Довоенные танки и авиация. Разведка — источник вдохновения отечественных инженеров

Довоенные танки и авиация. Разведка — источник вдохновения отечественных инженеров

Отечественный легкий танк Т-50. Источник: waralbum.ru


Немецкая техника


В предыдущей части истории шла речь о контактах советской разведки с американскими танкостроителями. Не менее важной была работа с гитлеровской Германией. Немцы с осени 1939 года очень неохотно делились современной технической информацией, при том, что экономическое сотрудничество в этой сфере у нас было очень оживленное. Покупали много и за дорого. Если в 1935 году СССР закупал для Наркомата обороны 46 наименований немецких изделий на 10 млн. марок, то спустя четыре года уже на 1 млрд. марок 330 образцов военной техники. Причем материалы рассматривались не столько в качестве объекта для копирования или творческого переосмысления, но и для оценки уровня развития техники потенциального противника.


T-III. Источник: anaga.ru

Примечательны слова Сталина, касающиеся немецкого T-III:

«Нам крайне важно иметь чертежи этого танка или хотя бы толковое описание его. И, разумеется, основные тактико-технические данные: вес, проходимость, мощность двигателя, тип горючего, толщину и качество брони, вооружение… Мы не имеем права отставать от капиталистических стран, в танках особенно. Будущая война – война моторов».

Поручение Сталина даже перевыполнили и, по словам историка Владимира Васильева, даже доставили настоящий немецкий танк на полигон в Кубинку. Машину обстреляли, испытали вооружение и вынесли вердикт, что броня относительно слабая, а пушка хорошая. По другим данным, осенью 1940 года 45-мм пушкой обстреляли 32-мм цементированную броню T-III и оказалось, что её прочность на уровне советской брони толщиной 42-44 мм. Результаты изучения немецкой техники стали одними из причин установки на Т-34 именно 76-мм пушки, а не 45-мм орудия. Вообще, весь опыт общения с немецкой броней в довоенной период (тем более в годы войны) заставлял неизменно увеличивать калибр главного танкового орудия.

В 1940 году К. Ворошилову доложил о некоторых удачных инженерных решениях немцев в T-III. Среди плюсов, в частности, выделили эвакуационный люк, командирскую башенку, способ размещения радиостанции, систему охлаждения бензинового «Майбаха», конструкцию КПП и топливную систему мотора. Многие немецкие достоинства не перешли на отечественную бронетехнику, но ряд авторов выделяют следующие заимствования: конструкция внутренних запоров люков, крупнозвенчатые траки, исполнение сидений (теперь танкисты с них не соскальзывали), а также разработка электромеханического привода поворота башни. Во многом это было реализовано на не самом распространенном отечественном легком танке Т-50. Немецкий подогреватель топлива и масла «Эльтрон» стал в будущем одним из объектов заимствований при модернизации танкового мотора В-2 и его модификаций. Наконец, Т-34 также мог быть доработан с учетом итогов испытаний немецкой машины. Планировали установить торсионную подвеску, планетарную трансмиссию, командирскую башенку и нарастить бронезащиту башни с лобовым листом корпуса до 60 мм. Если бы Гитлер напал на СССР на пару лет позже, то, вполне возможно, встретился бы совсем с другими Т-34. В 1941 году планировали выпустить не менее 2800 танков в таком усовершенствованном исполнении. Безусловно, с учетом чрезмерной требовательности руководства к танкостроителям план в срок выполнить не удалось бы. Но даже часть из этого огромного количества стала бы серьезным аргументом на поле боя.

В обширном портфолио советской военно-технической разведки, помимо немецких бронетанковых активов, были наработки по авиационной индустрии, имеющей для страны критическое значение. Важнейшим полем деятельности здесь стали Соединенные Штаты Америки.

Крылья США


В связи с развитием отечественной военной авиации нельзя не упомянуть про тесные экономические отношения СССР с Соединенными Штатами. До поры до времени все шло достаточно успешно, и американская сторона в обмен на валюту охотно делилась своими наработками. Американский исследователь Килмаркс описывает особенности соответствующей советской внешней политики в области авиастроения (выдержка из книги А. С. Степанова «Развитие советской авиации в предвоенный период»):

«Цели СССР были более откровенны, чем его методы. Отслеживая прогресс в области аэронавтики и пользуясь выгодами коммерческой деятельности и слабыми стандартами секретности на Западе, русские стремились получить передовое оборудование, проекты и технологии на выборочной основе. Упор был сделан на законное приобретение самолетов, двигателей (в том числе с турбокомпрессорами), винтов, навигационного оборудования и вооружения; спецификацией и эксплуатационных данных; информации и методов проектирования; производства, испытаний; оборудования и инструментов; шаблонов и матриц; полуфабрикатов и дефицитного нормированного сырья. Были получены некоторые лицензии на производство некоторых современных военных самолетов и двигателей в СССР. В то же самое время на Западе в лучших технических институтах получали образование некоторые советские ученые и инженеры. Методы Советов включали также создание за рубежом торговых миссий, назначение инспекторов и стажеров на иностранные заводы и заключение контрактов на услуги иностранных инженеров, техников и консультантов на советских заводах».

Однако в связи с осуждением США советско-финской войны на несколько лет сотрудничество было фактически заморожено. И на первый план вышла техническая разведка. Так называемое вашингтонское Бюро технической информации с начала 1939 года занималось поиском информации об технических новшествах в американской промышленности. Естественно, на нелегальной основе. В поле интересов были технологии получения высокооктанового авиационного бензина (с этим были в СССР серьезные проблемы) и объемы поставок оборонной продукции в Великобританию и Францию. Еще до организации Бюро и американского финского «морального эмбарго» на техническое сотрудничество с СССР работники закупочных миссий практиковали вербовку инженеров-разработчиков на предприятиях США. Так, в 1935 году Станислав Шумовский в ходе большой поездки по авиазаводам (вместе с Андреем Туполевым) завербовал инженера Джоунза Орика Йорка. Зарождение сотрудничества состоялось в калифорнийском городке Эль-Сегундо и продолжалось до 1943 года. Шумовский в Соединенных Штатах оказался не случайно. В Массачусетском технологическом институте он получил степень магистра аэронавтики, после этого работал в торговом представительстве, а во время войны уже на родине занимался с лендлизовской техникой. После 1945 года Шумовский занимал важные посты в структуре высшего технического образования СССР. На его примере очень хорошо просматривается не только история заимствований, но и линия формирования интеллектуальной элиты Советского Союза, получившей образование за океаном. И Шумовский далеко не единственный пример.

В состав резидентуры включались офицеры с высшим военно-техническим образованием. Одним из таких был сотрудник Amtorg Trading Corporation (компания, занятая экспортом/импортом между США и СССР) капитан Родин, выпускник Военно-воздушной академии и офицер разведуправления. Впоследствии капитан возглавил отдел авиации в компании Amtorg. К 1941 году в Соединенных Штатах работала самая крупная резидентура, занимающаяся научно-техническим шпионажем (18 человек). В то же время в Германии аналогичной работой было занято 13 разведчиков.


Авиамотор Allison 1710. Источник: en.wikipedia.org

В книге «Развитие советской авиации в предвоенный период» историк Алексей Степанов приводит материалы одного из отчетов относительно разведывательной деятельности Amtorg. Дата отчета — 13 апреля 1940 года. В Совет Народных комиссаров были отправлены документы, содержащие монтажные чертежи авиамоторов Allison (модели 1710 и 3140) и Wright 2600-В, а также отдельные сборочные чертежи Curtiss-Wright. Весь материал специалистам Главного управления авиационного снабжения показался ценным (хотя кое-где чертежи были низкого качества), а чертежи Allison даже рекомендовали отправить в КБ рыбинского завода №26 для использования в проектировании авиамоторов.

Позже от разведки стали поступать обширные печатные материалы, которые в США, очевидно, подлежали ограниченному использованию. Так, 21 апреля 1940 пришли 11 статей инженеров Wright объемом в 59 страниц, на которых описывались принципы работы авиамоторов (в частности, система наддува, питания и смазки). Перед самым началом Великой Отечественной войны из США приходила информация о разработке одним из подразделений Ford Company механизированных турелей для пулеметов с прицелами, способными учитывать относительную угловую скорость цели.

Успешность нелегального взаимодействия с инженерами Соединенных Штатов побудила руководство Советского Союза создать в 1940 году авиатехнические бюро в Германии и Италии. Если бы не замораживание контактов в связи с войной с Финляндией, советскому авиапрому не пришлось бы закупать оборудование и технологии в Германии. Но это немного другая история.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67 24 июня 2020 05:20 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    "Промышленный шпионаж" был рожден в те времена, когда родилось человеческое общество.
    1. bk0010 24 июня 2020 13:48 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Много позднее. Где-то с появлением городских цехов (не производственных помещений, а организаций ремесленников). До этого долгие века всякие "ноу-хау" считались чем-то вроде магии, к перенятию другими семьями невозможной. Сразу предупреждаю: где прочел не помню, ссылку, соответственно, не дам, но концепция поразила (даже прямой завоз технологий, подходящих по уровню технологического развития, не смог бы подстегнуть прогресс, кузнецы ковали бы по старому, крестьяне пахали бы по старому и т.д. ), а потому запомнилась.
      1. svp67 24 июня 2020 14:53 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: bk0010
        До этого долгие века всякие "ноу-хау" считались чем-то вроде магии, к перенятию другими семьями невозможной.

        Да бросьте Вы, если ты бросаешь в своего врага палки, а в ответ получаешь стрелы, то если ты хочешь со своей семьей выжить, то сделаешь все, что бы узнать как они это сделали...
  2. сибиряк54 24 июня 2020 05:48 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    Из Италии разведка доставила несколько тонн документации по подводным лодкам и на северах неплохо себя показали лодки серий С и К и вероятно экономили время и народные деньги...
    1. mark1 24 июня 2020 08:22 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Цитата: сибиряк54
      Из Италии разведка доставила несколько тонн документации

      По тоннам спорить не буду, но лодки проекта С - немецкие.
    2. Undecim 24 июня 2020 18:09 Новый
      • 4
      • 1
      +3
      экономили время и народные деньги...
      Время точно экономили, а вот деньги... Проект лодок серии С купили у немцев.
    3. Alexey RA 25 июня 2020 11:16 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: сибиряк54
      Из Италии разведка доставила несколько тонн документации по подводным лодкам

      ЕМНИП, с Италией и ПЛ вообще забавно вышло: перед началом постройки первых советских ПЛ делегация наших кораблестроителей посетила с визитом Италию, дабы ознакомиться со строящимися там ПЛ. Официально ознакомиться с документацией им не дали, устроили кратную экскурсию по одной из ПЛ... но позже некий итальянский "инициативник" передал нашим чертежи ПЛ.
      А вообще, в Италии можно было и не красть документацию - в 30-х компания "Ансальдо" за деньги спокойно делилась документацией на строящиеся корабли и разрабатывала проекты "под заказ" (в основе работ по пр. 23 лежит итальянская документация). Итальянцы даже продали нам систему ПТЗ.
  3. knn54 24 июня 2020 08:06 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Вот с отличными немецкими торпедными катерами вышла промашка. Туполевское "детище" оказалось весьма неудачным.
    Тут,скорее всего,другая причина
    1. mark1 24 июня 2020 08:32 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Немецкие и туполевские катера создавались с неким временным сдвигом. Туполев ориентировался на английские СМВ первой мировой.
      1. Авиатор_ 24 июня 2020 12:35 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Совершенно верно, реданный катер имел низкую мореходность. К войне начали было делать килевые катера типа Д-3, но ТЗ для них было выдано лишь в 1938 году, а первый образец был принят после госиспытаний в состав ЧФ 23 августа 1940 года. Всего за время войны их было построено 72 экземпляра.
  4. Jurkovs 24 июня 2020 09:22 Новый
    • 2
    • 4
    -2
    Ну и что? А теперь у нас воруют.
  5. Undecim 24 июня 2020 10:10 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    чертежи авиамоторов Allison (модели 1710 и 3140) и Wright 2600-В
    Или разведчики ошиблись, или автор. Двигателей Allison 3140 не было, были 3420. Да и по Wright 2600-В возникают большие сомнения.
  6. pmkemcity 25 июня 2020 11:54 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    В то же самое время на Западе в лучших технических институтах получали образование некоторые советские ученые и инженеры.

    А теперь в "лучших" институтах запада учатся барыги, то есть - торговцы краденым.
  7. ccsr 25 июня 2020 13:02 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Автор:
    Евгений Федоров
    В обширном портфолио советской военно-технической разведки, помимо немецких бронетанковых активов, были наработки по авиационной индустрии, имеющей для страны критическое значение.

    Одним из последних спецсообщений по развитию вооружений Германии был материал, подписанный Ф.Голиковым 11 марта 1941 г. № 660279сс и доведенный до высшего военного руководства страны: