История создания самого мощного авианосного флота в мире

23

Споры вокруг


Авианосец - класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море. Основной ударной силой авианосца является базируемая на корабле палубная авиация (самолеты, вертолеты и БПЛА), которая имеет на вооружении средства авиационного поражения (ракеты и авиабомбы различного назначения, в т.ч. ядерное оружие). Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки летательных машин), средствами управления и обеспечения полётов.
Возглавляя авианосные ударные группы, в которые помимо авианосцев входят корабли охранения (противолодочной и противовоздушной обороны), подводные лодки и суда обеспечения и снабжения. Авианосцы - оперативно-тактические высокомобильные боевые единицы, позволяющие быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана. В задачи авианосцев зачастую входит:

• противовоздушная и противолодочная защита морских соединений на марше и на театре военных действий (ТВД);
• воздушная поддержка сухопутных войск в прибрежной зоне;
• разрушение противовоздушной обороны противника и завоевание локального превосходства в воздухе, уничтожение кораблей противника.



Авианосец является наиболее технически сложным и дорогим надводным кораблем, сочетающим в себе множество технологий. Не все страны мира, входящие в двадцатку ведущих (G-20), могут позволить себе авианосец, еще меньше стран могут самостоятельно простроить и оснастить его всем необходимым.

Периодические появления в российских СМИ информации о планах строительства для нашего ВМФ авианосцев будоражат общественность. От официальных лиц периодически также звучат заявления о планах строительства авианосцев. В итоге по этому вопросу сразу разворачивается активная дискуссия сторонников двух непримиримых лагерей.

Первые считают, что строительство авианосцев необходимо и обсуждают количество - 2-4-6, а лучше еще больше таких кораблей. При этом основная дискуссия идет вокруг того, сколько и каких авианосцев необходимо – атомных или неатомных, тяжелых или легких. Вторые выражают сомнение в том, что нам в принципе нужны авианосцы – лучше отдать «такие» огромные деньги на другие благие цели. Есть и те, кто считает, что наш ВМФ морально и технически устарел и ни на что не способен. Они не верят в способность российского судостроения строить крупные надводные корабли и авианосцы собственными силами. А появление на Военно-морском салоне 2019 года в Санкт-Петербурге сразу нескольких проектов авианосцев лишь подливает масла в огонь этих жарких споров. Кто же прав?

Попробуем разобраться и проанализировать наше место в рейтинге ведущих морских держав мира и наши текущие возможности, а также планы руководства нашей страны по развитию судостроения и строительства российского военно-морского флота на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Для этого необходимо оглянуться вокруг и понять, кто и что из себя представляет, и где наше место в этом ряду. Также интересно выяснить, какие планы и какие возможности имеют страны первой пятерки ведущих военно-морских стран.

Взгляд на лидера


Военно-морской флот США является бесспорным лидером среди крупнейших военно-морских держав мира. Он уверено держит первенство по количеству кораблей океанской морской зоны всех типов, включая авианосцы и авианесущие десантные корабли. Его отрыв от ближайших преследователей ВМФ Китая и России огромен. Однако, так было не всегда, еще каких 130 лет назад крупнейшей военно-морской державой мира была Великобритания. Что же произошло и как это случилось? Попробуем разобраться, и поучиться, причем желательно избежать ошибок, сделанных США и Великобританией на пути к военно-морскому лидерству.



История развития авианосного флота США


История строительства авианесущих кораблей для ВМС США насчитывает почти 110 лет. Начало было положено в 1922 году строительством авианосца CV-1 «Langley» (Ленгли) единственного корабля данного типа, который был переоборудован из угольщика «Юпитер». Полное водоизмещение первого американского авианосца составляло 15 150 тонн, на его борту размещалось 55 самолетов.

Мощный толчок развитию авианосных флотов дала конференция по морским вооружениям, состоявшаяся после завершения Первой мировой войны в Вашингтоне - Вашингтонское морское соглашение от 1922 года. Проигравшими сторонами оказались 3 из 5 империй (Российская, Австро-Венгерская и Османская империи), все они по итогам войны распались или сильно ослабли. Послевоенные противоречия между ведущими на тот момент морскими державами - США, Великобританией, Францией, Италией и Японией вызвали новый виток гонки морских вооружений. Планировались и закладывались корабли водоизмещением более 40 000 т, калибр орудий вырос до 16 дюймов (406 мм; на японских кораблях - 410 мм), проектировались корабли с орудиями 18 дюймов (457 мм; на японских кораблях - 460 мм) и более. Это был прямой путь к новой войне в скором будущем.

По решению конференции был ограничен тоннаж линейных флотов и пущены на слом некоторые находившиеся в строю и строившиеся линейные корабли. Однако соглашение разрешало странам-участникам переоборудовать в авианосцы по два недостроенных линейных корабля. США, Великобритания, Япония и Франция воспользовались этой возможностью. В результате в военно-морских флотах ведущих держав появились семь новых авианосцев, включая американские «Лексингтон» и «Саратога», переоборудованные из одноимённых линейных крейсеров. Кроме двух американских крейсеров в авианосцы были переоборудованы 2 английских, 2 японских и один французский корабль.
До вступления США в Первую мировую войну американская морская авиация не получила сколько-нибудь серьёзного развития. Американские специалисты лишь изучали английский опыт строительства авианосцев, но флот не предпринимал никаких шагов в этом направлении. Даже несмотря на то, что вступление США в Первую мировую войну вызвало быстрый рост численности морской авиации (с 54 самолётов в апреле 1917 года до 2107 ед. в марте 1919 года), к концу войны США не имели ни одного авианосца.

Первыми полноценными боевыми авианосцами ВМС США после экспериментального авианосца «Лэнгли» (1922-1942 годы) были авианосцы типа «Легсингтон» полным водоизмещением 47 700 тонн с 72 самолетами на борту. В 1920-е - начале 1930-х годов авианосцы этого типа считались одними из сильнейших в мире и составляли в то время основу авианосного флота США, сыграв значительную роль в отработке концепции кораблей данного класса. К началу Второй мировой войны США имели на вооружении уже 7 авианосцев и оказались первыми среди ведущих военно-морских держав.

За 110 лет в США собственными силами было спроектировано, построено и введено в эксплуатацию 78 авианосцев 17-ти типов. И это, не считая 127 эскортных авианосцев водоизмещением 8000-24 000 тонн с авиакрылом от 19 до 33 самолетов, построенных с 1939 по 1945 годы для насыщения собственного ВМС и для передачи ВМФ Великобритании по ленд-лизу. Эскортные авианосцы типа «Касабланка», спроектированные на основе танкера, были построены рекордной серией в 45 кораблей.

История создания самого мощного авианосного флота в мире

Фото: USS Essex (CV-9) – самый массовый американский авианосец времён Второй мировой войны, головной корабль своего типа, эксплуатировавшийся в период с 1942 года по 1969 год.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    25 августа 2019 06:22
    Если эта статья - начало большого повествования, то это нормально. Если вдруг и неожиданно ВСЁ request то тогда зачем эта статья what
  2. +3
    25 августа 2019 07:18
    Автор считать не умеет?
    Разве с 1922 года до 2019 прошло 110 лет???
    1. +5
      25 августа 2019 08:19
      Автор подстраховался
      почти 110 лет
      1. +2
        25 августа 2019 18:34
        Почему не написал "почти 100 лет"???
    2. +4
      25 августа 2019 10:18
      Цитата: ezdiumno ru
      Автор считать не умеет?
      Разве с 1922 года до 2019 прошло 110 лет???
      Да и за Германскую империю забыл.
    3. +6
      25 августа 2019 14:27
      И с империями у него туго. Потерял Германию. С цифорками и фактами напряженка. Когда был заложен и когда был спущен на воду первый полноценный авианосец США?ТТХ его где?...А вот общих фраз избыток
  3. -2
    25 августа 2019 10:28
    Насчёт устойчивости авианосцев к повреждения. Знаменитое сражение за Мидуэй... Всего по одной бомбе с пикировщиков на авианосец - и они превратились в пылающие костры... Были бы у японцев управляемые бомбы, типа немецких "Фриц-Х" ( которыми они линкор "Рома" утопили), камикадзе могли и не потребоваться...
    1. +2
      25 августа 2019 14:30
      Всего по одной бомбе с пикировщиков на авианосец - и они превратились в пылающие костры...

      Атака на авианосцы произошла в момент подвески на самолеты бомб и торпед.
      1. +1
        25 августа 2019 15:30
        Цитата: Razvedka_Boem
        Атака на авианосцы произошла в момент подвески на самолеты бомб и торпед.

        И что? У современного на палубе тоже постоянно самолёты стоят. И топливопроводы для заправки, и много чего ещё...
    2. +2
      26 августа 2019 16:06
      Цитата: Горный стрелок
      Насчёт устойчивости авианосцев к повреждения. Знаменитое сражение за Мидуэй... Всего по одной бомбе с пикировщиков на авианосец - и они превратились в пылающие костры...

      Из того же сражения: АВ "Йорктаун" был атакован и поражён дважды - и даже после этого ему потребовалась "помощь" японской ПЛ, чтобы затонуть. И это при том, что после второго удара экипаж покинул корабль, и БЗЖ не велась.
      Кстати, атаковавшие "Йорктаун" вторыми торпедоносцы были уверены, что атакуют не тот корабль, по которому двумя часами ранее отработали пикировщики - потому что "Йорктаун" вовсе не выглядел горящим, как было доложено пикировщиками. Экипаж успел потушить пожары, дать ход и начать выпуск самолётов.
      Капитан 2-го ранга Кларенс Элдрич, казалось, одновременно был повсюду. Как командир дивизиона живучести «Йорктауна» он имел достаточно работы — три попадания в различных местах и четыре серьезных пожара. Особенно беспокоил пожар в помещении для хранения ветоши вблизи от цистерн с топливом и погребов боезапаса. Элдрич распорядился затопить погреба, а цистерны заполнить углекислым газом.
      Другая партия боролась с огнем в островной надстройке, а аварийная команда заделывала дыры в полетной палубе. Самая большая пробоина шириной 12 футов требовала сверхизобретательности. Поперек нее были положены деревянные балки, на них четвертьдюймовая стальная плита, а сверху — новые стальные плиты, которые своим весом прижали и закрепили всю конструкцию. Через 20 минут «Йорктаун» снова имел полетную палубу, пригодную к приему и выпуску самолетов. Но корабль не имел хода. Бомба, взорвавшаяся в дымовой трубе, разбила два котла и погасила огонь в других. Тяжелый черный дым наполнил кочегарно-котельные отделения. Люди задыхались, делая все возможное, чтобы скорее вернуть авианосцу ход.
      © Уолтер Лорд
      1. 0
        26 августа 2019 17:27
        Цитата: Alexey RA
        Экипаж успел потушить пожары, дать ход и начать выпуск самолётов.

        Поправка - подготовиться к выпуску самолётов.
  4. 0
    25 августа 2019 10:31
    Цитата: seti
    Цитата: ezdiumno ru
    Автор считать не умеет?
    Разве с 1922 года до 2019 прошло 110 лет???
    Да и за Германскую империю забыл.

    Наверное стоит ждать продолжения.
  5. 0
    26 августа 2019 13:07
    Первыми полноценными боевыми авианосцами ВМС США после экспериментального авианосца «Лэнгли» (1922-1942 годы) были авианосцы типа «Легсингтон» полным водоизмещением 47 700 тонн с 72 самолетами на борту

    эти авианосцы появились только благодаря договору об ограничениях строительства флотов,
    потому что на основе этих соглашений американцы построили 2 ЛК, которые оказались очень низко боеспособны из-за слабости защиты. Вот их и переделали в авики, чтобы "не пропадало добро", опыт понравился и только после этого в США стало довольно мощным мнение, что авианосцы способны стать костяком флота. А серия эскортных авианосцев уже появилась как мобилизационное решение после перл-харбора, т.к. это был единственный способ быстро нарастить мощь флота, но практическим основанием для этой программы стали именно Лексингтоны, потому что на них достаточно удобно и долго получилось отлаживать технологию и тактику авианосных кораблей. На них же удалось уточнить нужные ттх и ТЗ для разработки эффективной палубной авиации.
    1. 0
      26 августа 2019 17:26
      Цитата: yehat
      потому что на основе этих соглашений американцы построили 2 ЛК, которые оказались очень низко боеспособны из-за слабости защиты.

      Не ЛК, а ЛКР. "Лексингтоны" должны были стать первыми американскими линейными крейсерами - но, к счастью для их экипажей, этого не случилось.
      Цитата: yehat
      опыт понравился и только после этого в США стало довольно мощным мнение, что авианосцы способны стать костяком флота.

      Угу... мощное мнение среди авианосников. smile
      Флот же в целом считал костяком флота линкоры. А авианосцы должны были заниматься разведкой, контрразведкой (борьбой с вражескими разведчиками) и борьбой с вражескими АВ.
      Но, тем не менее, даже в такой концепции вспомогательных сил при эскадре было заложено рациональное зерно, здорово облегчившее жизнь будущим ударным АВ: доктриной предусматривалось, что АВ должны первыми обнаружить и первыми нанести удар по АВ противника. Просто потому, что собственных истребителей АВ не хватало даже для самообороны. Так что залогом выживания АВ и выполнения им задачи были первое обнаружение и первый удар. Под эту концепцию затачивались техника и тактика палубных авиагрупп - две палубные эскадрильи (VS и VB), вооружённые "медленными, но смертоносными" с большой дальностью полёта, и перекос в сторону пикировщиков выросли как раз из "бей первым".
    2. 0
      26 августа 2019 17:29
      Цитата: yehat
      опыт понравился и только после этого в США стало довольно мощным мнение, что авианосцы способны стать костяком флота

      В авианосцы американцы поверили только в период с 1939 по 1940-й год после серии учений с успешным применением авианосцев. До этого периода авианосцы считались вспомогательными силами с приоритетной задачей перевозки самолетов на удаленные базы в Тихом океане.
      1. 0
        26 августа 2019 18:21
        ну строго говоря, подявляющее количество авиков и использовались как вспомогательные
        те ударные силы, которые сокрушили японский флот, насчитывали 28 авиков (из более чем 100 авиков и не все были укомплектованы как ударные, думаю не больше 12 одновременно)
      2. 0
        26 августа 2019 19:48
        Цитата: goose
        В авианосцы американцы поверили только в период с 1939 по 1940-й год после серии учений с успешным применением авианосцев.

        Да ладно. На всех Fleet Problems авианосцы были только разведчиками и бодались друг с другом, а судьба боя решалась поединком линейных кораблей. АВ в главном бою работали только на добивание.
        Впрочем, как ещё они могли работать, если главным оружием палубной авиации против ЛК считалась торпеда, которая у USN была на последних ролях? Достаточно сказать, что первые учения с практическим сбросом авиаторпед прошли только в 1940 году - и по воспоминаниям пилотов "торпеды прыгали как дельфины". На учениях 1941 года выяснилось, что из 10 сброшенных торпед нормально идёт только одна (а по статистике первых двух лет войны авиаторпеды давали больше отказов, чем их было сброшено). smile
        Впрочем, авианосников это особо не волновало - их главной целью были АВ противника, а главным оружием против них - тысячефунтовки. А торпеды предполагалось применять лишь для ограничения целей в манёвре, чтобы облегчить задачу пикировщикам.
        1. 0
          27 августа 2019 09:41
          Цитата: Alexey RA
          Да ладно

          Вспомните маневры 1939-1940-гг года с успешными ударами самолетов по базам на Гавайях и Панаме, где авианосцы впервые стали главным ударным звеном во флоте атакующих.
          1. 0
            27 августа 2019 11:24
            Цитата: goose
            Вспомните маневры 1939-1940-гг года с успешными ударами самолетов по базам на Гавайях и Панаме, где авианосцы впервые стали главным ударным звеном во флоте атакующих.

            По берегу - возможно. Но в тех же Fleet Problem XX и XXI в боях на море ядром флота были ЛК. А АВ занимались борьбой друг с другом и обеспечивали выход ЛК на противника.
            1. 0
              27 августа 2019 13:31
              Цитата: Alexey RA
              на море ядром флота были ЛК

              Это да, конечно, ядром флота были ТК и ЛК, но учитывая создание концепции о невозможности развертывания флота на Тихом Океане без ВМБ, а также о полной уверенности в превосходстве над любым противником в открытом бою, действие против баз стало выходить на первый план, а также стало сигналом к усилению воздушного прикрытия собственных баз.
  6. 0
    31 августа 2019 15:57
    Какая славная заглавная картинка... Так и просится в серединку этого скопления добротная ракетка с хорошим ядерным боезапасом.
  7. 0
    1 сентября 2019 09:17
    Какая славная заглавная картинка... Так и просится в серединку этого скопления добротная ракетка с хорошим ядерным боезапасом.
    1. 0
      6 сентября 2019 09:25
      Бодливой корове бог рог не дал).