесь добавить, что два легких крейсера типа "Светлана" были достроены в качестве танкеров "Азнефть" ("Адмирал Грейг") и "Грознефть" ("Адмирал Спиридонов"). Трудно сказать, насколько это было тогда оправдано, но, думается, что в качестве крейсеров или лёгких авианосцев их достройка была бы более разумной. На фото "Азнефть".
    1. 0
      8 октября 2013 18:45
      А в качестве палубной авиации...к японцам обратиться.
      1. +1
        8 октября 2013 20:59
        Цитата: Yarik
        А в качестве палубной авиации...к японцам обратиться.

        Зря иронизируете. Проекты первых русских авианосцев предлагались еще до революции, сторонниками этого были Григорович и Колчак, предполагалась переделка старого броненосца на Черном море. Были проекты и после революции, в частности, на базе недостроенных линейных крейсеров типа "Измаил". Что до авиации, то у нас были самолёты и без японцев, которые можно было использовать с палубы, для большинства бипланов это было посильно. На схеме проект 1927 года по переделке учебного корабля "Комсомолец".
        1. avt
          0
          8 октября 2013 22:11
          Цитата: Per se.
          Зря иронизируете. Проекты первых русских авианосцев предлагались еще до революции, сторонниками этого были Григорович и Колчак, предполагалась переделка старого броненосца на Черном море.

          Не ,на Балтике перед войной .Летчик Мациевич предлагал и ему под это уже выделяли старый броненосец - типа ,,Адмирал Cпиридов" .Но он разбился в авиакатострофе и проект как всегда заглох ,потом на Черном море только гидроавианосцы были . А чертеж приведенный похож на поздний проект переделки ,,Комсомольца" - учебного судна уже после Гражданской .Кстати орудиями с крейсера вооружили бронепоезд ,,Железняков" ,что то в статье я не заметил упоминания об этом . Или пропустил ?
  5. waisson
    +1
    8 октября 2013 12:59
    статья интересная познавательная
  6. parij777
    0
    8 октября 2013 13:22
    http://rencontres.ru
    Фото красивых девушек 18 Москва
    http://volkswagen7.cwahi.net/volks58
    Красивая онлайн девушка рунетка shannen любит Фантазии иротики и общения
    http://alika.atwebpages.com
    Интим досуг Московская область
    http://lovekiss.cwahi.net
    Красивое голое тело женщин фото Москва
  7. Комментарий был удален.
  8. Pancreas
    +2
    8 октября 2013 17:29
    Спасибо. Хороша подборка фотографий.
  9. -2
    8 октября 2013 17:45
    Большевики - , великое имя адмирала Нахимова испохабили какой-то Украиной, брррр...
  10. +1
    8 октября 2013 20:00
    Нормальная статья, без пафоса. Практически жизнь корабля в укороченом варианте в виде статьи , а не монографии.да. корабль для своего времени уже был анахронизмом с его казематными орудиями. Но мыслили то ещё царские адмиралы и флотоводцы. а большевикам досталось то, что они не продали или не успели порезать. Но суть то в том, что черноморские корабли играли роль своего рода плавучих батарей, по- другому их использовать ввиду отсуствия противников анологичного класса было нереально. В итоге получаем то, что имеем. Стрельбы по берегу, гибель от авиационных бомб и разные казусы ввиду откровенно слабенького Командования.
  11. Kosatka
    +2
    8 октября 2013 21:08
    Спасибо автору. Хорошая статья и просто отличная подборка фото. У каждого судна своя судьба. Но вклад экипажа крейсера Червона Украина при обороне Одессы, Крыма особенно Севастополя огромен. При обороне Севастополя береговые батареи 702. 703. 704. 705. и три зенитных батареи 54, 73,75, были полностью укомплектованы личным составам крейсера. Все до единой бились до последнего снаряда,матроса. Последняя зенитная батарея № 73 немцами была взята (недалеко от полигона морской пехоты ЧФ РФ район "автобата") 6 июля 1942г. Так же моряки крейсера воевали в морской пехоте на рубежах обороны города , и практически все погибли.Вечная память и слава ЧЕРНОМОРЦАМ.
  12. +1
    13 октября 2013 02:46
    Красивый корабль!
    Имхо: 2 самых красивых типа корабля - эсминец и крейсер.
    Автору спасибо за статью и отличные фотографии!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»