Тяжёлый «Груз»: гибель и поиски тральщика Т-403
Будущий тральщик «Груз» был заложен на Севастопольском морском заводе (вскоре ССЗ №201 им. Серго Орджоникидзе) в марте 1934 года. Он строился по проекту 3 (тип «Фугас»), первому советскому проекту базовых тральщиков, берущему начало в 1930 году. Над будущим базовым тральщиком работала целая команда конструкторов – Г. Вераксо, Л. Дикович, Ф. Мурагин.
Работы велись с учётом опыта создания тральщиков ещё дореволюционной постройки типа «Клюз», чтобы первый блин не вышел комом. Но, разумеется, по сравнению со старшим коллегой по классу проект 3 тип «Фугас» имел более совершенное тральное вооружение (два параван-трала, 1 трал Шульца, 1 змейковый трал), усиленную артиллерию (100-мм орудие Б-24, 2 или 3 12,7-мм пулемёта, 45-мм орудие 21-К, 37-мм зенитное орудие), было установлено противолодочное вооружение в виде глубинных бомб (около 20) и бомбосбрасывателей, а также были установлены устройства приёма и установки мин (от 27 до 30).
Однотипный с "Грузом" тральщик "Щит" в Новороссийске
Двигателями служили два дизеля общей мощностью в 3000 лошадиных сил. Скорость полного хода доходила до 18 узлов. Водоизмещение – 500 тонн. Длина – 62 метра, ширина – 7,2 м, осадка – 2,2 м.
Позже проект 3 стал прототипом для создания целой серии базовых тральщиков ВМФ СССР – проект 53, 53У и 58. Именно на Севастопольском заводе всего построили 4 тральщика проекта 3 (Т-401 – Т-404).
«Груз» спустили на воду 21 сентября 1935 года, флаг был поднят в 37-м году, а в 1939-м тральщику присвоили тактический номер Т-403 (БТЩ-403). С июля 1940-го года Т-403 использовался как опытный корабль для испытания новых способов и систем минного дела.
С первых же дней войны БТЩ-403 «Груз», как и все его братья проекта 3, рождённые на ССЗ №201, «Трал», «Минреп» и «Щит», принимал активное участие в постановках минных заграждений у Одессы, Анапы, Новороссийска, в дельте Дуная и так далее. Кроме этого тральщики использовались для прикрытия операций крупных сил. Конечно, не считая их основной функции траления мин и несения дозора у Севастополя. Вскоре тральщикам поставили новую задачу – конвоирование транспортов.
Но вслед за Одессой пал Севастополь, не смотря на все усилия красноармейцев и краснофлотцев. Флот ушёл в порты Кавказа, где исполнял прежние и всё возрастающее количество новых задач. Наконец противника удалось остановить на рубежах Новороссийска, а вскоре образовался легендарный плацдарм «Малая Земля», быстро доказавший нацистам, что о продвижении по черноморскому побережью на юг теперь остаётся только мечтать.
"Трал"
Вся тяжесть и, соответственно, опасность эвакуации раненных, переброски свежих войск, провизии и боеприпасов, необходимых для плацдарма, легла на Черноморский флот. Были, правда, попытки снабжения десанта продовольствием и боеприпасами с помощью авиации. Но либо наши ВВС просто не могли пробиться в нужную точку сброса, либо сброшенные припасы падали в море, а порой и хуже – попадали к врагу.
В первый же месяц существования «Малой Земли» в состав группы кораблей, связующих «континент» и плацдарм, был включён и Т-403 «Груз». 27 февраля 1943 года очередная группа кораблей отправилась в сторону Мысхако. Тральщик Т-403 был загружен боеприпасами, продовольствием и имел на своём борту до 250-270 вооружённых бойцов. Корабль встал на якорь в 3,5 кабельтовых от мысхакского берега на глубине 15 метров.
В 23:25 корабль подвергся нападению группы торпедных катеров 1-й флотилии шнелльботов корветтен-капитана Георга Кристиансена. Возник крен до 30 градусов на левый борт и дифферент на корму с поступлением воды в кормовые отсеки. Взрыв распустил некоторые листы обшивки до 15 см друг от друга, края же этих листов были загнуты вверх. Тральная лебёдка, кран, 45-мм и 37-мм зенитное орудие выбросило за борт.
Чтобы выровнять крен, командир приказал группе бойцов с грузом перейти на правый борт. Несмотря на все усилия, вода продолжала поступать в кормовые помещения. Для переброски оставшихся на погибающем корабле бойцов подошёл десантный бот и шхуна. В результате эвакуации личного состава крен начал быстро увеличиваться. Борьба за живучесть корабля продолжалась вплоть до полуночи. В эфир летели слова гибнущего тральщика – «выслать буксиры». Но усилия были тщетны. После полуночи форштевень тральщика «Груз» скрылся под тёмной ночной водой.
Так закончилась одна история, и началась другая. Несколько месяцев назад в прессе появились публикации с достаточно громкими заголовками, повествующими, как был обнаружен потерянный ранее тральщик «Груз». А вкраплённые в текст – «наконец», «после долгих поисков» и т.д. – меня ещё более удивили, потому как выглядело это, мягко говоря, некорректно.
Во-первых, вполне логично было спросить, что за долгие поиски на глубине 15 метров в менее чем в километре от берега? Но оставим эти споры водолазам и дайверам.
Во-вторых, что главное, 37-мм автоматическое зенитное орудие, выброшенное за борт трагической февральской ночью 43-го, благополучно стоит в мемориальной экспозиции «Оружие и боевая техника Великой Отечественной войны 1941-45 годов». Орудие было поднято аж в 1973 году! Вместе с орудием к тому же была поднята и корабельная рында с надписью «Груз».
В-третьих, на сайте новороссийской компании «РТК Дайвер» в разделе рэк-дайвинга (погружение на затонувшие корабли) значится в качестве объекта в числе многих и Т-403 «Груз».
Поэтому единственными причинами, по которым здесь может хоть как-то фигурировать слово «обнаружили», могут быть лишь - факт полного разрушения корпуса и рассредоточенности его частей, а также лихие 90-е годы. Ведь именно тогда сохранять историю войны, и собственной страны в целом, было почти некому, а про координаты какого-то тральщика и тех аквалангистов, что подняли орудие, рынду и прочие артефакты войны, вовсе никто не вспоминал.
Маркировка корабельных винтов
Так или иначе, всё же «пропавший» тральщик «нашли». И не просто нашли, но и подняли 100-мм орудие Б-24 с затонувшего Т-403 «Груз» и установили его напротив памятника «Неизвестному матросу» в Новороссийске. Особую ценность это орудие, ставшее ныне также памятником, представляет в том плане, что от всей серии тральщиков проекта 3 тип «Фугас» не осталось практически ничего, кроме воспоминаний и фото. Так что это едва ли не единственная возможность прикоснуться к материальной истории целой серии первых в Союзе базовых тральщиков, скромных «пахарей моря», ковавших великую Победу.
Информация