Лидер эсминцев Черноморского флота «ТАШКЕНТ»

В начале июля 2012 года в городе-герое Севастополе провели ряд мероприятий, посвященных семидесятилетию героической гибели надводного корабля лидера эсминцев «Ташкент». Он навсегда остался в памяти поколений и стал настоящим символом обороны Севастополя в первые годы Второй мировой войны. Одно из проведенных мероприятий – возложение венков к памятнику Героям эскадры ЧФ. Немного позднее в Севастополе, в Доме Москвы, состоялась научно-военная конференция, в рамках которой был разобран путь лидера, начиная с момента его создания.

Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


У любого корабля есть своя судьба – одному суждено быть простым тружеником и тихо уйти из строя, другому трудное, невероятное, героическое и недолгое существование. Ко вторым можно отнести достаточно много кораблей, однако стать при жизни легендой удается далеко не каждому. Именно таким он и был – легенда Черного моря - лидер «Ташкент». Он просуществовал как боевой корабль всего один год, но этого года хватило бы другому кораблю на несколько своих «жизней». Именно его самоотверженный пример в первые годы Второй мировой войны заложил в души советских людей дух будущей Великой Победы над врагом. За свою недолгую боевую службу Родине «Ташкент»:
- прошел 27 000 миль;

- принимал участие в конвое 17 советских транспортных судов;
- доставил в безопасное место около 20 000 человек;
- перевез более 2500 тонн груза;
- уничтожил 9 и подбил 4 самолета врага;
- пустил на дно немецкий торпедный катер;
- уничтожил 6 береговых батарей;
- осуществил около 100 огневых ударов по береговым укреплениям противника;
- уменьшил живую силу противника на значительное количество.

Быстрые передвижения сухопутных войск противника по территории Советского Союза и отсутствие надводных сил в черноморском регионе, заставили Черноморский флот решать не боевые задачи по уничтожению противника, а задачи по снабжению советских сухопутных войск вооружением, боеприпасами и продовольствием, задачи по эвакуации мирного населения и войск, попавших в окружение. Кроме того, надводные корабли стали выполнять функции морских передвижных артиллерийских батарей, которые помогали отражать стремительное наступление немецких войск на сухопутном направлении.

Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


Вот один из примеров выполнения поставленных задач ЛЭ «Ташкент» - 29.08.1941 года лидер эсминцев «Ташкент» получил задачу на подавление 155-мм 4-х орудийной вражеской батареи, держащей под прицелом подходы к порту города Одессы. Корабль в то время постоянно находился в полной боевой готовности и после получения задачи незамедлительно отправился на ее выполнение. За 2-х часовой бой «Ташкент» израсходовал 120 фугасных боеприпасов и заставил навсегда замолчать вражеские орудия. После боя присутствовавший на корабле контр-адмирал Д.Вдовиченко, являющийся командиром отряда кораблей поддержки, объявил командованию и морякам лидера благодарность за умелые действия, проявленные в ходе боя . При входе в одесский порт он приказал передать на остальные корабли сигнал «Учитесь стрелять и вести себя под огнем у моряков ЛЭ Ташкент».

При выполнении следующего задания по обстрелу береговых укреплений врага ЛЭ «Ташкент» попадает под атаку вражеских бомбардировщиков. Противопоставить им было практически нечего – корабельные 37-мм зенитные автоматы не могли достать вражеские самолеты на высоте в 4 километра. «Ташкент» в ходе атаки получает серьезные повреждения, но все равно продолжает совершать маневры и уклоняться от воздушных атак, ведя при этом плотный заградительный огонь. Позже выяснилось, что кораблю требуется срочный ремонт, и он с сопровождением уходит в доки Севастополя. Уже на заводских доках выяснилось, что кораблю нужен 5-ти месячный ремонт – были очень сильно повреждены механизмы гребных винтов и киль корабля. Но тяжелое военное время толкало людей искать выход из казалось бы из безвыходных ситуаций. Инженер морского завода предложил провести ремонт прямо в доке, поставив корабельную корму на домкраты. Это невероятное предложение сокращало время ремонта как минимум втрое.


Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


Недолго посовещавшись, корабелы и экипаж корабля принимают данное предложение. Работы по ремонту корабля кипели и днем, и ночью, и людям удалось совершить невозможное – через 1.5 месяца корабль снова увидел море. В доках установили на корму «Ташкента» 76-мм спаренную артустановку 39-К, которую сняли с недостроенного корабля «Огневой». Противовоздушная оборона корабля заметно улучшилась, теперь лидер эсминцев мог противостоять самолетам противника, действовавшим на высотах до 6-ти километров.

Ноябрь 1941 года. ЛЭ «Ташкент» принимает участие в конвое кораблей (ледокол и три танкера) до Босфора, которые уходили на Дальний Восток. Конвой проходил в тяжелых погодных условиях в течение 3-х дней – постоянный снег/дождь, на море 10-ти бальный шторм. Крен судов иногда достигал отметки 40 градусов. Но все-таки корабли выполнили свою задачу и довели транспортные суда до Босфора.

Декабрь 1941 года. Осажденный Севастополь требовал всей возможной помощи, и ЛЭ «Ташкент» стал выполнять задачи по доставке необходимых грузов защитникам города. «Голубой крейсер» - так называли его во время Второй мировой войны бойцы Советской армии. Он навечно остался в памяти как морской помощник и защитник, всегда спешащий на помощь. Он доставлял в осажденный Севастополь морских пехотинцев, подкрепление, вооружение и боеприпасы, продовольствие и горючие. Спасал транспортные суда и людей с потопленных судов. «Ташкент», имевший грозное вооружение и большое водоизмещение, в годы войны, как никакой другой корабль, подходил для выполнения подобных задач. Скорость и маневренность, защита от вражеской авиации, большой запас хода – это далеко не все лучшие качества лидера эсминцев. При прибытии в Севастополь корабль всегда оставлял более половины запасов топлива осажденным. Вместимость доставляемых грузов поражает – так, в одном из рейдов корабль смог ДОПОЛНИТЕЛЬНО принять 30 ж/д вагонов боеприпасов, которые разместили в жилых/не жилых помещениях.

Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


С каждым рейдом прорываться к Севастополю становилось все труднее и труднее. Каждый следующий рейд к осажденному городу превращался в смертельную гонку, где "призом" были жизни защитников города. Судьба «Ташкента» зависела от нечеловеческих усилий, прилагаемых каждым членом экипажа корабля. Вот пример настоящей доблести, мужества и слаженных действий команды ЛЭ «Ташкент» - 27.06.1942 года, при возвращении корабля после рейда в Новороссийск он был атакован 86 вражескими бомбардировщиками. Неравный бой длился более 4-х часов, в течение которых немецкие летчики сбросили на корабль более 330 бомб, и только благодаря полной самоотверженности и слаженности действий каждого члена экипажа, которые вели неравный бой зенитными автоматами, выполняли постоянные маневры, тушили пожары и ремонтировали корабль в бою, удалось избежать прямых бомбовых попаданий в корабль. Лидер эсминцев сильно пострадал от непрямых попаданий, но все-таки выстоял до прибытия помощи. На борту корабля находились 2.3 тысячи эвакуированных севастопольцев и ценные грузы. Спасенных людей и грузы корабль передал пришедшим на помощь кораблям, а сам самостоятельно дошел и встал в Цемесскую бухту.

За проявленный героизм все члены экипажа ЛЭ «Ташкент» были награждены правительственными медалями, а командование корабля наградили орденом Ленина. Прибывший 1.07.1942 года на корабль командующий Кавказским фронтом С.Буденный сказал экипажу, что ими гордится весь Советский Союз и пообещал ходатайствовать перед главнокомандующим о присвоении кораблю звания «гвардейский».

Однако корабль не успел поднять гвардейский флаг. 2.07.1942 года в полдень корабль был атакован прямо в месте базирования, внезапно появившимися 30-ю самолетами противника. Сразу получив два прямых попадания, «Ташкент» залег на грунт. В этом налете вражеской авиации погибли 76 членов экипажа, столько же получили ранения. После авианалета корабль был осмотрен и признан недееспособным из-за значительных повреждений. С него снимают все уцелевшее оборудование, а так же 76-мм зенитную артустановку, которую вернули на достраивающейся «Огневой». «Ташкент» оставался лежать у пирса до освобождения в 1944 году города Новороссийск. Были предприняты попытки восстановить корабль, однако это признается нецелесообразным из-за полученных тяжелых повреждений. Корабль на буксире привели в Николаев, где после войны его пустили на металл.

Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


Лидер эсминцев «Ташкент»
Суперэсминец или лидер эсминцев разрабатывался согласно заданию 1933 года. Максимальная скорость - до 42.5 узла, дальность хода – 5 тысяч миль при скорости хода 20 узлов. За создание такого корабля берется итальянская фирма «ОТО». Корабль должны были оборудовать на итальянской верфи, а вооружение установить уже в СССР. Разработка корабля проходила неравномерно: то затишье, то сумасшедшая гонка. Новый корабль типа суперэсминц получает название «Ташкент». Однако построили корабль достаточно быстро – заложили 11.01.1937 года, спустили на воду 28.12.1937 года.

В начале 1938 года начинаются ходовые испытания нового корабля. За шесть часов хода – средняя скорость 43.5 узла, правда, на корабле не было установлено вооружение. Для получения максимальной скорости на корабль установили машины, которые выдавали общую мощность более 100 000 л.с., это намного больше, чем у современных на то время крейсеров.

Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


Окончательно достроили ЛЭ «Ташкент» к 1939 году. 18.04.1939 года на нем поднят флаг военно-морского флота СССР, и корабль взял курс на Черное море. Он прибыл в Николаев, ему поставили временно одиночные 130-мм орудия Б-13. Окончательно закончили вводить в строй лидера эсминцев «Ташкент» в июне 41-го года, за несколько дней до начала Второй мировой войны. На корабль установили орудийные башенные установки Б-2ЛМ, которые хорошо зарекомендовали себя во время Второй мировой войны и долго еще использовались на кораблях ВМФ СССР. Орудия были полностью закрыты 8-мм бронелистами, и обладали скорострельностью до 12 выстрелов в минуту. Стрельба могла вестись из орудий в любую погоду, при любом волнении моря и скорости корабля. Кроме основного калибра, «Ташкент» получил три 3-х трубных торпедных аппарата и рельсы постановки мин.

Не обошли недостатки стороной «голубой крейсер». Из-за преобладания на борту наступательного вооружения защитное вооружение было развито очень слабо – на одном мостике установили 6 полуавтоматических зенитных орудий калибра 45-мм. Однако летом 1941 года орудия заменили 37-мм зенитными автоматами. Но до появления на борту спаренной 76-мм установки их все равно не хватало для ведения противовоздушной обороны корабля. На корабле установили командирскую рубку закрытого типа, что было достаточно новым для надводных кораблей. Она позволяла управлять кораблем в любую погоду, но в боевых действиях проявился серьезный недостаток закрытой рубки – отсутствие возможности непрерывного наблюдения за атакующими самолетами противника для совершения маневров уклонения от атакующих машин или сброшенных бомб.

Лидер эсминцев Черноморского флота  «ТАШКЕНТ»


На основе ЛЭ «Ташкент» были попытки построить аналогичные корабли. Однако ЛЭ типа «Киев» по проекту стал иметь меньшее водоизмещение и меньший запас топлива с вытекающими последствиями. Правда, стоит отметить усиление защитного вооружения – установили достаточное количество зенитного вооружения. Но корабли до Второй мировой войны не успели достроить, а после войны корабли уже никто не достраивал. Еще одним продолжением «голубого крейсера» стали итальянские корабли, которые собирались на тех же верфях с использованием документации и опыта, полученного при строительстве советского «Ташкента». Головной корабль итальянской серии получил имя «Аттилио Реголо». Основным нововведением при постройке стала установка дополнительной башни главного калибра в кормовой части корабля. Но вот обеспечить им достойную бронезащиту итальянцы так и не смогли, а корабли по своим размерам вплотную приблизились к крейсерам.

Основные характеристики:
- официальная дата ввода в строй – 22.10.1940 год;
- водоизмещение проект/стандарт/ испытания – 3.2/2.9/3.4 тысячи тонн;
- длина макс/ватерлиния – 139.8/133 метра;
- ширина -13.7 метра;
- осадка 4 метра;
- Силовая установка: 2 ТЗА Парсонса, каждый по 51 тысяче л.с., зубчатый редуктор, 4-е котла Ярроу;
- скорость хода – 42.5 узла;
- топливо – 1170 тонн;
- команда корабля – 250 человек;

Вооружение:
- главный калибр 130 мм - 3Х2 Б-2ЛМ, состоящих из 6-ти орудий Б-13;
- СУО от фирмы «Галилео» - главный командно-дальномерный пост с 2-мя 4-х метровыми дальномерами, запасной пост с 4-х метровым дальномером;
- 3Х3 ТА калибра 533 мм;
- 6 ДШК калибра 12.7 мм;
- 6 зенитных автоматов калибра 37 мм;
- 2 бомбомета, запас мин до 110 единиц;
- 1Х2 зенитная артустановка 39К калибра 76 мм;

Источники информации:
http://hobbyport.ru/ships/tashkent.htm
http://flot.sevastopol.info/ship/lider/tashkent.htm
http://navsource.narod.ru/photos/03/270/index.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. AK-74-1 11 июля 2012 08:46
    Спасибо автору за отличную статью. Великолепный корабль. Геройский экипаж.
    1. Гражданский 11 июля 2012 13:36
      нефть в обмен на лидер, таковы были результаты экономической блокады СССР, которую обходили через Муссолини
  2. Rus_87 11 июля 2012 09:30
    Статья хорошая, безусловно "+", но на будущее автору, если речь идет о событиях 1941-1945гг. в СССР, нужно писать не 2МВ, а Великая Отечественная Война (ВОВ), коробит как то эта фраза "2МВ"...
  3. Tirpitz 11 июля 2012 10:09
    При такой скорости и вооружении мог быы быть неплохой рейдер -перехватчик конвоев вероятного противника. Притакой скорости от эскорта можно уйти без проблем.
    Tirpitz
  4. cth;fyn 11 июля 2012 10:45
    Плохое ПВО погубило корабль, жаль что они еще штук 5 76 мм пушек не воткнули туда, может тогда бы он и выжил. хотя если ее и так сняли с Огневого, то их просто не было.
    Слава войнам морякам.
    1. SWEET_SIXTEEN 11 июля 2012 18:09
      Цитата: cth;fyn
      жаль что они еще штук 5 76 мм пушек не воткнули туда


      Это было технически невозможно. Полное водоизмещение всего около 3500 тонн

      Что касается проекта - итальянцы строили замечательные корабли, но совершенно не умели на них воевать
  5. Сахалинец 11 июля 2012 10:51
    Автору спасибо за хороший обзор интересного во всех отношениях корабля.
  6. Братец Сарыч 11 июля 2012 13:16
    Да, с зенитным вооружением явно не додумали! А корабль великолепный и судьба героическая...
    Братец Сарыч
    1. TIT 11 июля 2012 18:41
      Цитата: Братец Сарыч

      Да, с зенитным вооружением явно не додумали! А корабль великолепный и судьба героическая...


      НУ ЧТО значит недодумали ,недостаточно, вести бой один корабль против 86 самолётов и выйти по сути победителем это разве не показатель достатка. просто использовать корабли надо по назночению ,а не абы как .(просто для предвоенных лет его зениток было достаточно ,а до модернизации во время войны он не дожил.на его однокласснике на СФ " Баку" постоянно усиливали зенитное вооружение ,было для этого время. а у «Ташкента» его не было.
      TIT
  7. altman 11 июля 2012 17:13
    Статья слабовата ..мало фактов действительно героической биографии..фотографии лидера - практически все, которые можно было достать..а корабль..действительно геройский..как и все легкие силы Черноморского флота! возникает из истории один вопрос..что будет в случае конфликта или войны на Черном море? все то же..полное господство авиации противника и ..нужны ли крупные боевые корабли на Черном море, если нам нечем будет их прикрывать..
    1. КАРБОН 19 июля 2012 22:18
      Статья из Моделиста Конструктора, с маленькими исправлениями, по-моему за май 89 и июнь 89. Р.Казачков. «Ташкент» в боях и походах
      http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Modelist-konstruktor''/_
      9;'Modelist-konstruktor''_1989_.html
      КАРБОН
    2. knavdiged 21 июля 2013 19:34
      Да вы что , опять собираетесь турку ваявать ? А когда же мы, крымчане наконец то жить то будем? За что же наши деды воевали ?
      knavdiged
    3. knavdiged 21 июля 2013 19:37
      А вы ее дополните, пожалуйста, если можете.
      knavdiged
  8. bazilio 11 июля 2012 17:56
    Очень красивый корабль. Экипаж- герои. Слава героям
  9. СеняЯ 11 июля 2012 22:24
    В зенитном вооружении нет смысла если нет отличных оптических дальномеров, и централизованного управления ПВО, ну и радара...Хоть 100 пущек воткни толку небудет
    СеняЯ
    1. TIT 11 июля 2012 23:18
      Цитата: СеняЯ

      В зенитном вооружении нет смысла если нет отличных оптических дальномеров, и централизованного управления ПВО, ну и радара...Хоть 100 пущек воткни толку небудет


      ну самый "умный" комментарий , все конструктора пред военной техники ну просто дебилы по сравнению с вами
      TIT
      1. СеняЯ 12 июля 2012 18:36
        Я неговорил что они дибилы....как раз таки дибилы среди нас))))Я ответил на коммент типо воткнуть миллион пушек и будет счастье....почитай те про войну на тихом океане...у япошек были кучи зениток на "ЯМАТО" и збили они 4 самолета!!!И израсходовали эшелон припасов
        СеняЯ
      2. knavdiged 21 июля 2013 19:32
        Не надо нервничать. Пускай сначала сам встанет у зенитного орудия на " Ташкенте " .....
        knavdiged
    2. Rus_87 12 июля 2012 07:13
      Какой радар? Какое централизованное управление ПВО? Вы на годы постройки посмотрите! Вы бы еще про управляемые ракеты "земля-воздух" написали бы!
      1. СеняЯ 12 июля 2012 18:34
        У америкосов в теже годы были
        СеняЯ
        1. КАРБОН 19 июля 2012 22:33
          "Ташкент"-был в свое время шедевром кораблестроения, но ПВО это не только его недостаток, а недостаток всех кроме американских эсминцев того времени.
          Американцы имели, на своих эсминцах и лидерах 5-8 127мм универсальных орудий с радаром. Чуть позже появились радиовзрыватели, куча "бофорсов" и "эрликонов". И вообще по уровню зенитного вооружения они превосходили всех, а главное они первыми внедрили боевую информационно-управляющую систему зенитного огня, и камикадзе несли колоссальные потери атакуя группы радиолакационного дозора.


          Эскадренный миноносец <Флетчер>, США, 1942 г. Строился фирмой <Федерал Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 2960 т. Длина наибольшая 114,73 м, ширина 12,07 м, осадка 4,21 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение: пять 127-мм орудий, четыре 40-мм и четыре 20-мм автомата, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1942-1944 годах построено 183 единицы, из них 18 погибли в годы Второй мировой войны.
          Эскадренный миноносец <Аллен М.Самнер>, США, 1944 г. Строился фирмой <Федерал Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 2620 т, полное 3240 т. Длина наибольшая 114,76 м, ширина 12,45 м, осадка 4,33 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1944-1946 годах построено 55 единиц, из них четыре погибли в годы Второй мировой войны. Еще 12 единиц закончены как быстроходные минные заградители. Они не имели торпедных аппаратов и могли принимать 80-100 мин.
          Эскадренный миноносец <Гиринг>, США, 1945 г. Строился фирмой <Федерал Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 2640 т, полное 3510 т. Длина наибольшая 119,03 м, ширина 12,45 м, осадка 4,37 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1945-1946 годах построено 97 единиц. Из них 24 в самом конце войны перестроены в корабли дальнего радиолокационного дозора для обеспечения предполагавшегося десанта на Японские острова.

          1. ФЛЕТЧЕР
          2. А. САМНЕР
          3. ГИРИНГ
          TARGET : ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
          commi.narod.ru/
          КАРБОН
  10. silver owl 21 января 2013 23:09
    Красивая и яркая история. И так по русски в конце-героя разобрали на металл
  11. Lunich 22 мая 2013 17:10
    Легендарный экипаж!!
    Lunich
  12. Lunich 22 мая 2013 17:14
    мой прадед: Рыба Григорий Трофимович 1920 года рождения. Уроженец с.Яныш-Такиль ( ныне с. Заветное Ленинского района Крымской области ) Погиб 02 июля 1942 года..... Похоронен в городе-герое Новороссийск, братская могила краснофлотцев лидера "ТАШКЕНТ". Вечная память!!!
    Lunich
    1. knavdiged 21 июля 2013 19:30
      Вечная ... Мой дед погиб на 35-й батарее....
      knavdiged
  13. Lunich 22 мая 2013 17:16
    Василий Николаевич Ерошенко.....
    Lunich
  14. Lunich 22 мая 2013 17:21
    Командир зенитчиков лидера "Ташкент" лейтенант Вайншенкер М.Т.
    Lunich
  15. Lunich 22 мая 2013 17:22
    командир башни лидера "Ташкент" лейтенант Алексеев
    Lunich
  16. knavdiged 21 июля 2013 19:28
    А ведь прекрасный корабль и судьба у него действительно героическая. Особенно моряков.... Все кто пытается умалить его славу все равно уйдут в безвестность, а его подвиг будет жить !
    knavdiged
  17. Сеятель 27 декабря 2015 07:03
    Отличная статья!
  18. Vladislav 73 1 июня 2016 05:22
    «Голубой крейсер» - так называли его во время Второй мировой войны бойцы Советской армии
    Что за новомодности-Вторая Мировая?Коробит от этих определений!С Германией СССР вёл Великую Отечественную Войну!!!И Красную Армию в Советскую переименовали в 1946 году!Автору надо было хоть чем-то поинтересоваться,кроме набора штампов!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня