Великий магистр фон Книпроде: расцвет длиною в тридцать лет. Часть 2

55
Военные успехи — это лишь часть той картины, которую за тридцать лет написал фон Книпроде. Причем, не самая главная. Куда больше внимания великий магистр уделял мирному развитию своего ордена. Именно при нем рыцарство превратилось в полноценное европейское государство. Вот только за это тевтонцам пришлось заплатить высокую цену. Они предали собственные устои и уже не могли противостоять своим главным врагам: Литве и Польше.





Последний расцвет

При фон Книпроде орден впервые в своей истории сумел достичь баланса в сочетании внешней политики и внутренней. Если в первые годы его правления делался упор на отношения с соседями, построенные на силе и давлении, то затем от этой практики начали отходить. Во главу угла встала дипломатия. И это оказало на орден самые благоприятные последствия. Сам орден, как структура, начал сближаться со своими же городами (раньше они стояли особняком друг от друга). Толчок к бурному развитию получила торговля на Балтийском море. Поскольку Винриху удалось словом и делом доказать соседям, что орден — главное государство в регионе, никто не мог воспрепятствовать этому процессу. Как итог на прусской земле появилось полноценное тевтонское государство, эволюционировавшее из духовно-рыцарского ордена. По факту, все противники и конкуренты тевтонцев были только рады такому сценарию. Продолжительные войны, которые лишь истощали народы, ни к каким конкретным успехам не приводили. Поэтому Польша воспользовалась этим благоприятным моментом для решения собственных внутриполитических задач. Рад этому был, прежде всего, польский лидер Казимир Великий. Он не разделял внешнеполитический курс своего отца Владислава Локетека, считавшего тевтонцев главными врагами всей Польши. Казимир же считал, что с прусским государством вполне можно сосуществовать. Правда, за это пришлось отказаться от претензий на Помереллию. Но ради «вечного мира» Казимир был готов на такую жертву. Проблем у него и так хватало. Так что, решая внутренние задачи, фон Крипроде мог не беспокоиться о тыле.

Удалось великому магистру и краткосрочно приостановить, казалось бы, бесконечную войну с Литвой. Обоим государствам была необходима короткая передышка, чтобы залечить раны и восстановить силы. Так что, теперь ничто (и никто не мешал) ордену заняться строительством собственной государственности. И главным оплотом рыцари выбрали активную торговлю, а значит, — деньги. Усиленными темпами начал проходить процесс централизации административной системы, укрепление власти. В общем, орден быстро начала обретать черты современного государства.

Как уже было сказано, Тевтонский орден активно взялся за торговлю. Зерна было более чем достаточно. Его большой запас формировался не только за счет собственных урожаев, а также благодаря податей от подвластных племен. Тоже самое касалось и янтаря. За торговлю отвечала специальная организация с двумя управляющими (они находись в Мариенбурге и Кенигсберге).

Внешне вырисовывалась картина благополучия, но встав на путь построения государственности, орден, пусть и невольно, но предал собственные идеалы и устои. Ведь изменения в структуре требовали пересмотра устоев, на которых зиждился орден и которым присягали первые рыцари. Соответственно, когда тевтонцы вышли на пик своего государственного расцвета, за ним последовал неумолимый спад. Но орден был слишком мощным, поэтому распад стал заметен позже, уже после «золотой эры» фон Книпроде. А пока молодое прусское государство наслаждалось благодатью своего нового бога — денег. Мощные финансовые реки Винрих умело перенаправлял в аграрное русло. И плоды (во всех смыслах) не заставили себя долго ждать. Тевтонский орден с середины четырнадцатого столетия, уверенно зашагал в ногу с ведущими государствами Европы. На какое-то время он сумел приспособится под правила выживания, в отличие от всех остальных духовно-рыцарских орденов, которых быстро поглотила пучина стремительно изменяющегося мира. Естественно, такая политика первым делом нанесла удар по завоевательной политике, ведь немцы, по факту, сознательно решили от нее отказаться. И главное достояние тевтонцев — их рыцарский дух — был сломлен. Парадокс ситуации в том, что они сами этого тогда не понимали. Осознание придет к ним позже, уже после смерти фон Книпроде.



А сейчас тевтонцы пришли к выводу, что и без главной идеи вполне можно жить. Вывод, в принципе, был вполне логичным, поскольку язычники в Пруссии были почти полностью покорены, а христианство на захваченной территории распространялось ударными темпами. Теперь же с ведением священной войны были проблемы. Рыцари, которые воевали за веру, уже не могли оправдывать пролитую кровь «требованием Христа», поскольку им предстояло сражаться с христианами. И чтобы вырваться из этого порочного круга, орден обратился за помощью к наемникам. Поскольку им было все равно за кого воевать и против кого, главное — деньги. Впервые к этой практике ордену пришлось прибегнуть еще до того, как фон Книпроде стал великим магистром. Дело было в 1331 году, когда вспыхнул конфликт с поляками, исповедующими христианство. Естественно, крестоносцы отказались воевать против них. В общем, у «правильных» рыцарей в мировоззрении произошел фатальный разлом. Ведь они воевали ради идеи, а теперь ее не стало.

Болезненный процесс трансформации рыцарства проходил долго и мучительно. И фон Книпроде удалось его замаскировать. Он, по факту, выступил в роли обезболивающего, которое приглушает симптомы, но не искореняет причину. И при нем тевтонцы прибегли к новой практике — они стали не отвоевывать земли, а покупать их. Казалось бы, выход найден, но рыцари старой формации прекрасно понимали, что эти сделки — грех. Да, они не воевали с христианами (перед Богом чисты), но процедуры купли/продажи были еще хуже. Они грешили перед самими собой, наплевав, что называется, на «заветы» предков. В общем, если внешняя оболочка ордена являлась красивой и блестящей, то внутри он начал медленно, но верно гнить. И великий магистр ничего не мог с этим поделать.

Со временем тевтонцы стали торговать не только зерном и янтарем. К этому списку добавилось еще несколько пунктов. Взамен орден и его города получали ткани. Наиболее активно торговля велась с Португалией, Испанией и Англией. Казна наполнялась, повышался уровень жизни населения и, как следствие, вырастали налоги. Но на развитие бизнеса это влияло благосклонно. Например, во время правления фон Книпроде в одном только Данциге появилось более трех десятков разнообразных мастерских. Начался расцвет ремесел.

Торговля благоприятно влияла и на укрепление политических связей с ближайшими соседями. Крупнейшие торговые города тевтонского ордена (например, те же Данциг и Кенигсберг), что называется, «подключились» к Ганзейскому союзу. И как успех – победа Ганзы над Данией. Формально сам орден в конфликте не участвовал, но его города, входившие в союз, оказались замешаны в войне. Поэтому великий магистр тоже вел войну – в основном, закулисную. И добился успеха. Поэтому после поражения Дании именно Тевтонский орден стал главным государством во всей Прибалтике.


Император Сигизмунд выступает посредником между Ягайло и Тевтонским орденом. Иллюстрация 1443 года


Все эти метаморфозы, происходившие с орденом, сильно отразились на его внутренней жизни. Главными стали торговцы, со своими идеалами, ценностями и мышлением. А рыцари… рыцарей стали воспринимать как некий «артефакт» живущий вне времени. И чтобы им вновь стать реальными, требовались дела, соответствующие первоначальным законам ордена. Но походы в земли язычников уже утратили былой статус. Теперь же они воспринимались как увеселительная прогулка для юных воинов, которым было необходимо пройти посвящение в рыцари. Но не делать этого тевтонцы уже просто не могли. По закону они были обязаны защищать народ от язычников и нести ответ перед церковью. Иначе орден банально лишался смысла своего существования. Позже, в очередной раз обостряло ситуацию Великое княжество Литовское. Как ни старались правители обоих государств, мирное соглашение быстро пришлось аннулировать. Тевтонцы и литовцы были друг у друга, словно кость в горле. В принципе, тоже самое можно сказать и про взаимоотношения рыцарей с поляками.

Тевтонцам жизненно необходима была связь со своим «филиалом» — Ливонским орденом. Иначе образование общерыцарского государства ставилось под сомнение. Литовцы и поляки это понимали. И им не нужно было мощное немецкое государство в соседях. Поэтому конфликт между этими странами оставался лишь вопросом времени. И главной ареной противостояния стала Куршская коса – узкая полоска земли, соединяющая между собой Курляндию и Самланд. Тевтонцы опасались, что противники могут в любой момент занять территорию и оборвать связь «головного офиса» с «филиалом». Но если раньше немцы воевали с язычниками за нужную территорию, то теперь им противостояла сильная Литва, которой руководили мощные и хитрые короли. Но до полной победы одной из сторон было еще далеко. А католическая Европа следила за ситуацией на востоке. Как-то Папа Римский написал императору Карлу IV: «Какой любви, какой милости и благосклонности заслуживает Немецкий орден, этот самый надежный оплот христианства, трудолюбивый сеятель христианской веры и славный покоритель неверных, в глазах правителей и всего христианского мира, то Твоя Светлость прекрасно поймет, узнав о великих делах членов этого ордена, и какие-либо советы с нашей стороны здесь были бы излишни». Тогда всей верхушке (да и населению) казалось, что могущество продлится вечно. Прусское государство вышло на пик, умело замаскировав внутренние процессы гниения.

Фон Книпроде не стало в конце июня 1382 года. После себя он оставил сильное государство, с которым считались в Европе. А его правление принято считать «золотой эпохой». Но после смерти великого магистра процессы распада ордена резко ускорились. А падение с вершины оказалось слишком быстрым.

На обочине истории

Спустя три десятилетия после смерти фон Книпроде орден получил мощный удар, от которого он, по сути, уже не сумел толком оправиться. Главные противники тевтонцев — Великое княжество Литовское и Польша — умело воспользовались временем затишья. Они поняли, что для победы над рыцарями им необходимо объединиться и нанести совместный удар. Этим трем государствам было слишком тесно на ограниченной территории.

Час Х настал в 1409 году, когда началась «Великая война» между орденом и объединенными войсками Польского королевства и Великого княжества Литовского.

Союзниками двигало желание вернуть свои земли, которые находились под властью ордена. Так, полякам была необходима территория, утраченная по договору еще от 1343 года. А литовцам — земли жемайтов, которые так и не смирились с немецкими хозяевами и неоднократно поднимали восстания. Договор, по которому жемайты отходили тевтонцам был подписан в 1403 году в Раченже. Также, немцы и литовцы никак не могли договориться, кому владеть Данцигом и Добжинской землей (Добринской), той самой, где когда-то появился Добринский духовно-рыцарский орден. Обстановка с каждым годом накалялась все сильнее. Противники уже не собирались «разруливать» все мирным путем. Было понятно, что рано или поздно, в Прибалтике вспыхнет кровопролитный конфликт с бескомпромиссным отстаиванием своих интересов каждой из сторон.

Великий магистр фон Книпроде: расцвет длиною в тридцать лет. Часть 2

«Владислав Ягайло и Витовт молятся перед битвой», картина Яна Матейко


Это и произошло весной 1409 года. Жемайты в очередной раз подняли восстание против тевтонцев. И теперь на их стороне выступило Великое княжество Литовское. Тевтонский орден отреагировал жестко, заявив, что могут «нанести визит» литовским землям. Затем цепочка протянулась к Польше, которая ответила немцам в том же духе. Великому магистру Ульриху фон Юнгингену ничего не оставалось как объявить войну и Литве, и Польше. Произошло это событие шестого августа 1409 года. Конечно, глава ордена понимал, что у него нет шансов победить сразу двух таких мощных противников. Единственный выход — постараться разбить их поодиночке, не дав им шанса на объединение. План, конечно, не гарантировал стопроцентного успеха, но предоставлялся довольно перспективным. И начало войны для тевтонцев получилось удачным.

Первым делом рыцари вторглись на территории Великой Польши и Куявии. Здесь они сумели разрушить замок в Добжине, заняли Бобровники, Быдгощ и ряд других населенных пунктов. И только после этого поляки активизировались и в ходе нескольких столкновений сумели вернуть контроль над Быдгощем. Тут же «проснулись» жемайты, появившись под Мемелем (современная Клайпеда). На этом военные события и завершились. Стороны заключили мирный договор, который им всем был необходим. Произошло это при участии Римского короля Венцеля, решившего собственноручно урегулировать конфликт. Мирное соглашение по договоренности сторон действовало до двадцать первого июня 1410 года. Но все прекрасно понимали, что как только истечет «срок годности», война продолжится. Поэтому противники принялись наращивать силы для решающей стадии противостояния.

Ульрих фон Юнгинген, понимая, что текущий расклад не в его пользу от слова «совсем», решил привлечь на свою сторону помощников. Первым делом он сумел заручиться союзным договором (заплатив за это весьма впечатляющую сумму в триста тысяч дукатов и показав перспективы присоединения Молдавского княжества) с Сигизмундом Люксембургом – королем Венгрии. Этот ход позволил великому магистру положительно настроить к себе многих западноевропейских лидеров. Сигизмунд же, «отрабатывая» полученные деньги, попытался вбить клин между поляками и литовцами путем дипломатических хитростей. И взялся за обработку великого князя литовского Витовта. Он пообещал ему королевскую корону, чтобы вызвать конфликт между ним и польским королем Ягайло. Но Витовт на провокацию не поддался. Так что, Сигизмунду оставалось только готовить войска для грядущего кровопролития.


Витовт


А великий магистр тем временем «заманил» под тевтонские знамена довольно внушительное количество наемных солдат. Деньги у ордена были, поэтом финансовая сторона вопроса магистра не особо волновала. Заодно фон Юнгинген заваливал «спамом» дипломатов христианских стран, в котором(нет, он не предлагал реальный способ заработать) поливал грязью глав Польши и Литвы, обвиняя их в различных грехах и вообще, не богоугодном поведении. Для полноты картины стоит сказать, что Ягайло с Витовтом поступали точно также, стараясь повесить на немца всех собак. В той информационной войне более успешным оказался Ульрих. Дело в том, что свои послания он, чаще всего, подкреплял денежным презентом. Поэтому на стороне ордена в конфликте выступил и вышеупомянутый Венцель. Получив от великого магистра «подъемные», он заявил, что Жемайтия – территория крестоносцев и все жаждущие обязаны отказаться от своих на нее претензий. Естественно, Литва с этим была категорически не согласна. Осознав, что откровенно «свистеть в одну сторону» слишком опасно, Венцель призвал тевтонцев вернуть Ягайло Добжинскую землю. С таким раскладом был же не согласен фон Юнгинген. А Витовт тем временем благодаря тонкому расчету и мастерски разыгранной дипломатической партии сумел отгородить от предстоящей войны Ливонский орден. Таким образом, великий князь мог какое-то время не беспокоиться о том, что «филиал» изначально будет помогать своему «головному офису». В общем, змеиный клубок копошился как мог.

В конце 1409 года Ягайло с Витовтом сумели найти точки соприкосновения по войне с тевтонцами. Они действовать не поодиночке, чтобы каждый старался перетянуть одеяло на себя, а объединив силы. Ягайло и Витовт понимали, что их единство – главный залог успеха. А объединенная могучая армия должна была направиться сразу же к Мариенбургу. Король и князь рассудили здраво, решив нанести удар прямо в сердце ордену.

Причем, что интересно, ни фон Юнгинген, ни его военачальники не догадались о том, что им в челюсть летит объединенный польско-литовский кулак. Немцы считали, что их противники начнут атаку с двух фронтов, поэтому решили готовиться к вторжению. По их предположению, поляки должны были появиться у Вислы и направиться к Данцигу, а литовцы — двинутся к Рагниту. И Ульрих фон Юнгинген решил сосредоточить силы ордена близ крепости Швец (сейчас — Свеце), из которой войско могло оперативно среагировать на появление противника с любого направления. При этом великий магистр распорядился распределить внушительные силы в крепостях, расположенных на востоке государства. Польско-литовская разведка сообщила Ягайло и Витовту о намерениях немцев и те решили, «не разочаровывать» фон Юнгингена. Поэтому организовали несколько демонстративных набегов на пограничные земли. Этот ход позволил держать тевтонцев в напряжении. Тем не менее, в активную фазу война перешла лишь к концу весны 1410 года. В Гродно собралось войско Великого княжества и к нему примкнули союзники, в том числе, татарские всадники.


Ян Матейко. «Грюнвальдская битва». 1878


В начале июня армии Польши, Литвы и их союзников соединились близ города Червень. И после этого объединенные силы направились к сердцу ордена — Мариенбург. После нескольких стычек, в июле произошла главная битва Великой войны. Пятнадцатого числа 1410 года возле Грюнвальда в решающем сражении столкнулись тевтонцы и их противники.

Причем первыми на поле боя прибыли тевтонцы. Ульрих фон Юнгинген сумел предугадать маршрут противника и перекрыл ему путь. Форой по времени великий магистр распорядился умело. Были укреплены позиции, приготовлены ловушки («волчьи ямы»), расставлена артиллерия, а также лучники с арбалетчиками.

В той решающей битве тевтонцев подвела самоуверенность. Ягайло оказался мудрее своего оппонента. Не подвел и Витовт, который первым атаковал немецкие позиции. В ходе битвы тевтонцы, посчитав, что сумели разбить литовцев, поэтому кинулись за отступающим противником. Вот только эта погоня завершилась для многих рыцарей, разрушивших боевой порядок, фатально. Они были окружены и перебиты. Есть версия, что Витовт специально дал сигнал к отступлению, чтобы заманить врагов в ловушку. Мол, такой тактический ход он позаимствовал у Золотой Орды. Правда это или нет — неважно. Главное — результат. А он был в пользу литовцев. Им соответствовали и войска Ягайло. Битва тевтонцев с поляками получилась особенно жестокой, но последние оказались сильнее. Окончательный перелом в пользу Ягайло произошел после гибели великого магистра, а также нескольких его военачальников. После этого армия ордена, утратив силы и боевой дух, начала отступление.

Итог: орден потерпел сокрушительное поражение. В общей сложности, на поле боя осталось около трети всей тевтонской армии. Союзники, хотя и одержали важную победу, заплатили за нее очень высокую цену. Но все же Ягайло с Витовтом решили не отказываться от первоначального плана и подошли к Мариенбургу.

Отдых продлился три дня, после чего потрепанное войско направилось к тевтонской столице. У стен Мариенбурга Ягайло и Витовт оказались двадцать пятого июля. Захватить крепость с ходу у них не получилось. Не увенчались и последующие попытки. Озлобленные немцы крепко держали оборону. В конце концов, осада, продлившаяся два месяца, была снята. Интересно, что на полноценный штурм союзники за все это время так и не отважились. Они прекрасно понимали, что слишком велика вероятность одержать пиррова победу. Надо сказать, что не только нерешительность Ягайло и Витовта в тот конкретный раз спасла орден от полного разгрома. Большую роль сыграл комтур Свеце Генрих фон Плауэн. Он сумел объединить раздробленные отряды тевтонцев и подготовить их к обороне паникующего города. Поскольку ситуация была критической, часть жителей Мариенбурга (как и других населенных пунктов), что называется, «переобулась» и присягнула на верность Ягайло. И фон Плауэн выступил в роли последней надежды ордена. И со своей миссией он справился. А в ноябре 1410 года фон Плауэн стал новым великим магистром.

В феврале 1411 года противники подписали мирный договор в городе Торунь. Орден вернул захваченные ранее земли, а также выплатил контрибуцию. А Великое княжество Литовское официально закрепило за собой Жемантию.

Спасение фон Плауэном столицы лишь отсрочило окончательное падение ордена. Внутри самого государства начались раздоры. Великого магистра заставили отречься уже в 1414 году. Немецкий историк Генрих фон Трейчке писал: «…сила, единственный рычаг государственной жизни, ничего больше не значила для его рыцарей, а с падением Плауэна послужила и моральному поражению ордена».

Следующий удар орден получил в середине пятнадцатого века. Появление Прусского союза в 1440 году спровоцировало новую войну, вошедшую в историю под названием «Тринадцатилетняя». Тевтонцы вновь потерпели поражение. Но на сей раз «легким испугом» отделаться не получилось. В 1466 году был заключен мирный договор, по которому орден признал себя вассалом Польши. Но еще за девять лет до этого события столица тевтонцев переехала в Кенигсберг, поскольку во время войны Мариенбург был продан польскому королю Казимиру Ягеллону. И тот триумфально въехал в бывшую столицу ордена в июне 1457 года.


«После Грюнвальдской битвы», А. Муха, 1924


Но так или иначе, орден сумел «проскрипеть» вплоть до 1525 года. А потом великий магистр Альбрехт Гогенцоллерн перешел в протестантство, объявил о секуляризации прусской территории ордена и сложил с себя полномочия великого магистра. План, разработанный Мартином Лютером и поддержанный Польшей, сработал. На месте ордена появилась Пруссия, а столица ордена в переехала в Бад-Мергентхайм. По сути, на этом история тевтонцев и была завершена. Хотя формально орден продолжал существовать, никакой роли он уже не играл. А официально распустили его в 1809 году.

* * *

Правда, уже в 1834 году году Тевтонский орден внезапно возродился. Этой реинкарнации активно способствовал австрийский император Франц I. Но, конечно, былых высот он уже не мог достичь. Да, собственно, и не пытался, поскольку был сильно ограничен в правах и возможностях. Поэтому новые тевтонцы начали все с нуля. Как и в далеком двенадцатом веке орден взялся за благотворительность и лечение больных.


Вид через Прегель на Старый город и Королевский замок в Кенигсберге


Когда к власти пришли нацисты, орден вновь прекратил свое существование. Декрет о его ликвидации был формально аннулирован только в 1947 году. Сначала он появился в Германии и Австрии. Затем (после распада советского блока) тевтонцы открыли филиалы в чешских Моравии и Богемии, Словении, а также в некоторых других восточноевропейских странах. Добрались они и до США. Резиденция великого магистра находится в Вене. Здесь же хранится библиотека ордена, а также располагается казначейство. Место рыцарей в ордене заняли сестры. Монахини обслуживают больницу в австрийском городе Фриза, и санаторий в Кельне. Также сестры работают в медицинских учреждениях еще нескольких немецких и австрийских городов.

В заключение несколько слов о столицах ордена. Кенигсберг превратился в российский Калининград. Город и провинция Восточная Пруссия отошел к Советскому Союзу после поражения Германии во Второй мировой войне. А современное название появилось в 1946 году.

Что же касается Мариенбурга, то после того, как в город въехал польский король, он оставался одной из резиденций монархов до 1772 года. Но упадок замка начался раньше, после нашествия шведов. Вспомнили о бывшей столице ордена и нацисты. А во время Второй мировой войны Мариенбург был полностью разрушен.


Реконструированный Мариенбург


Но польские власти восстановили замок. А после 2016 года был заново отстроен и собор.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 декабря 2018 07:48
    Великий Орден - это эпоха
    Грюнвальд - это эпоха. Очень выразительный памятник стоит в Кракове. В общем все красиво и интересно
    1. +4
      2 декабря 2018 13:21
      О Грюнвальдской битве и о той эпохе красиво написано у Г. Синкевича:"Крестоносы". По-моему если не самая лучшая то одна из лучших книг у Синкевича
      1. +2
        2 декабря 2018 19:10
        О Грюнвальдской битве хорошо рассказал К. Тарасов в романе "Погоня на Грюнвальд". Сенкевич же, последний автор эпохи романтизма.
        1. +1
          2 декабря 2018 20:20
          Наибольше впечатление "Камо грядеши" в своё время произвело. "Крестоносцы" сильно схематичны, хотя, конечно, хороши.
  2. +2
    2 декабря 2018 08:36
    Про Жемайтию , не мешало бы рассказать сколько раз, её тот самый витовт передавал тевтонцам ! А потом крестил ! Да так , что Неман был красным от крови ! Кстати современные жемайты , весьма не лецеприятно витовта вспоминают !
    1. +1
      2 декабря 2018 21:51
      Святая Бирута! Как пафосно!
  3. +3
    2 декабря 2018 09:43
    Так ли уж "сгнил" орден?
    Его дух остался -Восточная Пруссия до самого своего исчезновения была оплотом немецкого милитаризма и агрессии.
    Это и стало одной из причин ее ликвидации победителями.
  4. +6
    2 декабря 2018 11:18
    Интересно, а какой магистр самый Великий ?
    1. +3
      2 декабря 2018 19:19
      Жан де Моле. Помер на костре, проклиная Капетингов, перед этим пытуем был жестоко, но тайну тамплиерского не сдал. Может не знал?
      1. +6
        3 декабря 2018 06:11
        Не, я ж не вообще о любых магистрах говорил. Давайте еще иоаннитов или калатраву вспомним...
        ну а про Мале все знают. да и в чем его величие, если спустил мощнейший орден в унитаз. Разве что героически (и то в кавычках) помер, как жертвенная овца.
        А я о Великом магистре Ливонского ордена интересовался. Какой из них был великим не по титулатуре - а по деяниям своим....
        1. +1
          3 декабря 2018 21:56
          Вы спросили - я ответил. Меж тем, если уж быть скурупулезными, принадлежность Великого магистра Вы не указали, а ливонский орден, опять же обозначенный Вами, отнюдь не равнозначен Тевтонскому.
      2. +1
        3 декабря 2018 22:32
        Цитата: 3x3zsave
        Жан де Моле. Помер на костре, проклиная Капетингов, перед этим пытуем был жестоко, но тайну тамплиерского не сдал.

        Так этот товарищ был, ну мяго говоря, весьма спорных взглядов и устремлений. Есть намного более великие магистры рыцарских орденов.

        На память имя не скажу - но среди магистров Ордена Госпиталя был такой, который попал в плен к сарацинам, и отказался обращаться с письмом с просьбой прислать выкуп - так как посчитал, что надо соблюдать правила и нельзя предложить больше, чем одеяние и пару сандалий с поясом ! и что нельзя на его персону тратить деньги, собранные на помощь множеству людей - и так и умер в плену.
  5. +1
    2 декабря 2018 13:35
    Аналогий с Книпроде и тефтонским орденом найти можно много. К примеру империя Карла Великого: пока он был жив и мнения была в зените славы. Или Российская Империя: пока был жив Александр 3 и был порядок.
    А с Грюнвальдской битвой мне напоминает с ВМВ: французы думали,что немцы пойдут в лоб на Линию Мажино,а немцы обошли через Бельгии и Нидерланды. Ошибка в стратегии дорого стоит
  6. +4
    2 декабря 2018 14:55
    Забавно, интересно, автору спасибо. Очень жаль, что мои прошлые увещевания о грамматических ошибках прошли мимо как автора, так и редакторов. Их все еще много и они портят общее благоприятное впечатление от статьи.
    Что касется самого содержания статьи, то тут с автором можно согласиться, поскольку он сумел уловить главное, что произошло с Орденом в период правления Книпроде, а именно, превращение духовно-рыцарского ордена в банальное государство.
    Еще в XIII в. рыцари-монахи годами не вылезали из седел, совершая постоянные марш-броски с востока на запад, из Пруссии в Ливонию, воюя одновременно на три фронта: с Русью, Литвой и подавляя прусские восстания. Это были суровые, серьезные, мужественные и неприхотливые воины с аскетичными лицами и мрачным огнем в глазах. Они убивали и умирали без колебаний и сожалений, были упрямы и последовательны. Мне, например, не приходит на память ни одного случая предательства в их рядах в XIII в., если кто из коллег сможет привести примеры такого рода, буду благодарен.
    Стихия рыцарского Ордена - война и только война. Если по нелепой случайности войны не было, ее придумывали, осуществляя набеги или походы с принудительным крещением на соседей, причем все равно - язычников или православных. Сплошь и рядом такие набеги были частной инициативой отдельных рыцарей, которым "не сиделось на месте". За счет этого боевого духа, личного боевого мастерства и монашеской дисциплины в бою, рыцари и одерживали свои многочисленные победы, год за годом расширяя свою территорию и подавляя на ней всякое сопротивление - хладнокровно и методично. Главное для них было - воевать, убивать и погибать, в этом они видели сам смысл своего существования.
    К началу правления Книпроде эта психология уже начала уходить в прошлое. Рыцари в большинстве своем перестали быть фанатиками, которым чтобы жить нужно воевать. Обломав зубы на Литве, Руси и Польше, Орден потерял свой наступательный порыв, и хотя Литва долго оставалась языческой, а Русь была православной ("схизматики хуже мусульман"), наступательный порыв Ордена фактически сошел на нет. С того момента, как Орден от завоеваний перешел к обороне завоеванного, он фактически перестал существовать как Орден, то есть духовно-рыцарское объединение, рыцари постепенно стали превращаться в помещиков, дорожащих своим комфортом и спокойствием. Нет, воевать, конечно, они не разучились, но делали это уже по необходимости, а не по зову сердца.
    Книпроде эту тенденцию, узаконил и сумел вписать Орденское государство в систему балтийских государств, чем, фактически предопределил его конец, поскольку в XIII в. рыцари захватывали не свои земли, а захватив, оставались на этих землях чужаками, инородным предметом, занозой, которую все вокруг пытались вырвать и в итоге вырвали. Пруссия держалась дольше всех, но в XX в. и с ней было покончено.
    1. 0
      2 декабря 2018 17:06
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Стихия рыцарского Ордена - война и только война. Если по нелепой случайности войны не было, ее придумывали, осуществляя набеги или походы с принудительным крещением на соседей, причем все равно - язычников или православных.

      К сожалению вы, уважаемый Михаил, видимо весьма далеки от орденских реалий той эпохи. Главная цель любого ордена - не война, а МИЛОСЕРДИЕ, ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ. Именно для этого они создавались как страноприимные и лечебные учреждения (тот же Госпиталь тевтонских братьев, самый первый, был создан внутри остова разбившегося нефа в осадном лагере у Аккона в кон.12 века). ВООРУЖЁННАЯ ПОМОЩЬ ХРИСТИАНАМ - это лишь одна из орденских функций, и именно так это тогда и воспринималось.

      Кстати, православных христиан не перекрещивали, это очередной стереотип, "Восточная Церковь" считалась уклонившейся в схизму, но братской "Церковью-сестрой" на самом деле. Военно-политические разборки приплетать к взаимоотношению между Церквями не стоит, хотя именно на этом строились многие стереотипы.

      Цитата: Хозяин Трилобита
      Главное для них было - воевать, убивать и погибать,
      Снова ошибочное представление - главным было СЛУЖИТЬ ГОСПОДУ БОГУ, а как - каждый выбирал по себе, среди них было множество клириков, невоюющих братий, и т.п. Ну а так - гибель в войне с сарацинами и язычниками - считалась сродни мученичеству за Христа.

      Цитата: Хозяин Трилобита
      поскольку в XIII в. рыцари захватывали не свои земли, а захватив, оставались на этих землях чужаками, инородным предметом
      Копаясь в столь давних эпохах и так думая, можно много чего считать захватом не своих земель, та же Киевская Русь - не говоря уже о Руси Московской создавалась в значительной степени ну никак не "на своих землях". Это был вполне обычный процесс.
      1. +3
        2 декабря 2018 19:03
        Цитата: Михаил Матюгин
        К сожалению вы, уважаемый Михаил, видимо весьма далеки от орденских реалий той эпохи.

        Думаю, нет, уважаемый тезка. Я писал о Тевтонском ордене XIII в., основываясь не на провозглашенных принципах деятельности рыцарских орденов в принципе, а на анализе деятельности именно этого ордена в конкретно взятую эпоху. Думаю, что язычники ливы, латгалы, эсты, жемайты, пруссы, курши и многие другие очень удивились бы вашим словам относительно миролюбия и милосердия, присущих, якобы, рыцарским орденам. Точно также удивились бы и русские, особенно после резни в Юрьеве (нынешнем Тарту) в 1224 г.
        Вы можете ознакомиться с папскими буллами, направляемым Тевтонскому ордену и его Ливонскому ландмейстерству, где благословлялись захваты новых территорий, покорение язычников и уничтожение схизматиков, я думаю их не составит труда найти.
        Тевтонский орден был воинственной и хищной организацией, "заточенной" на покорение и захват силой новых земель для приобщения их к диоцезу римского папы, соответственным образом были воспитаны его послушники, начиная с распоследнего оруженосца и заканчивая самыми высокопоставленными братьями. Проповедями и административным устройством завоеванных территорий занимались уже непосредственно назначенные для этого папской курией епископы и архиепископы, с которым, кстати, у Ордена часто возникали трения.
        Цитата: Михаил Матюгин
        Кстати, православных христиан не перекрещивали,

        Перекрещивали, а тех, кто не соглашался делать это добровольно, зачастую просто уничтожали. Касалась такая практика, в основном, конечно, местного населения, среди которых преобладали язычники. В тех редких случаях, когда удавалось на некоторое время подчинить собственно русские земли (например, Псков в 1240 г), немедленных репрессий против православного населения не следовало, ибо в этом случае удержаться на земле не стоило бы даже мечтать, но там где репрессии можно было себе позволить, где православная церковь не была еще религией большинства, церкви, священнослужители и адепты православия уничтожались безжалостно и без каких-либо сантиментов и колебаний, взять, хотя бы тот же Юрьев.
        Что же касается того, что
        Цитата: Михаил Матюгин
        та же Киевская Русь - не говоря уже о Руси Московской создавалась в значительной степени ну никак не "на своих землях".

        то тут вы, вероятно, плохо себе представляете процессы, благодаря которым Русь сумела не только так расширить свои пределы, но и удержать приобретения. В основе расширения русских владений, во всяком случае, до XVIII в. лежал процесс колонизации, а не завоевания, приобщения, а не покорения. Этот процесс более длительный, но его результаты несравненно более стабильные и крепкие. В основе же деятельности Тевтонского ордена лежала грубая сила, покоряя очередную область, рыцари не смешивались с местным населением, оставаясь "над ним", поэтому не могли быстро пустить многочисленные корни, позволившие бы им удержаться на этих землях.
        1. 0
          3 декабря 2018 22:42
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Тевтонский орден был воинственной и хищной организацией, "заточенной" на покорение и захват силой новых земель для приобщения их к диоцезу римского папы

          Не буду спорить. Просто посмотрите, сколько больниц и страноприимных домов содержали тевтонцы - и сколько всего у них было "братьев-воинов", и надеюсь вопросы то отпадут. Пропагандистские штампы - это хороший стереотип, да.

          Цитата: Хозяин Трилобита
          Перекрещивали, а тех, кто не соглашался делать это добровольно, зачастую просто уничтожали. Касалась такая практика, в основном, конечно, местного населения, среди которых преобладали язычники.

          Вы же сами понимаете, что не перекрещивали, это противоречит христианской литургике и канонам. Борьба велась именно против язычников - от куманов до финнов - и против сарацин, и их не надо было перекрещивать, а именно крестить ! А против православных христиан ничего подобного ни на Востоке, ни в Литве с Прибалтикой не практиковалось ! Они просто меняли сюзерена, не более, это нормальная европейская практика той эпохи.

          Цитата: Хозяин Трилобита
          В основе расширения русских владений, во всяком случае, до XVIII в. лежал процесс колонизации, а не завоевания, приобщения, а не покорения. Этот процесс более длительный, но его результаты несравненно более стабильные и крепкие. В основе же деятельности Тевтонского ордена лежала грубая сила, покоряя очередную область, рыцари не смешивались с местным населением,
          Касательно того, что не смешивались - вопрос спорный, тем более, что вы видимо совсем не знаете о постоянном притоке колонистов из германских земель для именно заселения и колонизации лояльным и умелым населением новых территорий.

          А по поводу формирования Киевской Руси и Московского гсоударства - тут процесс скорее обратный - не колониазция народом шла, наоборот, сначала шло распространение власти князей военной силой - и уже потом шли слаянские переселенцы. Понимаете, на территорию, где живёт какое-то племя, никого просто так не приглашают. Да, могут приютить какого то одиночку (хотя скорее сделают домашним рабом) - не более, и любой более-менее серьзный поток переселенцев-колонизаторов в любом смысле этого слова - он всегда обеспечивался вооружённой силой. Там же, где этого небыло, славянские посления часто вырезались (например, Урал и Сибирь в 16-18 вв. дают нам такие примеры).
          1. +1
            3 декабря 2018 23:54
            Цитата: Михаил Матюгин
            посмотрите, сколько больниц и страноприимных домов содержали тевтонцы - и сколько всего у них было "братьев-воинов"

            Ну, риттербрудеров было около двухсот. Каждый имел свой отряд не менее десяти воинов, бывали и по сотне-две. Общая численность войска, которое тевтонцы могли выставить в поле в XIII в. могла быть около 5000 профессиональных конных воинов. Такая армия, конечно, фактически в одном месте никогда не собиралась, но не в этом дело. Дело в том что они были.
            А что там на счет госпиталей и странноприимных домов? Их было больше, чем новопостроенных рыцарских замков и общее число персонала этих госпиталей и домов превышало число воинов? А расходы на их содержание превышали военные расходы и окупались пожертвованиями, а не грабежом?
            Цитата: Михаил Матюгин
            Вы же сами понимаете, что не перекрещивали, это противоречит христианской литургике и канонам.

            Судя по всему, многие об этом не знали, в том числе и власть имущие. Вам приводить примеры перекрещивания женщин при совершении брака, или, например, князей Ростислава Михайловича, сына Михаила Черниговского, а также Ярослава Владимировича, князя Псковского, перебежавших соответственно к венграм и немцам и женившихся там, Ярослав, правда, потом вернулся. А если вы считаете себя человеком, не чуждым православной религии, то вам лучше моего должно быть известно сколько православных мучеников погибло от рук тевтонских рыцарей.
            Не нужно учить меня церковным канонам, мне это неинтересно. Я смотрю не по провозглашенным принципам, а по деяниям.
            Цитата: Михаил Матюгин
            вы видимо совсем не знаете о постоянном притоке колонистов

            которые, вероятно, жили в деревнях и на хуторах, копали землю, охотились, рыбачили наряду с местными, женились на них, заводили детей... Что-то мне подсказывает, что это было не совсем, а точнее, совсем не так. Колонисты приезжали и селились в городах и замках, приезжали со своими женщинами, браки заключали только в своем кругу, смотрели на местных свысока, разговаривали исключительно на своем языке. На мой взгляд, разница с тем, как проходил процесс взаимодействия с населением вновь присоединенных территорий у русских - разительна и я крайне удивлен что вы ее не видите. Или не хотите видеть?
            Цитата: Михаил Матюгин
            сначала шло распространение власти князей военной силой

            Даты военных походов, даты и места крупных сражений можно? Не вспомните. А знаете почему? Потому что их не было. В период становления русского государства были ежегодные выезды в полюдье, с каждым годом все дальше и дальше, без стычек, конечно не обходилось, но называть их сражениями... А основной способ присоединения земель к Руси был гораздо проще - крестьяне уходят в леса за новыми землями (подсечно-огневое земледелие требовало), осваиваются, за ними идут купцы, организуют лабазы, за ними дружины с тиунами.
            Цитата: Михаил Матюгин
            Урал и Сибирь в 16-18 вв. дают нам такие примеры

            Примеры... Урал и Сибирь дают нам пример того, как такой способ колонизации помог освоить огромные территории. А то, что не обходилось без эксцессов, так на то они и исключения, чтобы подтверждать правила. Одно поселение сожгли - сто осталось. Вы замечаете одно сгоревшее, а я сто оставшихся. Вы делаете выводы по своим наблюдениям, а я по своим. Кто из нас прав?
            1. 0
              4 декабря 2018 00:27
              Цитата: Хозяин Трилобита
              общее число персонала этих госпиталей и домов превышало число воинов?
              По тевтонцам точные цифры не скажу так сразу, а по госпитальерам и тамплиерам - однозначно, даже на порядок, число невоюющих братий было значительно большим, чем воюющих, не говоря про иных министериалов.

              Цитата: Хозяин Трилобита
              А расходы на их содержание превышали военные расходы и окупались пожертвованиями, а не грабежом?
              Возможно, вы будете удивлены, но содержание Тевтонского ордена грабежом никак не покрывалось, от слова "совсем". Грабить можно там, где есть развитая экономика, а что можно награбить в лесах и болотах Пруссии и Литвы ? Финансовую основу орденской структуры составляли именно пожертвования, сбор которых от Швеции до Италии был поставлен на широкую ногу, и налоги - с торговли и с местных, причём к концу Средних веков доля последнего всё время увеличивалась.

              Цитата: Хозяин Трилобита
              которые, вероятно, жили в деревнях и на хуторах, копали землю, охотились, рыбачили наряду с местными, женились на них, заводили детей...
              Именно так ! По вашему, как же иначе были ассимилированны те же пруссы ? Да, значительная часть была ремесленниками, но очень многие колонисты из Германии и иных стран не имели квалификации ремесленников и привлекались орденскими проповедниками именно наличием пахотных земель (что Пруссия, что Прибалтика в 12-13 вв. представляли собой огромные, по большому счёту слабо затронутые сельхозобработкой массивы земель).

              Цитата: Хозяин Трилобита
              А основной способ присоединения земель к Руси был гораздо проще - крестьяне уходят в леса за новыми землями (подсечно-огневое земледелие требовало), осваиваются, за ними идут купцы, организуют лабазы, за ними дружины с тиунами.
              Ещё раз - это очередной стереотип, небыло такого в целом. Особенность колонизации - что в Киевской Руси, что в Московской - СНАЧАЛА воины и князь, потом - переселенцы (у нас обратная пропорция англосаксонскому варианту колонизации).

              Понимаете, уважаемый Михаил, дело в том, что "свободных" земель в окружении даже древнерусских племён небыло. Везде всё было более-менее занято соседями - и даже если земли не использовались вообще, ну разве что как охотничьи угодья, - то межплеменные границы всегда были очень чёткими, любое расселение означало захват соседних земель и войну. И те племена - которые вошли в государственную структуру - имели преимущество в расселении, так как уже опирались на княжескую власть и силу профессиональных воинов.

              В Московской Руси этот процесс принял ещё более выраженные черты - особенно на юге и востоке - ни о какой серьёзной колонизации в Диком Поле и в Сибири вести речи нельзя, кроме как под прикрытием мощной военной силы (причём не ватаг беглых холопов, которые вели собственно существование именно как банды, не образуя крупных постоянных поселений) - а дать её мог лишь москоский государь. В противном случае поселение обращалось в пепел а его жители - те кто выжил - оказывались на рынках рабов. Ситуация не изменилась даже в 19 веке в Русской Америке.
              1. +1
                4 декабря 2018 10:13
                Я говорю "стрижено", вы - брито. Без ссылок на источники мы наш спор не разрешим. У меня их сейчас под руками нет. Остаюсь при своем мнении, что Тевтонский орден - сугубо военизированная организация, занимавшаяся преимущественно захватом земель и насильственным обращением в католичество местного населения. Гуманитарная составляющая его деятельности была сугубо вторичной и малозначительной. Экономическая основа деятельности - грабеж, как непосредственный, так и путем установления драконовских налогов, и восточная торговля.
                Точно также остаюсь при своем мнении по поводу разности сути процесса колонизации у русских и у европейцев. У русских сначала приходили крестьяне, затем торговцы, затем священники и только затем - власть. У европейцев - наоборот - приходила дружина, строился замок, опираясь на него, осуществлялись контроль и подавление местного населения.
                Скажите, вам в качестве доказательств пойдут труды, например, Хрусталева "Северные крестоносцы" или Шаскольского "Борьба Руси против крестоносной агрессии"? Из них я могу цитаты привести, не сейчас, конечно, но вечером. Если же для вас историки "всёврут", тогда извольте очертить круг источников, информации из которых вы доверяете.
                1. +1
                  4 декабря 2018 19:33
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Тевтонский орден - сугубо военизированная организация, занимавшаяся преимущественно захватом земель и насильственным обращением в католичество местного населения.

                  Во многом - да, но не только; не просто так их девиз был "Помогать-Защищать-Лечить". Доля скажем так - социальной помощи в структуре ордена занимала значительное место. Конечно, в Пруссии и Прибалтике столь благоустроенных больниц и госпиталей, как в странах "Священной римской империи германской нации" у них небыло (кроме Мариенбурга и ещё пары центров), но и это была "территория войны", нахождение там госпиталя где то вне города грозило его раззорением (да и даже замки тевтонцев и ливонцев часто захватывались в случае восстаний или вторжений).

                  Просто ситуация в более благоустроенных территориях Центральной Европы была иной - там орденских замков практически небыло, там были их именно более финансово-административные центры. Дело в том, что в Средние века социальной помощи от государства практически небыло, все подобные функции исполнялись разнообразными церковными институтами (к которым и относились Тевтонский и Ливонский ордена), и соответственно, и страноприимничество, и лечение, и уход, - всё это было в госпиталях. И получить в них помощь - в случае тветонско-ливонских объединений - мог любой германоговорящий христианин.

                  Сохранились даже данные, что для своих центральноевропейских медицинских центров и центров социальной помощи тевтонцы НАНИМАЛИ специально хирургов и врачей из университетов Средиземноморья, и даже из Леванта (в том числе сманивая медицинский персонал госпиталей ордена св.Иоанна).

                  В то же время медицинская помощь в большинстве тевтонских и ливонских фортов и замков в Пруссии и Прибалтике была относительно слабой; часто должность врача там исполнял один из сражающихся братьев или кто-то из братьев-каноников, имевших знания по основам военно-полевой хирургии, а часто кто то из лечащих братьев на уровне фельдшера, т.к. заставить поехать в этот "медвежий угол" Европы образованных врачей было достаточно сложно, а действительно больших денег орден им предложить не мог.
        2. +1
          4 декабря 2018 13:29
          Цитата: Хозяин Трилобита
          В основе расширения русских владений, во всяком случае, до XVIII в. лежал процесс колонизации, а не завоевания, приобщения, а не покорения

          Ах, да, конечно - старая песня о том, как добрые русские слились в дружеском порыве с инородцами и вместе образовали единую многонациональную и многоконфессиональную Россию. smile
          А на деле -
          великий князь от времени до времени посылал войско и сам ходил на мордву жечь сёла и хлеб, пленять людей и брать скот в добычу. Жители обыкновенно искали убежища в густых лесах, но и там редко спасались от россиян

          Аналогично происходило и в других местах.
          Меч и копьё русских дружин, плодовитость славянских женщин основали матушку Россию, а не любовь и дружба инородца с русским.
          1. +1
            4 декабря 2018 14:46
            Цитата: Flavus
            Ах, да, конечно - старая песня о том, как добрые русские слились в дружеском порыве с инородцами и вместе образовали единую многонациональную и многоконфессиональную Россию.

            "Они возвращаются"... laughing
            Что-то вас давно не было видно, но не скажу, что я соскучился. smile
            Как поживает ваша еврейская родня? Тетя Сара здорова?
            Ну а по поводу
            Цитата: Flavus
            великий князь от времени до времени посылал войско и сам ходил на мордву жечь сёла и хлеб, пленять людей и брать скот в добычу. Жители обыкновенно искали убежища в густых лесах, но и там редко спасались от россиян

            Так это... Не задумывались, почему "от времени до времени"? Не потому ли, что остальное время он занимался тем же в отношении русских в своем и соседних княжествах? А вообще-то, то что вы тут процитировали (наверное, про Юрия Всеволодовича или Константина Васильевича Нижегородского, вероятно, из Карамзина или Иловайского), так это как посмотреть, с какой стороны. Пошла дружина в полюдье, где-то мирно обошлось, где-то пришлось пристрожить народ... Всяко бывало. Вот только княжеских замков в Мордовии я чего-то не видел, может, конечно, искал плохо... А без них-то контролировать враждебную территорию хлопотно. Так может она и не враждебная была? Может и не жгли там всех подряд?
            Короче, вы видите то, что хотите видеть и в упор не замечаете остального. Как бы то не было, предки были умнее вас и судили о людях по их делам и способностям, а не по происхождению. поэтому и получилось создать такую империю, которая, кстати, до сих пор не развалилась только потому, что таких умников как вы у нас пока еще меньшинство и, надеюсь, больше не станет.
            Кстати, а русские князья, по-вашему, какой национальности были с точки зрения крови? laughing
            1. +2
              4 декабря 2018 15:12
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Что-то вас давно не было видно, но не скажу, что я соскучился.

              А я очень скучал laughing
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Не задумывались, почему "от времени до времени"?

              Задумывался конечно, так как вообще очень задумчивый. Потому что необходимо было переварить добычу и набрать сил, чтобы хапнуть новый кусок.
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Не потому ли, что остальное время он занимался тем же в отношении русских в своем и соседних княжествах?

              И что с того? Русь была скреплена железом и кровью - всё по Бисмарку. Сегодня поляне, завтра древляне, послезавтра мордва - все были приведены к одному знаменателю.
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Вот только княжеских замков в Мордовии я чего-то не видел, может, конечно, искал плохо... А без них-то контролировать враждебную территорию хлопотно.

              Замок не является необходимым условием контроля. Я что-то не припомню монгольских замков на территории Руси.
              Вопрос решается периодическим террором. Например вот так:
              князя Борис, удельный князь городецкий - «опустошил без битвы всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей», – пишет Карамзин. Князь вернулся из мордвы с богатой добычей в виде рабов (женщин и детей), а также с несколькими пленными мордовскими старейшинами, которых затем казнили в Нижнем Новгороде. Толпа нижегородцев надругалась над их трупами, привязав их к собакам, проволочившим их по льду Волги.

              А роль замков, конечно до определённого уровня, выполняли на Руси монастыри.
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Кстати, а русские князья, по-вашему, какой национальности были с точки зрения крови?

              Самой разнообразной. И ничего хорошего в этом нет.
              1. 0
                4 декабря 2018 19:28
                Знаете, что? Я не вижу никакого смысла с вами диспутировать дальше. Во-первых, это скучно. Во-вторых, вы все равно ничего не понимаете. Я не хочу тратить на вас время, подыскивать аргументы для того, чтобы доказать вам, что трава зеленая.
                Вы считаете, что имеете в этой стране больше прав, на том основании, что вы, типа, русский? Думаю, жизнь неоднократно доказывала вам, что это не так. Вы считаете это несправедливым? Это уже ваши личные трудности и обиды, которых могло бы и не быть, если бы вы сумели занять в жизни то положение, что вам хотелось бы, без апелляции к вашей гипотетической русскости. Не получилось, вероятно, ну а виноваты кто? Инородцы, конечно, так проще.
                Ладно, собака лает, Flavus пишет, а караван идет.
                1. +2
                  4 декабря 2018 21:33
                  Цитата: Хозяин Трилобита

                  Знаете, что? Я не вижу никакого смысла с вами диспутировать дальше.

                  Ну вот - а мы так увлекательно общались crying
                  Вы расстроились из-за нетолерантных действий князя Бориса, которые противоречат марксистско-ленинской теории? Так там и хуже бывало..
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Вы считаете, что имеете в этой стране больше прав, на том основании, что вы, типа, русский?

                  А как вы полагаете - если ваши родители построили дом своим потом и кровью, а потом явится , условно, цыганский табор и заявит, что мы, дескать, будем с вами жить и иметь равную долю в данной недвижимости , это справедливо?
                  Не думаю, что это правильно ещё и потому, что когда дом полыхнёт в очередной раз, табор его спасать не будет, как уже неоднократно бывало в нашей истории.
                  Другое дело, что вы не воспринимаете Россию, как ваш дом, а русских, как вашу семью. Но это общая проблема граждан, поражённых левизной.
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Инородцы, конечно, так проще.

                  Так что дело не в инородцах и не в русскости, а, банально, в наследственных правах. У одних их больше, а у других меньше.
                  Поэтому каждый должен знать своё место, как в семье, так и в масштабах государства. Это называется справедливость.
            2. +2
              4 декабря 2018 19:37
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Вот только княжеских замков в Мордовии я чего-то не видел, может, конечно, искал плохо...

              Просто для справки - из племён поволжских финнов (весь,мещера, мурома и т.п.) от доброй половины не осталось ничего, кроме как племенных терминов на карте этих областей.

              Ещё момент - Мордовия не входила в состав Киевской Руси и даже значительное время Московского княжества - просто по факту того, что в период с 10 по 16 век была буфером между Московской Русью и Волжской Булгарией. Соответственно замки имелись - но только по краю ареала славняской колонизации - например в Нижегородской области, их там есть.
              1. 0
                4 декабря 2018 23:05
                Цитата: Михаил Матюгин
                Просто для справки

                Я не знаю с чего мой оппонент так уперся в эту мордву, фактически, действительно территорию другого государства. И этот пример с князем Борисом, кстати, редкостной бездарностью в политическом плане, когда он мстил мордве за участие в битве на Пьяне, где русских разгромил Арап-шах, приводит как достойный похвалы акт геноцида мордвы. Чем отличается этот поход от, например, похода двумя десятками лет позже князя Юрия Святославовича на Смоленск, свою вотчину, отнятую у него Витовтом, когда он также зверствовал, уничтожая население целыми деревнями? Только тем, что там уничтожались "инородцы", а там русские, причины и результаты - месть неудачника и море ненужной крови - абсолютно одинаковые.
                Человек, в своем националистическом угаре видит только то, что хочет видеть, говорить с ним бесполезно.
                Вы правильно написали, что многие финно-угорские народы исчезли, оставив после себя лишь летописные названия. Но они не были уничтожены физически, как пруссы немцами, они были ассимилированы и на это ушли многие столетия, в течение которых они мирно и дружно жили рядом с русскими, находились под их влиянием, постепенно растворяясь и теряя самобытность. Многие столетия!
                Этот же деятель, Flavus, отстаивает право русского человека врываться в чужие дома, выгонять, выселять, живущих там "инородцев", в том числе и уничтожать их, под предлогом того, что они живут в стране, построенной его предками. Как-то даже не верится, что его предки - русские, родоначальниками идеи исключительности одной нации были как раз евреи. laughing
                Ладно, оставлю его в покое.
                Михаил, вам интесны ссылки или цитаты, подтверждающие мою точку зрения на Тевтонский орден, его сущность и специализацию, или мне не стоит напрягаться их искать?
                1. +2
                  5 декабря 2018 04:20
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  многие финно-угорские народы исчезли, оставив после себя лишь летописные названия. Но они не были уничтожены физически, как пруссы немцами, они были ассимилированы и на это ушли многие столетия

                  Если смотреть на вещи исторически объективно, то процессы очень и очень сходные. Дел ов том, что пруссы никак не были уничтожены, а точно так же были ассимилированы тевтонцами, как и финны Поволжья славянами. И точно так же, как у русских Поволжья явно видна огромная доля финно-угорской крови, так и у восточных немцев явно видна славяно-балтская примесь. И ничего страшного в этом нет.

                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Михаил, вам интесны ссылки или цитаты, подтверждающие мою точку зрения на Тевтонский орден, его сущность и специализацию, или мне не стоит напрягаться их искать?
                  Не стоит, потому что они будут явно отечественными и основанными на множестве штампов, я же читал исследования по орденцам собственно немецкие и английские, с использованием многих сохранившихся документов эпохи, и там было достаточно много кардинально новых фактов, серьёзно ломающих устойчивые стереотипы.
                2. +2
                  5 декабря 2018 08:13
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Я не знаю с чего мой оппонент так уперся в эту мордву

                  Я не упёрся, а на примере мордвы показываю, какими методами наши предки осваивали близлежащие земли и вводили в подданство Русского гос-ва другие народы.
                  Эти методы ничем не отличались от методов крестоносцев или , к примеру, испанских конкистадоров.
                  Врать об особом русском пути или "загадочной русской душе" можно иностранцам, но зачем обманывать самого себя?
                  Мои родители родом из мест, где до русских жили марийцы. И, помню, читал их поговорку, которая звучит примерно так -
                  "Пусти русского в дом переночевать, на утро дома не найдёшь".
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Этот же деятель, Flavus, отстаивает право русского человека врываться в чужие дома, выгонять, выселять, живущих там "инородцев", в том числе и уничтожать их, под предлогом того, что они живут в стране, построенной его предками.

                  Полная чушь. Я нигде не давал ни положительных ни отрицательных оценок подобным действиям. Это просто объективные исторические процессы. Раздавать оценки будет Господь Бог на том свете.
      2. +1
        2 декабря 2018 19:15
        Как всегда, всё неоднозначно. Распространение христианства. Была правовой основой к завоеваниям и грабежам под прикрытием рыцарских орденов и прочих королевских особ и их военных сборищ. . А где война, там и увечья и раненные. Там и необходимы госпитальеры разных мастей и их служение. И главным, в странствующие рыцари шли младшие сыновья. Ибо на отцовские наследства они не рассчитывали. И рыцарство, было основа для приобретения "первичного капитала" для дальнейшей жизни. После каждых рыцарских "паломничеств с мечом" в язычные земли, происходило вознаграждение участников походов, распределением и награждением награбленного главными предводителями походов,- королями и прочими высокими особами. Ибо они создавали войска для походов и собирали вассалов и прочих свободных рыцарей для в первую очередь СЛУЖЕНИЯ себе. Эта сторона почему-то не подчёркивается, хотя она является экономической основой рыцарства... Ибо меч для рыцаря, был орудием добычи и пропитания и обогащения...
        1. +2
          2 декабря 2018 20:18
          Цитата: Vladimir 5
          меч для рыцаря, был орудием добычи и пропитания и обогащения...

          Духовно-рыцарские ордена нечто иное. Тевтонский орден, во всяком случае, был не сообществом феодалов, а, своего рода, единым, коллективным феодалом. Отдельные рыцари управляли землями Ордена не на правах феодалов-собственников, а на правах управляющих, то есть должностных лиц, выражаясь русским летописным языком, их лен был не вотчиной, а держанием. С правлением фон Книпроде, эта особенность его строения, как раз и была утеряна - Орден превратился в совеобразное, но все-таки государство, т.е., стал, как раз, объединением феодалов.
          Так что личного богатства в Ордене было не заработать, во всяком случае, до середины XIV в. Безусловно, на стороне Ордена часто сражались и обычные рыцари, в поисках приключений (Генри Болингброк, будущий Генрих IV Ланкастер, король Англии, соврать не даст smile ), но основную его силу составляли все-таки братья-рыцари, то есть, монахи, не имевшие собственности, кроме меча и не старавшиеся её (собственность) получить.
          1. +1
            2 декабря 2018 21:42
            Тут нужно разделение по времени и месту в иерархии крестовых походов и движений. В ордене. имеются братья "колхоза" имени "ордена Св. Девы Марии" или ещё кого то, челядь , и приглашаемых в походы другов и прочих желающих. Так речь о таких желающих поучаствовать и пограбить, ибо таких было большинство, но и "братья" имели многочисленную челядь (не менее десятикратно многочисленную), которую нужно и кормить и вознаграждать... Постоянное участие в войнах в распространении знамени Христа и присоединении земель и под податного люда, -сложная экономически-грабительская система, под патронатом главного завоевателя, Папы-главы католической церкви.. И как каждый системный грабёж имел свои теоретические обоснования... Примеры святости некоторых рыцарей и их предводителей, зачастую исключения, подтверждающие правила... Средневековье (как и почти во все времена) всегда соседствовала с возвышенными единицами и окружающим мраком... .
            1. 0
              3 декабря 2018 22:46
              Цитата: Vladimir 5
              Так речь о таких желающих поучаствовать и пограбить, ибо таких было большинство,

              Очередной стереотип. Вы серьёзно думаете, что те же британские феодалы ехали в далёкие "рейзы" в земли прибалтийских язычников "ради пограбит" ? что можно было найти в бедных деревеньках посреди болот, а ? Всё это прекрасно осознавалось ими, посмотрите, СКОЛЬКО стоила подготовка к этой экспедиции и её проведение.

              Ну и чтобы совсем разрушить стереотип - знаете ли вы, что не Орден платил участникам" рейзов", а крестоносцы, "рыцари-гости" из Англии, Франции и ит.д. после удавшейся экспедиции нередко ещё и оставляли крупную сумму подаржка\пожертвования !? а вы всё о "пограбить"...
              1. +1
                4 декабря 2018 12:32
                Опять всё не так просто. Конечно в проходы на язычников с орденом выходили и коронованные и прочие магнаты,- особы со своим двором, челядью и своим войском , и главное. имевшие свои постоянные домашние доходы. Они и могли поддерживать орден,. но таких "олигархов" были единицы, вот к ним приблудившихся "вольных" рыцарей на услужение магнату, будь то королевская особа или орден, было большинство...О бедных рыцарях разговор, коих большигство, но история о них более умалчивает. Королевские и прочих высокого ранга лиц походы с орденом предназначались для Папы, как служение ему и его делу, ибо он был главным в Европе (раздавал короны и утверждал на коронование и прочие, и с "анафемами") на средневековье, этим подтверждалось верность.... Тому судить по частных случаям, как обо всём нельзя...
                1. +1
                  4 декабря 2018 19:23
                  Цитата: Vladimir 5
                  Конечно в проходы на язычников с орденом выходили и коронованные и прочие магнаты,- особы со своим двором, челядью и своим войском ,

                  Давайте не будем путать тёплое с мягким - уставом орденцев было запрещено иметь роскошные обозы, поэтому - только минимум необходимого и да, войско, чем больше, тем лучше.

                  Цитата: Vladimir 5
                  Они и могли поддерживать орден,. но таких "олигархов" были единицы, вот к ним приблудившихся "вольных" рыцарей на услужение магнату, будь то королевская особа или орден, было большинство...
                  Ну высших аристократов да, их были единицы, или точнее десятки. Однако и более простых "рыцарей-гостей" было ОЧЕНЬ много - поездка в Ливонию была скажем так, лайт-вариантом крестового похода в Левант.

                  Простой рыцарь вполне мог поучаствовать в "рейзе", этом неком аналоге военно-спортивного туризма Позднего Средневековья, - просто приехав и подтвердив своё бедственное положение (в том числе клятвой на Библии к примеру, что тогда воспринималось крайне серьёзно, как мо многих судах Запада до сих пор); в этом случае не он платил за участие в походе, а наоборот, "вставал на довольствие" ордена, но, соответственно, не мог ни определять целей похода, ни тактики и и т.п., т.е. просто становился всадником, или младшим командиром.
      3. +1
        2 декабря 2018 21:38
        "Милосердие и оказание помощи"
        При всем моём уважении, Михаил, Вы тевтонцев с кармелитками не путаете?
      4. +2
        3 декабря 2018 20:31
        Уважаемый Михаил, я лично сомневаюсь,что бы фанатики-католики терпимо относились к восточной ереси. Конечно если сравнивать мусульман и православных последние чуть лучше
        1. +2
          3 декабря 2018 22:49
          Цитата: vladcub
          что бы фанатики-католики терпимо относились к восточной ереси.

          Вы видимо совсем не знаете о многочисленных совместных боевых действиях, которые предпринимали прибалтийские крестоносцы и "восточные схизматики"... Жаль, почитайте, может что то прояснится.

          Ещё раз - РЕЛИГИОЗНОЙ войны между католиками и православными в Прибалтике небыло, небольшие межфеодальные разборки - были, они были и между русскими князьями, да ещё и более широкомасштабные. Но религиозной войны (как например на Востоке, но и там католики очень часто воевали в союзе с левантийскими православными) - небыло.
    2. +1
      2 декабря 2018 21:16
      Если бы "лебединую песню" тамплиеров не оборвал Филипп Красивый, кто знает, состоялся бы Книппроде?
      1. +5
        2 декабря 2018 22:07
        Цитата: 3x3zsave
        Если бы "лебединую песню" тамплиеров не оборвал Филипп Красивый, кто знает, состоялся бы Книппроде?

        Тамплиеры и тевтонцы пошли совершенно разными путями. Пока тевтонцы в поту и крови завоевывали территории на востоке Европы, тамплиеры постепенно превращались в мирового ростовщика, опутывая сильных мира сего различными финансовыми обязательствами и пытаясь стать государством над государствами, повелителями "цивилизованного мира". smile
        Есть мнение, что сокровищ тамплиеров, как таковых, не существовало - их основной капитал состоял именно в обязательствах, грубо говоря, долговых расписках, полученных ими от королей, герцогов и графов и даже от римских пап. Все им были должны и все их ненавидели, поэтому их конец был предрешен, стоило только кому-то начать. Начал Филипп IV, остальные подхватили... и не получили ничего, кроме расписок, векселей и т.п. Хотя и это уже немало, можно сказать, "расплатились" с долгами smile
        Госпитальеры тоже пошли своим путем, отличным от остальных и наиболее близким к первоначальным целям их ордена - пытались реально кого-то защищать, кому-то помогать... Существуют, кстати, до сих пор, не прерывая своего существования, в отличие от ордена Тевтонского.
        Вообще история рыцарских орденов стоит отдельного исследования не на одну статью. Три ордена, три пути, три судьбы.
        1. +1
          2 декабря 2018 22:16
          Хорошая тема! Отдельно уже всех описывали, даже на этом ресурсе, системного анализа не было. Возметесь?
          Меж тем, согласитесь, что тамплиеры стали основоположниками современной экономической системы?
          1. +2
            3 декабря 2018 20:45
            Антон, Вы затронули интересную и скользкую тему: "отцовство"совреременной экономики?
            Думаю их было несколько: Ротшельды и ломбардийцы и тамплиеры.
            Когда Вы назвали Филипа Красивого,я сразу вспомнил Дебора: классно описана та эпоха
            1. 0
              3 декабря 2018 21:44
              Высокое Средневековье действительно - интереснейшая эпоха, во многом сформировавшая облик современной человеческой цивилизации.
        2. +1
          3 декабря 2018 22:51
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Пока тевтонцы в поту и крови завоевывали территории на востоке Европы, тамплиеры постепенно превращались в мирового ростовщика, опутывая сильных мира сего различными финансовыми обязательствами и пытаясь стать государством над государствами, повелителями "цивилизованного мира"

          Там всё несколько сложнее - они очень резко и успешно воевали с мусульманами на Востоке, но потом ситуация усложнилась и потребовала новых средств - а потом руководство ордена поняло, что можно вообще ситуацию "развернуть диаметрально" - и война в Леванте стала лишь некой ширмой, под которую "выбивали бабло".
  7. +1
    2 декабря 2018 16:57
    Хороший материал, проработан лучше первой части. Спасибо большое автору, было интересно ! Вот только маловато про Грювальдскую битву написано, хотя понятно что не про неё речь, но всё же...
    1. +2
      3 декабря 2018 00:10
      В статье некоторые неточности, например о Грюнвальдской - Таненбергской (так немцы называют) битве. Силы ордена прибыли на место ночью, совершив переход под сильной грозой и ливнем, где промокли и устали, а наутро сражение, (потому и отложили сражение до 15 часов по полудни)., но все равно явно отразилось на боеспособностях, Тем временем противник уже ожидал и не был так истощён. Фон Юнгинен ударил по Литовскому для него левому крылу и принудил противника к бегству, только смоленские полки не отступили, что стало боковым прикрытием польским отрядам (хоругвям). Витовт понимал, что здесь решается и его судьба, когда сражение ещё продолжали смоленские и польские полки. Он всеми усилиями остановил разрозненные отступающие и бегущие отряды (хоругви), вернул и с боку ударил по рассыпному строю преследователей...Преследователи уже пели победные молитвы , расслабились, и нагрянувшее сбоку войско было неожиданным и победоносным. Как говорят: и несчастье (бегство) помогло... Нужно отдать должное в этой битве Литовскому командующему Витовту, сумевшему остановить бегущее войско, тому помогла и татарская маневренная конница... Далее не совсем правильно описан "мирный" период Книпроде с Литовским Великим Княжеством, набеги тевтонцами проходили регулярно раз в три - пять лет зимой, (Литва была болотистой и летом трудно проходимой), брались крепости, жгли поселения, уводили невольников, скот... Даже столицу Вильнюс брали и жгли (Витовт не раз нарушал свои присяги, сговариваясь с крестоносцами и потом предавая) он иногда вместе с крестоносцами жёг крепости литовцев...История интересная с этим Великим Князем Витовтом..Главным, почему так его хвалят, ибо набрав много задолженностей у еврейских ростовщиков на ведение многочисленных войн, выдал им большие привилегии, потому и почитаем...
  8. 0
    2 декабря 2018 20:21
    Интересная статья.
  9. 0
    3 декабря 2018 12:20
    Автору спасибо за интересную статью....
  10. 0
    3 декабря 2018 15:41
    Добрый день. А насколько богат был Тевтонский орден?
    1. +1
      3 декабря 2018 22:54
      Цитата: Олег Кольский 051
      А насколько богат был Тевтонский орден?

      Тевтонцы были относительно богаты, и чем ближе к концу Средневековья, тем больше становилось их богатство. Но по своим размерам финансов он в разы уступал тамплиерам до их краха и госпитальерам.
      Ливонцы, Добжинские братья и т.п. меньшие варианты тевтонцев в Прибалтике - были в разы беднее "главной корпорации".
  11. +1
    3 декабря 2018 16:26
    У стен Мариенбурга Ягайло и Витовт оказались двадцать пятого июля. Захватить крепость с ходу у них не получилось. Не увенчались и последующие попытки. Озлобленные немцы крепко держали оборону. В конце концов, осада, продлившаяся два месяца, была снята. Интересно, что на полноценный штурм союзники за все это время так и не отважились. Они прекрасно понимали, что слишком велика вероятность одержать пиррова победу.

    одним из главных виновников слива осады Мариенбурга был польский маршал Збигнев Бжезинский. Прямой предок того самого, ессно.

    Кенигсберг превратился в российский Калининград. Город и провинция Восточная Пруссия отошел к Советскому Союзу после поражения Германии во Второй мировой войне.

    Если бы... Калининградская область - это примерно треть Восточной Пруссии, а бОльшую часть Сталин полякам отдал. Поляки и на Кенигсберг пытались рот разевать - он, типа, "исторически никогда не принадлежал России". Сталин ответил. "Вы правы - не принадлежал. Зато Варшава - принадлежала!"
  12. 0
    4 декабря 2018 18:23
    Очень понравился этот цикл. Замечательное оформление.+++++++++
    Картину А. Мухи, приведённую здесь, увидел первый раз. Хотя дома есть 2 альбома, отечественных. .....
  13. 0
    24 января 2019 14:52
    Интересно, почему Великого Князя Литовского всегда называют "Витовт" ? Хотя, ну вот как например, на приведенном фото старой-старой картине есть четкая старая-старая надпись: "Александр Витольдус".
    То есть Витольд.
    И почему его никогда не называют "крестильным именем" - Александр ? Чтобы у почтеннейшей публики не возникли ненужные ассоциации и вопросы ?
  14. 0
    24 января 2019 15:05
    Цитата: vladcub
    Думаю их было несколько: Ротшельды и ломбардийцы и тамплиеры.
    А товарищей Фуггеров вы куда дели ?
    И почему только ломбардийцы ? А флорентийцы ? В конце-концов это же именно флорентийский банкирский дом Аччаюоли (вариант - Акциайоли) сперва купил себе Коринф (ну, с землями, разумеется), затем купил или взял силов Фивы, а затем, в1388 г. и Афинского герцогство. Которым правил (как герцогством) до 1456 г. и затем отдавший власть Султану. Афинским герцогством почти 100 лет правила династия флорентийских банкиров !!! И не только Афинским герцогством. 1 января 1394 года король Неаполя Владислав утвердил Нерио Аччиаюоли в звании афинского герцога, а также властителя Фив, Коринфа, Мегар и Платей.
    А кроме семьи Аччаюоли во Флоренции были семьи флорентийских банкиров Медичи и Пацци.