Как мини-торпеда VLWT повысит возможности подлодок «Вирджиния»: разработка для ВМС США

38

Американская компания Northrop Grumman представила новую мини-торпеду. По мнению разработчиков, она должна значительно усилить боевой потенциал подводных лодок ВМС США уже в течение ближайших лет.

Что представляет собой торпеда


Разработка новой торпеды, более легкой, чем используемые американскими субмаринами, осуществлялась в рамках реализации программы Compact Rapid Attack Weapon. Перед разработчиками была поставлена задача создать миниатюрную и очень легкую торпеду, способную поражать цели и перехватывать другие торпеды.



21 мая 2020 года компания представила новую торпеду, упоминаемую также как VLWT. Согласно заявлению Northrop Grumman, финансирование разработки осуществлялось из частных источников, но при этом использовалась проектная документация очень легкой торпеды (CVLWT), разрабатывавшейся Лабораторией прикладных исследований Университета штата Пенсильвания для Управления военно-морских исследований США. Проектная документация была передана оборонным подрядчикам в 2016 году.

По словам ведущего руководителя программы торпед в подразделении подводных систем компании Northrop Grumman Дэвида Портнера, успешное тестирование торпеды с первой попытки стало свидетельством эффективной конструкции, сократившей затраты на торпеду без ущерба для ее эксплуатационных характеристик. Эксперты отмечают, что внешне VLWT Northrop Grumman очень похожа на CVLWT.

Для приведения торпеды в движение применяется паротурбинная ЭСУ замкнутого цикла SCEPS, основанная на использовании тепла экзотермической реакции расплавленного лития и гексафторида серы. Погружение лития в газообразный гексафторид серы вызывает химическую реакцию, которая приводит в движение турбину, запускающую винт торпеды. Кстати, система SCEPS применялась и в более ранних торпедах для ускорения движения. Компании Northrop Grumman удалось найти решения, позволяющие одновременно улучшить технические характеристики торпеды и повысить ее доступность за счет использования менее дорогостоящих компонентов.

Следует также отметить, что компания Northrop Grumman уже разрабатывала торпеды Mk 48 и Mk 54 для ВМС США Последние варианты Mk 48, являющиеся основными торпедами американских субмарин, весят 1676 кг, тогда как вес новой торпеды VLWT – всего 99 кг, что в 16 раз меньше.

Легкие торпеды повысят мощь ВМС США


Американские ВМС в последнее время вообще уделяют особое внимание программе CRAW – компактного оружия быстрой атаки. На разработки в данном направлении военное ведомство США не жалеет средств: так, в последнем бюджетном запросе на 2021 финансовый год ВМС США запросили 49,5 млн долларов на развитие программы компактного оружия быстрой атаки. При этом в запросе подчеркивалось, что под «компактным оружием быстрой атаки» подразумевается очень легкая торпеда, способная перехватывать торпеды неприятеля, выпущенные с целью уничтожения подводной лодки.


Сейчас военно-морское командование собирается вооружить торпедами подводные лодки класса «Вирджиния». Модернизация вооружения субмарин запланирована на 2024-й финансовый год. С этой целью будет разработан новый модуль с четырьмя вертикальными пусковыми трубами большого диаметра, которым планируется оснастить все подводные лодки данного класса. Малый вес легких торпед позволит подводным лодкам нести гораздо большее их количество, что значительно повысит боевые способности субмарин.

Если же говорить о военно-политических причинах модернизации торпедного вооружения ВМС США, то они связаны с нарастающей конкуренцией военно-морских сил в Мировом океане и, в первую очередь, с противостоянием ВМС США и ВМС Китая в Южно-Китайском море, а также в других стратегически важных районах Тихого океана. Кроме того, возможности своего подводного флота все более активно наращивает Россия, пытаются обзавестись собственными современными подлодками и такие страны как КНДР и Иран.

В Пентагоне считают, что скрытность и лучшая защищенность позволят американским субмаринам более эффективно оперировать в океанских глубинах. Кроме того, не исключено, что новые мини-торпеды со временем найдут применение в качестве оружия не только подводных лодок, но и надводных кораблей, и даже самолетов морской авиации.

Также стоит отметить, что создание новой торпеды - это еще и загрузка производственных мощностей в Калифорнии, Миннесоте, Мэриленде, Юте, Колорадо и Западной Вирджинии, где Northrop Grumman планирует осуществлять серийное производство торпеды. Соответственно, какое-то количество американских инженеров и рабочих, обслуживающего персонала будут обеспечены рабочими местами.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    22 мая 2020 10:15
    Как мини-торпеда VLWT повысит возможности подлодок «Вирджиния»: разработка для ВМС США
    Уверены, что фото торпеды делали в США? Попуасию что то мне смутно напоминает. feel
    1. +12
      22 мая 2020 10:23
      У вас аллергия на синий и жёлтые цвета? Это распространенное заболевание в последние шесть лет.
      А по торпеде, нужно признать, вес сократили конкретно. Ещё бы подробнее другие ТТХ почитать.
      1. -1
        22 мая 2020 10:28
        Цитата: Вождь краснокожих
        А по торпеде, нужно признать, вес сократили конкретно
        Вес ерунда, для противоторпеды, миниатюризация ее, вот определяющей параметр.
        1. +7
          22 мая 2020 10:31
          со временем найдут применение в качестве оружия не только подводных лодок, но и надводных кораблей, и даже самолетов морской авиации
          Извините, но для авиации вес всегда был актуален.
          1. +3
            22 мая 2020 10:47
            Вес актувлен для всех носителей
      2. -8
        22 мая 2020 10:48
        Цитата: Вождь краснокожих
        У вас аллергия на синий и жёлтые цвета? Это распространенное заболевание в последние шесть лет.
        А вы от туда, сочувствую.
        1. +4
          22 мая 2020 11:04
          Отец у меня оттуда. Как раз из под Киева. Общаюсь регулярно. И, знаете, все не так уж и плохо, что бы сочувствовать...
    2. -5
      22 мая 2020 11:08
      Цитата: Mavrikiy
      Как мини-торпеда VLWT повысит возможности подлодок «Вирджиния»: разработка для ВМС США
      Уверены, что фото торпеды делали в США? Попуасию что то мне смутно напоминает. feel

      пакет-нк Россия

      ужель у нас спёрли
      1. +1
        22 мая 2020 11:16
        Ну мы тоже не сидим сложа руки. wink
        Универсальный, точный, мощный — государственные испытания перспективного ракетного противолодочного комплекса «Ответ» завершатся в 2020-м. Об этом журналистам сообщил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко. Концерн «Гидроприбор» уже приступил к опытно-серийному производству новой системы.



        «Ответ» предназначен для кораблей классов «корвет», «фрегат» и «крейсер». В частности, в ходе модернизации его получит тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан», который должен вернуться в состав ВМФ в 2021-м.

        «Сейчас на вооружении российских боевых кораблей стоит противолодочный комплекс «Пакет-НК», — рассказывает РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — «Ответ» — по сути, дальнейшее развитие этой системы. Тактико-технические характеристики пока не разглашаются. Модульная конструкция позволит разместить «Ответ» на кораблях практически любого водоизмещения, от малого ракетного до тяжелого атомного крейсера. Это универсальный инструмент, обеспечивающий противолодочную оборону одиночного корабля. Действует по принципу своевременного обнаружения подводной угрозы и поражения как носителя, так и применяемого им вооружения».

        «Пакет-НК» защищает надводные корабли от торпед и подводных лодок на ближних дистанциях. На вооружении этого комплекса два типа боеприпасов — тепловые торпеды МТТ и реактивные противоторпеды М-15. Первая способна уничтожать субмарины на глубинах до 600 метров на удалении до 20 километров. Вторая перехватывает атакующие корабль торпеды на дальности до 1,4 километра и глубине до 800 метров. «Пакет-НК» максимально автоматизирован, самостоятельно обнаруживает и классифицирует цель, определяет параметры ее движения и выдает торпеде или противоторпеде точное целеуказание. Оба боеприпаса достаточно быстроходны, развивают скорость до 50 узлов (92 километра в час).

        http://agitpro.su/potopit-ogajo-rossiya-ispytyvaet-novejshij-udarnyj-kompleks/
      2. +1
        22 мая 2020 11:19
        ужель у нас спёрли

        Малогабаритная тепловая торпеда МТТ в калибре 324 мм создана ГУП «Научно-исследовательский институт морской теплотехники». При разработке использованы оригинальные научно-технические решения, технологии и уникальный опыт разработчиков подводной морской техники. При длине в 3200 мм торпеда имеет вес 390 кг и оснащается боевой часть весом в 60 кг.
        Источник: http://bastion-karpenko.ru/paket/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko
        Антиторпеда АТ-Э МПТК «Пакет-Э» предназначена для уничтожения атакующих торпед. Калибр ракеты 324 мм, ее длина 3200 мм и вес 380 кг.
        Источник: http://bastion-karpenko.ru/paket/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko
      3. +1
        22 мая 2020 12:12
        Цитата: poquello
        ужель у нас спёрли

        специально для тихушных минусёров, пакет принят в 2008году, американский трипер в 2013м
        1. -1
          22 мая 2020 15:42
          Цитата: poquello
          пакет принят в 2008году

          не порите чушь, ей больно
          Пакет тогда только-только "ножками ходить" начинал
          1. +1
            22 мая 2020 15:46
            Цитата: Fizik M
            Цитата: poquello
            пакет принят в 2008году

            не порите чушь, ей больно
            Пакет тогда только-только "ножками ходить" начинал

            2010 уже пакет -э, ну расскажите про альтернативную реальность
            1. +1
              22 мая 2020 15:50
              Цитата: poquello
              2010 уже пакет -э,

              Пакет-Э это в районе 2001, причем тогда рассматривался реальный контракт по нему (и очень жаль что он не состоялся)
              Цитата: poquello
              расскажите про альтернативную реальность

              за сказочками к Мурзилке
              а П - это МОЯ матчасть
              1. 0
                22 мая 2020 15:54
                Цитата: Fizik M
                Цитата: poquello
                2010 уже пакет -э,

                Пакет-Э это в районе 2001, причем тогда рассматривался реальный контракт по нему (и очень жаль что он не состоялся)
                Цитата: poquello
                расскажите про альтернативную реальность

                за сказочками к Мурзилке
                а П - это МОЯ матчасть

                а с календариком всё нормально?
                первые в мире фактические наведения антиторпед на атакующие торпеды состоялись в июле 1998 года на Феодосийском полигоне ВМФ России.
                В дальнейшем результаты этих успешных работ легли в основу новых средств активной ПТЗ «Ласта» и «Пакет». Комплекс «Пакет-Э/НК»с начала 2000-х годов представлялся на экспорт. «Ласта» впервые была заявлена на форуме «Армия-15», в составе вооружения ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН) проекта 955А.

                https://bmpd.livejournal.com/1621670.html
                1. 0
                  22 мая 2020 16:05
                  Цитата: poquello
                  а с календариком всё нормально?

                  ВПОЛНЕ
                  см. рекламные проспекты по нему 90х
                  ТОГДА это была ТОЛЬКО АТ, и с канелюрами
                  Цитата: poquello
                  https://bmpd.livejournal.com/1621670.html

                  про испытания 98г. писал я ;)
                  а теперь главное - это (в 98г.) были МАКЕТНЫЕ образцы
                  ферштейн?
    3. -1
      22 мая 2020 12:00
      Нет не напоминает
  2. +7
    22 мая 2020 10:57
    Тут имеется пара моментов:
    -отличное оружие для подводных "беспилотников";
    -"смешанный"боекомплект VLWT с Mk 48 придаст лодкам дополнительную гибкость, когда атаке подлежат "мелкие" цели.
    1. +2
      22 мая 2020 11:42
      Самая главная её функция противоторпедная . При их наличии потопить подлодку с ними будет очень гораздо труднее - учитывая , что в боекомплекте их будет наверное много ( при таких то массгабаритах) и отстреливаться от атаки наверняка смогут залповым способом .
      1. -3
        22 мая 2020 12:18
        Цитата: КВУ-НСвД
        отстреливаться от атаки наверняка смогут залповым способом .

        ))))))))))) вероятно, ибо нормально оно у них своих функций не выполняет
  3. +1
    22 мая 2020 11:15
    Пакет у нас только на надводных кораблях прошел испытания? На подлодках, я так понимаю, ни нормальных имитаторов, ни противоторпед в ближайшем будущем не предвидится?
    1. 0
      22 мая 2020 12:02
      Цитата: JD1979
      Пакет у нас только на надводных кораблях прошел испытания?

      кхм, про ласту читайте
      1. -1
        22 мая 2020 15:41
        Цитата: poquello
        ласту читайте

        грустное чтиво получается
        при том что вполне рабочий образец АТ для ПЛ был у нас уже в КОНЦЕ 80х (!!!)
  4. 0
    22 мая 2020 11:25
    Этакая "ЗУР" для для "подводы". Название еще предстоит придумать, как и название самой среды применения (не той, которая после вторника).
  5. +1
    22 мая 2020 12:00
    100 кг торпеда? сколько тогда взрывчатого вещества? что она сможет потопить?
    1. 0
      22 мая 2020 12:06
      Да, центнер. Думаю порядка 20 кг. Торпеду.
    2. -1
      22 мая 2020 15:12
      что она сможет потопить?

      Подводные дроны, беспилотные катера, автономные сонары, да мало ли мелочи разной в океане плавает, те же пиратские лодки, например soldier
  6. +2
    22 мая 2020 12:09
    Оригинальное фото. Так что калибр 324. В остальном статья ни о чём.

    Здесь подробней:
    https://www.thedrive.com/the-war-zone/27386/u-s-navy-looking-to-arm-its-subs-with-tiny-torpedoes-that-intercept-incoming-torpedoes


  7. +1
    22 мая 2020 12:22
    А как ее с подводной лодки запускать? Через штатный торпедный аппарат? То есть только вперёд (аппаратов направленных назад вроде бы уже нет)?
    1. 0
      22 мая 2020 14:39
      Так написано в статье, что будет вертикальная пусковая установка для них !
    2. 0
      22 мая 2020 15:38
      Цитата: Sancho_SP
      А как ее с подводной лодки запускать?

      ее под ЗПУ изначально и делали
      точнее - под ТПК ЗПУ
  8. 0
    22 мая 2020 14:10
    100 кг можно с каких-нибудь беспилотников сбрасывать...
    1. +1
      22 мая 2020 15:38
      Цитата: FMax
      100 кг можно с каких-нибудь беспилотников сбрасывать...

      в презентациях они это рисовали уже лет 10
  9. 0
    22 мая 2020 15:37
    РЕАЛИИ:
    В антиторпеде сложнейшая по схеме энергоустановка Mk50 (калибра 32 см) была размещена в корпусе крайне малого диаметра (17 см). Очевидный вывод из этого – наличие жестких требований ВМС США к разработчикам по обеспечению поражения скоростных объектов на больших глубинах наряду с обычными торпедами, применяемыми на глубинах до нескольких сотен метров. Версия о том, что такой выбор энергоустановки был «просто ошибкой разработчиков», сомнительна, так как в это же время ВМС США отправили торпеды Mk50 на склады (цена эксплуатации!), поэтому, для того чтобы использовать дорогостоящую и сложную энергоустановку в новой разработке (причем требующей значительной статистики испытаний), должны были быть очень веские причины. Тем более что заданный результат мог быть вполне получен и на обычных топливах.

    УРОКИ И ВЫВОДЫ

    В чем главная причина этого провала ВМС США, притом что были затрачены огромные и высокотехнологичные ресурсы и привлечены опытные и компетентные разработчики, а задача хоть и сложна, но решаема? Очевидная причина – руководство. Успех принципиально новых, прорывных программ в значительной мере определяется личностью их руководителя. В создании антиторпед безусловный приоритет принадлежит отечественным разработчикам. В 1998 году в результате проводимых с конца 80-х годов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ впервые в мире полным успехом увенчались испытания макетных образцов отечественных антиторпед (ГНПП «Регион», в настоящее время – в составе Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Ключевая причина успеха создания в условиях суровых 90-х российской антиторпеды заключается не только в ее сильных и смелых разработчиках, но и в руководителе – главном конструкторе и генеральном директоре ГНПП «Регион» Е.С. Шахиджанове.

    Ошибки в этой работе были (не ошибается тот, кто ничего не делает), и шла она непросто. Но с самых первых шагов разработки были реально проверены в сложных морских условиях наиболее критичные составляющие перспективного комплекса и антиторпеды (это был 1998 год!). То есть то, что ВМС США просто боялись провести все последние годы, несмотря на прессинг со стороны Конгресса, «команда Шахиджанова» провела сразу – на начальном этапе разработки. Здесь же нужно отметить грамотную и решительную позицию заказчика – тогдашнего начальника Управления противолодочного вооружения ВМФ контр-адмирала В.Н. Панферова, не только начавшего эту прорывную разработку в крайне тяжелых условиях 90-х годов, но и организационно обеспечившего ее «исследовательскими этапами», что дало возможность разработчику выполнить необходимые поисковые исследования и испытания макетных образцов, убедительно доказавшие реальность работы, и проверить ключевые решения. Проблема в том, что в следующий раз мы это повторили только в… 2013 году. Антиторпед у нас откровенно испугались.

    Очевидно, что в США для этой разработки не нашлось «своего Шахиджанова» и «своего Панферова». Однако с учетом крайне жесткой постановки вопросов противоторпедной защиты и не менее жесткого контроля их в Конгрессе необходимые организационные меры в США будут приняты, и в начале 2020-х годов эффективные комплексы ПТЗ, имеющие в боекомплекте антиторпеды, на вооружение ВМС США все же поступят. Но с большой вероятностью можно сказать, что это будут уже не АТ Tripwire, а изделия, оптимизированные для эффективного поражения обычных торпед.

    Перспектива самого Tripwire как антиторпеды (или сверхмалой торпеды) будет прямо зависеть от развития глубоководных боевых средств противников Соединенных Штатов. Необходимый технический задел для этого в ходе программы создан.

    Таким образом, программу SSTD можно оценить как полный провал с точки зрения опытно-конструкторской работы, но очень серьезный научный и технический задел как научно-исследовательской работы благодаря большому объему исследований и испытаний. И главный урок – это «роль личности» в технике и реализации крупных прорывных проектов, для которых именно наличие своего «Королёва» является ключевым условием успеха

    http://nvo.ng.ru/armament/2019-02-15/6_1034_tripwire.html
  10. 0
    22 мая 2020 15:39
    Цитата: Подтекст
    Здесь подробней:

    нет, подробнее здесь
    http://nvo.ng.ru/armament/2019-02-15/6_1034_tripwire.html
  11. 0
    22 мая 2020 15:40
    Цитата: Подтекст
    Так что калибр 324.

    нет, порядка 170
  12. 0
    22 мая 2020 15:45
    комплексная статья по проблематике АТ
    https://topwar.ru/156666-antitorpedy-my-poka-vperedi-no-nas-uzhe-obgonjajut.html
    и
    http://nvo.ng.ru/armament/2019-03-29/6_1039_torpeda.html
  13. +1
    22 мая 2020 15:52
    Цитата: poquello
    американский трипер в 2013м

    ВРАНЬЕ