Ледокол против крейсера

26


Утром 24 августа 1942 года ледокольный пароход «А. Сибиряков» покинул порт в поселке Диксон на одноименном острове. Это в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря – там, где Енисейская губа входит в Ледовитый океан. «Сибиряков» должен был доставить снаряжение, продовольствие, топливо, срубы для двух домов, комплект радиостанции, высадить четверых полярников на мыс Оловянный и сменить людей на станции острова Домашний.



На вторые сутки плавания ледокол находился в районе северо-западнее архипелага Норденшельда (если посмотрите на подробную карту Арктики или Северной Сибири, найдете его западнее знаменитого мыса Челюскин, венчающего северную оконечность Таймыра). 25 августа 1942 года, 11 часов 47 минут. Карское море, район острова Белуха. Сквозь туманную дымку наблюдатели с ледокола увидели неизвестный военный корабль. С него замигал носовой прожектор: «Кто вы? Куда следуете? Подойдите ближе!». И снова требование: «Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов». Затем с неизвестного корабля приказали прекратить работу судовой рации и спустить флаг.

«Сибиряков» не подчинился приказу. Радист Анатолий Шаршавин открытым текстом послал на Диксон сообщение о появлении вражеского – в этом уже не было сомнения – военного корабля большого водоизмещения. Это был германский линкор «Адмирал Шеер».

В войну сводки с самого северного ее фланга звучали нечасто. Между тем Заполярье, Арктика и Севморпуть имели тогда огромное значение. Особая ответственность ложилась на моряков Северного флота, командование которым еще до войны, в августе 1940 года принял 35-летний контр-адмирал Арсений Головко. А флот этот и зона его боевой ответственности особенные. Ее протяженность с востока на запад – около четырех тысяч морских миль. Условия тяжелейшие: сложная ледовая и гидрометеорологическая обстановка, под сполохами северного сияния – огромные необжитые пространства. Плюс полугодовая полярная ночь...

Флот выполнял важнейшие задачи по нарушению морских коммуникаций противника, содействию сухопутным войскам и защите наших морских и особенно арктических путей. Когда уже в первый год войны начал действовать океанский маршрут поставок вооружений по ленд-лизу, стратегическая значимость Северного флота и театра военных действий в Заполярье возросли.

«Вундерланд» без чудес

Этого не могло не понимать и гитлеровское командование. В 1942 году оно разработало специальную операцию с целью сорвать движение по стратегической океанской трассе и покончить с жизненно важными для фронта и советского тыла перевозками в Арктике. «Вундерланд» («Страна чудес») – такое кодовое наименование получила операция, намеченная на август 1942-го. Месяц был избран не случайно: в это время на большей части северных морей лед, растопленный водами могучих сибирских рек, сходит почти на нет.

Планом операции «Вундерланд» предусматривалось, что арктические «чудеса» будут творить семь подводных лодок, эскадренные миноносцы и авиация. Однако их миссия носила скорее отвлекающий характер. Главная же, ударная роль в «Стране чудес» отводилась двум линкорам – «Адмирал Шеер» и «Лютцов». Три из семи лодок должны были поддерживать непосредственную связь с линкорами, вести для них ледовую разведку, оттягивать на себя силы Северного флота в водах у южной оконечности Новой Земли. Четырем другим субмаринам предписывалось прикрывать «Шеер» и «Лютцов» с западного направления.

Почему с запада? Подразумевалось прикрытие от советских боевых кораблей в случае их выхода на перехват. А они пошли бы от Кольского полуострова, то есть с запада. Эсминцам отводилась скромная роль охраны линкоров при переходе через зону активной деятельности кораблей Северного флота и англо-американских союзников.

«Адмирал Шеер», построенный в 1939 году, входил в серию германских кораблей, известных как «карманные линкоры». Откуда такое странное название? По Версальскому договору (1919 год), зафиксировавшему поражение Германии в Первой мировой войне, на нее были наложены жесткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. В частности, запрещалось иметь в составе ВМФ корабли водоизмещением свыше десяти тысяч тонн и с орудиями калибром более 280 миллиметров. Но немецкие конструкторы сумели обойти ограничения, разработав проекты, имевшие артиллерийское вооружение мощнее, чем у крейсера, и скорость, как у линкоров. Отсюда и название. По сути «Адмирал Шеер» (как и однотипный «Лютцов») – тяжелый крейсер. Германия планировала использовать их в качестве рейдеров (военно-морcкой термин от английского raid – набег), то есть кораблей, которые могут вести самостоятельные боевые действия против торговых судов на дальних коммуникациях. «Шеер» имел полное водоизмещение 13 700 тонн. Экипаж – 926 человек. Скорость – 26 узлов. Толщина брони – от 76 до 178 миллиметров. Вооружение: шесть артиллерийских орудий калибра 280, 8–150 миллиметров, шесть зенитных 105-мм, восемь 47-мм и восемь торпедных аппаратов.

«Адмиралом Шеером» в то время командовал морской волк, бывший подводник, участник Первой мировой войны 45-летний капитан-цур-зее (1-го ранга) Вильгельм Меендсен-Болькен. Он принял крейсер под свое начало в июне 1941-го, когда Германия напала на СССР. Но ранее, с началом Второй мировой «Шеер» уже «прославился» нападениями на корабли торгового флота. За 161 день морской охоты – от Арктики до Антарктики он прошел 46 тысяч морских миль, потопив 19 судов общим водоизмещением 137 тысяч тонн. Гитлер благоволил предшественнику Меендсен-Болькена на капитанском мостике Теодору Кранке. Присвоил ему адмиральское звание и назначил представителем главкома ВМФ в своей ставке.

Операцию «Вундерланд» «Шеер» начал в одиночку – «Лютцов» был поврежден и поставлен в ремонт. 6 августа 1942 года крейсер скрытно покинул военно-морскую базу в Скоменфьорде (Северная Норвегия). Операция готовилась в глубокой тайне. Только 16 августа команде зачитали приказ Меендсен-Болькена: «Наша задача – нападение на суда противника в Карском море, главный объект нападения – конвои, особенно идущие с востока. Вопрос об обстреле наземных пунктов командир будет решать на месте».

Медленно продвигаясь на восток вдоль кромки льдов, 20 августа 1942 года крейсер встретился с немецкой субмариной U-251. Но ее командир о движении советских конвоев ничего определенного сообщить не мог. Меендсен-Болькен принимает решение идти на юг. С палубы корабля на разведку поднялся гидросамолет «Арадо» Ar 196. В воздух он запускался с помощью катапульты, а садился на воду.
Хмурый световой день уже был на исходе, когда пилоты сообщили: обнаружен конвой из девяти судов. Линкор пошел наперерез конвою и занял удобную для атаки позицию. Все 28 орудий и 8 торпедных аппаратов «Адмирала Шеера» по первому сигналу готовы были открыть огонь. Ведь противостоять такой смертоносной огневой мощи в то время ни одна наша боевая единица в регионе не могла: подобного класса кораблей у советского Северного флота не было. Казалось, караван обречен. Но время шло, а судов не видно. Хотя данные радиоперехвата говорили о том, что они где-то рядом.

На другой день утром гидросамолет вновь вылетел на разведку. Но… караван как в воду канул. Дело в том, что цепочка судов двигалась не на запад, а на восток. То есть не приближалась к немецкому крейсеру, а уходила от него.

22 августа от командования из Норвегии было получено сообщение о другом конвое из 19 судов и четырех ледоколов, идущем на запад. А 23 августа бортовой самолет-разведчик «Арадо» Ar 196 обнаружил 10 судов, стоявших на якоре.

Но капитан-цур-зее Меендсен-Болькен опасался, что изменится ветер и крейсер будет заперт льдами. К тому же существовала угроза обстрела советскими судами, так как каждый транспорт худо-бедно, но был вооружен двумя пушками и пулеметами. Меендсен-Болькен то и дело отдавал команды на смену курса. Началась подвижка льдов, а 25 августа потерпел аварию самолет-разведчик, оставив тем самым крейсер «без зрения». Дело в том, что по штату на борту должно было быть два таких самолета, а в поход по каким-то причинам взяли один. Это послужило поводом взять курс на юг, в воды, свободные ото льда.
Флаг не спустили

По команде капитана ледокола старшего лейтенанта Анатолия Качаравы экипаж приготовился к бою. Командир обратился к подчиненным с краткой речью: «Товарищи! Корабль поднял фашистский флаг. Сейчас начнется бой. Покажем, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!». Начался неравный бой. Неравный – даже не то слово. Как могли две сорокапятки, две 76-мм пушки и несколько зенитных пулеметов «Сибирякова» противостоять мощнейшему вооружению тяжелого крейсера?! Да и скорость составляла всего восемь с половиной узлов, а броневой зашиты не было вовсе.

Снаряды с ледокола, достигшие «Шеера», не могли пробить его броню. Но когда «Сибиряков» поставил дымовую завесу и открыл огонь по немецкому крейсеру, сквозь клочья дыма моряки увидели, что вражеская палуба вмиг опустела. И откуда только у немцев, доселе с ухмылками фотографировавших свою очередную жертву, взялась такая прыть!

Ошеломленный капитан-цур-зее Меендсен-Болькен приказал не медлить с уничтожением русского ледокола. Как посмела эта «посудина» противостоять одному из лучших кораблей кригсмарине! Первый снаряд с «Шеера» срезал мачту «Сибирякова». Главстаршина Михаил Сараев под шквальным огнем соединил части перебитой антенны и тем самым дал возможность работать основному передатчику. Второй залп с «Шеера» пришелся на корму корабля и вывел из строя оба кормовых орудия. Артиллеристы частично погибли или получили тяжелые ранения.

Все, кто был на борту, проявили мужество в беспримерном поединке с врагом. Самоотверженно помогала раненым врач Валентина Черноус. Когда разрывом снаряда сорвало советский флаг, над горящим ледоколом его снова поднял матрос Александр Новиков. До последнего сокрушительного удара радист Анатолий Шаршавин оставался на своем посту в радиорубке. С гибнущего «Сибирякова» он послал в эфир последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». Это было 25 августа в 14 часов 5 минут. Ледокол потерял ход, орудия германского крейсера безжалостно и методично добивали его. Поразительно: «Сибиряков» уже был на краю гибели, но одна из пушек продолжала вести огонь! По приказу капитана шифровальщик Михаил Кузнецов уничтожил все секретные документы, лишив немцев шанса заполучить позарез нужные им сведения о ледовой обстановке в Карском море.

Старший механик Николай Бочурко выполнил последний приказ капитана – открыл кингстоны. Сам же Анатолий Качарава был тяжело ранен. Командование взял на себя его помощник по политчасти Зелик Элимелах – комиссар, как называли его. Он приказал всем остававшимся на тот момент на борту покинуть корабль. Подобно легендарному «Варягу» «Сибиряков» флаг перед врагом не спустил. Около 15.00 море поглотило корабль. А комиссар остался у флагштока…

Сегодня все корабли, идущие по Севморпути в районе острова Белуха, в память об этом подвиге северного «Варяга» и его экипажа в неравном бою дают долгий гудок и приспускают флаг.

Робинзон с медалью Нахимова


Нельзя не сказать о судьбе моряков ледокола. Значительная часть экипажа и пассажиров погибли от снарядов и ожогов еще до того, как ледокол скрылся в морской пучине. Тех, кто поодиночке боролся за свою жизнь в ледяной воде и отказался подняться на спущенный с немецкого крейсера катер, «сверхчеловеки» с «Шеера» расстреливали. Кочегар Николай Матвеев во время пленения своих товарищей метнул в немецкого матроса топор. В ответ – автоматная очередь.

Шлюпку с 18 ранеными и обожженными катер отбуксировал к борту «Шеера». Длительные допросы ничего немцам не дали. Оставшиеся в живых моряки с «Сибирякова» были брошены за колючую проволоку.

Из 104 человек, находившихся на борту ледокола в его последнем рейсе, лишь 14 дожили по Победы. Поразительна судьба машиниста Павла Вавилова. Ему удалось избежать гибели и плена. В ледяной воде он ухватился за кромку борта полуразбитой шлюпки и с большим трудом добрался до необитаемого скалистого острова Белуха. Более месяца продолжалась его вынужденная «зимовка» на острове. Питался Вавилов отрубями, небольшой запас которых оказался на шлюпке. Она и обломки, выброшенные с затонувшего корабля на берег, пошли в костер… В костер, спасительный во всех смыслах: его неровное пламя увидел с воздуха известный полярный летчик Герой Советского Союза Иван Черевичный. Он и вывез Вавилова на Большую землю. За мужество и стойкость моряк с «Сибирякова» был удостоен довольно редкой награды – медали Нахимова. А в августе 1960 года в составе большой группы работников Министерства морского флота Павел Иванович Вавилов был вновь награжден. И еще как! Он стал Героем Социалистического Труда.

Справка «ВПК»

В годы войны по внутренним морским путям корабли флота провели 1548 конвоев, включавших 2951 транспорт. В северные порты СССР и в обратном направлении в составе 76 союзных конвоев последовало свыше 1400 английских, американских и советских транспортов. Врагу удалось потопить всего 16 наших судов. Североморцы уничтожили 413 транспортов общим дедвейтом более миллиона тонн, множество боевых кораблей и вспомогательных судов противника.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    16 сентября 2017 07:20
    [b]
    Сегодня все корабли, идущие по Севморпути в районе острова Белуха, в память об этом подвиге северного «Варяга» и его экипажа в неравном бою дают долгий гудок и приспускают флаг.[
    /b]..В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода "Александр Сибиряков" объявлены местом боевой славы.В честь команды ледокола пролив в Карском море к северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев. Имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. Ряд островов в районе Диксона назван в честь членов экипажа ледокола - острова.На острове Элимелаха (б.остров Белуха) в память о подвиге корабля установлен маяк .В детстве потрясла книга Сказание о "Сибирякове".В это книге были фото немецких моряков "Адмирала Шеера" они фотографировали эвакуацию и погружение "Александра Сибирякова".
    1. +3
      16 сентября 2017 13:10
      Как посмела эта «посудина» противостоять одному из лучших кораблей кригсмарине
      Ну так скажем, что ВМФ Германии славился далеко не надводными силами, и как то подводными, ни одной победы (и даже в данном повествовании я зафиксировать не могу)так что данное подразделени флота германии хоть и позиционировалось как ВМФ обязано лишь подводным лодкам А сами ВМФ как то птерялисььь..
  2. +5
    16 сентября 2017 07:58
    Ледокольный пароход "Сибиряков".
    1. +3
      16 сентября 2017 22:49
      А вот его противник:

      Козырной картой новых кораблей являлся их главный калибр — 283-мм[10] орудия SK C/28. Разработанные заново, они не имели себе равных среди вооружения кораблей сопоставимого водоизмещения. Длина ствола составляла 52,35 калибра, начальная скорость снаряда 910 м/с, но живучесть была вполне приемлемой. Использовалось три типа снарядов, все весом 300 кг:
      Бронебойный, содержавший 7,84 кг ВВ (2,6 % от массы снаряда);
      Полубронебойный[11] — 16,94 кг (5,65 %);
      Фугасный — 23,3 кг (7,8 %).
      Главный калибр «Дойчланда»
      Подобное сочетание боеприпасов позволяло эффективно обстреливать самые разнообразные цели. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 40° достигала 36 475 метров. Боекомплект колебался от 105 до 120 снарядов на орудие. Система заряжания при фиксированном угле 2° позволяла делать до трёх выстрелов в минуту на ствол, практическая скорострельность не превышала двух. Такие характеристики обеспечивали уверенное поражение всех среднебронированных кораблей и даже самые защищённые тяжёлые крейсера были уязвимы на любой дистанции.
      Вспомогательный 150-мм калибр был также специально разработан для этих кораблей. Снаряды весом 45,3 кг выпускались со скоростью 875 м/с. Теоретическая скорострельность — 10 в/мин, практическая — 5-7. Сами орудия устанавливались вдоль борта на штыревых станках и прикрывались лишь щитами. Само наличие промежуточного калибра является одной из наиболее критикуемых сторон проекта, но немцы полагали его необходимым, будучи уверенными в слабости калибра 120—127-мм против атакующих эсминцев.
      Тяжёлая зенитная батарея выглядела слабо даже на «Адмирале графе Шпее» с его 105-мм спарками. Лёгкая зенитная артиллерия была недостаточной, хотя её и усилили в ходе войны. 20-мм автоматам не хватало поражающей мощи, а 37-мм автоматам — скорострельности. Главным же пороком лёгкой зенитной батареи была примитивная система управления огнём, когда выбор приоритетных воздушных целей отдавался на откуп расчётам орудий.
  3. +5
    16 сентября 2017 08:17
    Банальщину скажу: какие всё-таки разные судьбы у кораблей.
    С одной стороны фрегат "Рафаил", броненосцы "Николай", "Апраксин", "Сенявин", построенные для боя, но боя не принявшие.
    А с другой - вот этот скромный трудяга, покрывший себя настоящей моряцкой славой...
    1. +2
      16 сентября 2017 10:50
      Ну броненосцы хоть подрались и на момент позорной сдачи были почти без боеприпасов а в бою успели пощипать японцев особенно Николай. А как вам Сенявин сдавший свою эскадру НА ХРАНЕНИЕ англичанам
      1. +1
        16 сентября 2017 13:48
        Цитата: Ken71
        успели пощипать японцев особенно Николай


        Здесь прежде всего заслуга экипажа , и снаряжение снарядов, которые применялись к орудиям установленным на этом корабле.
      2. +1
        17 сентября 2017 13:37
        Цитата: Ken71
        А как вам Сенявин сдавший свою эскадру НА ХРАНЕНИЕ англичанам

        Это вопрос политический - тут не трусость, а скорее явное нежелание воевать за такого союзника, как Наполеон!
      3. +1
        20 сентября 2017 00:56
        Цитата: Ken71
        А как вам Сенявин сдавший свою эскадру НА ХРАНЕНИЕ англичанам


        Сенявин - выдающийся российский военно-морской командир, вполне заслуживающий второго места после Федора Ушакова. Его действия против французов и турок во время Второй Архипелагской экспедиции в Адриатике в 1805-07 гг. - хрестоматийный пример "полномасштабной заморской экспедиции" Российского императорского флота - сочетание эффективных действий флота/десантных сил и дипломатических маневров (союз с черногорцами и бокельцами).
        Честь и хвала ему, что в условиях Тильзитского мира в тяжелейших военно-политических условиях "вытащил" свою эскадру домой - через Лиссабон, Портсмут. По конвенции с англичанами от 23 авг.1808 г. никакой сдачи эскадры "на хранение" не было, русские экипажи оставались на кораблях и несли службу согласно уставу. Это был классический пример интернирования, а не плена: для человека, знакомого с законами и обычаями войны разница очевидна! При условии, что Россия и Англия в то время официально находились в состоянии вынужденной войны (под давлением Наполеона на Россию после Аустерлица и Тильзита), Сенявин сделал все возможное и сохранил свою эскадру как боевую единицу для России. И для войны с врагом, представлявшим реальную угрозу - Наполеоном.
  4. +5
    16 сентября 2017 10:43
    С этим карманным линкором связана ещё одна подобная история . 5 ноября 1940 при сопровождении атлантического конвоя HX-84 переделанный в вспомогательный крейсер лайнер Джервис-Бей принял неравный бой защищая конвой и был потоплен. Благодаря решительным действиям «Джервис-Бэя» из 37 кораблей конвоя спаслись 32.
    1. +4
      16 сентября 2017 11:52
      Как бы к англичанам не относились , но на море те дрались знатно.
    2. +2
      16 сентября 2017 18:49
      Есть всё же разница в кораблях!
      «Джервис-Бэй» (HMS Jervis Bay) — британский океанский лайнер, с началом Второй мировой войны переоборудованный во вспомогательный крейсер.
      С началом войны в 1939 был конфискован военно-морским флотом, спешно вооружен устаревшими 6-дюймовыми орудиями образца 1895 и назначен в охранение атлантических конвоев.
      Устаревшими, но 6-дюймовыми в количестве 7 штук!!!
      У экипажа «Александра Сибирякова» было иное соотношение в огневой мощности по сравнению с британским кораблём!
      «Александр Сибиряков» в августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».
      1. +1
        16 сентября 2017 21:35
        Какая разница. Ни тот ни другой не имели шансов. Правда Джервис-Бей мог уйти избежав боя а Сибиряков нет но и тот и другой выполнили свой долг не имея и призрачного шанса на победу.
        1. +1
          16 сентября 2017 21:49
          Разница в том, что хоть и старые, но 6-дюймовые снаряды британца могли нанести повреждения "Шееру"!
          Не рискнул же капитан БОЛЬХЕН высаживать десант на ДИКСОНЕ после нескольких всплесков от 152мм снарядов 2-х старых полевых гаубиц бывших на острове!!!
          А вот советские снаряды 3-дюймовок и "сорокопяток" "СИБИРЯКОВА" могли токо краску поцарапать германскому рейдёру!
          И к тому же не думаю, что британских моряков расстреливали, когда они пытались эвакуироваться с тонущего корабля.
          1. 0
            22 сентября 2017 22:22
            Зря не думаете. Думать полезно. Большинство моряков с Джервис-Бей погибли включая капитана меньшинство спас нейтральный пароход . Советский капитан сдался. Вреда старые шестидюймовки принести не могли. Максимум рейдеру или эсминцу.
            1. +1
              22 сентября 2017 22:27
              Сдался или БЫЛ ВЗЯТ В ПЛЕН РАНЕНЫМ?
              "В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З. А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблём.
              Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова»."
  5. +1
    16 сентября 2017 11:50
    Пардонирую, но Лютцов никак не карманный линкор , 203 мм калибр не линкорный .
    1. +6
      16 сентября 2017 13:36
      Вы путаете тяжелый крейсер "Лютцов", и "карманный линкор "Лютцов".
      ТК "Лютцов" заложили, не достроили и продали в СССР под именем "Петропавловск". Тот был с 203 мм. В серии были еще "Адмирал Хиппер", "Блюхер", "Принц Ойген" и "Зейдлиц".
      А здесь речь идет о бывшем "Дейчланде", переименованным в "Лютцов". Этот с 280 мм. В серии еще были "Адмирал Шеер", "Амирал граф Шпее". Где-то читал, что Гитлер сам распорядился о переименовании "Дейчланда" в "Лютцов", так как не хотел, чтобы однажды ему "доложили, что Германия пошла ко дну".
  6. +3
    16 сентября 2017 11:58
    Но морякам Сибирякова огромное уважение , на гражданском судне ю да против тяжелого крейсера (причем Сибиряков то и не был рейдером или вспомогательным крейсером. ) это завидное упорство и смелость.
  7. +2
    16 сентября 2017 18:40
    ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД» Повесть
    ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД»
    Повесть

    СЛАВНЫМ МОРЯКАМ — СЕВЕРОМОРЦАМ ПОСВЯЩАЮ

    …Причиной провала «Операции «Вундерланд» явилась не сложная ледовая обстановка, как это пытаются изобразить фальсификаторы войны на Севере, а героический отпор, полученный фашистским крейсером в наших водах. Бесстрашный экипаж ледокольного парохода «А. Сибиряков», повторивший подвиг русского крейсера «Варяг», комендоры СКР-17 «Дежнева», пароходов «Революционер» и «Кара», моряки-артиллеристы береговой обороны, народное ополчение служащих порта и жители острова Диксон заставили «Адмирал Шеер» покинуть советские воды и, по сути ничего не добившись, вернуться в Нарвик.

    Повесть Е. Баренбойма «Операция „Вундерланд“», написанная исторически достоверно, воскрешает в памяти те героические дни.

    Н. А. Торик, вице-адмирал в отставке — начальник, политического управления Северного флота в 1940—1945 гг.
    (Из отзыва о повести)
  8. 0
    16 сентября 2017 22:13
    В частности, запрещалось иметь в составе ВМФ корабли водоизмещением свыше десяти тысяч тонн и с орудиями калибром более 280 миллиметров. Но немецкие конструкторы сумели обойти ограничения, разработав проекты, имевшие артиллерийское вооружение мощнее, чем у крейсера, и скорость, как у линкоров.

    В чем именно немцы смогли обойти ограничения, если водоизмещение Дойчланда 14300 тонн ?
    1. +2
      16 сентября 2017 23:04
      Основной задачей, стоящей перед конструкторами, было создать мощный боевой корабль, не противоречащий условиям Версальского договора. В частности, водоизмещение корабля не должно было превышать 10 тыс. тонн.
      Водоизмещение "Адмирала Шеера"
      стандартное — 11 550 т,
      полное— 15 180 т
      В официальных же источниках вес был указан, как не нарушаюший Версальского договора.
      Все ТИПА ВЕРИЛИ... hi
  9. +3
    16 сентября 2017 22:40
    "Сибирякова" называли полярным "Варягом". С Александром Матросовым сравнил "Сибирякова" командующий Северным флотом в 1940-46 годах Арсений Головко. Известный швейцарский военно-морской историк Юрг Майстер писал со ссылкой на германские архивные материалы, что офицерам рейдера так и не удалось ничего добиться от пленных с "Сибирякова" , хотя среди них оказались командир, инженер и метеоролог, владевшие ценной информацией, в том числе и о ледовой обстановке в проливе.
  10. 0
    20 сентября 2017 11:31
    Какой линкор?
    Сами немцы изначально классифицировали его как броненосец (panzershiff), потом пере классифицировали в тяжелый крейсер.
  11. 0
    15 сентября 2020 04:01
    добавлю кое что.
    Мой отец Житецкий Сергей Феофанович( 1912г.р.) был призван на флот по мобилизации и направлен в Беломорскую военную флотилию. По профессии он радист,окончил мореходку.Владел немецким как родным,а также английским и еще каким то, языки дала легендарная Петришуле, и мать смолянка выпуска 1906г.
    После мореходки отец взял рискованный свободный диплом и рванул в Мурманск. Там он никого не знал,только несколько его друзей примерно так устраивали свою карьеру.Отцу повезло-он встретил друга Скачевского Игоря Валентиновича ( в семье нашей Скач морской щеголь и настоящий капитан был знаменит тем что стоял за спиной Ланового,много лет после войны конечно и управлял шхуной с алыми парусами,вероятно Товарищем, где служил старпомом. Еще был знаменит своим высказыванием по поводу корабля парусного превращенного в ресторан Кронверк, каждый раз проходя мимо он плевался и говорил-из судна кабак сделали).Извините за длинноты,заносит.
    Скач устроил отца на ночевку в своей каюте на корабле,где он был старпомом, а утром устроил отца на теплоход Юкагир. Радистом. Трудоустройство было простое,в Мурманске у порта был кабак, называли его Шальманка,по фамилии кадровика Шальмана. Кадровик там устроил офис,и попивая пивко направлял на суда всех желающих.Он помнил вакансии и оклады,параметры судов, капитанов и многих соискателей.Тут же выдавался аванс,пропивался немедленно(30-е годы ) ,если моряк был пьян в хлам,Шальман писал мелом на спине соискателя номер причала у которого ошвартовался корабль и машина развозила бесчувсьвенные тела по рабочим местам. Вот так отец начал свою радистскую работу. В 1939г, отца перевели срочно в конце декабря на ледокол Иосиф Сталин-лучший по тем временам. Как усиление группы радистов ,их кажется было трое,что логично ( вахты по 8часов).Иосиф Сталин вышел спасать Георгия Седова под руководством И.Д.Папанина , имея на борту пул журналистов и даже кинооператора Кармена. 13 января седовцев приняли на борт,оставшиеся во главе с Бадигиным Константином продолжили дрейф. Отец был направлен на пароход Семен Дежнев. Экипажи спасателей и спасенных осыпали наградами, пролился золотой дождь-Папанин прлучил 2 звезду Героя, Бадигин и его коллеги коллективно получили героев,остальным тоже досталось.Отцу не перепало ничего,о чем он не грустил, время было строгое,и потомственному дворянину и беспартийному было лучше оказывать вне поля зрения разных органов.
    В 1943 отца направляют на Новую землю, организовывать и командовать Новоземеьцким сектором службы СНИС (служба наблюдения и связи). Помощь большую оказывал Тыко Вылка ( Илья Константинович), каюров для упряжек он предоставлял,частенько брате его был каюром . Отец поражался удивительной способности ненцев ориентироваться в тундре,точнее в арктической полупустыне(до пролива Матшар) и выше арктической пустыне. Как новоземелец со скромным 7летним стажем могу сказать,что ориентироваться на НЗ трудно. Частенько топали на озеро Поморское пешком, берега низкие и обрывистые метров 30-40 ,изрезаны шхерами .Все они кажутся одинаковыми. Некоторую помощь оказывали ориентиры современные,ложные позиции ПВО, какие то приметы.Ориентироваться во время пурги даже самой легкой -третьим вариантом(первый это ужас просто) мне кажется можно только по приборам. В полярную ночь все усугубляется отсутствием вообще каких либо ориентиров. Их просто не видно.Достаточно было отойти на несколько километров от Белушки и огоньки пропадали,кругом ночь.
    Отец проездил на упряжках 5500км по побережью НЗ подбирая точки для СНИС. Еду они брали замороженную, частенько напарником его становился Федоров Николай Васильевич. Ставили палатку,разжигали примус или керосинку и разогревали на огне под вой ветра суп.отогрев нужное количество остаток ледяной заготовки просто вынимали из посудины ,после еды снова вставляли до следующего привала.Ручкой служила вмороженная палка в центр ледяного цилиндра. Ненцы определяли направление точно, благодаря памяти и навыкам.Каюр мог просто пощупать заструги на снегу и указать точно направление. Они непостижимым образом запоминали в каком месте ,зимой, куда направлены гребни застругов и по ним понимали на какой градус им нужно изменить курс. Отца за внешнее сходство Вылка звал Маяковским. Кроме естественных трудностей ,опасность представляли и немецкие подлодки. Они часто вставали на ремонт ,подзарядку аккумуляторов,для пополнения запаса продуктов в небольших бухтах.Их обнаруживали промысловики ненцы и русские , докладывали в штаб,там вызывали авиацию, или катера.На ВМБ база катерников была ,Старикова. Частенько немцы просто поджигали становище, дом, все что могло гореть или расстреливали из пулеметов и пушек точки и посты наблюдения.
    пути друзей по Мурманску иногда пресекались но виртуально. Приятель из круга знакомых Геворк Тонунц, позже знаменитый киноартист(Камо ) волею судеб оказался на Дежневе, с которого в начале войны отец был призван в беломорскую военную флотилию. Тонунц участвовал в бою у Диксона.
    В итоге в кратчайшие сроки поставленные задачи были решены-появилась надежная связь, регулярный обмен донесениями о ледовой обстановке, оповещение о всех изменения стали поступать своевременно и регулярно. Очевидцы-хотите верьте ,хотите нет,живы до сих пор (Вениамин Попов и еще несколько человек). Он мне и рассказал некоторые детали работ.До сих пор с мальчишеских его лет он помнит как долбили скалы на 4 м в глубину вручную ломами и кирками, в короткое арктическое лето,когда земля не оттаивает и на сопочках лежит вечный снег. Эти ямы потом бетонировались и служили опорами для мачт антенн, что собственно и давало более уверенный прием. Ветра на НЗ бывают ураганными,часто, за 7лет приходилось дважды в мою бытность там ставить чашку спутниковой антенны 12м в диаметре ,в зенит как рюмку.Естественно связь прерывалась-но иначе могло вырвать антенну из здания Орбиты, с ее противовесами 57тонн
    В 1941 в ноябре мама родила дочку, мою сестру (жива старушка) , и как только ребенок окреп она рванула к отцу.Как она попала туда я могу только представить из рассказов мамы и сестры. История такая,И.Д.Папанина во время войны назначили главным по СМП(Севморпуть), случайно в Архаре мать увидела его выходящим из Эмки, и кинулась к нему,помогите попасть к мужу.Папанин был простой дядька,отца помнил хорошо- радиограмму о 2 звезде героя вручал ему отец. ну и радистов было всего три и все руководство и пресса их знали. Папанин на капоте написал записку нач.Беломорской флотилии с просьбой отправить к месту службы гражданку. Потом была история проникновения по жд к месту сбора пассажиров и грузов, для отправки на НЗ. Накануне (точно не помню) немцы потопили гражданский караван с Мариной Расковой,топили все суда которые пытались поднять с воды тонущих.Приказ был не останавливаться. На НЗ маму попустили,но про ребенка не было ни слова. тогда матросы отошли от КПП базы и просто перекинули через колючку сверток с сестрой отцу.Жили в землянках. Был водовоз с лошадью. С выбросившихся транспортов конвоя PQ-17 забирали подмоченную снаружи муку, продукты. Летом заготавливали рыбу, ловили ее сетями,голец был до 9кг, мама их боялась как крокодилов,а отец орал чтобы она молотком их глушила.В наволочки набивали пушицу-одуван который не раздувается ветром как хлопок.
    В штыковую отец не ходил, и всегда испытывал как мне кажется стеснение перед теми кто воевал в окопах.
    За новоземельский период отец был награжден 2 орденами Красной звезды, потом Отечественной, в мирное время наверное по совокупности его наградили значком Почетный радист СССР и орденом Знак почета.Коеч то есть о нем в Справочник Служба связи Северного флота 1938-2018.доклад закончил.Спасибо всем кто не отругает за сумбурность, и эклектичность с отступлениями
  12. 0
    15 сентября 2020 23:02
    После Великой Отечественной войны Анатолий Алексеевич Качарава командовал судами Главсевморпути и Мурманского морского пароходства. А с 1967 по 1979 год Качарава возглавлял Грузинское морское пароходство.