Первая атака - К Дню Военно-морского флота России

19
(Отрывок из документальной повести Ю. Шатракова «Москитники», опубликованной в журналах «Юность», №№ 1, 2, 3 в 2010 году)

Первая атака - К Дню Военно-морского флота РоссииМладший лейтенант Александр Шабалин после согласия штаба Балтийского флота прибыл из Кронштадта на Северный флот в начале августа 1941 года. Поводом для перевода командира торпедного катера «Д-3» бригады катеров Балтийского флота послужили настойчивые запросы командования Северного флота с мотивацией, в которой излагалось, что Шабалин прекрасно знает лоцию Баренцева моря и имеет практический опыт ведения боевых действий в прибрежных водах. А боевые операции именно в прибрежных акваториях Арктики необходимо было разворачивать интенсивно, фашисты наращивали вывоз руды из Норвегии для своих заводов и кораблями доставляли пополнение для воинских группировок Армии «Норвегия» генерал-полковника Фалькенхорста, ему поручалось немедленно захватить Мурманск. Александр Осипович Шабалин давно прикипел к Северу, где прошли его юношеские годы, когда он на траулерах избороздил все прибрежные районы, снабжая рыбой Мурманск и Ленинград, а позже изучал два года штурманские науки на специальном факультете Мурманского техникума. Отсюда он и ушел на воинскую службу на флот, которую начинал с Кронштадта.

Север и другие базы флота необъяснимо действуют на людей, заставляя находить мотивы возвращаться в эти края. Так случилось и на этот раз. Добравшись до Полярного, Александр получил уже подготовленные в штабе документы для назначения его командиром торпедного катера «Д-3», который неделю назад прибыл из Сосновки. Бригада торпедных катеров Северного флота начала формироваться еще в июле до прибытия комбрига с Тихоокеанского флота. Дислоцировалась бригада в Большой Волоковской губе, хорошо знакомой Шабалину еще с Финской войны. Получив позывные и заправив катер всем боекомплектом и провиантом на четверо суток, как полагалось по инструкциям, с наступлением сумерек малым ходом стали выходить на фарватер. Александр украдкой посмотрел на боцмана и торпедистов, которые заняли места у пулеметов. Ребята были спокойными и сосредоточенными. Это был третий катер, который Шабалин обучал работать в море, а теперь и без пощады уничтожать вражеский флот. Александр про себя прошептал слова молитвы, которую знал с детства и которую настоятель их деревенского храма просил повторять, когда он будет выходить в море, и стал пристально всматриваться по курсу. Облачность была низкой, волна не более трех баллов, в такую погоду фашистская авиация не летала, но Шабалина предупредили, что при атаке катера немецкими истребителями немедленно следует доложить в штаб для вызова английской авиации.

Уже месяц два английских авианосца, вошедших в Баренцево море, поддерживали с воздуха части Красной Армии и корабли Северного флота, сдерживая фашистов и помогая оборонять Мурманск. А удары английской авиации по портам Норвегии не позволяли немцам осуществлять перегруппировку, чтобы усилить те части, которые непосредственно наступали на Мурманск. Фарватер до базы в Пумманках Александру был знаком давно, десятки раз он на морском охотнике еще в Финскую войну проходил его. Боцман, стоящий рядом с командиром, все время удивлялся, как младший лейтенант управляет катером, ориентируясь то на волну с правого борта, то на порывы ветра. Миновали мыс Немецкий, резко легли на левый борт и на скорости более тридцати узлов вошли в Большую Волоковскую губу. С берега запросили позывные, радист-электрик подтвердил «свои». Шабалин запросил разрешения швартоваться, получил «добро», сбавил ход до малого и через несколько минут правым бортом подошел к причалу.

Вместе с дневальным катер встречал капитан третьего ранга. Пока крепили швартовые, Шабалин выскочил на причал, приложил ладонь к шлему и стал докладывать. «Отставить, Саша»: произнес кап три, «Мы тебя, родной уже двое суток ждем». Для Шабалина встреча с капитаном третьего ранга была неожиданной, он не знал, что его друг и командир сторожевого катера по Финской войне теперь замкомбрига торпедных катеров, куда его перевели с Балтики. «Наконец-то бригада укомплектована, ты у нас пятый»: улыбаясь, продолжал кап три. Недалеко от замкомбрига Алексеева стояли четыре офицера – командиры четырех торпедных катеров. Они вышли посмотреть на нового своего товарища, с кем им придется воевать вместе, и как их новый товарищ будет швартоваться. Опытные моряки сразу видят лихих командиров по отдельным выполняемым ими маневрами. «Лихой и, видимо, опытный офицер»: промолвил капитан-лейтенант. «Я бы так не рискнул причаливать в первый раз к незнакомому причалу»: продолжал он. Капитан-лейтенант не знал, что Шабалин много раз причаливал здесь в Финскую войну и после окончания этой войны, пока его не отозвали на Балтику.

Утром в назначенное время пять командиров торпедных катеров прибыли в штаб бригады на совещание. Бригаде командованием флота было поручено приступить к выполнению боевой задачи по уничтожению ночью каравана судов фашистов, которые по сведениям разведки должны были покинуть порт Киркинес. Рассмотрели карту района встречи каравана, звену катеров с командирами капитан-лейтенантом Светловым и младшим лейтенантом Шабалиным поручалась эта операция. Обсудили варианты выполнения задания штаба флота и после оценки всех доводов остановились на плане, который предложил младший лейтенант Шабалин. Суть плана заключалась в использовании засады не в открытом море, а в районе скалистого берега. Это было новое предложение, которое не соответствовало боевым наставлениям катерников. Но надо было искать новые тактические приемы, чтобы победить врага и наделенные опытом командиры стали предлагать командованию свои подходы для решения поставленных боевых задач.

В назначенное время катера вышли в море, в сумерках заняли позиции, застопорили ход. Двигатели работали на самых малых оборотах, прогреваясь на случай мгновенной атаки. Шум волн заглушал их работу. На связь условились выходить через каждые двадцать минут. Шабалин с боцманом следили за положением катера к волне и берегу, мотористы не отходили от двигателей, остальные члены экипажа ждали команду в рубке. На фарватере пусто. Видимо такие же маневры совершал и катер капитан-лейтенанта. Три раза выходили на связь, перебрасываясь короткими фразами. Вдруг справа по борту послышался шум и спустя несколько минут на расстоянии не более четырех кабельтовых полным ходом прошел фашистский сторожевик. Шабалин доложил командиру об обстановке, но капитан-лейтенант сообщил, что у него все тихо. И только через минут двадцать последовало сообщение: «Вижу сторожевой корабль». Опять наступило затишье. Прошло еще минут пятнадцать, и Шабалин зафиксировал немецкий транспорт, скорость которого была не более двенадцати узлов. Он шел тем же курсом, которым прошел до него сторожевой немецкий корабль. Александр доложил командиру звена, но ответа не последовало, младший лейтенант дублировать сообщение не стал. Решил подождать. Транспорт шел, подставляя свой левый борт под торпеды.

Прошло еще минуты четыре, вдруг раздался взрыв слева по борту, который четко услышали боцман и Шабалин. И только теперь командир звена сообщил: «Я атаковал сторожевой корабль». Шабалин скомандовал мотористам средний ход, догнал транспорт и поочередно – в начале с левого борта, а затем при развороте с правого – выпустил торпеды. Он был уверен, что не промахнулся, для него после учений на Балтике это была простая задача. Закончив разворот катера, Шабалин начал на том же среднем ходу, чтобы не возможно было зафиксировать «усы», вдоль берега стал удаляться от немецких кораблей. Раздались один за другим два взрыва, и в этот момент прозвучала команда капитан-лейтенанта об отходе, но она запоздала. Шабалин выполнил ее самостоятельно на несколько минут раньше сразу после боевого разворота. Удивительно не было слышно выстрелов береговых и корабельных орудий, и Александр понял, что его замысел удался. Фашисты решили, что они нарвались на мины или их торпедировали подводные лодки.

Пройдя две мили, Шабалин заметил два немецких тральщика, которые спешили к месту подрыва двух кораблей. Торпед не было, поэтому надо было тихо ускользать к себе на базу. Дав полный ход, катер пошел курсом на Пумманки. Теперь «усов» можно было не опасаться, их замечать было некому. В наушниках опять раздался голос командира звена: «Младший лейтенант, сторожевик остался на плаву, одна моя торпеда прошла мимо, а сухогруз развалился и затонул. Я это успел заметить. Кто научил тебя так торпедировать?» «Товарищ капитан-лейтенант, это было давно, научил меня премудростям атак старпом подлодки «Крокодил».» Такой лодки нет на нашем флоте: последовал ответ. «Так точно нет. Но она была на Российском флоте еще в 1915 году. И старпому этой лодки я посвятил сегодняшнюю атаку». В эфире наступила тишина. Боцман с изумлением и восхищением слушал переговоры Шабалина с командиром звена. Миновали створ Айновских островов, вошли в губу, дали позывные, сбавили ход. Вот и причал базы. В последствии не взирая на звания, командиром торпедных звеньев всегда по указанию штаба Северного флота назначался младший лейтенант Шабалин.

P.S. Дважды герой Советского Союза, контр-адмирал Шабалин Александр Осипович в период Великой Отечественной войны более сотни раз выводил свой торпедный катер в атаки на вражеские корабли и береговые объекты противника. За период всех боевых действий он не потерял ни одного катера и не был ранен. Экипаж этого легендарного катера уничтожил более десяти кораблей противника, включая подводную лодку. По нормативам Советского командования Красной Армии потери фашистов от ударов экипажа катера Шабалина А.О. на Северном флоте составили по численности более дивизии.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. schta
    +4
    29 июля 2012 09:04
    В Архангельске есть улица Шабалина
    1. Teploteh - nick
      +1
      29 июля 2012 21:15
      Куплю аккаунт Маршала,ну или там Генерала армии - желательно без предупреждений (1-2 - допустимо).- вместе с почтовым ящиком belay laughing
      Продам аккаунт Полковника! wassat
      О цене договоримся! wink
      Всех желающий - прошу писать в Личном сообщении!
      1. 8 рота
        +1
        30 июля 2012 14:32
        Цитата: Teploteh - nick
        Куплю аккаунт Маршала,ну или там Генерала армии -


        Зачем покупать, пишите в каждой теме несколько коментов, типа:
        - НАТО - отстой!
        - "Гейропе" жить недолго!
        - Сталин - мудрый и справедливый вождь!
        - Штаты - сборище жирных и тупых "дерьмократов"!
        ну и в таком духе через месяцок получите заветное звание fellow
  2. +3
    29 июля 2012 09:41
    А я читал,(правда давно уже )книгу про этого героя -североморца!
  3. anchonsha
    +4
    29 июля 2012 09:55
    Герой Александр Шабалин, твои подвиги не забыты и главное качество твое-не было потерь личного состава катеров!!! Таких людей надо беречь и брать с них пример!!!
  4. +2
    29 июля 2012 09:56
    Слава герою катернику! drinks
    1. Russ -
      +2
      29 июля 2012 11:18
      Цитата: Сахалинец
      Слава герою катернику!

      И всем героям - жившим и живущим, родившимся в России и живших и живущих ради Родины и Русского народа!
  5. Stary oper
    +5
    29 июля 2012 11:51
    Лично я почерпнул интересную информацию для себя из этой статьи. "Уже месяц два английских авианосца, вошедших в Баренцево море, поддерживали с воздуха части Красной Армии и корабли Северного флота, сдерживая фашистов и помогая оборонять Мурманск. А удары английской авиации по портам Норвегии не позволяли немцам осуществлять перегруппировку, чтобы усилить те части, которые непосредственно наступали на Мурманск." Такие детали составляют целостность картины. А вообще, конечно, история всегда заложница политики. И как на Западе предпочитают умалять роль СССР в победе во Второй Мировой Войне, так и мы достаточно неохотно говорим о той помощи, что была нам оказана союзниками в войне, особенно на первом её этапе, когда она была нам крайне необходима.
    1. +7
      29 июля 2012 13:49
      Stary oper
      Я знал о том, что одна или две эскадрильи английских истребителей базировались некоторое время на аэродром в районе Мурманска, но, признаться, об этих авианосцах слышу впервые...
      Но, все же, согласитесь, грех ставить наших, не выпячивающих незначительные эпизоды именно подобной помощи и союзников, все более склоняющих общественное мнение своих стран к тому, что они с немцами воевали, а мы так, отсиживались за баррикадами из собственных трупов, иногда метко ими закидывая грустных и несчастных от плохой погоды немцев....
      1. Братец Сарыч
        +7
        29 июля 2012 14:15
        Про базирование англичан знаю давно, но про авианосцы слышу впервые - у кого-нибудь есть подробности? Я не встречал упоминаний, чтоб английские авианосцы вообще когда-либо заходили в советские порты во время войны!
        1. TIT
          +5
          29 июля 2012 15:09
          Цитата: Братец Сарыч
          но про авианосцы слышу впервые - у кого-нибудь есть подробности?


          скорее повесть слегка художественная ,вот сухой отчет о данном выходе:

          12сентября два катера ТКА-111,(командир капитан-лейтенант Г.К. Светлов),
          ТКА-12(командир лейтенант А.О. Шабалин)по данным разведки вышли на перехват конвоя шедшего из Киркенеса в Петсамо. следуя малым ходом вдоль берега навстречу противнику ,торпедные катера в 22ч005 мин,обнаружили конвой в составе транспорта водоизм.6000 тон и четырёх кораблей охранения ,скрытно сблизились с конвоем и с дистанции 4каб. выпустили четыре торпеды по транспорту одному из сторожевых кораблей .

          6 октября 1941 года подобную тактику успешно применили командиры катеров ТКА-12,ТКА15, и дальше во время войны данный тактический приём широко применялся на Северном флоте.

          про не посредственную подДержку фойск и флота СА НИКОГДА И НИГДЕ не слышал и не читал ,могу предположить что здесь путают превинтивные удары по портам Нарвик и Тромсе ,про бомбордировки союзников портов петсамо и Киркинес в начальном этапе тоже не слышал .В начальном периуде войны авиация и подводный силы немцев на севере имели сильный перевес .Врядли возможно свободное плавание больших судов в близи берегов
      2. Stary oper
        +3
        29 июля 2012 15:07
        smile
        Я за объективное и полное освещение событий прошлого. Но это в идеале. А в реальности, как я уже тут говорил, история, увы, часто подаётся однобоко.
        По поводу поставок по ленд-лизу, можно почитать тут. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7
        Там достаточно подробно написано.
        А то, что на Западе история ВМВ часто сводится к тому, что Гитлер стал уничтожать евреев, а доблестные американцы высадились на континент и спасли их тем самым от полного уничтожения - это да...
        1. +2
          29 июля 2012 15:29
          Stary oper
          Ну, тут возразить нечего. А с поставками по лендлизу и с юридическими подробностями знаком.
          1. TIT
            +2
            29 июля 2012 15:37
            Цитата: smile
            по лендлизу и с юридическими подробностями знаком.


            не надо уводить дискуссию от темы статьи ,лендлиз отдельная песня
            1. Stary oper
              +2
              29 июля 2012 16:33
              TIT
              Извините, а что, вы тут определяете кому и о чём говорить? :) Тогда это надо отметить в правилах сайта. :)
          2. Stary oper
            +2
            29 июля 2012 16:36
            smile
            Совсем не в плане сомнения в вашей компетенции, а справедливости для... :)
  6. Skorobogatov_P
    +5
    29 июля 2012 18:26
    Про 2 британских авианосца прикрывавших Мурманск скорее всего, мягко говоря, авторский ход. Зачем туда нужно было посылать авианосцы? В районе Мурманска была сеть приличных аэродромов, где осенью 1941 - весной 1942 года и базировались английские истребители "Харрикейн". Авианосцы английские только заходили в Мурманск и Баренцово море для доставки самолётов (ведь перевозить их лучше на борту авианосца уже собраными). А держать авианосец, даже один, в Баренцовом море при господстве немецкой авиации в этом районе - глупость. К тому же английские истребители не обеспечивали ПВО флота, они прикрывали Мурманский порт. Да и проблематично привлекать палубные истебители для прикрытия ториедных катеров, пока бы они взлетели и добрались до района боя немцы уже потопили бы катера. Ведь на авианосцах тех лет катапульт не было и самолёты взлетали и садились только когда авианосец набирал максимальную скорость хода и шёл строго против ветра. Прикрытием сил флота занималась авиация флота. Именно во время выполнения задачи по прикрытию то ли тральщиков, то ли торпедных катеров Северного флота и погиб Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. И погиб, к стати, из-за очередной остановки мотора на замечательном английском подарке - истребителе "Китти-Хаук", повоевавшем перед эитм в Африке. Американцы срочно перевезли англичанам на авианосцах несколько сот новых истребителей, но горделивые бритты отправили их в Африку. А то барахло, изрядно изношеное они и подарили нам, даже не заменили выработавшие свой резурс двигатели. Только после того, когда при встерече с Черчелем, Сталин упрекнул англичан усли уж не в злом умысле, то в вопиюшей неаккуратности, приведя пример гибели Сафонова (а ведь погибших таким образом наших лётчиков было достаточно много), самолёты стали поступать исправными и комплектными.
    1. Stary oper
      +3
      29 июля 2012 18:55
      Skorobogatov_P
      Покопался в Инете по поводу действий Британских авианосцев в северных морях и эти изыскания полностью подтвердили ваш комментарий. Это были авианосцы
      «Викториес» и «Аргус», которые действительно доставили истребители в Мурманск.
      Вот, как говорится, "и верь после этого людям..." :)
      1. Братец Сарыч
        +2
        29 июля 2012 22:23
        Насколько я знаю, эти авианосцы использовались для старта самолетов, направляемых в СССР, а в порты они все-таки не заходили...
        Также доставлялись самолеты на Мальту - перелетали своим ходом непосредственно в конце пути...
    2. +1
      30 июля 2012 00:45
      Не в оправдание англичан но правды ради -наши техники элементарно начали фильтровать масло и топливо только с приходом импортных машин ,летчики летали постоянно на полном газу ,притом что это рекомендовалось делать как можно реже.
      Про авианосцы правда,в какой-то передаче даже назвали это открытием второго фронта.Один сбитый английский экипаж доплыл на лодку до берега , увидев людей с оружием ,пилот решил что немцы и перерезал вены , но наши откачали.
      Ну и сегодня стоял на празднике - Александр Шабалин
  7. 8 рота
    +1
    30 июля 2012 13:33
    10 кораблей, в т.ч. подлодка - фантастический результат! Александру Осиповичу - низкий поклон за боевую работу. Насчет анг. авианосцев - тоже никогда не слышал, чтобы они оказывали непосредственную поддержку действиям наших в Заполярье.