"Атака века" подводной лодки "С-13"

78
"Атака века" подводной лодки "С-13"

Александр Маринеско. Фото 1945 года


Одним из важнейших событий в истории России в XX веке для национального самосознания является Великая Отечественная война – священная для всех русских. Действия по разрушению ее обобщенного образа и связанных с ним символов – одна из информационных операций холодной войны против Советского Союза.



СССР распался, но информационная война Запада против России на этом направлении продолжается и в ХХI веке. Эти действия направлены на принижение величия Советского Союза и его продолжателя России как страны-победительницы и разрушение скреп внутри народа-победителя.

ФАЛЬСИФИКАТОРЫ ПОБЕДЫ

Знаменательно, что еще в августе 1943 года Ян Христиан Смэтс (премьер-министр Южно-Африканского Союза в 1939–1948 годах и фельдмаршал британской армии), один из ближайших соратников Уинстона Черчилля, рассуждая о ходе войны, выразил ему относительно ее ведения свои опасения: «Мы, несомненно, можем воевать лучше, и сравнение с Россией может стать менее невыгодным для нас. Рядовому человеку должно казаться, что войну выигрывает Россия. Если такое впечатление сохранится, то каково будет наше положение на международной арене после по сравнению с положением России? Наше положение на международной арене может резко измениться, и Россия может стать дипломатическим хозяином мира. Это нежелательно и не нужно и имело бы весьма плохие последствия для Британского Содружества Наций. Если мы не выйдем из этой войны на равных условиях, наше положение будет неудобным и опасным …»

Одно из последних доказательств информационной войны – декларация солидарности парламентов Украины, Польши и Литвы. 20 октября 2016 года одновременно Верховная рада Украины и Сейм Польши приняли декларацию по поводу событий Второй мировой войны, где ответственность за ее начало возлагается на нацистскую Германию и Советский Союз. А раз так, то и события, трактующие историю войны по итогам Нюрнбергского трибунала, должны быть пересмотрены, а символы и памятники, напоминающие о подвигах советского народа в борьбе с нацизмом, – разрушены.

К сожалению, этим ядом пропиталась и часть нашей оппозиционной либеральной интеллигенции, отрицающая подвиги 28 панфиловцев, Зои Космодемьянской и другие символы самоотверженной борьбы с немецкими захватчиками. Известный киргизский и русский писатель Чингиз Айтматов в своей книге «Тавро Кассандры» (1994) так образно описал войну: «сцепились в противоборстве не на жизнь, а на смерть две головы физиологически единого чудовища». СССР для них – «эпоха Сталингитлера или же, наоборот, Гитлерсталина», и это «их междоусобная война».

Между тем российский ученый Сергей Кара-Мурза в своей книге «Советская цивилизация» подчеркивает, что в обзоре германской литературы о Сталинграде немецкий историк Хеттлинг пишет: «В (германской) историографии и в общественном мнении утвердилось единство взглядов по двум пунктам: во-первых, со стороны германского рейха война преднамеренно задумывалась и велась как захватническая война на уничтожение по расовому признаку; во-вторых, инициаторами ее были не только Гитлер и нацистское руководство – заметную роль в развязывании войны сыграли также верхи вермахта и представители частного бизнеса».

Лучше всех свой взгляд на войну выразил немецкий писатель Генрих Белль, нобелевский лауреат по литературе, в последнем своем произведении, по сути, завещании, «Письме моим сыновьям»: «...у меня нет ни малейшего основания жаловаться на Советский Союз. То обстоятельство, что я там несколько раз болел, был там ранен, заложено в «природе вещей», которая в данном случае зовется войной, и я всегда понимал: нас туда не приглашали».

ЗНАМЕНИТЫЙ БОЕВОЙ ЭПИЗОД

Разрушение образа Великой Отечественной войны, несомненно, не может происходить и без дискретизации ее символов. Под видом поиска правды по-разному толкуются как события войны, так и подвиги его участников. Одним из таких героических событий, которое нашло отражение в нашей и западной литературе, является потопление 30 января 1945 года советской подводной лодкой «С-13» под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско лайнера «Вильгельм Густлофф» в Данцигской бухте. Этот знаменитый боевой эпизод у нас называют «атакой века», немцы же считают его крупнейшей морской катастрофой, едва ли не еще более страшной, чем гибель «Титаника». В Германии «Густлофф» – это символ катастрофы, а в России – символ наших военных побед.

Александр Маринеско – одна из фигур периода Великой Отечественной войны, вызывающая до сих пор не стихающие споры, поскольку овеяна многими мифами и легендами. Незаслуженно забытый, а затем возвращенный из небытия – 5 мая 1990 года А.И. Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятники Маринеско и его экипажу воздвигнуты в Калининграде, Кронштадте, Санкт-Петербурге и Одессе. Его имя занесено в «Золотую книгу Санкт-Петербурга».

Вот как объяснял такую недооценку действий А.И. Маринеско в своей статье «Атакует «С-13» (журнал Нева № 7 за 1968 год) адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, нарком и главнокомандующий ВМФ СССР с 1939 по 1947 год: «История знает немало случаев, когда геройские подвиги, совершенные на поле боя, долгое время остаются в тени и только потомки оценивают их по заслугам. Бывает и так, что в годы войны крупным по масштабу событиям не придается должного значения, донесения о них подвергаются сомнению и приводят людей в удивление и восхищение значительно позже. Такая судьба постигла балтийского аса – подводника Маринеско А.И. Александра Ивановича уже нет в живых. Но подвиг его навеки останется в памяти советских моряков».

Далее он замечает, что «о потоплении крупного немецкого корабля в Данцигской бухте… я лично узнал только месяц спустя после Крымской конференции. На фоне каждодневных побед этому событию, видимо, не было придано особого значения. Но и тогда, когда стало известно, что «Густлав» потоплен подводной лодкой С-13, командование не решилось представить А. Маринеско к званию Героя Советского Союза. В сложной и беспокойной натуре командира С-13 высокий героизм, отчаянная храбрость уживались со множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра – опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом нарушить военную дисциплину».

Без преувеличения можно сказать, что его имя имеет и широкую мировую известность. В музее королевских подводных сил Великобритании сразу же после войны был установлен бюст А.И. Маринеско.

Как вспоминал Н.Г. Кузнецов, участник Потсдамской и Ялтинской конференций, в начале февраля 1945 года в Крыму собрались правительства союзных держав, чтобы обсудить меры, обеспечивающие окончательный разгром фашистской Германии, и наметить пути послевоенного мира.

«На первом же заседании в Ливадийском дворце в Ялте Черчилль спросил у Сталина: когда советские войска захватят Данциг, где сосредоточено большое количество строящихся и готовых немецких подводных лодок? Он просил ускорить захват этого порта.

Беспокойство английского премьера было понятно. Военные усилия Великобритании и снабжение ее населения во многом зависело от морских перевозок. Однако волчьи стаи продолжали бесчинствовать на морских коммуникациях. Данциг был одним из основных гнезд фашистских подводных пиратов. Здесь же находилась и германская школа подводного плавания, плавучей казармой для которой служил лайнер «Вильгельм Густлав».

БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

Для англичан, союзников СССР в сражении с нацистской Германией, битва за Атлантику имела решающее значение для всего хода войны. Уинстон Черчилль в книге «Вторая мировая война» дает следующую оценку потерям судового состава. В 1940 году было потеряно торговых судов общим водоизмещением 4 млн т, а в 1941-м – более 4 млн т. В 1942 году, после того как Соединенные Штаты стали союзниками Великобритании, было потоплено судов почти 8 млн т из общего возросшего тоннажа союзнических судов. Вплоть до конца 1942 года германские подводные лодки топили больше судов, чем союзники успевали строить. К концу 1943 года прирост тоннажа, наконец, превзошел общие потери на море, а во втором квартале потери немецких подводных лодок впервые превзошли их строительство. Впоследствии наступил момент, когда в Атлантике потери подводных лодок противника превысили потери в торговых судах. Но это, подчеркивает Черчилль, далось ценой длительной и ожесточенной борьбы.

Немецкие подводники громили и караваны транспортов союзников, доставляющих по ленд-лизу в Мурманск военную технику и материалы. Печально известный караван PQ-17 от ударов подводных лодок и авиации из 36 судов потерял 24 и вместе с ними 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомашин и 99 316 тонн грузов.

Во Второй мировой войне Германия вместо использования рейдеров – кораблей надводного флота – перешла к неограниченной подводной войне (uneingeschrдnkter U-Boot-Krieg), когда подводные лодки стали топить гражданские торговые суда без предупреждения и при этом не пытались спасти команды этих судов. Фактически был принят пиратский девиз: «Топи их всех». При этом командующий немецким подводным флотом вице-адмирал Карл Денниц разработал тактику «волчьих стай», когда атаки подводных лодок на конвои судов совершались группой субмарин одновременно. Карл Дениц организовал также систему снабжения подводных лодок непосредственно в океане, вдали от баз.

Чтобы избежать преследования подводных лодок противолодочными силами союзников, 17 сентября 1942 года Дениц отдал приказ Тритон Нуль или «приказ Лакония» (Laconia-Befehl), который запрещал командирам подводных лодок предпринимать любые попытки к спасению экипажей и пассажиров потопленных судов и кораблей.

До сентября 1942 года немецкие подводные лодки после атаки еще как-то оказывали помощь морякам потопленных судов. В частности, 12 сентября 1942 года подводная лодка U-156 потопила британское транспортное судно «Лакония» и оказала помощь в спасении экипажу и пассажирам. 16 сентября четыре подводные лодки (одна итальянская), имевшие на борту несколько сотен спасенных, были атакованы американскими самолетами, пилоты которых знали, что немцы и итальянцы спасали англичан.

«Волчьи стаи» подводных лодок Деница наносили конвоям союзников большой урон. В начале войны немецкий подводный флот был главенствующей силой в Атлантике. Великобритания с большим напряжением сил защищала свое транспортное судоходство, жизненно важное для метрополии. В первом полугодии 1942 года потери транспортов союзников от «волчьих стай» подводных лодок достигли максимального числа в 900 судов (водоизмещением 4 млн т). За весь 1942 год было потоплено 1664 судна союзников (водоизмещением 7 790 697 т), из них 1160 судов подводными лодками.

В 1943 году наступил перелом – на каждое потопленное судно союзников немецкий подводный флот стал терять одну подводную лодку. Всего в Германии было построено 1155 подлодок, из которых было утрачено в боевых действиях 644 ед. (67%). Подводные лодки того времени не могли находиться долго под водой, их на пути в Атлантику постоянно атаковали самолеты и корабли союзных флотов. Немецким подводным лодкам все же удавалось прорываться к усиленно охраняемым конвоям. Но им уже совершать это было намного труднее, несмотря на техническую оснащенность собственными радиолокаторами, усиленным зенитно-артиллерийским вооружением, а при атаках на суда – самонаводящимися акустическими торпедами. Однако в 1945 году, несмотря на агонию гитлеровского режима, подводная война еще продолжалась.

ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СЛУЧИЛОСЬ 30 ЯНВАРЯ 1945 ГОДА

В январе 1945 года советская армия стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев, боясь расплаты за злодеяния нацистов, стали беженцами и двигались к портовому городу Гдыне – немцы называли его Готенхафен. 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Офицеры получили приказ передислоцировать курсантов-подводников и их военное имущество, а в любом свободном закутке своих кораблей – разместить беженцев, и в первую очередь женщин и детей. Операция «Ганнибал» стала крупнейшей эвакуацией населения в истории мореплавания: свыше двух миллионов человек были транспортированы морскими судами на запад.


В Германии «Густлофф» – это символ катастрофы, а в России – символ наших военных побед. Фото 1939 года


Построенный в 1937 году «Вильгельм Густлофф», названный в честь убитого сподвижника Гитлера в Швейцарии, был одним из лучших немецких лайнеров. Десятипалубный лайнер водоизмещением в 25 484 т, казался им, как в свое время и «Титаник», непотопляемым. Великолепный круизный теплоход с кинотеатром и плавательным бассейном служил гордостью Третьего рейха. Он призван был продемонстрировать всему миру достижения нацистской Германии. Сам Гитлер участвовал в спуске судна, на котором была его личная каюта. Для гитлеровской организации культурного досуга «Сила через радость» лайнер в течение полутора лет перевозил отдыхающих в Норвегию и Швецию, а с началом Второй мировой войны стал плавучей казармой курсантов 2-й учебной дивизии подводного плавания.

30 января 1945 года «Густлофф» вышел в своей последний рейс из Готенхафена. О том, сколько на его борту было беженцев и военных, данные немецких источников разнятся. Что касается беженцев, то до 1990 года цифра была почти постоянной, поскольку многие выжившие в той трагедии жили в ГДР. По их свидетельским показаниям, цифра беженцев выросла до 10 тыс. человек. В отношении же военных на этом рейсе в последних источниках говорится о цифре в пределах полутора тысяч человек. Подсчетом занимались пассажирские помощники, одним из них был офицер Гейнц Шен, ставший после войны летописцем гибели «Густлоффа» и автором документальных книг на эту тему, в том числе «Катастрофа Густлоффа» и «SOS – Вильгельм Густлофф».

Шен подробно описывает историю гибели лайнера. В конце января над Данцингской бухтой бушевала снежная буря. В Готенхафене днем и ночью кипела работа. Передовые части Красной армии, неустанно продвигающиеся на запад, вызвали небывалую панику, фашисты поспешно вывозили награбленное имущество, демонтировали станки на заводах. А гул советских орудий все приближался.

«Вильгельм Густлофф», стоявший у причальной стенки, получает приказ принять на борт 4 тыс. человек для переброски их в Киль. А лайнер рассчитан на перевозку 1800 пассажиров. Ранним утром 25 января на судно хлынул поток военных и гражданских. Люди, несколько дней ждавшие транспорта, штурмом добывают места. Формально все входящие на корабль должны иметь специальный пропуск, а в действительности на корабль беспорядочно грузятся гитлеровские сановники, спасающие свою шкуру, офицеры военного флота, СС и полиции – все те, у кого земля горит под ногами.

29 января. В Гдыне все сильнее слышится рев советских «катюш», но «Густлофф» продолжает стоять у берега. На борту уже около 6 тыс. человек, но сотни людей продолжают штурмовать трап.

30 января 1945 года… Несмотря на все старания экипажа, проходы освободить не удалось. Только одно помещение не занято – апартаменты Гитлера. Но когда появляется состоящая из 13 человек семья бургомистра Гдыни, занимается и она. В 10 часов приходит приказ – выйти из порта…

Приближается полночь. Небо покрыто снеговыми тучами. Луна прячется за ними. Гейнц Шен спускается в каюту, наливает рюмку коньяка. Внезапно весь корпус судна содрогается, три торпеды бьют в борт …

«Вильгельм Густлофф» медленно погружается в воду. Для успокоения с мостика передают, будто лайнер сел на мель… Судно постепенно погружается на шестидесятиметровую глубину. Наконец раздается последняя команда: «Спасайся, кто может!» Повезло немногим: подошедшими кораблями было спасено всего около тысячи человек.

Девять кораблей участвовали в их спасении. Люди пытались спастись на спасательных плотах и шлюпках, но большинство выдерживало только несколько минут в ледяной воде. Всего, по данным Шена, выжило 1239 человек, из них половина, 528 человек, – личный состав немецких подводников, 123 человека вспомогательного женского состава ВМС, 86 раненых, 83 члена экипажа и только 419 беженцев. Таким образом, уцелело около 50% подводников и только 5% остальных пассажиров. Следует признать, что большую часть погибших составляли женщины и дети, самые незащищенные в любой войне. Вот почему в некоторых германских кругах пытаются причислить действия Маринеско к «военным преступлениям».

В этом отношении интересна вышедшая в 2002 году в Германии и почти сразу ставшая бестселлером повесть уроженца Данцинга, нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба», в основе которого лежит гибель «Вильгельма Густлоффа». Сочинение написано остроумно, но в нем звучит, перебивая все остальные, один лейтмотив: попытка вывести действия гитлеровской Европы и их победителя – Советский Союз – на одну плоскость, исходя из трагедии войны. Автор описывает жестокую сцену гибели пассажиров «Густлоффа» – мертвых детей, «плавающих вниз головами» из-за надетых на них громоздких спасательных жилетов. Читателя подводят к мысли, что подводная лодка «С-13» под командованием А.И. Маринеско потопила лайнер с беженцами на борту, спасающимися якобы от зверств и изнасилований наступающих солдат Красной Армии, жаждущих мести. А Маринеско – один из представителей этой надвигающейся «орды варваров». Обращает автор внимание и на то, что все четыре торпеды, подготовленные для атаки, имели надписи – «За Родину», «За советский народ», «За Ленинград» и «За Сталина». Кстати, последняя как раз и не смогла выйти из торпедного аппарата. Довольно подробно автор описывает всю биографию Маринеско. Подчеркивается, что перед походом он за провинности вызывался на допрос в НКВД, и только выход в море спас его от трибунала. Назойливо повторяющаяся в книге Грасса его характеристика как человека со слабостями внушает на эмоциональном уровне читателю мысль, что атака на «Густлофф» очень смахивает на «военное преступление», тень такая бросается, хотя для этого нет ни малейших оснований. Да, он пил не только нарзан и любил поволочиться за женщинами – кто же из мужчин в этом не грешен?

Что за судно пустил на дно Маринеско? Вопрос здесь стоит гораздо глубже – в трагедии войны. Даже самая справедливая война – бесчеловечна, ведь от нее в первую очередь страдает мирное население. По неумолимым законам войны Маринеско топил военный корабль. «Вильгельм Густлофф» имел соответствующие признаки: зенитное вооружение и флаг ВМС Германии, а также подчинялся военной дисциплине. В соответствии с морской конвенцией ООН он подпадает под определение военного корабля. И нет вины Маринеско в том, что он потопил корабль, на котором, помимо военных, находились и беженцы. Огромная вина в трагедии лежит на немецком командовании, которое руководствовалось военными интересами и не думало о гражданских людях. На совещании в ставке Гитлера по военно-морским вопросам 31 января 1945 года главнокомандующим ВМС Германии было заявлено, что «с самого начала было ясно, что при столь активных перевозках должны быть потери. Потери всегда очень тяжелы, но, к большому счастью, их не прибавилось».

До сих пор у нас используются данные, в отличие от цифр Шена, о том, что на «Густлоффе» погибло 3700 моряков-подводников, которыми могли бы укомплектовать 70 экипажей подводных лодок среднего тоннажа. Эта цифра, взятая из сообщения шведской газеты «Афтонбладет» от 2 февраля 1945 года, фигурировала в наградном листе А.И. Маринеско на звание Героя Советского Союза в феврале 1945 года. Но ВРИД командира бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга Л.А. Курников снизил уровень награды до ордена Красного Знамени. Живуча и легенда, сотворенная в 1960-е с легкой руки писателя Сергея Сергеевича Смирнова, обнародовавшего в то время неизвестные страницы войны. Но не был Маринеско «личным врагом Гитлера», и не объявлялся трехдневный траур в Германии по гибели «Густлоффа». Одним из аргументов является то, что эвакуации морем ожидали еще тысячи людей, и известие о катастрофе вызвало бы панику. Траур же объявлялся по самому Вильгельму Густлоффу, руководителю национал-социалистической партии в Швейцарии, убитому в 1936 году, а его убийца, студент Давид Франкфуртер, еврей по происхождению, был назван личным врагом фюрера.

ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНИКОВ, О КОТОРЫХ СПОРЯТ ДО СИХ ПОР

В 2015 году к 100-летию со дня рождения А.И. Маринеско издана книга М.Э. Морозова, А.Г. Свисюк, В.Н. Иващенко «Подводник № 1 Александр Маринеско. Документальный портрет» из серии «На линии фронта. Правда о войне». Нужно отдать должное, авторы собрали большое количество документов того времени и сделали подробный анализ этого события Великой Отечественной войны.

Вместе с тем, читая их анализ, испытываешь противоречивые чувства. Авторы вроде бы признают «вполне оправданным вручение «Золотой звезды» командиру с двумя крупными победами» в этом походе, «если бы не одно, но огромное но». «И командование бригады подводных лодок КБФ в 1945 году сумело разобраться в этом сложном вопросе, приняв правильное решение». Под «но» они имеют в виду как раз те слабости, которые приводят в указанной публикации и описывает в своей повести Гюнтер Грасс.

Также авторы, признавая большой риск действий и активность «С-13», ставят под сомнение героические действия экипажа подводной лодки, считая, что «общие условия тогдашней обстановки воспринимаются как довольно простые, а тактическая ситуация в момент атаки на «Густлоф» даже беспрецедентно легкой. То есть с точки зрения проявленного мастерства и самоотверженности этот конкретный случай к выдающимся отнести очень сложно».

«Атака века» детально разобрана специалистами. Говоря об атаке «С-13», стоит прежде всего отметить, что почти вся операция проводилась в основном в надводном положении и в прибрежном районе. Это был большой риск, поскольку подводная лодка находилась в этом положении длительное время, и в случае обнаружения (а Данцингская бухта – «домашняя» для немцев) она могла бы с большой вероятностью быть уничтожена. Здесь стоит также упомянуть о потерях КБФ. На Балтике, наиболее сложном театре морских военных действий, по разным причинам было утрачено 49 советских подводных лодок из 65, находившихся в начале войны в составе флота.

Любопытен сделанный анализ на совещании в ставке Гитлера 31 января 1945 года. В частности, было указано, что из-за недостатка в эскортных силах флот должен был ограничиться непосредственным охранением конвоев. Единственным фактическим средством противолодочной обороны являлись самолеты с радиолокационными установками, то самое оружие, которое дало возможность парализовать боевые действия их подводных лодок. ВВС доложили, что у них недостает ни горючего, ни достаточно эффективного оборудования для подобных операций. Фюрер приказал командованию ВВС заняться этим вопросом.

Не умаляет атаку и то, что «Густлофф» вышел из Готенхафена без соответствующего конвоирования раньше запланированного срока, не дождавшись кораблей охранения, поскольку надо было срочно перебросить немецких подводников из уже окруженной Восточной Пруссии. Единственным кораблем в охранении был только миноносец «Леве», который к тому же при 12-узловом ходе начал отставать из-за сильного волнения и бокового северо-западного ветра. Роковую роль сыграли ходовые огни, включенные на «Густлоффе» после того, как было получено сообщение о движении навстречу к нему отряда немецких тральщиков – именно по этим огням Маринеско и обнаружил транспорт. Для выхода в атаку было принято решение обогнать лайнер на параллельном курсе в надводном положении, занять позицию на носовых курсовых углах и выпустить торпеды. Начался длительный часовой обгон «Густлоффа». В течение последнего получаса лодка развила свой почти максимальный ход до 18 узлов, что она вряд ли совершала даже на ходовых сдаточных испытаниях в 1941 году. После чего подводная лодка легла на боевой курс, строго перпендикулярно левому борту транспорта, и произвела трехторпедный залп. О последующих маневрированиях в боевом донесении командира подводной лодки «С-13» капитана 3 ранга Маринеско записано: «…Уклонился срочным погружением… 2 СКР (сторожевые корабли) и 1 ТЩ (тральщик) обнаружили подлодку и начали ее преследование. Во время преследования было сброшено 12 глубинных бомб. Оторвался от преследования кораблей. От взрывов глубинных бомб повреждений не имел».

Отечественные подводные лодки, к сожалению, к началу войны не имели современных радиоэлектронных средств обнаружения. Практически основным источником информации о надводной обстановке у подводной лодки оставался перископ. Имевшиеся на вооружении шумопеленгаторы типа «Марс» позволяли на слух определить направление на источник шума с точностью плюс-минус 2 градуса. Дальность действия аппаратуры при хорошей гидрологии не превышала 40 кб. Командиры германских, британских и американских подводных лодок имели в своем распоряжении гидроакустические станции. Германские подводники при хорошей гидрологии обнаруживали одиночный транспорт в режиме шумопеленгования на дистанции до 100 кб, а уже с дистанции 20 кб могли получать дальность до него в режиме «Эхо». Все это, безусловно, напрямую влияло на эффективность применения отечественных подводных лодок, требовало от личного состава большой выучки. При этом у подводников, как ни у кого другого, в экипаже объективно главенствует один человек, своего рода Бог в отдельно взятом замкнутом пространстве. Таким образом, личность командира и судьба подводной лодки – это нечто целое. За годы войны на действующих флотах СССР из 229 командиров – участников боевых походов 135 (59%) хоть раз выходили в торпедную атаку, но только 65 (28%) из них сумели поразить цели торпедами.

Подводная лодка «С-13» в одном походе потопила тремя торпедами военный транспорт «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 т, и двумя торпедами – военный транспорт «Генерал фон Штойбен», 14 660 т. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года подводная лодка «С-13» была награждена орденом Красного Знамени. Своими героическими действиями «С-13» приблизила конец войны.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    5 марта 2017 15:23
    Вопрос к истории!
    «Вильгельм Густлофф» утоп?
    Ответ утоп!
    Вопросов больше нет!!!
  2. +9
    5 марта 2017 16:34
    Гражданских очень жалко. Но в этом виноват никак не Маринеско, а Гитлер со своим обезьянником. Думаю, если бы Маринеско знал что на этом ВОЕННОМ корабле было большое колличество женщин и детей - топить бы его не стал. Война и так подходила к концу и эти военные моряки находящиеся на этой гражданской посудине ничего бы не решили даже если бы достигли намеченных берегов.
    1. +14
      5 марта 2017 16:51
      Цитата: Vitalson
      Думаю, если бы Маринеско знал что на этом ВОЕННОМ корабле было большое колличество женщин и детей - топить бы его не стал.

      Для этого было бы достаточно вывесить на корабль флаг с "Красным крестом", но при условии отсутствии на корабле вооруженных людей, а вот они то и присутствовали на данном корабле. Так что "Карл ...." ЗАКОННАЯ ВОЕННАЯ ДОБЫЧА. И Маренеску, в отличии от "деток папаши Деница" не расстреливал спасающихся людей на воде.
      1. +6
        5 марта 2017 21:08
        В соответствии с международной конвенцией для придания "Густлоффу" статуса санитарного судна необходимо был перекрасить его в белый цвет, нарисовать на бортах красные кресты, снять зенитки и оставить на борту только раненых и гражданских.
    2. +12
      6 марта 2017 05:59
      Только за один Ленинград надо бы утопить всю нацистскую Германию.
  3. +21
    5 марта 2017 17:02
    Да Маринеско отправил на тот свет около 10 тыс фашистов. Похоронен он на Богословском кладбище, недалеко от могилы моего отца (майора), погибшего на Ленинградском фронте 27 декабря 1941 года.
    Я был лично знаком с Дважды Героем Советского Союза Вице адмиралом А.О. Шабалиным. ОН (его торпедный катер) отправил на тот свет более 20 тыс фашистов. Он более 140 раз атаковывал фашистские корабли.
    Маринеско Герой. Честь имею.
    1. +1
      5 марта 2017 19:35
      Уважаемый Мичман, Вы ничего не путаете? В вашем комментарии Вся информация соответствует истине? Ошибок нет?
      1. +2
        5 марта 2017 21:27
        Я Вам отправил отдельное сообщение. Прочтите , пожалуйста
        1. 0
          6 марта 2017 14:18
          Я прочел и ответил. Прочтите пожалуйста.
  4. +9
    5 марта 2017 18:03
    Своими героическими действиями «С-13» приблизила конец войны.
    ..И это реальность..
  5. +4
    5 марта 2017 18:22
    Цитата: svp67
    Цитата: Vitalson
    Думаю, если бы Маринеско знал что на этом ВОЕННОМ корабле было большое колличество женщин и детей - топить бы его не стал.

    Для этого было бы достаточно вывесить на корабль флаг с "Красным крестом", но при условии отсутствии на корабле вооруженных людей, а вот они то и присутствовали на данном корабле. Так что "Карл ...." ЗАКОННАЯ ВОЕННАЯ ДОБЫЧА. И Маренеску, в отличии от "деток папаши Деница" не расстреливал спасающихся людей на воде.

    Я Маринеско не обвиняю, во всём виноваты гадкая немчура, даже своих не пожалели, твари.....
  6. +4
    5 марта 2017 18:29
    Ну это обычная тактика западных деятелей: подставлять под удар гражданских, особенно женщин и детей, а потом обвинять во всех последствиях своих противников.

    С той же "Лузитанией" была история, пароход значился в списках как вспомогательное военное судно, и в момент гибели тоже вез в трюмах военный груз, а не только сироток - вот кстати вопрос, зачем понадобилось так срочно кучу сироток отправлять через океан во время военных действий! Зачем потребовалось курс корабля с сиротками направлять в самый опасный район при этом! - а когда первый же встречный немец сделал то, что неизбежно должен был сделать, подняли вой.
  7. +11
    5 марта 2017 18:32
    Пацаны а Око за Око уже не играет и то что творили дойчи на море и Веронию и Армению(как раз под красным крестом)и расстрелы на северах со всплывших U-boat наших людей да вы что там совсем..Мы имели ПОЛНОЕ право стереть всю Германию и только наше извечное славянское милосердие..Кстати Лайми не заморачивались и за свой Конвентри палили города за милую душу и что где вопли и расследования ась.Маринеско и любой русский солдат были в своем ПРАВЕ.Как писал Эринбург сколько раз встретишь немца столько раз его и убей и это ПРАВИЛЬНО
    1. +5
      5 марта 2017 20:54
      Цитата: WapentakeLokki
      сколько раз встретишь немца столько раз его и убей и это ПРАВИЛЬНО

      И этого мало.
      После зверств немцев на территории СССР, нет этим уродам места на земле.
      Гуманизм он обоюдоострый.
      Фронтовики разное рассказывали про справедливое отношение к врагу...

      В апреле 1945 г., по рассказам фронтовика артиллериста, уже апримерно знали, где и когда закончится война.
      Своих берегли, как могли.
      И был ли приказ не ведомо, но артиллерист рассказывал, что их командир спланировал успеть выпустить весь боезапас в берлине....
      Наверное, это и есть воплощение справедливости.
    2. +6
      5 марта 2017 21:13
      При чем тут милосердие - на борту "Густлоффа" кроме гражданских лиц находилось несколько тысяч немецких военнослужащих, которых необходимо было уничтожить.

      В соответствие с международными конвенциями гибель гражданских лиц в этом случае лежит на ответственности немецкого командования.
    3. +6
      7 марта 2017 12:00
      могу лишь выразить полное и абсолютное согласие,не в чем тут каяться,на западе о милосердии вспоминают только когда их как свиней резать начинают,смерть других людей им безразлична,а если вспомнить кто был основными пассажирами на Густлове и Штойбене вопрос совсем отпадает,сколько народу утопили бы впоследствии этими пассажиры-подводники доберись они до своих пл одному Богу известно.
    4. +2
      7 марта 2017 12:27
      Цитата: WapentakeLokki
      .Мы имели ПОЛНОЕ право стереть всю Германию


      Чем бы МЫ отличались от НИХ?
      1. 0
        10 июня 2017 14:57
        Тем что мы защищались против захватчиков которые пришли нас уничтожить. Вот так то.
  8. +7
    5 марта 2017 18:36
    Не знал я что Чингиз Айтматов в тойже говьёненькой компашке что и Лясандр Иссакович Солженицын, я был о нём лучшего мнения.
    1. +1
      6 марта 2017 23:53
      В разгар перестройки, году в 1988, в Комсомолке была ехидная статья про Айтматова, который ратовал за увеличение школ с преподаванием на киргизском языке, при этом в газете сообщалась, что его дети учатся в английской спецшколе.
  9. +2
    5 марта 2017 18:50
    Подводник он, конечно, замечательный, но командование понизило степень его награды совершенно законно. Конечно, после его пьяного загула перед выходом на боевое задание Маринеско заслуживал отстранения от должности, но шла война, поэтому было принято решение отправить его в боевой поход. Он сумел провести свою "атаку века", но награда была понижена вполне правильно: если бы ему дали Героя, то вряд ли увеличилось бы количество удачных атак наших подводников, а вот количество пьяных загулов возросло бы в разы. Кстати, в своём экипаже он вряд ли бы потерпел такой активный "отдых" на берегу, списал бы немедленно. Награждение его в 1990 году было абсолютно незаконно: вот если бы открылись ранее неизвестные обстоятельства, то надо было их обнародовать и на этой основе повысить статус награждения, отменив старое, а так получилось, что за один подвиг его наградили дважды.
    1. +1
      5 марта 2017 19:33
      Жизнь и война имеют такие загигулины, что без ...... не разобраться! Ваша версия имеет право жить, но и повторное награждение суть подвига не умоляет. Не первый и не последний! Дисциплина и готовность совеишить подвиг это две стороны медали, которые в целом только подтверждают правило - победителей не судят. Человек животное сложное, инногда не подающаяся восприятию зжоавому смыслу и буакве устава. Награждение Маринеско звездой героя - это признание подвига всего экипажа С-13, это осознание подвига Флота, это еще одна героическая стоаница истории нашего народа.
      Послесловие, а то как в школе: Васечкин ты вазу разбил! Разбил, за это минус один бал за хоровое пение по музыке!!!
      Еще тошнее бывает когда наказывают, через коллектив!
      1. 0
        5 марта 2017 19:47
        Уважаемый, тогда командование сначала поступило не по букве закона (не сняла Маринеско с командования), что разумно. И наградило не высшей мерой, что тоже разумно. Насчёт экипажа - он его вышколил, они достойны наград, тем более, что по портовым девушкам пониженной социальной ответственности в тот момент они не ходили и награды они получили. Тут важен сам процесс награждения: за один подвиг дважды не награждают, а награждают лишь при новых обстоятельствах и с отменой прежнего награждения. А ничего этого не было сделано.
    2. +2
      5 марта 2017 21:17
      Понизили Маринеско из-за зависти командования подводных сил Балтфлота, тупость и глупость которого привела к выбытию из боевого состава 45 ПЛ из 69, бывших в наличии на начало войны.
      1. 0
        5 марта 2017 22:07
        Ну чему может завидовать командование КБФ - возможности торчать три дня с потаскухой, что ли? А С-13 всё это время небоеспособна. Уверен, сам Маринеско своего штурмана в подобной ситуации отдал бы под трибунал, и был бы прав. А про 1990 год - как дважды награждать за один поступок, так и дважды наказывать - нельзя. Процедуру описал: по вновь открывшимся обстоятельствам (обстоятельства перечисляются) отменяется прежнее награждение и назначается другое. А так получился классический позднесоветский бардак.
        1. +1
          6 марта 2017 00:34
          Завидовали, что одна лодка Маринеско перекрыла по результативности все подводные силы БФ.

          Кстати, откуда вам известно, что финская пассия Маринеско была потаскухой - большой личный опыт?
          1. 0
            6 марта 2017 08:51
            Рад, что Вы вступаетесь за честь Прекрасной Незнакомки. Это не принципиально, Пусть это будет большая и чистая любовь, в результате которой боевой корабль во время войны на 3 дня был выведен из строя.
            1. 0
              6 марта 2017 10:48
              Прямо таки выведен из строя? И что, три дня не выполнялся приказ о выходе в море?
              1. +1
                6 марта 2017 23:55
                А как лодка выйдет в море без командира? Смею Вас уверить - никак. Вот за это Героя и не получил.
                1. 0
                  7 марта 2017 00:00
                  Ещё раз - во время отсутствия Маринеско был получен приказ на выход в море или же лодка находилась на базе в плановом порядке?

                  Для вашего сведения - команде лодки был прекрасно известен адрес пассии Маринеско.
                  1. 0
                    7 марта 2017 00:23
                    Вы полагаете, что на ПЛ Маринеско должен был быть доставлен вооружённым патрулём от своей "девушки пониженной социальной ответственности"? А при чём тут знания команды ПЛ? Она, что, всю команду по очереди принимала? На все случаи неповиновения командованию (какое бы оно по-Вашему разумению не было) есть закон военного времени. По его вине 3 дня ПЛ была небоеспособна.
                    1. 0
                      7 марта 2017 01:55
                      Значит, вам ничего не известно о приказе на выход в море ПЛ во время отсутствия Маринеско.

                      Ведь в случае наличия такого приказа Маринеско в течение часа был бы извещен о нем командой и прибыл бы на лодку.

                      Т.е. вы совершенно сознательно возводите поклеп на Маринеско в части лишения боеспособности ПЛ.

                      Кстати, где факт неповиновения Маринеско приказу командования типа не покидать расположения части (ВМБ) во время плановой стоянки ПЛ?
                      1. 0
                        7 марта 2017 08:57
                        Уймись, защитник. Похоже, ты никогда и ни кем не руководил, знаток исторических документов (сканы, что ли бы предоставил).
  10. +2
    5 марта 2017 21:04
    М.Э. Морозов, А.Г. Свисюк, В.Н. Иващенко - деб.лы.
  11. 0
    5 марта 2017 22:25
    Не касаясь.морально-этической стороны этого эпизода.хочу спросить-чем же эта атака столь примечательна что её так пафосно называют "атакой века" !!!!????
    1. +1
      5 марта 2017 23:11
      Ничем. Это чистый пиар. Атака не являлась рекордной ни по исполнению ни по числу жертв.
    2. +3
      6 марта 2017 00:35
      Атака Маринеско уникальна тактикой и результатом - см. реакцию британского Адмиралтейства.
      1. +1
        10 марта 2017 23:16
        Ни тактика ни результаты не были уникальны. Даже для нашего флота.
  12. 0
    5 марта 2017 23:09
    Интересно а если бы Густав шел без конвоя и вооружения то что ....
    1. +3
      6 марта 2017 00:09
      Цитата: Kenneth
      Интересно а если бы Густав шел без конвоя и вооружения то что ....

      То повторил бы судьбу "Армении" на Чёрном море. Там хватило одного торедоносца Не-111.
      http://from-ua.com/news/7044-ukrainskie-uchenie-u
      stanovili-obstoyatelstva-gibeli-armenii.html
      Не смотрите, что в заголовке "Украинские учёные", это действительно правдивое исследование. Статья 2005. Здесь не упоминался "Таллинский переход",точнее упомянули только одно госпитальное судно погибшее во время этого перехода: теплоход "Вирония"
    2. +1
      6 марта 2017 00:40
      "Густлоффу", чтобы стать госпитальным судном, нужно было ещё и перекраситься в белый цыет, а также выгнать на берег всех военнослужащих, не являющихся ранеными.
      1. +2
        6 марта 2017 00:46
        Цитата: Оператор
        а также выгнать на берег всех военнослужащих, не являющихся ранеными

        - laughing good laughing
        - навеяло вот:

        Цитата: Я.Гашек Похождения бравого солдата Швейка
        - Так вы уже здесь,- сказал он, обращаясь к Швейку.- А, это вас привели. Э... нет ли у вас спичек?
        - Никак нет, господин фельдкурат,- ответил Швейк.
        - А... а почему у вас нет спичек? Каждый солдат должен иметь спички, чтобы закурить. Солдат, не имеющий спичек, является... является... Ну?
        - Осмелюсь доложить, является без спичек,- подсказал Швейк.
  13. +1
    6 марта 2017 06:51
    "Высокоморальная" позиция оплёвывания Маринеско сопоставима-ли с моралью бомбивших Дрезден, Токио, Хиросиму, Нагасаки? По-моему вполне сопоставима! am
  14. +4
    6 марта 2017 09:42
    в 1941 году немцы потопили пароход "Армения" с беженцами и раненными.Западная пресса хором заявляет, что это была военная необходимость и точка
    1. 0
      6 марта 2017 12:42
      Зы!!! Потопление Армении конечно тоже трагедия э но нужно учитывать что она была вооружена что автоматически исключеет ее из класса госпитальных судов. Так же она шла под прикрытием катеров охранения а это уже военный конвой
      1. +1
        6 марта 2017 13:43
        зы-2! на Густлаффе тоже были зенитки и тоже был в сопровождении эсминца (Меве) , а жалобный вой по жертвам большевизма не утихает
        1. 0
          6 марта 2017 16:26
          Ну кто то может и вопит о невинно убиенных,просто всегда поражали двойные стандарты у нас. Густлов утопили правельно а вот Армению нельзя было топить. Хотя по факту эти два корабля в момент потопления несли одинаковый статус- Войсковой вооруженный транспорт... Так что про вой это не ко мне hi
  15. +1
    6 марта 2017 16:57
    Цитата: Nehist
    Так что про вой это не ко мне

    Почему не к Вам?
    Каждый видит то что хочет, вот и вы видите в плавучем госпитале с нанесёнными красными крестами, шедший с охранением, такую же цель, как и военный транспорт шедший в составе военного конвоя. Единственно, что общего наличие зенитного вооружения...

    А по жизни, в одном случае был потоплен плавучий госпиталь, в другом, военный транспорт. Достаточно понятно?
    1. +2
      6 марта 2017 22:15
      Тоесть вы обвиняете немцев в нарушении правил ведения войны на море? Вот только нарушения были допущенны совецким командованием. И внимательно прочтите выше наличия вооружения на корабле автоматически исключает корбль из класса госпитальных.
      Гаагская Конвенция выдвигает следующие требования к госпитальным судам:
      . 1) О госпитальном судне должно было быть сообщено обоим воюющим сторонам 2) Оно должно быть выкрашено в белый цвет и иметь вдоль борта полосу красного цвета если оно снаряжено на частные средства и зелёную если судно снаряжено за счёт правительства 3) Судно должно нести два флага национальный и под ним флаг красного креста. 4) Должно иметь так же красные кресты на видных местах 5) Судно может быть остановлено и осмотрено не только судами воюющих сторон, но и судами нейтральных держав. 6) Судно обязано оказывать помощь всем в этом нуждающимся в не зависимости от принадлежности. 7) Судно не имеет право оказывать какое либо содействие носящее военный характер. 8) Весь личный состав судна неприкосновенен 9) В случае нарушения гаагской конвенции судно лишается всех своих прерогатив 10) Нарушения со стороны одного госпитального судна даёт право не признавать и за всеми прочими госпитальными судами врага их прав.
      То что Армения была окрашена в защитную окраску и несла вооружение вас не смущает. Вобщем найдите про Армению и посщитайте сколько пунктов было нарушено. Учите мат часть.
      1. +1
        7 марта 2017 13:43
        Красиво написано. Немцам лучше объяснил бы, что такое Гаагская Конвенция, когда они по Красным Крестам стреляли. Кстати,(поищите в истории), немецкие и итальянские подлодки спасали своих же жертв после торпедной атаки, но их вы следили "белые и пухнастые" приверженцы Гаагской Конвенции в лице англичан и начали активно топить, отлично зная, что топят и военных и гражданских. Результат: приказ Денница - не оказывать какой-либо помощи потерпевшим.
        1. 0
          7 марта 2017 14:27
          Копия №135

          Секретно

          Приказ командующего подводными силами №121

          Нижеперечисленное не должно быть потоплено:

          a) Госпитальные судна. Опознаются по следующим признакам:
          Военные госпитальные судна, окрашен белым цветом, с горизонтальной зеленой полосой приблизительно 1.5 метра шириной.
          Госпитальные суда добровольных организаций имеют те же признаки, но помимо указанных есть еще красная полоса.
          Все госпитальные суда несут рядом с национальным флагом, белый флаг с красным крестом

          Следующие английские госпитальные судна были зарегистрирован

          Maine

          No. 1

          Vita

          No. 8

          Atlantis

          No. 2

          Dorsetshire

          No. 23

          Isle of Jersey

          No. 3

          St. Andrews

          No. 24

          Wasna

          No. 4

          Somersetshire

          No. 25

          Ada

          No. 5

          St. David

          No. 27

          Orfordshire

          No. 6

          M.V. Amro

          No. 41

          Amarapoore

          No. 7

          Namund (Australia)

          9,115 BRT

          Номера нанесены на носу и корме судов белой краской на черном фоне.

          b) Суда, зафрахтованные Швейцарией для ее собственных нужд, несущие национальный флаг владельцев, но также имеющих швейцарский флаг и надпись "Schwitzerland" нарисованную на бортах. (Швейцарское Правительство гарантирует, что их груз предназначен исключительно для Швейцарии).

          Подписано: Дениц
      2. 0
        8 марта 2017 08:00
        Цитата: Nehist
        Тоесть вы обвиняете немцев в нарушении правил ведения войны на море?

        Нюнберг их обвинил
        Вы так и не поняли о чём разговор, счастливый Вы человек.
        1. 0
          8 марта 2017 13:16
          Да нет это вы уважаемый не поняли о чем разговор.
          1. 0
            13 марта 2017 08:48
            Прекрасно понял, но последней "правильной войной" была русско-японская война начала прошлого века. Не мной сказано.
            Увы, такова реальность. Воюют люди, а не бумажки.
  16. 0
    7 марта 2017 10:25
    Авиатор_,
    Я с вами свиней не пас, "богоизбранный".
  17. 0
    7 марта 2017 12:30
    Цитата: Оператор
    В соответствии с международной конвенцией для придания "Густлоффу" статуса санитарного судна необходимо был перекрасить его в белый цвет, нарисовать на бортах красные кресты, снять зенитки и оставить на борту только раненых и гражданских.

    Какой на хре... крест??? Белые и пушисты с большим удовольствием топили санитарные суда с БОЛЬШИМИ КРАСНЫМИ КРЕСТАМИ на борту!!! Пример: Таллинский поход 1941 года. Черное море : отход КА из Одессы... и прочая... Из воспоминаний ветеранов: КРАСНЫЙ КРЕСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ - отличная мишень для немецкого СВЕРХЧЕЛОВЕКА!
    1. +1
      7 марта 2017 13:00
      В статье и комментах обсуждаются действия советских моряков по отношению к немецким судам.

      Для справки - согласно международной конвенции госпитальное судно не только должно быть разоружено, покрашено в белый цвет с красными крестами, но и должно следовать без конвоя военных кораблей для возможности контрольной высадки на его борт команды противника.

      Например, грузопассажирский теплоход "Армения", вооруженный зенитными пушками и шедший в составе конвоя из военных катеров, являлся законной целью для противника. Ответственность за потопление "Армении" лежит на командовании Черноморского флота.

      То же самое относится к Таллинскому переходу 1941 года - госпитальные суда следовали в составе конвоя.

      Какое потопленное госпитальное судно вы имеете в виду при обороне Одессы в 1941 году?
      1. 0
        8 марта 2017 18:03
        Цитата: Оператор
        Например, грузопассажирский теплоход "Армения", вооруженный зенитными пушками и шедший в составе конвоя из военных катеров, являлся законной целью для противника. Ответственность за потопление "Армении" лежит на командовании Черноморского флота.То же самое относится к Таллинскому переходу 1941 года - госпитальные суда следовали в составе конвоя.

        Если бы это было написано в 1904 году, можно было бы и по обсуждать...
        Но сегодня???
        После лавины военных преступлений, которые делались ради устрашения, ради развлечения, из личной мести, или из-за бабла...
        Здесь можно было бы припомнить разорения русских окраин англичанами, особенно если в радиусе в сотни верст не было ни единого русского солдата или моряка... еще во времена Крымской войны.
        Можно припомнить поведение японцев, обученных морскому делу англичанами, в японо-китайскую войну...
        Немцы тоже хороши - потопление "Лузитании" и еще нескольких десятков одиночных судов в первую мировую...
        Газовые атаки на всех без разбора - и солдат, и раненых, и медсестричек...

        По этой причине только откровенный д.у.р.а.к мог отправить транспорт с эвакуированными и ранеными без конвоя. Это про "Армению", "Виенибе" и другие наши транспортные суда ...
        Никаких человеколюбивых иллюзий никогда не испытывал.
        Знал, что война против СССР всегда была и будет тотальная - именно против Народа.

        Международные договоры рассматривал и рассматриваю, как попытку заручиться индульгенцией на случай военного поражения. Якобы, воевали, убивали. но ... не виноваты. Военных, коммунистов, .... убивать якобы можно...

        Потопление "Густлова" считаю абсолютно справедливым действием...

        Ибо бомбежки или ежедневные артиллерийские обстрелы Ленинграда в миллиарды раз большее военное преступление, чем потопление фашистского корабля с военными преступниками на борту.
        1. 0
          8 марта 2017 18:42
          Правильно рассматриваете - "Густлофф" был потоплен справедливо. Но ещё и законно - в рамках международной конвенции.

          С "Арменией" и "Виенибе" была совершена преступная халатность со стороны командования Черноморского и Балтийского флотов - госпитальные суда необходимо:
          - или красить как требует конвенция, снимать зенитное вооружение и отправлять в море без конвоя;
          - или наносить маскировку, ставить зенитное вооружение и отправлять в море в составе конвоя.
  18. 0
    7 марта 2017 13:19
    Цитата: Nehist
    Ну кто то может и вопит о невинно убиенных,просто всегда поражали двойные стандарты у нас. Густлов утопили правильно а вот Армению нельзя было топить. Хотя по факту эти два корабля в момент потопления несли одинаковый статус- Войсковой вооруженный транспорт... Так что про вой это не ко мне hi

    Конечно правильно: вопит тот, кто имеет двойные стандарты - арийцев (генетически развитая нация) потопили ( "Густлов" - это преступление!!! "Армения" - подумаешь, "не догенетики" славяне!!!
    1. 0
      7 марта 2017 13:33
      Мне без разницы! Что Армения что Густлов! Они что де юре что де факто были вооруженными транспортами и шли в составе конвоя. И вообще по документам от 13 июля 1941 г. Не признания конвенции о госпитальных короблях было обоюдным что со стороны Германии что со стороны СССР! Есть официальное письмо народного комиссара иностранных дел СССР В.М.Молотова посланнику Болгарии в СССР И.Стаменову. Именно через Болгарию велась вся дип переписка во время войны между СССР и третьим рейхом.
      1. 0
        7 марта 2017 13:57
        Болгария участвовала во ВМВ на стороне Германии, поэтому никакая переписка СССР с Третьим рейхом через неё не велась. Во время ВМВ НКИД СССР односторонне извещал МИД Германии через МИД Швеции.

        Ни СССР, ни Германия не отказывались от признания статуса госпитальных судов. Кроме того, Германия была ещё и участником международной конвенции по защите госпитальных судов, которая обязывала её исполнять конвенцию даже по отношению к не участвующим в конвенции государствам. Что Германия фактически и делала по отношению к СССР, который в свою очередь фактически делал по отношению к Германии.

        Германия нарушила соответствующую международную конвенцию лишь по отношению к советским военнопленным.
        1. 0
          7 марта 2017 14:13
          "имею честь довести до Вашего сведения, что после установления фактов систематического вероломного нарушения германским правительством международных договоров и конвенций советское правительство не может верить тому, что Гаагская конвенция будет германским правительством соблюдаться. Ввиду того что советское правительство уже заявляло протест против имевших место со стороны германской армии обстрелов советских госпиталей вопреки элементарным нормам международного права, советское правительство имеет все основания подозревать, что германское правительство не будет соблюдать постановлений Гаагской конвенции и что госпитальные суда будут им использованы в военных целях.

          В силу изложенного советское правительство не может согласиться на применение в отношении этих судов режима, предусмотренного Гаагской конвенцией от 18 октября 1907 г."
          Комиссара иностранных дел СССР В.М.Молотов Посланнику Болгарии в СССР И.Стаменову
          И в состоянии войны СССР и Болгария находились только с 5 сентебря 1944 года!!!
          1. 0
            7 марта 2017 14:43
            МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            ДОКУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
            22 июня 1941 - 1 января 1942
            МОСКВА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» 2000

            ТОМ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

            ПИСЬМО НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА ПОСЛАННИКУ БОЛГАРИИ В СССР И.СТАМЕНОВУ
            13 июля 1941 г.

            Господин Посланник!
            Подтверждая получение Ваших нот от 11 и 12 июля с.г. относительно сообщения германским правительством названия судов, предназначенных им к использованию в Балтийском море и Северном Ледовитом океане в качестве военных лазаретов, имею честь довести до Вашего сведения, что после установления фактов систематического вероломного нарушения германским правительством международных договоров и конвенций советское правительство не может верить тому, что Гаагская конвенция будет германским правительством соблюдаться. Ввиду того что советское правительство уже заявляло протест против имевших место со стороны германской армии обстрелов советских госпиталей вопреки элементарным нормам международного права, советское правительство имеет все основания подозревать, что германское правительство не будет соблюдать постановлений Гаагской конвенции и что госпитальные суда будут им использованы в военных целях.
            В силу изложенного советское правительство не может согласиться на применение в отношении этих судов режима, предусмотренного Гаагской конвенцией от 18 октября 1907 г.
            Прошу Вас, господин посланник, принять уверения в моем высоком к Вам уважении.
            В. Молотов
            АВП РФ. ф. 74. оп. 23, п. 12, д. 1. л. 67.
            http://www.katyn-books.ru/archive/foreign/Doc.vne
            sh.polit_24.htm

            P.S. По факту это ничего не меняет - Германия и СССР за всю войну не потопили ни одного госпитального судна, отвечающего требованиям международной конвенции.
            1. 0
              7 марта 2017 22:17
              Согласен,за исключением одного случая! Это потопление люфтваффе Виенибе
              1. 0
                7 марта 2017 22:30
                27 июня 1941 года госпитальное судно "Виенибе" вышло из Лиепаи в сопровождении конвоя из трёх торпедных катеров, что является нарушением международной конвенции.
                1. 0
                  8 марта 2017 02:36
                  После проводки катерами через минные загорождения катера отошли от Виенибе. Н эемецкое командование было предупреждено.
                  Поэтому когда Виениба выходила из Лиепайского порта немецкая артиллерия ее не обстреливала, но люфтваффам никто не указ.
                  Катера эскорта должны были вывести судно из порта. От мин типа и все такое. Сопровождать эту тихоходную посудину на всем маршруте они не могли.
                  Торпедные катера что вышли вместе с ним = шли южнее. И никак не могли ни стрелять по самолетам ни прикрыть судно - фактически они выведя судно из порта шли отдельно, и другим курсом. Только после сброса немцами бомб и пулеметной штурмовки - катера пришли к месту трагедии и пытались прикрыть погибающих
                  1. 0
                    8 марта 2017 10:58
                    Какая окраска была у "Виенибе" - белый корпус, зеленая полоса, горчичного цвета трубы?
  19. +1
    7 марта 2017 13:54
    Цитата: Циник
    Цитата: Nehist
    Так что про вой это не ко мне

    Почему не к Вам?
    Каждый видит то что хочет, вот и вы видите в плавучем госпитале с нанесёнными красными крестами, шедший с охранением, такую же цель, как и военный транспорт шедший в составе военного конвоя. Единственно, что общего наличие зенитного вооружения...
    А по жизни, в одном случае был потоплен плавучий госпиталь, в другом, военный транспорт. Достаточно понятно?

    А "по жизни" объясни фашисту: ГДЕ БОЛЬШОЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ, а где военный транспорт!!! Он же дальтоник, когда воюет на Восточном фронте!!!
    1. 0
      8 марта 2017 18:12
      Цитата: Aleks Neym
      А "по жизни" объясни фашисту: ГДЕ БОЛЬШОЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ, а где военный транспорт!!! Он же дальтоник, когда воюет на Восточном фронте!!!

      Истина!
      И, как выяснилось, на восточном фронте все гейропейцы становытся фашистами...
  20. 0
    7 марта 2017 15:00
    Что это вы вскобенились, любозадые гейропы!!! Вопрос поставили: прав или не прав Маринеско? Война! Может быть, ему , на правах приза, стоило всплыть, захватить и привести на буксире? И овцы целы, и волки сыты! А как же три немецких капитана-подводника, заключивших пари на 300000 тонн? Прошу ВАС, лелейте своих, славянских, ГЕРОЕВ!!! Западенцев на вашу сраку итак найдётся! Придурков и так хватает!!!
    1. 0
      7 марта 2017 22:21
      Уважаемый вы вообще в суть вникните! Тут ни кто не отрицает правомочности потопления Густлова. И это у вас в стране в гейвропу рвуться а не у нас,так что будте любезны у себя порядок на ведите и не хамите не знакомым людям.
  21. 0
    8 марта 2017 22:20
    Статья изобилует неточностями. Проходя службу на БФ первым делом нам комиссары рассказывали об этой победе. Это же конечно шедевр военный и характер командира проявился полностью. Густлов вышел из Пиллау основным контингентом была школа подплава и часть - гражданское население. При обнаружении конвоя лодка начала догонять транспорт, который ускорился. Командир конвоя применял противолодочный маневр, но кто мог подумать, что лодка в надводном положении будет догонять судно и даже умудрится успокоить корабль охранения, ответив ему семафором. Далее транспорт был потоплен из кормовых торпедных аппаратов. Лодки у немцев были, а вот экипажи были потоплены. Даже если бы у него не было других побед только за это его и экипаж следовало наградить. А препятствовало этому Политуправление БФ, а после войны Политуправление ВМФ.
  22. 0
    9 марта 2017 15:26
    Цитата: Nehist
    Уважаемый вы вообще в суть вникните! Тут ни кто не отрицает правомочности потопления Густлова. И это у вас в стране в гейвропу рвуться а не у нас,так что будте любезны у себя порядок на ведите и не хамите не знакомым людям.

    Значок ничего не значит: это место регистрации. У меня РОДИНА ОДНА, и ПРИСЯГУ Я ПРИНЯЛ ОДИН РАЗ!(хотя сколько раз вызывали на приём присяге - подписать серую бумажку). Гейропейцы в комментариях к этой статье те, которые разлогольствуют : что. где, какие краски? вооружение( есть или нет)? охрана рядом, аль на какой -то дистанции? знает ли Гаагскую Конвенцию(ГК): как капитан потопленного судна, так и командир пл?... и прочая, прочая,,, Так всё таки: в чьих интересах эта разборка: гейропейцев или во славу СОВЕТСКОГО НАРОДА??? Прав "Котеще" - утоп? - утоп!, вопросов нет!
  23. 0
    10 марта 2017 02:33
    Вот не немцам Россию ругать. Немецкая авиация и подлодки частенько бомбили и топили и корабли и железнодорожные эшелоны с четко различимыми знаками красного креста.
  24. kig
    0
    19 октября 2017 03:48
    Тут вот многие пишут, что поскольку на борту судна были не только военные, но и гражданские люди, то виновато в этом немецкое военное командование, которое не думало о гражданских. А давайте вспомним эвакуацию Севастополя и Одессы, и гибель транспорта Армения, потопленный самолетом-торпедоносцем. Там, кстати, погибло едва ли не больше людей, чем на Густлофе. Если следовать этой логике, то в гибели Армении виновато командование ЧФ, так как вооружило санитарный транспорт зенитными орудиями, и погрузило туда некоторое количество военных. А виновата ВОЙНА, которая началась не по нашей инициативе. Факт нападения Германии никто пока что не оспаривает.

    Работал я как-то на пароходе под немецким флагом. Все офицеры там были немцы, и я один русский затесался среди них. И был у нас старпом-немец, весьма похожий на викинга. Рыжая борода, свирепая морда, трубный голос, ручищи толщиной с мою ногу. Родился он под Калининградом где-то в 38-39 году, и все мечтал съездить посмотреть на те места. Не знаю, удалось ему это или нет. Как-то за бутылкой пива рассказал, как в 45 году они с мамой удирали от советских войск. По пути колонне надо было пересечь озеро, но лед разбомбили русские самолеты, поэтому пришлось задержаться, и в итоге они опоздали на пароход, который шел в Германию. Очень расстроились. Но пароход утопила русская подводная лодка, и когда они об этом узнали, то очень обрадовались. Тут он еще раз глотнул, развел руками и сказал - вот такое было время. Я спросил - а название судна было не Вильгельм Густлоф? Да, ответил он, откуда ты знаешь? Да у нас все об этом знают, сказал я. А отец - продолжал он - погиб в Сталинграде, их завалило в подвале дома, и когда их откопали, то они были все целые, никаких ран, только мертвые. Другой немец, старший механик из бывшей ГДР, вспомнил - а мой отец был в плену, и я до сих пор помню матерные частушки, которые он частенько пел. А мой, сказал я, был тяжело ранен в Польше и уже не участвовал - повезло. И мы чокнулись бутылками.
  25. 0
    18 декабря 2017 15:24
    "любил поволочиться за женщинами – кто же из мужчин в этом не грешен?" - как далек автор от европейских ценностей.)))
  26. 0
    19 марта 2018 20:21
    "Отечественные подводные лодки, к сожалению, к началу войны не имели современных радиоэлектронных средств обнаружения." Радиоволны очень плохо распространяются в солёной воде. тогда и сейчас основным инструментом подводников является СОНАР,