Последний путь «Индианаполиса»

46
Последний путь «Индианаполиса»


Капитан «Индианаполиса» получил секретное задание – доставить нечто на звездно-полосатую базу Тиниан в Тихом океане. Командир, как и команда, не знали, что они везли. Впоследствии выяснилось, что «Инди» доставил необходимые компоненты для атомной бомбы. Когда самолеты сбросили ее на Хиросиму, крейсер уже лежал на дне. А несколько сотен моряков погибли. Одни не пережили японской атаки, другие – встречи с акулами. Такая вот расплата…



Звездно-полосатый «подарок»

Как известно, атомная бомба с циничным названием «Малыш» была сброшена на японский город Хиросима шестого августа 1945 года. Взрыв унес жизни множества людей, по подсчетам – от девяноста до ста шестидесяти шести тысяч стали жертвами американского «Малыша». Но это была лишь первая часть. Спустя три дня плутониевый «Толстяк» накрыл Нигасаки. Погибло еще несколько десятков тысяч японцев. Ну а болезни, вызванные облучением, перешли по наследству и к тем, кому посчастливилось выжить в том кошмаре.

Крейсер «Индианаполис», хоть и косвенно, но поучаствовал в атаке на Хиросиму. Именно этот крейсер доставил необходимые для бомбы компоненты. Это боевое судно было зачислено в американский флот в 1932 году и являлось представителем проекта «Портленд». Для своего времени «Инди» представлял собой грозную силу. Он впечатлял и размерами, и мощностью вооружения.

Когда началась Вторая Мировая война «Индианаполис» принял участие в нескольких крупных спецоперациях против войск Страны восходящего солнца. Причем боевые действия для крейсера проходили очень удачно. Боевое судно выполняло поставленные задачи, обходясь малой кровью.

Ситуация начала меняться в 1945 году, когда отчаявшиеся японцы пошли на крайние меры – стали задействовать летчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками. Пострадал от этого и крейсер. Тридцать первого марта 1945 года камикадзе атаковали «Индианаполис». И одному все-таки удалось прорваться сквозь оборону. Смертник протаранил переднюю часть огромного крейсера. Тогда погибло несколько моряков, а судну пришлось отправиться для ремонта на базу в Сан-Франциско.

К тому времени стало понятно, что война неотвратимо приближалась к своему завершению. По всем фронтам Германия и ее союзники терпели поражения, сдавали позиции. До капитуляции оставалось совсем немного. И команда «Индианаполиса», как и капитан судна, посчитали, что для них боевые действия уже остались в прошлом. Но неожиданно, когда крейсер был отремонтирован, к капитану пришли два высокопоставленных военных – генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл. Они сообщили Чарльзу Батлеру Маквею, что на крейсер возложена секретная миссия – доставить важный и не менее секретный груз «кое-куда». Причем сделать это было необходимо быстро и незаметно. Что именно надлежало доставить «Индианаполису» капитану, естественно, не сообщили.

Вскоре на крейсер поднялись два человека с небольшими коробками. Уже в пути Маквей узнал, что судно должно подойти к военной базе на острове Тиниан. Два пассажира практически не покидали свою каюту и ни с кем не разговаривали. Капитан, глядя на них, сделал вывод о содержании коробок. Однажды он даже сказал: «Не думал, что мы докатимся до бактериальной войны!» Но пассажиры никак не отреагировали на эти слова. Но Чарльз Маквей все же ошибся. Правда, догадаться об истинном содержании коробок он и не мог. Поскольку разработки нового страшного оружия держались в строжайшей тайне. А сам Лесли Гровс, который посещал «Индианаполис», как раз и являлся руководителем «Манхэттенского проекта». Под его началом на звездно-полосатом берегу шло создание атомной бомбы. А молчаливые пассажиры доставляли на базу на острове Тиниан необходимую начинку. А именно сердечники атомных бомб, которые предназначалось сбросить на города Хиросиму и Нагасаки.

«Индианаполис» достиг конечной цели. Пассажиры сошли на берег. Маквей почувствовал облегчение. Он был уверен, что теперь война для него закончена и можно вернуться к привычной жизни. Капитан и представить не мог, что его, как и всю команду крейсера ждет жестокая расправа за совершенный поступок.

Маквей получил приказ направиться сначала к Гуаму, а затем двигаться на филиппинский остров Лейте. По инструкции от капитана требовалось пройти этот маршрут не по прямой линии Гуам – Лейте, а проводить зигзагообразные маневры. Это было необходимо сделать для того, чтобы подводные лодки противника не смогли обнаружить американское боевое судно. Но Маквей пренебрег инструкцией. По факту, он имел на это право по двум причинам. Во-первых, о наличии японских субмарин в том секторе не было сведений. Во-вторых, данная зигзагообразная методика уже являлась морально устаревшей. Военные Страны восходящего солнца подстроились под нее. В общем, «Индианаполис» шел прямо и уверенно. И хотя данных о подлодках противника не поступало, одна субмарина уже на протяжении нескольких дней вела охоту за американцами в том секторе. Это была подводная лодка «I-58», которой командовал капитан третьего ранга Матицура Хасимото. В его арсенале кроме привычных торпед, находились еще и мини-подлодки «Кайтэн». То есть, те же торпеды, только под управлением смертников.

Двадцать девятого июля 1945 года около одиннадцати вечера акустик «I-58» обнаружил одиночное судно. Хасимото, не раздумывая, приказал атаковать врага. Интересно вот что: до сих пор точно не установлено, с помощью какого оружия японская подводная лодка смогла уничтожить «Индианаполис». Капитан «I-58» утверждал, что использовал обычные торпеды. Но многие эксперты склонялись к версии со смертниками. Так или иначе, но подлодка атаковала крейсер с расстояния четырех миль. И уже через одну минуту десять секунд прогремел взрыв. Удостоверившись, что цель поражена, «I-58» быстро покинула район атаки, поскольку опасалась возможного преследования. Любопытно, что ни Хасимото, ни его команда сами тогда не знали, что за корабль они потопили. Соответственно, не получили они и никаких сведений о судьбе экипажа судна.

Хасимото потом вспоминал: «Наблюдая в перископ, я видел несколько вспышек на борту корабля, однако он, казалось, еще не собирался тонуть, поэтому я приготовился дать по нему второй залп. От водителей торпед послышались просьбы: «Поскольку корабль не тонет, пошлите нас!» Противник, конечно, представлял для них легкую цель, даже несмотря на темноту. А что если корабль потонет еще до того, как они достигнут цели? Однажды выпущенные, они уходили уже навсегда, поэтому не хотелось рисковать, жаль было губить их напрасно. Взвесив факты, я решил не выпускать на этот раз человеко-торпеды… Опустив перископ, я приказал вести дальнейшее наблюдение за противником при помощи шумопеленгатора и гидролокатора. Как мы слышали уже после войны, корабль в тот момент находился на грани гибели, но в то время у нас были сомнения на этот счет, так как хотя 3 наших торпеды и попали в цель, они не смогли потопить корабль».

Но они смогли. Торпеды угодила в машинное отделение. Взрыв был такой силы, что все члены экипажа, которые там находились, мгновенно погибли. Повреждения же оказались настолько серьезными, что на плаву крейсер продержался лишь несколько минут. Маквей распорядился покинуть, идущий ко дну «Индианаполис».

Добро пожаловать в ад

Крейсер утонул через двенадцать минут. Судьбу погибшего судна разделили порядка трехсот из тысячи ста девяноста шести членов экипажа. Остальные выжили. Кто-то оказался в воде, кому-то посчастливилось взобраться на спасательные плоты. Климатические условия и жилеты давали морякам надежду на спасение. Поскольку несколько дней они бы кое-как смогли протянуть. Как мог подбадривал команду и выживший Маквей. Он утверждал, что в данном секторе постоянно курсируют американские корабли. А значит спасение – дело времени.

До сих пор неясной остается ситуация с сигналом «SOS». Мнения на этот счет разнятся. По одним сведениям, радиопередатчик «Индианаполиса» вышел из строя сразу же после попадания в крейсер торпеды. Соответственно, сигнал о помощи подать было просто невозможно. По другим данным, «SOS» все-таки был подан. Более того, его даже приняли на трех американских станциях. Но… никто на сигнал не среагировал. По одной из версий, на первой станции командир находился в состоянии алкогольного опьянения, начальник второй приказал подчиненным не беспокоить его. Что же касается третьей, то там сигнал о бедствии восприняли как японскую уловку. Поэтому тоже не предприняли никаких действий. Есть также сведения, что морская разведка США перехватила сигнал с «I-58» о потоплении судна как раз в районе пути «Индианаполиса». Это сообщение было передано в штаб, но осталось без внимания. В общем, на крейсер все махнули рукой. И это, конечно, удивляет.

Многие из выживших моряков получили серьезные ранения, переломы и ожоги. Причем не все успели надеть спасательные жилеты или найти себе место на плотах. Кстати, плоты представляли собой прямоугольные рамы из бальсового дерева с веревочной сеткой, сверху накрытые дощатым полом.

Первые сутки прошли относительно спокойно. Более того, решилась и проблема с нехваткой спасательных жилетов. Выжившие моряки снимали их со своих погибших от ранений товарищей. Но на вторые сутки ситуация стала ухудшаться. Некоторые моряки умирали, наглотавшись дизельного топлива, разлитого по водной поверхности. Другие не выдерживали палящих солнечных лучей и жары. А третьи не пережили холодной ночи. Но эти факторы были губительными только для тяжело раненых. Остальные же мужественно продолжали бороться за свои жизни и ждали помощи. Но затем появился новый фактор, актуальный для всех. Появились акулы.

Поначалу погибшие, как бы цинично это не было, приняли удар на себя. Хищники атаковали именно их. Выжившие вспоминали, что тело неожиданно резко уходило под воду. А через какое-то время всплывал либо один жилет, либо кусок плоти. Началась паника. Моряки начали сбиваться в группы, прижимали ноги к животам. А кровь привлекала все новых и новых хищников. На третьи сутки акулы принялись нападать уже на живых. Паника достигла своего апогея. У некоторых из-за ужаса начинались галлюцинации. Люди кричали, что видят корабль и пытались до него доплыть. Но стоило им отсоединиться от группы, как мгновенно из воды показывались плавники.

Постепенно хищные рыбы взяли несчастных и замученных людей в плотное кольцо. Из воды постоянно торчали острые плавники. Наиболее тесным оно стало ночью. Моряки даже не пытались сопротивляться, они смирились со своей участью и ждали неминуемой смерти. Дэвид Хэрелл, один из выживших, вспоминал, что он оказался в группе из восьмидесяти сослуживцев. Наутро четвертого дня в ней осталось лишь семнадцать человек. Другой выживший – Шерман Бут – рассказывал: «На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели».

На четвертый день стали подводить спасательные жилеты, их запас прочности неумолимо подходил к концу. Они и так продержались долго, поскольку были рассчитаны на сорок восемь часов. То, что произошло потом, почти никто из моряков не помнил. Они лишились сил и просто дрейфовали, ожидая смерти.

Но чудо все-таки произошло. Случилось это второго августа. Экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura вдруг заметил людей, разбросанных на большой территории. Эта находка вызвала удивление, поскольку не было ни единого сигнала о бедствии в данном секторе. Еще сильнее удивился экипаж, когда выяснилось, что люди – американские моряки. PV-1 Ventura тут же доложил о своей находке в штаб. В район трагедии был отправлен гидросамолет. А вслед за ним отправились и несколько военных кораблей.

Сколько точно погибло моряков от атак акул – неизвестно. В общей сложности удалось спасти лишь триста двадцать одного человека. Но пятеро из них находились в тяжелом состоянии и вскоре умерли. Гибель «Индианаполиса» стала самой крупной по количеству жертв в истории флота США.

Кто виноват?
Новость о крушении крейсера стала шоковой для всей Америки. Война уже почти завершена и вдруг такое известие. Естественно был поднят вопрос: кто виноват? На свою беду капитан Маквей был в числе выживших. И, конечно, всех собак было решено повесить именно на него. Чарльза Маквея отдали под трибунал. Главное обвинение заключалось в нарушении инструкции. Мол, если бы крейсер шел зигзагами, трагедия не произошла бы. На судебное разбирательство доставили и японского капитана Матицуру Хасимото, которого удалось взять в плен. Его обвиняли в том, что он потопил крейсер при помощи смертника. Это считалось военным преступлением (про ядерные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, дипломатично умолчали).

Девятнадцатого декабря все того же 1945 года капитан Маквей был признан виновным в «преступной халатности» (хотя Хасимото утверждал, что сумел бы потопить крейсер даже если бы тот перемещался зигзагообразным маршрутом). Его разжаловали и уволили из Военно-Морского флота. Жесткое решение было вполне оправдано, поскольку всем нужен был «козел отпущения». Но уже спустя несколько месяцев Маквея восстановили. Он даже сумел дослужиться до звания контр-адмирала. А в отставку ушел в 1949 году. Что же касается Хасимото, то суду так и не удалось доказать применение им смертника. Поэтому вскоре его отправили в Японию. И он продолжил службу. Правда, стал капитаном торгового судна. Затем, после отставки, Хасимото принял монашество и написал книгу воспоминаний.

А Маквей так и не смог смириться с тем, что произошло. Он еще долго получал письма с грозами от семей погибших моряков. Чарльз считал себя виновным в трагедии. Контр-адмирал не выдержал в 1968 году и покончил с собой на лужайке перед собственным домом.

Интересно вот что: в 2001 году ВМС США официально сняли все обвинения с Маквея. А совсем недавно, в августе 2017 год были обнаружены обломки «Индианаполиса».
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 июля 2018 08:05
    Есть фильм Крейсер с Николасом Кейджем в роли Маквея. Ну что тут скажешь... Бог не фраер,он все видит....вот отомстили японцы, за свои города которые накрыли атомными бомбами, даже сами того не зная.
    1. +5
      21 июля 2018 14:49
      Фильм конечно слабенький..Ответил за свой "поступок"(по тексту автора)?Он военный моряк и выполнял приказ.А что и как там косячили,то да...Хваленая американская система спасения на море дала трещину.Наверное в самом деле Кара Божья...
      Цитата: Одинокий Волк
      Есть фильм Крейсер с Николасом Кейджем в роли Маквея. Ну что тут скажешь... Бог не фраер,он все видит....вот отомстили японцы, за свои города которые накрыли атомными бомбами, даже сами того не зная.
    2. +3
      23 июля 2018 16:20
      Что бы местью хоть примерно сравнять счет, нужно было штук 200 таких крейсеров потопить, и это был бы размен только за тех кто в первые минуты погиб, а за больных от радиации...
  2. +7
    21 июля 2018 08:44
    Сами того не осознавая, моряки "Индианаполиса" стали своего рода платой Америки за военное преступление. Если одни мучались от последствий ядерных взрывов, то других молча и методично кушали акулы. Своего рода насмешка Судьбы - ведь "Индианаполис" причастен к гибели сотен тысяч японцев,сгоревших в огне Хиросимы и Нагасаки.Конечно, формально "размен" не сопоставим, но ... за всё надо платить. Это так, из области философии.
    А чисто из логических соображений я бы не отказал в просьбе смертникам . А потом можно говорить что хочешь. даже то, что ты не применял "кайтены"(тем более под обвинениями в военных преступлениях). Ночь, цель одиночная, перископы человеко-торпед практически незаметны...Когда-то давно читал в газете, что косвенным признаком потопления "Индианаполиса" смертниками могут служить фамилии их, занесенные в каком-то военном зале славы в Японии в герои за потопление американского крейсера. Правда или нет - судить не берусь,но это точно помню. Так что правду можно вычислить,если только захотеть внимательно смотреть на детали...
    1. +1
      21 июля 2018 10:47
      Вы про Ясукуни? Только не героев, а святых, и там с деталями, насколько помню, очень не очень - дата смерти, да все, где, как - а бес его разбери
      1. +6
        21 июля 2018 11:18
        Может быть - спорить не буду. Лет 8 назад дал одному чудаку на букву "м" почитать книгу Бунича про потопление "Индианаполиса" так там была и эта статья вложена. Естессно, книгу мне не вернули, а кому давал- даже и не помню...Так вот именно в той газетной статье и было упоминание о том, что в списках героев значится и пилот "Кайтена",погибший в день гибели "Индианаполиса". Повторюсь - правда или нет, спорить не буду.
        Но реальную картину гибели крейсера от "рук" смертников можно восстановить лишь по косвенным признакам. Лично я склоняюсь к тому, что не всё так однозначно... Отказать героям,добровольно шедшим на смерть(не в духе самураев это)... По показаниям выживших очень сильный взрыв(при том, что были примеры,когда японскими торпедами отрывало приличную часть корабля, а он оставался на плаву)...Путаница в показаниях японцев по времени хода торпед и т.д......
        1. MPN
          +5
          21 июля 2018 14:09
          Цитата: рюрикович
          Путаница в показаниях японцев по времени хода торпед и т.д......

          Да, тут не сходится, даже в этой статье...
          но подлодка атаковала крейсер с расстояния четырех миль. И уже через одну минуту десять секунд прогремел взрыв.
          Не полез смотреть характеристики торпед, но так не бывает... , потом три торпеды попали(ночью) их по моему пускают веером... Правда добивать смертника может и не пустили, смысла не было и пригодится в следующей атаке, но в самой атаке скорее всего смертник был..
          1. +3
            21 июля 2018 22:03
            Цитата: MPN
            Не полез смотреть характеристики торпед, но так не бывает
            Почти 400 км/ч - хорошая торпеда. Если поменять слово миля на кабельтов - всё более менее нормально получается: промахнуться менее чем с километра непросто.
            Цитата: MPN
            потом три торпеды попали(ночью) их по моему пускают веером...
            В пересечение вероятных маршрутов. Если Хасимото видел, что крейсер не пытается увернуться - он мог все торпеды в одну "лунку" уложить, потому мог и не использовать смертников.
          2. +7
            22 июля 2018 10:22
            Цитата: MPN
            Да, тут не сходится, даже в этой статье...
            "но подлодка атаковала крейсер с расстояния четырех миль. И уже через одну минуту десять секунд прогремел взрыв." Не полез смотреть характеристики торпед, но так не бывает... , потом три торпеды попали(ночью) их по моему пускают веером...

            1. Статью грубо скопиластили с ранней публикации, поменяв название (вывеску). Поэтому ошибки прежнего автора тупо растиражировали дальше.
            2. Японец был вооружен т-дами "тип 95". Надо сказать, отличными для своего времени машинами.
            ТТХ торпеды Type 95/ Type 95 Model 2: длина – 9 м; диаметр – 533 мм; масса — 1665/1730 кг; масса ВВ– 405/550 кг; дальность – 9 000/12 000 м; скорость – 49/51 узлов; мощность – 330/430 л.с.
            НО! Если атака с Д= 4,0 мили (7 408м), и поражение цели через 70 сек, то скорость у нее дб порядка 250 уз !!! Что не соответствует ТТХ. И это так, ибо вот "объективка":
            В 23:26 лодка произвела шеститорпедный залп, выпустив торпеды («типа 95») с интервалом в две секунды; по словам Хасимото, он стрелял с дистанции 1370 м[9]. На лодке наблюдали три взрыва торпед, однако командир Хасимото сомневался, что ему удалось отправить на дно атакованный корабль, а не просто повредить его.
            Об этом он сам пишет в своей книге "Потопленные".
            Поэтому прав коллега (моряк, как никак!) Симаргл (Андрей) , указывая, что дистанция атаки не 4 мили, а скорее 4 кабельтова...Правда, она получается 7,4 кбт, но это "ближе к телу", как говорил Ги де Мопасан!
            Как-то так, однако. АГА.
            1. MPN
              +5
              22 июля 2018 10:26
              hi Александр!
              Цитата: Удав КАА
              Как-то так, однако. АГА.
              Вот когда спецы объясняют, становится все на места. И попадание 3х торпед из 6ти (ибо в статье 3х торпедный залп и 3 попадания) и все остальное Спасибо за разъяснения! hi
            2. +1
              23 июля 2018 01:13
              Судя по истории службы I-58 c combinedfleet.com, на дистанции 4400 ярдов командир ПЛ понял, что его цель пройдёт слишком близко, и торпеды могут не успеть встать на боевой взвод - и лёг в циркуляцию для увеличения дистанции.
              А собственно залп был сделан с дальности 1640 ярдов:
              When the distance is down to 4,400 yards, Hashimoto realizes that INDIANAPOLIS will pass by so close that his torpedoes will not have time to arm. He orders right rudder and begins a long circle to increase the range.
              At 2326 (JST), Hashimoto changes the torpedo data computer setup to a 60-degree port angle on the bow. At a range of 1,640 yards he fires a spread of six Type 95 Model 2 torpedoes with 2-second intervals, all set to the depth of 4 meters. He observes three equally spaced hits on the starboard side. The first is forward of the No. 1 turret, the second is abreast of the same turret, followed by an explosion and bright red flame. The third is near the bridge, abreast the No. 2 turret.
              © combinedfleet.com
        2. +3
          21 июля 2018 19:38
          Какая разница использовали японцы смертников в той атаке или нет. Известны десятки случаев когда американцы расстреливали тонущих но нет ни одного примера когда амеров за это наказывали. Просто нафиг надо отправлять штатовских с такими претензиями.
          1. +9
            22 июля 2018 05:09
            В обычае японцев не сдаваться в плен. Сдача в плен - это позор. Они сражались до последнего. Поэтому, когда в спасательную шлюпку летела граната или стреляли из пистолета, то американцы в ответ расстреливали болтающихся в воде японцев. А что им делать? Объявить себя человеколюбами и демократами? Японцы зарекомендовали себя люто жестокими уродами. Поэтому их никто не жалел. И среди американских ветеранов не было тех, кто жалел об атомных бомбардировках.
            1. +2
              22 июля 2018 17:37
              Да да конечно.. Расстреливать штатских женщин и детей, с бреющего, из крупнокалиберных пулеметов. Вот это норма для американов.. .
              1. +1
                22 июля 2018 22:15
                Цитата: Saxahorse
                Да да конечно.. Расстреливать штатских женщин и детей, с бреющего, из крупнокалиберных пулеметов. Вот это норма для американов.. .

                Кхм... не стоит так бросаться обвинениями. А то ведь и нам могут припомнить расстрел нашей ПЛ безоружных норвежских рыболовных мотоботов (да ещё и с оставлением за бортом члена команды ПЛ).
                1. +3
                  22 июля 2018 23:06
                  Всякое на войне бывает, но вопрос почему у американской армии пленных японцев нет совсем прозвучал еще во время ВМВ. Хотя советской армии японцы сдавались без особых проблем, только при виде американцев почему то тут же дружно умирали, включая штатских.
                  1. +3
                    23 июля 2018 00:40
                    Цитата: Saxahorse
                    Всякое на войне бывает, но вопрос почему у американской армии пленных японцев нет совсем прозвучал еще во время ВМВ. Хотя советской армии японцы сдавались без особых проблем, только при виде американцев почему то тут же дружно умирали, включая штатских.

                    Советской армии японцы начали массово сдаваться после рескрипта Тэнно о капитуляции. А до этого на предложение сдаться отвечали обычно огнём (да и после были случаи - один десант на Шумшу чего стоит).
                    У американцев было точно так же - массовая сдача в плен японцев началась только в августе 1945. А до этого... понимаете, после банзай-атак обычно пленных практически не остаётся. А такие атаки японцы практиковали повсеместно. Да и не стремились японцы особо в плен - видимо, считали, что там с ними там будут обращаться так же, как сами японцы обращались с пленными:
                    1. +1
                      23 июля 2018 12:36
                      Откуда Вы взяли сведения о том, что японцы массово сдавались в плен после объявления о капитуляции? Хирохито выступил по радио 15 августа 1945. Американцам японцы перестали оказывать сопротивление, но на советском фронте продолжались упорные бои были до конца августа, до того, как капитуляцию японцы подписали. Почему мы о Курилах спорим? Японцы думают: капитуляцию объявил Хирохито -все, что после - незаконные приобретения, а то, что они сами на советском фронте на эту капитуляцию плевать хотели - забыли (очень упростил, но тем не менее).
                      Фотография не совсем из нужного времени. Это - казнь одного из американских пленных летчиков, учувствовавших в "налета возмездия" после нападения Японии на жемчужную гавань (Перл-Харбор).
                      1. +1
                        23 июля 2018 22:30
                        Цитата: Безликий
                        Откуда Вы взяли сведения о том, что японцы массово сдавались в плен после объявления о капитуляции? Хирохито выступил по радио 15 августа 1945. Американцам японцы перестали оказывать сопротивление, но на советском фронте продолжались упорные бои были до конца августа, до того, как капитуляцию японцы подписали.

                        Например, из советских мемуаров:
                        Утром 18 августа японское командование приняло все условия капитуляции, о чем нам стало известно из телеграммы начальника штаба Забайкальского фронта генерала М. В. Захарова. В тот же день до нас был доведен приказ Ставки Верховного Главнокомандования, в котором говорилось:
                        «1. На всех участках, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекратить. Принять меры к организованному приему военнопленных японцев, обращение с военнопленными повсеместно должно быть хорошим.
                        2. Оказать содействие в организации в городах и больших населенных пунктах китайских органов самоуправления, замене японских флагов китайскими и в поддержании порядка в городах и на железнодорожных станциях».
                        © ЧВС 39 А генерал-майор Бойко.
                        После 18 августа в полосе 39 А началась массовая организованная сдача в плен - чего до этого момента не наблюдалось. Причём дивизии сдавались "группам офицеров и солдат":
                        Для разоружения и пленения японских войск Военный совет создал специальные группы в таких гарнизонах, как Сыпингай, Ляоян, Инкоу, во главе с ответственными генералами и офицерами.
                        Для разоружения 39-й пехотной дивизии и танковой бригады в Сышшгае и Мукдене была направлена группа офицеров и солдат во главе с командующим артиллерией армии генералом Ю. П. Бажановым. Юрий Павлович доложил Военному совету, что приказ о капитуляции японские войска выполнили безоговорочно и точно.
                        К 20 августа части и соединения Квантунской армии, за исключением отдельных гарнизонов и бродячих отрядов и групп, повсеместно прекратили сопротивление и сдавались в плен нашим войскам.

                        Цитата: Безликий
                        Это - казнь одного из американских пленных летчиков, учувствовавших в "налета возмездия" после нападения Японии на жемчужную гавань (Перл-Харбор).

                        Нет. Это 24 октября 1943 года. На коленях - сержант Leonard Siffleet (Австралия). Фотографию нашли на трупе японского офицера в апреле 1944 г. Причём казнь была не инициативой исполнившего её офицера Yasuno Chikao - японец выполнял приказ контр-адмирала Michiaki Kamada.
                      2. 0
                        24 июля 2018 10:17
                        Уважаемый Алексей, за информацию по фотографии - спасибо. К этой фотографии есть разные подписи - Вашего варианта я пока не находил.

                        Советские мемуары - источник важный, но не вполне надежный. Цензуру никто не отменял. А если к примеру, сравнить "Воспоминания и размышления" Г.К.Жукова и "Солдатский долг" К.К.Рокоссовского - понимаешь их принципиально разное отношение к войне, а сравнивая книгу Жукова с дневником Ф.Гальдера - порой ощущение, что они вообще о разных ТВД пишут.
                        Мнение относительно боевых действий в августе у меня сложилось на основании опубликованных (рассекретили их, видимо, раньше) в 2015 году документов о том периоде войны (вышли отдельным изданием: гляну реквизиты - напишу).
                2. +1
                  23 июля 2018 13:44
                  Не читайте на ночь либеральную прессу:)
                  "19 января 1943 г., находясь в подводном положении около мыса Клуббен (у о. Арней), вахта обнаружила сигнальную сеть. Рассказывает лейтенант Василий Терехов: «Я был вахтенным командиром и в 13.16 подвсплыл под перископ. Осматривая горизонт, увидел мотоботы, ставившие сети. Сразу начал маневр погружения и уклонения от сетей. Видимо, на ботах заметили наш перископ, в 13.19 некоторые боты дали ход и пошли на лодку. В 13.20 — первый взрыв глубинной бомбы. В рубку прибежал командир, я доложил обстановку. Лодка еще только уходила на глубину, как бомбы посыпались одна за другой. Начиная с 13.20 до 15.05 было сброшено 85 (!) бомб — такое было упорное преследование."
                  Даже если лодку бомбили не норвежские рыбаки, а норвежские коллаборационисты, засевшие на рыбацких мотоботах, с подводной лодки это не видно. А вот дыхание смерти от разрывов глубинных бомб можно прочувствовать явственно.
                  В отношении "просто" сетей однозначно высказался командир БЧ-5 подводной лодки «Д-3» В. Челюбеев: "Сегодня попали в самое неприятное положение для подводной лодки. Застряли в сетях. Рыбацкие это были сети или специальные — не знаю, но хуже не придумаешь...".
                  1. 0
                    23 июля 2018 22:41
                    Вот интересно - а почему наша ПЛ не всплыла 19 января, чтобы устроить такой же бой с мотоботами, как 12 апреля? Чем ситуация в январе отличалась от апрельской - и почему в апреле командир ПЛ мог артиллерийским огнём топить мотоботы и даже брать пленных, а 12 января - уходил от них на глубину?
                    Ведь, из Вашей цитаты следует, что обнаруженные 12 апреля мотоботы тоже могли оказаться охотниками за ПЛ - почему ПЛ и открыла по ним огонь.
                  2. 0
                    23 июля 2018 22:59
                    И это я ещё не вспоминаю про смытого за борт в бою 12 апреля матроса Лабутина, которого при полном отсутствии противодействия со стороны "противника" никто не спасал.
                    Упавшего краснофлотца Лабутина полагаю утонувшим. Возможность компрометации номера подводной лодки может произойти в случае, если был выловлен его труп, по документам, бывшим у него (боевая книжка, краснофлотская книжка).

                    А Лабутин выжил - его спасли норвежцы с единственного оставшегося целым мотобота. Дальше - плен, концлагерь (единственными правдивыми данными, полученными от него, были год рождения и его ФИО, а вот фамилию командира ПЛ он выдал ложную), побег, Швеция, посольство, переправка в Финляндию, Выборг, фильтрация, и опять - на войну.
    2. +2
      21 июля 2018 18:01
      А чисто из логических соображений я бы не отказал в просьбе смертникам . А потом можно говорить что хочешь. даже то, что ты не применял "кайтены"(тем более под обвинениями в военных преступлениях). Ночь, цель одиночная, перископы человеко-торпед практически незаметны..
      Кайтен не Мерс и не Тойота слишком сложная машинка для управления да еще и через перископ ночью вот японец и отказал своим психам..не был уверен что попадет
      1. +2
        22 июля 2018 06:09
        Цитата: Одинокий Волк
        Кайтен не Мерс и не Тойота слишком сложная машинка для управления да еще и через перископ ночью вот японец и отказал своим психам..не был уверен что попадет

        Вы правы: Ютака Ёкота" субмарины-самоубийцы". Автор этой книги воспоминаний прошёл весь путь воспитания водителя-самоубийцы "Кайтена". Чудом остался жив и прошёл нелёгкий путь реабилитации к мирной жизни.
    3. +2
      21 июля 2018 18:53
      Что-то маловата плата-пара сотен янки против сотен тысяч МИРНЫХ!!!! жителей.
      1. +4
        21 июля 2018 22:09
        Цитата: Ищущий
        пара сотен янки против сотен тысяч МИРНЫХ!!!! жителей.
        Если говорить о ядерных бомбардировках...
        Вообще, толку от них было никакого: в Японии было под 70 крупных городов, 60+ янки сожгли обычными ковровыми бомбардировками. добавили ещё 2 с практически таким же результатом (выжженная земля).
        Нужно учитывать, что почти 99% застройки тех времён в Японии - дрова.
        Ну а по большому счёту - японцы, ведя весьма агрессивную войну, нарвались на не менее агрессивного противника. И, если СССР действовал на захваченных территориях практически только против военных, то от янки японцы огребли по полной (и мирное население пострадало).
  3. +1
    21 июля 2018 11:21
    Полумистическая история
    Спасибо!
  4. +3
    21 июля 2018 11:56
    В начале 70-х годов, в журнале ТМ , непомню какой номер было описано и то как Индианопоис доставлял атомные бомбы на атолл Тинниан. апомнилась статья по двум моментам: якобы Индианополис шёл в США за третьей атомной бомбой, но в последствии это оказалс фейк и второй момент, это атака торпелы кайтен на крейсер. А судьба одного из них, описана им самим, вот финанал его мемуаров: "Я не собирался никуда уходить. Не было за земле места, казалось мне, куда бы я мог отправиться. Я сам определил себя в обитель смерти. Так как же я могу покинуть ее и отправиться в обитель жизни? Моя душа принадлежала Ясукуни, она стремилась соединиться там с душами моих погибших товарищей, а вовсе не обитать и дальше в моем теле. Я должен повиноваться приказу адмирала, и я сдам свой «кайтэн», но как я могу отринуть мое желание жить в памяти тех, кто знал меня лучше всех на земле?
    Подводная лодка И-159 вернулась из Японского моря, не выпустив ни одного «кайтэна» в тот день, когда адмирал Нагаи говорил с нами. Война, по крайней мере что касается 6-го флота, должна была тем самым закончиться. На следующий день я понял, что адмирал, должно быть, принял меры, которые изолировали нас от нашего оружия. Экипажи подводных лодок уже начали демонтировать «кайтэны» или сливали из них горючее.
    Боеголовки снимались с боевого взвода и отправлялись на хранение в арсеналы. В других районах Японии военные простреливали бензобаки бронетехники и снимали пропеллеры с самолетов. Высшие военные руководители старались избежать любых инцидентов, направленных против американских оккупационных сил, которые дали бы им повод продолжать войну.
    С возвращением субмарины И-159 закончилась и вся программа «кайтэнов». В ходе ее осуществления 80 водителей торпед погибли в боях и еще 8 погибли при транспортировке на базы на побережье Окинавы. В результате несчастных случаев в ходе подготовки погибли 15 человек. Восемь субмарин-носителей «кайтэнов» — И-37, И-44, И-48, И-56, И-165, И-361, И-368 и И-370 — с экипажами общей численностью более 600 человек были потоплены неприятелем, когда они отыскивали цели для «кайтэнов». Но против всех этих потерь 6-й флот числил на своем боевом счету от 40 до 50 потопленных вражеских кораблей, в том числе британский крейсер класса «Леандер»).
    Многие мои товарищи покинули Оцудзиму. Я же остался, пребывая где-то между жизнью и смертью. Я настолько проникся мыслью, что мне предстоит пожертвовать жизнью, что теперь просто не представлял, как мне жить дальше. Многие из моих друзей достигли своей цели — пали смертью героев, но меня эта участь миновала. Теперь они пребывали в преддверии храма Ясукуни, ожидая меня, чтобы вместе войти во врата славы. Но война закончилась, и у меня не было права войти в эту священную обитель. Не мог я и снова обратить свое лицо к тому миру, от которого столь полно отошел. Я был несчастен и подумывал о самоубийстве, но из гордости не мог совершить его. Моя жизнь стоила не меньше одного крупного американского Я не собирался никуда уходить. Не было за земле места, казалось мне, куда бы я мог отправиться. Я сам определил себя в обитель смерти. Так как же я могу покинуть ее и отправиться в обитель жизни? Моя душа принадлежала Ясукуни, она стремилась соединиться там с душами моих погибших товарищей, а вовсе не обитать и дальше в моем теле. Я должен повиноваться приказу адмирала, и я сдам свой «кайтэн», но как я могу отринуть мое желание жить в памяти тех, кто знал меня лучше всех на земле?
    Подводная лодка И-159 вернулась из Японского моря, не выпустив ни одного «кайтэна» в тот день, когда адмирал Нагаи говорил с нами. Война, по крайней мере что касается 6-го флота, должна была тем самым закончиться. На следующий день я понял, что адмирал, должно быть, принял меры, которые изолировали нас от нашего оружия. Экипажи подводных лодок уже начали демонтировать «кайтэны» или сливали из них горючее.
    Боеголовки снимались с боевого взвода и отправлялись на хранение в арсеналы. В других районах Японии военные простреливали бензобаки бронетехники и снимали пропеллеры с самолетов. Высшие военные руководители старались избежать любых инцидентов, направленных против американских оккупационных сил, которые дали бы им повод продолжать войну.
    С возвращением субмарины И-159 закончилась и вся программа «кайтэнов». В ходе ее осуществления 80 водителей торпед погибли в боях и еще 8 погибли при транспортировке на базы на побережье Окинавы. В результате несчастных случаев в ходе подготовки погибли 15 человек. Восемь субмарин-носителей «кайтэнов» — И-37, И-44, И-48, И-56, И-165, И-361, И-368 и И-370 — с экипажами общей численностью более 600 человек были потоплены неприятелем, когда они отыскивали цели для «кайтэнов». Но против всех этих потерь 6-й флот числил на своем боевом счету от 40 до 50 потопленных вражеских кораблей, в том числе британский крейсер класса «Леандер»).
    Многие мои товарищи покинули Оцудзиму. Я же остался, пребывая где-то между жизнью и смертью. Я настолько проникся мыслью, что мне предстоит пожертвовать жизнью, что теперь просто не представлял, как мне жить дальше. Многие из моих друзей достигли своей цели — пали смертью героев, но меня эта участь миновала. Теперь они пребывали в преддверии храма Ясукуни, ожидая меня, чтобы вместе войти во врата славы. Но война закончилась, и у меня не было права войти в эту священную обитель. Не мог я и снова обратить свое лицо к тому миру, от которого столь полно отошел. Я был несчастен и подумывал о самоубийстве, но из гордости не мог совершить его. Моя жизнь стоила не меньше одного крупного американскогоЯ не собирался никуда уходить. Не было за земле места, казалось мне, куда бы я мог отправиться. Я сам определил себя в обитель смерти. Так как же я могу покинуть ее и отправиться в обитель жизни? Моя душа принадлежала Ясукуни, она стремилась соединиться там с душами моих погибших товарищей, а вовсе не обитать и дальше в моем теле. Я должен повиноваться приказу адмирала, и я сдам свой «кайтэн», но как я могу отринуть мое желание жить в памяти тех, кто знал меня лучше всех на земле?
    Подводная лодка И-159 вернулась из Японского моря, не выпустив ни одного «кайтэна» в тот день, когда адмирал Нагаи говорил с нами. Война, по крайней мере что касается 6-го флота, должна была тем самым закончиться. На следующий день я понял, что адмирал, должно быть, принял меры, которые изолировали нас от нашего оружия. Экипажи подводных лодок уже начали демонтировать «кайтэны» или сливали из них горючее.
    Боеголовки снимались с боевого взвода и отправлялись на хранение в арсеналы. В других районах Японии военные простреливали бензобаки бронетехники и снимали пропеллеры с самолетов. Высшие военные руководители старались избежать любых инцидентов, направленных против американских оккупационных сил, которые дали бы им повод продолжать войну.
    С возвращением субмарины И-159 закончилась и вся программа «кайтэнов». В ходе ее осуществления 80 водителей торпед погибли в боях и еще 8 погибли при транспортировке на базы на побережье Окинавы. В результате несчастных случаев в ходе подготовки погибли 15 человек. Восемь субмарин-носителей «кайтэнов» — И-37, И-44, И-48, И-56, И-165, И-361, И-368 и И-370 — с экипажами общей численностью более 600 человек были потоплены неприятелем, когда они отыскивали цели для «кайтэнов». Но против всех этих потерь 6-й флот числил на своем боевом счету от 40 до 50 потопленных вражеских кораблей, в том числе британский крейсер класса «Леандер»).
    Многие мои товарищи покинули Оцудзиму. Я же остался, пребывая где-то между жизнью и смертью. Я настолько проникся мыслью, что мне предстоит пожертвовать жизнью, что теперь просто не представлял, как мне жить дальше. Многие из моих друзей достигли своей цели — пали смертью героев, но меня эта участь миновала. Теперь они пребывали в преддверии храма Ясукуни, ожидая меня, чтобы вместе войти во врата славы. Но война закончилась, и у меня не было права войти в эту священную обитель. Не мог я и снова обратить свое лицо к тому миру, от которого столь полно отошел. Я был несчастен и подумывал о самоубийстве, но из гордости не мог совершить его. Моя жизнь стоила не меньше одного крупного американского авианосца, напоминал я себе. Как же я мог прервать ее одной маленькой пистолетной пулей? " Ютака Ёкота "Субмарины самоубийцы". Книга есть в сети.
  5. +1
    21 июля 2018 14:52
    ,,, 31 марта 1944 дозорные корабля USS Indianapolis заметили японский самолет, который летел со стороны восходящего солнца и сразу нацелился на командный мостик в вертикальном пикировании. 20-мм зенитные установки не смогли остановить самолет противника и через 15 секунд он был уже над кораблем. Хотя зенитный огонь и прошелся по нему заставив его все-таки свернуть, пилоту бомбардировщика удалось вывернуть самолет для удачного сброса бомбы на корабль с убойно малой высоты, после чего он упал в воду рядом с кормой корабля. Упавшая бомба пробила палубу, пролетела сквозь молитвенный зал экипажа, дальше прошла через причальный отсек, потом сквозь топливные отсеки, и перед тем как взорваться в воде под днищем корабля, прошла также через киль корабля. В следствии взрыва корабль получил две зияющие пробоины в киле, через которые были затоплены соседние отсеки, и в результате погибло 9 членов экипажа. Корабельные переборки предотвратили последующие затопления соседних отсеков. Едва управляемый, USS Indianapolis направился в порт, по дороге радируя ремонтному кораблю для оказания экстренного ремонта. Как показал осмотр, на корабле были повреждены гребные валы, топливный отсек разорван, и также выведено из строя оборудование по очистке воды. Но все же, USS Indianapolis совершил длительный рейс через Тихий океан до острова Мэйр - собственным ходом.
  6. +7
    21 июля 2018 16:46
    атомная бомба с циничным названием «Малыш»

    А, что в этом названии "циничного"? Тогда и "Буратино", и "Василёк" и "Акация", - это не цинично-ли?
    Автор видно учился не журналистике а пропаганде.
    1. 0
      23 июля 2018 12:38
      Там их 2 разных было. Один "Толстяк" - из-за формы, а другой маленький и вытянутый - "Малыш".
      1. 0
        30 июля 2018 13:43
        Самое интересное в этих бомбах то, что нет ни одного оригинального сопроводительного документа или какой иной оригинальной конструкторской документации именно на "Малыша", только копии с общими схемами. И мало того, американцы больше никогда ни до ни после не пользовались урановыми зарядами ствольного типа. Т.е. этот заряд был в единственном экземпляре и вышел на боевое применение без каких либо испытаний и тестирования. Так что можно косвенно сделать вывод об его не американском происхождении, что полностью противоречит Л. Гровсу и его мемуарам ("Теперь об этом можно рассказать"). Отмазка о том, что этот заряд настолько прост, что его не нужно испытывать - не прокатывает как и песня об малой эффективности (что конечно присутствует, но выбор схемы определяется в данном случае не эффективностью, а наличием ресурсов). Скорее всего группа "Алсос" сумела вывезти этот заряд из Германии, возможно даже с протоколами испытаний. Это так-же косвенно объясняет почему крупнейший в Европе завод по производству синтетического каучука за все годы войны произвел что-то в районе 3-х тонн этого самого каучука затратив несколько тысяч гигаваттчасов электроэнергии с ближайших 5-6 электростанций и никого за это не расстреляли.
        Но, конечно, ко всему этому можно относиться как к "альтернативной" истории, но некоторые факты как-то неудобно выпирают bully
  7. +2
    21 июля 2018 17:06
    страшный случай из войны...\
    противники, природа, условия..все против тебя.
    Тут даже выжить любой ценой не получается-только везение.
  8. +6
    21 июля 2018 17:14
    Да при чем тут отомстили и "Бог нен фраер"... Вся вина крейсера и его экипажа - выполнили обычный приказ. Взяли пассажиров с грузом в пункте А, высадили в пункте Б. О характере груза никто из экипажа крейсера не имел понятия. А даже и имел бы - что, бунт поднимать? Нарушить присягу в военное время? И строевым шагом до ближайшей стенки?
    1. +4
      21 июля 2018 17:28
      Цитата: Molot1979
      Да при чем тут отомстили и "Бог нен фраер"... Вся вина крейсера и его экипажа - выполнили обычный приказ. Взяли пассажиров с грузом в пункте А, высадили в пункте Б. О характере груза никто из экипажа крейсера не имел понятия. А даже и имел бы - что, бунт поднимать? Нарушить присягу в военное время? И строевым шагом до ближайшей стенки?

      Вот и мне просто жалко погибших моряков!
  9. +1
    21 июля 2018 20:16
    ЕМНИП, в обычной торпеде тех времен заряд ВВ был 300-350 кг, а в "кайтэне" вчетверо больше - 1300 кг. Так что, судя по мощности взрыва, 1ю атаку, скорее всего, совершил кайтэн
  10. +2
    21 июля 2018 21:12
    Прямо скажем: Легкий крейсер тяжёлым становится с трудом. Американцам удалось изготовить гибрид типа Портленд. Но 8 дюймовые орудия ещё не всё, что нужно, чтобы тяжёлый крейсер стал действительно тяжёлым. У Гвадалканала сам Портленд от единственной торпеды потерял управляемость и ушёл на буксире. Одна единственная бомба прошила насквозь и едва не отправила Индианаполис на дно. Ну и не удивительно - 3 торпеды в МО и конец. В 30-х годах в США слово ПТЗ видимо мало что означало. Так что не удивлён.....
    1. +2
      23 июля 2018 01:22
      В 20/30-х годах слово ПТЗ применительно к КР мало что означало во всех странах. Ибо над конструкторами дамокловым мечом висели Вашингтон и Лондон: стандартное водоизмещение - не более 10 000 тонн. Вот и строили везде картонные КР.
      3 торпеды - это конец службы для любого вашингтонца. Тем более "японки" Type 95 Model 2 с их БЧ в 550 кг.
      1. 0
        24 июля 2018 00:17
        Ну не совсем. Французы в этом преуспели. Крейсер "Альжери" к примеру. Там ПТЗ была если не образцовой, то во всяком случае , весьма годной.
  11. +1
    21 июля 2018 21:44
    На всякое зло есть ещё большее зло! :) И бывает наступает время, "когда живые по завидуют мёртвым"! " Индианаполис" получил по своей энергетике: энергия ниоткуда не берётся и никуда не одевается,а лишь переходит из одного состояния в другое! Энергия ненависти не исчезла, а лишь потопила крейсер, который по словам японского капитана "не могли уничтожить три (японские малоэффективные в то время по оценке экспертов) торпеды"! :)
  12. 0
    22 июля 2018 12:53
    И почему мне совсем не жалко этих морячков?
  13. kig
    +1
    22 июля 2018 13:15
    Статейка какая-то легковесная, подозреваю что "автор" просто-напросто творчески переработал вот это: https://nstarikov.ru/blog/71118, а кое-что просто-напросто скопировал, не напрягая извилины. Например, вот это: Вскоре на крейсер поднялись два человека с небольшими коробками.
  14. +2
    23 июля 2018 02:38
    О Хиросиме и атомной бомбе много писали и в Советской прессе. Поминали и "Индианаполис" в смысле того, что он эту бомбу и доставил. Американцев, естественно, вываливали в дерьме по уши, а "несчастных" японцев жалели. (Что делать, политика) Но даже тогда наши писали, что у командира крейсера был строжайший запрет на выход в эфир и на ОБРАТНОМ маршруте тоже. Я это к тому, что наши и тогда (тем более) не прошли бы мимо американского "раздолбайства" и раззвонили об этом на весь мир. Тогда к любым мелочам цеплялись и пресса как свора бешеных псов набрасывалась на добычу, а уж такой "подарок" как неоказание помощи собственному кораблю уж не пропустили бы никак. Но... об этом ни слова.
    Теперь о бомбе. Читал в нашем же издании, что капитан Изерли, командир самолёта наведения В-25 лично написал на корпусе бомбы: "Подарок самураям за погибших на Индианаполисе". За достоверность не поручусь, скорее всего одна из сопутствующих большому событию легенд. Сам Клод Изерли после демобилизации выступал чуть ли ни с требованиями к своей стране покаяться в содеянном. Доходило до того, что он с незаряженным пистолетом обезоруживал полицейских для того, чтобы привлечь к себе внимание. В конце концов В США его посадили в сумасшедший дом, а у нас в Союзе подняли на щит и славили словно героя и "борца против империализма". Даже фильм сняли, где он проходил под именем "майор Гризли", слава богу я этзт шедевр кинотворчества не видел, только читал о нём в журнале "Советский экран". hi
    Не уверен, что это именно "Индианаполис", но, по-моему крейсер того же проекта.
  15. +1
    23 июля 2018 16:24
    А на Аризоне разве меньше погибло? , Там больше тысячи погибших было, а тут весь экипаж, 1300, 300 спаслось (округляю) . В статье упоминали что это самая крупная потеря ВМС США
  16. 0
    14 октября 2018 13:45
    Началось жаление японцев. Как будто японцы сильно отличались от гитлеровцев. Даже если и отличались, то в худшую сторону.