История о камне (часть вторая)

89
Читатели «ВО» положительно оценили материал про Гром-камень, хотя без альтернативных изысков, понятое дело, не обошлось. Поэтому возникла идея продолжить этот материал, но уже не собственными писаниями (а вдруг это вымысел «автора-фантаста» либо наймита «темных сил»!), а отрывками из документов того времени. Благо их осталось немало. Тут и письма Екатерины Вольтеру и Вольтера Екатерине. Письма Фальконе своему другу, просветителю Дени Дидро. Скупые строчки документов о том, кому сколько и за что дано и сколько чего и откуда востребовано. Бюрократия, она для историков — вещь хорошая. Кроме основного источника, который в принципе всегда можно подделать, хотя бы и теоретически, всегда есть масса, прямо-таки чудовищная по своему объему сопутствующих документов. Это и переписка, и рапорты нижних чинов начальству, и прямые кляузы, всевозможные списки и табели. Все это учесть и подделать практически невозможно. Поскольку часто и следов не осталось, куда что было отправлено. Ну а поскольку пьедестал Медного всадника, знаменитый Гром-камень, «вещь» совсем немаленькая, по сути такое же художественное произведение, как и сам памятник Петру Великому, то есть его скульптура, то нет никаких сомнений в том, что объем «бумажного творчества», предшествовавший его появлению, был очень велик. Пусть с годами что-то и потерялось.


Рисунок модели монумента Петру Великому, работа художника Антона Лосенко. Сделанный им в мастерской Фальконе (1770 год). То есть на самом деле это… памятник А. Македонскому, но оба художника вступили в заговор, или, скажем, Фальконе заплатил Лосенко и в итоге появился этот рисунок. На такие предположения только и можно сказать: пишущий такое совсем уж не верит в людей. Все, все абсолютно все воры! И есть, и были! Но… такого просто не может быть, вот в чем дело! (Музей города Нанси, Франция).



Но давайте все-таки обратимся к бумагам, о которых нередко говорят, что перо и бумага — это длинная рука из могилы! Вот и Фальконе в одном из своих писем Дени Дидро вспоминает «…день, когда на углу вашего стола я набросал героя и его скакуна, преодолевающих эмблематическую скалу». То есть, «дикий камень» – символ преодоленных Петром трудностей – Фальконе задумал еще в Париже, то есть до того, как оказался в Петербурге. Причем нужно отметить, что это же было какое время? Эпоха Просвещения!!! Эпоха романтизма еще не началась. Поэтому «дикий камень» в качестве постамента памятнику государю выглядел очевидным новаторством, противоречащим устоявшимся в то время вкусам.

«Я встречал одного художника, умного человека и способного живописца, – писал Фальконе, – который сказал мне громко на весь Пале-Рояль, что я не должен был выбрать в качестве пьедестала для моего героя эту эмблематическую скалу, ибо в Петербурге нет скал. Очевидно, он полагал, что там возвышаются прямоугольные пьедесталы».

Требуемая фигура нуждается в пьедестале, который должен быть «пяти сажен в длину (10,6 м), двух сажен и половины аршина в ширину (4,6 м) и двух сажен и одного аршина в вышину (4,96 м)», сообщал библиотекарь Академии наук, и непосредственный участник тех событий Иван Бакмейстер.

Что до президента Академии искусств Ивана Бецкого, назначенного Екатериной наблюдать за работами по возведению сего памятника, то он был тоже недоволен этим предложением Фальконе и тоже оставил нам о сем своем неудовольствии письменный текст: «Подобный камень сыскать безнадёжно, а хотя б и сыскался, по великой тягости, паче в провозе через моря или реки и другие великие затруднения последовать могут». Тут у Бецкого был собственный интерес, поскольку он предлагал Екатерине свой проект: «пьедестал должен быть украшен законодательными, военными и властительскими атрибутами и маленькими барельефами», – сообщал историк Н. Собко в «Русском биографическом словаре» 1896-1918 гг.

Дидро написал в ответ Бецкому письмо, в котором пытался его вразумить: «Идея Фальконе показалась мне новой и прекрасной, – она его собственная; он сильно к ней привязан и, мне кажется, он прав… Он лучше, пожалуй, вернётся во Францию, чем согласится работать над вещью обыкновенною и пошлою. Монумент будет прост, но вполне будет соответствовать характеру героя… Наши художники сбежались к нему в мастерскую, все поздравляли его с тем, что он отказался от протоптанной дороги, и я в первый раз вижу, что все рукоплещут новой идее – и художники, и светские люди, и невежи, и знатоки».

И хорошо, что Екатерина оказалась весьма умной женщиной, которая смогла оценить идею «дикой скалы». Хотя опять-таки надо иметь ввиду эпоху. Ведь ей, можно сказать, повезло. Как раз в начале ее царствования происходит смена художественных стилей в России: вместо пышного барокко в моду входит классицизм. Декоративные излишества уходят в прошлое, зато становятся модными простота и природные материалы. Недаром императрица забраковала уже готовую статую Петра I, выполненную Бартоломео Карло Растрелли, которую лишь в 1800 году поставили перед Михайловским замком. Хотя на ней Петр изображен в похожем обличье и так же руку вперед простирает. Но… банальная поза и все – нет искусства, есть ремесленничество, хотя и высокого качества!

История о камне (часть вторая)

Памятник Петру Первому работы Бартоломео Растрелли.

«Обыкновенное подножие, на коем большая часть изваяний утверждены, – написал ей академик Бакмейстер, – не означает ничего и не способно возбудить в душе зрителя новой благоговейной мысли… Избранное подножие к изваянному образу российского героя должен быть дикий и неудобовосходимый камень… Новая, дерзновенная и много выражающая мысль!»

«Для полного выражения идеи, соответственно желанию Екатерины II, скала необходимо должна была быть необыкновенной величины, и тогда только всадник, на ней поставленный с лошадью, мог производить сильное впечатление на зрителя. Поэтому первым существенным и самым важным вопросом при начале постройки памятника было — приискание огромного, исполинского камня, долженствовавшего служить подножием памятнику, и затем доставление его на место, где предполагалось сооружение монумента… Дикий камень в первобытном состоянии», – подвел итог обсуждению библиотекарь Императорской публичной библиотеки Антон Ивановский.

Любопытно, однако, что постамент сначала предполагали сделать сборным, то есть из нескольких больших камней. Кстати и сам Фальконе даже и не мечтал о цельнокаменном постаменте: «Монолитный камень был далёк от моих желаний… Я полагал, что этот пьедестал будет сооружён из хорошо подогнанных частей». Он, как об этом писал тот же Бакмейстер, «почти изготовил рисунки, каким бы образом камни, коих требовалось сначала двенадцать, после же только шесть, высекать и железными или медными крючьями совокуплять дóлжно было».

Искусствовед Авраам Каганович в своей классической книге «Медный всадник», написанной им на основе архивных материалов, подробно рассказал о том, каким образом эти камни искали. «Сохранившийся набросок пером на обороте одного из документов Конторы строений позволяет судить о том, как должна была выглядеть скала, составленная из двенадцати камней. Почти квадратная в своей основе, она представляла собой усечённую пирамиду, на верхней площадке которой и предполагалось установить всадника…

Бецкий указал даже составить специальную «Инструкция» (ох уж эти наши бюрократы – прим. В.О.) для экспедиции, которая должна была искать подходящий камень или камни. Прежде всего следовало установить положение камня в земле и сколь глубоко он залегает, обмерить, выяснить расстояние от камня до дороги и до ближайших водных путей, а с «зюйдового и нордового боков… отбить по маленькой штуке» и немедля представить оные в Контору строений.

Уже в конце лета 1768 года нашли несколько подходящих камней, которые по размерам вполне приближались к тому, что требовалось Фальконе. Кузнец Сергей Васильев на нарвской дороге нашел целых пять камней в 3-4 сажени (сажень – старинная русская мера длины, примерно 2,13 м) длиной. Андрей Пилюгин на берегах Финского залива нашел их еще больше: целых 27 и еще несколько больших камней у Гатчины и Ораниенбаума. Нашелся камень и в самом в Кронштадте, да еще и «у самого моря», правда имел он «уродливую кругловатую фигуру», но зато длиной был в 5 саженей.

В документах записано, что по проверке многие камни оказались негодны понеже: «весьма дресвяные, самой крупной сыпи и по слабости негодные», другие же, хотя бы и более крепкие камни были разных оттенков, рисунка породы, и вряд бы ли хорошо смотрелись, будучи соединены вместе. В общем, как писал Бакмейстер, «составлять желаемой величины камень из собранного в кучу мрамора или из великих кусков дикого камня, хотя бы и было поразительно, но не совершенно достигло бы до предполагаемого намерения».

«Долго искали требуемых отломков скалы, как, наконец, природа даровала готовое подножие к изваянному образу, – опять-таки пишет Бакмейстер. – Отстоянием от Петербурга почти на шесть вёрст у деревни Лахты в ровной и болотной стране произвела природа ужасной величины камень… Крестьянин Семён Вишняков в 1768 году подал известие о сём камне, который тотчас был найден и рассмотрен с надлежащим вниманием».

Вишняков сообщил о своей находке адъютанту Бецкого – греческому инженеру Марену Карбури, проживавшему в Россию под вымышленным именем Ласкари. Тот уже на следующее утро поехал смотреть камень и затем доложил Бецкому: «По словесному приказанию Вашего Высокопревосходительства велено было сыскать большой камень… который и сыскан на Выборгской стороне в даче его Сиятельства графа Якова Александровича Брюса близ деревни Конной, с которого камня… [нарисован] план… и кусок от края нарочно отшиблен, кои при сём представляю, а везти оный надлежит около шести вёрст до деревни Лахта, а оттуда на судне до означенного места…»

Фальконе камень очень понравился. «Мне предложили его, – писал он, – я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным». В письме герцогу д’Эгийон Фальконе описал находку так: «Это глыба прекрасного и чрезвычайно твёрдого гранита, с весьма любопытными прожилками кристаллизации. Они заслуживают места в вашем кабинете. Постараюсь добыть осколок покрасивее и, если дозволите, милостивый государь, присоединю его к вашему собранию естественной истории. Этот камень много придаст характера памятнику и, может быть, в этом отношении его можно будет назвать единственным».

«Сначала полагали, не есть ли сие поверхность весьма глубоко в землю вросшего камня, – писал Бакмейстер, – но по учинённым исследованиям нашлось, что сие мнение было неосновательно». После чего поручено немедля обкопать будущий постамент со всех сторон.

Когда глыба камня открылась взору человеческому все ахнули: «Длина сего камня содержала 44 футов (13,2 м), ширина 22 футов (6,6 м), а вышина 27 футов (8,1 м)… Он лежал в земле на 15 футов (4,5 м) глубиною… верхняя и нижняя часть были почти плоски, и зарос со всех сторон мхом на два дюйма толщиною. Тяжесть его, по вычисленной тяжести кубического фута, содержала более четырёх миллионов фунтов, или ста тысяч пуд (1600 т). Взирание на оный возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».

Следует заметить, что размеры камня у разных авторов: Бецкого, Фальконе, Карбури, Фельтена и других отличаются, причем иногда довольно значительно. Отчего это так? Возможно, что все они измеряли его в разное время, а сам камень постепенно убывал в своих размерах из-за его обработки.

Теперь оставалось «только» доставить камень на место. Судьбу будущего постамента решила Екатерина своим указом от 15 сентября 1768 года: «Повелеваем чинить оному Бецкому всякое вспомоществование… дабы оный камень немедленно сюда доставлен был, и тем наше благоволение исполнить».

Продолжение следует…
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 июля 2018 05:47
    Снимаю шляпу! И готов съесть последнюю за продолжение!
    С уважением, Котище!
    1. +1
      3 июля 2018 21:39
      Все таки ветка "История" самая интересная на topwar.ru
      Спасибо
  2. +10
    3 июля 2018 06:10
    Мда, немка немкой . но на престоле была Русская.
    1. +7
      3 июля 2018 08:46
      Так ведь "русский" -не национальность, а система ценностей.
    2. +3
      3 июля 2018 11:01
      Цитата: Дирижер
      о на престоле была Русская.

      Национальность монарха определяется страной, которой он правит. Как там Бернадот Наполеону ответил: "Теперь я швед!" good
      1. +3
        3 июля 2018 11:59
        Не всегда. Наследники Вильгельма Завоевателя - как антитеза.
        1. +2
          3 июля 2018 20:17
          Не всегда. Наследники Вильгельма Завоевателя - как антитеза.

          до Столетней войны! в любом случае, думается, английские короли немного по-другому себя ощущали, нежели французы.
        2. +1
          3 июля 2018 21:43
          Цитата: 3x3zsave
          Наследники Вильгельма Завоевателя - как антитеза.

          Иная ситуация: для них своей страной была Нормандия (которая никуда от них не делась), а Англия - на правах колонии!
          1. 0
            3 июля 2018 22:50
            То есть, в этом ракурсе, первые Плантагенеты тоже не пример?Хорошо, тогда Ягайло.
            1. 0
              4 июля 2018 09:28
              Цитата: 3x3zsave
              Хорошо, тогда Ягайло.

              А вот тут строго наоборот: за интересы Польши он ой как радел - и полностью плюнул на интересы родины ради той страны, куда позвали королём! Но опять же нюанс: власть в ВКЛ он захватил незаконно и имел веские основания полагать, что его верные подданные рано или поздно скинут с престола и посадят Витовта. Не случайно в Литве сейчас Витаутасов выше крыши, а Йогайлу днем с огнем не сыщешь - это имя там крайне непопулярно!
      2. +1
        3 июля 2018 21:49
        Weyland (Константин): Национальность монарха определяется страной, которой он правит. Как там Бернадот Наполеону ответил: "Теперь я швед!"

        После смерти короля Швеции Бернадота на его предплечье была обнаружена татуировка -"La mort des rois. Salut, la République" (смерть королям, да здравствует Республика). Однако более 60% шведов считают его одним из лучших монархов за всю историю своей страны
  3. +3
    3 июля 2018 06:37
    Упомянута масса документов, очень давних документов.
    Интересно, кто и как их нашел и систематизировал?
    Это же титанический труд!
    Вячеслав Олегович, если Вы это сделали, то просто удивлен Вашей работоспособностью, учитывая и другие Ваши работы! hi
    1. +7
      3 июля 2018 07:15
      Нет, конечно. Это все, к счастью, сделали до меня. Я всего лишь нашел ряд книг, где это все давалось, сайтов, где они приводились, и взял те из них (притом малую часть!) которая отвечала моему замыслу. Как Фальконе... "отсек все лишнее". Написал сопроводительный текст. Скомпоновал. И дал на ВО. Так что в принципе, если знать, где искать и иметь навык систематизации материалов, то это не так и много времени отняло. Насчет же работоспособности... она высокая по причине единства умственного труда и физического. Я же на пенсии. Поэтому регулярно езжу на дачу, где тружусь. Возвращаюсь - сажусь писать. Пока работаю лопатой, обдумываю текст. Запоминаю. Потом остается только записать. Вот по викингам работы и впрямь много.
      1. +3
        3 июля 2018 09:03
        Цитата: kalibr
        "отсек все лишнее". Написал сопроводительный текст. Скомпоновал. И дал на ВО
        Ясно!
        Цитата: kalibr
        Вот по викингам работы и впрямь много.

        А "Отравленное перо" будет продолжено? Хороший цикл! hi
        1. +4
          3 июля 2018 09:27
          Вероятно, нет. "Отравленное перо" появилось как результат исследовательской работы для написания нескольких дипломов и одной диссертации. Насколько я понимаю, на данный момент материал исчерпан. Правда есть еще несколько статей посвященных вопросам пропаганды в позднем СССР.
        2. +4
          3 июля 2018 17:08
          Нет! С этим все. Но осенью запишусь в областной партархив (мерзнуть среди кошек!) и тогда... Пойдет новая серия. Пока не знаю как назову, но смысл очевиден. Возможно "Обкомовские тайны" Ой, какие там документы. Не надо никаких анекдотов и детективов.
    2. +1
      3 июля 2018 11:58
      Цитата: Ольгович
      Упомянута масса документов, очень давних документов

      Нет никаких документов, есть только письма которые и были написаны что бы создать сказку в которую верят уже 300 лет.
      1. +5
        3 июля 2018 12:16
        Мда. У ересиарха хоть с арифметикой хорошо.
      2. BAI
        +3
        3 июля 2018 15:15
        Цитата: фигвам
        Нет никаких документов, есть только письма которые и были написаны что бы создать сказку в которую верят уже 300 лет.

        Вот здесь посмотрите:
        https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k10411673/f
        68.image.r=monument+%C3%A9l%C3%A9v%C3%A9+%C3%A0+l
        a+gloire+de+pierre+le+grand.langFR
        Это: Carburi Marin. Monument élevé à la gloire de Pierre-Le-Grand. – Paris, 1777.
        Лучше заходить через http://к-я.рф/Portfolio/101/
        Найдете много интересного - в частности (можно сказать из первых рук) как перевозили камень. Один из этапов перевозки:

        И никаких легенд, и никакой мистики.
        1. +1
          3 июля 2018 16:22
          BAI

          Корабли в то время не могли дойти до города из-за малой глубины (2,4 м) и разгружались в Кронштадте на мелкие суда, тем более подойти к берегу двум кораблям с огромной баржей и такой массой было невозможно.Только в 1886 году был построен морской канал до Петербурга. А картинки эти такого же уровня как постройка египтянами пирамид.
          1. BAI
            +7
            3 июля 2018 16:51
            Ну люди, наверное, не знали в то время, что это невозможно и сделали это.

            Путь движения Гром-камня из Лахты к Сенатской площади по воде и суше.

            Вот если бы им кто-то объяснил, что корабли с баржой на мель сядут, они бы сразу отказались от этой идеи.
            Да что люди. Вот какой-то майский жук по законам физики летать не может. А он, гад, об этом не знает и летает.
            Ах, да, есть еще вариант. По примеру Переславского Синь-камня (Синего камня) валун сам дошел, своим ходом.
            1. +2
              3 июля 2018 17:16
              BAI

              Ну да картинка с точечками 100% доказательство, как я сразу не поверил?.Только я верю тому что вижу и камень меня вовсе не интересует, я указывал на сам памятник, который внешне ничего общего не имеет с Российским царём, так же как и архитектура Санкт-Петербурга которая выполнена в античном стиле. А вот так выглядит наш полководец, граф Суворов, типичный русский богатырь в сандалиях.
              1. BAI
                +1
                3 июля 2018 17:46
                Возможно я чего то не понимаю, но во фразе, на которую я отвечал
                Нет никаких документов, есть только письма которые и были написаны что бы создать сказку в которую верят уже 300 лет.

                я не вижу никакого намека на внешность царя.
                На счет карты - на маршрут не обращайте внимания. Достаточно того, что официально зафиксированы начальная и конечная точки маршрута (особенно - конечная, ни у кого сомнения не вызывает).
                1. 0
                  3 июля 2018 18:20
                  BAI

                  Вы просто не присутствовали при прошлой статье автора с чего всё и началось.
                  https://topwar.ru/143120-istoriya-o-kamne.html#co
                  mment-id-8384142
              2. +2
                3 июля 2018 21:36
                Фигвам,а Вы сделайте лучше
  4. +3
    3 июля 2018 07:15
    Настоящий символ России
    На века
  5. +2
    3 июля 2018 07:47
    Если знаешь, что ищешь - обязательно найдёшь.
    1. BAI
      +1
      3 июля 2018 10:32
      Абсолютно никаких проблем.

      http://к-я.рф/Portfolio/101/
      1. +3
        3 июля 2018 13:06
        Да, Вы, правы, и это тоже использовалось. А еще есть книга М.И. Пыляева СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ и переписка Екатерины...
        1. BAI
          +1
          3 июля 2018 14:53
          А еще есть книга М.И. Пыляева СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ и переписка Екатерины...

          Подозреваю, что не смотрели ссылку. Тогда бы в конце статьи увидели:
          – Рубан В.Г. Надписи к камню, находящемуся в Санктпетербурге, 1770.

          – Carburi Marin. Monument élevé à la gloire de Pierre-Le-Grand. – Paris, 1777.

          – Entretien d’un voyageur avec un statuaire. Œuvres d’Étienne Falconet, statuaire: contenant plusieurs écrits relatifs aux beaux arts, dont quelques-uns ont déja paru, mais fautifs: d’autres sont nouveaux … Société typographique, 1781.

          – Бакмейстер И.Г. Историческое известие о изваянном конном изображении Петра Великого. Русское издание 1786 г. книги Nachricht von der metallenen Bildsäule Peters des Grossen, 1783.

          – Зембницкий Я. Об употреблении Гранита в Санкт-Петербурге. – СПб, 1834.

          – Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. СПб.: Тип. М. Хана, 1869.

          – Радищев А.Н. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске/Сообщ. П.А.Ефремов // Русская старина, 1871. — Т. 4. — № 9.

          – Ивановский, А. Беседы о Петре Великом и его сотрудниках. – СПб: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1872.

          – Фальконе Э.-М. Письмо к герцогу д’Эгильон от 27 августа 1769 г. / Сообщ. И примеч. Н. К. Богушевский // Русская старина, 1874. – Т. 9. — № 4. – С. 760-764. — Под загл.: Фальконет, строитель памятника Петру I. 1716 —1791.

          Переписка императрицы Екатерины II с Фальконетом. Переписка императрицы Екатерины II с Фальконетом. Вступительная статья А.А.Половцова. – СПб: Сборник императорского русского исторического общества, том 17, 1876. Электронная версия – на сайте Президентской библиотеки по заявке.

          Пыляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. – СПб., 1887.

          – Русский биографический словарь в 25-ти т. Изд. под наблюдением председателя Им-ператорского Русского Исторического Общества А.А.Половцова. Статья о Фальконе авторства Н.П.Собко – СПб: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.

          – Бернулли И. Записки астронома Ивана Бернулли о поездке его в Россию в 1777 году // Русский архив, 1902. – Кн. 1. – Вып. 1. – С. 5-30.

          – Рисунок А.П. Лосенко с фальконетовского памятника Петру Великому. П. Эттингер. По материалам ежемесячника для любителей искусства и старины «Старые годы», март 1915 г.

          – Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1922.

          – Аркин, Д.Е. Медный всадник. Памятник Петру I в Ленинграде. – М.-Л.: Искусство, 1958.
          Николаи, А.Л. Фальконе. Искусство. 1965. Вып. 4. С.69-71.

          – Зарецкая, З.В. Фальконе. Л.: Аврора, 1970. Изд. 2-е, доп.

          – Нестеров, В.В. Львы стерегут город. – Л.: Художник РСФСР, 1971.

          – Каганович, А.Л. Медный всадник. История создания монумента. – Л.: Искусство, 1982. Изд.2-е, испр. и доп.

          – Иванов, Г.И. Камень-Гром: ист. повесть. – СПб.: Стройиздат, 1994.

          – Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.

          – Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / М. Яновская. — Москва: Эксмо — Пресс, 2002. — С. 25. — 704 с.

          – Спивак Д.Л. Метафизика Петербурга. Начала и основания. – СПб.: Алетейя, 2003.

          – Мифы финно-угров /Петрухин В.Я.. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 463 с.: ил. (Мифы народов мира).

          – Мусский С.А. 100 великих скульпторов, 2007.

          – Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. – М.: Центрполиграф, 2009.

          – Зимин Игорь. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых. – М.: Центрполиграф, 2011.

          – Подольский Е.А. Ледяные миры. – Вертикальный Мир, 96. 2011.

          – Артефакты Петербурга. Гром-камень. Статья на lurkmore.to.

          – Martina D’Alton The New York Obelisk, Or, How Cleopatra’s Needle Came to New York…

          – Аврутин С. Медный всадник с точки зрения психоанализа.

          – Книги и документы по истории гром-камня в Живом Журнале METAFOR_7
          1. +3
            3 июля 2018 15:26
            Очень интересная библиография. Спасибо! Но... что это доказывает? А ничего. По каждой теме есть много всего написанного. Читать все? Зачем? Статья на популярный сайт это не диссертация, где на каждое слово и факт следует давать ссылку на источник.Кстати, про стоимость памятника будет в третьем материале.
  6. +8
    3 июля 2018 08:43
    "Все, все абсолютно все воры!"
    Ворьё, как есть, ворьё! Мало того, что массожидоны Рассею продали, так еще Шпаковский, со своим международным концерном "Tradiki Ltd." историю приватизировал! Бабло немеряное на использовании исторического наследия поднимают! А барыш-то - в офшор, в офшор, на Землю Франца-Иосифа! "Звери алчные, пьявцы ненасытные", что Клесову с Фоменко вы оставляете?!?!?
    1. +4
      3 июля 2018 11:34
      Добрый день Антон!
      Убедительная просьба....Вы как-нибудь с такими комментариями поосторожнее, а то я чуть-чуть не подавился! У меня уже стали появляться буйные картинки, как Вас кусает сам Фоменко и ............. Вспоминается добрый доктор Александр, который пишит о Вас в посте - мы его потеряли!
      Для особотупого кота - пишите "шутка"!
      1. +2
        3 июля 2018 12:12
        Какие шутки?! Это выдержка из протокола допроса. Разбирал ночную документацию. Упорствуют еретики!
    2. +4
      3 июля 2018 12:36
      Цитата: 3x3zsave
      что Клесову с Фоменко вы оставляете?!?!?

      Не волнуйтесь, Антон, это "свинья везде грязь найдет", а псевдоисторику даже искать не надо. Он свои теории строит на продуктах собственной жизнедеятельности, ими же, кстати и питается. Кто там что говорил про вечный двигатель? Вот он, во всей красе.
      1. +2
        3 июля 2018 14:31
        Как тут не волноваться, Михаил? Столько экологически чистой энергии в вакуум уходит! Может сии двигатели на галеры приспособить?
        1. +3
          3 июля 2018 16:13
          Цитата: 3x3zsave
          Столько экологически чистой энергии в вакуум уходит!

          Экологически чистой? Да они вреднее, чем печально известный Приозерский ЦБК. negative
          Был когда-то при Ленине "философский пароход". Вот ни разу не сторонник таких мер, но начинаю задумываться: а не пора ли формировать пароход "исторический", вернее, "псевдоисторический"? Собрать их всех, погрузить в одну посудину и "большому кораблю - большое плавание"... feel Нельзя, к сожалению... no Недемократично, нелиберально, нетолерантно. request
          1. +1
            3 июля 2018 17:52
            И это меня Микадо обзывал "гуманистом"?!?! request Как по мне, так: подвал, дыба и костер. Нет, если раскаются, можно заменить епитимьей. На галерах.
    3. +2
      3 июля 2018 16:50
      Это Вы очень правильно заметили. Вот сейчас как раз еду проигрывать нажитые неправедным трудом деньги в Монте-Карло. И компания у меня есть (или была,сейчас уж не помню) на Каймановых островах - "Коричневая звезда" называлась...
      1. +2
        3 июля 2018 17:34
        Вот и Микадо доделает квартальный отчёт - тоже куда-нибудь рванет. "Все уехали на море, я один остался летом в Петербурге" ("Ангел небес")
        1. +2
          3 июля 2018 22:16
          Да ладно лето в Санкт-Петербурге - нормально! Вот лето в Екатеринбурге - это экстрим, хотя сейчас тепло, что очень и очень радует. Пойду стучать по дереву и плеваться через плечо, боюсь сглазить.
          1. 0
            3 июля 2018 22:42
            Просто очень хочется теплого моря и не думать о работе.
            "И наше северное лето
            Карикатура южных зим"
            А. С. Пушкин (ещё один немец)
  7. +4
    3 июля 2018 10:09
    Еще как минимум без двух частей цикл будет не полным.
    Во первых - о спутницах бога-покровителя искусств Аполлона и обитательницах горы Геликон - музах.

    Адольф Шарлемань. Мари .- Анна Колло лепит голову Петра I.
    Муза, ученица, жена и соавтор Фальконе - именно она предложила эскиз головы Петра Первого, который удовлетворил Екатерину II, Три предыдущих варианта самого Фальконе императрица забраковала.За выполненную работу Мари Анн Колло была принята в члены Российской Академии художеств, а кроме того, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
    Во вторых - уделив сколько внимания монументу, нельзя не рассказать о создании самой скульптуры. Процесс ничуть не менее интересный, занявший целых восемь лет и завершал ее уже Фельтен. Так что ждем продолжения.
    1. +1
      3 июля 2018 21:23
      В. Н Вы правы: тема интересная и вроде известна. Подумаешь на камень водрузили конную статую, а в действительности столько нового.
      И ведь, кое что по отдельности мелькало, когда-то, а в действительности столько интересного
  8. +2
    3 июля 2018 10:16
    Роман с камнем)
    Умение работать с камнем присуще выдающимся специалистам.
    Интересные тема и статья, спасибо!
  9. +3
    3 июля 2018 10:48
    Я в отличие от Котище , шляпу есть не стану,я их не носил и не ношу,но очень и очень обрадован продолжению.
    Такие рассказы об известном,а в действительности не известном, НЕОБХОДИМы
  10. +5
    3 июля 2018 12:32
    Автору спасибо в очередной раз. Действительно интересно. У некоторых особо одаренных "историков" есть еще вопросы по Александровской колонне... Не может их убогая фантазия представить себе как это возможно сделать, а значит... Тут выводы разные, от "сделали инопланетяне" до "всё фальшивка".
    Впрочем, Вячеслав Олегович, разбираться предметно с каждой бредовой идеей - сизифов труд. Фантазия у них, хоть и убогая, но клепать из известной субстанции и палок исторические "теории" куда как проще, чем их аргументированно опровергать.
    Оставите "Александрийский столп" новохроноложцам на надругательство или и тут их... того?
    1. +3
      3 июля 2018 12:53
      Насчет столпа... Неплохо бы, конечно. Но... тут так: в четверг я уезжаю в очередное европейское турне на две недели. Будет там и крепость Эгер, и Загребский археологический музей и... много чего... Поэтому 14 статей с запасом написаны и будут выходить, хотя меня здесь не будет.Но колонны среди них нет. А вот по приезде будет столько впечатлений, что... вряд ли руки дойдут до колонны. Там надо будет по свежим впечатлениям писать... Но... вот наступит зима...
      1. +3
        3 июля 2018 13:11
        Цитата: kalibr
        А вот по приезде будет столько впечатлений, что... вряд ли руки дойдут до колонны.

        Ничего не поделаешь... recourse
        Цитата: kalibr
        Будет там и крепость Эгер

        В детстве читал книгу "Звезды Эгера" из серии "как венгры с турками дружили". Перечитать, что ли, чтобы не быть профаном к выходу статьи? smile
        1. +1
          3 июля 2018 16:51
          А фильм? Какой шикарный фильм венгры сняли по этим же названием?!
      2. +2
        3 июля 2018 21:32
        В. О,уже заранее слюнки пускаю. Если они такие как "Камень" то балдею заранее. А про столб, возможно, кто-то другой расскажет? По-моему это немного подождет
    2. +4
      3 июля 2018 13:01
      Пора вводить в УК статью за хроноложество.
      1. +2
        3 июля 2018 13:35
        Цитата: Curious
        Пора вводить в УК статью за хроноложество.

        В УК санкции соответствующей нет.
        Статья 44 УК РФ - принудительное лечение как вид наказания отсутствует.
        В статье 97 УК РФ говорится только о возможности применения принудительных мер медицинского характера, а надо чтобы в обязательном порядке, чтобы в самой статье было прописано - касторовое масло перорально три раза в день, до тех пор пока вся новая хронология не выйдет принудительно. smile
        1. +4
          3 июля 2018 14:07
          Я бы ещё галоперидол предложил.
      2. +4
        3 июля 2018 14:28
        Цитата: Curious
        Пора вводить в УК статью за хроноложество.

        Боюсь, будет нелёгкий выбор в части меры наказания - между Благотворящим Растягивателем Великого Юя и Умиротворяющим Раздирателем Янь Ло (© И.Кошкин). smile
    3. +1
      3 июля 2018 13:14
      Цитата: Хозяин Трилобита
      есть еще вопросы по Александровской колонне

      Цитата: Хозяин Трилобита
      Оставите "Александрийский столп" новохроноложцам на надругательство или и тут их... того?

      Так Александровский или Александрийский?
      1. +4
        3 июля 2018 13:50
        Это называется с суконным рылом в калашный ряд. Фигвам, Вы в школе учились? Александровская колонна, она же Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина "Памятник". Или процесс хроноложества Вас захватил еще в пубертатном периоде и сил на получение других знаний уже не осталось? Пипифаксом пользоваться успели научиться, или отвергаете, как фальсификацию?
        1. +1
          3 июля 2018 14:00
          Curious

          Почти правильно, сразу видно что школьные знания у вас есть и от них вы далеко не ушли. Только Александрийский столп ставился в честь города Александрии, а потом переименован в Александровскую колонну в честь Александра 1.
          1. +4
            3 июля 2018 14:24
            Точняк! Македонский этот лингам в Александрию из турпоездки на Гоа приволок.
          2. +2
            3 июля 2018 14:25
            "Веленью божию, о муза, будь послушна,
            Обиды не страшась, не требуя венца,
            Хвалу и клевету приемли равнодушно
            И не оспоривай глупца."

            Балда (Болда) - русское полное прозвищное мужское личное имя. Запрещего Петром Первым. А жаль. Умишком скорбных нынче много.
            Александрийская или Помпеева колонна, воздвигнутая по легенде в честь императора Диоклетиана, она в Александрии Египетской так и стоит. Никто ее не переименовывал.
            1. +1
              3 июля 2018 15:00
              Юпитер, ты сердишься — значит, ты не прав.
      2. +2
        3 июля 2018 16:40
        Цитата: фигвам
        Так Александровский или Александрийский?

        Вам-то какая разница? Хотите - так, хотите - этак, можно даже без огласовок и в обратном прочтении. laughing Вам всё можно, вы - особенные.
        1. +4
          3 июля 2018 17:44
          Угу касторовое масло -- еще с колбасой захотят, исторический пароход -- круизы за народные деньги.....?
          Предлагаю народное средство - скипи..дар! Сто грамм под "хвост" дурь выбивает мгновенно. Эх нет Зощенко он бы мгновенно экиз нарисовал системы. Только фейкисторик языком брякнул либо лапки к клаве со злым умыслом потянул. Ему раз "порция" и все идеи трезвые, ясные и разумные. Правда не про историю, а про одно место. Но сколько светлых голов спасем.
          1. +3
            3 июля 2018 18:21
            Нервные какие все стали! Чуть что, сразу: ски, пароход...Даже Шпаковский сразу посылает, в архив. Я же заблудшим альтернативу предлагаю, покаяние. И только в случае рецедива.....
            1. +4
              3 июля 2018 19:21
              Это на Северный полюс, к мишкам!
              Предлагаю начало клятвы фальк-историков.
              Мы ............ ради корости лгали своим читателям. Сознательно употребляли психотропные вещества, чтоб описать свой бред и поделится с ним. Искажали время, придумывали и подделывали артефакты........ Ели конфеты мишка на полюсе. wassat
              1. +3
                3 июля 2018 20:57
                Цитата: Котище
                ради корости лгали своим читателям. Сознательно употребляли психотропные вещества, чтоб описать свой бред и поделится с ним. Искажали время, придумывали и подделывали артефакты........ Ели конфеты мишка на полюсе.

                Это не клятва, это цитата из обвинительного заключения или даже приговора суда получается.
                "Такой-то такой-то, будучи ранее неоднократно осужден прогрессивной и адекватной общественностью, на путь исправления не встал, вел антиобщественный, паразитический образ жизни, из корыстных и хулиганских побуждений публиковал в различных изданиях и средствах массовой информации сообщения клеветнического содержания, оскорбляющие честь и достоинство российской истории, чем причинил моральный ущерб широкому кругу лиц..., то есть совершил преступление, к великому сожалению, не предусмотренное никакой частью никакой статьи уголовного кодекса Российской Федерации, противоправность и аморальность которого, тем не менее у суда сомнений не вызывает... На основании изложенного, руководствуясь... суд ПРИГОВОРИЛ: Такого-то признать виновным в совершении преступлений, не предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации и назначить ему наказание в виде покаяния с ежедневным сорокакратным повторением фразы "Фоменко - лжец, Носовский - обманщик, новая хронология - бред" в течение шести лет с обязательством в полугодичный срок ознакомиться с трудами Рыбакова, Горского, Янина, Кирпичникова, Шасколькского и иных историков-профессионалов с обязательным подробным пересказом прочитанного в присутствии дипломированного ученого-историка. В случае неисполнения или ненадлежащего (неискреннего) исполнения настоящего приговора назначить наказание в соответствии с рекомендациями представителей прогрессивной и адекватной общественности".
                Эк, меня понесло... laughing
                1. +2
                  3 июля 2018 21:32
                  Шикарно!!!
                  1. +2
                    3 июля 2018 22:11
                    good Присоединяюсь к Антону. Чувствуется рука набита!!!
                    Только полярных медведей чем кормить будем!!!? crying
                    Им голодно, голодно и они пушистые!
                    Может каждого третьего на Землю Франца Иосифа, с обзательными общественными работами про просвещению мишек. Как только мишка гимн России споет, то можно УДО давать?
                    1. +1
                      3 июля 2018 22:57
                      А вот это предложение идёт вразрез с УК РФ. Мишки-то они краснокнижные, а Вы их упырями кормить собираетесь.
                      1. +2
                        4 июля 2018 04:37
                        Каждый фейк-хистори это 70-80 кг чистого протеинового белка, жиров и углеводов...... Как там у комика "кролики это не только ценный мех...... ".
  11. +1
    3 июля 2018 15:56
    >всегда есть масса, прямо-таки чудовищная по своему объему сопутствующих документов. Это и переписка, и рапорты нижних чинов начальству, и прямые кляузы, всевозможные списки и табели.

    ну и где архивы И.Грозного, шире Московского царства ?
    1. +4
      3 июля 2018 16:58
      Вас только Грозный интересует? Но и от его эпохи очень много всего есть. В Москве есть архив древних актов- РГАДА. Право на занятия в читальном зале РГАДА имеют:все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия;граждане иностранных государств.
      Допуск для работы в читальном зале предоставляется на основании письменного отношения на бланке
      1. Заинтересованной организации (организации куратора):
      органов власти разных звеньев;
      академических институтов – ВУЗов; школ
      реставрационных и проектных мастерских;
      редакций газет, журналов;
      издательств;
      музеев;
      архивов, библиотек;
      общественных организаций (генеалогических обществ, клубов исторической реконструкции и т.п.);
      2. с места работы (учебы), не являющейся куратором пользователя (для работающих и учащихся пользователей)
      Также допуск для работы в читальном зале может предоставляться на основании личного заявления!!!!!!!
      Можно за деньги получить копии документов даже в деревне Записанные Дубуны.
      Эпоха Грозного очень интересна.Документов много.Список наличия Вам предоставят. Займитесь...
      Электронная почта: rgada @ mail.ru.
      Адрес архива: 119435, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 17.
      Как добраться
      Возможные маршруты:
      1. От станции метро "Фрунзенская": после выхода из метро поворот налево, затем прямо по Хользунову переулку порядка 400 м.
      2. От станции метро "Киевская": Выход из метро к пригородным кассам, затем до пешеходного моста через р. Москву, затем по 1-ому Вражскому переулку до ул. Плющиха, затем по ул. Плющиха через сквер Девичьего поля.
      3. От станции метро "Парк Культуры":По Садовому кольцу до Зубовской площади, затем по улице Большая Пироговская.
      1. +3
        3 июля 2018 17:54
        Там все поддельное. Немцы подделали. И архив - слово не наше. Наверно немецкое.
        1. +4
          3 июля 2018 18:37
          Точно, от слова "arsch" (артикль не помню) - "задница"
          1. +5
            3 июля 2018 19:22
            Цитата: 3x3zsave
            Точно, от слова "arsch" (артикль не помню) - "задница"

            Чья?
            1. +3
              3 июля 2018 19:44
              Неважно. Просто некоторые на ней сидят, для удобства работы в архивах, а некоторые уподобляются диплодокам.
        2. +3
          3 июля 2018 21:11
          Я Вам открою страшную тайну. Они вообще все подделали, и Петра, и Екатерину, и большую часть народонаселения России. Все кто любит порядок - подделанные!.
          1. +4
            3 июля 2018 21:28
            Не , Екатерина не поддельная, настоящая немка из Ангальт-Цербста.Хотя может немцы подсунули некондицию какую?
            1. +5
              3 июля 2018 21:58
              Цитата: Curious
              Не , Екатерина не поддельная, настоящая немка из Ангальт-Цербста.Хотя может немцы подсунули некондицию какую?

              До сих пор локти кусают. Втюхивали агента влияния, а сами своими руками подарили России золотой век + треть польши, половину Украины, Кубань и Крым!
              1. 0
                6 июля 2018 16:25
                А если бы её внук взял на службу одного ставшего весьма известным артиллерийского поручика, то сейчас наверно бы в школе изучали глобус России laughing
          2. +4
            3 июля 2018 21:44
            Да полно Вам, Вячеслав Олегович! Мы все в курсе, что в российских архивах вечерами распевают "Лили Марлен", а в Русском музее вообще - " Хорста Весселя".
      2. 0
        5 июля 2018 13:29
        > В Москве есть архив древних актов- РГАДА.

        вместо объяснения как к нему проехать, вы бы, хоть в двух словах, сказали о документах, которые хранятся в этом архиве, их полноте и времени охвата.
        1. +1
          5 июля 2018 13:40
          >Эпоха Грозного очень интересна.Документов много.Список наличия Вам предоставят. Займитесь...

          ага, прям так жителю и гражданину Армении всё это предоставят...
    2. 0
      6 июля 2018 16:11
      Встречный вопрос, а где архивы Великой Армении, шире Армянской империи?
      1. 0
        10 июля 2018 10:45
        >а где архивы Великой Армении, шире Армянской империи?

        Армению завоевывали каждые 200 лет, а последние 1000 лет страна вообще не имела государственности. И в таких условиях, единственная организация, которая всё это время существовала на территории страны - Церковь, вместо архива, сохранила древние манускрипты, что было ей по профилю, в отличие от ...

        Где русские манускрипты хотя бы в количестве 1000 книг ?
        1. 0
          10 июля 2018 11:12
          В Российской национальной библиотеке, Библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге и Российской Государственной Библиотеке в Москве они не на столько старые как армянские, но всё же есть. Повесть временных лет один из примеров.
          1. 0
            10 июля 2018 14:50
            понятно, что у вас есть Архив, и есть огромная библиотека, и даже не одна. Но любой желающий может узнать, что сохранилось примерно 20 000 древних армянских манускриптов, из них больше половины в Ереванском Матенадаране.
            А вот хотя бы примерное количество разных летописей, ну и мемуаров хотя бы до 1917г ?
  12. +4
    3 июля 2018 21:45
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Цитата: Curious
    Пора вводить в УК статью за хроноложество.

    В УК санкции соответствующей нет.
    Статья 44 УК РФ - принудительное лечение как вид наказания отсутствует.
    В статье 97 УК РФ говорится только о возможности применения принудительных мер медицинского характера, а надо чтобы в обязательном порядке, чтобы в самой статье было прописано - касторовое масло перорально три раза в день, до тех пор пока вся новая хронология не выйдет принудительно. smile

    Вы прямо таки злыдень: касторовое масло 3 раза в день. А кто тогда историческими небылицами будет нас пичкать
    1. +2
      3 июля 2018 23:38
      А им пофигу, им с горшка даже удобнее. Я же говорю - диплодоки.