Тайна крейсера "Магдебург". Германский секретный код

47
26 августа 1914 года германский крейсер «Магдебург» предпринял очередную набеговую операцию и сел на мель у побережья острова Оденсхольм у северного побережья современной Эстонии. Вскоре вражеский корабль был захвачен русскими моряками с подошедших крейсеров «Богатырь» и «Паллада». Русские сорвали эвакуацию немцев и захватили сигнальные книги германского флота.

Тайна крейсера "Магдебург". Германский секретный код

Лёгкий крейсер "Магдебург"




Германские коды были раскрыты русскими дешифровщиками. В результате русский флот был точно осведомлён о составе и действиях вражеских ВМС. Такое же огромное преимущество над германским флотом получили и британцы, которым шифры передали русские.

«Магдебург»


Лёгкий крейсер заложили весной 1910 года и передали флоту в 1912 году. Водоизмещение 4550 тон, максимальная скорость – до 28 узлов. Крейсер имел броневой пояс до 60 мм, приличное вооружение – 12 – 105-мм скорострельных орудий, два расположенных ниже ватерлинии 500 мм торпедных аппарата, а также зенитные орудия. Крейсер был носителем около 100 мин и устройства для их сброса. Экипаж насчитывал свыше 350 человек. Крейсер отличался хорошим бронированием и вооружением, отличными мореходными качествами и маневренностью.

Корабль сначала использовался Торпедной инспекцией в качестве опытного при отработке торпедного вооружения, затем входил в состав Дивизии обороны побережья Балтийского моря. 2 августа 1914 г. крейсеры «Аугсбург» и «Магдебург» направились к Либаве. При этом немцы уже знали, что в Либаве нет русских кораблей и подлодок, склады и арсеналы вывезены и уничтожены. Немецкие крейсера поставили мины на рейде Либавы, и обстреляли порт.

В дальнейшем «Магдебург» действовал в составе отряда под командованием контр-адмирала Мишке. Германские корабли тревожили побережье, обстреливали маяки, сигнальные посты, ставили мины, при этом избегали столкновения с русским флотом.

Гибель крейсера


В ночь с 25 на 26 августа 1914 года германский отряд под началом контр-адмирала Беринга в составе крейсеров «Аугсбург» и «Магдебург», трёх миноносцев предпринял рейд в устье Финского залива. Ночью в густом тумане из-за навигационной ошибки «Магдебург» наскочил на камни у северной части острова Оденсхольм (Осмуссар), примерно в 500 метрах от берега. Три носовых отсека сразу были залиты водой. Двойное дно кормы было повреждено и заполнено водой, корабль получил крен на левый борт. Пытаясь сняться, матросы выбросили за борт всё, что было можно – боеприпасы, уголь, тяжелые запасные части и т. д. Несмотря на все усилия экипажа, сняться с мели самостоятельно не удалось.

Авария с германским крейсером произошла у поста службы связи Балтийского флота, который располагался на острове и был соединен с материком подводным телефонным кабелем. Уже в 1 час 40 мин. в Ревель на центральную станцию южного района службы связи ушла с острова первая телефонограмма с информацией о происшествии. Далее пост информировал командования о всех изменениях ситуации. Так, в 2 час. 10 мин. островной пост сообщил, что подошёл второй корабль. Немцы спустили шлюпки и высадились на остров, началась перестрелка. В 3 час. ночи дежурный офицер доложил о ситуации у острова Оденсхольм командующему Балтфлотом адмиралу Эссену. В результате русское командование узнало о происшествии почти сразу. Эссен приказал направить к месту миноносцы и дозорные крейсера, как только позволит туман. Утром, когда с поста разглядели сидящий на мели крейсер, об этом сообщили и командующему. Эссен приказал крейсерам немедленно выдвигаться к Оденсхольму.

В 7 час. 25 мин. русские крейсера «Богатырь» и «Паллада» снялись с якоря. Вместе с ними вышел и дивизион миноносцев. Однако миноносцам не повезло. Они с большим трудом вышли в тумане из шхер, определяя местоположение по промерам глубин. Посчитав себя намного западнее Оденсхольма, чем были на самом деле, повернули на восток. В итоге потеряли много времени в поисках противника. Позднее было получено сообщение о присутствие в районе ещё одного германского крейсера. Эссен направил ещё два дивизиона миноносцев, крейсера «Олег» и «Россия». Затем вышел и сам адмирал на «Рюрике».

Подошедший к месту аварии германский миноносец V-26 пытался снять «Магдебург» за корму. Однако не смог снять с мели крейсер. Утром «Магдебург» открыл огонь из орудий правого борта по маяку и сигнальной станции у ней. Маяк был разрушен. Но радиостанция уцелела, и наблюдатели продолжали передавать информацию. Из-за провала попыток снять корабль с мели, командир крейсера Рихард Хабенихт принял решение оставить «Магдебург» и взорвать его. В 9 час. 10 мин. были заложены заряды в носовой и кормовой части корабля, и миноносец стал снимать людей. Командир корабля капитан Хабенихт и его адъютант остались на корабле. Взрыв уничтожил носовую часть крейсера до второй трубы.

В период с 10 до 11 часов в тумане показались русские корабли. Это были крейсера «Паллада» и «Богатырь». Немцы на миноносце приняли «Богатырь» за эсминец и открыли огонь. Крейсер «Магдебург», несмотря на уничтоженный нос, также вёл огонь. Русские крейсера ответили. Во время боя туман сгустился настолько, что наводить орудия по прицелам было нельзя, и комендоры вели огонь просто по направлению противника. Нельзя было отличить, какой из тёмных силуэтов – маяк, а какой – германский крейсер. Немцы активно отвечали, но из-за тумана снаряды ложились с недолётами или перелётами. «Богатырь» стрелял в основном по «Магдебургу», а затем перенес огонь на миноносец, который стал уходить. Германский миноносец выпустил по «Богатырю» две самодвижущиеся мины, затем ещё одну. Русский корабль смог уклониться. «Паллада» открыла огонь позднее и также обстреливала «Магдебург». Германский крейсер был сильно поврежден. Около 12 час. на германском крейсере спустили флаг. Весь бой продолжался всего около 20 минут и стороны прекратили огонь на дистанции около 20 кабельтов. Русские крейсера не преследовали уходящий германский миноносец. По немецким данным на крейсере «Магдебург» и миноносце погибло 17 человек, 17 было ранено и 75 пропало без вести. В плен попал командир крейсера, два офицера и 54 матроса. Остальные члены экипажа спаслись на миноносце.

Русские крейсера чуть не повредили свои миноносцы. В 11 час. 40 мин. появились два миноносца под командованием начальника службы связи А.Н. Непенина, которые полным ходом шли на крейсера. По донесениям крейсеров, первый выпустил мину. Крейсера открыли огонь, но после четырех залпов заметили, что миноносцы свои. Это были миноносцы «Лейтенант Бураков» и Рьяный». По донесениям миноносцев, крейсера открыли огонь первыми, после чего «Бураков» выпустил две мины, не опознав свои корабли. К счастью, никто не пострадал. Трагедия, которая могла произойти из-за неразберихи с выходом кораблей (миноносцы не знали о выходе своих крейсеров) и сильного тумана, не произошла.


Севший на мель «Магдебург». На фоне виден маяк острова Оденсхольм. Источник: https://ru.wikipedia.org


Тайна германского корабля


Высадившись на крейсер, русские обнаружили, что это «Магдебург». Здесь пленили несколько матросов и капитана. Остальные члены экипажа крейсера были пленены на острове, куда перебрались вплавь (многие утонули). Немецкий крейсер был сильно разрушен: от взрыва погреба с боеприпасами носовая часть была уничтожена, первой трубы и фок-мачты не было. От наших снарядов было оторвано дуло одного орудия, сорвана телеграфная сеть, трубы были повреждены. Но все механизмы в кормовой части были целы.

Таким образом, несомненная ошибка германцев, которые самонадеянно шли на большой скорости в сильный туман, и оперативные действия нашего флота лишили Германию ценного новейшего легкого крейсера. Потеря для немцев была нелепая, обидная, но в масштабах великой войны небольшая. Казалось, что на этом можно было поставить точку. Мало ли кораблей по тем или иным причинам погибло и погибнет в войне. Но оказалось, что точку на этой истории ещё ставить рано.

На оставленном в спешке командой «Магдебурге» были обнаружены секретные документы. Наши матросы обнаружили сигнальную книгу и большое количество различных документов германского флота, в том числе секретных. Одних только книг (уставов, наставлений, технических описаний, формуляров и т. д.) было захвачено около трехсот. Но основой этой «коллекции», конечно, стала «Сигнальная книга» германского флота (сразу два экземпляра). Также русским шифровальщикам передали чистовые и черновые журналы семафорных и радиотелеграфных переговоров (в том числе радиотелеграфный журнал военного времени), шифры мирного времени, секретные карты квадратов Балтийского моря и другие документы по радиосвязи противника. Кроме того, нашли и другие полезные документы: приказы и распоряжения командования, начальников морских станций; описания и наставления по обслуживанию корабля; формуляр крейсера; машинные, маневренные и рабочие журналы; документы по двигателям и т. д.

В службе связи и штабе командующего Балтфлотом началась работа по вскрытию военно-морского шифра Германии. В октябре 1914 года усилиями старшего лейтенанта И. И. Ренгартена и помощников была налажена дешифровка составленных по сигнальной книге радиограмм. Таким образом, русская разведка взломала немецкие шифры. В начале 1915 г. в составе службы связи была создана отдельная радиостанция особого назначения (РОН). Она занималась радиоперехватом и дешифровкой полученной информации. В целях сохранения тайны любое упоминание о сигнальных книгах было изъято из документов Балтфлота. Немцам же дали понять, что команда «Магдебурга» успела уничтожить секретные документы и они могут быть спокойны. Позднее германцы и турки (они пользовались германским шифром) несколько раз меняли свой шифр, не трогая его системы, но каждый раз он был разгадан русскими дешифровщиками.

Когда возникли проблемы с дешифровкой немецких радиограмм, один из ведущих дешифровщиков министерства иностранных дел Феттерлейн (Попов) при помощи нескольких морских офицеров из службы связи воссоздали германский шифроключ с алгоритмом его смены. Каждые сутки в ноль часов немцы вводили в действие новый ключ, через час-полтора первые дешифровки уже лежали на столе у начальника службы связи. Это позволяло русским знать о силах и расположении противника. До самого Брестского мира русские специалисты расшифровывали все германские радиограммы.

Второй экземпляр сигнальной книги передали союзникам – англичанам и французам. В итоге британцы получили большое преимущество над германским флотом. У британцев дешифровкой занималась т. н. «комната 40» — дешифровальный центр Адмиралтейства. Руководил «комнатой 40» Альфред Юинг. Работали в центре гражданские и военно-морские специалисты. Деятельность «комнаты 40» была строго секретной. На флоте и в прессе удачные перехваты германских кораблей обычно приписывали удаче и работе разведки. Немцы подозревали, что британцы читают их шифрограммы. Они не раз меняли ключи к шифрам, но дешифровальщики Юинга их разгадывали. В 1916 году, когда германцы полностью сменили коды, британцам снова повезло их добыть. В результате на протяжении всей войны любые передвижения германского флота были под наблюдением и почти всегда известны британскому командованию. Также британцы читали переписку германского МИДа, в частности, с послом в Мексике и агентурой в США, что позволило провести ряд успешных операций против Германии. Таким образом, шифры с крейсера «Магдебург» оказали влияние на развитие боевых действий на море, и на исход всей войны.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    13 сентября 2019 05:15
    Насколько я знаю, немцы сунули шифровальную книгу в брезентовый мешок с чугунным балластом и выбросили за борт. Наши моряки не обнаружив документов на борту "на всякий случай" решили обшарить грунт вокруг крейсера. Общими усилиями моряков книга была найдена и за неё взялся Ренгартен, кстати, изобретатель первого радиопеленгатора. Таким образом, непрофессионализм и расхлябанность немцев, смекалка и настойчивость наших моряков привели дело к тому, что Россия и её союзники могли читать все секретные радиосообщения германского флота. Сейчас даже толком не понять чья здесь больше заслуга. )))
    1. +8
      13 сентября 2019 06:23
      Таким образом, непрофессионализм и расхлябанность немцев, смекалка и настойчивость наших моряков привели дело к тому, что Россия и её союзники могли читать все секретные радиосообщения германского флота.
      Здесь много спорного, я не говорю о наших, русских моряках. Никто не предполагал, что шифры и коды попадут в чужие руки, поэтому считалось что свинцового переплёта будет достаточно. Но классическая ошибка немцев заключалась в том, что документация, для сохранности писалась тушью и поэтому сохранилась. В последствии, на своих кораблях стали ставить сейфы с отверстиями и использовать чернила легкосмываемые морской водой и ЕМНИП, разработали бумагу, растворимую в воде.
      И ещё, не в тему. Одной из причин подъёма американцами ракетоносца К-129 была попытка проникнуть в шифры советского ВМФ."Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена. Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-Морским Флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.
      К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула «К-129», успех операции оценивался в 10%." http://back-in-ussr.com/2013/10/proekt-azorian-tayna-gibeli-podlodki-k-129.html Есть несколько вариантов описания как проводилась эта операция. У Н. Черкашина он наывается "Тайна точки "К".
      1. +3
        13 сентября 2019 12:20
        Советские АПЛ пользовались одноразовыми шифр-блокнотами, страницы которых уничтожались после передачи очередной шифровки, что делает шифр невскрываемым.
        1. +3
          13 сентября 2019 13:27
          А страницы уничтожаются сами собой, или их кто-то должен уничтожить?
          1. +2
            13 сентября 2019 13:56
            Сразу же после передачи сообщения одноразовая страница шифрблокнота отрывается и сжигатся шифровальщиком.
            1. +3
              13 сентября 2019 14:04
              Сразу же после передачи сообщения одноразовая страница шифрблокнота отрывается и сжигатся шифровальщиком.
              Перефразируя известную поговорку, все что может быть человеческими руками уничтожено, может быть ими же и не уничтожено.
              Хотя сам по себе факт того, что страница не уничтожена не критичен. В криптосистемах одноразовых блокнотов главное - не использовать ключ повторно.
              1. 0
                13 сентября 2019 14:22
                Изветен один единственный случай повторного использования советской разведкой шифрблокнотов - в начале 1950-х годов резидентура в посольстве СССР в Вашингтоне по какой-то причине пошла по второму кругу шифрования. В результате контрразведка США расшифровала радиограммы, перехваченные с середины 1940-х годов, и ликвидировала практически всю агентурную сеть МГБ СССР на территории США.
                1. +2
                  13 сентября 2019 14:33
                  Это как раз то, что я имел ввиду - человеческий фактор.
                2. +1
                  13 сентября 2019 20:15
                  Я где-то читал,что американцы в начале 50-х создали 1 в мире ксерокс и его закупали многие страны и подобный аппарат стоял в советском посольстве. ЦРУ туда вмонтировало устройство которое сохраняли в памяти все сканируемые документы, а в конце месяца сотрудник ЦРУ приходил заправлять ксерокс и забирал данные. Так ЦРУ получали сверхсекретные документы
                  1. 0
                    13 сентября 2019 21:18
                    вмонтировало устройство которое сохраняли в памяти
                    скорее всего в виде миникинокамеры, которая использовала оптику копировального аппарата
      2. +1
        13 сентября 2019 20:02
        Дополни Вас:американцы смогли поднять рубку нашей лодки, но сейфа там не оказалось. Капитан был массивный и поэтому попросил, чтобы сейф перенесли
    2. +7
      13 сентября 2019 08:57
      Цитата: Морской Кот
      книгу в брезентовый мешок с чугунным балластом и выбросили за борт.

      Да там и балласт то был не нужен , такие книги делались со ..свинцовой обложкой . По другой версии немецкие шифровальщики вообще не удосужились или не смогли выкинуть книги за борт и они попали к Непенину даже неповреждённые морской водой . Но была проведена показная водолазная операция и везде растрезвонено о её "неудаче" . Для правдоподобности Непенин даже устроил адмиральский "разнос" водолазам за "профнепригодность" и ... дал им отпуск . Дезинформация была удачной - немцы остались в уверенности об уничтожении сигнально-кодовой документации . Кстати Адмирал Непенин , основатель радиотехничской разведки флота , впоследствии командующий Балтфлотом и трагически погибший от рук матросов в 17-ом - фигура в нашей морской истории недооценённая .
      1. +3
        14 сентября 2019 12:33
        " трагически погибший от рук матросов в 17-м. Есть версия, что к смерти Непенина причастна германская разведка. В полутьме кто-то выстрелил в адмирала и скрылся в толпе. Вполне правдоподобно
        1. +1
          14 сентября 2019 12:45
          Цитата: vladcub
          . Есть версия, что к смерти Непенина причастна германская разведка.

          Всё может быть . История с тёмными пятнами ... А германская разведка много к чему в России 17-го причастна , как и американская , британская , французкая , японская и список можно продолжать .. Разведки - это такие звери , которые при виде ослабевшего , начинают его рвать беспощадно . В семнадцатом - начале двадцатых в России кто только не куражился , благо по соплям было настучать некому ...
          1. +1
            14 сентября 2019 14:13
            А ,ведъ, Вы правы : до февраля 1917 русская контрразведка кое-что могла и не позволили бы" баловаться"
            1. +1
              14 сентября 2019 14:18
              Цитата: vladcub
              до февраля 1917 русская контрразведка кое-что могла

              Русские спецслужбы до конца 17-го не только кое-что могли , но и раком ставили . Другое дело , что по неясным причинам им ставили палки в колёса и особенно начиная где то с весны шестнадцатого
              1. +1
                14 сентября 2019 15:21
                Камрад КВУ, вообще-то об успехах или провалах спецслужб РИ очень мало материалов.
                Я могу вспомнить лишь :" дело полковника Мясоедова" и достоверно неизвестно "заказуха"в.к. Николай Николаевича или успех русской контрразведки.
                Ещё раз то косвенно: в фильме:" Адъютант его превосходительства"Лацис вспоминает :"дело Лемке" и больше я НИЧЕГО не помею
                1. +1
                  14 сентября 2019 15:29
                  Цитата: vladcub
                  вообще-то об успехах или провалах спецслужб РИ очень мало материалов.

                  Цитата: vladcub
                  вообще-то об успехах или провалах спецслужб РИ очень мало материалов.

                  Материалов море , только обработать их некому . Я по долгу службы имел доступ к некоторым материалам , но если бы их обнароловали бездумно , то пользы бы это не принесло ... вы думаете зря что - ли за каждый звук цепляются при высказыванях ? Если думаете , что правду ищут , то это не так
                  1. +1
                    14 сентября 2019 15:59
                    А что так?
                    На мой взгляд это объяснимо: все,что было при царе-бяка и естественно не очень освещали успехи русских спецслужб.
                    А сейчас мало хороших авторов, чтобы собрать и проанализировать материалы. Проще переписать.
  2. +3
    13 сентября 2019 10:33
    В воспоминаниях полярного радиста Э. Кренкеля ("RAEM - мои позывные") написано, что во время его первой зимовки на Новой Земле в 20-е годы, в команде зимовщиков был пленный матрос с "Магдебурга", не захотевший возвращаться в Германию.
  3. +5
    13 сентября 2019 10:48

    Не смотря на то, что история крейсера "Магдебург" описана до мелочей как с нашей, так и с немецкой стороны, избежать ошибок автору не удалось.
    Шифровальных книг было три - № 145, 151 и 974. Это подтверждают и немецкие источники (Matti E.Mäkelä: Das Geheimnis der "Magdeburg":, Die Geschichte des Kleinen Kreuzers und die Bedeutung seiner Signalbücher im Ersten Weltkrieg, Bernard & Graefe Verlag Koblenz, 1984).
    Одна была найдена на палубе среди брошенных документов, одна в радиорубке. А вот по поводу третьей есть несколько версий. По одной, ее просто выбросили за борт и потом русские водолазы ее подняли. По второй - она была найдена водолазами на груди радиста, который сознательно утонул вместе с ней.
  4. +4
    13 сентября 2019 11:05
    Боюсь ошибиться,но и тайны-то особой нет в этой истории.Вот с *Лузитанией*!,вот где загадок побольше.Были боеприпасы на борту,или нет.
    1. +3
      13 сентября 2019 13:42
      Цитата: Фил77
      Боюсь ошибиться,но и тайны-то особой нет в этой истории.Вот с *Лузитанией*!,вот где загадок побольше.Были боеприпасы на борту,или нет.

      hi Да, вроде же, в СМИ не так много лет назад( меня тоже интриговала эта загадка с "боеприпасами", из-за сведений о наличии каковых на борту несчастного лайнера и была произведена атака германской подлодки, поэтому и запомнил сообщение о результатах этой экспедиции к остову знаменитого "утопленника") сообщалось, что когда подробно обследовали корпус "Лузитании", то в "лежачем( для тех, кто не "в теме"-корпус потопленного парохода лежит на боку, заиленный подводным течением, торпедированным бортом вниз, что затрудняет его осмотр)" борту, напротив носового трюма, "разглядели" ещё одну большую пробоину, но с вывернутой наружу обшивкой, предположительно от сдетонировавшего груза артснарядов и взрывчатки, перевозившихся тем рейсом( кстати, как теперь пишут "общечеловеческие" СМИ-каждый трансатлантический рейс "Лузитании" был с подобным военным грузом, так что германские претензии, вроде как, обрели основание??!)...?! winked
    2. +4
      13 сентября 2019 14:07
      Привет Сергей hi (так и хочется обозвать Фил Эспозито) smile .Да, с крейсером тайны никакой, да и с лайнером вроде бы тоже всё известно. Несколько тысяч винтовок они везли, а кто возит оружие без боеприпасов. Был ведь второй взрыв, после взрыва торпед, Швигер об этом докладывал и он не врал, лодка всем корпусом "ощутила" взрывную волну, взрыв был мощнее взрыва торпеды и произошел внутри трансатлантика. Пишут, что вроде бы угольная пыль, но они почти все тогда на угле ходили и сколько таких было потоплено именно торпедами, так ни одного взрыва "угольной" пыли не зафиксировано. Если я тут чего-то накосячил с "угольной пылью", то, надеюсь, Вик Николаич поправит меня.

      Да, кстати, а фамилия командира "Магдебурга" в грубом переводе звучит примерно как НИЧЕГОНЕИМЕЮЩИЙ, забавно и несколько символично, не находите? drinks
      1. +3
        13 сентября 2019 14:57
        Приветствую Вас Константин!И забавно,и символично!Но,именно корпус *Лузитании* бриты по каким-то своим бритовским причинам избрали в качестве мишени для испытания глубинных бомб.Именно гибель *Лузитании* послужила одной из причин вступления США в войну,чего бриты так активно добивались.Мне кажется она была обречена на гибель.
        1. +3
          13 сентября 2019 16:37
          Конечно обречена, не фиг было шляться по Атлантике в одиночку, на скорость рассчитывали -- не помогло, торпеда, она всё равно быстрее. Но как бы там ни было, Швигер всё равно скотина, торпедировать пассажирский лайнер это уже за пределами. Хотя немцы и есть немцы -- иприт тоже их рук дело, так что удивляться газовым камерам времён Второй Мировой вряд ли стоит. Они уже в Первую тренировались вовсю.
          1. +2
            13 сентября 2019 17:15
            А вот и вопросик!А отчего это её,утопшую,не встретили?Швигер ведь прекрасно знал какой корабль он атакует!,на тот момент было всего несколько кораблей такого класса,и отлично понимал сколько пассажиров может быть на борту.
            1. +2
              13 сентября 2019 17:30
              Швигер просто садист, у него наверняка аж ручонки задрожали когда он понял, что может потопить крупнейший трансатлантик и войти в историю. И вошел... Геростратовой славой, ещё и замешанной на крови. Ничем другим он себя не прославил, да и его коллеги, подводники, считали его патологическим трусом.
              А что не встретили... Я точно не помню почему, но и в мирные дни всякие накладки случаются, не говоря уже о войне. Не думаю что это была откровенно-британская провокация для того, чтобы втянуть Штаты в войну. Сэр Уинни Черчилль, конечно, был изрядным авантюристом, но уж в глупости его обвинить вряд ли возможно.
              Да, и топить пассажира из-за груза в несколько десятков тысяч винтовок никто бы не стал. Не тот груз.
              1. +2
                13 сентября 2019 17:43
                Константин!А Вы в курсе когда Тёрнера предупредили об активности подводных лодок?А Кук не мог вывести противолодочные корабли в море без приказа адмиралтейства,но его не было.Почему?
                1. +2
                  13 сентября 2019 18:11
                  А Тернер что, не знал, что идёт война и на коммуникациях действуют подводные лодки? Что значит активность? Вот сейчас её нет, а через минуту она возникла? Да и как она определяется? Вчера лодка (?) потопила один пароход, а сегодня сразу два -- это что, сразу возникает активность?
                  Сергей, на службе всё делается по регламенту и приказу, а если во время военных действий ты самовольничаешь и идёшь на прямое нарушение приказа, то это может быть весьма чревато последствиями. Тут либо нужно точно знать, что не проиграешь, либо иметь в Адмиралтействе "хорошую лапу", либо просто быть героем, которому на всё наплевать. Но героев очень мало, а Кук, как очевидно, к их категории не принадлежал. Поэтому всё получилось так, как получилось.
                  А вот если бы на месте Швигера был Отто Ведиген, то этой бы истории вообще не случилось и говорить было бы не о чем. Но... кому три броненосных крейсера и всемирная слава подводного асса, а кому вечный позор и презрение.
                  Это, кстати ещё один аргумент против британской провокации: кто в Адмиралтействе мог знать чья подводная лодка будет в этом районе. Вряд ли Швигер позвонил в Лондон и сказал: "Я выхожу на позицию, отзывайте эскорт и я потоплю этот лайнер". laughing
  5. +4
    13 сентября 2019 13:35
    Пленных магдебуржцев отправили как можно дальше, на Дальний Восток, где держали в лагере военнопленных под Хабаровском на особом режиме "в видах охранения военной тайны огромного значения, над всеми пленными крейсера "Магдебург" установлена особая строгая охрана для предупреждения побегов и крайне опасного общения с посторонними лицами". Несмотря на это, капитан Хабенихт 31 января 1915 г. бежал, правда уже 3 февраля был пойман. Вернулся он домой в марте 1918 г. и продолжил службу на флоте (до 1919 г.). Поскольку семья его жены владела сталелитейным заводом, то он постарался помочь своим бывшим матросам, предоставляя им рабочие места. Во Вторую мировую его вновь призвали на флот и умер Хабенихт в конце 1944 г., в возрасте 70 лет.
  6. +2
    13 сентября 2019 13:55
    В советской "Технике-Молодёжи" была статья о первых российских опытах по препятствованию вражеским радиосообщениям( по-современному-радио-электронной борьбе) и случай с "Магдебургом" описывался как пример успешной работы российских морских радиотелеграфистов, целенаправленно "забивавших эфир" работой своих радиотелеграфных станций для воспрещения радиосвязи аварийного германского крейсера со своим штабом и оказывающими помощь кораблями.
    1. +5
      13 сентября 2019 16:13
      Цитата: пищак
      В советской "Технике-Молодёжи" была статья о первых российских опытах по препятствованию вражеским радиосообщениям( по-современному-радио-электронной борьбе) и случай с "Магдебургом" описывался как пример успешной работы российских морских радиотелеграфистов
      Да этот случай можно считать успешным но........
      "Начались эти опыты за долго случая с Магдебургом, в РЯВ. "Через год, в марте 1903 г., профессор А.С. Попов в докладной записке русскому военному ведомству, сформулировал идею радиоразведки и радиоэлектронной борьбы.
      А через год началась Русско-японская война. Первый случай ведения радиоразведки, и создания радиопомех в боевых действиях был осуществлен в самом начале войны выдающимся русским флотоводцем и ученым вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым" В остальном эта борьба зависела от воли воли командующего." Адмирал Рожественский запретил глушить работу радиостанции крейсера "Идзуми" передававшего данные о Второй Тихоокеанской эскадре. https://topwar.ru/69905-120-let-reb-russkie-byli-pervymi.html
  7. +3
    13 сентября 2019 14:14
    Ни одного из фото, помещённых в Статье, раньше не видел. Красивый корабль, как на мой вкус, этот германский крейсер-линиями корпуса мне наш советский лёгкий крейсер "Киров"-тоже красавец-корабль, напомнил. winked
    В советском журнале "Изобретатель и Рационализатор" 70-80х годов была Статья об этом событии у острова Оденсхольм-там фото уже разрушенного взрывом "Магдебурга", совсем с другого ракурса.
    "Про сигнальную книгу в свинцовой обложке" тогда запомнилось, что российские водолазы обнаружили её на морском дне рядом с бортом крейсера, на теле утонувшего германского радиотелеграфиста, который, сунув её за пазуху, самоотверженно бросился в море...
    Статья и поднятая ею Тема-Интересных Событий и Происшествий во славу Российского Флота мне очень Понравились-Благодарю уважаемого Автора! good
    1. +3
      13 сентября 2019 15:01
      Так ведь заметьте, как красива и элегантна вся техника той эпохи!А особенно-корабли!А лайнеры?какие красавцы?!?!
      1. +2
        13 сентября 2019 18:34
        Да, мне очень нравится разумное изящество линий корабельных корпусов и архитектуры той эпохи-на стыке парусного и парового "веков", легкокрылых клиперов и, перенявших их черты, трансатлантических лайнеров и крейсеров-"скаутов"! yes
        Из более поздних-корабли и суда с линиями корпусов, условно, "итальянской школы", к которым отношу и французскую "Нормандию", спроектированную нашим русским соотечественником.
        1. +2
          13 сентября 2019 21:08
          Кунардовские *Королевы* тоже хороши!
          1. +2
            13 сентября 2019 21:26
            Ещё бы-строгие красавицы, классика!!! good smile
            1. +2
              13 сентября 2019 21:45
              А кстати вопрос по поводу одной из красоток.Помните фильм*Перл-Харбор*?Эпизод,когда герой и героиня пытаются подняться на борт корабля при помощи лебёдки?На борт какого корабля?
              1. +2
                13 сентября 2019 22:48
                Смутно помню "Перл-Харбор" целиком и вне чёткой последовательности( когда-то смотрел не с самого начала и краем глаза), только отдельные сцены. request
                Больше на ассоциативном уровне, и то, после пяти минут напряжённых вспоминательных потуг с Вашей подсказки, в моём мозгу подсознательно всплывает имя "Куин Элизабет", даже не знаю почему именно оно, а не "Куин Мери" или какие-то другие winked ...может много лет назад, по ходу просмотра этого или другого фильма что-то, какую-то деталь, отметил про себя( у меня так бывает с памятью "на деталь", даже малозначительную, которая потом, через десятки лет, "всплывает" и "подвязывается" к соответствующим "зацепкам", складываясь с ними в целостную картину...я знаю, что "интуиция" не сама по себе существует, как и то, что наша память-это лишь частичка общего Информационного Поля, к которому мы все изначально "подключены"-отсюда и наши, как бы спонтанные, "озарения")??!
                Но Ваш вопрос был интересный( Вы меня заинтриговали, видимо, всё же, в ближайшем будущем пересмотрю "Перл-Харбор", хотя он для меня тяжело-переживательный, как и все такие, достаточно реалистичные, фильмы о людях на войне), уважаемый Фил77! yes
  8. +1
    13 сентября 2019 14:31
    Да, хорошая история, ещё в детстве читал в энциклопедии. В этом плане вспоминается, что в ВМВ японцы не могли расшифровать американские данные, так как использовали в качестве связистов каких-то индейцев, чей язык самураям был неизвестен. А ведь это неплохо должно и правда работать.
    1. +2
      13 сентября 2019 15:04
      Навахо.Язык племени-навахо! hi
      1. +3
        13 сентября 2019 18:03
        Цитата: Надир-шах
        японцы не могли расшифровать американские данные, так как использовали в качестве связистов каких-то индейцев, чей язык самураям был неизвестен

        Цитата: Фил77
        Навахо.Язык племени-навахо!

        Фильм ещё по этой теме сняли : "Говорящие с ветром"
  9. +1
    13 сентября 2019 15:22
    Цитата: Фил77
    Навахо.Язык племени-навахо! hi

    точно, спасибо :)
    1. +2
      13 сентября 2019 15:26
      Обращайтесь!Пожалуйста!
  10. +1
    13 сентября 2019 20:21
    Цитата: Кэптен45
    Цитата: Надир-шах
    японцы не могли расшифровать американские данные, так как использовали в качестве связистов каких-то индейцев, чей язык самураям был неизвестен

    Цитата: Фил77
    Навахо.Язык племени-навахо!

    Фильм ещё по этой теме сняли : "Говорящие с ветром"

    да, кстати, отличный фильм, надо его пересмотреть. Ещё в детстве видел.
  11. +2
    13 сентября 2019 20:22
    Вообще-то о"Магдебурге" уже были публикации на сайте. По поводу шифровальной книги, кажется ,радист с книгой шифров бросился за борт и её нашли у него на теле. В мешке на дне нашли чистые бланки шифрокодов ,различные документы.