Тихая катастрофа

5


АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», первенец российского атомного кораблестроения и третья атомная подлодка в мире, служила тяжело – по сути, она была опытным кораблем, на котором совершенствовались новые технологии. Ее история – как славные страницы, вроде походов под ледяным щитом Арктики, так и трагические – неразрывно связана с историей флота и историей страны. Она достойна быть музеем-памятником. К сожалению, этот вопрос не решен до сих пор.



Шли 56-е сутки похода – АПЛ «Ленинский комсомол» находилась в Норвежском море, возвращаясь домой из Средиземного моря. До базы оставалось 1770 км, но подводники жили уже домашними мыслями.

В 1 час 52 минуты на глубине 40 метров в центральный пост из первого отсека поступил доклад: «Пожар, весь трюм в огне!» На лодке была объявлена аварийная тревога. Пожар сопровождался интенсивным выделением угарного газа, вследствие чего личный состав первого и второго отсеков вышел из строя через несколько минут. Погибло 38 человек, но лодка сумела всплыть и своим ходом прибыть в базу.

Начались расследования, которые не дали истинной картины трагедии, а только напустили тумана – все было засекречено, потому и результаты оказались такими, какие указали сверху. Вердикт не обсуждался – виноват личный состав. Мол, кто-то закурил в первом отсеке, даже была найдена улика – зажигалка. Правда, командир БЧ-3 (минно-торпедная часть) Лев Каморкин, который спас лодку, предотвратив взрыв боезапаса, был представлен к ордену Красного Знамени.

Я учился с Каморкиным на одном курсе, встречался с ним перед тем злополучным походом. У Льва тогда было тяжелое предчувствие. Перед их походом я делился с командиром АПЛ «К-3» Юрием Степановым опытом прохождения Гибралтара, мы только вернулись из Средиземки, «Ленинский комсомол» шел нам на смену. Встречался я со Степановым и после аварии. Достойный командир, хотя многие в то время пытались представить его в негативном свете.

По известным причинам в 1967 году общественность о трагедии не знала, времена были такие. Она попала в фокус внимания и в период «гласности», не знают о ней толком и сегодня.

14 ноября 2014 года Министр Обороны РФ Сергей Шойгу вручил Орден Мужества вдове капитан-лейтенанта Анатолия Маляра, погибшего на АПЛ «К-3» в 1967-м. И это очень правильно. Заслуженная награда нашла героя. Капитан-лейтенант выполнил свой долг до конца, не дав огню распространиться дальше второго отсека.

В пылающий первый бросился капитан 3 ранга Лев Каморкин, и последний его доклад был о затоплении отсека – единственно правильное решение. Как пишет Николай Черкашин, писатель-маринист: «Казалось, что атомоход обречен на верную гибель: ведь в первом отсеке на стелажах лежала добрая дюжина торпед, а в аппаратах находились торпеды с ядерными боеголовками. Ситуация, как на «Курске» – еще полторы-две минуты, и взрыв всего боезапаса вместе с ядерными боевыми зарядными отделениями. А рядом – берега Норвегии, натовской страны…».

Но кто сегодня вспоминает о Каморкине? Да и версия затопления первого отсека подвергается сомнению, хотя остается открытым вопрос: почему первый выгорел меньше, чем второй?
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 сентября 2017 07:29
    О таком героическом случае и людях можно было бы и подробнее, а изложено как то сумбурно и ясности не вносит.
  2. +17
    23 сентября 2017 07:31
    Список личного состава ПЛ "К-3" погибшего 8 сентября 1967 года:
    капитан 2 ранга Горшков Сергей Федорович
    капитан 3 ранга Коморкин Лев Федорович
    лейтенант Петреченко Александр Иванович
    капитан-лейтенант Смирнов Валентин Николаевич
    капитан-лейтенант Ганин Геннадий Иванович
    капитан-лейтенант Маляр Анатолий Алексеевич
    лейтенант Гурин Виктор Михайлович
    мичман Буторин Алексей Алексеевич
    старший матрос Лаврушкин Владимир Петрович
    матрос Романов Владимир Николаевич
    мичман Мусатов Владимир Иванович
    старшина 2 статьи Таранов Владимир Георгиевич
    старшина 2 статьи Пузевич Константин Николаевич
    старший матрос Розанов Валерий Николаевич
    матрос Осипчук Александр Степанович
    старшина 2 статьи Кисловский Геннадий Иванович
    матрос Воробьев Александр Васильевич
    старший матрос Вигерин Игорь Васильевич
    матрос Богачев Владимир Михайлович
    главный старшина Михнин Владимир Яковлевич
    старшина 2 статьи Иванов Анатолий Иванович
    матрос Гарагонич Юрий Иванович
    старший матрос Тарабан Виктор Иванович
    старшина 2 статьи Юзефович Петр Иосифович
    матрос Ярошевич Владимир Николаевич
    старшина 2 статьи Гурьев Николай Николаевич
    старшина 2 статьи Гайдей Сергей Никитович
    матрос Гайвас Аркадий Константинович
    матрос Клименчук Владимир Николаевич
    матрос Пасталатий Виктор Федорович
    матрос Коровин Александр Васильевич
    матрос Кузьмицкий Виктор Анатольевич
    матрос Соболев Николай Петрович
    матрос Боглаев Сергей Федорович
    старшина 2 статьи Романцов Борис Митрофанович
    матрос Кутепов Анатолий Александрович
    старшина 2 статьи Слугин Михаил Иванович
    старшина 2 статьи Богачев Николай Михайлович
    старшина 2 статьи Зацепин Николай Михайлович
    Вечная слава героям-подводникам!
  3. +13
    23 сентября 2017 09:41
    В 2011 году для выработки заключения минобороны о причинах аварии на подводной лодке был собран экспертный совет ВМФ, в состав которого вошли 30 заслуженных специалистов. Его решением от 30 июля 2012 года было признано, что "причина аварии — техническая, вина личного состава в ее возникновении отсутствует, а грамотные и самоотверженные действия личного состава предотвратили гибель подводной лодки и перерастание технической аварии в техногенную катастрофу". Особо было подчеркнуто, что "личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами".
    В соответствии с указом президента Российской Федерации, подписанным 1 сентября 2014 года, орденами Мужества были посмертно награждены, спустя 47 лет после аварии, 39 подводников.
    В настоящее время наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в первый отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта. Струя масла с силой ударила в горевшую лампу электрического освещения и воспламенилась.
    Горящий факел по системе вентиляции торпед распространился по верхней части первого отсека.
    Хорошая статья https://ria.ru/spravka/20170908/1501887973.html
  4. +5
    23 сентября 2017 12:20
    Отец, при ремонте ее в Сев-ске, первую дозу хватанул.
  5. 0
    8 февраля 2018 17:47
    А у нас всегда, что ни катастрофа - сразу операторы виноваты. Что тут, что чернобыль, что другие аварии на АЭС и АПЛ. Аварии на ГЭС...