Нелегальные заимствования. Разведка и советское танкостроение

64

Вполне возможно, что разведка доставляла информацию по зарубежным танкам в таком виде. На фото один из вариантов Renault ZM Источник: warspot.ru

Добывающие органы


Советская Россия 30-х годов только вставала на путь индустриализации, испытывала нехватку как материальных, так и высококвалифицированных трудовых ресурсов. Однако понимание того, что вокруг все наращивают военный потенциал, заставляло всеми возможными способами и несмотря ни на что развивать собственную боевую технику. Одну из важнейших ролей в этом играла отечественная разведка.

Планирующим и контролирующим органом, обеспечивающим связь между военно-технической разведкой и оборонно-промышленным комплексом, стало подчиненное советскому правительству Военно-техническое бюро при Комитете обороны. В разное время в состав бюро и отдела входили Ворошилов, Молотов, Тухачевский, Орджоникидзе, Ежов и, конечно же, Сталин. Позже, в 1939 году, этот орган получил длинное наименование: Отдел научно-исследовательских работ и использования иностранной техники при Комитете обороны при Совете Народных комиссаров. В штат отдела входил 21 человек, подбором каждого из них занимался ЦК ВКП(б). Об особенностях подбираемого персонала может дать представление докладная записка Молотова к Маленкову от 28 июня 1938 года, в которой он просит



«ускорить подбор и командирование в Секретариат Военно-технического бюро восьми квалифицированных инженеров из числа лиц, допущенных к совершенно секретной и мобилизационной работе и знающих иностранные языки… обязательное требование – кандидат должен иметь высшее военно-техническое образование и состоять в кадрах РККА»
.
Одним из таких стал инженер Сергей Васильевич Петренко-Лунёв, закончивший электротехническое отделение Высшего технического училища в г. Карлсруэ и Военную академию. Петренко-Лунев владел венгерским, итальянским, немецким, румынским и французским языками, работал в свое время в качестве атташе в полпредствах Советского Союза в Германии и Италии.

В должности секретаря бюро инженер пробыл до мая 1937 года, после чего его арестовали, обвинили в шпионаже и расстреляли.

Нелегальные заимствования. Разведка и советское танкостроение

Combat Car M1 также был в поле интересов советской разведки. Источник: ru.wikipedia.org

Интересно, что на профессиональном сленге военно-техническая разведка даже во внутренней корреспонденции именовалась «добывающим органом» и далеко не всегда характеризовалась с положительной стороны. Так, в сентябре 1938 года секретариат «жалуется» на разведчиков:

«…имеет место снижение качественной стороны работы наших добывающих органов: материалы продолжают поступать, но не в порядке реализации заданий Военно-технического бюро».

То есть агентура за рубежом работала, но не всегда по заданным программам и с общим снижением эффективности. В 1937 году из 16 заданий разведка не справилась с 7, а в следующем году не сработали по 23 заказам из 28. Велась статистика относительно количества материалов, переданной от разведки в промышленность: в 1937 года – 518, а в 1938 году – всего 384. В народных комиссариатах также вели собственную оценку ценности предоставленных данных: в 1936 году 48% данных были полезными, 29% — не представляющих интереса (остальное, видимо, было чем-то средним по значимости), в 1937 году это соотношение было 38%/32%, годом позже все ухудшилось: 17% и 55% соответственно. Отчетливо просматривается две причины: во-первых, типичное советское планирование без учета множества факторов, во-вторых, отголоски репрессий конца 30-х.

В итоге появилась следующая жесткая резолюция Секретариата бюро:

«Добывающие органы НКВД, передавая в промышленность большое количество ценного материала, в основном не выполняют постановлений Военно-технического бюро (ВТБ), в которых фиксированы наиболее актуальные для нашей промышленности вопросы… Из года в год падает количество ценных материалов, поступающих от добывающих органов НКВД… Ежегодно поступает около … процентов материалов, не имеющих никакой ценности, которые только засоряют наши конструкторские бюро и лаборатории, отвлекая их от более важных работ…
Предложить НКВД… Перенести свое внимание на выполнение в первую очередь заданий ВТБ… Обратить внимание на качественную сторону передаваемого материала… Сосредоточить внимание добывающих органов на приобретении материалов в первую очередь на следующих отраслях военной промышленности: авиация, морской флот, артиллерия, пороха».

Несмотря на такую критику, эффективность работы «добывающих органов» в отдельных случаях поражала.

Здесь позволим себе немного отойти от центральной темы танкостроения и раскроем историю об освоении производства отечественного плексигласа – искусственного стекла. 8 мая 1936 г. на стол Молотову от разведки лег «материал о производстве искусственного стекла “Плексиглас”». Уже 9 мая этот доклада отправился народному комиссару тяжелой промышленности Орджоникидзе, а после всех согласований 9 августа того же года Институт пластмасс и трест «Союзхимпластмасс» получили срочное задание на разработку опытного цеха под плексиглас. Срок был беспрецедентный – 1 февраля 1937 году требовалось запустить цех. Надо отметить, что ранее Советский Союз хотел купить у немцев технологию производства искусственного стекла, но цена оказалась заоблачной – около 2,5 млн. марок. В итоге обошлись силами военно-технической разведки и затратами совсем других сумм.

14 мая 1938 г. на совещании в спецтехгруппе при наркоме оборонной промышленности констатировалось:

«Область применения плексигласа исключительно громадна для обороны страны: 1) авиапромышленность; 2) морское оснащение (рубки, иллюминаторы); 3) танкостроение; 4) очки летные и противогазы; 5) цветные сигнальные знаки на самолетах; 6) приборостроение… Необходимо немедленно приступить к проектированию нового завода».

А уже 21 сентября 1938 г. начальник спецтехгруппы информировал ВТБ:

«В августе 1938 г. завод К-4 сдан в эксплуатацию и освоил проектную мощность 100 т. стекла/год».

О том, насколько остро была необходима информация о новейших зарубежных танках, очень хорошо говорит отчет Наркомата среднего машиностроения за 1939 год. В нем руководство наркомата настаивает на получении чертежей общих видов (с разрезами) и узлов танков, более полном освещении сверхтяжелых танков, конструкций их смотровых приборов, приспособлений для подводного хождения, данных по пассивным и активным средствам противотанковой обороны, сведений об опыте применения танков в ходе нападения Германии на Польшу и на западном фронте. Вся разведывательная информация, поясняется в отчете, должна поступать в промышленность немедленно после появления в стране. Советский Союз активно готовился к войне моторов, и любые новости из-за границы были важны.

В интересах среднего машиностроения


Рассмотрим подробнее, какие ценные материалы поставляли на Родину «добывающие органы» НКВД для танкистов.

Особое значение имели контакты с Великобританией, у которой даже удалось вполне официально выкупить несколько образцов бронетехники. Но разведка СССР также доставляла немало интересной информации по нелегальным каналам. Кандидат исторических наук Владимир Васильев в цикле статей в «Военно-историческом журнале» рассказывает, что у англичан удалось раздобыть секретные данные о передовых технологиях производства брони. Vikkers тогда вел работы по цементированной хромо-никеле-молибденовой броне, нюансы которой попадали на стол как руководства советской разведки, так и инженеров-танкостроителей. Добывали не только секретные документы, но и вполне готовые образцы – в 1938 году в СССР переправили кусок 5-мм брони Гадфилда размером 820 на 530 мм. Химический анализ представил достаточно полную картину состава британской заготовки, но технические возможности производства не позволяли в то время организовать выплавку подобной стали. Только в 1941 году на танке Т-50 впервые появились траки из сплава Гадфилда.

Французская танковая промышленность, несмотря на режим секретности, нехотя поделилась с советскими инженерами тактико-техническими характеристиками и фотоиллюстрациями легких танков Renault ZM и VM, а также плавающего Laurent. Документы оказались в распоряжении танкостроителей в апреле 1937 года. Нельзя сказать, что имели место некие прямые заимствования с советской стороны, но немалый интерес вызвали нестандартные французские решения: трансмиссия на левом борту (Renault VM), резиновые блоки в качестве амортизации опорных катков, а также литой корпус Renault ZM. Также были изучены ранее полученные данные по среднему французскому танку B1, Renault C2 и VO. Мало того, есть данные, что на Мариупольском машиностроительном и Ижорском металлургическом заводах проводили испытания образцов брони корпуса и башни танка Renault VM. Как и в случае со сталью Гадфилда, разведка из Франции предоставляла промышленности не только документы и фотографии.


Одна из машин Уолтера Кристи. Источник: warspot.ru

С американской стороной как одной из ведущих в свое время танкостроительных держав советскую военно-техническую разведку многое связывало. Прежде всего особый интерес к скоростным машинам Уолтера Кристи. Не всегда это было полезно. Так, с конца 1935 года из США приходят вести о разработке танка, подвешивающегося под фюзеляж самолета, а также способного перемещаться на комбинированном колесно-гусеничном ходу. Начальник разведки Красной Армии Семен Урицкий пишет по этому поводу Клименту Ворошилову:

«Мной получена от нашего американского резидента телеграмма, касающаяся известного конструктора танков Кристи, с которым ведутся переговоры о постройке и приобретении его танка для подвески к самолетам… По имеющимся данным, Кристи готовых танков не имеет, а приступает лишь к сборке подвесного танка».

Материалы по машине М.1933 были переданы на Харьковский паровозостроительный завод, но серьезного продолжения не нашли. В Советском Союзе и без идей Кристи вели опыты по «летающим танкам», подвешивая бронетехнику под фюзеляж ТБ-3. Помимо данных о машинах Кристи, танкостроители получали чертежи принятых на вооружение в США танков М2А1, М2А2 и Combat Car M1. В частности, особый интерес вызвали резинометаллическим гусеницы, материалы по которым очень рекомендовали переосмыслить и организовать производство. Кроме этого, в портфолио нелегальной резидентуры была информация по параболическим рефлекторам танковых фар и конструкции штыревой антенны радиостанции – эти разведданные легли в основу аналогичных отечественных разработок.

Как известно, американское наследие не самым лучшим образом сказалось на некоторых конструктивных особенностях лучшего танка Второй мировой войны – Т-34. В частности, атавизмом можно считать подвеску танка по типу Кристи. Здесь советская разведка могла изменить ситуацию. Перед самой войной наркому обороны Тимошенко доложили о результатах испытания немецкого T-III, по итогам которых он предложил заменить сложную и громоздкую подвеску Т-34 на торсионную. Но не сложилось. Впрочем, это несколько другая история.

Продолжение следует…
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 июня 2020 18:07
    Спасибо , тема очень интересная , ждем продолжения .
  2. +6
    8 июня 2020 18:07
    Когда на кону безопасность Родины, любые способы повысить обороноспособность принимаются. Главное не внедрять тупиковые в развитии и бесполезные виды вооружений
    1. Комментарий был удален.
      1. +10
        8 июня 2020 21:11
        Цитата: Руссо Туристо
        Да да, самый действенный способ повысить безопасность это расстрелять половину народа.

        Почему половину ? Великий Солженицын написал, что из 170 миллионов граждан СССР сидели 100 миллионов. Разве Вы не верите глашатаю свободы и демократии, невинно пострадавшему от кровавого сталинского режима ?
        1. +3
          8 июня 2020 22:14
          Полтора миллиарда советских людей было расстреляно!!!! Кто больше?
          1. +3
            9 июня 2020 08:42
            Причём, только "политических"! А уголовников в ГУЛаге вообще не было.
    2. -2
      8 июня 2020 20:16
      все тупиковые . если не удается их перешагнуть -адаптировать под свои возможности.в 39 г ТОЛЬКО ЛИКВИДИРОВАЛИ ВСЕОБЩУЮ БЕЗГРАМОТНОСТЬ-скорее всего отчитались лишь, а грамотных, всесторонне развитых, в тч технически и в 70 -е гг не хватало.
  3. +9
    8 июня 2020 18:08
    Нарком обороны Тухачевский да еще и "перед самой войной" - что это? laughing
    1. +3
      8 июня 2020 19:41
      Это ошибка моя. Спасибо. Буду исправлять
      1. -4
        8 июня 2020 19:47
        Если что - я плюсанул вашу статью даже с Тухачевским.

        Тем не менее в статье не нашла отражение объективная причина ведения СССР широкой научно-технической разведки на Западе - резком дефиците кадров, денежных средств и времени для развертывания отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

        Сейчас на решения советского руководства надо посмотреть с другого конца - ответной научно-технической разведки стран Запада и Востока на территории РФ в связи с нарастающим разрывом в темпах развития наших и ихних стратегических вооружений (в нашу пользу, естественно).
        1. +1
          9 июня 2020 12:11
          Цитата: Оператор
          Тем не менее в статье не нашла отражение объективная причина ведения СССР широкой научно-технической разведки на Западе - резком дефиците кадров, денежных средств и времени для развертывания отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

          Я думаю автор статьи несколько драматизирует ситуацию, хотя бы потому что ведение разведки в области вооружений началось еще в допетровские времена, а классический пример с Левшой, и его оценка чистки ружей англичанами, говорит что на Руси всегда изучали все самое лучшее оружие в мире. Не вижу ничего предосудительного в том, что наша разведка добывала данные для наших оружейников - наоборот этим можно гордиться. А уж как наша разведка работала накануне войны, даже сейчас вызывает удивление:
          https://c.radikal.ru/c39/2006/85/ad67b1899b6d.jpg
          [/center]
    2. 0
      9 июня 2020 04:50
      Цитата: Оператор
      Нарком обороны Тухачевский

      Зам
  4. +2
    8 июня 2020 18:19
    Маршал Тухачевский был расстрелян 12 июня 1937 года. Наркомом обороны перед войной был Тимошенко. Танки Pz.III были испытаны на протяжении 1940 года, в том числе и в сравнении с новейшим Т-34. Один образец был куплен в Германии, один был найден брошенным подо Львовом в повреждённом состоянии.
  5. +11
    8 июня 2020 18:21
    Перед самой войной наркому обороны Тухачевскому доложили о результатах испытания немецкого T-III, по итогам которых он предложил заменить сложную и громоздкую подвеску Т-34 на торсионную.


    что за бред???

    перед какое "самой" войной? PzKpfW III испытывали в 1939-40-ом году, когда Тух два года, как червей кормил.
    А уж про то, что Тух что-то там предлагал по Т-34..... wassat
    1. +7
      8 июня 2020 18:30
      В 1939 году у СССР был одна "тройка" и неходовая. "Испытывать" на ней можно было только прицел, обзорные приборы, рацию и пушку (причем пушка была слабее советской танковой 45-мм). А испытания пробегом проводили на купленном у немцев в 1940-ом танке, после чего началась разработка Т-34М с командирской башенкой, нормальным обзором, торсионами и т.д.
      1. +3
        8 июня 2020 18:48
        Ну хоть кто-то в курсе темы))
      2. 0
        8 июня 2020 22:36
        У подвески Кристи ведь были плюсы по сравнению с торсионной? Я к чему, если не ошибаюсь на КВ была торсионная подвеска, создавались они с Т-34 в одно время, может спецом было задуманно сделать новые танки на разных подвесках?
        1. +3
          8 июня 2020 23:14
          У подвески Кристи была только одно преимущество перед торсионной подвеской, она выпускалась и была уже освоена на ХПЗ..... но вот только это и было ее плюсом.. а торсионная только разрабатывалась и испытывалась в СССР. Ведь для производства торсионов нужно было иметь оборудование... и качественные стали... Кстати для справки на ХЗТМ (ХПЗ) при украинской самостийности угробили производство торсионов, сейчас торсионы для БТТ далает только ХТЗ
          1. -5
            8 июня 2020 23:56
            Писали бы уже эти ваши для справки как они есть - для настроения smile
            Ну и как так получилось, что Путиловцы могли делать торсионную подвеску, а Харьковцы нет?
            1. +2
              9 июня 2020 00:07
              Для слабоумных отвечаю... у кого было оборудование тот и делал... а точнее, кто мог разработать, в Харькове торсионная подвеска выпускалась на танках Т-44 1944 года.
              но была разработана в Нижнем Тагиле... и не было деление на Путиловцев...а правильнее говорить Кировцев, а назвать Харьковчан "Харьковцы" может только слабоумный, не знающий русского языка.
              1. -1
                9 июня 2020 00:15
                Не вижу ничего оскорбительного и непонятного в слове Харьковцы, но извиняюсь конечно если задевает. И название Путиловский завод почему-то быстрее на память пришло.
                Если можно по вопросу, почему оборудование в Ленинграде было, а в Харькове нет?
                1. +3
                  9 июня 2020 00:21
                  учите историю...в СССР все распределялось... и на Кировском работал зять Ворошилова Котин, а также его сын ...теперь понятно куда шло в первую очередь необходимое оборудование.
                  1. -1
                    9 июня 2020 00:22
                    О, теперь понятно, спасибо.
                  2. -1
                    29 июля 2020 20:15
                    "на Кировском работал зять Ворошилова Котин"?

                    А врать-то зачем?

                    "Любовь, крепкая, как броня

                    Задолго до Великой Отечественной войны, в начале 1930-х годов, когда шло становление бронетанковых сил Советского Союза, в Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского поступила девушка-курсант.

                    Настя Поклоннова сначала была зачислена на химический факультет, но полгода спустя добилась своей цели — перевелась на факультет механизации и моторизации.
                    Девушка нравилась многим будущим офицерам. Но сама Анастасия отвечала взаимностью лишь одному из них — Жозефу Котину. Красавец, отличник учебной и боевой подготовки, настоящий кавалер… Молодые люди полюбили друг друга.
                    ..
                    в 1935-м, в семье Котиных родился первенец — Феликс.

                    Наступила осень 37-го, а с ней в семью Котиных пришла беда. Анастасия Поклоннова-Котина была уволена из армии. Её обвинили в связи с врагами народа и вредительстве.

                    Котин писал: «Я и тов. Поклоннова находимся вместе с 1931 года и за неё я несу полную ответственность… Недоверие к ней является недоверием ко мне… Результатом какого-то недоразумения или клеветы. Прошу Вас, тов. Сталин, помочь в столь тяжёлом и принципиальном вопросе». Эмоциональное обращение могло навлечь грозу и на самого конструктора. Но риск и усилия оказались не напрасными. С Анастасии Поклонновой-Котиной были сняты обвинения. Первую в СССР женщину-бронетанкиста, военного инженера 3-го ранга, восстановили в РККА....

                    Автор текста — Юрий Бахурин
                    Источники:

                    Интернет-проект «Документы советской эпохи». http://sovdoc.rusarchives.ru .
                    Конструктор боевых машин. Л., 1988."
            2. +7
              9 июня 2020 09:27
              Цитата: Tuzik
              Ну и как так получилось, что Путиловцы могли делать торсионную подвеску, а Харьковцы нет?

              А как так получилось, что Харьков мог делать Т-64, а Тагил - нет? wink
              Из всех довоенных танковых заводов Ленинградские имели лучшие кадры (наследие Путиловского и Обуховского заводов) и лучшее техническое оснащение. Впрочем, даже с ними тот же ЛКЗ косячил нипадеццки.
              ХПЗ же имел большие проблемы и с тем, и с другим. Фактически, Харьков мог делать либо клоны БТ, либо машины на их базе. Про ту же КПП-"пятиступку" для Т-34 пишут, что её проектирование затянулось только потому, что коробку нужно было сделать под имеющийся станочный парк, закупленный ещё для БТ.
              1. +2
                9 июня 2020 14:17
                Не будем рассматривать танки 60-х, это отдельный разговор об амбициях руководителей Харьковского танкового и Нижне Тагильского заводов и их кураторов из ЦК КПСС.
                А вот про коробку Т-34... сам танк Т-34 проектировался коллективом из 24 человек, из которых только трое имели высшее образование, остальные техникум. И по мере накопления опыта и знаний танк и совершенствовался. При это не стоит забывать... конец 30-х годов... репрессии.. а все новое, ломалось.. так как проектирование шло методом проб и ошибок.... и если были ошибки... а они бывали... так как опыт купить не возможно, а только приобрести.... вот в таких обстоятельствах создавался Т-34. И не нам судить о тех временах... но я хоронил двух из 24 создателей Т-34.... отдавая им память и благодарность… так как их опыт был передан нам, чтобы мы не допускали тех ошибок, на которых учились они. К сожалению или к радости, опыт их сейчас в Харькове не используется... но и в России не востребован, что вызывает сожаление. Пример тому "Армата".
        2. +4
          9 июня 2020 05:00
          Цитата: Tuzik
          У подвески Кристи ведь были плюсы по сравнению с торсионной?

          Очевидно какие-то преимущества все же есть. Евреи Меркаву сделали с подвеской Кристи, а они к тому времени насмотрелись и на Т-54/55/62, и на Паттоны, все с торсионной подвеской. Не поверю что евреи не осилили технологию производства торсионов, а торсионная подвеска и проще, и дешевле, и компактней. Может, она лучше отрабатывает большие ходы катков, а в Израиле даже ровная пустыня каменистая, а тем более горные местности.
          1. +4
            9 июня 2020 10:53
            У "Меркавы" элементы подвески расположены не внутри бронекорпуса (как на БТ и Т-34), а снаружи. Точнее - в нишах корпуса, открытых снаружи.
            Это сделано с одной целью - повышение ремонтопригодности в случае подрыва на мине. Во время войны 1973 года много израильских танков подорвалось на минах, а замена сломанного торсиона в полевых условиях крайне затруднительна. Открытая пружинная подвеска меняется гораздо быстрее и проще.
            1. -1
              9 июня 2020 12:31
              Цитата: Pushkowed
              Это сделано с одной целью - повышение ремонтопригодности

              И защита экипажа от боковых попаданий тоже увеличивается. Так что два плюса получается.
          2. +2
            9 июня 2020 14:21
            На Меркаве стоит свечная подвеска, но не конструкции Кристи, она была внутри корпуса, а на Меркаве снаружи.
            Как и любая конструкция она имеет свои плюсы и минусы.
      3. +2
        9 июня 2020 05:05
        Цитата: ZeevZeev
        А испытания пробегом проводили на купленном у немцев в 1940-ом танке, после чего началась разработка Т-34М с командирской башенкой, нормальным обзором, торсионами и т.д.

        Последствием испытаний Т-3 стали разработка и появление советского Т-50, на котором уже были комбашенка, торсионная подвеска и даже два спаренных с пушкой пулемета ДТ наподобие Т-3, у которого с 37-мм пушкой тоже были спарены два пулемета. К сожалению, Т-50 был принят на вооружение в феврале 1941 г, а серийное производство должны были освоить к декабрю 1941 г. Но началась война, строить Т-50 было негде и не на чем, особенно тяжело было с движками для Т-50, их просто нигде не выпускали, и потому стали выпускать уже освоенные промышленностью Т-34 и легкие Т-60, которые были доработкой освоенного промышленностью танка Т-40. А жаль, Т-50 был очень неплохим танком, думаю, в процессе модернизации на него можно было поставить 76-мм пушку Ф-34, как например, на Т-34 в ходе модернизации поставили 85-мм пушку. Т-50 с 76-мм пушкой уже ни в чем не уступал бы Т-34-76, даже превосходил бы его за счет трех членов экипажа в башне, наличию комбашенки и торсионной подвеске. А благодаря 6-цилиндровому движку и весу 14 тонн, он был бы значительно дешевле Т-34-76, и производить Т-50 можно было бы гораздо больше.
        1. +4
          9 июня 2020 08:44
          Цитата: Кот_Кузя
          думаю, в процессе модернизации на него можно было поставить 76-мм пушку Ф-34, как например, на Т-34 в ходе модернизации поставили 85-мм пушку.

          )))
          1. Да, Т-50 был намного более продуманным и качественно сконструированным танком, чем, Т-34. Ленинград - не Харьков.
          2. Да, на Т-50 можно поставить не то что пушку, а целиком башню от Т-34. А них одинаковый погон.
          3. Нет, естественно, при таком развитии событий большая пушка выдавит командира башни наружу. В Т-50 он находился сзади орудия, более мощная пушка будет откатываться дальше. Аналогично 6фнт и 75 мм на Валентайне выдавила третьего человека из башни.

          Три человека в башне + 75мм - это Чаффи, то есть более широкий погон + танцы с бубном по орудию и противооткатам. У СССР нет таких возможностей.
          Цитата: Кот_Кузя
          А благодаря 6-цилиндровому движку

          И движка нет.
          Цитата: Кот_Кузя
          весу 14 тонн

          Это парадоксально, но СССР сильно повезло, что он не успел сделать удачный Т-50 и пустил в массовое производство неудачный Т-34. Немцы в 41-м резко вспомнили французскую кампанию и начали довооружать и добронировать свои машины. А СССР в Т-50 кроме 45мм ставить нечего, пушку от Чаффи и 6фнт осилить исключено. Так что выезжает Т-50, весь такой продуманный, на тройку 42-го года, не говорю о Штуге, и всё, отвоевали.
  6. +5
    8 июня 2020 18:27
    Цитата: Оператор
    Нарком обороны Тухачевский

    Тухачевский никогда не был наркомом обороны.
  7. +5
    8 июня 2020 18:31
    Во многом , то что пишет автор это НЕ ТАК...
    Перед самой войной наркому обороны Тухачевскому доложили о результатах испытания немецкого T-III, по итогам которых он предложил заменить сложную и громоздкую подвеску Т-34 на торсионную. Но не сложилось. Впрочем, это несколько другая история.
    Перед какой войной, какому Тухачевскому, о каком Т-34?///
    1. +4
      8 июня 2020 18:39
      Цитата: svp67
      Перед какой войной, какому Тухачевскому, о каком Т-34?///

      В таких случаях говорят - "Остапа понесло...."
      1. +1
        8 июня 2020 20:18
        лишь бы не пронесло ... и еще и мимо
    2. +6
      8 июня 2020 19:14
      Сталь ( а не броня) Гадфильда в СССР начали выплавлять в 1936 году. Думаю после того, как англичане продали нам Виккерс шеститонный. Так что тут автор тоже слегка не в теме..
      1. +3
        8 июня 2020 19:28
        Цитата: Вождь краснокожих
        Так что тут автор тоже слегка не в теме..

        Так же как и по танкам Кристи...очень много фантазий. Просто Тухачевский это самый видный "прокол" автора
      2. +7
        8 июня 2020 19:59
        Думаю после того, как англичане продали нам Виккерс шеститонный. Так что тут автор тоже слегка не в теме..
        Сталь Гадфильда широко применялась с 1882 года. А Гадфильд, кстати, иностранный почётный член АН СССР с 1933 года.
      3. +2
        9 июня 2020 05:11
        Состав стали Гадфильда не был секретом для СССР, британцы еще в Первой Мировой производили свои знаменитые каски-тарелки из стали Гадфильда.
  8. +1
    8 июня 2020 18:48
    Интересная статья!
  9. BAI
    +7
    8 июня 2020 19:03
    Перед самой войной наркому обороны Тухачевскому доложили о результатах испытания немецкого T-III

    Тухачевский расстрелян в 1937 году. На тот свет докладывали? Интересно, какой был ответ.
  10. +5
    8 июня 2020 19:26
    Так, с конца 1935 года из США приходят вести о разработке танка, подвешивающегося под фюзеляж самолета, а также способного перемещаться на комбинированном колесно-гусеничном ходу.
    Материалы по машине М.1933 были переданы на Харьковский паровозостроительный завод, но серьезного продолжения не нашли.
    Как то у автора с датами и моделями не складывается.
    М.1933 - это Christie Airborne Combat Car М1933.

    Но это 1933 год.
    1. +3
      8 июня 2020 19:30
      Если же речь идет о конце 1935 года, то это Christie M1935 \ M1936
      1. 0
        10 июня 2020 19:58
        Виктор Николаевич, автор скажет:" ну и зануда этот Undecim. Другие проглотили,а он придерается
  11. Комментарий был удален.
  12. +6
    8 июня 2020 20:51
    Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.
    Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х - Великую депрессию в США......
    https://www.kuban.kp.ru/daily/25863.3/2829607/

    От себя добавлю.
    В середине 00-х занимался демонтажем одного котлоагрегата на одной из ТЭЦ.
    Так вот. Эта ТЭЦ была построена после Великой Отечественной американцами.
    И даже инструмент, которым американцы собирали оборудование был американской компании, если не ошибаюсь AGI.
    С этим связан очень курьезный случай.
    В году так 75-77 американцы приехали посмотреть как работает их детище.
    И между прочим спросили о том, как ведут себя их инструменты (к этому времени большинство инструмента растащили по гаражам).
    Получив ответ о том, что все инструменты поломались и списаны, американцы пришли в ужас.
    Оказывается в контракте было записано, что на ВЕСЬ слесарный инструмент дается ПОЖИЗНЕННАЯ гарантия.

    Так что отрицать участи иностранцев в нашей индустриализации и даже в подъеме определенных отраслей после войны не имеет смысла.
    1. +5
      8 июня 2020 21:18
      Цитата: demo
      Так что отрицать участи иностранцев в нашей индустриализации и даже в подъеме определенных отраслей после войны не имеет смысла.

      Так это никто и не отрицает. Достаточно вспомнить Днепрогэс и ГАЗ, моторы М-87 и М-25.
      1. +7
        8 июня 2020 22:08
        И в завершение.
        На сегодня в России, как продолжателе СССР, в деле металловедения имеется огромный задел,который позволяет удерживать лидирующие позиции в этой области.
        Тот же самый Китай, несмотря на огромные капиталовложения пока не смог достичь в определенных вопросах нашего уровня.
        Это касается металлов и сплавов применяемых в авиационных двигателях.
        Специальных материалов применяемых в атомной энергетике.
        И здесь роль наших ученых, инженеров приуменьшить невозможно.
        Брать где-то и внедрять у нас было не реально.
        Мне приходилось длительное время общаться с парнем. который закончил МИСиС, работал после окончания лет 15 на различных предприятиях, в том числе и в Почтовом ящике на Урале.
        Меня просто завораживали его истории про различные металлы, их изготовление.
        Особенно впечатляло то, какие технические решения применялись в том или ином случае.
        Хотя метал - это не моя страсть.
        Но мне, как инженеру, всегда хочется отдать должное творческому гению нашего народа.
        1. +2
          8 июня 2020 22:12
          Цитата: demo
          Но мне, как инженеру, всегда хочется отдать должное творческому гению нашего народа.

          И вдвойне обидно, когда видишь, как все советское наследие или разрушается намеренно или отдается "за спасибо" "партнерам"...
          1. +5
            8 июня 2020 22:16
            Мнение инженера здесь не в счет.
            Здесь мнение патриота главенствует.
            Этот парень, кандидат наук, последняя должность - сменный начальник цеха на супер секретном предприятии, работал простым мотористом.
            Ну не совсем простым.
            Основная специализация моторы БМВ.
            Очередь к нему была на месяцы вперед расписана.
            Я как-то делал у него свою машину и спросил о его чувствах к тому что он делает сейчас.
            Ответ был без слов - тоска в глазах.
            Хотя и ответсвенности меньше во сто крат, и доход выше многократно.
            Но все равно, тоска.
    2. -1
      9 июня 2020 05:14
      Цитата: demo
      И между прочим спросили о том, как ведут себя их инструменты (к этому времени большинство инструмента растащили по гаражам).

      Сомневаюсь что инструменты растащили по гаражам, у американских инструментов дюймовое измерение, а не метрическое, так что для советского гаража американские инструменты не годились.
      1. +3
        9 июня 2020 09:14
        Не сомневайтесь.
        Растащили.
        И не только ключи, но и отвертки, пассатижи, кусачки и еще сотни иных наименований.
        Все то, что входит в понятие - слесарный инструмент.
      2. А при чем тут метрическое или дюймовое измерение? Для отвертки это не так и важно.
  13. +3
    8 июня 2020 22:11
    "Перед самой войной Тухачевскому доложили о результатах испытания немецкого T-III, по итогам которых он предложил заменить сложную и громоздкую подвеску Т-34 на торсионную." - Перед самой войной маршал Тухачевский уже давно упокоился в безвестной расстрельной яме и никаких докладов принять не мог!
  14. +2
    8 июня 2020 22:51
    Перед самой войной Тухачевскому доложили о результатах испытания немецкого T-III, по итогам
    Автор в реальности этого мира? Перед самой войной расстрелянному Тухачевского доложили....
  15. +5
    8 июня 2020 23:15
    Интересная тема... но для знатоков... с какого танка СССР была немцами скопирована башня танка Тигр А.
    Так что не только в СССР копировали, но и у нас.
    1. -1
      10 июня 2020 15:23
      Я смотрю, так никто и не ответил, может раскроите секрет?
      1. +1
        12 июня 2020 13:01
        посмотрите на башню танка Т-24...и сравните ее с Тигром
        1. -1
          12 июня 2020 13:27
          Спасибо, глянул. На первый взгляд нисэнитныця якась smile , но если присмотреться, особенно сверху, то действительно очень похожи по форме. Интересный моментик.
  16. 0
    9 июня 2020 09:34
    Очень скользкая тема. Через руки разведчиков этого направления постоянно проходят весьма значительные денежные суммы. Причем работа с этими деньгами весьма сложна. Например источник - жадный и нечистый на руку инженер, который требует постоянных "вливаний", несмотря на то, что в данный момент ничего интересного не принес. Заменить его некем, но если не дать денег за принесенную ерунду, он явно побежит искать покупателя и засыплется. Что делать? Как обосновать перед Центром затраты? И это только один из тысяч нюансов.
    1. С людьми работать всегда было тяжело. Вы думаете, нам сейчас легко?
      1. +2
        9 июня 2020 16:58
        Я не об этом. Сами резиденты, которые работают по добыванию технических секретов, и их подчиненные великолепно разбираются в работе с людьми. Иначе они бы работать не могли бы. Засада возникает в звене резидент-Центр. Потому что Центр, кроме всего прочего, обязан следить - не скурвился ли резидент просто напросто? Не пускает ли он подотчетные средства на свои пьянки-гулянки-деффки? Не пишет липовых отчетов? Так бывает, как вы знаете. А может резидент просто расслабился - кругом уют, комфорт, на голову не каплет, если не рисковать, то можно так и сидеть потихоньку, годики идут, получка капает...
        Глубокая проверка этих тем практически невозможна, потому что она скорее всего завалит и сеть, и резидента. А бегло пройдясь по верхам сделать верные выводы - для такого действия нужен проверяющий агент высочайшего уровня. И на этом уровне тоже возможны всяческие злоупотребления, причем со страшными последствиями.
        Такие, знаете, в стиле Ежова. Подзатихла карьера проверяющего - и он оформляет пару проверяемых как врагов, хотя люди наоборот, старались принести побольше пользы. Очень, очень сложное и скользкое дело - техническая разведка.
  17. Статья - превосходная! Народ требует продолжения!!!
  18. 0
    10 июня 2020 19:32
    Уважаемый автор, не ожидала,что меня заинтересовала Ваша статья. Возможно, потому,что сын курсант танкового училища?
  19. 0
    10 июня 2020 19:43
    Цитата: Евгений Федоров
    Это ошибка моя. Спасибо. Буду исправлять

    Что исправлять:"Перед самой войной наркомуобороны Тимошенко доложили о испытаниях немецкого танка Т3". Даже я знаю,что в 1940 НКО возглавил маршал Тимошенко.
    Слышала в полку,что Тимошенко был толковый нарком, а Ворошилова не хвалили.