США вспомнили о субмаринах «Лира»

104
Согласно информации интернет-портала «ИноТВ», The National Interest обратил внимание на субмарину проекта 705 «Лира», которая расценивалась Западом в качестве серьёзной угрозы для его морского господства, превосходя по своим характеристикам подводные лодки других классов.

В начале холодной войны наблюдалось отставание СССР от США в подводных технологиях. Строившиеся Советами субмарины серьезно уступали в малозаметности и надёжности. В связи с этим было решено создать комбинацию из «грубой силы и крайне рискованных высоких технологий». В результате появился на свет проект 705 «Лира» (прозвище – «Золотая рыбка»). Подлодки данного типа были призваны изменить характер войны на море в Северной Атлантике и Арктике. На них намеревались опробовать инновации, предназначавшиеся для перспективных типов подводных лодок.



США вспомнили о субмаринах «Лира»


Другие классы субмарин уступали «Лирам», которые достигали подводной скорости в 41 узел, имели глубину погружения до 700 м. Благодаря этим возможностям «Лиры» были способны уклоняться от торпед, состоявших на вооружении стран НАТО. У неё были небольшие размеры и, в связи с этим, ограниченное количество вооружений, которое, тем не менее, «позволяло нанести серьёзный ущерб морской группировке НАТО».

В качестве ответной меры ВМС США и Королевский военно-морской флот Великобритании начали в срочном порядке разрабатывать датчики, способные обнаруживать «Лиры» и оружие, которое могло бы их уничтожить.

Недостатком «Лир» являлась сложность и высокая стоимость постройки и обслуживания, ненадёжность в эксплуатации. По этой причине к середине 1990-х годов все субмарины данного класса были выведены из состава флота и утилизированы. В целях повышения надежности на более поздних советских подлодках, таких как «Барракуда» и «Щука», характеристики были снижены до того уровня, который делал работы по ремонту и обслуживанию более простыми.
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 июня 2017 08:22
    Мне кажется лучше некоторое количество сложных и дорогих но с большей эффективностью , чем много простых .
    1. +22
      6 июня 2017 08:24
      войну-то простые и многочисленные т-34 выиграли hi
      1. +10
        6 июня 2017 08:29
        Недостатком «Лир» являлась сложность и высокая стоимость постройки и обслуживания, ненадёжность в эксплуатации.


        Титановый корпус и баснословная стоимость , поэтому и "золотая рыбка".
        1. +29
          6 июня 2017 09:19
          Цитата: cniza
          Титановый корпус и баснословная стоимость , поэтому и "золотая рыбка".

          Автор статьи ошибся. "Золотой рыбкой " называлась "К-222" проекта 661 "Анчар".
          К-222 — советская атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар». Самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч (44 узла). За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка».

          hi
          1. +3
            6 июня 2017 09:27
            Автор статьи ошибся. "Золотой рыбкой " называлась "К-222" проекта 661 "Анчар".


            Признаю , и я поторопился. hi
        2. +15
          6 июня 2017 09:47
          Цитата: cniza
          Титановый корпус и баснословная стоимость , поэтому и "золотая рыбка".

          С каких это пор Лира(проект 705) стал проектом 661 Анчар(Золотая рыбка)? Лиры были весьма скоростными ,в штатном режиме разгонялись до 41 узла,но были случаи ,когда и все 43 узла выдавали...при этом очень маневренный Охотник был. К тому же впервые был использован атомный реактор на жидком металле,поэтому ее не "глушили" никогда...
          Что до того,что загубили этот проект,который действительно мог попортить много крови супостату...считаю это преступлением. И как много раз до этого уверен,что с учетом новых технологий,нам надо реанимировать производство этих замечательных Охотников,которые не в пример Варшавянкам,способны догнать любую корабельную группировку.
          1. 0
            6 июня 2017 11:45
            Цитата: НЕКСУС
            К тому же впервые был использован атомный реактор на жидком металле

            Прототип Т-1000 наверное...))) Предлагаю начать стричь бабло с Кэмерона за плагиат.
          2. AUL
            +1
            6 июня 2017 13:04
            И как много раз до этого уверен,что с учетом новых технологий,нам надо реанимировать производство этих замечательных Охотников,
            Где деньги, Зин?(с)
            1. +16
              6 июня 2017 13:14
              Цитата: AUL
              Где деньги, Зин?(с)


              И еще вот..

              Это Рублевка...заграничные замки показать или сами потрудитесь найти?
              А сколько еще наворовано чинушами и функционерами тоже не догадываетесь?
              1. +10
                6 июня 2017 23:15
                Туда бы спецназ и всех обитателей на строительство магистрали 1-й категории от Красноярска до 70-й параллели...
                1. +2
                  11 июня 2017 10:14
                  Вот это дельное предложение. А кого поодиознее можно и в" поликлиннику" на опыты.
              2. AUL
                +1
                7 июня 2017 17:28
                А что, рублевская нищета уже предлагала скинуться на постройку "Лир"? Сколько наворовано - даже и представлять себе страшно, но - "что с воза упало..."
          3. +6
            6 июня 2017 20:57
            У неё ещё экипаж был тридцать с чемто офицеров и мичманов, ни одного матроса-срочника. Сплошные профи, полная автоматизация всех процессов. Маленькая , шустрая - истребитель подводный. А форрестол гоняли всего на одной турбине. Вторую переклинило. Чудо , а не лодка
            1. +4
              7 июня 2017 09:00
              Турбина у нее всего одна, в составе установки "семерка" очень уважаемого мной турбинного завода (не питерского).
            2. +1
              26 июня 2017 19:53
              No ochen shumnaya. Kogda ona razgonyalas svishshe 30 uzla, ey bilo slishno cherez ves Atlantik.
            3. +5
              8 июля 2017 21:53
              Уточняю: 24 офицера, 6 мичманов. Матрос 1 был - брали вестового с технического экипажа. И еще: на ПЛ проекта 705 был всего 1 реактор и 1 турбина. так что вторую переклинить никак не могло ввиду ее отсутствия. Служил на этих пл с 85 по 91 год, пока экипаж не сократили. В одном согласен: лодка классная, вот только время опередила.
              P.s. фото на заставке мое. Давал его, конечно многим, но все равно интересно, как оно здесь очутилось.
              1. 0
                2 августа 2017 22:48
                Остров на заднем плане Ягельный напоминает.
                1. 0
                  18 ноября 2017 01:44
                  Это Западная Лица, губа Большая Лопаткина, 4-й или 5-й плавпирс.
            4. 0
              18 ноября 2017 01:42
              Один матрос-срочник был - служил на камбузе, накрывал на стол и мыл посуду: 3 боевых смены + 1 смена приписных(флагманские специалисты, проверяющие, старший на борту и пр.) х 4-х разовое питание = 16 накрытий в сутки, с ума сойти можно. Чтобы хоть немного поспать, некоторые накрытия на стол делал его начальник кок-инструктор, он же повар, он же начпрод, он же вещевик. Мы все там служили за себя и за того парня, вопросов не задавали. Отличный корабль. Когда моря закрыли - как обухом по голове.
          4. 0
            21 ноября 2017 21:21
            Цена ой как кусается. Не потянет РФ такие апл (американцы и те, не смотря на свой бюджет, морских волков в серию не пустили). Лучше дешевле, но больше (хотя на 7 ясеней без слёз не взглянешь, я о колличестве если что)
      2. +11
        6 июня 2017 08:31
        Блин...Вот не знаю...И с Виктором,и с Романом согласен здесь...-
      3. +2
        6 июня 2017 11:02
        А сколько нужно было положить Т-34, чтобы уничтожить один немецкий танк "Тигр-I"?
        Правда он(тигр) сложен и дорог в эксплуатации (многие танки в сложных климатических условиях Советского Союза своим ходом не доходили до линии соприкосновения),
        Но по мощности 88-мм пушки не сравним с Т-34 с пушкой 76-мм.
        1. +8
          6 июня 2017 11:51
          если бой ведется не в режиме лобовой атаки, то и одного хватит, еще раз - тигр войну проиграл
          1. +5
            6 июня 2017 11:56
            хотя тигр . конечно, хорош
        2. 0
          11 декабря 2017 07:16
          В СССР в ВОВ танков Т-34 один завод производил больше чем вся оккупированная Европа! А "Тигры" чаще сами выходили из строя или просто застревали в грязи. Что-бы ввести в бой погруженные на платформы танковые подразделения требовалось двое -трое суток !
    2. +5
      6 июня 2017 08:55
      Похоже Пентагон читает ВО и НЕКСУСа в частности laughing
      1. +8
        6 июня 2017 09:48
        Цитата: Самаритянин
        Похоже Пентагон читает ВО и НЕКСУСа в частности laughing

        Они у меня консультируются. wassat
    3. +5
      6 июня 2017 09:12
      Японские истребители Зеро значительно превосходили по своим характеристикам американские. Однако их (зеро) оказалось мало... слишком мало что бы выиграть войну с США
      1. +2
        6 июня 2017 11:55
        так и новые американские самолеты были уже хороши, а когда их еще и много...
      2. +2
        6 июня 2017 13:00
        Цитата: serg4657
        Японские истребители Зеро значительно превосходили по своим характеристикам американские.

        По некоторым характеристикам. А по другим - значительно уступали.
        Цитата: serg4657
        Однако их (зеро) оказалось мало... слишком мало что бы выиграть войну с США

        Не совсем так.
        Дело было не в количестве самих "Зеро", а в том, что для успешного его применения требовались штучные пилоты довоенного выпуска, прозревавшие ясным днём звёзды в небе. Только такая подготовка позволяла, во-первых, по-максимуму использовать все преимущества "Зеро" над самолётами Союзников а, во-вторых - не дать пилотам Союзников воспользоваться недостатками "Зеро". То есть, слава "Зеро" - это заслуга не только машины, но и пилотов.
        Как только этих пилотов-асов выбили над Соломонами, и в части пошли массовые пилоты - так тут же слава "Зеро" померкла. Ибо средние пилоты военного выпуска всех особенностей машины не знали и пользоваться по-максимуму её преимуществами не умели. А без этого "Зеро" превращался в посредственный дальний истребитель с малой живучестью. И никакой массовостью это было не исправить.
        К тому же, янки в 1942 году восстановили один из "Зеро" и провели цикл его испытаний, по результатам которых выпустил ряд наставлений по ведению боя с японским истребителем: как не дать противнику использовать свои преимущества и вести бой таким образом, чтобы по-максимуму использовать недостатки "японца".

        Так что дело не в количестве "Зеро", а в заточенности этой машины под пилотов высокого класса, массовая подготовка которых во время большой войны невозможна.
      3. 0
        6 июня 2017 14:51
        Цитата: serg4657
        Японские истребители Зеро значительно превосходили по своим характеристикам американские. Однако их (зеро) оказалось мало... слишком мало что бы выиграть войну с США


        Не сколько мало. Сколько Mitsubishi A6M Zero был переоблегчен - за счет отсутствия протектора в топливных баках и брони в важных узлах - легко горел от одного-двух попаданий бронебойно-зажигательных пуль.
        По этой причине огромные потери хорошо обученных пилотов - их просто не успевали обучать. Самолет можно изготовить. Обучить профессионального пилота - надо не один самолет, тонны топлива и месяцы подготовки.
        Сохранить жизнь профессионального пилота, что бы он мог набраться боевого опыта и стать профессионалом - это очень сложная задача, зависящая как от самолета, так и от тактики применения.
        Вот в этом японцы проиграли по всем пунктам.

        Преимущество ZERO было в большой дальности полета - более 1500 морских миль - что сравнимо с радиусом среднего бомбардировщика и могли неожиданно появляться в отдаленных регионах.
        Самолет с неплохой горизонтальной маневренностью - хорошо виражил, но медленно делал бочку за счет большого размаха крыльев и медленно менял направление виража.
        Быстро устарел по причине маломощного двигателя.
        1. 0
          6 июня 2017 18:07
          Цитата: DimerVladimer
          Быстро устарел по причине маломощного двигателя.

          Так с движком у "Зеро" засада вышла: он был практически идеально вписан в имеющуюся машину, и любые изменения только ухудшали ТТХ.
          Если увеличивать мощность, то падает либо дальность. либо маневренность. Ибо мощный движок имеет большее потребление (и большую массу) - так что придётся либо оставлять запас топлива (и тогда прощай дальность), либо наращивать запас топлива (и тогда растёт масса самолёта).
          Чтобы выйти из такого порочного круга нужен был сверхмощный по мерка Японии движок - типа того же R-2800-10W Double Wasp. Только с ним можно было сделать казалось бы невозможное: дальний маневренный истребитель усиленной конструкции.
          Ко­ли­чес­тво несущих элементов фюзеляжа «Хэллкэта» увеличилось до 21 шпангоута и 22 стрингеров (у F4F «Уайлдкэт» их было 15 и 10 соответственно), причём, не только из-за увеличения размеров – шаг шпангоутов и стрингеров стал заметно меньше, чем и у F4F, а количество усиленных шпангоутов увеличено. При этом стрингеры были выполнены из того же профиля, что и на пред­шест­вен­нике, а шпангоуты – даже из более мощного, причём безо всяких попыток облегчить их с помощью отверстий, ха­рак­тер­ных для шпангоутов японского истребителя.
          Примерно та же картина наблюдается и в силовом наборе центроплана и консолей крыльев – размер и количество нервюр (причём, далеко не таких ажурных, как в наборе «Зеро») увеличивается, равно как и количество стрингеров, но шаг остаётся прежним, обе конструкции трёх­лон­же­рон­ные. Система складывания консолей, заметно увеличивающая вес, также целиком унаследована от «Уайлдкэта» безо всяких модификаций. Таким образом, никаких попыток уменьшить массу путём сколь-нибудь серьёзного ослабления силового набора плоскостей также не наблюдается, более того, он был немного усилен.
          В итоге, масса «сухого» F6F «Хэллкэт» оказалась на 1517 кг больше, чем у его пред­шест­вен­ника.
          © midnike
          Причём с таким движком истребитель получился манёвренным, невзирая даже на массу почти в 6 тонн и на то, что аэродинамика была принесена в жертву технологичности ("чешуйчатая" обшивка внахлёст на хвостовой части).

          Слева направо - "Зеро", "Уайлдкэт", "Хэллкет".

          Но для Японии это было фантастикой. Ибо "моральное эмбарго" на поставку авиатехники в Японию было введено США уже в 1938. Причём "моральным", то есть добровольным, оно было лишь формально - ибо аккурат в это время правительство США начало резко наращивать закупки военной техники. И нарушившие эмбарго точно так же добровольно могли пролететь мимо жирных госконтрактов. В результате, самый перспективный рынок авиатехники для японцев оказался отрезан.
          1. 0
            7 июня 2017 10:59
            Цитата: Alexey RA
            Таким образом, никаких попыток уменьшить массу путём сколь-нибудь серьёзного ослабления силового набора плоскостей также не наблюдается, более того, он был немного усилен.


            Отличный комментарий!
            Как конструктор, могу объяснить чем вызвано игнорирование конструкторами, ослабления силового набора:
            - во первых (вы справедливо отметили) - технологичность производства в военное время, -
            - второе - прочность, при жестких посадках на авианосец и при обстреле.
            - третье - двигатель позволял на "вертикалях" иметь подавляющее преимущество над ZERO.

            При попадании 2-3 крупнокалиберных пуль в крылья ZERO, уже рискованно было вести маневренный бой, от нагрузок могло переломится, поскольку силовой набор был до минимума ослаблен.
            Хелкет был очень прочен и выдерживал множественные попадания крупнокалиберных пуль и даже 20 мм снарядов в силовой набор.
    4. 0
      6 июня 2017 13:40
      а по моему должно быть примерно так: 1/4 дорогих и максимально эффективных и 3/4 попроще и подешевле
      1. 0
        20 декабря 2017 20:12
        о чём вы спорите друзья? ведь давно известно что главная часть любого оружия-голова его владельца!
  2. +11
    6 июня 2017 08:25
    Видать наши решили усовершенствованные "Лиры" построить, или уже построили. Там такой чудный реактор был на жидком металле в охлаждающей системе, что она "заводилась с полоборота", но зато когда стояла проблем было много. Но летала как птичка, после установки рекорда скорости вернулась сверкающая как зеркало - все швы вода, от такой скорости обтекания, зализала напрочь. Корпус сиял как золотой в отраженных лучах. Резины не было ишшо. Ну, нехай будет, супостатам на горе и страх, а нам на радость, гордость и спокойствие под нефтяными вышками и носится по океанам. Авианосец "Форрестол" в гробу переворачивается небось, вспоминая как она его гнала перепуганного по Атлантике к берегам Америки. ей бы таран ,шоб если шо и патроны закончились ... laughing wink
    1. +9
      6 июня 2017 08:45
      "Золотая рыбка' не лира, лира проект 705, а золотая рыбка и она же "облезла " на испытаниях-проект 661, построенный в единственном экземпляре.
    2. +5
      6 июня 2017 08:55
      Цитата: Маз
      Но летала как птичка, после установки рекорда скорости вернулась сверкающая как зеркало - все швы вода оттакой скорости обтекания зализала напрочь. Резины не было ишшо.

      ======
      А вот тут то вы и "рамсы попутали" уважаемый! Данный инцидент произошел с АПЛ К-222 (проект 661 "Анчар"), построенной в единственном экземпляре - это действительно была САМАЯ скоростная в мире АПЛ установившая абсолютный (и не превышенный до сих пор!) рекорд - в подводном положении лодка развила скорость лишь чуть-чуть не дотянувшую до 45 узлов 44.7уз. (по другим данным - 44.85 уз. Вот ее - точно "прошлифовало" до "зеркального блеска!!
      А на "Лирах" уже стояла "резиновая обшивка" (см.фото в статье!!!)
      1. +1
        18 июня 2017 00:50
        Анчар самый быстрый, это да. Только он был один. Лира самая быстрая среди серийных. Это тоже да. Официально в книге рекордов Гиннеса. Жаль, что автор ни хрена не разбирается в вопросе, о котором пишет.
    3. +5
      6 июня 2017 09:27
      Цитата: Маз
      Видать наши решили усовершенствованные "Лиры" построить, или уже построили.

      В СМИ циркулирует инфа, что "Калины" будут на ЖМТ бегать. Поэтому решили вспомнить про предшественницу.
    4. +6
      6 июня 2017 09:49
      Цитата: Маз
      Там такой чудный реактор был на жидком металле в охлаждающей системе, что она "заводилась с полоборота"

      Она не "заводилась",а как включили в начале,так и не выключали весь цикл службы ПЛ...иначе металл бы просто затвердел.
      1. +6
        6 июня 2017 13:42
        Можно было реактор перевести в подкритику ("заглушить" по простому), но контур греть внешним теплом. Котельная в районе пирса, что на фото, и была построена в первую очередь для этих целей, а не для отопления казарм, как мношие ошибочно полагают
        1. +3
          6 июня 2017 13:44
          Цитата: annodomene
          Можно было реактор перевести в подкритику ("заглушить" по простому)

          Верно...да только инфраструктуры то не было...
          1. +5
            7 июня 2017 08:41
            Инфраструктуры не было. Скажу больше - даже когда она и была, то не могла обеспечить надежный обогрев аз. Таким образом вариант подогрева за счет ТРД - наше все!
          2. +4
            7 июня 2017 08:58
            По началу не было, от слова совсем. Потом потихоньку появилась. Так что в любом случае - подогрев за счет ТРД - наше все!
        2. +3
          6 июня 2017 15:11
          Цитата: annodomene
          Можно было реактор перевести в подкритику ("заглушить" по простому), но контур греть внешним теплом. Котельная в районе пирса, что на фото, и была построена в первую очередь для этих целей, а не для отопления казарм, как мношие ошибочно полагают


          С учетом того, что реактор нельзя глушить - его не спасала никакая "котельная" - какой котельной, обеспечить рабочую температуру носителя под 200 градусов?
          А это означает постоянно активный реактор у пирса.

          Любой сбой в реакторе, приводил к образованию "козла" в системе охлаждения и аварийному выключению реактора. Литиевый носитель твердел и уже невозможно было запустить реактор снова.
          Кроме того ряд сложностей с эксплуатацией щелочных теплоносителей - быстрое окисление теплоносителя, взрывоопасность при смешивании теплоносителей контуров. То есть этот реактор оказался крайне капризным в постоянной эксплуатации и не оправдал себя.
          1. +7
            7 июня 2017 08:50
            Отвечаю по пунктам:
            1. Глушить можно, только необходимо подавать тепло от внешнего источника (котельная, ЭУ пришвартованного рядом судна и т.д.). Вот ЦНПК нельзя останавливать ни в коем случае!
            2. Постоянно активный и постоянно работающий (на МКУМ) реактор - это две разные вещи. Правильно было бы сказать - постоянно критичный реактор, хотя и это не совсем правильно.
            3. К "козлу" приводит не сбой в работе реактора, а сбой в работе системы циркуляции в 1 контуре.
            4. Окисление ТН лечится высокотемпературной регенерацией сплава. Если этого не проводить, то см. аварию на К-45. Про взрывоопасность правильно, давление в 1 контуре гораздо ниже, чем во 2-м, т.о. опасна "течка" 2-го контура в 1-й. Можно еще добавить к "капризностям" многопетлевую циркуляцию в 1к. Но при ПРАВИЛЬНОЙ эксплуатации ЯЭУ пр. 705 (705К) нормально себя ведет, тем более, что талько на ней можно получить пар ТАКИХ параметров.
            1. +4
              7 июня 2017 09:11
              Пардон, в п.4 опечатка, не К-45, а К-27, и она не "Лира".
            2. +3
              7 июня 2017 11:03
              Цитата: annodomene
              1. Глушить можно, только необходимо подавать тепло от внешнего источника (котельная, ЭУ пришвартованного рядом судна и т.д.). Вот ЦНПК нельзя останавливать ни в коем случае!
              2. Постоянно активный и постоянно работающий (на МКУМ) реактор - это две разные вещи. Правильно было бы сказать - постоянно критичный реактор, хотя и это не совсем правильно.
              3. К "козлу" приводит не сбой в работе реактора, а сбой в работе системы циркуляции в 1 контуре.
              4. Окисление ТН лечится высокотемпературной регенерацией сплава. Если этого не проводить, то см. аварию на К-45. Про взрывоопасность правильно, давление в 1 контуре гораздо ниже, чем во 2-м, т.о. опасна "течка" 2-го контура в 1-й. Можно еще добавить к "капризностям" многопетлевую циркуляцию в 1к. Но при ПРАВИЛЬНОЙ эксплуатации ЯЭУ пр. 705 (705К) нормально себя ведет, тем более, что талько на ней можно получить пар ТАКИХ параметров.


              Все верно - Вы более подробно описали, то что я описал простым языком, для понимания людьми без высшего технического обр.
              + однозначно.
          2. 0
            18 ноября 2017 01:51
            Котельная исправно давала перегретый пар в районе 400 градусов. Пока не ломалась. Поэтому от котельных и отказались и всё время на 0,5% мощности, сами себя грели.
    5. +6
      7 июня 2017 09:02
      Реактор действительно чудесный, как и все остальные наши транспортные. Только заводить ЯЭУ "с полоборота" невозможно - этому препятствует в первую очередь требования ЯБ, законы физики и теплотехники во вторую.
      1. 0
        18 ноября 2017 01:52
        Мы вводили реактор в рабочий режим за 30 минут, проблема была всему экипажу за это время прибыть на борт.
  3. +3
    6 июня 2017 08:30
    Слишком уж революционной для своего времени была.Но шустрая до ужаса.
    1. +7
      6 июня 2017 13:43
      Очень много оговорок при проектировании и строительстве. На мой взгляд - корабль родился лет на 20...25 раньше срока.
      1. +3
        6 июня 2017 13:46
        Цитата: annodomene
        Очень много оговорок при проектировании и строительстве. На мой взгляд - корабль родился лет на 20...25 раньше срока.

        Думаю даже сейчас он при появлении в металле,опережал бы время...берите выше-30-40 лет. hi
        1. +4
          7 июня 2017 08:53
          Нет, настаиваю, что на 20...25 лет, т.к. так скажем бытовое оборудование, то что доступно многим, появилось только 20 лет спустя. А еще есть непроверенное бытующее мнение, что тех. проект по 705 проекту подписывал еще И. В. Сталин, но это, еще раз повторюсь, только байка.
          1. 0
            18 ноября 2017 01:54
            Не знаю насчёт Сталина - пробивал 705 проект главком ВМФ С.Г.Горшков, серия задумывалась ок.80 корпусов.
      2. 0
        2 ноября 2017 14:22
        Цитата: annodomene
        Очень много оговорок при проектировании и строительстве. На мой взгляд - корабль родился лет на 20...25 раньше срока.


        Это почему?
        У супостатов тоже в то время были построены лодки на ЖМТ.
        Это означает, что наука в тот момент пришла к такому решению.

        Решение было ошибочное, и не факт, что сейчас. спустя много лет, будут снова развивать ЖМТ, ибо проблемы не разрешены до сих пор. и решения по ним так и нет.
        Физику и химию не обманешь.
        1. 0
          18 ноября 2017 01:55
          Не сообщите нам, какие лодки на ЖМТ построил и эксплуатировал супостат?
          1. 0
            18 ноября 2017 13:21
            Цитата: Умничка
            Не сообщите нам, какие лодки на ЖМТ построил и эксплуатировал супостат?


            Самостоятельно выяснить не можете?
            Хорошо, пусть будет Морской Волк...
            1. 0
              18 ноября 2017 15:49
              Реактор с ЖМТ действительно испытывался на американской АПЛ USS"Seawolf"(SSN-575) в течение почти 4-х лет, но опыт эксплуатации был признан неудачным и его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Так что "Лиры" - единственная в мире серия атомных субмарин с реактором с ЖМТ.
              1. 0
                18 ноября 2017 17:32
                Цитата: Умничка
                Реактор с ЖМТ действительно испытывался на американской АПЛ USS"Seawolf"(SSN-575) в течение почти 4-х лет, но опыт эксплуатации был признан неудачным и его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Так что "Лиры" - единственная в мире серия атомных субмарин с реактором с ЖМТ.

                Вот именно, у них ума хватило, сразу понять неспособность качественно поддерживать действительно запредельно сложное и не дающее ни малейшего права на ошибку.
                Человеку свойственно ошибаться.
                Соответственно Конструктор, создающий изделие "без права на ошибку" - обязан быть отстранен от должности и отправлен валить лес - пилкой для ногтей. На всю оставшуюся жизнь.
                За свой глупость и отрыв от реалий.

                Серия Лир - показательный пример глупости, чванства, отрыва от реалий наших конструкторов. Которым пофиг чужой опыт, которым пофик чужие жизни. которым пофиг чужие деньги.
                Лишь бы свое любопытство потешить. да госпремий наполучать.
  4. +6
    6 июня 2017 08:40
    Главная проблема "Лир" - литиевый реактор. Его нельзя было "заглушить" на стоянке. Результат - как его запускали, так он и работал до истечения срока службы!! Проблема - ОЧЕНЬ большая! А про стоимость эксплуатации уже и не говорю... Да еще - очень низкая надежность - "Лиры" при всех их ВЫДАЮЩИХСЯ и действительно НЕ ИМЕВШИХ АНАЛОГОВ боевых х-ках, слыли на флоте лодками "опасными" прежде всего для экипажа... Резюме - эти действительно выдающиеся машины сильно опередили свое время!!
    1. +4
      6 июня 2017 08:54
      Главная проблемы была в отсутствии лишних денег и обустроенности пунктов базирования. Реактор модно было и глушить, но в жтом случае нужно было полдерживать температуру теплоносителя первого контура с берега. А соответствующая инфраструктоура отсутствовала.
      Поэтому и приходилось гонять реактор, чтобы первый контур не "замерз" в итоге ресурьше времени выбили.
      Корабль был отличный, да , были сложности с автоматикой, но вот что ее опсной считали на флоте, этого я вот не слышал. Напротив, желающих служить на 705 было более чем.
    2. 0
      6 июня 2017 09:07
      Она не опасная была ,просто в экипаже матросов не было одни офицеры и мичманы! Гонять не кого было!
      1. +2
        6 июня 2017 12:07
        Гонять модно и лейтенантов очень успешно. Главное понимать, что именно вы вкладываете в это слово.
        1. +5
          7 июня 2017 08:54
          Двух-трех торпедистов прикомандировывали, они еще вестовыми службу тащили.
    3. +6
      6 июня 2017 13:45
      Литиевых реакторов нет и не было. В качестве ТН на 705 (и 705К) проектах использовался эвтектический сплав Pb+Bi
    4. +3
      7 июня 2017 12:37
      Цитата: venik
      Главная проблема "Лир" - литиевый реактор.

      О как, belay а я и не знал, что висмуто-сурьмянный теплоноситель теперь *литиевым* называется... bully
    5. 0
      18 июня 2017 00:46
      "Литиевый" реактор Вам во сне приснился, не иначе. Не было у нас таких. А книжка "Корабль, опередивший время" у меня есть. Веник и есть веник, прости Господи...
    6. 0
      18 ноября 2017 02:01
      Может, для служивших на берегу 705-е и слыли "опасными для экипажа", у нас я такого не припоминаю. От слова совсем. Кстати, за все годы службы был один погибший - вахтенного офицера смыло за борт с мостика в шторм, Красную Звезду дали посмертно. Начальник РТС. При авариях, кои были на всех проектах, ни одного погибшего.
      1. +1
        1 марта 2018 15:01
        Точно так. На К-373 смыло кап.3 ранга Горелова
  5. +6
    6 июня 2017 08:42
    На Лирах не было ни одной аварии с человеческими жертвами,так что статейка так себе,поверхностная ....Золотой рыбкой называли не Лиры,а единственную подлодку проекта 661 К-222
    1. 0
      6 июня 2017 09:07
      Цитата: Чаронда
      На Лирах не было ни одной аварии с человеческими жертвами

      ======
      Это точно - ЖЕРТВ - не было!!! А вот поломок - хватало!!!
      1. +4
        6 июня 2017 13:45
        Одни только ЦНПК чего стоили...
    2. +1
      6 июня 2017 21:38
      на сайте подводников есть фотка и табличка мемориальная посвященная "Золотой рыбке", тама много чего про них написано в воспоминаниях.
  6. 0
    6 июня 2017 09:57
    Срочно просить у властей ещё 100 ярдов на противодействие Лирам.
  7. +3
    6 июня 2017 10:19
    Американские США

    wassat
    Я что-то пропустил? Есть еще какие-то США?
    1. 0
      6 июня 2017 14:42
      Соединённые штаты Бразилии...
      1. 0
        7 июня 2017 05:56
        А соединенные штаты Бразилии тоже американские США
  8. 0
    6 июня 2017 10:21
    Альфа хорошим шилом была в мягком месте НАТО много баблища стоило их списать Франция отдувалась по бабосам)))зато теперь это история
  9. +3
    6 июня 2017 11:06
    Давайте петицию подпишем: ЧТО БЫ NI БОЛЬШЕ НЕ ПЕРЕПЕЧАТЫВАЛИ!
    ?
    Чего полудурков поддерживать и перепечатывать?
    Дэвиды мурджамуры и роблины гоблины...
    Военные игсперды с левыми дипломами бакалавров искуств
    1. +1
      6 июня 2017 14:22
      Цитата: opus
      Военные игсперды с левыми дипломами бакалавров искуств

      Обижаете - там небось не бакалавр, а целый PhD. Тот самый, который ты мне тут не PhD!smile
      1. 0
        2 ноября 2017 14:24
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: opus
        Военные игсперды с левыми дипломами бакалавров искуств

        Обижаете - там небось не бакалавр, а целый PhD. Тот самый, который ты мне тут не PhD!smile


        ПХД легко получается в каком-нибудь Кингстоновском университете за фигню...
  10. +4
    6 июня 2017 12:37
    Статья ни о чём. Писал глубокий обморок.
    Да. У нас нет субмарин, у нас подводные лодки.
    1. +6
      6 июня 2017 13:46
      И не АПЛ ( это АВАРИЙНАЯ подводная лодка), а пла! И с определением "обморок" полностью согласен.
  11. +3
    6 июня 2017 13:50
    Офицерский экипаж и ремни безопасности на креслах... Один из памятников величию той эпохи. Опередила время.
    1. +4
      7 июня 2017 09:05
      Действительно опередила. Плюс ко всему совмещение специальностей в экипажах.
    2. 0
      18 ноября 2017 02:03
      Кресла тоже были из титанового сплава.
  12. +7
    6 июня 2017 16:03
    На мой взгляд, это был потрясающий проект. Вы просто гляньте её габариты. Это атомная подлодка в габаритах дизельки! Экипаж всего 32 человека. По сути это лодка-истребитель, уникальная машина, предназначенная для нейтрализации лодок-охотников США. Лодка набирала полный ход за 1-1,5 минуты и разворачивалась на 180° за 40-45 секунд. Благодаря постоянно "горячему" реактору лодка была в боевой готовности практически постоянно.
    50 суток автономного плавания, ограниченный запасом продуктов на борту. 6 торпедных аппаратов 533 мм. И ведь был проект довооружить лодку ТА 650-мм. А это значит "толстая торпеда" большой дальности. Или "Шквал".

    Сегодня такие лодки, вооруженные комплексом "Калибр" могли бы стать средством оперативного "устрашения". Высокая оперативность и "длинные руки".

    И ещё, новый "свинцовый реактор" БРЕСТ разработанный с учётом опыта ОК-550, по заявлениям разработчиков, лишён проблемы с затвердеванием теплоносителя. Лично мне кажется, что реакторы со свинцом в роли теплоносителя это будущее атомного подводного флота.
    1. +2
      6 июня 2017 21:40
      А корпус какой вылизаный - красавица.
      1. +5
        7 июня 2017 09:07
        Относительное удлинение 1:7, почти идеально с точки зрения гидродинамики. Вот только нет их больше, последнюю в Гремихе разделали.
    2. 0
      18 ноября 2017 02:05
      Кто разбирается в далеко идущих нюансах - реактор на быстрых нейтронах.
  13. 0
    6 июня 2017 23:50
    И "чо"? Статья-то о чем? Предложение про "в США вспомнили" и выдержка из википедии про лодку, образцы которой почти 30 лет как порезаны на метал. Если бы у нас в каком-нибудь КБ вспомнили и с учетом новейших технологий и материалов предложили бы МО лодку похожего класса, но еще менее шумную и с погружением на 1,5 км., вот тогда это была бы новость. А так - имитация бурной деятельности. Давайте бочку Петра Первого вспомним, ей НАТО попугаем?
  14. 0
    7 июня 2017 05:37
    "Золотая рыбка" - это проект 661 «Анчар», построен в единственном экземпляре.
  15. +3
    7 июня 2017 11:26
    Воспоминания командира Лиры контр-адмирал А.С.Богатырева, в прошлом – командир АПЛ проектов 705 и 705К:

    О скоростных возможностях наших АПЛ пр.705 (705К) можно говорить, часами. И дело тут не только в величине самой высокой скорости. Помимо этого, скорость АПЛ набиралась до самой полной в течение примерно одной минуты! Иными словами, ход АПЛ был сопоставим с ходом торпед. А что это значит?

    Допустим – худший вариант – за нами осуществляется скрытное слежение ПЛ противника, т.е. мы не знаем, что находимся "на крючке". Известно, что в те годы шумность наших АПЛ вообще и, в частности, нашей, отличалась от таковой у американских в худшую сторону, а значит, и дальность обнаружения у них была больше, чем у нас, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приходилось разрабатывать и отрабатывать различные тактические приемы...
    – А что можно сделать?
    Ну и что, если "побежала" торпеда с "кормы" к нам, а акустики, настоящие профессионалы, обнаружили ее. Командир в пределах нескольких секунд контратакует противника, и в те же секунды лодка достигает максимальной скорости, даже с разворотом на 180°, и уходит. Торпеда ее догнать не может!..."
    Подробнее -http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/malaja
    _skorostnaja_avtomatizirovannaja_podvodnaja_lodka
    _istrebitel_pr_705_705k/p12.php

    "... Ну, а торпедные атаки отрядов боевых кораблей наших ПЛ – песня!

    Дальность обнаружения нашим ГАК была большая, даже при совсем неблагоприятных гидроакустических условиях. За это время мы в спокойной обстановке вскрывали их боевые порядки еще до входа в район, где разрешено было стрелять. Рассчитывали оптимальную площадь позиций стрельбы. И пользуясь большой скоростью, сознательно теряя контакт, "неслись" в эту позицию на ту кромку района, где ожидали вход кораблей (кромку выявляли способами доразведки).

    Далее, выравнивая свой ход с ходом кораблей, делали все, что хотели – вплоть до смены борта цели, т.е. выстреливали свои торпеды то в один борт, то в другой, дезориентируя противника. На малых скоростях этого не сделаешь!
    Лично у меня средняя скорость была соизмерима с самым полным ходом надводных кораблей, да и большинства ПЛ...".
    Конец цитаты.
    1. +3
      7 июня 2017 17:52
      Цитата: DimerVladimer
      Лично у меня средняя скорость была соизмерима с самым полным ходом надводных кораблей, да и большинства ПЛ..

      Вот почему я и говорю о том,что необходимо реанимировать проект с учетом новых технологий и арсенала...у нас на Лире закончилось понятие "Охотник" как класс ПЛ. Варшавянка не охотник,а засадная ПЛ,учитывая ее 24 узла максимальных. А такая ПЛ класса Лира отчасти может выполнять и функции полноценного многоцелевика,защищая наши ракетоносцы.
      1. +5
        8 июня 2017 08:08
        Конечно может. Только, повторюсь, необходимо довести характеристики "внешнего параметра" до приемлемых величин, не как у "Варшавянок", но хотя бы близко к этому.
    2. +1
      18 июня 2017 00:42
      Богатырёв молодец. Умеет красиво рассказать. До сих пор на застольях первый. Всё не так просто.
  16. +1
    7 июня 2017 12:26
    Цитата: НЕКСУС
    Цитата: AUL
    Где деньги, Зин?(с)


    И еще вот..

    Это Рублевка...заграничные замки показать или сами потрудитесь найти?
    А сколько еще наворовано чинушами и функционерами тоже не догадываетесь?

    Это не Рублевка. Это Мякинино, Красногорский р-н
  17. 0
    18 июня 2017 00:39
    Дорогой автор! "Золотая рыбка" - это совсем другой проект. Была в единственном экземпляре. 700 м - бред. И вообще, противно читать бред незнающего...
  18. 0
    26 июля 2017 12:42
    А в каком контексте NI вспомнил о "Лирах"? Что за не законченная статья, о чем она?
  19. 0
    29 октября 2017 02:30
    Лира - не "Золотая рыбка", - Анчар Золотая рыбка. Намесил винегрет очередной "журналист". Полная фигня в статейке, лишь бы поярче написать.
  20. 0
    18 ноября 2017 06:30
    Да блин, просто титановый корпус нельзя использовать? Переоборудовать под более простое оборудование - дешевле будет, чем новую строить?