ПРО прорвана, а что осталось нашему флоту?

79
Мы печем ракеты как сосиски.
Н.С. Хрущев. 1960 г.


Из послания президента стало ясно, что в России в «обстановке секретности» был разработан ряд средств ядерного сдерживания, на что было выделено немалое финансирование. Неясным осталось только то, зачем было предупреждать американцев, что их усилия по построению ПРО окажутся совершенно бесполезными. Пусть бы себе расходовали свой военный бюджет и дальше. Заверения американцев о том, что их система ПРО способна отразить налет менее одного процента наших МБР, мы упорно игнорируем и укрепление ядерного щита продолжается. Видимо работает логика – «сегодня можете один процент, а завтра и все десять». Осталось разобраться, так ли хорошо финансируются наши обычные вооружения, как и ядерный щит…




Рис. 1. Основной ударный ВМФ России — фрегат «Адмирал Горшков»

Автор в советское время занимался разработкой РЛС для корабельных ЗРК, а затем стал заниматься противоположной задачей — разработкой методов атаки нашими самолетами кораблей противника. В настоящее время, выйдя на пенсию, решил рассмотреть состояние программы строительства ударных надводных кораблей. Предлагаемый обзор составлен по открытым источникам и личное мнение автора выражается только при обсуждении состояния ПВО кораблей.

1. Строительство авианосцев

В 2016 году к Сирии прибыл наш «Адмирал Кузнецов». Ничем особенным кроме фактов падения двух самолетов этот поход не запомнился. Если первый самолет упал по техническим причинам, то второй – из-за разрыва аэрофинишера, то есть из-за неисправности авианосца. В результате поход обошелся в 10 млрд. руб, а сейчас корабль вернулся в Мурманск и уже больше года ожидает проведения ремонта. Специальная комиссия объявила стоимость ремонта и модернизации в 65 млрд. руб. Затем озаботились тем, что на такую сумму можно построить 2 фрегата, и решили сократить ее до 40 млрд. Корабль был построен на Николаевских верфях, и отремонтировать его там сейчас невозможно. В России в настоящее время нет свободных доков, способных провести ремонт такого корабля. Например, на Северной верфи для того чтобы завести корабль в заводской бассейн, потребуется расширять ворота и провести углубление дна. К тому же этот бассейн занят ремонтом другого тяжелого крейсера «Адмирал Нахимов». Только сейчас Президент ОСК Рахманов объявил, что контракт на ремонт, наконец заключен, срок ремонта – 3 года. Однако, он не сообщил ни объем ремонта, ни финансирование, ни даже место ремонта. Срок продления службы корабля тоже не объявлен. Пока что ясно, что традиционно будет производиться замена котлов.

В 2007 году при цене нефти 120$ президент объявил Россию «энергетической сверхдержавой». Вслед за этим представители Минобороны стали делать заявления, что России необходимо построить 6 авианосцев, объяснение цифры 6 не приводилось. Видимо, считалось, что если в США 12 авианосцев, то нам необходимо иметь хотя бы половину. Затем наступил кризис, и, несмотря на то, что Россия была объявлена островком стабильности, планы строительства авианосцев исчезли.

В настоящее время стали появляться бумажные проекты новых авианосцев. Крыловский центр предъявил проект полноразмерного авианосца «Шторм», эквивалентного американским авианосцам, но поскольку помимо разработки самого авианосца потребуется разработать и новый самолет ДРЛО Як-44, и построить верфь соответствующего размера, то цена единственного авианосца может значительно превзойти 10 млрд. $. (В США авианосец «Нимиц» выпущен серией 10 штук)

Из-за нехватки денег появилось предложение о строительстве легкого авианосца водоизмещением 30-40 тыс. тонн, но для него требуется применить самолеты короткого взлета и вертикальной посадки (КВВП) Як-141. Разработка их велась 30 лет назад, и возобновить ее очень сложно из-за отсутствия специалистов, поэтому и такой проект окажется не дешевым. Кроме того, необходимо будет оценить их практическую надежность — на предыдущей модели Як-38 погибло много наших летчиков. К тому же английское Минобороны осталось недовольно эффективностью своего легкого авианосца «Инвинсибл» и его самолетами «Харриер». ОКБ Яковлева в 90-е попыталось разработать улучшенный вариант самолета КВВП – Як-201, однако, дальше аванпроекта дело не пошло и опытных образцов не строилось. Учитывая то с какими трудностями столкнулись американцы при разработке своего КВВП F-35B, наше Минобороны не торопится профинансировать программу Як-201.

Выходом из сложившейся ситуации была бы разработка авианесущего эсминца. Автор разработал концепцию такого эсминца водоизмещением 15 тыс. тонн, на котором размещаются до 35 беспилотных самолета массой 2 тонны. Эти самолеты обеспечили бы нанесение ударов на дальности до 500-600 км. Кроме того, они могли бы обеспечивать ПВО корабля. Естественно, для них потребуется разработка специализированных РЛС и управляемых ракет. К сожалению, Минобороны такие проекты не рассматривает.

2. Исходные данные, использованные для анализа строительства ударных кораблей

2.1. Классификация кораблей


В настоящее время среди экспертов нет единого мнения относительно наименования кораблей различных классов. Далее будем называть эсминцами корабли океанской зоны стандартным водоизмещением порядка 8 тыс. тонн, фрегатами – корабли порядка 4 тыс. тонн для ближней океанской зоны, корветами – корабли ближней морской и двухсотмильной морской зоны порядка 2 тыс. тонн. В тех случаях, где в справочниках приводится полное водоизмещение, оно превышает стандартное на 15-20%. Стоимость корпуса корабля обычно составляет менее 30% общей цены. Поэтому провозглашенная министерством Обороны концепция, уменьшение водоизмещение корабля при сохранении полного набора вооружений, не дает существенной экономии стоимости.

2.2. Двигательные установки (ДУ)

Для всех трех типов применяются ДУ на базе газовых турбин или дизелей. Дизели имеют существенно большую массу, но они в 1,5-2 раза экономичнее, чем турбины. Поэтому наиболее перспективным считается оборудование корабля дизелем умеренной мощности, дающим кораблю возможность совершать длительные переходы, на не высокой экономичной скорости. В критически важных ситуациях, когда требуется развивать максимальную скорость, к дизелю подключается турбина в3-4 разабольшей мощности.

В 2013 году Украина должна была заключить договор с Евросоюзом. Поэтому Д.О. Рогозин стал совершать интенсивные поездки по Украине и раздавать обещания о массовой закупке турбин для вертолетов и кораблей и даже обещал восстановить заброшенные Николаевские верфи и разместить на них заказы. В 2014 году после известных событий эти планы рухнули. В результате вместо того чтобы получать качественные украинские турбины и дизели немецкой фирмы NTU, мы вынуждены были заняться импортозамещением ДУ всех строящихся кораблей.

Производством турбин занимается НПО «Сатурн», но выпускаемая им номенклатура пока недостаточна для обеспечения всех кораблей. Дизели выпускает Коломенский завод, имеющий опыт строительства тепловозных дизелей. Освоение судовых дизелей сейчас только начинается, и их надежность уступает немецким.

2.3. Использование технологии «стелс»

Наибольшую опасность для надводных кораблей представляет авиация и ракеты противника. Поэтому технология «стелс» имеет важнейшее значение в обеспечении ПВО корабля. Радиолокационная заметность корабля измеряется площадью его эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), которая характеризует величину отраженного от корабля сигнала. Корабли предыдущих поколений из-за наличия большого числа внешних отражающих элементов – антенн разных типов, артустановок, а так же бортов корабля с наклоном наружу – имели повышенную ЭПР. В среднем считалось, что ЭПР корабля класса эсминец 3 тыс. м2, а фрегат или корвет 1 тыс. м2. При использовании технологии «стелс» все выступающие элементы прячутся под плоскими поверхностями надстроек корабля. Если РЛС самолета облучает большую плоскость с боку, то сигнал отразится от этой плоскости по закону зеркального отражения и к РЛС не вернется. Следовательно, такую плоскость РЛС не увидит. Снижение ЭПР значительно уменьшает дальность обнаружения корабля самолетными РЛС. Вторым преимуществом уменьшения корабля является то,что самолет должен обнаруживать корабли на фоне сигналов, отраженных от морских волн. Если ЭПР корабля снизить до 10-30 м2, то обнаружить его при волнениях моря боле 2- 3-х баллов, становится крайне трудно. Поэтому современные корабли должны иметь ЭПР меньше этих значений, то есть ЭПР старых советских кораблей должна быть уменьшена в десятки-сотни раз.

Если самолет приблизился на столько близко к кораблю, что может его обнаружить несмотря на малозаметность, то дальнейшая маскировка корабля осуществляется за счет излучения помех в строну РЛС самолета. Мощность помехи должна быть пропорциональна ЭПР корабля, то есть снижение ЭПР в n раз позволит снизить мощность помехи так же в n раз. Это позволит не только упростить конструкцию передатчика помех, но и уменьшит вредное влияние помех на остальные радиосистемы корабля.

2.4. Информационное обеспечение кораблей

Корабельная РЛС способна обнаружить корабль противника на дальностях не более 30-40 км. Для более полного обзора обстановки используют вертолеты. Имеющийся в России корабельный противолодочный вертолет Ка-27 разработан 40 лет назад, и имеет очень большую массу (11 тонн), габариты и высокий расход топлива (1т/ч). Поэтому, как правило, на корабле располагается только один вертолет. Обзорная РЛС вертолета располагалась в барабане под носовым обтекателем, что не давало возможности установить достаточно большую антенну. В 2000 году было принято решение модернизировать эту РЛС с тем, чтобы обнаруживать хотя бы большие корабли на дальности порядка 200 км. Эта РЛС только сейчас устанавливается на вертолеты и из-за малости антенны очень плохо может обнаруживать воздушные цели, корабли «стелс» и противокорабельные ракеты. Малое время дежурства в воздухе (3 часа) и длительность подготовки к новому полету не позволяет организовать круглосуточное дежурство Ка-27.

В итоге ВМФ остро нуждается в разработке нового вертолета дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО. Можно предложить разработать беспилотный вертолет (БЛА) массой не более 2 тонн, который смог бы обеспечивать обнаружение кораблей «стелс» и самолетов на дальности 200 км, а ПКР на дальности 65 км, и обеспечивал бы время дежурства в воздухе 6-7 ч. Однако Минобороны не заинтересовалось подобными предложениями.

3. Программа построения эсминцев

В составе ВМФ сейчас осталось полтора десятка старых эсминцев возраста от 25 до 40 лет, из них на ходу находится 8 штук. В современных флотах эсминец является основным ударным кораблем с типичным водоизмещением 6-10 тыс. тонн.

В 2009 году было объявлено о программе строительства ударных эсминцев «Лидер». Проект первого эсминца водоизмещением 9 тыс. тонн должен был быть выпущен к 2012 году. Однако проектирование затянулось.

Из-за отсутствия соответствующего двигателя для эсминца «Лидер» было решено применить на нем атомную ДУ от ледокола. В результате водоизмещение эсминца с изначальных 9 тыс. тонн возросло до 17 тыс. тонн, то есть эсминец стал приближаться по водоизмещению к крейсеру «Петр Великий». Денег для строительства таких громадных кораблей у Миноборны не нашлось, и в настоящее время эсминец сохранился только на бумаге. Но даже в бумажном виде технология «стелс» соблюдена явно недостаточно — сохранились вращающиеся антенны РЛС устаревших типов и наклон бортов наружу. В частности РЛС ЗРК «Кортик» разрабатывалась 40 лет назад и, не обладая высокими характеристиками, значительно повышает ЭПР корабля. Кроме того, наличие целых пяти типов РЛС существенно увеличивает стоимость корабля. Автор предлагал варианты разработки унифицированного ряда РЛС, позволяющего решать все задачи ПВО и стрельбы по морским целям, одной РЛС, но данное предложение так же было проигнорировано Минобороны. В госпрограмме вооружений ГПВ 2018-2027 строительство эсминцев не предусмотрено.

4. Программа построения фрегатов

4.1. Фрегат 22350 «Адмирал Горшков»


В 2017 году С.К. Шойгу заявил, что нам нет необходимости строить большие океанские корабли, а достаточно иметь фрегаты проекта 22350, которые будут действовать в ближнеокеанской зоне. При этом заявляется, что по вооружению этот фрегат водоизмещением 4,5 тыс. тонн эквивалентен современному эсминцу. Действительно, на нем имеются и противокорабельные ракеты, и ЗРК «Полимент-Редут», и гидроакустический комплекс, и торпедные аппараты, но все это оборудование уступает соответствующему оборудованию современных эсминцев. ЗРК «Полимент-Редут» является корабельным вариантом устаревшего ЗРК С-350. При этом сама РЛС «Полимент» имеет антенны в виде четырёх дорогостоящих фазированных решеток, неподвижно расположенных на гранях надстройки. Каждое антенное полотно имеет очень большую площадь – порядка 10 м2 . Однако больших дальностей обнаружения в этой РЛС достигнуть не удается из-за того, что для нее выбран 3 см. диапазон длин волн. Недостатком этого диапазона является сильное затухание радиоволн в облаках, тумане и дожде, при расстояниях до цели превышающих 100-200 км. Но главным недостатком этой РЛС является то, что ее не сделали многофункциональной, то есть она используется только для сопровождения целей и наведения на них ЗУР. Обнаружение воздушных целей делается с помощью РЛС «Фуркэ-4» с вращающейся антенной. Площадь антенны этой РЛС тоже близка к 10 м2 и для вращения требует мощного привода. Кроме этих РЛС ПВО, на корабле предусмотрено наличие РЛС «Монумент», предназначенной для обзора водной поверхности и наведения противокорабельных ракет, а также РЛС «Пума» корректировки артиллерийской стрельбы. Использование четырех РЛС показывает, что они разрабатывались несколько десятилетий назад, и не соответствуют уровню современной радиолокации. Например, РЛС «Полимент» могла бы решать задачи РЛС «Монолит» и «Пума», а если длину рабочей волны выбрать равной 6 см, то РЛС «Полимент» могла бы заменить собой все 4 РЛС. Стоимость же установленных четырех РЛС существенно повышает стоимость корабля. В результате цена фрегата оказывается не намного меньше, чем цена типового эсминца.

На этом фрегате размещены торпеды калибра 324 мм, которые уступают торпедам основного калибра 533 мм по дальности и скорости. Видимо, общая перегрузка фрегата не позволила использовать тяжелые торпеды.

Внешний вид фрегата показывает, что технология «стелс» применена на нем в недостаточной степени. Следовательно, самолеты противника смогут его обнаруживать, но количество пусковых установок ЗУР на данном фрегате – всего 32, в то время как на типовых эсминцах от 64 до 128. В ЗРК «Полимент-Редут» используются ЗУР средней дальности 9М96 с дальностью стрельбы 50 км. Самолеты противника могут пускать противокорабельные ракеты (ПКР) с дальностей 120-250 км. Выдержать налет большого числа самолетов противника данный фрегат не сможет.

Помимо конструктивных дефектов, на фрегате имеются недоработки установленного оборудования. Например, ЗРК «Полимент — Редут» в течение последних пяти лет никак не может пройти госиспытания, из-за чего «Адмирал Горшков», заложенный в 2006 году, до сих пор не введен в состав флота. Во время опытной эксплуатации произошла серьезная поломка дизеля Коломенского завода, который сейчас подвергается крупному ремонту.

В результате корабль получился дорогой, а боевые качества его не высоки. Дальность плавания – 4 тыс. миль обеспечивается только на очень медленном экономичном ходу – 14 узлов. Водоизмещение 4.5 тыс. тонн, в условиях перегруженности вооружениями, не позволяет создать для экипажа такие же удобства, как и на эсминцах. А повышенная качка во время океанских штормов ухудшает работу экипажа и точность работы оборудования. В результате приходим к выводу, что корабль, который объявлен основным ударным кораблем ВМФ России, не отвечает современному уровню. Дороговизна корабля привела к тому, что, не смотря на то, что в ГПВ 2011-20 было предусмотрено строительство 8 фрегатов этой серии, в 2016 году было объявлено, что до 2025 года будет построено всего 4 штуки.

4.2. Удешевленные фрегаты проекта 11356 «Адмирал Макаров»

Одновременно с фрегатом «Адмирал Горшков» решено было построить 6 значительно более дешевых фрегатов проекта 11356 «Адмирал Макаров водоизмещением 3.6 тыс. тонн. Этот проект является модернизацией фрегатов, разработанных в 90-х годах для ВМФ Индии. Фрегат 11356 предназначен для Черноморского флота и демонстрации флага в Средиземном море. Боевые возможности его существенно меньше, чем у «Адмирала Горшкова». Поэтому демонстрировать флаг рядом с базами НАТО этот фрегат сможет только под прикрытием каких-либо эсминцев. На фрегате использован ЗРК «Штиль-1», в котором применен корабельный вариант ЗУР комплекса «Бук», однако РЛС наведения ракет, присутствующую в комплексе ЗРК «Бук», в состав ЗРК «Штиль-1» не ввели, видимо из-за экономии. В результате целеуказание ЗУРам поступает от обзорной РЛС «Фрегат –М2ЕМ». Точность целеуказания, обеспечиваемая этой РЛС, существенно меньше, чем у РЛС наведения ЗУР ЗРК «Бук», кроме того, производить командную коррекцию ЗУР во время полета будет нечем. Таким образом, в ЗРК «Штиль-1» ЗУР должна сама наводится на цель с помощью собственной полуактивной головки самонаведения с момента старта. Подсвет цели производится специальной антенной, установленной на корабле. Такой метод наведения дает хорошие результаты только при обстреле одиночной цели. Полуактивному методу присущ существенный недостаток — ЗУР измеряет углы на цель, но не измеряет дальность цели. При наведение, например, на пару целей, летящих с одинаковыми скоростями, ЗУР наводится на ту из них, которая имеет большую ЭПР. В процессе полета ЭПР целей постоянно меняется (флуктуирует) и ЗУР может перенацеливаться с одной цели на другую, что может привести к срыву сопровождения. Наихудший случай возникает тогда, когда дальняя цель имеет ЭПР гораздо большую, чем ближняя. В этом случае ЗУР пойдет на большую цель. Например, если в луч подсвета случайно попадет в пассажирский самолет, ЗУР перенацелится на него. Такое произошло с украинским С-200, сбившем Ту-154, да и с малазийским Боингом не все ясно. Появление самолетов «стелс» сделает почти невозможным захват их головками самонаведения ЗУР из-за малости размера их антенн. Следовательно, самолеты типа F-35 могут быть перехвачены на дальностях не более 10-15 км. То есть, характеристики наведения ЗРК «Штиль-1» окажутся значительно хуже, чем у ЗРК «Бук».

На данном фрегате установлена упрощенная гидроакустическая станция, которая не позволит ему обнаруживать новейшие дизельные подводные лодки стран НАТО.

Первые три фрегата получили украинские ДУ, состоящие из одной турбины экономичного хода и одной турбины полного хода, а на последующие три – ДУ сейчас нет. Поэтому решили вместо украинских ДУ использовать две турбины одинаковой средней мощности российского производства. В результате экономичность ДУ существенно уменьшится. В итоге получаем, что фрегат хоть и получился удешевленным, но и качество его упало пропорционально. В утешение можно добавить, что все шесть фрегатов, запланированных в ГПВ 2011-2020, будут построены до окончания данной программы.

5. Программа построения корветов

Для охраны прибрежной зоны требуется иметь большое количество легких и дешевых кораблей. В ВМФ РФ осталось 29 устаревших кораблей такого типа. По ГПВ 2011-2020 предусматривалось строительство 35 корветов. К настоящему времени в строй введено 5 корветов проекта 20380 «Стерегущий» водоизмещением 1.8 тыс. тонн. На нем установлены 8 противокорабельных дозвуковых крылатых ракет Х-35. ПВО обеспечивает ЗРК «Редут», но, так же, как и у фрегата 11356, РЛС наведения ЗУР отсутствует. Ракетам дается целеуказание от обзорной РЛС «Фуркэ-2». ЗУР имеют активную ГСН, но так как диаметр корпуса ЗУР составляет всего 240 мм, антенна ГСН оказывается еще меньше. Поэтому дальность обнаружения цели оказывается очень не велика, и ЗУР надо приводить к цели с хорошей точностью. Такую точность РЛС обеспечивает только по не маневрирующей цели. Еще хуже активная ГСН ЗУР будет обнаруживать самолеты «стелс». Преимуществами ЗУР РРК «Редут» перед ЗУР ЗРК «Штиль-1» будет являться возможность различения групповой цели, а также меньшая масса ЗУР. Противолодочное вооружение: не смотря на наличие современной акустической станции «Заря», на нем установлены малые торпеды диаметром 324 мм, то есть дальность поражения подводных лодок будет не велика.

Наибольшим недостатком корвета является несоблюдение технологии «стелс». Наличие множества антенн и дополнительная мачта приводит к тому, что ЭПР корабля, по сравнению с кораблями советских проектов, снижено всего в 3 раза, что недопустимо мало.



На корабле имеется всего 12 пусковых шахт ЗУР, так что в одиночку выдержать атаку даже пары самолетов будет сложно.

Первые пять корветов успели оснастить дизельной ДУ немецкой фирмы NTU, еще пять корветов заложены, но на них уже придется устанавливать дизели Коломенского завода, примирившись с их невысокой надежностью. Не смотря на недостатки данного проекта, его разработчики были представлены к государственным наградам. Для устранения выявленных недостатков- началось строительство модернизированного проекта 20385 «Громкий». Были проведены работы по снижению ЭПР корабля – ликвидирована задняя мачта и уменьшено число выступающих антенн. Однако до полного внедрения технологии «стелс» остается еще далеко. Противокорабельные ракеты Х-35 заменили на «Калибр-НК», а число пусковых контейнеров ЗУР увеличено до 16. Стоимость корабля при этом также возросла, что привело к ограничению серии 20385 до двух шт.

В 2016 году было решено заложить еще более модернизированный корвет проекта 20386 «Дерзкий». В этот раз министерство Обороны решило засекретить его параметры от назойливых интернет-комментаторов, и о нем ходят самые противоречивые слухи. Поэтому выносить какое-то мнение о нем преждевременно.

6. О месте ВМФ России в мире

В настоящие время вопрос о первом месте даже не обсуждается, проще сказать, что ВМФ США превосходит все остальные ВМФ мира и по качеству и по количеству, причем, по количеству втрое. Эсминец «Замволт» не зря получил название «супер эсминец». На нем прекрасно выполнены требования технологии «стелс». Убраны все торчащие антенны, стволы артустановок и борта выполнены с наклоном внутрь.



Новейшая РЛС с АФАР ЗРК Инджис обеспечивает ПВО и ПРО. Две артустановки калибра 155 мм имеют широкий набор снарядов от обычных до активно-реактивных с дальностью стрельбы 110 км. Информационное обеспечение поддерживается обычным вертолетом и тремя вертолетными БЛА. Главным недостатком «Замволта» является высокая цена – 4 млрд. $.

Реальная борьба происходит только за второе место. Главный наш инозаказчик, благодаря которому, наше кораблестроение не погибло в 90-е годы – Китай, к настоящему времени уже произвел импортозамещение, и от наших кораблей отказался. По общему числу кораблей ВМФ Китая значительно превзошел ВМФ России. По качеству кораблей оба флота примерно сравнялись. Китай заканчивает строительство серии из 13 средних эсминцев 052D стандартным водоизмещением 6 тыс. тонн. По оборудованию этот эсминец напоминает наш фрегат «Адмирал Горшков», но по общему количеству пусковых установок – 128, значительно его превосходит. Кроме того, спущен на воду головной тяжелый эсминец новой серии из 16 штук тип 055 стандартного водоизмещения 10 тыс. тонн. На этом эсминце уже соблюдена технология «стелс» аналогичная эсминцу «Замволт», за исключением того, что наклон бортов остался традиционным. Все эсминцы оборудуются современными РЛС с активными ФАР, в чем они тоже превосходят наши корабли. В 2017 году спущен на воду первый авианосец китайской постройки, аналогичной нашему «Адмиралу Кузнецову» и имеются планы по строительству еще 5-6 более современных авианосцев. Следовательно, вопрос о втором месте в мире тоже уже решен.

Выйти на третье место по количеству мы смогли, но не по качеству. Знаменитая покупка двух французских Мистралей тому доказательство. Их покупали для того, чтобы перенять передовые технологии. При водоизмещении больше 20 тыс. тонн, он обслуживается экипажем в 160 человек. К техническим преимуществам относятся и поворотные винты и винт в киле, обеспечивающие высокую маневренность. Стоимость его – 0,5 млрд. $, так же меньше, чем ожидаемая цена российского аналога, когда тот будет создан.

7. Предлагаемые меры по повышению конкурентоспособности

Необходимо разработать методы, которые позволяют существенно повысить эффективность кораблей, но в настоящее время не используются на кораблях противника.

• Необходимо уменьшить количество типов кораблей – восстановить производство эсминцев океанской зоны и отказаться от фрегатов.

• Разработать унифицированный ряд многофункциональный ряд РЛС для кораблей всех типов. Каждая из этих РЛС должна решать все задачи ПВО. Для чего предлагается использовать РЛС с АФАР, работающей в диапазоне длин волн 5-6 см.

• Улучшить эффективность кораблей за счет совместной обработки сигналов радиолокационных комплексов группы кораблей. Для этого необходимо разработать стандарт сверхскоростной связи между кораблями группы с использованием активных ФАР радиолокаторов. Аналогично объединятся и гидроакустические комплексы.

• Разработка стандартов скрытной передачи информации между кораблями при соблюдении общего режима радиомолчания.

• Разработать методы подавления радиолокационных головок ПКР за счет совместного использования комплексов РЭБ группы.

• Разработка БЛА ДРЛО и БЛА постановщики помех.

• Разработать набор активно-реактивных и газогенераторных снарядов для основной артустановки эсминцев.

• Разработка методов защиты от крупнокалиберных снарядов противника.

Хотелось бы проводить и другие работы, но пять лет назад финансирование оборонных НИИР было уменьшено в несколько раз.

8. Выводы

Попытка проанализировать современное состояние кораблестроения в России приводит к печальным выводам. Финансирование надводного кораблестроения явно недостаточно, поэтому когда какой-то группе удается пробить проект своего корабля, то облик этого корабля определяется по принципу «не до жиру — быть бы живу». После испытания первых образцов результатом, как правило, остаются недовольны. Начинается модернизация проекта. В результате количество типов возрастает, а серии оказываются очень короткими с соответствующим ростом стоимости кораблей и их эксплуатации.

Импортозамещение тоже играет с нами злую шутку. Натовские конструкторские бюро могут выбирать любое ДУ, любого производителя, вплоть до китайского. Так же обстоит дело и с электронными компонентами. В России мы вынуждены разрабатывать все сами. В результате сроки разработки и стоимости существенно возрастают. Увеличить серийность проекта можно было бы за счет экспортных поставок, но традиционные покупатели наших кораблей – Китай и Индия значительно сократили закупки. Следовательно, улучшить ситуацию в кораблестроении можно только за счет поднятия конкурентоспособности наших кораблей, для чего требуется применять системный подход и уменьшить количество типов. К сожалению, все выше перечисленные наши корабли не являются лидерами в своих классах. Все попытки направить в Минобороны предложения по улучшению качества кораблей остаются без ответа. Видимо, раз выделенное финансирование не может отменяться. Длительность запрограммированного периода финансирования (10 лет) приводит к тому, что новые предложения к моменту начала их реализации успевают устареть.

Количество кораблей в ВМФ России более чем втрое уменьшилось по сравнению со временами СССР. Вновь вводимых кораблей хватает только на то, чтобы компенсировать выбывающие старые, то есть общее количество не возрастает. Программа ГПВ 2011-20 явно будет выполнена менее чем на 50%.

В противоположность России в США имеется основной эсминец Орли Бёрк, выпущенный серией более 70 штук. Предполагается продолжать выпуск до более, чем 100 штук. Противопоставлять этим эсминца наши четыре фрегата «Адмирал Горшков» бессмысленно. Фрегатов в США нет вообще.

Почти 60 лет назад Н.С. Хрущев заявил, что СССР печет ракеты как сосиски. Однако под шумок прекратили развитие ВМФ и даже порезали некоторые корабли на стапелях. По китайской «Книге перемен» цикл истории повторяется каждые 60 лет. Ждем.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 апреля 2018 15:05
    NTU? то что за зверь такой?
    1. +5
      25 апреля 2018 17:37
      Действительно ошибка. Фирма MTU. Автор.
      1. +1
        25 апреля 2018 17:51
        вот теперь зверь узнаваем)
        1. dsk
          +1
          25 апреля 2018 21:57
          По китайской «Книге перемен» цикл истории повторяется каждые 60 лет. Автор: Андрей Горбачевский
          Кондратьевские "длинные" экономические циклы подтверждают - 60 - 70 лет. В "растущей" фазе происходят войны, которые развязывают страны, "технологически" обогнавшие других.
          1. +7
            25 апреля 2018 22:15
            Цитата: dsk
            По китайской «Книге перемен» цикл истории повторяется каждые 60 лет. Автор: Андрей Горбачевский
            Кондратьевские "длинные" экономические циклы подтверждают - 60 - 70 лет. В "растущей" фазе происходят войны, которые развязывают страны, "технологически" обогнавшие других.

            Буков много толку мало...
            Эту статью автору нужно было в Кремль отправить. Лично Гаранту
      2. 0
        3 мая 2018 22:47
        Спасибо! Статья, очень интересная, хотя далеко не совсем согласен. Но все-рано, конечно (+).
        Хотелось бы уточнить, а почему Вы С-350 назвали устаревшим??? Он вроде даже на вооружение ещё не принят!!
        1. mva
          0
          7 мая 2018 15:38
          Устаревший он морально, хотя бы по принципам работы системы наведения и как следствие невозможность сбивать самолеты поколений 4+ и 5. Если его не приняли на вооружение, это не значит что он не устарел. В армию идет в основном то, что было разработано в 80-е и это выдают за вундервафли.
    2. +2
      30 апреля 2018 03:57
      Ошибка в одном месте в другом, повод задуматься,-"ЗРК «Полимент-Редут» является корабельным вариантом устаревшего ЗРК С-350" это когда он успел устареть?
  2. +3
    25 апреля 2018 15:14
    Интересная статья, спасибо!
    Ну а по поводу
    Пусть бы себе расходовали свой военный бюджет и дальше.
    Мало расходуют , пусть увеличат обороты, есть надежда, что от таких темпов все таки сломается станок который баксы печатает... recourse
  3. +9
    25 апреля 2018 15:19
    Финансирование флота преступно недостаточное и осуществляется все эти годы по остаточному признаку. И на сегодняшний день мы имеем то,что имеем.Анонсированные проекты эсминца Лидер,нового БДК ,нового авианосца и тд остались лишь анонсами и не более. По факту, у нас нет вразумительной программы обновления флотов.Шойгу заявил,что основой наших флотов будут эсминцы проекта 22350 и 22350М. И где это?По проекту 22350М глухо как в танке,а этот проект должен хоть как-то заполнить нишу устаревающих эсминцев.
    По подводной составляющей тоже все не слава Богу.Достаточно глянуть на сроки постройки Ясеней или на проект ПЛ Лада с ВНЭУ.
    1. +5
      25 апреля 2018 18:43
      Цитата: НЕКСУС
      Финансирование флота преступно недостаточное и осуществляется все эти годы по остаточному признаку. И на сегодняшний день мы имеем то,что имеем

      СССР и в лучшие годы не мог себе позволить окончательно снять с народа последние штаны. И сегодня приходится менять структуру ВМФ. Россия хоть и "...великая наша держава...", но для нас Атлантика далеко, а наш морской "задний двор" на Тихом океане прикрывает Китай, которому морская компонента на порядок важнее сухопутной. По сути Китай повторяет путь Японии накануне Второй Мировой.
      Если довести Кузю до ума - отдоковать с хорошим ремонтом корпуса, отмодернизировать силовую установку (там одни котлы системы Крылова - такая головная боль....), то при соответствующей поддержке АУГ с ним во главе - очень даже неслабый ударный морской кулак.
      Сегодняшняя ставка на мало- и среднеразмерный флот - не от хорошей жизни. Но, учитывая заметный прогресс в развитии носителей всех типов, включая морского базирования, размеры кораблей начали терять значение. Как пример - ушедшие в никуда дредноуты, броненосцым и линкоры - уж больно хороша цель.
      hi
      1. +1
        28 апреля 2018 02:36
        [quote=stalkerwalker][quote=НЕКСУС]Сегодняшняя ставка на мало- и среднеразмерный флот - не от хорошей жизни. Но, учитывая заметный прогресс в развитии носителей всех типов, включая морского базирования, размеры кораблей начали терять значение. Как пример - ушедшие в никуда дредноуты, броненосцым и линкоры - уж больно хороша цель.
        hi[/quote]
        Не начали, потопить малоразмерный корабль проще, чем эсминец или крейсер. Фрегет или корвет можно уничтожить одной ракетой, с эсминцем или крейсером это не пройдёт. К тому же, если вы делаете ставку на малые корабли, фрегаты и корветы, то их численность должна превосходить численность эсминцев врага минимум в два раза.. У нас же фрегаты корветы строятся черепашьими темпами. Фрегат горшков больше 5 лет строится, не готов редут.
      2. mva
        0
        7 мая 2018 15:43
        Кузю довести до ума нельзя, только списать. Как ты разместишь на нем катапульту? А без нее это игрушка, самолет заправленный и с полной боевой нагрузкой влететь не может, я уже не говорю про глаза (ДРО). А в дальный поход он как пойдет? За ним конвой танкеров таoить нужно:(
  4. +14
    25 апреля 2018 15:34
    Количество кораблей в ВМФ России более чем втрое уменьшилось по сравнению со временами СССР. Вновь вводимых кораблей хватает только на то, чтобы компенсировать выбывающие старые, то есть общее количество не возрастает.

    Если бы... Сокращение численности просто обвальное, какое там в три раза. Вновь вводимых кораблей не хватает на то, чтоб поддержать численность в пределах 2015 г
  5. +4
    25 апреля 2018 16:18
    О чем спор и где?На ВО все за могучий и сбалансированный флот, наряду с другими видами ВС России!Кто нибудь против?Эту статью да правительству "в уши" или Верховному на стол!Вот будет нефть опять по 120,тогда и помечтаем?
  6. +4
    25 апреля 2018 17:10
    Уточнение! "Адмирал Нахимов" стоит в ремонте в городе Северодвинске Архангельской области на СЕВМАШе. Северная верфь в Санкт-Петербурге. "Кузю" планируют ремонтировать на одном из филиалов "Звёздочки" в Мурманской области.
  7. +6
    25 апреля 2018 18:14
    Автор еще живет в СССР и продолжает меряться местами с ВМФ США, не учитывая совершенно разные задачи, стоящие перед ВМФ США и России. Даже при его слишком восторженной оценке технологии "Стелс", эффективная площадь рассеивания в 10-15 квадратных метров надводных кораблей, вполне позволяет наведение ПКР на эти корабли с различных носителей. Поэтому не считаю профессиональной его оценку, может он и разрабатывал РЛС, которые в настоящее время считает устаревшими, но во всем остальном идет простая констатация фактов, давно известных по проблемам корабельных двигателей, которая сейчас всеми силами решается. Конечно пока коломенский дизель может и не будет иметь такой надежности, как немецкий, но все впереди, для совершенства нет пределов. Ну, а требование больше денег вкладывать в строительство надводных кораблей вообще вызывает усмешку, может автор еще и подскажет где их взять, без существенных экспроприаций?
    1. +4
      25 апреля 2018 22:28
      Цитата: turbris
      Автор еще живет в СССР и

      Если он вообще жил в СССР, ага.
      Цитата: turbris
      Поэтому не считаю профессиональной его оценку,

      Дык, совершенно справедливо не считаете. hi
      Цитата: turbris
      Ну, а требование больше денег вкладывать в строительство надводных кораблей вообще вызывает усмешку,

      Да, кривую ухмылку. laughing Усмешку с переходом в быдляцкий хохот вызывает "изюминка" статьи - финальная ода "утюгу", ага. Поневоле возникает ощущение, что ради этого абзаца и затевался сей опус. yes
      1. +1
        30 апреля 2018 20:47
        А кроме бл....го хохота что нибудь вразумительное сказать есть?
    2. +7
      26 апреля 2018 21:59
      Цитата: turbris
      Ну, а требование больше денег вкладывать в строительство надводных кораблей вообще вызывает усмешку, может автор еще и подскажет где их взять, без существенных экспроприаций?

      ЧМ по футболу сожрал 10 авианосцев... Любитель загородных резиденций с уточками уничтожил 10 эсминцев....Роснано - 10 Варшавянок... Продолжать? А более ста миллиардеров на чем сделали капитал? На своем уме или на взятках? Полковник Захарченко - 9 миллиардов! а у генералов тогда сколько припрятано???
      1. 0
        28 апреля 2018 18:25
        Пока такие термиты подгрызают государственное дерево надеяться не на что.Они и не собираются жить на этом дереве.Надеются потом переползти на другое
    3. 0
      10 мая 2018 18:26
      > пока коломенский дизель может и не будет иметь такой надежности

      никогда не будет, так и пишите
  8. +5
    25 апреля 2018 18:15
    Флот - дорогая игрушка.
    На данном этапе, как я понимаю, речь не идет о развитии ВМФ. Только поддержание на плаву, чтоб не растерять кадры и технически сильно не отстать, чтобы в будущем, когда появятся возможности, построить мощный флот.
    Сейчас мы можем вкладывать деньги в ядерную триаду - там паритет. Можем укреплять свои сухопутные силы, можем строить новые летательные аппараты, системы ПВО, развивать ракетное вооружение. На все это деньги найдутся, хоть дорого, но во-первых - нужно для обороны страны, а во-вторых - бюджет вытянет. От всего этого зависит само существование России как государства.
    А флот, конечно важен, но не играет главенствующей роли в обороне страны. Он будет важен, когда мы станем не только обороняться, но и наступать. Вот тогда потребуется мощный аргумент на океанском ТВД.
    Сейчас не можем мы построить 20 своих тикандерог, 80 арлиберков и десяток авианосцев. А меньше строить - смысла нет.
    Подождем. Лет 20-30....
    1. 0
      30 апреля 2018 20:48
      Ну учитывая что наш главный враг сидит за океаном то...
    2. mva
      0
      7 мая 2018 15:52
      Какие кадры сохранить? Откуда они возьмутся? При таких зарплатах, кадры в большинстве своем оттуда уже уплыли, поэтому и строим новые корабли из разработок 80-х, а ни что то принципиально новое. Максимум жгут на новое место переложить (на большее ни мозгов ни денег нет), вы дать после этого за вундервафлю и срубить бабло. И каким образом, автор статью собирается реализовывать изложенную правильную наверное концепцию развития, мне не понятно.
  9. +2
    25 апреля 2018 18:24
    с автором вообще не согласен. интересы рф в морях и океанах с начало разложите, а затем выводы. да переход на фрегаты нужен, но балтика , чф, тф ближние задачи на сегодня важнее, а значит мрк выход из ситуации с мизерным бюджетом.
    1. +1
      26 апреля 2018 12:14
      У нас в стране внутреннюю и внешнюю политику определяет "Газпром" и "Роснефть". Сначала затеяли войну в Сирии, чтобы перекрыть путь катарскому газу в Европу и чтобы поднять цены на нефть. Это удалось. Теперь будут искать нефть и газ в северных морях. Запасы этого сырья, морские буровые вышки и танкеры надо охранять.Вот для этого флот и нужен...
      1. +1
        26 апреля 2018 21:33
        Сначала затеяли войну в Сирии,
        Кто, простите, затеял? Вы ещё напишите, что ИГИЛ из ФСБ контролируется!
        1. mva
          0
          7 мая 2018 15:54
          А мы разве с ИГИЛ в Сирии воевали? Основной противник у нас был оппозиция Асада, с ней и воевали, а ИГИЛ так между делом иногда.
      2. 0
        28 апреля 2018 18:29
        Это точно.Недаром про Арктику заговорили
      3. 0
        30 апреля 2018 20:49
        Вот кстати эти конторы и могли бы профинансировать флот..
  10. +3
    25 апреля 2018 18:52
    Россия континентальная держава. И флот никогда не был в приоритете. Наполеоновские планы в этой сфере - пустая и тупая трата денег.
    Достаточно вспомнить 1 Мировую войну. Были потрачены огромные деньги на линкоры, которые внесли нулевой вклад. А армия страдала от хронического недофинансирования, со всеми вытекающими последствиями.
    1. +6
      25 апреля 2018 21:49
      Флот не нужен? Может Цусиму вспомним? Автор
      1. +3
        25 апреля 2018 22:25
        Флот нужен. Который не грохнет собственную экономику. Кстати, пример Цусимы - одного эпизода Русско- японской войны очень кстати. Наглядно демонстрирует , к чему приводят непомерные амбиции и шапкозакидательство.
      2. +1
        27 апреля 2018 23:46
        Флот нужен. Но его нужно уметь использовать. Цусима - как раз пример бездарного применения флота.
    2. +3
      25 апреля 2018 22:14
      А как-же подводная составляющая нашей ядерной триады - АПЛ (РПКСН)? А чтобы АПЛ вышла на боевое дежурство, её надо эскортировать, прикрывать от той же противолодочной авиации. Значит надводный флот имеет важно значение в том числе и в стратегической компоненте ядерного сдерживания. Уничижительное отношение к флоту реально удивляет...
      1. +1
        25 апреля 2018 22:22
        Разумеется. Кто же отрицает. Только попытки "догнать и перегнать" уже предпринимались в СССР. Кстати, как он там?
        1. +2
          25 апреля 2018 22:34
          Цитата: Помидоров
          (Иван Помидоров)Наглядно демонстрирует , к чему приводят непомерные амбиции и шапкозакидательство.

          Эт точно. Голые понты до добра не доводят. Как там в старой доброй песне про Вас: "Хватит трепаться, наш козырь - террор!!!" laughing hi
        2. +2
          26 апреля 2018 13:50
          Догнать и перегнать?)) У нас за последние годы в состав ВМФ вошло три фрегата (адмиральской серии) в ЧФ. Многострадальный "Горшков" на подходе...Это караул а не "догнать и перегнать"...Про 70 эсминцев никто речи и не ведет.
  11. +2
    25 апреля 2018 19:01
    Блин, сколько можно слушать один и тот же плач Ярославны - хочу 100500 парусных фрегатов laughing

    Отечественный ВМФ про.рал Первую и Вторую мировые войны, теперь хочет про.рать Третью.

    Беспилотные "Посейдоны" водоизмещением 40 тонн каждый - максимум, на что ВМФ РФ должен рассчитывать.
    1. +1
      26 апреля 2018 13:53
      Не забывайте. Что в отличие от 1-ой и 2-ой мировой войны, нынешний флот (речь об АПЛ-РПКСН) является частью атомной триады страны, играющей стратегическую роль в безопасности страны. Это вам млин не танчики...
      1. 0
        26 апреля 2018 14:41
        Вот я и говорю, что все без исключения ударные и ракетоносные АПЛ, а также "Кузнецов", крейсеры, эсминцы, фрегаты, ДЭПЛы, десантные суда и суда снабжения надо отправить на металлолом..

        В составе российского ВМФ надо оставить только корветы береговой охраны и тральщики, а также БАПЛ "Посейдон" (по удвоенному числу прибрежных мегаполисов зарубежных стран) и АПЛ "Хаски" - их носители..
        1. +2
          26 апреля 2018 18:43
          Вам на пальцах надо рассказывать чтобы АПЛ вышло на боевое дежурство её надо эскортировать? А еще противостояние АПЛ ПЛАРБ потенциального противника? А тут оказывается нужны БПК, эсминцы. Расписывать дальше или уже взрослый, сами поймете? Флот, морская авиация должны быть на высоте раз хотим быть независимым государством!
          1. 0
            26 апреля 2018 20:19
            На хрена нам сдалась ударная АПЛ типа "Ревущая корова", которую надо ещё и эскортировать?

            А ПЛАРБ давно уже пора отправить в топку - пасутся в прибрежных бастионах, только деньги проедают, за которые можно на порядок больше наделать "Сарматов" и шахт к ним.

            Вы как будто бы вчера родились - у нас на боевом дежурстве ЗГРЛС "Контейнер" с дальностью обнаружения надводных кораблей в 6000 км и АРК "Кинжал" с дальностью в одноступенчатом варианте 2000 км, в двухступенчатом 5500 км, а вы все о "временах Очакова и покоренья Крыма" (МРА) bully
  12. +2
    25 апреля 2018 20:37
    будем называть эсминцами корабли океанской зоны стандартным водоизмещением порядка 8 тыс. тонн, фрегатами – корабли порядка 4 тыс. тонн для ближней океанской зоны, корветами – корабли ближней морской и двухсотмильной морской зоны порядка 2 тыс. тонн.

    Неправильная классификация.

    Эсминец - это многоцелевой боевой корабль дальнй зоны действия, предназначенный для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем, ведения разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.
    Водоизмещение от 3000 до 10 000 т.

    Фрегат - многоцелевой боевой корабль дальней зоны действия, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочного охранения, противовоздушной и противоракетной обороны соединений кораблей или конвоев судов при любом удалении от берега.
    Водоизмещение от 1500 до 6 000 т.

    Корвет - многоцелевой боевой корабль прибрежной зоны действия, предназначенный для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны корабельного соединения (конвоя) и военно-морских баз.
    Водоизмещение от 400 до 2 000 т.
  13. +4
    25 апреля 2018 20:38
    Автор: Андрей Горбачевский
    Похоже этот" эксперт " и жнец и на дуде игрец толь что он высказывался о ту-160 что он и не нужен
    1. +6
      25 апреля 2018 21:18
      Цитата: Лекс.
      Автор: Андрей Горбачевский
      Похоже этот" эксперт " и жнец и на дуде игрец толь что он высказывался о ту-160 что он и не нужен

      Автор
      Например, на Северной верфи для того чтобы завести корабль в заводской бассейн, потребуется расширять ворота и провести углубление дна. К тому же этот бассейн занят ремонтом другого тяжелого крейсера «Адмирал Нахимов».

      Автор путает Северную верфь с Севмашем. Северная верфь это которая в Питере а Севмаш в Северодвинск, вот на Севмаше и модернизируют Нахимова.

      Вот автор в том бассейне о котором Вы вспоминали клепают авианосец для индусов.
      1. 0
        26 апреля 2018 08:47
        Цитата: Автор
        Из-за нехватки денег появилось предложение о строительстве легкого авианосца водоизмещением 30-40 тыс. тонн, ...

        дальше там вообще, кто-то нетрезвый писал из Сколоково laughing
        легкий авианосец это
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Чакри_Нарубет_(авиа
        носец)
        водоизмещение: 11 485 т (полное)
        У автора под что-то беспилотное уходит 20,000
  14. 0
    25 апреля 2018 22:57
    Возникает вопрос - можем ли мы заменить авианосцы - вертолетоносцами и будет ли это равноценная замена...
    Как отмечал автор выше, КА-27 с АФАР радаром имеет дальность обнаружения эсминца 200км, скорее всего КА-52К будет иметь несколько меньшие хар. обнаружения целей, но обладать возможностями борьбы с разными целями (надводными и воздушными).
    Я в отличии от автора не специалист в радиолокации но читал, что вертолет является более сложной целью для ЗРК большой и средней дальности... так же в бою с истребителями, они его атакуют ракетами с тепловой ГСН (т.к в режиме зависания вертолет почти невидим на радаре)
    Если вышеописанное верно, то вертолетоносцы с КА-27 и КА-52К являются той самой современной техникой способной многократно усилить наш флот.
    Так же по по информации из открытых источников - корпуса катамаранной и тримаранной схемы имеют большую мореходность и при равных мощностях энергетической установки развивают большую скорость за счет меньшего сопротивления... разработка корветов и фрегатов с такими корпусами имеет смысл ...
    1. +2
      26 апреля 2018 01:33
      Цитата: seos
      Как отмечал автор выше, КА-27 с АФАР радаром имеет дальность обнаружения эсминца 200км, скорее всего КА-52К будет иметь несколько меньшие хар. обнаружения целей, но обладать возможностями борьбы с разными целями (надводными и воздушными).

      Давайте не будем придавать вертолетам тех функций, которых у них нет и быть не может. Вертолет ДРЛО - это полное ниочем в воздушном бою, так как РЛС слишком слаба. Ударные вертолеты никогда не предполагалось использовать в бою с самолетами, это немножко самоубийство. В морском бою они бесполезны от слова "вообще", потому что имеют мизерную по меркам авиации дальность и боевую нагрузку. То есть вертолет - это хорошее средство если у противника вообще никакой авиации нет, а вот если есть, то тушим свет и сливаем масло
      Цитата: seos
      Я в отличии от автора не специалист в радиолокации но читал, что вертолет является более сложной целью для ЗРК большой и средней дальности...

      Не является.
      Цитата: seos
      так же в бою с истребителями, они его атакуют ракетами с тепловой ГСН (т.к в режиме зависания вертолет почти невидим на радаре)

      Это было верно для РЛС 70-х годов прошлого столетия
      Цитата: seos
      корпуса катамаранной и тримаранной схемы имеют большую мореходность и при равных мощностях энергетической установки развивают большую скорость за счет меньшего сопротивления... разработка корветов и фрегатов с такими корпусами имеет смысл ...

      Не имеет. Потому что катамаранный и тримаранный корпус всегда намного тяжелее и дороже "однокорпусного" корпуса, соответственно ката- или тримаран будут иметь меньше полезной нагрузки чем однокорпусник равного водоизмещения. А выигрыш скорости есть, но - ценой повышенного расхода топлива на экономическом, нескоростном режиме. Так что овчинка совершенно не стоит выделки.
      Я уж молчу, что живучесть тримарана в бою - мизерна
      1. 0
        26 апреля 2018 09:24
        есть ДРЛО на базе конвертопланов и тримараннный LCS
  15. 0
    25 апреля 2018 22:57
    "В 2013 году Украина должна была заключить договор с Евросоюзом. Поэтому Д.О. Рогозин стал совершать интенсивные поездки по Украине и раздавать обещания о массовой закупке турбин для вертолетов и кораблей и даже обещал восстановить заброшенные Николаевские верфи и разместить на них заказы. В 2014 году после известных событий эти планы рухнули. В результате вместо того чтобы получать качественные украинские турбины и дизели немецкой фирмы NTU, мы вынуждены были заняться импортозамещением ДУ всех строящихся кораблей" после данного пасквиля перестал читать, фантастику читаю на литературных сайтах.
    1. kig
      +2
      26 апреля 2018 02:06
      То, что этих кораблях предполагалось устанавливать дизели фирмы MTU - факт. То, что после Крыма эти дизеля стали нам недоступны - тоже факт. Также фигу показали украинские ГТУ. Так где где вы увидели фантастику?
      1. 0
        26 апреля 2018 08:31
        а на российских ПЛ что стоит?
        1. kig
          +1
          26 апреля 2018 08:42
          Там как раз наши дизеля. Но сравнивать не надо, для эсминца нужны совсем другие мощности, нежели для ПЛ.
          1. 0
            26 апреля 2018 08:50
            на тех что атомные laughing это вообще-то сложнее
            1. kig
              0
              26 апреля 2018 10:55
              Все равно и там дизель-генераторы есть ... аварийные ... и тоже нашего производства smile
  16. +4
    26 апреля 2018 04:06
    Военная машина России стала высокотехнологичной системой по уничтожению противника в любой точке планеты, причём всё это происходит без надрыва и малыми силами. А авианосцы - это вчерашний день, они скоро отомрут, как динозавры или, как мамонты. И, действительно, зачем создавать такое чудо техники с миллиардными вложениями, если его можно уничтожить десятком современных ракет? Россия сухопутная держава, которая не ведёт колониальных войн, так, что давайте создавать здесь и сейчас оружие, которое будет на голову выше в технологическом плане и всё будет хорошо.
    Вон американцы после очередного удара КР по Сирии так и не поняли, что их эпоха с АУГ закончилась ещё в советское время. Реально авианосцы всегда использовались против противника с низкой технологической культурой, по сути, против племен с каменными луками и каменными стрелами, ну, в лучшем случае, против стрелкового оружия, а когда они сталкиваются с противником равным им или превосходящих их по технологическому состоянию оружию, тут-то они жёстко проигрывают. Осознание катастрофического провала пришло только к нескольким профессионалам и это хорошо - пусть все они находятся в счастливом неведении своей откровенной слабости и никчемности.
    1. kig
      +4
      26 апреля 2018 04:37
      Ракеты запускались с эсминцев, подводной лодки и самолетов. Как вам удалось связать это с "закатом эпохи авианосцев"?
  17. 0
    26 апреля 2018 09:39
    " Разработка стандартов скрытной передачи информации между кораблями при соблюдении общего режима радиомолчания." Это как? флажками? Факт ЛЮБОГО выхода в эфир ЛЮБОГО радиопередатчика (все равно- связного, локатора и т.д., не зависимо от системы кодировки) на раз фиксируется приемным устройством на расстоянии, в разы превышающим дальность действия такой системы. Имеются лазерные системы РРЛ, но они требуют сложной юстировки и на качающейся платформе вряд ли возможны
    1. 0
      26 апреля 2018 17:24
      Для передачи информации между двумя кораблями с использованием антенн РЛС достаточно иметь мощность передатчика в несколько микроватт. Никакая радиоразведка противника эту передачу засечь не сможет, если только прямо не попадет в луч передатчика, причем на расстоянии не более 50 км. Автор.
      1. 0
        26 апреля 2018 19:44
        Спасибо! А может милливатт? И на какой частоте? И с какой D антенны? Или на 1/4 штырек? а как с юстировкой? или только в штиль?
        1. 0
          26 апреля 2018 22:38
          Нет, не мВт, а мкВт. Площадь антенны более 1 м. кв. Диапазон длин волн 5-6 см. Юстировка автоматическая при любом волнении. Скорость передачи 1 Мбит/с. Дальность передачи до 20 км. Автор.
  18. 0
    26 апреля 2018 10:11
    Раньше за такие вот статьи сажали..., лет так на 14, за разглашение ттх.
    1. 0
      4 мая 2018 14:31
      Раньше такую власть всю, ну почти всю, к стенке поставили бы за то, что со страной сдалала эта "наша" власть.
  19. 0
    26 апреля 2018 10:53
    Пока ядрёна бомба есть, можно спать относительно спокойно. А вообще конечно, после таких статей, хочется вернуться в прошлое и скорректировать будущее!
    1. +1
      26 апреля 2018 11:40
      Цитата: Вася Свояков
      хочется вернуться в прошлое и скорректировать будущее!

      Всё наоборот: будущее "скорректировали", чтобы вернуть нас на 300 лет обратно.
      1. 0
        4 мая 2018 14:25
        Общая мечта всего человечества, вернуться назад и зажить правильно. Увы!... Заниматься надо настоящим, чтобы в будущем (если оно состоится, а это еще не научный факт) не пришлось сокрушаться о прошлом.
    2. 0
      4 мая 2018 14:29
      Ядрена то она, ядрена. А вот нажмет ли палец Верховного на страшную кнопку? Лично я сомневаюсь в этом. Ладно я, надо, чтобы в свихнувшихся Штатах в этом не сомневались, но вот вдруг и там сомневаются? И примут решение напасть всем Западом на нас.
  20. 0
    26 апреля 2018 12:28
    Выходом из сложившейся ситуации была бы разработка авианесущего эсминца. Автор разработал концепцию такого эсминца водоизмещением 15 тыс. тонн, на котором размещаются до 35 беспилотных самолета массой 2 тонны.


    А можно поподробнее? Меня то же последнее время не покидает идея "Дрононосца",

    В конце концов именно простое дешевое и массовое оружие всегда оказывается наиболее эффективно.
    Атакующие Дроны по сути будут многоразовыми первыми ступенями ракет с возможностью разведки.
    Так и оборонительные стороны такого корабля очень интересны, возможность непрерывно 24/7 держать в воздухе свои аппараты для поиска подлодок, так и для радиолакоционной разведки, рэб, квадрокоптеры выносные радары, и да же подводные дроны. Такой корабль был бы очень интересен.
    1. 0
      26 апреля 2018 17:30
      Могу Вам выслать копию своих предложений по авианесущему эсминцу, направленную в Минобороны. Можете скинуть свой e-mail в личные сообщения. Автор
  21. +2
    26 апреля 2018 17:56
    Цитата: НЕКСУС
    Финансирование флота преступно недостаточное и осуществляется все эти годы по остаточному признаку. И на сегодняшний день мы имеем то,что имеем.Анонсированные проекты эсминца Лидер,нового БДК ,нового авианосца и тд остались лишь анонсами и не более. По факту, у нас нет вразумительной программы обновления флотов.Шойгу заявил,что основой наших флотов будут эсминцы проекта 22350 и 22350М. И где это?По проекту 22350М глухо как в танке,а этот проект должен хоть как-то заполнить нишу устаревающих эсминцев.
    По подводной составляющей тоже все не слава Богу.Достаточно глянуть на сроки постройки Ясеней или на проект ПЛ Лада с ВНЭУ.

    У нас все виды, и рода войск (исключение-РВСН) снабжаются по остаточному принципу - в первую очередь мы вооружаем чужие армии. sad
    1. 0
      4 мая 2018 14:21
      Зреть надо в корень - этой власти это надо? Я думаю, что нет, задача этих проводить уря-патриотическую накачку населения, подло используя реликтовые остатки советского и величия СССР, используя все, вплоть до Великой Победы в Отечественной.
  22. +1
    26 апреля 2018 18:48
    Не вдаваясь в подробности, хотелось бы сказать - как верно, но всегда есть то что останавливает.
    1. надо понимать, современная Россия не ровня СССР,
    2. нельзя сравнивать производственные мощности,
    3. Нынешняя Россия ещё не восстановила свой производственный потенциал, против восстановления которого ведутся явные и тайные мероприятия
    4. и т.д. и т.п.
    5. Продолжаем работать, другого не дано.
    1. 0
      4 мая 2018 14:17
      Цитата: Шайкин Владимир
      3. Нынешняя Россия ещё не восстановила свой производственный потенциал, против восстановления которого ведутся явные и тайные мероприятия

      Хорошее замечание! Вопрос в том, что эти мероприятия ведутся именно этой "нашей" властью. Кто уничтожал и уничтожает остатки нашего ВПК - "наш" (я за него ни разу не отдавал свой голос) и "наше" правительство, вот кто это все делает. А впереди еще новая волна приватизации (уничтожения!) оставшихся эффективных предприятий ВПК.
  23. Rud
    0
    27 апреля 2018 14:50
    У амеров авианосцы херачить только по босате, а у нас хрен, мистраль бы сейчас не помешал, кто там гнал, что они не нужны стране?! Наши базы уже бы давно обнулили если бы... Не субмарины, которые сидят в средиземном, в тихом, атлантическом, но то уже апл, главная сдерживающая от войны.
  24. +1
    28 апреля 2018 00:45
    Я уже писал(в другой теме),что авианосцы-это средство пилить бюджет,будущее за гиперзвуковыми дронами,да да,не за ударными ракетами,а гиперзвуковыми дронами,которые могут быть многофункциональны,как естественно ударными,так и для обеспечивания прохождения ПРО противника,а для ВМФ более актуально развитие подводного флота,которые могли бы с большой глубины атаковать кого угодно,естественно без экипажа и управляемые так же как и дроны дистанционно,а для выполнения конкретной операции управляемые ИИ.
  25. 0
    4 мая 2018 14:12
    Меня, простого технаря и дилетанта,постоянно мучает мысль - а дееспособно ли наше руководство вообще? А если и дееспособно, то не враги ли они народа?
    Постоянные метания от грандиозных планов до полной тишины до нового всплеска маниловщины. Ладно бы только мечтали, но все эти прожекты сжирают немалые народные деньги (не олигархи-воры же будут финансировать оборону), распыляют и так скудные возможности, как в разработке, так и в производств. И все это под радостные вопли либерасто-патриотов о грандиозных успехах в сфере перевооружения страны.
    И муторно на душе от всего этого, впереди непонятно что, возможно все новые вооружения и никогда не будут применены в бою (что уже хорошо - значит свою роль они выполнили), но где эта уверенность, что мы, когда-то супердержава в военном и научно-промышленном плане, способны на это? Мультики Путина как-то не впечатляют, как и заявления в их достоверности околовластной тусовки, что все это святая правда, и сам черт (Штаты) нам не страшен. Страшно, честно говоря. В обычных вооружениях Запад в целом намного превосходит нас, а ядерное оружие Путин и либерасты никогда не применят (ко всему прочему их дети на том самом Западе и живут) и сдадут нас или на убой, или просто сдадут.
    Автору огромное спасибо за содержательный и, увы, грустный обзор дел наших скорбных!
    Надеюсь, что есть аналитики у власти, способные оценить труд таких специалистов и донести до власти. Хотя у меня на эту власть нет никаких надежд, не наша она эта власть воров и предателей. Ладно, сами оставили эту ОПГ во власти, кто по глупости или доверчивости, кто просто не пришел на выборы. Вот и имеем то,что имеем. Слово и Дело никак не могут сойтись в одной точке.
  26. 0
    2 августа 2023 17:56
    Автор Горбачевкий,

    Вот читаю: устаревшего ЗРК С-350.


    Ммм.... с-350, устаревший? Уже в 2018м году?????

    А так можно было? Или автор вообще не в теме флота, пво и прочего?

    Тогда кто допустил его статьи писать?