Пионеры подводных диверсий. Как боевые пловцы уничтожили линейный корабль

33
Италия, как и Германия, относилась к числу «молодых» европейских держав, возникнув как единое государство только в 1861 году, когда, как казалось, все сферы влияния уже давно были поделены между Англией и Францией, а также сохраняющими часть своих владений Испанией, Португалией и Нидерландами. Но итальянские элиты, вспомнив о великом прошлом Рима, стремились включиться в раздел мира и превратить Италию в серьезную морскую державу. Это стремление было вполне понятным и реальным, поскольку Италия омывается Средиземным и Адриатическим морями. В Риме надеялись, что Италия получит контроль над частью Средиземноморья, в том числе над Адриатическим побережьем Балканского полуострова и над североафриканскими территориями.

К концу XIX века Италия стала все сильнее заявлять о своих геополитических амбициях. Поскольку Алжир и Тунис уже давно находились под контролем Франции, а Египет превратился в британского сателлита, итальянское руководство обратило внимание на «бесхозные» земли на севере и северо-востоке Африки – на Ливию, которая оставалась в составе ослабевшей Османской империи, и на побережье Красного моря – Эритрею, Эфиопию и Сомали. Итальянцам удалось установить контроль над Эритреей, но первая итало-эфиопская война 1895-1896 гг. была итальянской армией бесславно проиграна. Зато Рим отыгрался в 1911-1912 гг., победив в итало-турецкой войне и вынудив Османскую империю уступить Италии Ливию и Додеканесские острова.





Для обеспечения своих имперских амбиций Италии требовался сильный военно-морской флот. Но конкурировать с Великобританией, имевшей к этому времени лучшие военно-морские силы в мире, и даже с Германией или Францией Италия не могла. Зато итальянцы стали первопроходцами в направлении подводных диверсий. В 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Как известно, прежде Италия входила в Тройственный союз и считалась союзником Германии и Австро-Венгрии. Все изменила победа в итало-турецкой войне 1911-1912 гг., после которой Италия стала соперничать с Австро-Венгрией за влияние на Балканском полуострове. В Риме с большим аппетитом посматривали на принадлежавшее Австро-Венгрии Адриатическое побережье – Хорватию и Далмацию, а также на Албанию, которая в 1912 г. освободилась от османской зависимости. Вступив в Первую мировую войну на стороне Антанты, Италия рассчитывала, что победа в войне позволит ей добиться контроля над Хорватией и Далмацией и превратить Адриатическое море во «внутреннее море» Италии.



Между тем, именно Адриатическое побережье Хорватии и Далмации было местом базирования австро-венгерского флота. Само вхождение этих земель в состав империи Габсбургов делало Австро-Венгрию морской державой. В адриатических портах базировались австро-венгерские корабли, в Фиуме находилась и Австро-Венгерская военно-морская академия, которую в разное время заканчивали практически все выдающиеся флотоводцы империи Габсбургов.

На протяжении 1915-1918 гг. Италия сражалась на море с австро-венгерским флотом. Хотя по своей мощи итальянский флот в то время уступал австро-венгерскому, итальянцы стали очень большое внимание уделять именно подрыву вражеских судов. Так, Италия очень активно использовала торпедные катера. Например, в ночь с 9 на 10 декабря 1917 года итальянские торпедные катера лейтенанта Луиджи Риццо совершили беспрецедентный рейд в гавань Триеста. В результате нападения австро-венгерский флот потерял броненосец «Вин».

После вступления в Первую мировую войну внимание итальянского военно-морского командования было приковано к городу Пула, расположенному на самой оконечности полуострова Истрия и являвшемуся в то время одной из главных военно-морских баз Австро-Венгерской империи. Причины такого внимания были вполне понятны. Во-первых, Пула на протяжении 600 лет принадлежала Венецианской республике, а во-вторых – играла стратегическую роль с точки зрения военно-политического контроля над Адриатикой. Итальянские военные изучали возможности проникновения в гавань Пулы, рассчитывая нанести серьезный удар по австро-венгерскому флоту. Однако такая возможность у итальянцев появилась лишь в 1918 году. Пионеры подводных диверсий. Как боевые пловцы уничтожили линейный корабль Было установлено, что австро-венгерский флот тщательно охраняет подступы к Пуле, а главное – выставил многочисленные препятствия, которые мешали бы кораблям противника войти в гавань. Поэтому итальянское военно-морское командование приняло решение организовать в Пуле специальную диверсионную операцию. Осуществить ее должны были с помощью специальной управляемой торпеды «миньята» (итал. mignatta — пиявка), которая бы крепилась к днищу корабля.

Авторство этой торпеды принадлежало итальянскому военно-морскому офицеру майору Раффаэле Россетти (1881-1951). Выпускник Туринского университета, Россетти (на фото) уже после его окончания отучился в Военно-морской академии в Ливорно и в 1906 г. был произведен в лейтенанты Корпуса морских инженеров. В 1909 г. ему присвоили звание капитана. Россетти участвовал в итало-турецкой войне, а во время Первой мировой войны в звании майора стал начальником военно-морского арсенала в Специи.

С предложением проникнуть в главный австро-венгерский военно-морской порт и подорвать какой-нибудь крупный корабль, к командованию обратился молодой лейтенант медицинской службы Раффаэле Паолуччи. Офицер упорно тренировался в качестве боевого пловца, проплывая по 10 километров, буксируя специальную бочку, которая в его тренировках изображала мину. Для осуществления диверсионной операции в Пуле было решено воспользоваться именно изобретением Россетти, а рейд был назначен на 31 октября 1918 года.

29 октября 1918 года на обломках Австро-Венгрии было создано Государство словенцев, хорватов и сербов, включившее в свой состав прежде принадлежавшие Австро-Венгрии Королевство Хорватия и Славония, Королевство Далмация, Боснию и Герцеговину, Краину. Поскольку ГСХС приняло власть над Адриатическим побережьем Хорватии и Далмации, руководство Австро-Венгрии передало новому государству и австро-венгерский флот, базировавшийся в Пуле. 31 октября 1918 года главнокомандующий австро-венгерским флотом адмирал Миклош Хорти (будущий диктатор Венгрии) передал командование флотом хорватскому морскому офицеру Янко Вуковичу-Подкапельскому, который в честь нового назначения был произведен в контр-адмиралы. В тот же день 31 октября 1918 года Государство словенцев, хорватов и сербов приняло решение о выходе из Первой мировой войны и сообщило представителям Антанты о своем нейтралитете.

Вечером 31 октября, когда в Пуле адмирал Хорти передавал контр-адмиралу Вуковичу бывший австро-венгерский флот, из Венеции в сторону Истрии выдвинулись два быстроходных катера, которые сопровождали два миноносца. На катерах находились торпеды – «пиявки» и два офицера Королевского флота Италии – Раффаэле Россетти и Раффаэле Паолуччи. Командование операцией осуществлял капитан 2 ранга Костандо Чиано, находившийся на миноносце 65.PN.

Таким образом, инженер Россетти, бывший автором проекта «пиявки», сам вызвался и опробовать свое изобретение в действии. О том, что 31 октября 1918 года Государство словенцев, хорватов и сербов объявило о своем нейтралитете и переданный ему флот уже не являлся противником Италии, отправившаяся в сторону Пулы экспедиция не знала. Катера доставили «пиявки» на назначенную дистанцию в несколько сот метров от порта Пулы, а итальянские вспомогательные корабли отошли к условному месту, в котором им предстояло забрать группу боевых пловцов после успешного проведения диверсии.



Россетти и Паолуччи около 3:00 1 ноября 1918 года подплыли к стоянке кораблей. Лишь в 4:45, проведя к этому времени более шести часов под водой, итальянские пловцы смогли вплотную приблизиться к большому линейному кораблю «Viribus Unitis». С 31 октября этот корабль уже носил новое название – линкор «Югославия», но итальянцы об этом еще не знали. SMS Viribus Unitis был непростой корабль. На протяжении Первой мировой войны он числился флагманским кораблем австро-венгерского флота. Его строительство в 1907 г. инициировал начальник военно-морской секции Генерального штаба Австро-Венгрии контр-адмирал Рудольф Монтекукколи, а 24 июля 1910 года линкор был заложен. Его строили по проекту инженера Зигфрида Поппера в течение 25 месяцев. Австро-венгерской казне строительство линкора обошлось в 82 млн золотых крон, а церемонию спуска на воду в 1911 году принимал наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд Габсбург.

Viribus Unitis стал первым в мире линейным кораблем, имевшим артиллерию главного калибра в 4 трехорудийных башнях. Однако во время Первой мировой войны, несмотря на свою мощь, линкор не принимал участия в боевых действиях. После провозглашения независимости Государства словенцев, хорватов и сербов линкор Viribus Unitis, как и другие корабли флота Австро-Венгрии, был передан новому государству. Командир линкора капитан 1 ранга Янко Вукович-Подкапельский по представлению адмирала Миклоша Хорти стал командующим флотом ГСХС.

Итальянское командование считало, что взрыв флагманского корабля окажет сильнейшее деморализующее воздействие на австро-венгерский флот. Поэтому именно он был выбран в качестве мишени для боевых пловцов. В 5:30 утра 1 ноября 1918 года Россетти и Паолуччи прикрепили к корпусу флагманского корабля 200 кг взрывчатки. Время срабатывания часового механизма было установлено на 6:30 утра. В течение часа итальянские офицеры должны были покинуть гавань Пулы и добраться до своих кораблей. Но как раз в момент установления времени луч прожектора осветил корабль.

Патруль захватил итальянских офицеров и доставил их на борт «Viribus Unitis». Здесь Россетти и Паолуччи и были проинформированы о том, что австро-венгерский флот более не существует, австрийский флаг с линкора спущен, «Viribus Unitis» называется теперь «Югославия», то есть минировали итальянцы линкор нового нейтрального государства. Тогда боевые пловцы в 6:00 сообщили командиру линкора и командующему флотом ГСХС Вуковичу, что корабль заминирован и может взорваться в течение ближайшего получаса. У Вуковича было тридцать минут на эвакуацию корабля, чем он немедленно и воспользовался, приказав команде покинуть линкор. Но взрыв так и не произошел. Экипаж линкора и сам командир Вукович решили, что итальянцы просто врут для дезорганизации деятельности флота, после чего команда вернулась на корабль.

Взрыв прозвучал в 6:44 утра 1 ноября 1918 года – на 14 минут позже установленного времени. Линкор стал стремительно погружаться в воду. Погибли около 400 человек – офицеров и матросов экипажа линейного корабля «Югославия» / «Viribus Unitis». В числе погибших был и 46-летний командир линкора Янко Вукович-Подкапельский, которому лишь одну ночь удалось побыть в статусе главнокомандующего военно-морским флотом новой страны и в звании контр-адмирала.

Россетти и Паолуччи вскоре были освобождены и вернулись в Италию. Россетти был награжден золотой медалью «За воинскую доблесть» и произведен в звание полковника инженерной службы. Однако вскоре военно-морская карьера этого талантливого изобретателя прервалась. Когда к власти в Италии пришла Национальная фашистская партия, Россетти, недовольный новым политическим курсом страны, перешел на сторону антифашистской оппозиции. Он стоял у основ антифашистского движения «Свободная Италия». Опасаясь репрессий фашистов, в 1925 г. Россетти выехал во Францию, где до 1930 г. руководил антифашистским движением «Справедливость и свобода», а затем возглавлял движение «Молодая Италия». Россетти активно поддерживал испанских республиканцев во время Гражданской войны в Испании. Итальянское руководство, стремясь наказать офицера - эмигранта, лишило его медали «За воинскую доблесть». Ее вернули полковнику Россетти только после окончания Второй мировой войны.

Раффаэле Паолуччи за участие в диверсии в Пуле получил медаль «За воинскую доблесть» и был произведен в капитаны. Затем он дослужился до подполковника и ушел в отставку, а во время Второй итало-эфиопской войны 1935-1941 гг. вновь вернулся в строй, получив полковничьи погоны. В отличие от Россетти, Паолуччи верно служил в армии фашистской Италии, в том числе в годы Второй мировой войны занимал руководящие должности в медицинской службе ВМФ. После ухода в отставку занимался политической деятельностью, умер в 1958 г.

Между тем именно в фашистской Италии продолжилось дальнейшее развитие подводных диверсионных сил итальянского военно-морского флота. В 1930-е – 1940-е годы итальянские боевые пловцы достигли настоящего совершенства, справедливо считаясь одними из лучших в мире специалистов по подводным диверсиям. Но действия итальянских диверсантов в годы Второй мировой войны и последующий период – это уже другая история.

Продолжение следует...
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 июля 2018 05:13
    Так что практического смысла в этом не было . но опыт приобрели .
    1. +4
      5 июля 2018 09:17
      Я вот поражаюсь с итальянцев..Вояки они никакущие.Однако строили и строят замечательные корабли.Да и насчет диверсий,тоже нельзя сказать насчет никакущих..Хотя бы наш "Новороссийск".Хотя прямых доказательств нет.
  2. +1
    5 июля 2018 05:54
    Раффаэле Паолуччи за участие в диверсии в Пуле получил медаль «За воинскую доблесть» и был произведен в капитаны. Затем он дослужился до подполковника и ушел в отставку, а во время Второй итало-эфиопской войны 1895-1896 гг. вновь вернулся в строй, получив полковничьи погоны.

    Надо бы поправить. wink
  3. +3
    5 июля 2018 06:06
    а во время Второй итало-эфиопской войны 1895-1896 гг.
    Вторая итало-эфиопская война (Вторая итало-абиссинская война, Итало-эфиопская война (1935—1936 гг.)) — война между Итальянским королевством и Эфиопией, итогом которой стала аннексия Эфиопии. https://photochronograph.ru/2017/07/12/1935-1936-
    vtoraya-italo-efiopskaya-vojna-chast-2/
    Автор,материал интересный, но вот огрехи его оставляют неприятный осадок
    1. +1
      5 июля 2018 08:13
      Цитата: амурец
      ....Автор,материал интересный, но вот огрехи его оставляют неприятный осадок
      Доброго дня, Вам ,Николай! Материал страшно интересный, поскольку как раз только что я наконец дочитал все тома ИСТОРИИ 19 ВЕКА!!!!! Странно читать эти несоответствия! Поскольку об Эфиопии были у Ильи статьи. Не мог же он всё позабыть! Есть у меня предположение на этот счёт.....
      1. +3
        5 июля 2018 10:19
        Дико извиняюсь) Банальная опечатка во время написания статьи. Понятно же, что даты Второй войны 1935-1941, что и из биографии Паолуччи следует. Поскольку в начале статьи шла речь и о Первой войне, на автомате поставил ее даты) Бывает иногда, к сожалению
        1. +1
          5 июля 2018 11:13
          Цитата: ilyaros
          Банальная опечатка во время написания статьи.

          Бывает, всякое, но материал слишком интересный. Впервые, я прочитал про борьбу на Адриатике в журнале Моделист-Конструктор. В основном, та серия посвящалась торпедным и противолодочным катерам типа MAS, но были там и упоминания о подводных диверсантах
          1. 0
            5 июля 2018 14:57
            Цитата: амурец
            Цитата: ilyaros
            Банальная опечатка во время написания статьи.

            Бывает, всякое, но материал слишком интересный......
            Так я и думал, поскольку опечатки у всех бывают и у нас тоже, я бывает и пропускаю.
        2. Комментарий был удален.
  4. +2
    5 июля 2018 06:33
    "Затем он дослужился до подполковника и ушел в отставку, а во время Второй итало-эфиопской войны 1895-1896 гг. вновь вернулся в строй, получив полковничьи погоны. " ... Это наверное из опыта путешествиенника во времени?
    1. +2
      5 июля 2018 07:53
      А может он контрамот был?
      1. -1
        5 июля 2018 19:56
        И звали его Гай Юлий Цезарь?
  5. +1
    5 июля 2018 08:03
    Дредноут "Вирибус Унитис" - выдающийся результат. В этом итальянцы отличились.
    Была версия, что и "Новороссийск" (бывший "Джулио Чезаре") - их работа, боевых пловцов В. Боргезе
    1. +1
      5 июля 2018 10:17
      Версия была, но как то фактов не было, а вот, факт, что при куче начальства линкор потонул есть.
    2. 0
      5 июля 2018 16:57
      Линкор "Югославия" (Вирибус Унитис) итальянцы подорвали с полным осознанием его полной неитральности,. разведка итальянцев на Балканах работала непревзойдённо , чему пример история торпедирование и потопления линкора "Сент Иштван" катерами МОС. Потопили по причине не иметь крупного чужого флота под боком в будущем. Такие элементарные выводы надо бы делать автору статьи.
  6. BAI
    +1
    5 июля 2018 10:19
    Итальянцы начали большое дело, но потом их все таки опередили.
    К началу 1950-х годов Разведуправлением МГШ был тщательно изучен опыт боевых действий РОН а также отрядов боевых пловцов ВМС Италии, Японии, Великобритании, Германии, США и Норвегии, которые имели на своем боевом счету 20 потопленных боевых кораблей, в том числе 5 линкоров, 3 крейсера а также уничтоживших 60 судов общим водоизмещением более 500 тысяч тонн.

    Англичане во время ВОВ отличились.
    1. +1
      5 июля 2018 21:36
      "Вьетнамские боевые пловцы" также отличились - подорвав американский авианосец Кард. wink
  7. +1
    5 июля 2018 10:40
    Например, в ночь с 9 на 10 декабря 1917 года итальянские торпедные катера лейтенанта Луиджи Риццо совершили беспрецедентный рейд в гавань Триеста. В результате нападения австро-венгерский флот потерял броненосец «Вин».

    Уважаемый автор - а о гибели линкора "Сент-Иштван" запамятовали?
    1. +1
      5 июля 2018 14:52
      Цитата: hohol95
      Уважаемый автор - а о гибели линкора "Сент-Иштван" запамятовали?

      Поскольку статья именно о диверсиях, то, ПМСМ, БРБО "Вин", торпедированный скрытно проникшим в гавань ТКА, в неё хорошо вписывается. А вот утопленный в открытом море "Сент-Иштван" уже немного не по профилю. smile
      1. +1
        5 июля 2018 16:08
        Это эпизод Великого побоища произошёл раньше потопления броненосца "ВЕНА" -
        Ночью 5 июня 1916 года два миноносца взяли на буксир MAS-3 и MAS-7 и доставили в район Дураццо. Там, по данным воздушной разведки, находился крупный вражеский транспорт. Отдав буксиры, катера бесшумно, малым ходом прошли на рейд и через 20 минут, обнаружив транспорт "Локрум", выпустили по нему по одной торпеде. Обе они достигли цели. Австрийцы лишь через несколько дней узнали, кто истинный виновник гибели транспорта. Это заставило их перекрыть входы в базы боновыми заграждениями и усилить охранение.

        Так, что опыт проникновения в австрийские порты итальянские катерники стали накапливать с июня 1916 года!
  8. +2
    5 июля 2018 10:43

    ИХ ЗНАЛИ ТОЛЬКО В ЛИЦО (1966)
    1. +1
      5 июля 2018 16:00
      В детстве смотрел этот фильм, а ещё какой-то был фильм,где в конце фильма,разведчики удрали на немецком катере. Кажется':"Один шанс из тысячи"?
      1. 0
        5 июля 2018 16:11
        Но там были ВОЗДУШНЫЕ ДЕСАНТНИКИ!
        Те, кто остался в живых после неудачной высадки с воздуха смогли угнать немецки катер.
    2. avt
      +1
      5 июля 2018 17:57
      Цитата: hohol95
      ИХ ЗНАЛИ ТОЛЬКО В ЛИЦО (1966)

      Ну тут скорее уместнее ,,THE SILENT ENEMY" и ,,SUBMARINE X-1"
      1. 0
        5 июля 2018 18:27
        Почему же! В фильме присутствуют итальянские боевые пловцы под командованием капитан первого ранга князь Виктора дель Сарто (Вербицкий Анатолий Всеволодович)
        1. avt
          0
          5 июля 2018 18:41
          Цитата: hohol95
          Почему же!

          Потому что в
          Цитата: avt
          ,,THE SILENT ENEMY"

          если отбросить пафос бритых о том как они типа взорвали базу в Испании ( чего в реале не было) , он снят о реальных операциях итальянцев в Александрии и Гибралтаре. Включая кстати гибель генерала Сикорского в авиакатастрофе.Наш фильм в какой то мере фантастика .Более интересен о реальном диверсанте в Одессе , когда он как фольксдойче устроился на судоремонтный завод.Забыл название , но это тоже по реальным событиям .
          1. 0
            5 июля 2018 22:10
            Макс, Артур… Эти конспиративные имена, как и еще добрых полдесятка таких же ничего не говорящих непосвященному псевдонимов, принадлежат одному человеку — Иосифу Ромуальдовичу Григулевичу. Он из той замечательной плеяды советских разведчиков, которые пришли в спецслужбу, так сказать, по путевкам Коминтерна. По оценке известного разведчика генерал-лейтенанта Николая Леонова, близко знавшего этого человека, его нелегальные операции за рубежом могли бы послужить сюжетом для такого многосерийного шпионского боевика, в сравнении с которым потерялся бы даже знаменитый сериал Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Достаточно сказать, что в годы Великой Отечественной войны он был единственным советским резидентом (и даже единственным кадровым сотрудником внешнеполитической разведки НКГБ) на всем латиноамериканском континенте!
            Крупнейшей акцией подпольщиков стал поджог в 1942 году крупного припортового склада, в котором хранилась продукция, купленная германской фирмой "Гофман и К°". Склад этот, расположенный в районe Авелльнеда на берегу глубоководной протоки Риачуэло, был крупной перевалочной базой. Морские транспорты большого водоизмещения по протоке проходили на погрузку прямо к складу. Главным его богатством стала чилийская селитра, в ожидании перевозки там скапливались десятки тысяч тонн этого ценного сырья, незаменимого в производстве пороха и динамита.
            Как сообщали аргентинские газеты, пожар уничтожил 40 тысяч тонн селитры. Полиция подозревала, что воспламенение на складе, где строго соблюдались все меры безопасности, произошло отнюдь не случайно, но подлинную причину загорания выяснить не смогла. Соответственно, и уголовное дело по факту пожара на складе было закрыто без последствий для кого-либо из рабочих…

            "Разведчик, которому везло", писателя Нила Никандрова.
  9. +3
    5 июля 2018 14:47
    На протяжении 1915-1918 гг. Италия сражалась на море с австро-венгерским флотом. Хотя по своей мощи итальянский флот в то время уступал австро-венгерскому, итальянцы стали очень большое внимание уделять именно подрыву вражеских судов.

    Австро-Венгрия: 4 ЛК, 9 ЭБР (из которых 6 имели ГК аж в 240 мм), 3 БрКР, 9 БпКР и КРЛ.
    Италия: 6 ЛК, 8 ЭБР (2 с 254-мм орудиями), 9 БрКР (из которых 4 самых новых фактически были быстроходными ЭБР), 4 БпКР и КРЛ.
    Как-то у итальянцев не наблюдается отставания в мощи флота. Другое дело, что использовали они этот флот весьма... своеобразно: по факту воевали только лёгкие силы - ЭМ и КРЛ.
    1. 0
      5 июля 2018 15:18
      Это всего во флотах обеих стран! А на Адриатике сколько кораблей держали итальянцы?
      Хотя австрийский флот на Адриатике был слабее итальянского, он располагал множеством хорошо защищенных портов на изрезанном, изобилующем множеством островков, заливчиков и проток Далматинском побережье, базируясь на которые австрийский флот мог спокойно выжидать момент, удобный для нанесения короткого сильного удара. Устранить эту опасность и должны были многочисленные катера, предназначенные главным образом дл нападения на австрийские корабли прямо в их базах.
      Честь произвести первую атаку выпала на долю катеров 1-й эскадрильи, сформированной в начале 1916 года из катеров противолодочной обороны. Эти катера, как показал опыт, не смогли эффективно бороться с подводными лодками из-за плохой мореходности и малой надежности моторов, поэтому в апреле 1916 года их вооружили торпедными аппаратами и подготовили к нанесению ударов по австрийским кораблям в базах.
      Ночью 5 июня 1916 года два миноносца взяли на буксир MAS-3 и MAS-7 и доставили в район Дураццо. Там, по данным воздушной разведки, находилс крупный вражеский транспорт. Отдав буксиры, катера бесшумно, малым ходом прошли на рейд и через 20 минут, обнаружив транспорт "Локрум", выпустили по нему по одной торпеде. Обе они достигли цели. Австрийцы лишь через несколько дней узнали, кто истинный виновник гибели транспорта. Это заставило их перекрыть входы в базы боновыми заграждениями и усилить охранение. Поэтому следующая атака на рейд Сен-Жан де-Медуа в ночь с 15 на 16 июня сказалась неудачной. Очередную атаку итальянцы готовили более тщательно, и 25 июн после основательной авиаразведки катера успешно прорвались на рейд Дураццо и потопили два транспорта. Дальнейшие вылазки 1-й флотилии, в ходе которых погиб от столкновения со своим миноносцем MAS-7, не увенчались успехом.
  10. +1
    5 июля 2018 15:49
    Рассказ интересный и тема для большинства малознакомая, а к тому же с продолжением.
    Интересно как Россети и Паулочи смогли в темноте ориентироваться и не ошибиться? Тогда спутников - разведчиков ещё не знали. Сомневаюсь, чтобы Хорти устраивал экскурсии для итальянцев:". Слева у нас крейсера,а справа ваша цель."
    Итальянская разведка не даром" хлеб ела" если сумела добыть точный план бухты,а если линкор с довоенной поры стоял на одном из том же месте... В таком случае Хорти" наивный мальчик"
    Если у итальянцев все врачи такие как Паулочи то.
  11. +1
    5 июля 2018 15:53
    Цитата: LeonidL
    "Затем он дослужился до подполковника и ушел в отставку, а во время Второй итало-эфиопской войны 1895-1896 гг. вновь вернулся в строй, получив полковничьи погоны. " ... Это наверное из опыта путешествиенника во времени?

    Вам зачет: автор с хронология ошибся
  12. 0
    5 июля 2018 17:24
    Бывал я в Пуле. Кое какие остатки укреплений на выходе из Пулы еще сохранились. Расстояния между Адриатическим побережьем Италии и АВ просто смешное. Да и вода летом довольно тёплая и поэтому для боевых пловцов там имеётся не плохие условия..
  13. +1
    5 июля 2018 17:55
    Нам в училище сразу зачитали приказ по "Новороссийску". Мы слушали его очень серьезно, погибли наши парни. И сообщили кто это выполнил.
  14. +2
    12 июля 2018 00:48
    Цитата: мичман
    Нам в училище сразу зачитали приказ по "Новороссийску". Мы слушали его очень серьезно, погибли наши парни. И сообщили кто это выполнил.


    И кто?
    1. +1
      15 июля 2018 22:30
      hi Вапрос канешна интерессный-КТО?! yes
      Товарищ Мичман и меня заинтриговал своим комментарием( неужели лишь советская "подписка о неразглашении" виной загадочному молчанию нашего, ненароком проболтавшегося, уважаемого коллеги по форуму, хотя, опять же, зачем ему было намекать на своё "сокровенное знание" по поводу загадки взрыва "Новороссийска", если, сказав А, он и не собирался говорить Б, ведь первое правило хранения тайны-это никоим образом не показывать, что ей владеешь... smile ?!).
      У меня самого есть собственная, из"холистическая", версия тех мрачных событий, но это, всего лишь, доморощенная версия "cui prodest?", а не "зачитанный приказ"! yes