Шляпка, зонтик и лошадиный хвост - знамена самураев!

13
Народ Японии на всем протяжении своей истории придавал очень большое и значение отличительным знакам. Что они из себя представляли во времена существования древнеяпонского государства, точно не известно. Сведения о них стали более-менее полными, лишь когда японское общество окончательно оформилось и стало носить иерархический характер.

Тогда система чиновничьих рангов (основу взяли в Китае) разделила все властвующее сословие на 12 ступеней (или рангов). Каждому рангу полагалось носить платье строго определенного цвета, что было своего рода символом (а вернее, стандартом) каждого чиновничьего сословия. И так до конца XIX в. - цвет «деловой» одежды у японцев указывал на принадлежность к тому или иному рангу.



Воинам (иначе их называли самураи, или буси) вначале не нашлось места в сформировавшейся системе рангов. До XII в. они были откровенно презираемы высшими чиновниками (за что, впрочем, последние жестоко поплатились впоследствии).


Штандарты известных полководцев в битве при Осаке. Рис. А.Шепса

Кроме персональных знаков отличия военные кланы, сформировавшиеся в IX-XI в., имели свои отличительные знаки, единые для всех представителей рода. Прежде всего, это было знамя (хата-дзируси), представлявшее из себя длинное, узкое полотнище, верхней частью фиксировавшееся на поперечной перекладине. Та крепилась за середину на вертикальном древке. Получалось что-то, похожее на хоругви, но шириной 60-90 см и в 8-10 раз большей длины. Нижний конец полотнища, как правило, был не закреплен, что давало возможность знамени свободно развеваться на ветру. Хата-дзируси Тайра и Минамото имели отличия только окраской – у первых были знамена красного цвета, у вторых – белого.

Шляпка, зонтик и лошадиный хвост - знамена самураев!

Доспехи знатного самурая с моном на груди.

Вверху знамен изображался герб рода (камон или просто мон). Предположительно моны появились около 1100 г. и имели хождение в основном среди придворной аристократии. Происхождение первых монов относят к временам родоплеменных тотемов, а изображения их носили тогда растительно-животный характер. К примеру, бабочка была гербом Тайра.

Однообразие значков претерпело изменения после военных действий японцев против монголов, дважды пытавшихся завоевать острова в XIII в. Получив определенный урок в ведении боя с монголами, японцы стали отдавать предпочтение сражениям пешим строем, используя в качестве вооружения длинные копья и деревянные щиты татэ.

Назначением татэ была лишь защита стрелков. Копейщики и меченосцы переносных щитов уже не использовали. Так вот, на белых щитах тогда изображался родовой герб, и одна или несколько полос, идущих поперек. Такое сочетание мона и полос (своего рода опознавательного знака воинского подразделения) было свойственно для остальных знаков отличия в японской армии. Их можно было видеть на наплечных и нашлемных флажках, заспинных знаменах.

Еще для отличительных знаков использовали особые пологи – дзинмаку, которыми огораживали ставку полководца. Изначально их использовали как занавески, изолирующие части дома друг от друга.

С XIV в. дзинмаку стали использовать в своем обиходе и воины. Дзинмаку изготавливались из полос материи, как правило, их было 5 штук. В высоту такие дзинмаку достигали 2-2,5 м. Полосы до конца не сшивали, оставляя часть полотна несшитым. Полотно пропускало воздух, а если поднимался сильный ветер, не надувалось наподобие паруса. А еще через них было весьма удобно наблюдать за тем, что происходило снаружи. В основном дзинмаку были белыми, с черным родовым гербом в центре полотна на средней полосе. К XVI в. дзинмаку стали цветными, присутствие нескольких цветов на полотнище не возбранялось. На разноцветных дзинмаку гербы были белого, желтого цвета, или их не было вовсе, что давало возможность лицезревшим полотнище попытаться угадать хозяина по цветовому совмещению.

Почти в одно время появились персональные знаки различия на доспехах. Во времена Гэмпэй самураи Минамото и Тайра порой привязывали на свои доспехи ленточки определенного цвета, которые были определенными для каждого клана. В XIV в. такие ленточки видоизменились в содэ-дзируси – нарукавные флажки и каса-дзируси – нашлемные флажки.


Самурай с каса-дзируси. Рис. А.Шепса.

Нарукавный флажок представлял из себя прямоугольник размером 3-4 сун на 1 сяку (9-12на 30 см), узким концом прицепленный к верхнему краю наплечника содэ. Каса-дзируси был примерно такого же размера, с той разницей, что верхняя его часть оборачивалась вокруг деревянной планки. Рисунок нарукавных и нашлемных значков повторялся в рисунке на щитах татэ, но иногда, как дополнение, содержал и какую-нибудь надпись.

Периодом наивысшего подъема для всевозможных опознавательных знаков можно считать "Период воюющих провинций" (Сэнгоку Дзидай), приходившийся на XIV–XVI вв. В те времена Япония была раздроблена более чем на 200 независимых княжеств, стремительно возникавших и так же быстро исчезающих. Ни один год не обходился без войн. Каждый князь, даймё, желая приумножить и усилить свое войско, набирал в рекруты крестьян, которых в войске называли асигару – "легконогие". Такое разношерстное войско нуждалось в железной дисциплине, а кроме того, для эффективного ведения боевых действий требовалась определенная система опознавательных знаков и сигналов, Одним из значительных изобретений в системе знаков и сигналов стало изобретение заспинного знамени – сасимоно. Аналогичные знаки отмечены в истории лишь дважды: это известные "крылья" польских гусар XV–XVI вв. и заспинные фигуры животных, применявшиеся в государстве ацтеков, как знаки принадлежности к армии. Но, никакие из этих знаков не могли посостязаться с информативностью сасимоно.

Сасимоно возникли предположительно после 1485 г. До этого времени использовались лишь хоругвеобразные хата-дзируси. И лишь когда в провинции Ямасиро вспыхнул конфликт между двумя линиями семьи Хатакэяма. Тогда и возникла необходимость придумать отличительные знаки, чтобы противоборствующим сторонам было понятно, где – свой, где – чужой (родовой герб на тот момент был один на всех). Поэтому одна из сторон спешно меняет вид хата-дзируси: верхнюю планку прикрепляют к древку за один конец. Такое Г-образное знамя получило название нобори.

Стандартные габариты полотнища составляли 1 сяку в поперечнике (30 см) и 3-4 сяку в длину (90-120 см). Бамбук служил в качестве легкого и весьма прочного каркаса. Воины нижний конец древка пропускали сквозь кольцо, которое находилось на доспехах или посередине лопаток, или немного выше, а затем фиксировали в специальный кожаный кармашек сзади.

Кроме традиционных прямоугольных сасимоно, иногда попадались знамена квадратной формы. Были и совсем уж уникальные экземпляры – шесты с навершием в виде солнца, тыквы, вырезанной из дерева, герба, рогов. Они были в ходу у командиров отрядов асигару, дабы выделяться из общей массы. Постепенно фантазия самураев разыгралась, и за спиной у них стало возможным увидеть ну просто невероятные вещи – золотой рисовый пест, репу с листьями (!), мешок для еды, молитвенный флаг и молитвенную табличку, шары из черного меха (или один черный два белых и наоборот), золотой фонарь, якорь, посох буддийского монаха или золотой веер! А уж про павлиньи перья и веера из перьев можно и не говорить – сама природа подсказывала, что это и красиво, и весит мало.

Существует несколько вариантов изображений на сасимоно. Во-первых, это изображение в верхней части полотнища мона, как и на старых хата-дзируси. Самые востребованные цвета – черное на белом. Дальше по убывающей шли красный, синий, коричневый и зеленый. Совсем редко сасимоно было цветным.

Не являлось принципиальным совпадение цвета герба с цветом добавочных полос.
Еще один вид изображений на знаменах близок к монам, но не относится к ним. Чаще всего, это были инициалы. Например, сасимоно с черным кругом в верхней части использовал Курода Нагамаса (куро-да по-японски значит "черное поле"), знамя с иероглифом "и" ("колодец") носили самураи Ии Наомаса, сподвижник Токугава Иэясу Хонда Тадакацу имел на знаменах первый иероглиф его фамилии – "хон" ("книга").

Такое легко узнаваемое изображение давало возможность определить принадлежность войска, а кроме того, иероглифы помогали уточнить и воинское подразделение. К примеру, гвардия князей Ходзё имела сасимоно с родовым гербом в верхней части полотнища. Под ним помещался один иероглиф, строго индивидуальный для каждого взвода солдат (взвод насчитывал 20 солдат). 48 взводов составляли роту, коих было семь. В разных ротах цвета сасимоно, разумеется, были различными – желтыми, черными, синими, красными и белыми. Интересно то, что, когда войско шло определенным порядком, иероглифы на знаменах складывались в стихотворение.

Знамена больших размеров, необходимые для обозначения «штаба» даймё, а также крупных воинских соединений, в XVI в. имели несколько типов. Старейший, хата-дзируси, был в то время и самым редким. Известно, что его использовали самурайские роды, имевшие древние корни.

Иной тип знамени, нобори, был более распространен. Несмотря на различия в форме, рисунки на этих типах знамен были схожи. В отличие от одноцветных (сасимоно), хата-дзируси и нобори были разноцветными.

Следующий тип знамен самураев – штандарт, назывался ума-дзируси – "лошадиное знамя". Такое странное название берет начало из древней истории. Тогда, видимо, применялись какие-то знаки, изготовленные из лошадиных хвостов. Похоже такие знамена были и в средние века, но они не получили широкого распространения.

В XVI в. страсть к оригинальности подвигла на создание великого множества ума-дзируси совершенно невероятных форм. К примеру, Ода Нобунага имел главный штандарт (о-ума-дзируси) в виде огромного красного зонтика, а малым штандартом (ко-ума-дзируси) служила красная шляпа на длинном шесте. Довольно часто изображались монеты (черные круги с квадратным отверстием в центре) и яномэ (так называемый "змеиный глаз") – кольцо с довольно толстыми краями. Так, например, семья Санада имела квадратный сихан, на котором были изображены шесть черных монет. Примечательно, что "Шесть монет" были исключительно военным гербом Санада. В мирной жизни они использовали мон в виде стилизованной дикой утки (кари).

Еще одними из самых популярных знаков были веера, на которых были изображения кругов различного цвета, а также свастики (монгара), и изображения всевозможных растений (цветов сливы, вишни, листьев дуба), а также животных и птиц.

Отдельного внимания стоят всевозможные изречения, начертанные на знаменах. К примеру, у известного Такэда Сингэн на темно-синем нобори располагались золотые иероглифы, образующие цитату из древнекитайского сочинения Сунь-цзы: "Быстрый как ветер, неторопливый как лес, беспощадный как огонь, неподвижный как гора". Сокращенно этот штандарт назывался "Фуринкадзан", означавший "Ветер, лес, огонь, гора".


Нобори Такеда Сингена. Рис. А.Шепса

Токугава Иэясу имел белый хата-дзируси, унаследованный от отца, с девизом буддийской секты "Чистой земли" – "Отвлекаясь от земной юдоли, радостно вступаем на праведный путь, ведущий в Чистую Землю".

А у Исида Мицунари иероглифы на белом нобори складывались в девиз, означавший «Великая, огромная, десятитысятитысячная удача". Интересно, что они были составлены в виде кроссворда и вместе с тем являлись гербом владельца, что было уникальным случаем, потому как иероглифы применялись в гербах очень редко и только в комбинации с каким-либо рисунком.

Уникальная надпись была на знамени Бан Наоюки. Надпись на его белом нобори гласила: "Хандан Уэмон", обозначавшая "Правая дворцовая гвардия. Отряд сопровождения". Тогда все известные гвардии делились на правую и левую. Видимо, или сам Наоюки, а может, кто-то из его предков имел честь служить в дворцовой гвардии и носить титул, именовавшийся подобным образом.


На этой гравюре Утагава Куниёси хорошо видно, как сасимоно крепилось на наспинной секции японского доспеха.

Что во всем этом на взгляд европейца было ужасно? Да то, что, какая бы то ни было система опознавания при помощи различных знаков внутри клана полностью отсутствовала, и вдобавок их было очень много! Например, у Койдэ Ёситика, сражавшийся в битве за Осаку за Токугава, был белый нобори с черным иероглифом КО в черном круге, но штандартом был золотой крест с причудливыми окончаниями, а вот его самураи носили сасимоно в виде шеста с пятью двойными золотыми флажками! Тодзаво Масамори, также сторонник Токугава, имел сасимоно гонцов в виде красного диска на синем поле и с плюмажем из черного меха, а вот сасимоно самураев и асигару такое же, но меньших размеров и без плюмажа. Затем у него был штандарт в виде флага с таким же изображением и такого же цвета, который был привешен на перекладине под золотыми оленьими рогами. Большой штандарт у него напротив – имел вид шеста с тремя золотыми зонтами один над другим и черным плюмажом из перьев, а вот нобори у него было в черно-белую поперечную полоску.


Опознавательные знаки японских самураев. Старинная ксилография.

Клан Цугару, находившийся на севере Японии, имел ума-дзируси в виде объемного сякудзё – посоха с погремушкой буддийского монаха, причем такой размера, что носить ее приходилось троим асигару: один нес его на спине, а два других растягивали его на шнурах, чтобы он не очень раскачивался. На красных сасимона самураев изображалась золотая свастика, а на белых нобори – две красных свастики. Малый штандарт был белый с золотым кругом посредине, а вот помощники штандартоносца с сякудзё – сразу два простых красных флажка!

Но всех переплюнул вроде бы некий Инаба, умерший в 1628 г., имевший сасимоно асигару в виде тройного (!) флажка с тремя белыми кругами на синем фоне, затем сасимоно гонцов – белый иероглиф на синем фоне, затем сасимоно самураев – из пяти золотых перьев на шесте, затем большой штандарт – золотой мешок для еды, малый штандарт – пест-толкушка для риса, и, наконец, нобори – белый круг на синем поле (один), то есть шесть разных опознавательных знаков! И все это надо было запомнить и во всем этот разбираться, чтобы вовремя определить кто перед тобой – друзья или враги!


Нобори из кинофильма "Семь самураев" – шесть значков – шесть самураев, один значок – крестьянский сын и внизу иероглиф обозначающий деревню.

Очевидно, что как в вооружении, так и во всевозможных средствах идентификации японские воины отличались незаурядностью. А некоторые знаки отличия самураев вообще не имеют аналогов в мире.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. aba
    +4
    20 сентября 2016 06:56
    Весьма обстоятельно и интересно.
    Система распознавания "свой-чужой" важная составляющая в военном деле. Просто в нынешнее время часто в эти отношения вступают уже и электронные устройства и приобретают очень важное значение в силу удаленного воздействия на противника.
    1. +6
      20 сентября 2016 08:10
      Надо бы рисунок "Штандарты известных полководцев в битве при Осаке. Рис. А.Шепса" отправить на ТВ-3 и РЕН-ТВ. На втором штандарте явно бадминтоннный волан нарисован. Тут без перемещений путешественников во времени явно не обошлось. belay lol
      Ну, а если серьезно, интересно было про японцев читать. Не самая распространенная тема. Спасибо автору.
  2. +4
    20 сентября 2016 07:00
    В книгах об освоении Амура и жизни русских послов и священников в Китае было что, по цвету мундира и узорам на нём,а также,по цветным шарикам на шапке, определялся ранг "Мандарина", так раньше называли чиновников в Китае. А вот про Японию я прочитал впервые. Спасибо автору, за рассказ.
  3. +4
    20 сентября 2016 07:38
    А некоторые знаки отличия самураев вообще не имеют аналогов в мире..Это уж точно..Прочитал с большим интересом..Фото и рисунки как всегда, на высоте , спасибо Светлана..
  4. +2
    20 сентября 2016 09:48
    Огромное спасибо автору.
    А вот это
    "Каждому рангу полагалось носить платье строго определенного цвета"
    очень смахивает на "цветовую дифференциацию штанов" в Кин-Дза-Дза. laughing "и ицелоп не имеет права тебя бить по ночам"! Ну прям как чатлане!
    Ку!
    1. 0
      20 сентября 2016 13:05
      у джапов жизнь и общество до сих пор очень сильно формализовано/форматировано. кин-дза-дза отдыхает.
  5. +3
    20 сентября 2016 09:49
    Что во всем этом на взгляд европейца было ужасно? Да то, что, какая бы то ни было система опознавания при помощи различных знаков внутри клана полностью отсутствовала, и вдобавок их было очень много!
    Можно подумать, в Европе в 13-16 веках было меньше гербов у рыцарей и они были менее вычурными или витиеватыми. Все было даже хуже. Если у японцев более менее крупные подразделения имели единообразные опознавательные знаки, то у европейцев зачастую сколько рыцарей в войске, столько и опознавательных знаков - гербов в бою. Вот где сам черт ногу сломит. Тем более что рыцари сторону могли менять хоть по 20 раз за кампанию. Несмотря на вассальную присягу.
    А ничего. Каждый рыцарь все это на зубок заучивал еще в детстве.
  6. 0
    20 сентября 2016 13:02
    "Самурай с каса-дзируси. Рис. А.Шепса." рисунок левый. какая-то фантазия автора.
    1. 0
      20 сентября 2016 13:28
      Почему Вы так считаете? Что в рисунке вызвало такую реакцию с Вашей стороны, что не так?
      1. 0
        20 сентября 2016 13:34
        яри у него странный. и меч тоже. вроде размером с катану но подвешен как но-тати.
        1. +3
          20 сентября 2016 15:28
          Копье яри у этого воина называется бисямон-яри в честь бога войны Бисямона. На нем типичный харамаки-до с бисямон-готе и да меч тати. А почему тати всегда должен был быть больше катаны? Даже угол наклона рукояти у тати и катаны различался только на ранних образцах, когда и катаны-то не было. Так что тут все строго исторично, более того, я Вам скажу откуда рисовалось - с картинки из японского журнала "Армор моделлинг", а уж им-то и подавно лучше знать, что у них могло быть, а что нет.
          1. 0
            21 сентября 2016 10:25
            приятно общаться с грамотным человеком :). я вам проще скажу: нет никакой разницы между тати и катаной между катаной и вакидзаси между вакидзаси и танто - размер он имеет значение но он относителен. а вот если меч носят как тати то это точно тати. прошу прощения за сумбур.
  7. 0
    20 сентября 2016 19:21
    совсем нетронутый пласт военной истории - прочел с удовольствием. Спасибо!