Арктическая арифметика: когда три больше шести

36


На момент распада СССР его флот располагал шестью атомными ледоколами. При этом грузооборот на трассах Северного морского пути (СМП) составлял 7,6 млн. тонн. Сегодня им на смену строится всего три новых «Арктики» проекта 22220, которые смогут обеспечить по северным морским маршрутам гораздо большие грузопотоки.



В 2017 году по трассам СМП будет перевезено уже более 8 млн. тонн грузов, а далее рост пойдет уже по экспоненте. Таким образом, несмотря на санкции и кризис, российская программа освоения ресурсов Крайнего Севера выходит на финишную прямую и станет очень важным драйвером экономического роста.

А ведь еще не так давно всё выглядело очень печально. В 1990-е, после развала СССР, ежегодные грузопотоки трассами СМП упали до жалких 1,5 млн. тонн, и казалось, что еще немного, и о потенциале российской Арктики можно будет надолго забыть.

Помогла случайность.

«Норильский никель» — спаситель «Атомфлота» России

4 ноября 1989 года Совет Министров СССР принял постановление о создании государственного концерна по производству цветных металлов «Норильский никель». А еще раньше в Финляндии были построены два уникальных атомных ледокола, главной задачей которых была работа в устьях сибирских рек.

Дело в том, что в устье Енисея местами глубины составляли всего 10 метров, а осадка серийных советских атомных ледоколов «Арктика» составляла до 11,5 метра.

А потому для обеспечения круглогодичной работы комбината было всего два пути: либо углублять дно Енисея, либо построить три новых атомных ледокола с осадкой не больше 9 метров. Посчитали: дешевле построить корабли… Правда, до развала успели построить только два. Именно «Норникель» стал основным клиентом «Атомфлота» в самые тяжелые годы (1990-е и 2000-е). Благодаря ему тот и выжил.

Далее — только вперед

Сегодня всё совсем по-другому. Программа развития экономики арктического региона является приоритетной. Сегодня нет недостатка в контрактах. Наоборот, уже утвержденные и реализуемые планы позволяют предполагать резкий рост грузоперевозок по трассе СМП уже в ближайшие год-два.

По словам заместителя генерального директора по развитию «Атомфлота» Станислава Головинского, уже заключен контракт с «Ямал СПГ» на «вывоз» 17,5 млн. тонн грузов в год. Весь газ с этого проекта на двадцать с лишним лет вперед уже законтрактован.

Также подписано соглашение с «Газпром нефтью» на ежегодное обслуживание 8 млн. тонн грузов.

Очень перспективным выглядит разработка Таймырского угольного бассейна с общим запасом высококачественного угля в 185 млрд. тонн. Первая проводка балкера состоялась в феврале—марте текущего года. Уже сегодня есть твердое соглашение с компанией «Восток-Уголь» на вывоз до 10 млн. тонн угля (с перспективой до 2030 года поднять объемы до 30-50 млн. тонн) и более мелкие контракты. А еще нужно обеспечивать масштабные стройки и быстро растущее население региона.

Таким образом, уже после 2030 года ледокольный флот России должен обеспечивать грузопоток минимум 60-70 млн. тонн, а может и все 100 млн. тонн. Как этого достичь?

Прутик к прутику — получается веник



Пункт первый можно условно назвать «Бог в помощь». Глобальное потепление за последние десятилетия резко сократило площадь и толщину ледовых полей Арктики. Сегодня уже вполне можно рассматривать зону до полуострова Таймыр как территорию с круглогодичной навигацией.



Пункт второй. Постройка специальных торговых судов. Сегодня российские компании, работающие в Арктике, усиленно обновляют свой торговый флот. Приоритет они отдают кораблям специальной постройки, которые хотя бы часть времени года могут обходиться без помощи ледоколов (классов arc4, arc7 и т.п.).

Пункт третий. Рост мощности ледокольного флота. Ледокол ледоколу рознь.



Атомный ледокол «Арктика» проекта 10520 и атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, имея практически одинаковую мощность, сильно отличаются друг от друга по своему главному параметру — ледопроходимости. На скорости 1-2 узла первые могут преодолевать лед толщиной 2,6 метра, вторые до 3 метров, а на скорости 5 узлов эти цифры будут соответственно 2,25 и 2,6 метра.

При этом мелкосидящие ледоколы «Таймыр» еще слабее. На скорости 2 узла он может преодолеть лед толщиной «всего» 1,77 метра. А с разбегу не более 2,1 метра.

То есть одни и те же ледовые поля новые ледоколы могут проходить гораздо быстрее. При этом суда проекта 22220 являются универсальными и могут при необходимости менять свою осадку. Когда им нужна мощь, они заполняют балластные цистерны и крушат лед максимальной толщины. Когда им надо зайти на мелководье, цистерны опорожняются и их осадка не превышает нужных для работы в устьях сибирских рек 8,5 метра.

К тому же выросла и ширина прокладываемого канала, по которому вслед за ледоколами смогут двигаться следующие за ними торговые корабли (с 29 до 33 метров). А это резкий рост дедвейта обслуживаемых судов. По итогу только смена поколений российских атомных ледоколов позволит увеличить в несколько раз количество перевозимых с их помощью грузов.

Арктическая арифметика: когда три больше шести


Сейчас оканчивается разработка еще более мощного ледокола «Лидер» (120 МВт), который предназначен для транзитной проводки караванов судов из Тихого океана в Атлантику. При этом ледовые поля толщиной до 2,5 метра он будет преодолевать на «крейсерской» скорости 11 узлов.

Не отстают за своими более сильными собратьями и новые российские дизель-электрические ледоколы. Сейчас в Санкт-Петербурге, хоть и с проблемами, но оканчивается постройка головного корабля проекта 22600 «Виктор Черномырдин» (мощностью 25 МВт). В нем также, как и в проекте 22220, заложена «универсальность». Корабль имеет массу инновационных решений, позволяющих ему работать даже в более тяжелых льдах, нежели уходящие в историю атомные ледоколы «Таймыр». По окончании испытаний и при подтверждении заявленных характеристик серия может быть увеличена до пяти единиц.



А чуть ранее была построена серия ледоколов проекта 21900 «Москва», которые, имея мощность «всего» 15МВт, способны преодолевать на скорости 2 узла льды толщиной до 1,5 метра.

Итого: к 2030 году российская «группировка» линейных ледоколов будет состоять из минимум трех (или четырех) атомных кораблей и до десяти дизель-электрических. Это будет на один-два ледокол меньше, чем при распаде СССР (шесть + девять), но благодаря росту их мощности и другим факторам это позволит увеличить объемы грузоперевозок в Арктике почти в десять раз.

Вот такая вот арифметика выходит…
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 ноября 2017 07:35
    Арктика была,есть и будет НАША!
    1. +9
      22 ноября 2017 10:09
      Хорошая статья, в духе "А у нас - всё пучком!".
      С точки зрения освоения Северного Морского Пути - да, лёд тронулся... Как раз тот случай, когда частный бизнес помог государству. На перевозке грузов из Дудинки в Мурманск. Теперь когда газовый терминал возвели в Сабиетте, ещё и LPG танкеры повезли груз на запад.
      А что перевозят с запада страны на восток? Какова эффективность и себестоимость перевозок по СМП? Ведь, если послушать восторженного автора
      к 2030 году российская «группировка» линейных ледоколов будет состоять из минимум трех (или четырех) атомных кораблей и до десяти дизель-электрических. Это будет на один-два ледокол меньше, чем при распаде СССР (шесть + девять), но благодаря росту их мощности и другим факторам это позволит увеличить объемы грузоперевозок в Арктике почти в десять раз.
      Вот такая вот арифметика выходит…

      Главный вопрос "Кто оплачивает проводку ледокольного сопровождения транспортных судов?" Т.е. выходит, что сегодня государство обеспечивает прибыль частным компаниям, занимающихся добычей и продажей минеральных ископаемых и природного газа (и угля в перспективе).
      Что б не утомлять, выражу своё мнение.
      Только тогда эксплуатация Северного Морского Пути будет эффективной, когда в стоимости перевёзённого груза транспортными судами стоимость ледокольной проводки не будет превышать 50 % от первой. Когда тоннаж перевезённых грузов в обоих направлениях будет увеличен в сравнении с сегодняшним, как минимум, в 10-20 раз. Я не беру в расчёт грузы для нужд МО РФ - это отдельная история. Ещё предстоит вкладываться в инфраструктуру СМП. А пока у нас, что случись, морские спасательные центры не могут оперативно и качественно провести спасательные операции на пространстве от Новой Земли до пролива Дежнёва...
      1. +4
        22 ноября 2017 10:18
        Ильич. hi
        Хорош зраду на перемогу напускать! am Шо за привычка пожилым патриотам настроение портить!! sad
        Привет! drinks
        1. +4
          22 ноября 2017 10:23
          Юрий, привет!
          hi
          Может Юрию Подоляке, родом из Сум, виднее, что там в нашей Арктике происходит....
          Но лично я вижу другую картинку.
          drinks
      2. +3
        22 ноября 2017 10:46
        Вам бы только "всеопропальщикам" покритиковать. Циферей вы не любите. Доставка угля с Таймыра в ту же Голландию в да раза дешевле, чем из Кузбасса. Эта разница покрывает и ледокольное сопровождение и дае прибыль. Если это зрада, то я стесняюсь спросить, а что у вас перемога?
        1. +2
          22 ноября 2017 11:09
          Цитата: Yurasumy
          Вам бы только "всеопропальщикам" покритиковать.

          А давайте вы как-нибудь с развешиванием ярлыков поосторожнее будете?
          Цитата: Yurasumy
          Циферей вы не любите.

          А в статье вашей особо цифр то и нет.
          Цитата: Yurasumy
          Если это зрада, то я стесняюсь спросить, а что у вас перемога?

          Чтобы понять насколько это перемога надо знать несколько более нежели только о цене перевозки.
        2. +5
          22 ноября 2017 17:39
          Цитата: Yurasumy
          Циферей вы не любите

          А дэ воны?
          belay
          Цитата: Yurasumy
          Доставка угля с Таймыра в ту же Голландию в да раза дешевле, чем из Кузбасса

          Гелий, добываемый на Луне, в 3 раза дешевле, чем получаемый на Земле.... wassat
        3. +1
          24 ноября 2017 01:34
          На Таймыре и уголек малость других денег стоит;)
      3. +3
        22 ноября 2017 11:02
        Цитата: stalkerwalker
        С точки зрения освоения Северного Морского Пути - да, лёд тронулся...

        Тут еще интересный вопрос, как надолго тронулся этой самый лед. В техногенную теорию глобального потепления я не верю. Если это связано с с солнечной активностью, то интересно насколько долго будет продолжаться. Не получится ли так что лет через 30 потепление сменится похолоданием. И все наши вложения в проект превратятся в тыкву.
        1. +2
          22 ноября 2017 18:35
          Цитата: IS-80_RVGK2
          И все наши вложения в проект превратятся в тыкву.

          Абсолютно согласен....
          Помню навигации конца 80-х, когда Белое море замерзало от устья Сев.Двины до горла Белого моря. И сегодня мнения о дальнейшей перспективе ледового покрытия по маршруту Северного Морского Пути в связи с глобальным потеплением не дают повод к оптимизму.
      4. 0
        22 ноября 2017 11:28
        Надо бы делать так, что бы северный морской путь не успевал замерзать до двух метров толщины льда. А скорость ледокола 1-2 узла не больше скорости пешехода. Вот это сильно влияет на структуру в стоимости перевозки грузов.
        1. +2
          22 ноября 2017 18:36
          Цитата: сибиралт
          А скорость ледокола 1-2 узла не больше скорости пешехода. Вот это сильно влияет на структуру в стоимости перевозки грузов.

          Всё верно.
          Осталось ответить на вопрос "Где деньги, Зин?" для ледокольного обеспечения? "За чей счёт банкет?"
      5. +1
        22 ноября 2017 15:44
        ...наверное все таки до мыса Дежнева или Берингова пролива...-это мыс Дежнева. О спасательном флоте - процесс развития и строительства идет и кстати спасательные функции ледоколам также прописаны... Ну,а грузопоток в обоих направлениях просто гарантирован,просто нужно не демагогитровать,а работать.Практически для всех грузоотправителей Юго-восточной Азии и для Европы намного выгодней "дорога" Северного Морского Пути ,чем трасса "Опиумных клиперов" через Суэцкий канал... drinks
        1. +2
          22 ноября 2017 18:47
          Цитата: leonid-zherebtcov
          О спасательном флоте - процесс развития и строительства идет и кстати спасательные функции ледоколам также прописаны..

          Как давно норвежские спасатели ( а не наши, широко разрекламированные) спасли экипаж "Виктора Таллалихина"? Что изменилось с тех пор в лучшую сторону?
          Повторно выставляю фото лайбы (Господи, храни их жизни!), на которой регулярно совершаются перевозки из Архангельска.
          1. +2
            23 ноября 2017 10:21
            Я абсолютно с Вами согласен ,но все относительно... - это плавбаза "Александр Обухов",прямо у причала во Владивостоке,если не изменяет память 1983 год,были погибшие...-это спасатель "Фотий Крылов",наконец-то его удалось вернуть в Россию,довелось поработать на нем в 1995 году под Кипровским флагом и внести свою лепту для его возврата...[thumb]https://topwar.ru/uploads/posts
            /2017-%2011/1511421561_21760016.jpg[/thumb] -это обс "Барс" в тоже время был во Владивостоке...,1996 г продан в Китай...
  2. +10
    22 ноября 2017 07:55
    оканчивается постройка головного корабля проекта 22600 «Виктор Черномырдин»

    А чего не "егор гайдар" или так: "Оппозиционер немцов"!
    Тьфу! В стране тысячи героев и достойных людей, а корабль Российского флота называют как попало. Может властючьё ещё горбато-меченым чего-нибудь обзовёт?
    1. +2
      22 ноября 2017 08:36
      Ещё будет Горбачёв в пятнистом арктическом комуфляже, и "красноватый" Чубайс. Которые сразу приведут арктический флот к развалу.
    2. +2
      22 ноября 2017 11:25
      Цитата: Антианглосакс
      А чего не "егор гайдар" или так: "Оппозиционер немцов"!

      Судя по истории строительства этого ЛЕД - не зря его так назвали.
      Хотели как лучше, а получилось как всегда и Отродясь такого не бывало, и опять то же самое можно сразу ставить эпиграфами к эпической саге о постройке ледокола по проектной документации, не соответствующей ТЗ, и внезапном обнаружении этого несоответствия на этапе, когда что-либо изменить было уже практически невозможно.
      1. 0
        22 ноября 2017 13:53
        Цитата: Alexey RA
        Судя по истории строительства этого ЛЕД - не зря его так назвали.

        Хорошо хоть ледокол не атомный. laughing И все равно с содроганием думаю о дальнейшей судьбе корабля. smile
        1. 0
          23 ноября 2017 09:01
          А чего вы хотели от корабля с таким именем?!

          Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
  3. +2
    22 ноября 2017 07:58
    Дэвид Хант на страницах «The Daily Caller»:
    Америка по-прежнему делает неверные шаги, играя «в арктические шахматы» с Россией.
    Барак Обама недавно сказал, что он не хочет, чтобы внуки «не смогли, поднявшись на гору, увидеть ледник, потому что мы чего-то не сделали для этого».
    По мнению автора, внуки Обамы зато смогут увидеть с горы кое-что более тревожное: к примеру, воюющие за Арктику подразделения российских войск. Недалёк тот день, когда русские скажут: вся Арктика является русской, и только русской.
    Пока администрация Обамы продолжает осуществлять политику, «не вполне отвечающую» интересам безопасности США, русские военные продолжают ставить американскую нацбезопасность под угрозу. Сегодня Арктика стала одним из важных геополитических регионов планеты и стратегической «горячей» точкой.
    Аналитик напоминает, что Россия представила недавно заявку в Организацию Объединённых Наций на 1,2 миллиона квадратных километров морского арктического шельфа, в том числе на Северном полюсе. Территория может содержать около 5 млрд. тонн нефти и газа. Что касается северного побережья, то русские и тут утверждают «право собственности»: там их интересует развивающийся Северный морской путь.
    38.000 военных, 110 самолетов, 41 корабль, 15 подводных лодок. 6.000 солдат дополнительно прибыли на северо-запад Мурманской области. Новые радары, новые ракетные комплексы на прибрежной полосе. Флот из шести атомных ледоколов и по меньшей мере десяти дизельных ледоколов. И ещё три, а то и больше, атомных ледокола появятся у Москвы к концу десятилетия.
    И всё это значит, что Россия готова присвоить Арктику. «Мат» на этой «шахматной доске» для американцев уже продуман. «На самом деле Соединённые Штаты даже не в игре», — сказал ранее адмирал Цукунфт, командующий Береговой охраной США. Он прав, считает автор. Пока армия США планирует сокращать численность военных на Эльмендорф-Ричардсон и в Форт Уэйнрайт, Россия «посылает войска тысячами». «Другими словами, мат», — пишет отставной полковник армии США и бывший советник по безопасности ФБР Дэвид Хант.
    с
    http://rusila.su/2015/09/03/o-tom-kak-russkie-zam
    orozili-natsionalnuyu-bezopasnost-ssha/
  4. +4
    22 ноября 2017 08:17
    Именами Ельцина ,Черномырдина и компании можно называть только вытрезвители и заведения торгующие спиртным на розлив,но не корабли...
    1. +2
      22 ноября 2017 13:45
      Весьма мудрое предложение... А по поводу СМП...,довелось принять участие в освоении СМП еще в далеком 1978 г. в качестве матроса - практиканта от ВМУ ММФ со стороны Берингова пролива... И ныне ,я считаю политика освоения севера на самом ВЕРНОМ ПУТИ. на фото: т/х "Лара Михеенко" на рейде мыс Шмидта(доставка ГСМ в бочках...),май 1978 г.
      1. +2
        24 ноября 2017 05:35
        Красавец теплоход!
  5. +3
    22 ноября 2017 08:23
    Очень понравилась статья, автору спасибо good Всё разложил по полочкам - читай и анализируй.
    А без Арктики нам нельзя, чуть отстанешь - рано или поздно поналезут иноземцы, потом выковыривай их.
  6. +7
    22 ноября 2017 08:32
    Все это очень красиво и впечатляет ! Только работа будет на чей карман ? Совкомфлот приватизируют помалу...А вся работа направлена на вывоз сырья !
  7. +5
    22 ноября 2017 09:22
    Цитата: AllXVahhaB
    38.000 военных, ... 6.000 солдат


    Кроме военных еще и солдаты? Серьезно.
  8. +1
    22 ноября 2017 09:39
    Статья хорошая, спасибо. Следует дополнить - при постоянном регулярном частом движении по траектории СМП лед не успевает нарастать до максимальной толщины и таким образом появляется еще один фактор, улучшающий ситуацию с проводкой грузов. Если грузопоток возрастет в 10 раз, то это значит , что проводок будет в несколько раз больше, а лед в несколько раз (условно) тоньше.
  9. +3
    22 ноября 2017 10:01
    Ледоколы проекта 22220 нужны уже сейчас,так как у РосАтомФлота осталось всего лишь 4 атомных ледокола в строю - 50 лет Победы,Ямал для проводки караванов по СМП и те уже сильно изношены,а также Таймыр и Вайгач для работы в устье Енисея. Есть ещё атомный лихтеровоз ледового класса Севморпуть - это всё
    1. +1
      22 ноября 2017 14:55
      Кстати довелось навестить этот атомный лихтеровоз "Севморпуть" во Владивостоке,на рейде...
  10. +1
    22 ноября 2017 10:54
    Автор открыл для себя Северный морской путь. smile И опять упорно тулит свои опусы в раздел аналитика где им не место.
  11. 0
    22 ноября 2017 23:14
    АРКТИКА -это приоритетное направление, да и матрасникам в пику.
  12. 0
    23 ноября 2017 01:59
    СМП прибылен,так как те же китайцы не будут переплачивать,да и наши уже давно выросли из принципа "цель оправдывает средства",про прибыль никто не забывает.И раз объем проводимых товаров растет,то это выгодно,раз выгодно,то готовы платить..так что пусть платят...нам
  13. +3
    25 ноября 2017 11:29
    Цитата: vlad007
    Статья хорошая, спасибо. Следует дополнить - при постоянном регулярном частом движении по траектории СМП лед не успевает нарастать до максимальной толщины и таким образом появляется еще один фактор, улучшающий ситуацию с проводкой грузов. Если грузопоток возрастет в 10 раз, то это значит , что проводок будет в несколько раз больше, а лед в несколько раз (условно) тоньше.


    Ошибаетесь. Ледовые поля всё время в движении. Т.е. по одному и тому же полю и льду караваны будут ходить только в ваших мечтах. Постоянно идёт их сжатие и торошение. Где только, что прошёл ледокол, канал может сразу НА ГЛАЗАХ закрыться перед идущим в проводке судном. Закрыться и зажать. Ну и так далее...
    Главное, что все эти трудности не постоянны, зависят от сезона, ветров и течений, но для современной науки, и техники они вполне преодолимы, при должном уровне организации управления СМП.
  14. 0
    28 ноября 2017 20:29
    Это всё распрекрасно!
    Однако как это всё скажется на пенсиях и окладах учителей?
    1. 0
      30 ноября 2017 15:39
      Вопрос хороший... wink