Легенда о цуба-цубе (часть 2)

25
Спит крестьянин в горах –
Под головой мотыга.
Жаворонок поет.
Исса


Мотыга, конечно, проще и дешевле меча. Но принцип тот же: рабочая часть может заменяться на рукоять, рукоять - заменяться на рабочую часть. Это – удобно. Поэтому и японские монтировки на клинке тоже были съемными. Сломался клинок – можно сохранить монтировку. Экономия! Вышла из моды цуба, истерлась оплетка цуки – рукояти – заказал новые. То есть старый клинок можно было под требование изменившейся моды, хотя сам клинок при этом оставался без изменений! При этом в разные эпохи было известно множество разновидностей оправ для меча, причем многие из них даже регламентировались указами самого сёгуна. Но следует помнить, что все боевые мечи самураев эпохи Хейан и последующих эпох, вплоть до эпохи Муромати, были мечами всадников – то есть мечами тати, которые носили на бедре лезвием вниз, слева на поясе на шнурах обитори. Шнуров (ремней или цепочек) было обычно два. Ну, а вид оправы говорил о статусе самурая. Так, полководец обычно имел оправу меча сиридзая-но-тати, которая отличалась от прочих тем, что в этом случае ножны меча на две трети обтягивались шкурой тигра либо кабана и походили на пушистый хвост! В любом случае тати носили в паре с кинжалом танто. А вот меч катану напротив, носили засунув за матерчатый пояс оби и в паре с мечом вакидзаси. Монтировка «без шнуров» называлась букэ-дзукури.



Легенда о цуба-цубе  (часть 2)

Кинжал танто в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, вари-когай – когай разделенный посредине, и «ножик» ко-гатана. (Британский музей, Лондон)

Рассмотрим, из каких деталей состояла оправа меча букэ-дзукури:

• Прежде всего это была деревянная рукоятка, в качестве покрытия которой использовалась кожа ската. Обычно ее оплетали шнурами из кожи, шелка или хлопковой пряжи. У танто оплетка была редкостью.
• Рукоять имела «головку» (касира) и кольцо, с помощью которого оно закреплялось на рукояти (фути).
• Рукоять имела также украшения (мэнуки) в виде маленьких фигурок, которые вставлялись под оплетку рукояти и ей же и удерживались. Если ее не было, то они закреплялись на рукояти без оплетки, при помощи небольших штырьков.
• Цуба (вот наконец-то мы до нее и дошли!). Гарда. Но «гарда» в данном случае понятие европейское, а не японское. Гарда – это средство защиты, а здесь все совсем наоборот – это упор для руки, чтобы она не могла соскользнуть на клинок при определенных ударах.
• Ножны меча (сая) в Японии было принято делать из древесины магнолии, хотя известны и ножны из слоновой кости). Их покрывали лаком и украшали росписью и инкрустацией. Причем ножны японских мечей отличались от европейских тем, что имели специальные «емкости» куда помещалось три предмета, европейцам неизвестных. При этом подчеркнем, что эти «предметы» входили в комплект только меча катана. Тати, никаких дополнений в ножнах не имели. Итак, что же это были за «предметы»?
• Дополнительный нож (ко-гатана). Он имел весьма художественно оформленную рукоять (кодзука). В ряде источников указывается, что это метательный «ножик», что-то вроде сюрикена. Но… сегодня считается, что на самом деле этот ножичек клинком характерной формы был чем-то вроде перочинного ножа и не более. И вот для этого ножика в ножнах катаны устраивался продольный «карман», из которого была видна только красивая рукоятка ко-гатаны, причем она проходила насквозь через специальное отверстие в цубе и дальше заходила на рукоять меча. Располагался этот «ножик» всегда на внутренней стороне ножен – стороне ура. При этом рукоятка ко-гатаны – кодзука, обычно имела 10 см в длину, в ширину 1,3 см и сама по себе представляла небольшое произведение искусства. Опять же интересно, что украшена она была только с одной стороны – внешней. Внутренняя была плоской и лишь отполированной. Хотя на ней могла быть помещена подпись мастера.
• Далее это была булавка (когай), служившая для самых разных целей: с ее помощью можно было и волосы уложить, и уши почистить (для этого на конце была специальная «ложечка»), и... воткнуть в отрубленную голову убитого врага в качестве знака оповещения, ведь и она тоже была оформлена в едином стиле с фурнитурой меча! Располагался он на лицевой стороне ножен (омотэ). Считается, что когай в ножнах меча или кинжала вещь более древняя, чем ко-готана.
• Когай мог быть расщеплен посредине. В этом случае он превращался в вари-когай или вари-баси – палочки для еды; но не деревянные, а металлические; внешне они подобны когаю, но только разделены вдоль.
• Если меч имел оправу, сделанную в провинции Хиго (это касалось также и кинжалов), то на нем могла находиться так называемая «конская игла» (умабари), имевшая вид трехгранного клинка с плоской рукоятью, служившая ланцетом для кровопускания лошадям.
• Когай, ко-гатана и две мэнуки для украшения рукояти составляли особый гарнитур митокоро-моно («три вещи»), которые вместе с такими деталями, как фути – муфта овальной формы на рукояти у цубы, и касира – навершие рукояти, представляли собой желанный подарок одного даймё другому. Причем подарки с намеком, ведь по своему оформлению они могли и не совпадать с уже имеющейся оправой на мечах одаряемого. И тому приходилось, особенно если это был подарок от высшего к низшему, искать затем мастера, чтобы он из уважения к дарителю доделал бы к ним ту же цубу. Ведь знатный даритель мог потом попросить показать меч или просто даже посмотреть – куда пошли его подарки, и не использовать их значило проявить неуважение!


Наше знакомство с цубами мы начнем с цуб… не имеющих отверстий для дополнительных принадлежностей, о которых здесь идет речь. То есть были и такие мечи, у которых были цубы без отверстий – это прежде всего тати и нодати («очень большой тати»), но также были и мечи катаны, тоже отверстий не имевшие. Не надо думать, что если отверстий нет, то эта цуба древнее, чем та, что с отверстиями… Вот, например, исключительно простая цуба без дополнительных отверстий на ней. Есть только одно – для клинка. Изготовлена эта цуба в XVI в. Материал: железо и медь. Толщина 8,9 см; толщина 0,6 см; вес 147,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Все рукояти этих принадлежностей выступают из ножен таким образом, что проходят сквозь отверстия в цубе. Известно, что в позднем Средневековье в Европе на ножнах мечей, случалось, крепились дополнительные футляры с принадлежностями. В их число входили ножи, вилки и даже ложки, особенно часто встречавшиеся в гарнитурах так называемых «охотничьих мечей». Так что некое сходство здесь имеется, хотя вряд ли тут могла быть хоть какая-то связь.


Цуба 1615–1868 гг. Аверс. Материал: железо и медь. Диаметр 8,6 см; ширина 8,3 см; толщина 0,5 cм; вес 155,9 г. Обратите внимание на минималистский характер изображения. Трудно даже понять, где аверс и где реверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Эта же цуба. Реверс.

Вся оправа меча называется косираэ и наличие в ней дополнительных «инструментов» вроде когая, ко-гатаны и вари-когая существенно усложняет работу мастера. Ведь конструкция ножен меча также становится сложнее. Нужно прорезать в них два отверстия для рукоятей ко-гатаны и когая. Нужно проделать их так, чтобы они входили через них в свои «гнезда» под углом и немного выступали через отверстия в цубах. И нужно сделать так, чтобы они не вываливались из каналов, в которых они находятся, а сами ножны при этом не теряли свою прочность. Кроме того, следует расположить все эти детали не как-нибудь, а так, чтобы ко-гатана и когай легко извлекались одним движением большого пальца руки, лежащей на рукояти меча!


Эту цубу можно условно назвать «Джункуй против демона», и да, действительно, на ней мы видим, как «желтый демон» обращается в бегство от одного только взгляда этой бородатой личности в головном уборе чиновника. Чжункуй – укротитель демонов в народных верованиях Китая, Особой популярностью он пользовался в эпоху сёгуната Токугава, о чем, кстати, говорит и время изготовления данной цубы. Сама цуба железная, но фигурка «желтого демона» явно из бронзы, а глаза, зубы и браслеты, традиционно золотые. А вот изображение Джункуя не патинировано и поэтому сохранило естественный цвет красной меди. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, бронза, золото. Диаметр 9,2 см; ширина 8,9 cсм; толщина 0,6 см; вес 195.6 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Эта же цуба. Реверс. На нем демон прикрылся блюдом для риса.

Таким образом, мы видим, что японский меч был и очень простым и одновременно очень сложным и продуманным изделием. Клинок можно было легко освободить от оправы и долго хранить в специальном пенале, опять-таки снабдив специальной оправой для хранения. Можно было к одному и тому же клинку заказать любое количество оправ, изготовленных в одном стиле с доспехами или церемониальной одеждой. Не говоря уже о том, что оформление оправы мечей регламентировалось многочисленными указами сёгунов. Например, указом 1624 года запрещались ножны красного цвета и квадратные цубы, а также клинки длиннее 60 см. Находясь на службе в замке сёгуна в Эдо, куда местные даймё призывались регулярно, также следовало иметь при себе меч, оправленный совершенно определенным образом, а не так, как того желалось его хозяину. Было предусмотрено, что, представляясь сёгуну, самурай должен был иметь не только специальные штаны нагабакама с длинными словно шлейф штанинами, чтобы обладатель их не мог бы совершить предательского нападения, но и меч он при себе должен был также иметь особый – камисимо-дзаси. Этот короткий меч не имел гарды, а в рукоять – мэкуги, так что она легко соскальзывала с клинка при попытке выхватить его из-за пояса. Ну, а прислуга, стоящая у дверей, тщательно проверяла кто с чем входит в покои их господина и есть или нет мэкуги в рукояти их меча!


Цуба «Самурай за деревом». На ней изображен самурай в соломенной накидке, стоящий, либо прячущийся за цветущим деревом (аверс), а вот шляпу свою он обронил на оборотной стороне цубы, то есть той, что обращена к острию клинка. На ней нет отверстий для когая и ко-гатаны. Но обратите внимание: на ней есть два небольших отверстия. Что это и зачем? Отверстия эти назывались удэнуки-ана, а служили для того, чтобы через них пропускали шнур темляка. Не на всех цубах они были, но… были. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото, серебро, медь, бронза. Диаметр 7,9 см; ширина 7,5 см; толщина 0,8 см; вес 175,8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Та же цуба. Реверс.

Были изданы и указы, направленные на борьбу с роскошью. Так, в 1830 году было запрещено иметь на мечах оправу с деталями из золота. Но самураи тут же нашли выход и все, что было сделано из золота распорядились закрасить черным лаком – лишний пример того, что любые запреты, в общем-то совсем и нетрудно обойти.


Многие считают и даже пишут об этом в книгах, ссылаясь при этом на коллекции своих друзей и знакомых, что японцы не использовали для отделки цуб такие материалы, как камень, кораллы, перламутр, жемчуг, хотя использовали даже такие материалы, как дерево, кожа, слоновая кость и фарфор. На самом деле использовали, но редко. И вот одна из таких редких цуб. Время изготовления: 1615 – 1868 гг. Материал: медь и перламутр. Вес 85 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Продолжение следует…
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 января 2019 09:40
    Вау какие подробности! Теперь о цубе знаю почти все)
    Почти - потому что будет продолжение!
  2. +1
    9 января 2019 10:58
    Спасибо, автор! Давно интересуюсь историей японского меча, а тут подробности, которые не везде и найдешь!
    1. 0
      9 января 2019 13:58
      Будет цикл минимум из 10 статей!
    2. 0
      9 января 2019 16:38
      Спасибо, автор!
      Присоединяюсь!
      Интересно расположение гравировок на цубах. Все они предполагают ношение меча острием вверх. Как же выглядели цубы у приверженцев другого стиля?
      1. +4
        9 января 2019 16:47
        Цитата: ИгУ
        Все они предполагают ношение меча острием вверх.

        Лезвием, вероятно? Острием вверх мне как-то не представить... smile
        1. +1
          9 января 2019 16:50
          Лезвием, вероятно?
          - да, конечно. Каюсь.)
          1. +4
            9 января 2019 17:11
            Цитата: ИгУ
            Как же выглядели цубы у приверженцев другого стиля?

            Не думаю, чтобы заметно отличались. Я, во всяком случае, рассматривая фото различных катан и тати какой-то существенной разницы не заметил.
      2. +2
        9 января 2019 17:48
        Аналогично, но лезвием вниз!
  3. +5
    9 января 2019 13:14
    И вот одна из таких редких цуб. Время изготовления: 1615 – 1868 гг.

    Ничего себе!
    2,5 века делали? Или невозможно установить датировку с точностью до 2,5 веков?
    Интересненько, многое становится понятно. Автору спасибо!
  4. 0
    9 января 2019 13:57
    Цитата: Брутан
    невозможно установить датировку с точностью до 2,5 веков?

    Именно это!
  5. +3
    9 января 2019 16:11
    В Японии тема мечей и всего что с ними связано, очень популярна.

    Это один из самых известных антикварных магазинов в Японии - Seiyudo. Расположен в Гинзе - торговый квартал Токио и один из самых роскошных торговых кварталов мира.
    К сожалению, вечер и оптика не способствовали качественной сьемке.
    Вопрос к автору - статья о цубако будет?
    1. +3
      9 января 2019 20:31
      А ещё очень хотелось бы узнать про лакировку и использовавшиеся материалы. Ну так, чисто профессиональный интерес.
      1. +4
        9 января 2019 22:04
        Лакировка - это восточноазиатские лаки на основе биополимера уруши - лакового дерева.
        Технология производства этих лаков основана на полимеризации урушиолов, олефиновых пирокатехоловых соединений, содержащихся в гидрофобной фракции сока лаковых деревьев из рода Rhus. Производство лаковых изделий на основе уруши возникло в глубокой древности в Китае и достигло высочайшего художественного и технологического совершенства в средние века. Лаки уруши распространились из Китая во многие страны Юго-Восточной Азии, где росли в диком виде или могли культивироваться лаковые деревья, которые являются сырьем для приготовления уруши.
        Тема очень специфическая и обширная, русскоязычной литературы практически нет.
        Если уж сильно интересно, то ближайший источник знаний - Отдел научной реставрации и консервации Эрмитажа. У них там 14 лабораторий, в том числе и реставрация восточной живописи.
        Должны владеть вопросом.
        1. +1
          9 января 2019 23:22
          Цитата: Decimam
          Технология производства этих лаков основана на полимеризации урушиолов, олефиновых пирокатехоловых соединений, содержащихся в гидрофобной фракции сока лаковых деревьев из рода Rhus.

          Из всего сказанного понял только слово "Русь". Ну и "олигофреновых", только оно неправильно написано. Вот теперь и думаю - разразиться громкой тирадой на тему "Кто олигофрен - я олигофрен? Да вы сами тут все!" или сначала все-таки разобраться: полимеризация урушиолов - то же самое, что их кастрация или нет?
          laughing
          1. +2
            10 января 2019 08:26
            Ну, если свежий сок уруши нанести на соответствующий орган, то может статься и так.
        2. +2
          10 января 2019 08:34
          Благодарю за заданный вектор поиска.
      2. +1
        9 января 2019 23:00
        Очень заинтересовало - только ли магнолия использовалась. И почему именно она?
        И лаковое дерево.
  6. 0
    9 января 2019 16:17
    Цитата: Decimam
    Вопрос к автору - статья о цубако будет?

    Она была!
    1. +1
      9 января 2019 20:18
      Если Вы имеете ввиду статьи 2015 года, то там очень уж поверхностно.
      1. +1
        9 января 2019 21:50
        Ну знаете, и это-то едва наскреб...
        1. +1
          9 января 2019 22:09
          Вы же английским владеете, основные из шестидесяти школ и самых выдающихся из примерно трехсот известных мастеров могли бы вкратце упомянуть.
  7. +5
    9 января 2019 16:45
    Ухвати длинный меч с несколько «плавающим» ощущениям в большом и указательном пальцах, средний палец не должен быть ни напряжен, ни расслаблен, а оставшиеся два пальца – сжаты крепко. Плохо, если руки дрожат.
    Поднимая меч, имей намерение зарубить противника. Нанося удар, не изменяй хватки, руки твои не должны «скрючиваться». Отводя меч противника в сторону, или отбивая его, или прижимая вниз, слегка меняй ощущение в большом и указательном пальцах. Ты должен быть всегда устремлен поразить противника, не меняя боевой хватки.
    Хватка для боя и для испытаний клинка одна. Не существует такой позиции, как «хватка для удара по человеку».
    Вообще, я не люблю фиксированности ни в мече, ни в кисти. Фиксация означает мертвую руку. Подвижность – это жизнь. Держи это в уме.

    Когда противник нападает, а ты сам решаешь атаковать, ударь своим телом, ударь своим духом, ударь из Пустоты своими руками, мощно увеличивая скорость. Это – атака «Никаких намерений, никаких концепций».
    Это – наиболее действенный способ проведения атаки. Он часто используется. Ты должен упорно тренироваться, чтобы понять его.

    Атака «Огня и Камней» означает вот что. Когда твой длинный меч и меч противника столкнулись, ты наносишь удар так мощно, как только можешь, не поднимая меча ни на йоту. Это означает атаковать стремительно руками, торсом и ногами – все эти части тела участвуют в броске. Если будешь тренироваться достаточно упорно, сможешь добиться сокрушительной мощи удара.

    (с) Миямото Мусаси, Книга Пяти Колец.
    https://e-libra.ru/read/118709-kniga-pyati-kolec.html
    smile
    Как романтично и кровожадно одновременно. И как-то очень гармонирует с приведенными рисунками на цубах.
    1. +2
      9 января 2019 19:06
      Да! Миамото Мусаси поэт мечевого боя !!!
  8. +1
    9 января 2019 17:47
    Цитата: Хозяин Трилобита
    (с) Миямото Мусаси, Книга Пяти Колец.
    https://e-libra.ru/read/118709-kniga-pyati-kolec.html

    Замечательная книга!
  9. +1
    12 января 2019 03:16
    Хороши цубы, но они порождение мирной эпохи. Богатый человек всегда стремится показать своё богатство. Во все времена, на всех континентах - в мирное время оружие украшают больше всего. Клинки прошедшие много сражений и несколько войн выглядят иначе - рабочий инструмент, без всяких украшений.