Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Силоамская купель для Российского образования

В бытность министром образования А.А.Фурсенко на ежегодном молодежном форуме на Селегере 23 июля 2007 г. назвал советскую систему образования косной, обосновав свое умозаключение следующим образом: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Силоамская купель для Российского образования


В ежегодном послании Федеральному Собранию в декабре 2016 г. Президент РФ В.В. Путин, по сути, призвал вернуться к этой «косной советской системе»: «Нужно развивать самостоятельное мышление школьников, умение работать индивидуально и в команде, добиваться поставленных целей и уметь ставить их. Уметь решать нестандартные задачи».


Интересно, как «квалифицированному потребителю» удастся решать нестандартные задачи. Для этого требуются «нестандартные мозги». Вырастить человека с нестандартным образом мышления в «стойле» системы менеджмента качества невозможно. Возник явный диссонанс с прежней стратегией советника президента РФ по науке А.А.Фурсенко.

Но вопреки ожиданиям, «силоамская купель» (вода которой обладала чудесным свойством исцелять больных, Евангелие от Иоанна гл. 9, ст. 7), эффекта оздоровления в сфере образования пока не дает, в очередной раз, подтверждая справедливость фразы О.Уайльда: «В России нет ничего невозможного, кроме реформ».

«On-line» образование

В последнее время активизировалась кампания по продвижению дистанционного «on-line» образования. Апологеты очередного нововведения усматривают выгоды дистанционного обучения в том, что оно позволит привлекать к чтению лекций только высококвалифицированных преподавателей, материалы которых будут читаться в режиме on-line либо видеозаписи.

Ректор НИУ ВШЭ Я.Кузьминов доложил об успехах в этой области В.В.Путину, и, судя по реакции президента, эта идея получила одобрение. Как побочный, но весьма значимый для бюджета результат - снижение расходов на образование. А они - расходы и так весьма скромные, о чем постоянно говорят представители образования и общественности, например, академик В.И.Арнольд на парламентских слушаньях 2002 г. Уже тогда он предостерегал от следования западным вариантам «инновационного образования», приводя убедительные примеры пагубности западных стандартов.

Преждевременные восторги по поводу ожидаемых побед мы испытывали неоднократно. Одна «инновационная» кампания сменяет другую, оставляя неизменным желание чиновников «оптимизировать» расходы на образование.

На Западе, который нам постоянно приводят как пример «прорывных образовательных технологий», прогрессивность on-line обучения поставлена под сомнение. Американский специалист в области квантовой физики Фритьоф Капра в книге «Паутина жизни» пишет: «Духовное обнищание и утеря культурного разнообразия в результате чрезмерного использования компьютеров приобретает серьезный характер, особенно в области образования». И приводит слова американского философа ХХ в. Нила Постмана: «Когда для обучения используется компьютер, меняется смыл обучения». «Применение компьютеров в системе образования часто превозносится как революция, которая, в конечном счете, преобразит все грани учебного процесса. Применение компьютеров в школах основано на устаревшем представлении о человеческих существах как о процессорах; тем самым укрепляются ошибочные механистические концепции мышления, познания и коммуникации. Информация представляется как основа мышления, тогда как в реальности человеческий разум думает посредством идей, а не информации. В компьютерной модели обучения знание рассматривается как свободное от контекста и системы ценностей и основанное на абстрактных данных; на самом же деле всякое содержащее смысл знание контекстуально, причем большая часть его не вербальна и имеет эмпирический характер. После тридцати лет господства в области исследований мозга и познания, после построения живучей и до сих пор распространенной технологичной парадигмы, миф об обработке информации, в конце концов, стал подвергаться серьезным сомнениям. Критические сомнения выдвигались еще на заре развития кибернетики. Скорее, мозг функционирует на основе сплошной связанности, хранит информацию в распределенном виде и проявляет способность к самоорганизации, которая совершенно отсутствует в компьютерах. Однако эти альтернативные идеи были оттеснены на периферию в интересах господствующего компьютерного мировоззрения» [Н. Постман «5 вещей, которые мы должны знать о технологических переменах», Денвер, Колорадо 1998].

Практикующий психотерапевт, нейропсихиатр Тео Кампернолле в книге «Мозг освобожденный: Как предотвратить перегрузки и использовать свой потенциал на полную мощь», пишет: «американские дети демонстрируют самый низкий уровень знаний и навыков среди всех школьников развитых стран. Многие студенты, в первую очередь мужского пола, уже не в состоянии прочитать одну экранную страницу».

Пора бы и нам признать, что дальнейшее компьютерное реформирование в сфере образования несет угрозу национальной безопасности и требуют вмешательства на правительственном уровне.

Проблема хорошего учителя

Проблема качественного образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней существует и другая проблема – проблема хорошего учителя. Сократ считал, что «самые трудные профессии: учить, лечить и судить». Из этих трех самой трудной следует считать профессию учителя, которому приходится и учить, и лечить, и судить.

В российском современном образовании навыки преподавания достигли критической черты. В свою очередь, дефицит профессиональных лекторов сказывается на качестве образования. Несомненно, что главной отличительной чертой преподавателя является его методика. Специфичность методики заключается в том, что чужую методику можно изучить, но нельзя копировать - штампованный продукт не жизнеспособен. «Хороших методик столько, сколько хороших преподавателей» [Джордж Полиа, математик]. Несомненно, хороший преподаватель - штучный продукт. По-видимому, чиновники от образования догадываются об этом. По их мнению, использование современных «образовательных технологий» позволит «тиражировать» хороших лекторов.

В период перестройки и распада Советского Союза из вузов ушли молодые, наиболее способные преподаватели, число же самих вузов стремительно выросло, а вакантные места заполнили люди, зачастую случайные.

Необходимо учесть, что даже крупные специалисты своего дела далеко не всегда способны преподавать лекции. В своих мемуарах академик А.Н.Крылов вспоминал, что член-корреспондент Петербургской АН И.П.де-Колонг, крупнейший специалист в области уничтожения девиации магнитного компаса, совершенно не умел читать лекции. «Жаль, что философию права читал Бершадский – как горох из мешка сыпал», в своё время напишет Н.К. Рерих. Свое пребывание в Кембридж писатель В.В. Набоков запечатлит словами: «По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо».

Не забывать своё будущее

Чтение лекций – это дар, которым обладают немногие. Помимо владения словом, необходимы хорошие методики, которые не продаются в супермаркете. Сама же профессия преподавателя стала не престижной. Причина тривиальная – заработная плата. Если не вернуть профессии преподавателя статус самой престижной, самой значимой с точки зрения национальной безопасности профессии, то все начинания по восстановлению российского образования обречены на провал.

«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее» [Н.К.Рерих].

Сочетание непрестижности профессии и «удрученности» преподавателя не способствует формированию у аудитории возникновения такого явления, как синергия – признак успешности обучения.

Лектор должен уметь эффективно стимулировать и раскрывать потенциал учеников. Сделать это в условиях, когда образование сведено к стандартам пресловутого ЕГЭ, а Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает разработку «стандарта учителя», невозможно.

«Знать нравы человеческие»

Учащимся должна передаваться увлеченность лектора. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносов пишет: «Доводов иногда недостаточно, чтобы привлечь слушателя на свою сторону. Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие». Великий русский ученый, философ призывает учителя понять, как и от чего рождается страсть у слушателей в процессе обучения. Но проявить тягу к знаниям у тех, кто пришел в вуз не за знаниями, а за дипломом, не возможно.

Чиновники от образования стремятся решить проблему повышения качества образования инновационными методами. Страсти вокруг новых образовательных технологий, бушевавшие в последние двадцать лет, несколько поутихли. Использование компьютеров и интерактивной доски лишь инструмент для улучшения процесса преподавания, но отнюдь не инновации в образовании. Сторонники же инновационных технологий в очередной раз активизировались вокруг идеи on-line образования.

Ограничивая круг лекторов, легче «вылепить» стандартного преподавателя, который придется по душе чиновникам. Но при этом забывают про душу учащегося. Вожделенный стандарт породит жесткую конкуренцию, главную роль в которой будут играть не талант преподавателя, а внешняя атрибутика, привнесенная компьютерными эффектами.

По данным профессора кафедры биологии и экологии человека Северного Арктического федерального университета Людмилы Соколовой, исследовавшей психофизические основы чтения, эффективность выполнения заданий у школьников при чтении печатных книг на 7% выше, чем при использовании электронных гаджетов. Активность симпатической нервной системы, возбуждающей деятельность сердца, гораздо сильнее выражена при чтении бумажной книги, так как ее уровень повышается на 31,68%. Электронное издание стимулирует нервную систему почти в два раза слабее. То есть текст в печатном варианте воспринимается значительно ярче, а сопереживание героям становится более глубоким.

Кейт Гарленд (Университет Лестера, Великобритания) поставил следующий эксперимент. Он предложил студентам-психологам разобраться в трудном тексте по непрофильной дисциплине - экономике. Оказалось, что студентам, изучавшим фундаментальную статью в печатном варианте, понадобилось перечитывать ее меньшее число раз, чтобы разобраться в сути вопроса. Кроме того, спустя несколько недель, они лучше воспроизводили главные аргументы и тезисы публикации.

Простой эксперимент провели специалисты исследовательской компании «Nielsen Norman Group». Добровольцам было предложено прочитать короткий рассказ Э.Хэмингуэя на разных носителях. Быстрее всего (среднее время - 17 мин. 20 сек.) выполнили задание те, кому досталась бумажная книга. На 6,2% времени больше потратили пользователи планшетных компьютеров iРad. На чтение рассказа в электронной книге было затрачено времени на 10,7% больше.

В книге «Квантовая психология» Роберт А. Уилсон, американский философ, психолог пишет: «К счастью, этот Век Тупости не может продолжаться очень долго. В конце концов, чтобы мы не опустились до уровня стран третьего мира, элита просто вынуждена будет разрешить более качественное образование для американской молодежи». «Верхи постараются предотвратить будущие всплески радикального утопизма намеренным “отуплением” системы образования. Мы получили, так называемое “Поколение Икс”, которое я бы назвал не только самым невежественным, но и самым параноидальным и депрессивным поколением за всю историю нашей страны. Эти дети не только ничего не знают — они даже не хотят знать. Они лишь смутно сознают, что кто-то их чего-то лишил, но у них не хватает то ли смелости, то ли злости, чтобы попытаться выяснить, кто именно и чего их лишил». И это говорится об американском образовании, которое мы столь истово и недальновидно копируем. Отечественные школьные учителя-новаторы считают, что ЕГЭ и его производные пройдут как насморк, но ведь насморк может быть и хроническим.

О качестве советского образования, морского в частности, свидетельствует такой факт. При создании атомного подводного флота США при Массачусетском технологическом институте была создана специальная школа для подготовки офицеров-подводников. Понимая значимость проблемы подготовки грамотных кадров, «отец американского подводного флота» адмирал Х. Риковер отправляется в Советский Союз изучать нашу систему образования. Возглавляет делегацию вице-президент США Р.Никсон. На заседании специальной Комиссии Конгресса, в докладе по итогам поездки Х. Риковер заявил: «Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, так пусть это будет наша нация».

Как кардинально повлиять на учебный процесс

Учитель-новатор - вот кто способен кардинально повлиять на учебный процесс. Стремление чиновников «оптимизировать» учебный процесс (понимая под термином «оптимизировать», снижение объемов финансирования образования) продвигает новое веяние. В статье «Российское образование уходит в on-line» [«Ведомости», 17.04. 2015 г.] говорится следующее: «С запуском Национальной платформы открытого образования некоторые педагоги могут остаться не у дел (курсив авт.)». Ректор МИСиС А.Черникова утверждает: «Мы не рассматриваем проект по открытому образованию как коммерческий. Мы рассматриваем любой образовательный проект не с точки зрения его прибыльности, а, прежде всего, как расширение возможностей формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося». По представлениям ректора, эта инновационная платформа - возможность для университетов продемонстрировать свои уникальные конкурентные преимущества и разработать качественные курсы от лучших преподавателей страны по тем направлениям, в которых вузы традиционно сильны. On-line курсы, по мнению их создателей, смогут разгрузить педагогов, предоставив им больше возможностей для научной деятельности.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что «появление Национальной платформы приведет к жесткой конкуренции между педагогами (курсив авт.), чьи традиционные лекции могут быть замещены on-line курсами». По ее представлению, педагогам отечественных вузов теперь предстоит бороться за студентов друг с другом. И.Абанкина не исключает вероятность того, что во многих вузах может произойти замещение целых направлений on-line обучением, что может быть не только качественнее, но и гораздо дешевле (курсив авт). По убеждению А.Черниковой, «качественные образовательные on-line курсы значительно расширяют спектр возможностей получения образования по самым высоким стандартам. Студенты сами смогут выбирать, в каком университете им изучать тот или иной курс, получат возможность обучения у лучших преподавателей страны».

В романе «Женщина в песках» японский писатель Кобо Абэ описал стиль жизни сообщества «стандартных» учителей: «учителя ведут своеобразную жизнь, все время отравленную грибком зависти. Год за годом мимо них, как воды реки, текут ученики и уплывают, а учителя, подобно камням, вынуждены оставаться на дне этого потока. Они говорят о надеждах другим, но сами не смеют питать надежду, даже во сне. Они чувствуют себя ненужным хламом либо впадают в мазохистское одиночество, либо становятся пуристами, к другим проникаются подозрительностью, обвиняют их в оригинальничание. Они так тоскуют по свободе действий, что не могут не ненавидеть свободу действий».

Что можно добавить? «Грибков зависти» станет больше. А победят те, кто придумает более «трескучие» термины для ублажения слуха чиновника.

В on-line системе образования студент, так или иначе, должен использовать экран телевизора или компьютера. По данным исследований западных ученых, телевидение является одной из причин снижения интеллектуальных способностей человека. Немецкий ученый Райнер Пацлаф, изучавший воздействие телевидения на физиологию человека, пришел к выводу: чем больше времени человек затрачивает на просмотр телепередач, тем меньшим объемом знаний он обладает. Цепочка визуального ряда телесюжета лишает зрителя необходимости конструктивно мыслить, а организм во время просмотра телепередач впадает в состояние некоего анабиоза. В качестве доказательства Райнер Пацлаф приводит следующие факты: «Если мы просто лежим на кровати и отдыхаем, то расходуем энергии на 14% больше, чем в том же положении, но просматривая телепередачи. Пульс при этом замедляется на 10%».

«Компетентностые принципы» и безопасность

Под «благими» намерениями – добиться повышения качества образования, были внедрены «стандарты образования» и «компетентностые принципы». Это поветрие, скорее всего, надуло с торгового морского флота, где «для снижения издержек» судовладельцы в качестве рабочей силы зачастую прибегают к использованию специалистов низкой, а точнее, сомнительной квалификации. К аналогичным мерам обратились и в области российского образования, когда несостоятельность реформ стала очевидной.

Между тем, вопросы компетентности в области мореплавания кратко, точно и образно сформулировал еще академик А.Н.Крылов: «Морские науки без практики - бесплодны, морское дело без теории - пагубно». О пагубности применения практики без теории свидетельствует возросшая аварийность на морском транспорте, не смотря на стандарты безопасности, усердно внедряемые Международной морской организацией (ИМО). О том, что международное судоходство сдало свои позиции в области безопасности мореплавания, в дипломатичной форме признал в 1996 г. Генеральный секретарь ИМО Уильям О’Нил: «За последние пятнадцать лет уровень морских перевозок в мировой торговле достиг 70%. В то же время, сорок лет влияние ИМО распространялось, в основном, на морские державы, располагавшиеся в северном полушарии. Сегодня флот этих держав сократился, появились новые судоходные нации. Большая часть судов управляется теперь моряками не из Европы и Северной Америки, а из Азии. Эта тенденция будет сохраняться, будет расти активность судоходства развивающихся стран. Вместе с тем, многие развивающиеся нации испытывают недостаток в хорошем морском опыте и традициях. Мы должны признать, что тот «морской мир», в котором выросло большинство из нас, завершает свое существование. Мы должны стремиться к таким отношениям, когда безопасное мореплавание станет предметом гордости.

По имеющимся данным, сегодня 15% судов могут быть определены как субстандартные (не отвечающие стандартам безопасности мореплавания), а возможно, этот процент даже выше. Анализ проблемы показывает, что мировое сообщество имеет все предпосылки для управления безопасностью и развития культуры безопасности в морской индустрии. Среди причин, которые будут способствовать усилению ответственности за подготовку судового персонала и безопасное укомплектование судов экипажами, - это внедрение новых требований Кодекса ПДНВ – 95. К сожалению, эти стандарты не соблюдаются должным образом. В настоящее время больше правит культура уступчивости, чем культура безопасности».

Замена культуры безопасности культурой уступчивости – результат нарушения баланса теории и практики. Экономия на образовании дорого обойдется России. Теория, и тем более практика, преподнесенная on-line - «издалека», может быть только пагубной. Читая лекцию с экрана, преподаватель лишен доверительного общения, которое позволяет отойти от канонов, прибегнуть к аналогиям и метафорам, при возникновении проблем в понимании излагаемой темы аудиторией.

Единение преподавателя (который к великому счастью студентов не является «стандартом») и учащихся, блистательно описал А.П.Чехов в рассказе «Скучная история»; герой которой - нестандартный преподаватель. Вот как он сам оценивает свои способности, как лектора: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на...», как фразы длинной вереницей вылетают из моей души, и - пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения (курсив авт.). Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов, и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное, и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот».

«Во что обойдется невежество»

Закон Бока гласит: «Если считать образование чрезмерно дорогостоящим - попробуйте, во что обойдется невежество». Российское образование уже столкнулось с этим, только чиновники признать это упорно не хотят. В результате плодятся новые искусственные приемы, хотя ясно, что советская система образования была одной из лучших в мире. Это признавали даже наши недоброжелатели. Широко известны слова Джона Кеннеди: «Мы проиграли русским космос за школьной партой». Сегодня жизненность советской системы образования демонстрируют Китай и Индия.

Профессор Царскосельского лицея А.П.Куницын считал: «Наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь, и одно объясняется достаточно другим». Для обеспечения непрерывности цепи необходима связь всех звеньев, что могут обеспечить гуманитарные дисциплины. Но при этом важно не впасть в крайности. «Можно обогащать язык новыми определительными, но бессмысленный свист не принесет пользы. Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие» [религиозно-философское учение Агни-Йога]. Вслушайтесь в лишенные смысла слова и фразы: КИМы (контрольно-измерительные материалы), новые образовательные технологии, образовательные стандарты третьего поколения, образовательные конгломераты – типичные образы «бессмысленного свита».

Для того чтобы все положения науки составляли непрерывную цепь и одно достаточно объяснялось другим, требуется не только словарный запас, но и нечто большее – умение распорядиться мыслеобразами так, чтобы принять решение, а более того - донести суть до других. Сделать мысль понятной для ее воспроизведения в других ситуациях, допуская при этом разумную интерпретацию, при которой сама суть останется неискаженной. Это возможно только при условии, что люди вполне понимают друг друга на обыденном или профессиональном уровне. Выражая мысли через многообразие чувств, необходимо контролировать восприятие информации. Без этого лекция теряет смысл. В противном случае приходится сталкиваться с «отчаяньем», описанным В. Набоковым в одноименном рассказе: «Я глядел на вывески, находил слово, таившее понятный корень, но обросшее непонятным смыслом».

Плато на кривой обучения

В психологии есть термин «плато на кривой обучения», фиксирующий ситуацию в процессе обучения, когда ученик, вроде бы и учит, а результата нет. Р. Хаббард следующим образом комментирует это явление: «Единственная причина, из-за которой человек бросает учебу или сбивается с толку, либо становится неспособным к обучению, заключается в том, что он пропустил слово, которое не было понято. Случалось ли с вами, что, прочитав страницу, вы осознавали, что ничего из прочитанного не помните? Где-то на этой странице вы пропустили слово, значения которого вы не поняли или поняли неправильно».

В рассказе А.П.Чехова «Свадьба с генералом» отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов рассуждает о службе на морском флоте: «Всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение». В этот момент и важно, чтобы слова Учителя обретали смысл, которого они лишены в словаре.

В книге «От мечты к открытию» Нобелевский лауреат Г.Селье рекомендует: «Включайте в лекцию лишь «сливки» своих познаний, оставляя себе для маневра широкое и безопасное поле накопленных знаний – тот резерв, куда вы могли бы отступить либо под воздействием собственной речи, либо, руководствуясь реакцией аудитории». Но, учитывая нынешний провал в образовании, лектору все больше приходится спускаться на уровень популяризации. Но и это требует способности маневрировать, руководствуясь реакцией аудитории.

Отрасли, способствующие росту экономики и обороноспособности государства


В Агни-Йоге сказано: «Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие». Особое «милосердие», нужно в отраслях образования, которые способствуют росту экономики и обороноспособности государства. К ним относятся земледелие, промышленность, информатика и транспорт, которые приносят бюджету страны существенные средства, из которых финансируется и фундаментальная наука. В связи с этим возникает вопрос, правомерно ли включать транспортные вузы в четвертую - последнюю категорию, предусматривающую финансирование по остаточному принципу? Престижность вузов и профессий должна определяться целесообразностью деятельности специалистов, которые придут в отрасли народного хозяйства.

Что же касается «on-line образования», оно может использоваться «в плюс», но не вместо традиционного классического образования. И принесет оно пользу только тем, кто поставил перед собой цель приобрести знания, а не купить диплом.
Автор: Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств навигации Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова.
Первоисточник: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7360


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. рич 4 апреля 2017 06:11
    Надо возвращаться к советской модели образования и обязательно убирать ЕГЭ
    1. сибиралт 4 апреля 2017 08:26
      В либеральной системе управления ничего к лучшему не меняется. Поэтому нужно менять всю систему, а не дырки заклеивать. hi
      1. ava09 7 апреля 2017 02:12
        Цитата: сибиралт
        В либеральной системе управления ничего к лучшему не меняется. Поэтому нужно менять всю систему, а не дырки заклеивать. hi

        Ситстема управления ни при чём тут... Причина поглубже залегает... Капитализм видите ли...
    2. Венд 4 апреля 2017 09:06
      Цитата: рич
      Надо возвращаться к советской модели образования и обязательно убирать ЕГЭ

      Не надо возвращаться. Надо взять лучшее и добавить современное лучшее. Были недостатки в советском образовании, но были и достоинства. Нет ничего идеального. Однако, в советское время количество студентов поступивших за счет своих знаний было куда выше, чем сейчас. И еще. В 90-х началась спекуляция советского образования. Потому что слишком большое количество людей рвануло из СССР за бугор, в поисках лучшей жизни. Вот и начали ставить ограничения, на врачей, инженеров, учителей, даже не академиков. А либеральная элита 90-х + западные спонсоры, тут же под суетились.
    3. MoJloT 4 апреля 2017 09:32
      Попробуй верни, лично ее по кирпичику разбирал, уже не собрать.
    4. dauria 4 апреля 2017 10:23
      Надо возвращаться к советской модели образования


      Смешно. Всё равно, что при капитализме отменить частную собственность на средства производства. Худо-бедно советская модель предполагала последовательный отбор - после 8 класса или ПТУ( 2 человека из 3-х), или 10 класс. После 10 класса из 30 человек - четверть в ВУЗ, четверть - в техникум, остальные на завод и в армию. Конечно, был и "блат", но не повальный, как сейчас принято считать.(ну, была пара ВУЗов не для "смертных") Да и "блатные" были вынуждены тянуться либо вылетали. Этот отбор и был основой приличного уровня . Убрали его , заменив деньгами. Всё равно, что места в сборную по футболу продавать всем желающим. Устроили аукцион по продаже дипломов - вот результат. Картинка, кстати, с сайта ВО
    5. Феликс 4 апреля 2017 15:09
      Цитата: рич
      Надо возвращаться к советской модели образования и обязательно убирать ЕГЭ

      Прежде чем вернуться к советской системе, придумайте сначала как сделать так, чтобы у учителя был ресурс для воздействия на детей и родителей. Если есть знакомые учителя, спростие сколько крови может выпить одна "яжематерь" и её отпрыск. А таких - по половине класса. Что касается ЕГЭ - Вы в корне не правы, старшая дочь в прошедшем году сдавала, и я с ностальгией вспоминал свои экзамены в 1986 году, было гораздо проще. Да и по сути, нынешние задания отличаются от тех билетов только возросшим уровнем сложности и существенным элементом неожиданности, по сравнению с теми 30 билетами по 5 вопросов в каждом, которые были известны за год до экзаменов, и вся подготовка сводилась именно к зубрежке.
    6. Uralsky 4 апреля 2017 23:25
      Цитата: рич
      обязательно убирать ЕГЭ

      и этим отсечь возможность учиться в хороших ВУЗах большинству детей с "нестандартным мышлением", которым не повезло родится в пределах МКАДа.
      Сразу чувствуется стратегическое мышление.
      1. Комментарий был удален.
    7. faridg7 5 апреля 2017 18:25
      Цитата: рич
      Надо возвращаться к советской модели образования и обязательно убирать ЕГЭ

      Согласен почти полностью. Единственное, что мне нравится в ЕГЭ, так это то, что результаты экзаменов в школе признаны за вступительные в ВУЗ, сколько нервов и времени экономит. Хотя, в жизни бывают и конфузы. В свое время, сдал математику в школе на четверку, в аттестат поставили 4, а на абитуре сдал математику на 5. В школе за сочинение 3 поставили, а на абитуре поставили 5/2( преподавательница смеялась- грамотно написал полную чушь, поставила в ведомость пять). Вот так, три балла к сумме проходных плюс, а считали бы по школьным экзаменам- по конкурсу бы не прошел.
  2. kvarfax 4 апреля 2017 06:34
    Была где-то книга... не помню ни названия ни автора. Так вот там ученик обязан был просмотреть каждый день сколько-то "обучающих программ". За этим следила техника. Но что ему смотреть - решал ученик. Так вот некоторые "учителя" чтобы повысить свой рейтинг и следовательно зарплату на какие только ухищрения не шли. Например, учительница немецкого в процессе "урока" постепенно раздевалась. Очень медленно, надо сказать. Но это показатель того, к чему может привести подобное "дистанционное" обучение.
  3. Mavrikiy 4 апреля 2017 07:04
    Образование, ювеналка, здравохранение.....А сфинкс молчит.
  4. Квагер 4 апреля 2017 07:27
    Конечно если затевать реформы не ради улучшения качества, а ради экономии и получения прибыли узким кругом лиц, особенно в образовании и здравоохранении, то ни к чему хорошемк это не приведёт.
  5. Stas157 4 апреля 2017 07:35
    Учащимся должна передаваться увлеченность лектора. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносов пишет: «Доводов иногда недостаточно, чтобы привлечь слушателя на свою сторону. Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие». Великий русский ученый, философ призывает учителя понять, как и от чего рождается страсть у слушателей в процессе обучения.

    Ломоносов абсолютно прав. Я на большинство лекций не ходил, голова через 10 мин. уже не воспринимала нудный голос препода. Пользовался или учебниками, или чужими лекциями(конспектами). Но, были преподаватели, которые очень интересно подавали материал. К таким всегда ходили с удовольствием. В этом плане on-line система может дать на выбор, действительно, интересного лектора и одержимого от науки преподавателя.
  6. CONTROL 4 апреля 2017 07:54
    Чего-то копипаста много, а своих мыслей - маловато!... да и с грамматикой - ....???
    -------------------------------------------------
    --------------
    В бытность министром образования А.А.Фурсенко на ежегодном молодежном форуме на Селегере 23 июля 2007 г. назвал советскую систему образования костной, обосновав свое умозаключение следующим образом: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

    До тех пор, пока мы в России будем строить "капитализм" - успехов в образовании, здравоохранении, педагогике и др. подобном - не предвидится!
    В конце 1952 года вышла в свет последняя работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В этом труде И.В. Сталин раскрыл цель капиталистического производства:

    «Цель капиталистического производства — извлечение прибылей. Что касается потребления, оно нужно капитализму лишь постольку, поскольку оно обеспечивает задачу извлечения прибылей. Вне этого вопрос о потреблении теряет для капитализма смысл. Человек с его потреблениями исчезает из поля зрения».

    Дальше он раскрыл основные вопросы политической экономии социализма, сформулировал Основной экономический закон социализма:

    «Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества, — это ЦЕЛЬ социалистического производства; непрерывный рост и совершенствование социалистического производства на базе высшей технике, — это СРЕДСТВО достижения цели».

    В сталинском видении народовластия нет места ни корпорации транснациональных ростовщических кланов с их надгосударственной монополией на институт кредита и управление инвестициями в развитие народного хозяйства; нет места и монополии преимущественно гуманитарной «интеллигенции», умеющей только болтать (но не умеющей управлять обстоятельствами), на растолковывание окружающим смысла бытия и нравственного права на паразитизм меньшинства на труде большинства; и прежде всего — обоснования права на ростовщический паразитизм транснациональных банковских кланов, как основу лжедемократии и «прав» человека во всём мире.

    То есть, это понимание народовластия весьма отличается от существа «демократии» западного образца, поскольку многопартийность Запада, парламентаризм, голосования по поводу и без повода, свобода прессы без всего того, что Сталин назвал в «Экономических проблемах социализма в СССР» как насущные потребности общественного развития, — канализация для слива самонадеянного, необразованного, бездумного невежества в формах, безопасных для безраздельной власти трансрегиональной ростовщической корпорации и стоящих за нею её хозяев — действительно много знающих и глубокомысленных интеллектуалов. «Демократия» по-западному — реализация принципа «чем бы не тешился, лишь бы ишачил».
    https://www.planet-kob.ru/articles/5692
    «Если бы капитализм мог приспособить производство не к получению максимума прибыли, а к систематическому улучшению материального положения народных масс, если бы он мог обращать прибыль не на удовлетворение прихотей паразитических классов, не на усовершенствование методов эксплуатации, не на вывоз капитала, а на систематический подъём материального положения рабочих и крестьян, то тогда не было бы кризисов. Но тогда и капитализм не был бы капитализмом. Чтобы уничтожить кризисы, надо уничтожить капитализм».
    - из доклада И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б), прошедшем в 1930 году (http://cprfspb.ru/2881.html).
  7. Волжанин 4 апреля 2017 07:55
    Удивительно, как встало всё с ног на голову. Таких фурсенко и ему подобных, в лучшем случае, надо на каторгу отправлять, либо топить в болоте. А у нас в России эти мерзкие дряни правят бал, бесчинствуют и куражатся в адском танце.
    Зловонная погань, сплотившаяся под знамёнами дегенеративной ущербной едросни похоже ещё не слабо попьёт кровушки из русского народа.
  8. uporov65 4 апреля 2017 09:50
    Автору за статью однозначно зачёт, хотя и не всё так однозначно. Образование и это очевидно, что должно двигаться в ногу со временем, а со временем должны меняться и образовательные технологии. Я бы ещё добавил, что минусом в нынешнем образовании, является всевозможная отчётность, которая является значительным бременем для профессорско-преподавательского состава.
  9. МВГ 4 апреля 2017 10:02
    Фраза министра образования А.А.Фурсенко «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других», если он действительно ее произнес, очень похожа по сути на заявления западных психиатров 50-х годов о пользе лоботомии при лечении нервных срывов. Такое может озвучить только человек, не желающий добра своей стране и ее жителям, либо некомпетентный человек. И капитализм здесь не при чем. В Израиле тоже капитализм, однако там детишек обучают по старым советским учебникам и стараются воспитать не "потребителей", а творцов.
    К сожалению, перекраивание кривды в правду стало привычной обыденностью, равно, как стали обыденностью и заявления некоторых ответственных лиц явно не согласующиеся с логикой, здравомыслием и государственными интересами.
    1. Saburov 4 апреля 2017 23:19
      Цитата: МВГ
      Фраза министра образования А.А.Фурсенко «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других», если он действительно ее произнес


      Дествительно произнёс к сожалению. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%
      D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4
      %D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81
      %D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

      По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, Председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина, Андрей Фурсенко на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года[18] сказал, что по его мнению:

      …недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других[19][20].
      1. Saburov 4 апреля 2017 23:22
        В марте 2011 года появилось Открытое письмо Президенту с требованием отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы музыкальных школ:

        Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому – вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось. Вот лишь некоторые факты. Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это – далеко не предел.
  10. sa-ag 4 апреля 2017 11:25
    "...назвал советскую систему образования костной"
    Костным бывает мозг, а вот косность, закоснелость это - невосприимчивость к новому, прогрессивному; отсталость
  11. антивирус 4 апреля 2017 11:31
    "Интересно, как «квалифицированному потребителю» удастся решать нестандартные задачи".
    Хотели касты создать- руководитель должен был выучиться в Англии. а плебс в Урюпинске. Получилось . что и там и там есть двоешники, а надо таланты открывать.
    Искра божья закладывается в душу, способным на такую закладку, лучше при личном контакте.
  12. den-protector 4 апреля 2017 11:39
    Дураками и потребителями легче управлять. Инструкция А.Даллеса в действии.
  13. vladimirvn 4 апреля 2017 11:51
    Мне понравилось. Толково написано. Свежо, разумно, с перспективой.
  14. Per se. 4 апреля 2017 12:20
    "Три кита", на которых стоит государство, его будущее, это армия, здравоохранение и образование. Именно это у нас и уничтожалось под видом реформ. Раз подобрали капитализм, естественно, и вошли в его мировую систему, стали зависимы от хозяев этой системы, а им Россия только мёртвая хороша. Уже говорилось, "импортозамещение" нужно и в образовании, надо уходить от навязанных нам порочных схем обучения.
    1. sa-ag 4 апреля 2017 13:58
      Цитата: Per se.
      Три кита", на которых стоит государство, его будущее, это армия, здравоохранение и образование.

      поправка к одному из китов вместо армии - промышленность, тогда это будет работать - чтобы те, кто будет работать были здоровы - здравоохранение, чтобы те, кто будут работать знали как это делать - образование, и чтобы тем кто будут работать было где работать - промышленность
  15. alstr 4 апреля 2017 12:58
    Статья хорошая, но мне кажется, что наезд на дистанционное образование и компьютерное обучение излишне резок.
    Тут все как обычно - всего должно быть в меру. То же и с лекциями ведущих учителей. Все это только инструменты для обучения. Они нужны, но в меру.
    Тут надо комбинировать. Ведь ясно, то на всех не хватит - особенно в глубинке. Опять же есть ситуации, где просто не реально присутствие учителя либо учитель один, а предметов он преподает много.
    В этом случае, учителю необходимо на что-то опираться. Вот здесь схема дистанционного образования может очень помочь (именно помочь, а не заменить) учителю в обучении учащихся.
    Опять же для разного уровня обучения должны быть приоритены различные формы обучения. Совершенно понятно, что для обычный школы и первого высшего образования традиционный способ обучения препочтительнее, а вот для получения второго высшего и повышения квалификации можно использовать дистаннционнуюформу обучения. Плюс сфера обучения. для тех сфер где важны практические навыки (например, медики), то тут только очная форма, а для всяких гуманитариев - дистанционка вполне себе сойдет.
    Тут еще дело в самом обучаемом, если он хочет получить знания, то он их получит при любом способе обучения, а если он получить корочку, то он тоже ее получит, но со знаниями у него будет все равно плохо при любой схеме обучения.

    если же говорить о школе, то идеальным будет следующий вариант:
    У нас есть конкурс на звание " Учитель года", также есть программа оснащения школ техникой. Их надо скрестить.
    Т.е. Учитель года в следующем году кроме самой премии получает возможность создать программу школьного курса по своему предмету и классу для всей страны. Для этого его школе оборудуют класс и выделяют съемочную и компьютерную группу. По итогам получаем программу обучения со всеми дополнительными обучающими материалами ( видео, фото, компьютерные тесты и прочее).
    Получится как и в советское время - ведь были же образовательные програамы по ТВ - матиматике, литературе, астрономии и т.д. Тут получится тодже самое, но на новом техническом уровне.
    Кроме того, необходимо развивать виртуализацию музеев - как часть образовательного процесса. Тут даже скорее всего необходимо создание видео экскурсий по музеям страны - причем не только по Московским и Питерским, но и по региональным. Надо делать видео-лекции по Истории, литературе, географии, биологии, астрономии. да и по другим предметам установочные лекции не помешают.
    Делать видео задания, особенно по литературе. Например, сравнить некоторые ключевые эпизоды "Войны и Мира" в нашем варианте фильма, англиском и с самой книгой. И такого можно придумать много.
    Ведь в обучении особенно школьном главное пробудить интерес, а дополнительные материалы помогаюбт этот интерес пробудить
  16. g1washntwn 4 апреля 2017 13:23
    В ВУЗах стало все много печальнее. Нежелание УЧИТЬ студентов прикрывается воспитанием этого самого нестандартного мышления через самообразование. Преподаватели успевают только прочитать лекцию-дать задание на самостоятельное выполнение-с грехом пополам через пару недель проверить результат. Фактически, студенты учатся в википедии и на сайте бестреферат - вот и все "нестандартное мышление".
  17. sa-ag 4 апреля 2017 14:05
    "...Пора бы и нам признать, что дальнейшее компьютерное реформирование в сфере образования несет угрозу национальной безопасности и требуют вмешательства на правительственном уровне."

    Автор, чтобы узнать вкус арбуза надо его съесть, то же самое и с дистанционным образованием, весьма удобная штука, причем можешь выбрать в сети преподавателя с нужным тебе курсом, чего на очном обучении в принципе невозможно, в общем рекомендую
  18. Tektor 4 апреля 2017 14:48
    Что такое система образования? Это система отбора. Она может быть жёсткой системой или никакой, как сейчас. Жёсткая система образования делается, исходя из наличия конкретных рабочих мест специалистов. Вот есть пара мест в таком-то институте, или заводе, или строительной организации, или медицинском учреждении, а желающих десяток. И вот система образования должна отобрать и подготовить из этого десятка ровно 2 специалиста на эти конкретные места. Если готовить всех, кто пришёл, т.е. принимать без отбора, то рабочих мест с высокими требованиями и з/п на всех не хватит. И появится большая часть обманутых или обиженных. И это есть проблема.
    1. iouris 4 апреля 2017 20:01
      Цитата: Tektor
      Это система отбора.

      У нас не системы отбора, есть система отрицательного отбора, потому что после роспуска СССР население СССР, в целом, превратилось в лишнюю трудовую армию, которую пока ещё содержат за счёт части стоимости поступающих с территории обитания природных ресурсов.
  19. bk316 4 апреля 2017 15:21
    Господа редакторы ВO имейте совесть.
    Как люди читающие научную или популярную литературу в век обилия информации читают журналы?
    Читают название, чтобы понять о чем статья, смотрят автора чтобы понять заслуживает ли она доверия.
    Потом уже либо читают либо нет.
    Что у тут у вас : тема интересная автор заслуживает доверия, начинаем читать.
    И тут наталкиваемся на вашу картинку с горой. Первое что приходит в голову автор-то совсем д е б и л это будучи-то профессором, потом заходишь на источник и понимаешь, что автор не виноват картинки там нет.

    Вы понимаете что в картинке не так, почему это толстый троллинг?
    Подсказка - юнеско образована в 1945 году.
  20. sergo1914 4 апреля 2017 19:16
    Селегер? СелЕгер? , какие еще парадигмы? автор (Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств навигации Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова.), учить русский язык, я так понимаю, поздно. Но ЛЮБОЙ текстовый редактор может заменить учителя начальных классов, проверяющего работы по русскому школьника. Зачем дальше читать эту статью об образовании, если автор...
  21. geolive77777 4 апреля 2017 21:42
    Почти тридцать лет в школе. Ещё лет 15 назад стали закрадываться сомнения о пользе реформ в образовании. А сейчас внутри - протест. Учебники всё хуже и хуже. Наверное к счастью, что не умею (и не хочу) лепить то, что требуют эти "стандарты". Недавно биологи ездили на курсы по проверке ОГЭ/ЕГЭ. Их заставили решать КИМы. Некоторые не сдали! И таких в школах полно. Дети в 9-х классах сдавали ОГЭ (пробный) по математике - из 16 -1 "4", остальные "2", из 19 - 5 "3", остальные "2"! Что ещё сказать.... Статья правильная. И насчёт дистанционного образования автор прав - оно должно ДОПОЛНЯТЬ И РАЗНООБРАЗИТЬ систему образования.
  22. jonht 5 апреля 2017 03:04
    В 80х когда в школы пришли первые реформы все понимали зачем и куда они ведут, учитель был неприкасаемым, авторитетом и что сейчас... Тех кто любит и болеет за свою работу в школе единицы, там сейчас в основном случайные люди, те кто не смог поступить в нормальные ВУЗы, кто пошел на учителя, что б откосить от армии получив высшее образование или не определился что ему делать в этой жизни, куда двигаться.... Сам работаю в дополнительном образовании, у нас если ты не смог заинтересовать и удержать детей, просто уйдешь с работы, так как образование не обязательное и дети идут именно к педагогу который их заинтересовал, увлек тем чем он сам болеет, увлекается, живет....
    У ЕГЭ/ОГЭ есть свои плюсы и минусы, то направление в котором движется сейчас эта система оценки знаний я думаю имеет право на существование, главное в любом экзамене именно ОЦЕНКА, а как иной раз в школе и ВУЗах получали те или другие оценки мы все хорошо знаем. Необходимо внимательно рассмотреть и применить опыт как наших старых экзаменов, так и то что сейчас представляет из себя ЕГЭ. Я понимаю, что любое мнение (а на экзаменах, жюри и конкурсах тем паче) субъективно и вот тут чаще всего бывает, что правильный ответ не всегда получает максимальный бал (ну не нравишься ты мне).... Сам читал лекции и принимал ГОСы у студентов, иногда очень трудно отрешиться от мелочей (хамства и презрения выливаемых на педагогов), что закономерно выливается в ответной реакции, все мы люди все мы человеки....
    P.S. если появится автоматическая система оценки знаний я буду только рад, все таки человеческий, личностный фактор иногда не объективен.
  23. Архонт 5 апреля 2017 05:10
    должно быть все: и выбор, и обязательное, и онлайн, и живое, и дисциплина, и свобода, и тесты, и творчество. Главное, чтобы эффективно и достойно.
  24. sergo1914 5 апреля 2017 08:56
    Цитата: jonht
    P.S. если появится автоматическая система оценки знаний я буду только рад, все таки человеческий, личностный фактор иногда не объективен.


    Автоматическая система проверки знаний дает рекомендуемую оценку. Можно дать довопрос и скорректировать ее. Мои такую систему делали. Для себя
  25. Клаус 6 апреля 2017 01:16
    Советская система... Задумайтесь, как давно это было! Вспомните время! Советская модель образования была хороша и своевременна именно для Советского Союза в ХХ (!) веке.
    Что мы имели тогда? - Весьма ограниченный поток информации на душу населения, в основном в виде радио, немногочисленных газет и 1,5 каналов ЦТ. ВСЕ. Центрами знаний были библиотеки, школы и университеты, а центрами умений и навыков были кружки, секции, досааф или просто дворовые компании. Учитель и преподаватель был источником и носителем знаний и полезной информации. Остальная жизнь вокруг была неизменна: люди четко знали, что аванец 15го, водка по 2,80, и крах капитализма неизбежен. На этом все и держалось.
    Что мы имеем сейчас? - Бездонный океан информации вокруг нас. Сотни каналов тв, радио, газет, книг, и наконец его величество Интернет. Вокруг сотни тарифов, курсов, акций, реклама, пароли и логины, счета и квитанции... И все это мозг так или иначе воспринимает и перерабатывает. И вот тут получается, что образование зашло в тупик: школа и университет больше не являются сакральными храмами знаний и важной информации. Они лишь ручеек, который растворяется в океане. Поэтому изменился сам способ восприятия информации, и поэтому сейчас никто откровенно не знает что с этим делать. Пока педагоги писали учебные планы, "внезапно" изменился мир. Можно конечно изолировать ребенка от мира и успешно выучить по старым советским лекалам. Вот только найдет ли он потом себе место в этом мире?
  26. vitalm 8 апреля 2017 16:15
    Откуда берут этих "пидагогов", их место на висилице!
Картина дня