Ракетные комплексы семейства «Гермес»

38
Развитие различных средств защиты и вооружения предъявляет новые требования к противотанковым и иным средствам. Наиболее актуальными в этом контексте в настоящее время являются вопросы повышения дальности управляемых ракет, а также реализация принципа «запустил-забыл». Внедрение подобных нововведений позволяет заметно повысить эффективность вооружения, а также сократить риски для его операторов или платформы-носителя. С целью решения подобных задач в течение нескольких последних десятилетий в нашей стране разрабатывается универсальный ракетный комплекс «Гермес».

По разным данным, разработка проекта «Гермес» могла стартовать еще в первой половине девяностых годов. Создание нового комплекса велось тульским КБ Приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. К концу десятилетия были завершены все основные проектные работы, что позволило приступить к созданию нескольких модификаций системы, одна из которых в дальнейшем прошла испытания. Так, в 2003 году КБП и авиационная промышленность успешно провели испытания авиационной версии комплекса «Гермес» («Гермес-А») на ударном вертолете типа Ка-52. Позже были проведены некоторые дополнительные работы, по результатам которых рассматривается возможность принятия новой системы на вооружение.

В основе проекта «Гермес» лежали несколько идей, призванных повысить эффективность готового оружия. Для сокращения вероятности ответного удара противника следовало довести дальность пуска ракеты до максимально возможных значений. С этой же целью предполагалось реализовать принцип «выстрелил-забыл». В качестве дополнительного средства управления предлагалось применить лазерную систему наведения. Также ракету предлагалось оснастить сравнительно тяжелой осколочно-фугасной боевой частью, способной уничтожать различные цели: технику, наземные сооружения, корабли и т.д. Для повышения эффективности системы в реальном бою следовало обеспечить максимальную скорость полета ракеты, предусмотреть возможность залповой стрельбы, а также обеспечить транспортировку максимально возможного боекомплекта.


Ракета комплекса "Гермес" и ее контейнер. Фото Rbase.new-factoria.ru


Изучение предъявленных требований привело к формированию оригинального облика перспективного многоцелевого ракетного комплекса. Предполагалось, что основным элементом системы «Гермес» станет управляемая ракета с требуемыми характеристиками. При этом рассматривалась возможность создания нескольких модификаций ракеты с максимальной степенью унификации и разными характеристиками. Подобные ракеты, как предполагалось, смогут использоваться в составе всех версий комплекса, вне зависимости от типа базовой платформы.

За счет монтажа аппаратуры комплекса на различные типы техники можно было обеспечить решение боевых задач в различных условиях, а также сократить затраты на создание, производство и эксплуатацию систем нескольких моделей. В рекламных материалах по проекту «Гермес» фигурировали три основные версии комплекса. Система «Гермес-С» должна была базироваться на самоходном автомобильном шасси и решать задачи защиты от наземного или надводного противника. Для работы на море предлагался проект «Гермес-К». В таком случае пусковая установка для ракет должна была монтироваться на катерах или кораблях. Вариант для военно-воздушных сил, предназначенный для эксплуатации на самолетах или вертолетах, получил обозначение «Гермес-А». В некоторых источниках эта система также обозначается как «Клевок» или «Клевок-А».

Согласно опубликованным данным, основным элементом самоходного наземного комплекса «Гермес-С» должна была стать боевая машина на автомобильном шассе. На ней предлагалось монтировать два пакета с 12 транспортно-пусковыми контейнерами ракет на каждом, а также радиолокационную станцию управления ракетами. Также в рекламных материалах фигурировала пусковая установка без средств наведения с иной компоновкой блока ракет. Также в состав сухопутного комплекса могла входить дополнительная машина с РЛС поиска и управления на подъемно-мачтовом устройстве.

Ракетные комплексы семейства «Гермес»
Боевая машина комплекса "Гермес-С". Рисунок Rbase.new-factoria.ru


Морской комплекс «Гермес-К» предлагался для оснащения малых кораблей и катеров с целью повышения их огневой мощи. При этом предполагалось изготавливать два варианта пусковых установок. Первый представлял собой тумбовую установку с опорно-поворотным устройством для наведения нескольких ТПК с ракетами. Второй имел более простую конструкцию и фактически являлся набором кронштейнов для крепления контейнеров ракет на башнях корабельных артиллерийских установок.

В силу различных причин ракетные комплексы «Гермес-С» и «Гермес-К» пока существуют только в виде чертежей и изображений в рекламных материалах. Насколько известно, сборка таких систем не велась, а испытания не производились. Авиационная система, в свою очередь, уже прошла несколько этапов испытаний и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.

По имеющимся данным, авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» состоит из нескольких основных компонентов: оптико-электронной системы, системы управления огнем и вооружения. В состав оптико-электронной системы включены телевизионная и тепловизионная аппаратура, а также лазерный дальномер на стабилизированной платформе, автомат сопровождения цели и другие узлы. В СУО входят вычислительная система управления, пульт управления, блок автоматики, магистраль информационного обмена и т.д. Вооружение комплекса состоит из пусковых установок, подвешиваемых под крылом базового вертолета, и управляемых ракет.


Катер с тумбовой пусковой установкой комплекса "Гермес-К". Рисунок Militaryrussia.ru


В состав комплексов семейства «Гермес» входят управляемые ракеты нескольких типов, имеющие максимально унифицированную конструкцию. Все они построены по бикалиберной схеме с отделяемой первой ступенью в виде высокоэнергетического твердотопливного двигателя. Вторая ступень, в свою очередь, несет аппаратуру управления и боевую часть. Управление полетом осуществляется при помощи набора плоскостей. На хвостовой части стартового двигателя имеется набор Х-образных стабилизаторов, а на второй ступени крепятся стабилизаторы (в хвосте) и рули (в головной части) аналогичной конструкции. Для выброса из ТПК при старте применяется дополнительный метательный заряд.

Согласно некоторым источникам, ракеты семейства «Гермес» могут получать головки самонаведения трех типов: полуактивные лазерные, инфракрасные и активные радиолокационные. Подобные системы обеспечивают правильное наведение на указанную цель, однако отличаются с точки зрения тех или иных характеристик. К примеру, лазерная ГСН требует подсвета цели до момента попадания, тогда как другие реализуют принцип «запустил-забыл». Кроме того, существуют некоторые ограничения на одновременное применение ракет. Так, при применении лазерной подсветки возможен одновременный пуск лишь двух ракет. Инфракрасная и радиолокационная системы, в свою очередь, позволяют одновременно запускать до 12 ракет – почти весь максимальный боекомплект вертолета.

Ракеты комплекса «Гермес», как авиационной, так и других модификаций, предлагается поставлять в транспортно-пусковых контейнерах, унифицированных с комплексом «Вихрь». Общая длина такого ТПК с ракетой составляет 3,5 м, масса – до 110 кг при стартовом весе ракеты 90 кг. Стартовая ступень ракеты имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. Длина второй ступени – 1,5 м, размах крыла – 240 мм. Авиационные ракеты предлагается оснащать осколочно-фугасной боевой частью массой 27,5 кг, из которых порядка 12 кг приходится на взрывчатое вещество.


Вертолет Ка-52 с комплексом "Гермес-А". Фото Rbase.new-factoria.ru


Одной из главных задач проекта авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» было увеличение дальности пуска до значений, обеспечивающих безопасное применение оружия без входа в зону поражения ПВО противника. С целью выполнения этого требования и снижения массы ракеты авторы проекта пошли на некоторое сокращение параметров полета ракеты в сравнении с максимально возможными. Первая стартовая ступень при запуске должна разгонять ракету до скорости порядка 1000 м/с, что позволяет атаковать цели на дальностях до 20 км. При этом максимальная дальность пуска и эффективной атаки зависит от типа цели. Так, на расстоянии до 20 км можно эффективно атаковать надводные цели. При работе по наземным целям максимальная дальность составляет 17 км, по воздушным – до 15 км.

Ранее упоминалось, что в составе сухопутного и корабельного комплексов «Гермес-С» и «Гермес-К» могут применяться управляемые ракеты двух типов, главным отличием которых является конструкция первой ступени и, как следствие, дальность полета. Модификация ракеты, унифицированная с авиационной, способна поражать цели на дистанциях не более 20 км. Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км.

Широкая общественность узнала о проекте «Гермес» в начале двухтысячных годов. Кроме того, в это время стартовали испытания авиационного варианта ракетного комплекса. Для проведения этих работ, завершившихся в середине 2003 года, специальное оборудование получил вертолет Ка-52. Завершение испытаний позволило промышленности не только представить новые данные, но и включить ударный вертолет с новым вооружением в экспозиции на различных выставках. Первая демонстрация опытного Ка-52 с системой «Гермес-А» состоялась на выставке МАКС в 2007 году. Показанный вертолет был оснащен платформой с оптико-электронной системой под носовым обтекателем, а также пусковыми установками на пилонах.


Архитектура комплекса "Гермес-А". Рисунок Militaryrussia.ru


В конце прошлого десятилетия сообщалось, что комплекс «Гермес-А» прошел большую часть испытаний и готов к запуску серийного производства. На авиасалоне МАКС-2009 представитель тульского КБ Приборостроения заявил, что в 2010 году авиационный вариант ракетного комплекса должен пройти летные испытания, что позволит принять его на вооружение. Серийное производство по заказу российского военного ведомства могло начаться в 2011 или 2012 году.

По неназванным причинам подобные планы не были реализованы. Тем не менее, работы не были остановлены и продолжились, результатом чего должно стать принятие нового комплекса на вооружение, пусть даже и через несколько лет после изначально названной даты. Так, осенью 2014 года представители КБП говорили о продолжении совместных работ с фирмами «Камов» и «Миль», результатом которых должно стать оснащение отечественных вертолетов новейшим вооружением с высокими характеристиками. Кроме того, в то время упоминались работы по созданию противотанковых ракет большой дальности для вооружения сухопутных войск и проектирование аналогичной системы для флота.

Последний раз вопрос сроков поднимался примерно год назад. В феврале 2015-го сообщалось, что КБП и «Вертолеты России» продолжают работы по интеграции системы «Гермес-А» в комплекс вооружения боевых вертолетов. Кроме того, к тому времени завершились проектирование и наземная отработка введения новых ракет в комплекс вооружения штурмовика Су-25. При успешном завершении всех текущих работ серийное производство нового оружия может начаться в 2018 году. Тогда же новые ракеты должны поступить в войска.


Пусковая установка ракет "Гермес" под крылом вертолета Ка-52. Фото Otvaga2004.ru


К настоящему времени определена дальнейшая судьба только авиационного ракетного комплекса. В течение нескольких ближайших лет промышленность должна завершить все необходимые работы, что позволит начать перевооружение ударной авиации, расширив ее боевые возможности. Перспективы самоходного комплекса «Гермес-С» и морского «Гермес-К» пока, вероятно, не определены. Эти системы могут представлять большой интерес для вооруженных сил, но проекты пока не доведены хотя бы до стадии полноценных испытаний.

Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» до сих пор не добрался до войск. В настоящее время промышленность занимается доработкой этой системы и готовит ее к принятию на вооружение. Кроме того, выполняются работы по расширению списка потенциальных носителей новых ракет.

На стадии ранних испытаний носителем комплекса «Гермес-А» был вертолет Ка-52, который в дальнейшем демонстрировался на выставках. Открытые сообщения последних лет позволяют предположить, что в будущем этот комплекс будет устанавливаться и на вертолетах марки «Ми». Кроме того, упоминалась интеграция новых ракет в комплекс вооружения самолета Су-25.

Продолжающиеся в настоящее время работы позволят вооружить ударную авиацию ВВС России современным управляемым ракетным оружием с высокими характеристиками и хорошим потенциалом. Прежде всего, вырастут возможности самолетов и вертолетов по нанесению ударов без необходимости входа в зону действия противовоздушной обороны противника, а также отпадет необходимость в длительном сопровождении ракеты и управлении ею до попадания в цель. К большому сожалению, к настоящему времени наметилось некоторое отставание отечественных разработок в этой области от зарубежных аналогов. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» в обозримом будущем позволит ликвидировать этот разрыв и повысить ударный потенциал отечественной авиации.


По материалам сайтов:
http://kbptula.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-49.html
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    1 марта 2016 06:59
    Если бы да кабы, то может был бы в войсках. Но, увы...свернули
  2. 0
    1 марта 2016 07:56
    Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены.

    Откуда данные о реализации принципа "выстрелил-забыл"?
    1. +5
      1 марта 2016 09:51
      Цитата: профессор
      Откуда данные о реализации принципа "выстрелил-забыл"?

      Дык...от "туда" же...из интернета! Проект "Гермес" "мусолится" уже несколько лет...были в интернете и упоминания о различных вариантах "головок" самонаведения:1.полуактивная лазерная; 2.тепловизионная; 3.активная радиолокационная миллиметрового диапазона .Были и упоминания,что лазерный и тепловизионный типы самонаведения,возможно,будут совмещены в одной (комбинированной) головке самонаведения... Вот отсюда,скорее всего,и предположения о принципе "выстрелил-забыл".
      1. -1
        1 марта 2016 13:53
        Его может быть лет через 30 на вооружение примут - как случилось с "Вихрем".
  3. +1
    1 марта 2016 08:22
    Я так понимаю с началом серийного производства авиационной версии тормозят потому что ракету надо адаптировать к применению сразу с трех носителей - Ка-52, Ми-28 и Су-25, у каждого из которых свое БРЭО и СУО...
    1. +1
      1 марта 2016 10:53
      Про су-25 и говорить не о чем, у него нет оборудования. Су-39 не развивают, хотя он как раз должен был использовать унифицированный с ка-50 "Шквал"

      А вот ка-52 и Ми-28 - там походу есть межКБ-шная борьба. Ждем появления Вихрь-1. Говорят смогли наладить производство все же.
    2. 0
      3 марта 2016 09:09
      Не ракету адаптируют под носитель а наоборот... вы же не создаете новый патрон под новый ствол чтоб подогнать ТТХ оружия?! Хотя и такое случается,но очень редко!
  4. +1
    1 марта 2016 09:32
    Тут читал-вчера или позавчера о наших МИ 28-Типа они не тянут ни на какие сравнения с Апач. Нет у них системы выстрелил-забыл. А есть лазерная указка-куда лететь. куда попадать. А это приводит к тому , что вертолет СРАЗУ при появлении над полем боя будет сбит средствами ПВО. Тут надо думать и решать проблему. Надо ставить на ракеты головки с ГСН и оптические системы сравнения. Выстрелил ракетой в сторону цели и слинял за прикрытие. А она уже сама найдет цель, сравнит с тем что похожа на Абрамс или что то другое вражеское , и поразит. Куда-это уже дело техники. Вот мое видение данной ситуации. А быстро она летит или не очень-это уже второе дело. Главное в цель попасть и вертолету не светится выполняя задачу. Не настаиваю. Знатоки может и лучше напишут.
    1. +6
      1 марта 2016 10:51
      Это большая и красивая легенда. Во-первых такие ракеты менее надежны, их легче обмануть, во-вторых их по сути нет. Единственный представитель это AGM-114L Longbow Hellfire. Остальные Хэллфайеры так же с лазерной полуактивной ИК-ГСН.

      В-третьих, вертолет сбивают при вхождении в зону ПВО, а не ждут пока он начнет стрелять и еще 10-30 секунд полета ракеты.

      А если говорить о скрытности, то применение РЛС-ки все же демаскирует вертолет. Очень ждут, конечно Вихрь-1, т.к. для управления используется не подсветка лазером, как на тех-же хэлфайерах, что дает возможность использовать дымы и прочее, а лазер светит в хвост ракете, и ведет ее. Этакое прошаренное управление по "проводам"
      1. +1
        1 марта 2016 15:28
        про "...лазер светит в хвост ракете, и ведет ее." поподробней, пожалуйста, а то я что-то слабо себе представляю, как это реализовано. Т.е. если даже такое чудо техники и есть, то вот ситуация с туманом и пр. осадками, не говоря уже о складках местности за которые как-бы прятаться надо если по тебе огонь открыли и как тут "вести" прикажите. Тем более, принцип "выстрелил - забыл" не подразумевает это "вести" потому как уже "забыл".
        1. +1
          1 марта 2016 16:47
          Цитата: Alexez
          Т.е. если даже такое чудо техники и есть

          Есть, причём довольно давно.

          При помощи лазерного луча управляют боеприпасами двумя методами:
          Первый- полуактивная лазерная ГСН. Приёмник лазерного излучения в носу ракеты, принимает отражённый от цели луч.
          Второй- лазерно-лучевой метод. ((С)"Лазерная тропа" 8)))) Приёмник излучения в корме ракеты, источник на пусковой.
          Подробнее здесь: http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/vysokotochnoe-navedenie-upravl
          yaemogo-oruzhiya-v-lazernom-luchevom-kanale/

          Первыми были шведы со своим зенитным RBC-70, потом и наши подтянулись. Самый у нас известный- "Корнет". Британцы довольно активно по этой теме работают
          1. +2
            1 марта 2016 20:40
            Цитата: Лопатов
            Британцы довольно активно по этой теме работают


            Работали.
            Сейчас они сбацали свой Бримстоун и нафиг им более ничего не надо.
            А повысить шансы на поражение - пускают 2 ракеты вместо одной.
            Пусть это и дорого, но почти гарантия.
            1. +1
              1 марта 2016 21:36
              Цитата: mav1971
              Работали.

              Вы уверены в том, что британцы отказались от "Старстрика"? Эт Вы сильно поспешили... И сами пользуются, и другим продают 8)))
              Вы просто не обратили внимания на мой намёк. RBS-70 не противотанковый комплекс, это ЗРК. Соответственно, в этой нише довольно много систем с лазерно-лучевым методом управления и сдавать свои позиции они не собираются. Шведские RBS-70 и RBS-90, британские "Starburst" и "Starstreak", швейцарская ADATS... Наша "Сосна"
              1. 0
                1 марта 2016 21:59
                Цитата: Лопатов
                Цитата: mav1971
                Работали.

                Вы уверены в том, что британцы отказались от "Старстрика"? Эт Вы сильно поспешили... И сами пользуются, и другим продают 8)))
                Вы просто не обратили внимания на мой намёк. RBS-70 не противотанковый комплекс, это ЗРК. Соответственно, в этой нише довольно много систем с лазерно-лучевым методом управления и сдавать свои позиции они не собираются. Шведские RBS-70 и RBS-90, британские "Starburst" и "Starstreak", швейцарская ADATS... Наша "Сосна"


                Бриты вечно "чудили на букву М" со своими ЗРК...
                Все чисто английские ЗРК - реально - "мы легких путей не ищем" и пойдем "воннннн темммм путеммммм". Начиная с СиКэта... А уж Старстрик - вообще плод фантазии гениального, но "больного на голову" британского ученого...

                Современный уровень развития конформных антенн ГСН - прекращает весь потенциал лазерного наведения на корню.
                1. +1
                  1 марта 2016 22:17
                  Иракские лётчики были довольны. Иранцы им по слухам 42 самолёта уронили этими самыми RBS-70.

                  Ибо весь цимус этих комплексов типа RBS-70 в том, что это ещё ПЗРК, то есть довольно мобильны, и их даже на крышу здания можно затащить, как в Лондоне "Starstreak", во время Олимпиады. Но при этом у них взрослые дальности работы.

                  Шведский комплекс работает на 8000 при потолке 5000. Ракетами "Bolide"
      2. +1
        1 марта 2016 20:34
        Цитата: RuslanD36

        В-третьих, вертолет сбивают при вхождении в зону ПВО, а не ждут пока он начнет стрелять и еще 10-30 секунд полета ракеты.


        Вау...
        Как интересно...
        Т.е. есть такое ПВО, которое сбивает низколетящий (50 метров) вертолет за 5-10 километров до танков?
        Так я понимаю?
        Т.е. ПВО, по вашему, должно идти либо вровень с танками, либо даже впереди них?
        Покажите мне такое ПВО, такое защищенное как танки, практически вы новый вид оружия придумали "АПВО - атакующее ПВО"...
        Покажите плиз тактические документы на применение таких боевых порядков...

        Зная дальнобойность ХАРМа или Х-58 можно быть уверенным, что любая попытка включить РЛС будет мгновенно пресечена самолетом противника обязательно барражирующим именно в ожидании сигналов РЛС.
        А если будут использовать тактику ALARM, т.е. запуливать его в предполагаемую зону удара на высоту в 20-25км, и оттуда он тихонечно на парашютике "наблюдает". И ему хватает одного бокового лепестка одного импульса для того, что бы сорваться в атаку. Подорвавшись на высоте 70-100 метров его БЧ посечет все, что до этого момента было антеннами РЛС.
        Грамотно скоординированный вылет противотанковых вертолетов не дает ни одного шанса для войсковой ПВО, использующей радиочастоты.
        Электронно-оптический канал более безопасен, но вот шансов у него обнаружить низколетящий вертолет, да на дальности 10-15 километров попросту нет.
        Я ничего не придумываю.
        Это все то, что происходило в реальных боевых действиях за последние 25 лет.
        Факты и реалии. А не мечты и фантазии.
        Если только за первые дни в Ираке америкосы с подстежкой выпустили 2000 ПРР - то это показатель.
        Они ракеты не жалеют. Вообще.
        Наши этого до сих пор понять не могут, типа слишком расточительно.
        Да и запасов у нас таких нет. Увы.


        Цитата: RuslanD36

        А если говорить о скрытности, то применение РЛС-ки все же демаскирует вертолет. Очень ждут, конечно Вихрь-1, т.к. для управления используется не подсветка лазером, как на тех-же хэлфайерах, что дает возможность использовать дымы и прочее, а лазер светит в хвост ракете, и ведет ее. Этакое прошаренное управление по "проводам"


        Во первых вертолеты используют тепловизионные или телевизионные каналы поиска целей.

        Лазер в хвост ракете? Только ей одной? И более никуда?
        Вы это серьезно?

        Лазер, хоть и имеет системы стабилизации, но все равно гуляет по определению.
        Это вертолет в полете, это дистанция в 2-5-10 километров.
        По любому луч прогуляется по цели и будет опознан системой оповещения о лазерном облучении...
        И тут же сработают дымовые гранатометы...
        Да. вероятность попадания в идеальных условиях у полуактивной ГСН выше, но...
        Летчика все равно жаль...

        Цитата: После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь».
        кстати.
        Вихрь-1, о котором вы пишете не поставлен в войска ни в едином экземпляре.
        2300 ракет, которые должны были быть поставлены в войска - пшик.
        Те которые попытались выпустить, военпреды зарубили, а "Калашников" вообще ни одной ракеты с 2013 года не сделал. Ибо не может.
        1. +3
          1 марта 2016 21:51
          Цитата: mav1971
          Т.е. есть такое ПВО, которое сбивает низколетящий (50 метров) вертолет за 5-10 километров до танков?

          Конечно есть.

          Цитата: mav1971
          Зная дальнобойность ХАРМа или Х-58 можно быть уверенным, что любая попытка включить РЛС будет мгновенно пресечена самолетом противника обязательно барражирующим именно в ожидании сигналов РЛС.

          И вдарить по пустому месту. Системы защиты РЛС уже давно не новость, их белорусы даже на экспорт поставляют.

          Цитата: mav1971
          Факты и реалии. А не мечты и фантазии.

          Факты это "рейд" под Кербеллой, который стал последней попыткой массированного применения американцами "Апачей" на поле боя. Из 30 машин только одна вернулась неповреждённой, боевая задача не выполнена, один вертолёт сбит, экипаж в плену... И это всё иракцы сотворили исключительно стрелковкой и древними зенитными АЗП-57

          А вот всё остальное- фантазии.
          1. 0
            2 марта 2016 19:43
            Цитата: Лопатов

            Факты это "рейд" под Кербеллой, который стал последней попыткой массированного применения американцами "Апачей" на поле боя. Из 30 машин только одна вернулась неповреждённой, боевая задача не выполнена, один вертолёт сбит, экипаж в плену... И это всё иракцы сотворили исключительно стрелковкой и древними зенитными АЗП-57

            А вот всё остальное- фантазии.


            Я по другому немного трактую этот как бы факт.
            Я полностью согласен с цифрами потерь.
            да, один Апач "сел" на землю. Но он не был сбит, повреждений на нем не было. Вся эта байка про декханина, сбившего его из винтовки - пропаганда. Ему пообещали медаль и денег, за то, что бы он стал героем новостей. Но потом он жаловался, что ничего не получил.
            Остальные получили много. В среднем цифра разнится 6-15 пробоин.
            Один получил от РПД в движок.
            Америкосы сами потом говорили, что это была авантюра.
            Only Apache.
            Но.
            Все долетели. всех восстановили.
            Это нормально для фронтовой авиации.
            Много в Чечне было вертолетов без заплаток?
        2. +1
          2 марта 2016 10:34
          Большей частью за меня Лопатов ответил.
          Про вихрь:http://news.rambler.ru/politics/31580143/

          А 23 октября уже получили первую партию.

          Про поиск целей: как раз апач лонгбоу уже имеет надвтулочную рлс. У Ми-28н с ней проблема. На ка-52 есть "арбалет" в носовом обтекателе.
        3. 0
          2 марта 2016 13:29
          Радарная локация и оптоэлектронная обнаружение - два конца одной палки.

          В случае сложных метеоусловий, задымления или запыления над полем боя никто никого (вертолет, ракета, ЗРК) не увидит с помощью оптоэлектроники, включая тепловизоры. А раз так, то и лазерное (тоже оптическое) наведение ракет отдыхает.

          А вот РЛС рулит, но с единственным исключением - различить в радиодиапазоне танк на фоне рельефа поверхности, растительности, домов и сооружений, подбитой техники гораздо трудней, чем вертолет на фоне воздушного пространства.
          Поэтому в поединке мобильного ЗРК с вертолетом в условиях радиообнаружения с сухим счетом всегда выигрывает ЗРК.

          Противорадарные ракеты в современных условиях вообще не при делах - при обнаружении их атаки ЗРК выстреливает в сторону от себя ложную цель - передатчик радиосигнала и на краткое время отключает свой локатор. Ещё не было случая, когда бы ПРР не клюнула на такую приманку.
          1. 0
            2 марта 2016 19:31
            Цитата: Оператор

            Противорадарные ракеты в современных условиях вообще не при делах - при обнаружении их атаки ЗРК выстреливает в сторону от себя ложную цель - передатчик радиосигнала и на краткое время отключает свой локатор. Ещё не было случая, когда бы ПРР не клюнула на такую приманку.


            Вот это номер...
            А как ЗРК определяет угрозу именно ему? Ведь ПРР имеет маршевую скорость в 3М и абсолютно пассивную ГСН?
            Расскажите плиз...
            Плюс, абсолютно все ПРР имеют bot и инерциальную ГСН с функциией запоминания точки источника сигнала, дабы после выключения РЛС вдарить все равно в это место.
        4. Комментарий был удален.
      3. -2
        3 марта 2016 09:13
        а лазер светит в хвост ракете, и ведет ее.
        Супер! Какая высокая технология,прям "звёздные войны"... а ракету лазер не подталкивает в хвост для ускорения? Лазер подсвечивает цель, датчики на ракете удерживают её на траектории луча до самой встречи с целью...
        1. +1
          3 марта 2016 12:24
          Цитата: Cro-Magnon
          а лазер светит в хвост ракете, и ведет ее.
          Супер! Какая высокая технология,прям "звёздные войны"... а ракету лазер не подталкивает в хвост для ускорения? Лазер подсвечивает цель, датчики на ракете удерживают её на траектории луча до самой встречи с целью...


          Не обязательно.
          Есть алгоритм, по которому цель удерживается в перекрестии системы наведения.
          А ракета может запускаться и идти к цели слегка "по обводной", именно на нее и идет передача данных. И лазерный луч идет именно в приемники ракеты, а не в цель.
          И типа противник обнаруживал облучение за секунду до уничтожения. Когда сходились радар и перекрестие системы наведения.

          Но.
          Этот алгоритм в мою бытность молодым - был нереализован в железе.
          Ибо вести и отслеживать нужно 2 цели. Ракету и мишень. И постоянно корректировать ракету.
        2. 0
          28 ноября 2016 02:16
          Вам же русским языком сказали, что есть ДВА способа использования лазера. Старый, скажем так - когда ракета на "зайчик" лазера летит и "новый", когда лазер используется для ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, скажем так. Что не ясно? Разница на деле ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ, так как, во первых, засветку ЗАДНЕЙ части ракеты сделать трудно, во вторых - в большинстве случаев лазер идет МИМО цели в ракету (та делает горку) и не обнаруживается или обнаруживается труднее.
  5. +2
    1 марта 2016 09:40
    А комплекс-то хороший, только когда в войска пойдет?
    1. 0
      1 марта 2016 13:54
      Похоже что очень не скоро.
  6. 0
    1 марта 2016 10:09
    оч нужный комплекс. хотелось что бы испытания побыстрее начались и завершились бы благополучно, и комплекс начал массово поступать в войска... главное что бы чинуши лапу бы свою не положили hi
    1. 0
      7 ноября 2019 22:54
      Александр, ракеты этого комплексы подходят к зрпк Панцирь и они точно его могут использовать. В Сирии уже испытали, не только в авиационном варианте.
  7. 0
    1 марта 2016 14:40
    Цитата: Связист
    А быстро она летит или не очень-это уже второе дело. Главное в цель попасть и вертолету не светится выполняя задачу.


    Так высокая скорость подлёта ракеты к цели затрудняет работу её средств активной защиты. Как итог - выше вероятность поражения и уничтожения цели
  8. 0
    1 марта 2016 17:31
    Да, повезло России, что был СССР.
    Сколько лет прошло, а еще не все его идеи реализованы.
    В таких условиях можно не только РАН разогнать ...
    1. -1
      1 марта 2016 21:40
      Цитата: loaln
      Да, повезло России, что был СССР.
      Сколько лет прошло, а еще не все его идеи реализованы.
      В таких условиях можно не только РАН разогнать ...

      Да уж. СССР был всегда готов к войне на все 100.
      А война всё не наступала и не наступала...
    2. 0
      28 ноября 2016 02:17
      Всем "повезло" и США, и другим. У них тоже "была Америка (и т.п.)". Что плохого в том, что мы СВОИ РАЗРАБОТКИ используем и развиваем?
  9. 0
    1 марта 2016 18:52
    Смутно но кажись по Звезде было про Су-25,там одновременно кажется,не крещен smile ,про вооружение говорили,про ракету с телевизионной головкой наведения которая запоминает образы? и типо на ворону навели и типа она не знала куда деваться.Байка наверно.Чем не оружие выстрелил-и забыл.
    1. 0
      3 марта 2016 09:31
      Х-29Т стоит 30 лет на вооружении, аналог амерской агм-65 мэйверик... но это не ПТУР а класическая тяжелая воздух-земля. Даже если такая промажет на 5 метров от танка ему непоздоровится!
  10. 0
    1 марта 2016 20:46
    Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км. Под правьте.
  11. 0
    2 марта 2016 02:33
    В качестве ПТУР вполне подойдут
  12. -1
    2 марта 2016 10:59
    Комплекс интересный. А ракета, так напоминает ракету панциря.
    Я, могу ошибаться, но, по моему в железе комплекса нет? и все что нам тут автор в статье расхааливал это уравнение движения идеально круглого коня в вакууме?
  13. 0
    7 марта 2016 16:08
    Тула в очередной раз пытается за счет рекламы пропихнуть то что могут сделать а не то что МО хочет.
  14. 0
    7 ноября 2019 22:49
    Судя по скрежету диванов здесь одни экспёрды собрались. Как без вас, что то создать можно! Все, по логике вещей сначала в наземно варианте делают, потом в авиационном. Но экспёрдам поф , если они чего не слышали , то этого нет.