Черноморский судостроительный завод: основание и первые корабли

49
120 лет назад на юге России был основан завод, создававший широкий спектр кораблей и плавсредств от барж и понтонов до ТАКР и научно-исследовательского судна, обеспечивающего оперативное управление космическими аппаратами. История и судьба Черноморского судостроительного завода неразрывно связана с историей России.

Черноморский судостроительный завод: основание и первые корабли




В газете «Южанин», выходящей в Николаеве, в субботнем номере от 11 (24) октября 1897 года была напечатана примечательная статья. В ней читателям сообщалось, что 9 (21) октября 1897 г. в городе произошло знаменательное событие. При большом стечении публики, большей частью именитой (среди которой выделялись городской голова Василий Андреевич Даценко и начальник Николаевского порта, представитель известной военно-морской династии, генерал-майор А. П. Перелешин), состоялся торжественный молебен и освящение комплекса заводских помещений Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, принадлежащих, как писала газета, анонимному обществу. После посещения цехов завода, некоторые из которых уже работали, был дан торжественный обед, где произносили здравицу за императора Николая II, а в честь бельгийского короля Леопольда II (анонимное общество базировалось на бельгийских капиталах) был исполнен гимн.

Крупное предприятие, оснащенное по последнему слову тогдашней техники, было готово выполнять как государственные, так и частные заказы. Под текстом статьи сообщалось, что Общество судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве принимает заказы на изготовление различных плавсредств от шлюпок и барж до грузовых и пассажирских пароходов, железнодорожного оборудования, вагонов и локомотивов.

Так начался долгий, нелегкий и славный путь одного из судостроительных гигантов Российской империи и Советского Союза, более известного как Черноморский судостроительный завод, давший нашему флоту сотни кораблей от буксиров до тяжелых авианесущих крейсеров.

Верфь на юге империи

25 сентября 1895 г. в Брюсселе бельгийскими предпринимателями Франсуа и Орбаном было основано «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве». В том же 1895 г. на участке земли у реки Южный Буг в Николаеве, арендованном на 30 лет, началось возведение крупного завода. Первоначальный капитал общества составил 12 млн. бельгийских франков, или 4,5 млн. рублей.

Место и страна были выбраны правлением общества не случайно. Россия в то время охотно впитывала в себя иностранные капиталы – русское правительство обещало бельгийским промышленникам всемерную поддержку. Кроме того, в 1891 г. был принят закон о взимании высоких пошлин на ввозимые из-за границы суда, что должно было стимулировать отечественную судостроительную промышленность. Правда, в 1898 г. на этот закон был введен 10-летний мораторий. Такая отсрочка была связана с ростом экспорта зерна и сырьевых продуктов и облегчением процедуры вывоза. Не последнюю роль сыграло и выгодное местоположение Николаева: в указанный период его порт занимал третье место в империи по грузообороту после Санкт-Петербурга и Одессы.

Россия планировала интенсивно развивать не только коммерческое, но и военное кораблестроение в бассейне Черного моря, и бельгийские акционеры вполне разумно считали свой проект очень выгодным.

Перспективная верфь должна была стать гораздо более оснащенной и производительной, чем существующее в городе Николаевское адмиралтейство. Функционировать предприятие, которое неофициально именовалось «Наваль» (от французского «морской»), или Французский завод, начало еще до своего официального открытия 9 (21) октября 1897 года. Позже данное название укоренилось и в официальной документации. Цеха завода располагались рационально и удачно: их возводили в один ряд, между собой они были связаны железнодорожной линией. По замыслу это должен был быть целый комплекс, включающий в себя судостроительную верфь с закрытым эллингом, машиностроительный завод, который изготавливает паровые машины и вспомогательные механизмы для строящихся кораблей, котельное и мостостроительное предприятия, вагоностроительный завод, чугуно-, бронзо- и сталелитейный завод, и кроме того, кузнечное производство.


Паровоз производства завода «Наваль» 1910 г.


В течение 1898 г. на уже функционирующее предприятие было нанято более 3 тыс. рабочих. К исходу первого отчетного года завод дал продукции на 2,8 млн. рублей. Территория «Наваля» превышала 50 гектаров. Из всех компонентов предприятия наиболее крупным и хорошо оснащенным был судостроительный. Крытый эллинг закончили возводить к 1900 году – это было впечатляющих размеров сооружение длиной 150 м, шириной 60 м и высотой 32 метра. Это позволяло вести в нем строительство двух эскадренных броненосцев или четырех кораблей меньшего водоизмещения.


Крытый эллинг завода «Наваль» 1911 г.


Для сборки орудийных башен возле котельно-мостового цеха был вырыт и забетонирован котлован глубиной 10 и диаметром 7 метров. Его обслуживал специально установленный электрический кран грузоподъемностью более 30 тонн. Кузнечные цеха располагали прессами в 900, 300 и 100 тонн. Вагонное предприятие способно было выпускать 72 вагона ежемесячно. Однако основной специализацией завода стало все-таки судостроение.

XX век начинается

Вскоре после начала своей деятельности, кроме выпуска иной различной продукции, «Наваль» включился в судостроительный поток Российской империи. В 1901 г. уже начато строительство собственных боевых кораблей. Это были 350-тонные миноносцы типа «Буйный» Балтийского завода – «Заветный» и «Завидный». Первоначально эти корабли должны были строиться в Санкт-Петербурге с последующим переходом на Черноморский флот. Однако в силу перегруженности балтийских верфей собственной продукцией, а также из-за слишком большой цены, запрашиваемой фирмой «В. Крейтон и К», было решено поручить постройку этих миноносцев «Навалю».


Миноносец «Завидный» (350 тонн), спущенный на воду в 1903 г.


Корабли были заложены в 1901 году, спущены на воду в 1903-м. В конце этого года корабли были приняты в состав Черноморского флота. Задержка в строительстве была вызвана в первую очередь несвоевременной поставкой технической документации и многочисленными переделками, осуществляемыми в ходе постройки. В 1902 г. «Наваль» получил контракт на строительство еще трех миноносцев по аналогичному проекту. Кроме того, завод должен был изготовить оборудование и механизмы для строящихся в Николаевском Адмиралтействе и Севастополе эскадренных броненосцев. Так для «Князя Потемкина Таврического» предполагалось изготовить башни главного калибра.

Три миноносца, получившие наименования «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий», были заложены в начале 1904 г. Если стапельный период их постройки не превышал 10 месяцев, то достройка и ходовые испытания, как и с первыми двумя, затянулись. Сыграли свою отрицательную роль несколько факторов: и задержки с поставками оборудования, и постоянные изменения, вносимые в проект, русско-японская война и революционные события. Поэтому миноносцы данной серии вступили в строй Черноморского флота только в 1904–1905 гг.

Осенью 1905 года «Наваль» спустил на воду еще два интересных корабля. В начале XX века для защиты русских котиковых промыслов на Дальнем Востоке был объявлен конкурс на строительство двух охранных крейсеров, в чьи функции входила в первую очередь охота на многочисленных иностранных браконьеров. Пользуясь удаленностью русского Дальнего Востока от центра страны, многочисленные эффективные менеджеры с крайне упрощенным отношением к международному праву занимались хищническим истреблением ценного промыслового зверя в русских территориальных водах. «Японец под себя гребет, украсть британец рад, американец-браконьер – жадней их во сто крат», – так довольно самокритично запечатлел обстановку в своей «Балладе о трех котиколовах» Редьярд Киплинг. Конкурс, объявленный министерством земледелия и государственных имуществ, выиграл николаевский завод.


Охранный крейсер «Командор Беринг»


Построенные на «Навале» охранные крейсера «Командор Беринг» и «Лейтенант Дыдымов» имели водоизмещение около 400 тонн и были вооружены двумя 47-мм орудиями. После окончания русско-японской войны эти корабли отправились на Дальний Восток для службы по назначению.

Продолжение следует…
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    26 октября 2017 05:34
    Страна строилась, развивалась, крепла-и без надрывов и авралов.
    1. +4
      26 октября 2017 07:03
      Ну,я бы так не сказал..Учитывая потрясения начавшиеся через каких то семь лет...Не дали строится и развиваться.Да и власть подкачала.А завод знаменитый..Жалко что скорее всего будущего у него нет ..
      Цитата: Ольгович
      Страна строилась, развивалась, крепла-и без надрывов и авралов.
      1. +2
        26 октября 2017 09:41
        Цитата: 210окв
        Ну,я бы так не сказал..Учитывая потрясения начавшиеся через каких то семь лет...Не дали строится и развиваться

        Нет, не так. Есть история завода: после 1907 строили и новые цеха и причалы-завод вырос в разы.
        Согласно требований Морского министерства — «строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих» собственником завода стало РУССКОЕ акционерное общество
    2. +7
      26 октября 2017 07:54
      "Страна строилась, развивалась, крепла-и без надрывов и авралов".
      1897 - открытие Черноморского завода.
      1899 - первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
      1902 - всеобщая забастовка.
      1905-1907 - локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с поли­цией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
      Ну и дале до 1917 - когда развитие резко почему-то закончилось. Чего ж этим рабочим недоставало? Неужели с жиру бесились?
      1. +1
        26 октября 2017 09:35
        Цитата: Eight
        1897 - открытие Черноморского завода.
        1899 - первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
        1902 - всеобщая забастовка.
        1905-1907 - локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с поли­цией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
        Ну и дале до 1917

        Так чего же Вы не продолжили-то? После 1907- НЕТ забастовок.
        Зато есть огромное строительство и дальнейшее развитие завода.
        Цитата: Eight
        Ну и дале до 1917 - когда развитие резко почему-то закончилось. Чего ж этим рабочим недоставало? Неужели с жиру бесились?

        Мой родственник на заводе Мерседес тоже иногда бастует-это нормально.
        С жире не жиру, а поесть и одеться как в 1913 г, смогли только через 40 лет.....
        1. +2
          26 октября 2017 09:43
          Цитата: Ольгович
          С жире не жиру, а поесть и одеться как в 1913 г, смогли только через 40 лет.....

          Очередная порция лжи?Чего не сидится в солнечной Молдавии,где Президента умудряются на пару часов объявить недееспособным,что бы протащить откровенно прозападного минтсра обороны?
          Советское правительство в качестве объекта программы восстановления развития народного хозяйства выбрало энергетику и прежде всего электрификацию. Была создана комиссия ГОЭЛРО (18 человек), которая за год подготовила книгу «План электрификации России». План, который сформулировал задания по важнейшим видам промышленной продукции на 10–15 лет, был утвержден в декабре 1921 г. Мощность электростанций России (СССР) за 12 лет (1921–1932 гг.) выросла в 15 раз. За 1918–1928 гг. было введено в действие 2200 построенных и восстановленных крупных государственных предприятий. К концу 20-х годов XX в. в СССР определилась программа развития промышленности. Госплан разработал первый пятилетний план на конец 1928-го—1932 гг. Начался «третий цикл интенсивной индустриализации» (1929–1940 гг.), прерванный в 1941 г. нашествием фашистской Германии и ее союзников.

          Этот цикл проходил в новых социальных, культурных и политических условиях, на новой мировоззренческой основе и с новым типом организации хозяйства. В 30-е годы XX в. историческая Россия в форме СССР превратилась в промышленно-аграрную страну. Объем продукции промышленности СССР в 1940 г. превышал уровень 1913 г. в 7,69 раза.
          А на счет вашего вранья по питани.,посмторим тут.http://detectivebooks.ru/book/29151430/?page=
          34
          1. +2
            26 октября 2017 11:35
            Это факт. Даже Хрущов писал, что рабочие при царе жили лучше.
            Так я не понял, советские рабочие электричеством, что ли, питались?

            Цитата: Pancir026
            Мощность электростанций России (СССР) за 12 лет (1921–1932 гг.) выросла в 15 раз.


            Круто. Поинтересуйтесь во сколько раз она упала за 3 года - с 1917 по 1921.
            1. +1
              26 октября 2017 11:46
              Цитата: Гопник
              Это факт. Даже Хрущов писал, что рабочие при царе жили лучше.

              Даже хрущ писал..и что?А Хрущ не написал,что хорошо жили среди промрабочих едва 2%?
              "Устройство мастерских везде одинаково. Вдоль стен с окнами поставлены «становины», т.е. четыре стойки со связывающими их перекладинами, так что против каждого окна образуется нечто вроде клетки длинною в 4 и шириною в 2½-3 арш. Каждая такая становина служит как местом работы, так и жильем семьи «стана» — рабочей единицы рогожных фабрик; все же остальное пространство, т.е. середина мастерской и проходы между станами и большими русскими печами, сплошь занято развешенной мочалой.
              .
              Таким образом каждая становина рогожной мастерской представляет ни больше, ни меньше, как стойло, где семья проводит все 24 часа суток. Здесь рогожники работают, здесь же и едят и отдыхают; здесь они спят, один на досках, положенных на верхней раме становин, так что образуется нечто вроде полатей, другие на кучах мочалы на полу, — о постелях, конечно, не может быть и речи; здесь они рожают на глазах всего населения мастерской, здесь, захворав, «отлеживаются», если организм еще в силах побороть болезнь, здесь же и умирают, хотя бы и от заразных болезней.
              .
              Все население этих мастерских располагается настолько тесно, что лишь в трети случаев на каждого из живущих приходится от 1 до 1,3 куб.с. воздуха /1 сажень = 2,13 м., 1 куб.с. = 9,71 куб.м./, а в 65% случаев (из 60 мастерских) приходится на каждого всего 0,4-0,9 куб.с."Не желаете пожить в таких условиях?
              Или в таких?
              "Как пример наемных помещений рабочих в избах, мы опишем одну из заурядных в с. Озерах.
              .
              В избе о двух комнатах, шириною в 7 и длинною в 7 или 6 аршин /1 аршин = 0,71 м./, с вышиною от пола до потолка в 3¼ арш., с кубическою вместимостью обеих комнат (за вычетом объема печи) в 10,32 куб. с., помещались 4 прядильщика с женами, 17 парней и мальчиков – присучальщиков и ставильщиков и 15 женщин и девушек – банкаброшниц и мотальщиц, всего вместе с хозяйкою избы 41 человек на пространстве 86 квадратных аршин; каждый жилец, следовательно, располагал площадью в 2,09 кв. арш. /1 кв. арш. = 0,505 кв. м./ и объемом воздуха в 0,25 куб. с., не принимая даже в расчет ни места, занимаемого мебелью, ни воздуха, вытесняемого всяким скарбом. – Совершенно ту же картину представляют и специальные меблированные комнаты.

              Так, в одном из подобных домов в Озерах, в шестнадцати каморках, наподобие обычных каморок фабричных казарм, рабочие размещались в полном смешении полов и возрастов, располагая каждые от 0,23 до 0,43 куб. с. Воздуха и от 1,48 до 2,75 кв. арш. площади пола. "
              http://ss69100.livejournal.com/1056664.html
              Далее последует ваш плач про «Россию-кормящую-всю-Европу-пшеницей» или, в крайнем случае, пол-Европы, «в то время как СССР хлеб ввозил», пытаясь доказать таким шулерским образом, что путь социализма СССР был менее эффективен, чем путь царизма. Потом, естественно, про «хруст французской булки», предприимчивых и сметливых русских купцов, богобоязненный, добросердечный и высокоморальный народ-богоносец, который испортили гады-большевики, «лучших людей, погубленных и изгнанных большевиками». Ну правда же, каким надо быть злобным болтуном, чтобы погубить такую возвышенную пастораль?
              1. +1
                26 октября 2017 16:15
                Когда это было написано Хрущеву было 3 года. Но, в принципе, не хуже чем в деревянных бараках довоенного СССР.

                Цитата: Pancir026
                «Россию-кормящую-всю-Европу-пшеницей» или, в крайнем случае, пол-Европы, «в то время как СССР хлеб ввозил»


                Ну вот видите, вы и сами все знаете. Просто паясничаете. Именно так и было. И русские крестьяне при царе жили лучше чем колхозники в СССР
                1. 0
                  27 октября 2017 09:14
                  Цитата: Гопник
                  Просто паясничаете.

                  Вы?Безусловно,на пару с неким "знатоком" црушных писулек-ольговичем.
                  Цитата: Гопник
                  И русские крестьяне при царе жили лучше чем колхозники в СССР

                  Это фантазии из профильного учрждения великого психиатра,професора Кащенко?
                  В. Г. Короленко, много лет проживший в деревне, бывавший в начале 1890-х годах в других голодавших районах и организовываший там столовые для голодающих и раздачу продовольственных ссуд оставил очень характерые свидетельства государственных служащих:

                  «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел, успокоился… Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!..»
                  Профессор медицины и доктор Эмиль Диллон жил в России с 1877 по 1914 год, работал профессором в нескольких российских университетах, много путешествовал по всем регионам России хорошо видел ситуацию на всех уровнях на всех уровнях — от министров до бедных крестьян. Это честный ученый, совершенно незаинтересованный в искажении реальности.

                  Вот как он описывает жизнь среднего крестьянина царских времён:

                  «Российский крестьянин … ложится спать в шесть или пять часов вечера зимой, потому что не может тратить деньги на покупку керосина для лампы. У него нет мяса, яиц, масла, молока, часто нет капусты, он живет главным образом на черном хлебе и картофеле. Живет? Он умирает от голода из-за их недостаточного количества.»
                  Ученый-химик и агроном А.Н.Энгельгардт, жил работал в деревне и оставил классическое фундаментальное исследование реальности русского села — «Письма из деревни»:

                  «Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка… В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси»

                  Не желаете пожить жизнью русского крестьянина тех времен?
                  1. +1
                    27 октября 2017 12:08
                    А вы не желаете пожить жизнью советских крестьян 30-х годов, которые умирали от голода в миллионных количествах? Жить впроголодь и дохнуть от голода разницу чувствуете? Что выберете?
                    1. 0
                      27 октября 2017 12:10
                      Цитата: Гопник
                      А вы не желаете пожить жизнью советских крестьян 30-х годов, которые умирали от голода в миллионных количествах?

                      А вы еще побрехушек соберите кучку, у вас получится.сошлитесь на солженицына.бунина,чубайса,вам поверят.
          2. +1
            26 октября 2017 12:23
            Цитата: Pancir026
            Очередная порция лжи?Чего не сидится в солнечной Молдавии,где Президента умудряются на пару часов объявить недееспособным,что бы протащить откровенно прозападного минтсра обороны?

            Порция ПРАВДЫ, милый друг! yes
            Цитата: Pancir026
            хозяйства выбрало энергетику и прежде всего электрификацию. Была создана комиссия ГОЭЛРО (18 человек), которая за год подготовила книгу «План электрификации России». План, который сформулировал задания по важнейшим видам промышленной продукции на 10–15 лет, был утвержден в декабре 1921 г. Мощность электростанций России (СССР) за 12 лет (1921–1932 гг.) выросла в 15 раз. За 1918–1928 гг. было введено в действие 2200 построенных и восстановле

            К чему эта надоевшая уже трескотня? request
            Опровергните сов секретный Доклад ЦСУ СССР Булганину 1955г., где СЕКРЕТНО приводят данные о том, что только через 40 лет, в результате нечеловеческих усилий и таких же жертв, догнали 1913. недаром секретили!
            1. +1
              26 октября 2017 20:11
              По сравнению с питанием населения в дореволюционной России питание населения в 1954 году значительно улучшилось. Потребление населением СССР в 1954 году в расчете на душу по отношению к дореволюционному периоду составило (в процентах):

              Хлебные продукты
              - 90
              Картофель
              - 204
              Овощи и бахчевые
              - 165
              Мясо и сало
              - 119
              Рыба и рыбные продукты
              - 133
              Молоко и молочные продукты в молоке
              - 114
              Яйца
              - 175
              Сахар
              - 258

              По сравнению с дореволюционным временем питание населения СССР и по количеству и по качеству улучшилось: значительно выросло потребление овощей и бахчевых, яиц, рыбы и сахара, на 14-19 процентов выросло потребление молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов. При этом следует учесть, что труд рабочих и крестьян в настоящее время значительно механизирован и требует меньших затрат энергии. До революции труд крестьян, составлявших основную массу населения царской России, был связан с большой затратой энергии: на косьбе затраты энергии достигали 7300 калорий, у пахаря плугом - 5242 калорий, на вязке снопов - 4957 калорий.
              Это из того секретного доклада, на который Вы так усердно упираете. Что надо опровергнуть?
              1. 0
                27 октября 2017 08:45
                Цитата: Eight
                Что надо опровергнуть?

                Первую таблицу и вторую, тов 8. Не видите их?
                1913- 200 кг
                37г -192
                40 г-195
                50 г-172
                мясо и сало (с гольем)
                1913 г-27кг
                1937г- 18 ( "социализм-построен!" (вождя)good )
                40 г- 24
                50 г. 26
                Ткани
                1913.. 17,2 м2/чел
                37 14,8
                40 14,1
                50 16,3
                и т.д.

                Вы считаете нормой, что только к 50 годам еле-еле догнали 1913 по еде, а одевались все равно-хуже? Отдельная тема о том, что и эти цифры-грубый обман. Этот доклад-свидетельство полного провала власти и грубого обмана в течении десятилетий.
                Недаром гриф "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО" стоит на нем...
                1. +1
                  27 октября 2017 09:32
                  Даже дискутировать на эту тему не буду. Это можно делать с человеком, способным логически мыслить. А у Вас любое лыко в строку, лишь бы соответствовало Вашей точке зрения. Если Вы используете эти цифры как иллюстрацию неэффективности социалистической экономики, какие могут быть дискуссии. С такими аналитическими способностями Вас в свое время даже "на вражеские голоса" не пустили бы.
                  1. +1
                    27 октября 2017 10:23
                    Цитата: Eight
                    Даже дискутировать на эту тему не буду.

                    Понятно, что не можете
                    Цитата: Eight
                    Если Вы используете эти цифры как иллюстрацию неэффективности социалистической экономики, какие могут быть дискуссии

                    Да уж, с цифрами полного провала -не поспоришь. Да, расскажите, сколько сотен тысяч тракторов, сколько миллиардов вложено (угроблено), чтобы "достичь" ...1913.
                    Цитата: Eight
                    С такими аналитическими способностями Вас в свое время даже "на вражеские голоса" не пустили бы.

                    lol
                    1. +2
                      27 октября 2017 10:29
                      Все - все, Ольгович, я по пятницам не подаю, пользуясь советом одного мудрого турецкоподданого. Эту Вашу манеру хождения по кругу знает весь сайт. Ваши "откровения" комментируют, обычно, чтобы читатели видели и другую точку зрения, а не для того, чтобы Вас убедить, так как это (убеждение Вас) пустая трата времени, известная всем, кто на сайте хотя бы месяц. Всего наилучшего.
                      1. +1
                        27 октября 2017 10:42
                        Цитата: Eight
                        Все - все, Ольгович, я по пятницам не подаю, пользуясь советом одного мудрого турецкоподданого. Эту Вашу манеру хождения по кругу знает весь сайт. Ваши "откровения" комментируют, обычно, чтобы читатели видели и другую точку зрения, а не для того, чтобы Вас убедить, так как это (убеждение Вас) пустая трата времени, известная всем, кто на сайте хотя бы месяц. Всего наилучшего.

                        Не меня , а любого здорового психически человека убедите, что время, когда он десятилетиями ест и одевается плохо, является лучшим, чем то время, когда он ел и одевался.... лучше. lol
                        Удачи! laughing
                      2. +1
                        27 октября 2017 12:13
                        Зачем столько слов. Просто имейте мужество признать, что Ольгович прав.
                2. +1
                  27 октября 2017 10:20
                  Цитата: Ольгович
                  "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО"

                  Снимите черные очки.У вас глаза на затылке и читаете сдругой стороны листа.
                  Доклад контстантирует сложности страны в послевоенное время,дает рекомендации к улучшению дел,но в ДОКЛАДЕ нет той глупости о которой вы тут талдычите.
                  Цитата: Ольгович
                  Вы считаете нормой, что только к 50 годам еле-еле догнали 1913 по еде, а одевались все равно-хуже?

                  Глупейший вывод из Доклада.
                  1. 0
                    27 октября 2017 13:58
                    Цитата: Pancir026
                    Снимите черные очки.У вас глаза на затылке и читаете сдругой стороны листа.

                    ЦИФРЫ смотрите.
                    Цитата: Pancir026
                    Доклад контстантирует сложности страны в послевоенное время,дает рекомендации к улучшению дел,но в ДОКЛАДЕ нет той глупости о которой вы тут талдычите.

                    Кому нужно ваше толкование? Цифры беспристрастно показывают, как через 10 лет после ВОРА , при ущербной, но свободной экономике, хозяйство почти восстановилось, а после коллективизции, многомиллионных жертв голода и раскулаченных-глубочайший провал 1937-40гг, по отношению к 1913, его уровень восстановили к 50-м.
                    Да по любимому вами Чаянову и Миронову в начале века потребение составляло 4840 ккал, а в Докладе в 1954 г потребление в РСФСР 2834 ккал.
                    Вот и все, друг мой-слов не надо,, цифры красноречивы.
                    ПС. Можете меня не благодарить за просвещение. hi
                    1. +1
                      28 октября 2017 14:29
                      Цитата: Ольгович
                      ЦИФРЫ смотрите.

                      В отличии от вас,смотрю не только цифры.но и понимаю о чем написано.у вас,нет понимания ни цифр,ни сути написанного.
                      Итак,как же питались люди до революции? Виткрофт пишет о 2964 калориях на душу,а Аллен-максимум о 2600.
                      А ваши цифирки.как всегда из крайне русофобских источников и тенденциозны-Прокопович С.Н. Народное хозяйство СССР – Нью-Йорк, 1952 т. 2, c. 121 Это подтверждается и приводимым Полевановым(Россия: цена жизни. \\ «Экономические стратегии», 1999, № 1, стр. 102—103) Осокина также написала солидную работу с говорящим названием "За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 – М., 1999КТО нынче верит патентованным вралям?ольгович?А ну да.ему положено и врать и пользоваться лживой фактурой.
                      Так что,ваша писанина,очекредной вывал грязти,а ситуация такова.
                      http://ss69100.livejournal.com/2677962.html
                      За это ответить,не желаете?
                      Ни войны.ни Гражданской.ни засухи не было,а было-контрреволюция воров,гнилой интеллигенции и партноменклатуры с помощью запада.
                      1. 0
                        29 октября 2017 14:00
                        Цитата: Pancir026
                        А ваши цифирки.как всегда из крайне русофобских источников и тенденциозны

                        Мои цифирки-СТАЛИНСКИЕ, друг мой, ЦСУ СССР. Неумолимые беспристрастные свидетели полного провала .Или вы и вожде-не верите?! belay lol
                        Опровергайте же их, в ЧЕТВЕРТЫЙ раз предлагаю! lol
            2. 0
              27 октября 2017 09:25
              Цитата: Ольгович
              Порция ПРАВДЫ, милый друг!

              Ваша " правда " воняет меркаптаном,а ваши милые друзья под мостом лошадку доедают.
              Цитата: Ольгович
              К чему эта надоевшая уже трескотня?

              Действительно.к чему ВАША трескотня?
              О Молдавии не желаете побеседовать-нищете из нищеты,ДО Советской власти и в НИЩЕТУ свалившуюся после 90?
              Доклад ЦСУ-и что там секретного и сногсшибательного?
              Всякий антисоветчик и русофоб ищет хотя бы кусок грязи,дабы метнуть в прошлое?Ну и чего там нашли.кроме рекомендаций по улучшению питания населения.читаете сквозь черные очки?
              Так что про "нечеловеческие условия и жертвы",коглда в селах комбикорм ели-к 90,к себе,русофобствующий пособник либеральных людоедов .
              Во время войны питание населения СССР ухудшилось, однако уже к 1950 году довоенный уровень питания был превзойден и в последующие годы он систематически повышался. В 1954 году потребление населения СССР по отношению к 1940 году составило (в процентах):


              Хлебные продукты - 92

              Картофель - 130

              Овощи и бахчевые - 99

              Мясо и сало - 133

              Рыба и рыбные продукты - 175

              Молоко
              и молочные продукты
              в молоке - 122

              Яйца - 156

              Масло растительное - 209

              Сахар - 240
              Из " секретного доклада" ЦСУ.
              1. +1
                27 октября 2017 12:16
                Аллилуйя! Через 41 год (!!!) смогли обогнать царя-батюшку! Это, конечно, успех, да. Причем смогли по советским же, заниженным для 1913, данным.
                1. 0
                  1 ноября 2017 08:20
                  Цитата: Гопник
                  ! Через 41 год (!!!)

                  Поставьте еще сто восклицательных знаков-только что вы показываете
                  тим как свою безграмотность?
                  Читаю вас да ольговича и понимаю-пустые вы по сути люди.
                  Цитата: Ольгович
                  1940 год был в глубокой , яме-по отношению к 1913 г-не видите?
                  После коллективизции, многомиллионных жертв голода и раскулаченных-глубочайший провал 1937-40гг, по отношению к 1913.

                  О,образчик глупейшего утверждения,под соусом якобы " сталинских цифр"

                  От же... не дает покоя русофобствующим антисоветчикам ,что Войну выиграл СССР с колхозами,а не Германия с гитлером..
              2. 0
                27 октября 2017 14:07
                Цитата: Pancir026
                Во время войны питание населения СССР ухудшилось, однако уже к 1950 году довоенный уровень питания был превзойден и в последующие годы он систематически повышался. В 1954 году потребление населения СССР по отношению к 1940 году составило (

                1940 год был в глубокой , яме-по отношению к 1913 г-не видите? lol
                После коллективизции, многомиллионных жертв голода и раскулаченных-глубочайший провал 1937-40гг, по отношению к 1913. Это сталинская статистика.
                Познавайте настоящую историю нашей Родины-в цифрах и фактах hi
        2. +3
          26 октября 2017 10:27
          Хотите продолжения? Извольте.
          11 января 1916 года в Николаеве началась знаменитая "Николаевская стачка"- одна из крупнейших забастовок в России в годы 1-й мировой войны.
          Рабочие судостроительного завода "Наваль" ("Общество николаевских судостроительных и механических заводов и верфей") предъявили администрации завода требование об увеличении зарплаты, которое было отвергнуто. В результате все рабочие завода в феврале 1916 года были уволены, а сам завод по приказу морского министра И. К. Григоровича был закрыт.
          Очевидно в результате развития без надрывов и авралов образовался такой избыток судостроительных мощностей, что завод можно было закрыть, а рабочие жили так хорошо, что бастовали всем заводом. Видно шампанское в буфете было несвежее.
          1. +2
            26 октября 2017 12:30
            Цитата: Eight
            11 января 1916 года в Николаеве началась знаменитая "Николаевская стачка"- одна из крупнейших забастовок в России в годы 1-й мировой войны.Видно шампанское в буфете было несвежее.

            Война, знаете ли, шла-самая страшная война в истории человечества. Во Франции и Англии многих бы просто расстреляли или посадили за саботаж.
            А тут-повышение ЗАРПЛАТЫ требуют- во время войны fool Излишне добрым было руководство страны, на сознательность и патриотизм надеялись.
            Представьте в ВОВ такое.
            1. +3
              26 октября 2017 13:06
              Ваши ответы, Ольгович, вызывают в памяти анекдоты про дорогого нашего Ильича II, который в конце своей эпохи (по анекдоту) руководил страной не приходя в сознание. Вы не его ровесник, часом?
              1. 0
                26 октября 2017 14:43
                Цитата: Eight
                Ваши ответы, Ольгович, вызывают в памяти

                Увы, восьмой, жалоба не по адресу request .
                1. +2
                  26 октября 2017 14:46
                  Что значит не по адресу? А кто же тогда за Вас ответы пишет? К кому обращаться?
                  1. +1
                    26 октября 2017 14:49
                    Цитата: Eight
                    Что значит не по адресу?

                    Ну как же: вы только жаловались на странности с памятью. Это-точно не ко мне.
                    Удачи! lol
                    1. +2
                      26 октября 2017 15:51
                      Ну если Вы наличие памяти называете странностью, тогда смысл Ваших ответов становится понятным. И Вам всего наилучшего.
        3. +1
          26 октября 2017 10:46
          Цитата: Ольгович
          Так чего же Вы не продолжили-то? После 1907- НЕТ забастовок.
          Зато есть огромное строительство и дальнейшее развитие завода.


          Позволю себе ответить на Ваш вопрос.
          В 1907 году в Россию начала получать кредит оформленный во Франции, в 1906 году, на сумму 1,2 миллиарда франков. Совет министров в мае 1907 года разрешил морскому министру вносить в сметы расходов ежегодные ассигнования в размере 31 млн. руб. на постройку новых кораблей, артиллерийское и минное их вооружение. Решение совета министров было утверждено царем 9 июня 1907 года.
          Появилась работа, люди начали получать зарплату. Вот и весь ответ.
      2. +1
        26 октября 2017 11:32
        Цитата: Eight
        Неужели с жиру бесились?


        В общем да. У Аверченко есть по этому поводу хороший рассказ "Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина"
  2. +2
    26 октября 2017 05:59
    Задержка в строительстве была вызвана в первую очередь несвоевременной поставкой технической документации и многочисленными переделками, осуществляемыми в ходе постройки.

    От этого страдал не только завод Наваль, от этого страдали все судостроительные заводы России, так как МТК особо сильно не спешил с принятием решений."Казалось, переделкам не будет конца. Газета «Новая Русь» в те дни писала: «…начав эфемерную постройку грозных дредноутов, Морское министерство решило после них заняться постройкой громадных контрминоносцев и с этой целью усиленно в последнее время разрабатывало проекты этих будущих судов. Разработка проектов со стороны Морского технического комитета, как передают, заключалась в том, что он, рассмотрев представленные заводские проекты и выбрав из них наиболее выгодные элементы, составил новое задание для будущих проектов, которые будут снова разрабатывать без надежды на какой-либо успех многострадальные русские заводы. Когда кончится все это «проектирование новых судов» и начнется наконец самая, постройка нового флота, никому в Министерстве и даже самому морскому министру совершенно неизвестно»{35}." А вы говорите о сроках:"Наконец 2 апреля 1910 г. проект Металлического завода утвердил морской министр С. А. Воеводский, но сделал приписку: «Заказ нахожу возможным сделать не раньше, как будет утверждена финансовая программа судостроения законодательными учреждениями и, кроме того, придерживаясь указанных в программе сроков»{38}." Цитаты взяты из книги Цветков, Степанов. Эскадренный миноносец "Новик". И какую книгу по истории постройки кораблей РИФ не возьмёшь, везде одно и тоже: волокита с принятием решений, мелочная экономия и потери в крупном, бюрократические проволочки. В первую очередь от этого страдали заводы, потом корабли. И это касалось всех заводов как балтийских, так и черноморских. Завод Наваль не был исключением.
  3. +16
    26 октября 2017 06:45
    Интересный анализ
    Спасибо
  4. +3
    26 октября 2017 10:18
    Ждем продолжения, статьи Дениса Брига всегда интересны
  5. +16
    26 октября 2017 13:52
    Имел когда-то отношение к Николаеву
    Сейчас судостроению там пришел капут
    Спасибо за статью good
  6. 0
    26 октября 2017 15:09
    Цитата: Ольгович
    Опровергните сов секретный Доклад ЦСУ СССР Булганину 1955г., где СЕКРЕТНО приводят данные о том, что только через 40 лет, в результате нечеловеческих усилий и таких же жертв, догнали 1913. недаром секретили!


    Странная у Вас ссылка на этот доклад. В нем приводятся данные за разные года. Может быть попробовать сравнить данные за 1913 и 1928 год тогда этот доклад будет не в Вашу пользу. Хотя потребление за все года в чем то увеличивалось, в чем то уменьшалось.
    К тому же при этом сравнении 1913 и 1950 года стоит учитывать численность Армии.
    1. +1
      26 октября 2017 16:19
      Цитата: 27091965i
      1928 год


      Да, тогда народ хоть наел небольшой жирок благодаря НЭПу. Но быстренька эти перегибы мелкобуржуазные прикрыли.

      Цитата: 27091965i
      К тому же при этом сравнении 1913 и 1950 года стоит учитывать численность Армии.


      Зачем?
      1. 0
        26 октября 2017 16:43
        Цитата: Гопник
        Да, тогда народ хоть наел небольшой жирок благодаря НЭПу. Но быстренька эти перегибы мелкобуржуазные прикрыли.




        Сравните, в чем трагедия?

        Зачем?


        К началу Первой мировой войны русская армия насчитывала 1 млн 423 тыс. человек, к 1954 году численность ВС СССР достигла 5 763 000 чел;
        Они тоже хотят есть, и не участвуют в производстве.
        Можете численность населения сравнить.
        1. +1
          26 октября 2017 16:55
          Цитата: 27091965i
          Сравните, в чем трагедия?


          В том, что в государстве победивших рабочих и крестьян эти самые рабочие и крестьяне питались хуже чем при проклятом царизме. Даже по советской статистике, а если взять, например, современные оценки уровня 1913 то все совсем уныло.

          Цитата: 27091965i
          Они тоже хотят есть, и не участвуют в производстве.


          Ну и не зачем было держать столько дармоедов, сами себе злые буратины. Хрущ правильно сделал, что сократил этих бездельников. И сразу уровень жизни у людей труда повысился.
          1. 0
            26 октября 2017 17:25
            Цитата: Гопник
            В том, что в государстве победивших рабочих и крестьян эти самые рабочие и крестьяне питались хуже чем при проклятом царизме.


            Не забывайте, что прошло всего пять лет после войны. к тому же средне статистические данные не отражают истинного положения дел, будь они царские или советские.
            1. +1
              26 октября 2017 17:53
              Пять лет после какой войны было в 1937 или 1940???
              Среднестатистические как раз среднюю картину и дают.
          2. +2
            27 октября 2017 14:19
            Цитата: Гопник
            а если взять, например, современные оценки уровня 1913 то все совсем уныло.

            А если еще взять методики подсчета советских статистических данных, когда считался полевой урожай. а не реально дошедший до народа хлеб (потери до складов-30%, при хранении и прочая) или мясо, которое считалось с с весом требухи , то......
    2. +1
      27 октября 2017 14:13
      Цитата: 27091965i
      Странная у Вас ссылка на этот доклад. В нем приводятся данные за разные года. Может быть попробовать сравнить данные за 1913 и 1928 год тогда этот доклад будет не в Вашу пользу.

      И в 1928 во многом -в мою, да и 1928-й вытянул проклятый капитализм-разрешенный НЭП.
      А вот социализм вытянул провал 1937, 1940-до 1950-х.
      Цитата: 27091965i
      Хотя потребление за все года в чем то увеличивалось, в чем то уменьшалось.

      Картошки-увеличивалось, а нормальных продуктов-нет и постоянно нет. И это очеь вредно (см. Доклад)