Валюта для государства рабочих и крестьян

180
Валюта для государства рабочих и крестьян

В конце 20-х гг. прошлого столетия руководителям СССР стало понятно, что новая экономическая политика (нэп) провалилась и более не соответствует интересам государства. Это был путь, ведущий к консервации архаического общества, активно сопротивлявшегося любым попыткам модернизации. Впереди была большая война: это было понятно всем, и на Западе, и на Востоке, и главными жертвами этой войны должны были стать государства, не ступившие на путь индустриализации либо не успевшие её завершить.

Между тем частные предприятия, появившиеся в период нэпа, относились в основном к категории мелких, в лучшем случае средних, и были ориентированы на производство товаров, пользующихся стабильным спросом у населения.



То есть новые советские «бизнесмены» желали получать быструю и гарантированную прибыль и о долговременных (кажущихся рискованными) инвестициях в стратегические отрасли даже и не задумывались: первоначальные затраты были огромны, а период окупаемости – очень велик. Возможно, со временем они дозрели бы и до создания крупных промышленных предприятий, в том числе оборонных. Проблема была в том, что времени у СССР не было.

С другой стороны, земля, как и обещали большевики, оказалась в собственности у крестьян, и производство того же зерна, которое в те времена было стратегическим товаром, стало исключительно мелкотоварным. Крупные землевладения, где хозяйствование велось по лучшим западным образцам, были ликвидированы, а многие мелкие крестьянские хозяйства балансировали на грани выживания, средств на приобретение техники, качественного семенного материала и удобрений практически не оставалось, урожайность была чрезвычайно низкой. И при этом в деревнях из-за низкой производительности труда удерживалось огромное количество трудоспособного населения, которого не хватало в городах. На новых заводах и фабриках было просто некому работать. Да и как строить заводы по производству тех же тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей в стране, где некому их покупать?

Таким образом, выбор у советского руководства был невелик. Можно было закрыть глаза и уши и оставить всё, как есть — и через несколько лет вчистую проиграть войну соседям: не только Германии и Японии, но даже Польше, Румынии и далее по списку. Либо принять решение о срочном и безотлагательном проведении модернизации и индустриализации, ясно понимая при этом, что жертвы будут велики. Исторический опыт подсказывал, что уровень жизни основной части населения любой страны при быстрой модернизации неизбежно падает, а «рейтинг» реформаторов стремится к нулю. И Россия уже пережила это при Петре I, который вплоть до времён Екатерины II даже в привилегированной среде дворянства был персонажем скорее отрицательным, а в простом народе первого императора и вовсе открыто называли антихристом и причисляли к аггелам сатаны.

Руководители СССР, как известно, пошли по второму пути, но одного желания, пусть даже и подкрепленного мощным административным ресурсом, было мало. Времени не было не только на разработку собственных технологий, но даже на подготовку кадров, способных их создать – все ещё было впереди. Пока же все это можно было купить: и технологии, и целые предприятия. И в этом, кстати, была не только проблема, но были и потенциальные возможности: Советский Союз мог получить самые современные заводы и фабрики, даже более продвинутые и технологичные, чем те, что имелись в то время в странах, где осуществлялись закупки. Так все и произошло: огромные заводы, каких мало было даже в Америке, по заказу СССР строились в США под ключ, потом разбирались и отправлялись в нашу страну, где их, словно конструктор, собирали заново. Нужны были лишь деньги на их приобретение, а также на оплату услуг иностранных специалистов, которые будут контролировать строительство цехов, осуществлять сборку и наладку оборудования, обучение персонала. Одним из вариантов решения этой проблемы стало изъятие валюты и драгоценностей у населения СССР.

Сразу скажем, что советские вожди исходили из вполне логичного предположения, что валюта, золото, драгоценности в то время могли иметься лишь у двух категорий населения страны. Первая – бывшие аристократы и представители буржуазии, которые могли утаить их во время революционной экспроприации. Поскольку тогда считалось, что эти ценности получены путем преступной эксплуатации народа, изъять их у «бывших» можно было «на законных основаниях», а к лицам, пожелавшим сдать их добровольно, репрессии, как правило, не применялись. Вот как описывает свою работу с валютчиками тех лет Ф. Т. Фомин в книге «Записки старого чекиста»:

«В 1931 году в Управление пограничной охраны Ленинградского военного округа поступило заявление, что некий Либерман имеет в земле закопанного золота более 30 килограммов и намерен частями переправить его за границу. Выяснилось, что Либерман до революции владел небольшой картонной фабрикой в Петербурге, а после Февральской революции закупил на большую сумму червонного золота в слитках. После Октября его фабрику национализировали, он остался работать на ней в качестве технорука».

Эти подозрения подтвердились, и Либерман согласился передать свои сокровища государству. Продолжим цитировать Фомина:

«Когда оставшееся золото было изъято, Либерман попросил принять во внимание, что он добровольно сдает свое золото в фонд индустриализации страны.
— И пожалуйста, сохраните всю эту историю с золотыми слитками в тайне. Я не хочу, чтобы об этом узнали знакомые и особенно сослуживцы. Я честный труженик и хочу спокойно работать на прежнем месте и на прежней должности.
Я заверил, что ему нечего беспокоиться:
— Работайте честно, и никто вас пальцем не тронет, никаких ограничений или тем более преследований не будет.
Вот так мы с ним и расстались».



К рабочим и крестьянам тех лет драгоценности, за редким исключением, могли попасть лишь незаконным путем. Вопреки рассказам о «России, которую мы потеряли» и песням о «хрусте французской булки», в подавляющем большинстве подданные Российской империи золота и бриллиантов и в глаза не видели. И до времени, когда советские граждане смогут покупать золотые колечки и серьги, тоже было ещё далеко. В лучшем случае драгоценности были припрятаны бывшими спекулянтами и мародёрами, в худшем – членами всевозможных анархистских и зелёных банд и отрядов, которые под предлогом «борьбы с контрреволюцией» занимались откровенным грабежом беззащитных людей. Это была вторая группа граждан СССР, которая могла, пусть и не вполне добровольно, помочь индустриализации страны.

Вот именно эти категории населения и решили «попросить поделиться». Характерно, что данное решение вызвало понимание и одобрение у основной массы населения СССР. Достаточно вспомнить знаменитый роман «Мастер и Маргарита», автора которого никак нельзя назвать пролетарским писателем. В главе 15 («Сон Никанора Ивановича»), о которой мы ещё поговорим, симпатии М. Булгакова явно на стороне чекистов, которые пытаются «уговорить» несознательных валютчиков сдать ценности государству.


Театр из сна Никанора Босого. Иллюстрация П. Линковича к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Да и в рассказе о визите Бегемота и Коровьева в магазин «Торгсина» тоже нет даже и следа сочувствия не только к покупателю-лжеиностранцу, но и к всячески старающимся угодить ему «работникам прилавка».

Этот роман вообще интересен тем, что Михаилу Булгакову удалось между делом рассказать о двух кампаниях по изъятию у населения иностранной валюты, золота и драгоценностей, необходимых для проведения индустриализации страны.

Советские магазины сети «Торгсин»


Для изъятия валюты и драгоценностей власти использовали два метода. Первый был экономическим: с 1931 по 1936 год советским гражданам было разрешено приобретать товары в магазинах «Торгсина» (от фразы «торговля с иностранцами»), открытых в июле 1930 года. Расчет был на то, что туда добровольно придут люди, владеющие относительно небольшим количеством золота или иных ценностей.


Более того, приветствовались переводы от родственников из-за рубежа: адресаты получали не валюту, а товарные ордера, на которые они могли приобретать товары в магазинах Торгсина. И никаких вопросов от сотрудников ОГПУ (по поводу родственников за рубежом) к счастливым обладателям этих ордеров не поступало. А волшебная фраза «Шлите доллары на Торгсин» открывала путь письмам, отправленным на зарубежные адреса.


Торгсин-уведомление



Товарный ордер Торгсина

Цены в торгсинах были значительно ниже, чем в коммерческих магазинах, но товары там продавались не за советские, а за торгсиновские рубли, которые были обеспечены валютой и золотом. Официальный курс за один торгсиновский рубль составлял 6 рублей 60 копеек, но на «черном рынке» в 1933 г. за него давали 35—40 советских рублей или полдоллара США.

Выгоду «Торгсины» приносили поистине огромную. Так, в 1932 году по объёмам поставки валюты эта торговая сеть занимала 4-е место, уступая лишь предприятиям нефтедобычи и внешнеторговым организациям, осуществляющим поставки за рубеж зерна и леса. В 1933 году через торгсины было получено 45 тонн золотых изделий и 2 тонны серебряных. А вот предметы церковной утвари принимать от населения было запрещено, они подлежали конфискации, что вполне логично и понятно: вряд ли возможно было ожидать, что в простой семье хранились и передавались по наследству золотые или серебряные потиры, звездицы, дискосы и так далее. Их, кстати, и в царские времена разрешалось продавать лишь для получения средств для выкупа пленных или для помощи голодающим. Всего магазины этой сети заработали от 270 до 287 миллионов золотых рублей, причем затраты на импортные товары составили всего 13,8 миллиона рублей. И примерно 20 процентов средств, направленных на индустриализацию в 1932-1935 гг., были получены благодаря торгсинам.


В торгсине



Branson De Cou. Торгсин на Петровке, фотография 1932 г.

Описанный в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» магазин «Торгсина» располагался по современному адресу: улица Арбат, дом № 50—52. Многим он был знаком как гастроном № 2 «Смоленский». И сейчас там находится гастроном одной из престижных торговых сетей. В романе Булгакова этот торгсин назван «очень хорошим магазином».


Коровьев и Бегемот в торгсине, кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

И действительно, по оценкам современников, этот магазин был лучшим в Москве, выделяясь даже на фоне других торгсинов.


Торгсин на Арбате, фотография начала 1930-х гг.

Были и другие магазины этой сети: в ГУМе, на первом этаже здания, где находится знаменитый ресторан «Прага», на улице Кузнецкий мост. Всего же в Москве работало 38 магазинов сети «Торгсин».


Магазин «Торгсин» на улице Кузнецкий мост (дом 14), фотография 1933 г.



По свидетельству немецкого архитектора Рудольфа Волтерса, работавшего в СССР, в магазинах сети «Торгсин» «можно купить все; немного дороже, чем за границей, но есть все».

Однако в народе само существование торгсинов, напоминавших о социальном неравенстве, воспринималось негативно, что также отмечено Булгаковым. Коровьев обращается к москвичам:

«Граждане! Что же это делается? Ась? Позвольте вас об этом спросить… бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался… а откуда же ему взять валюту? А ему можно? А? – И тут Коровьев указал на сиреневого толстяка, отчего у того на лице выразилась сильнейшая тревога. – Кто он такой? А? Откуда он приехал? Зачем? Скучали мы, что ли, без него? Приглашали мы его, что ли? Конечно, – саркастически кривя рот, во весь голос орал бывший регент, – он, видите ли, в парадном сиреневом костюме, от лососины весь распух, он весь набит валютой, а нашему-то, нашему-то?!»



Коровьев и Бегемот в торгсине, кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Эта речь вызвала сочувствие у всех присутствующих и содрогание у директора магазина. И «приличнейший тихий старичок, одетый бедно, но чистенько, старичок, покупавший три миндальных пирожных в кондитерском отделении», срывает с «иностранца» шляпу и бьёт его «подносом плашмя по плешивой голове».

Завершилось всё, как мы помним, сожжением главного московского торгсина, который Булгакову совершенно не жалко.

«Театр Никанора Босого»


Другой метод изъятия ценностей был силовым и применялся в основном к валютчикам крупного масштаба, которые ворочали не сотнями или тысячами рублей, а миллионами. В 1928-1929 и 1931-1933 гг. они арестовывались сотрудниками Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) и содержались в тюремных камерах, пока не соглашались «добровольно» отдать «ненужные» им ценности. Многие, читавшие роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», вероятно, обратили внимание на описание сна Никанора Ивановича Босого, председателя жилищного товарищества дома 302-бис на улице Садовой, где и находилась «нехорошая квартира» № 50. Это сновидение, безусловно, вошло в «золотой список» снов русской литературы наряду со знаменитыми снами Веры Павловны (роман «Что делать»), Анны Карениной, Татьяны Лариной, Петра Гринева и некоторыми другими. Напомним, что этот персонаж оказался тогда «в театральном зале, где под золоченым потолком сияли хрустальные люстры, а на стенах кенкеты… Имелась сцена, задернутая бархатным занавесом, по темно-вишневому фону усеянным, как звездочками, изображениями золотых увеличенных десяток, суфлерская будка и даже публика».


Иллюстрация А. Максимук

Затем началось «представление», в котором ведущий с юной помощницей пытались уговорить бородатых (намёк на длительность пребывания в «театре») «зрителей» «сдавать валюту».

Многим зарубежным читателям эта глава кажется чистой фантасмагорией в духе Гоголя или Кафки. Однако Булгаков несильно исказил истинную картину происходившего тогда в стране, и строки его романа удивительным образом перекликаются с воспоминаниями Фёдора Фомина, оставленными им в книге «Записки старого чекиста». Судите сами.

Ф. Фомин:

«Ваше освобождение, – сказали мы ему, – зависит от вашего чистосердечного признания. Ведь никто вам не позволит пользоваться своими миллионами у нас в стране».

М. Булгаков:

«Артист… сорвал второй залп рукоплесканий, раскланялся и заговорил: «Ведь я же имел удовольствие говорить вчера, что тайное хранение валюты является бессмыслицей. Использовать ее никто не может ни при каких обстоятельствах».

А вот как описывает Фомин работу по оценке ценностей, которыми может располагать тот или иной валютчик.

Захарий Жданов, бывший банкир, арестованный в Ленинграде по подозрению в хранении валюты и драгоценностей, выдал государству «золотые браслеты, диадемы, перстни и прочие драгоценные вещи, а также валюту и разные акции и облигации – всего на сумму около миллиона рублей». Также он перевёл в фонд индустриализации 650 тысяч франков, лежавших на его счету в одном из парижских банков. Но любовница Жданова утверждала, что ценностей у него спрятано на 10 миллионов рублей. И тогда Фомин пригласил на очную ставку бывших маклеров Петроградской фондовой биржи:

«Входят два старика. Одеты богато: пальто с бобровыми воротниками, бобровые же шапки. Уселись они против нас. Я спросил, узнают ли они человека, сидящего перед ними.
– Как же не узнать? – ответил один из них. – Кто из финансовых дельцов Петербурга не знал его? Захарий Иванович был человек видный. И средства имел немалые. А ведь из банковских конторщиков вышел!
Я задал им ряд вопросов. Оба свидетеля отвечали охотно и подробно. Мне важно было выяснить, какой суммой обычно оперировал Захарий Жданов. И все ответы сводились к одному: не более 2 миллионов.
– Может быть, больше? – допытывался я.
– Нет, в пределах 2 миллионов обычно вел он денежные дела. А держать какую-то часть капитала мертвым фондом он бы не стал – какой резон! Капитал в обороте – это верный доход. Да и не такой человек Захарий Иванович, чтобы скрывать свои капиталы. Любил он, грешным делом, себя показать…
Следствие по этому делу было закончено. Жданова выслали на жительство в Архангельскую область».

А вот еще одна очень любопытная цитата:

«В управление пограничной охраны Ленинградского военного округа поступило заявление, что дочь бывшего торговца Ш., Генриетта, бежала в Париж, захватив с собой валюту и бриллианты на огромную сумму».

В Париже беглянка встретилась с мужем – бывшим белогвардейским офицером, который покинул Россию во время гражданской войны. Информатор сообщил также, что, уезжая, Генриетта оставила в Ленинграде около 30 тысяч рублей золотом. Чекисты навестили отца женщины и обнаружили у него более тысячи пятирублевых золотых монет. Когда против гражданина Ш. было выдвинуто обвинение в сокрытии ценностей и соучастии в незаконном отъезде дочери границу, он предложил в обмен на смягчение наказания передать в фонд индустриализации ещё 24 тысячи рублей, не найденных при обыске. Но самое интересное было впереди: получив обещание прощения, он написал письмо дочери в Париж с просьбой выслать на его имя половину вывезенной за границы суммы. Генриетта оказалась женщиной порядочной и отца в беде не бросила. Фомин рассказывает:

«Месяца через два я получаю из Парижа письмо:
"Советская Россия. Ленинград, ОГПУ, начальнику пограничной охраны. Товарищ! Я поступила честно. Перевела 200 тысяч франков в Ленинградский госбанк; прошу и вас поступить с моим отцом тоже честно. Генриетта"».

В конце главы «Борьба с валютчиками и контрабандистами» Фомин сообщает:

«В общей сложности только за три года (1930–1933) пограничная охрана ОГПУ Ленинградского военного округа передала в фонд индустриализации страны драгоценностей и валюты на сумму более 22 миллионов рублей золотом».

Много это или мало? Строительство знаменитого завода «Уралмаш» обошлось государству в 15 миллионов золотых рублей, Харьковский тракторный завод был построен за 15,3 миллиона, Челябинский тракторный – за 23 миллиона.

С современной точки зрения, можно по-разному относиться к этим методам «добычи» золота и валюты, применявшимся в те годы советским государством и сотрудниками ОГПУ. Нельзя забывать и о других способах получения средств на закупку промышленного оборудования и технологий: от массированного экспорта зерна до продажи музейных экспонатов. Однако следует признать, что партийные функционеры и государственные чиновники не присвоили и не разворовали полученные таким образом деньги – они были использованы по назначению. Заводы и фабрики, построенные на эти средства, заложили основу промышленного могущества СССР и сыграли огромную роль в победе над нацистской Германией и её союзниками. Эти предприятия благополучно пережили войну, но, к сожалению, многие из них в 90-е годы прошлого века были разорены и разрушены другими «реформаторами». Которые, в отличие от руководителей СССР той страшной и безжалостной эпохи, о своих карманах уже не забывали. И новые хозяева жизни получаемые ими в России средства сейчас держат подальше от страны, которую они, видимо, уже не считают Родиной.
180 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 июля 2020 09:21
    Были вопросы от пользователей, о невозможности комментариев. Спасибо, что указали о проблеме, все удалось исправить.
    1. +10
      27 июля 2020 13:26
      Спасибо за статью! Сейчас все осколки СССР - одна большая "Берёзка", только отделы, типа, самостоятельные, "хозрасчётные", с позорной волатильностью "интердевочки". В отличие от Великой Страны с самой твёрдой и надёжной валютой, которая могла позволить гарантировать неизменную цену товара на многие годы вперёд.


      1. +8
        27 июля 2020 14:07
        Смотрю на логотип и не устаю поражаться: до чего ж богатая страна была! Даже в "Тойота моторс" долю имела! laughing
        1. +9
          27 июля 2020 14:18
          Антон, привет! hi
          Да, прямо-таки подбросил "полено в топку" своим "поклонникам". А так, поездил в выхи по Рязанщине, что до сих пор тошно. Некогда поля и луга, ныне поросшие бурьяном и сорным лесом, заброшенные сёла и деревни, останки узкоколейки (написал об этом в статье о развале СССР). И да, он, развал, и не останавливался. Смертельная болезнь только прогрессирует. Куда ни глянь - везде "низ спины". what
          1. +7
            27 июля 2020 14:24
            Алексей! hi
            "Слыхал как русские "опу" называют? Экономическая парадигма! Какой красивый язык!!! "
            1. +3
              27 июля 2020 14:41
              Я не столь изыскан в манерах. Потому охарактеризую всё происходящее, как "проходную с разбитым турникетом". Русский/Советский человек долго предупреждает, но, утратив последнюю надежду добиться справедливости, всегда берётся "за дело". Тогда у "вахтёров" эти-самые "парадигмы" по швам расходятся.
          2. +3
            28 июля 2020 11:47
            Полно заброшенных деревень было и в 60-80-х гг. Это объективный процесс. Узкоколейки в массе своей были разобраны в позднесоветский период, а часть в 50-60-х гг.
    2. +4
      28 июля 2020 21:44
      Цитата: ВлР
      И новые хозяева жизни получаемые ими в России средства сейчас держат подальше от страны, которую они, видимо, уже не считают Родиной.
      Автор:

      Интереснейшая статья, замечательный и образный стиль.. good
      Сравнивать с сегодняшними деятелями не стоит.. в то время их всех, просто бы расстреляли. Это не государственники и даже не предприниматели.. проходимцы воры и жулики..
  2. +2
    27 июля 2020 09:45
    Придя к власти, большевики первым делом вывели за рубеж попавшую им в руки часть золотого запаса России, 375 тонн на сумму 485 миллионов (это к вопросу о стоимости Уралмаша).

    Мероприятие проворачивал Максим Максимович Литвинов, через формально негосударственную кооперативную торговую организацию «Центросоюз».

    Бабло положили на тайные счета в Швейцарии и США, в дальнейшем использовали на нужды Коминтерна.
    1. +7
      27 июля 2020 10:32
      Ну так мировая революция же. Вот-вот эксплуататорский режим рухнет под напором трудящихся масс - и тогда заживём... надо только немного этим массам помочь.
      Ан нет. Не рухнул. Но надежды юношей питали аж до 1927 года, когда британский ультиматум вдребезги разбил розовые очки рривалюционеров. Внезапно оказалось, что первая в мире страна рабочих и крестьян оказалась в глубокой пятой точке и не может защитить даже саму себя, не говоря уж о других. Армию банально нечем вооружать - промышленность, которую держали на голодном пайке, готовилась отдать концы.
      В докладе Президиума ВСНХ СССР «Об ориентировочном плане развития военной промышленности» от 5 апреля 1927 г. производственные мощности советских военных заводов определялись ниже, чем казенных и частных военных заводов в 1916 году.
      (...)
      ...данные доклада ВСНХ от 5 апреля 1927 г. являлись ориентировочными. Показанные мощности были достижимы при условии проведения капитальных работ в течение ближайших 4–5 лет на общую сумму, приблизительно, 320 млн. руб, (напомним, чтобы представить значение этой величины, что общая сумма расходной части бюджета СССР в 1926/27 г. составляла около 800 млн. руб.).

      По отношению к стоимости основного капитала военной промышленности, оценивавшегося в 1925/26 г. в 228,7 млн.руб. произведенные капитальные затраты составляли всего 0,75%, при минимальной норме 4%, – о чем в Президиуме ВСНХ прекрасно знали, но ничего поделать не могли, поскольку остальные группы предприятий металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности находились не в лучшем состоянии
      © Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.
    2. +11
      27 июля 2020 10:38
      К сожалению, в руководстве СССР тогда преобладали сторонники идеи Мировой революции, которые использовали средства на ее подготовку. Лишь после того, как реальную власть в стране получил
      государственник Сталин, ситуация изменилась. Но и тогда ему приходилось преодолевать яростное сопротивление всех этих троцкистов и прочих левых экстремистски настроенных деятелей, которые сейчас всем скопом объявлены "невинными жертвами". И после смерти Сталина к власти пришел бывший троцкист Хрущев, который опять бросил ресурсы СССР на помощь "угнетенным народам" Африки, Азии и Латинской Америки.
      1. +7
        27 июля 2020 11:59
        Цитата: ВлР
        К сожалению, в руководстве СССР тогда преобладали сторонники идеи Мировой революции, которые использовали средства на ее подготовку. Лишь после того, как реальную власть в стране получил
        государственник Сталин, ситуация изменилась. Но и тогда ему приходилось преодолевать яростное сопротивление всех этих троцкистов и прочих левых экстремистски настроенных деятелей, которые сейчас всем скопом объявлены "невинными жертвами". И после смерти Сталина к власти пришел бывший троцкист Хрущев, который опять бросил ресурсы СССР на помощь "угнетенным народам" Африки, Азии и Латинской Америки.

        laughing Троцкой выступал за супериндустриализацию, был против НЭПа принципиально. Государственник Сталин в этом деле был более умеренным. Насчёт бывшего-троцкиста-хрущева не знаю, но Лев Давыдович Бронштейн считал, что без распространения революции на экономические развитые страны социализм в России будет временным явлением - и оказался прав hi
        1. +9
          27 июля 2020 12:39
          Лев Давыдович Бронштейн считал, что без распространения революции на экономические развитые страны социализм в России будет временным явлением - и оказался прав

          Альберт, а промышленно-развитым странам нужен был социализм? Нет, в 1919-20-м, в момент усталости от прошедшей войны, а заодно - пандемии испанки, возможно, и нужен был. Насколько мне помнится, тогда даже вспыхнули забастовки английских грузчиков и французских моряков. Остальные наши призывы к интернационализму закончились в 1941-м плакатами: "Немецкий солдат, не стреляй в рабочих и крестьян". Немецкому солдату же было глубоко наплевать, у него была абсолютно другая идея. negative А Сталин предполагал построение социализма в отдельно взятой стране, ЕМНИП. hi
          Всем хорошего дня. drinks Позавчерашнее фото из Кронштадта - наши корабли. soldier
          1. +8
            27 июля 2020 12:49
            Приветствую hi
            Судя по Баварской Советской республике и последовавшей после победы большевиков в Гражданской Войне улучшению социалки трудящихся Западной Европы - таки нужен laughing Форд с Рокфеллером также начали улучшать, в рамках подконтрольных им предприятий, социалку своих рабочих в Штатах, параллельно напирая на еврейский состав верхушки российских большевиков, дабы не допустить у себя повторения революционных событий.
            Сталин - да, построение социализма в отдельно взятой стране
            1. +10
              27 июля 2020 13:08
              Судя по Баварской Советской республике и последовавшей после победы большевиков в Гражданской Войне улучшению социалки трудящихся Западной Европы - таки нужен

              а еще Венгерской. И попытки Финской. Это я так, навскидку. wink Только что потом к власти там пришли явно антироссийские и антисоветские элементы. request
              Вчера на сайт не заходил, поэтому всех моряков - с наступившим Праздником! drinks
              Вот корабли-красавцы на Неве - позавчераgood Фрегат "Адмирал Касатонов".

              и корвет "Бойкий". Семь футов под килем! drinks
              1. +4
                27 июля 2020 13:19
                Красивые кораблики! good
                Потому и антисоветские, что пришлось пойти на уступки трудящимся )).
                1. +6
                  27 июля 2020 13:21
                  Потому и антисоветские, что пришлось пойти на уступки трудящимся

                  в общем, мы опосредованно их трудящимся пользу принесли... what drinks
                  1. +8
                    27 июля 2020 13:24
                    Так это уже давно известный на Западе факт - роль СССР в социальных условиях их трудящихся. Точнее, ускорение их введения. Отцом нынешнего государственного социализма капиталистических стран является Отто Фон Бисмарк, начитавшийся популярного в то время в Европе Маркса drinks
                    1. +5
                      27 июля 2020 13:27
                      роль СССР в социальных условиях их трудящихся. Точнее, ускорение их введения.

                      Ну, понятно.... drinks
                      1. +6
                        27 июля 2020 17:34
                        Рабоче лечившиеся в заводских больницах Форда были обязаны лёжа на больничных койках производить мелкие операции в виде обточки или иной ручной обработки некоторых деталей!
                        Кои им приносились из заводских цехов!
                      2. +4
                        27 июля 2020 18:25
                        Реабилитация, однако. Послеоперационная fellow
                      3. +1
                        28 июля 2020 13:23
                        Восстановление моторики))
                      4. +1
                        28 июля 2020 13:24
                        Совершенно верно, Алексей hi
                      5. +2
                        28 июля 2020 13:25
                        В школах РФ "эти операции" называются Бисероплетение))
                      6. +1
                        28 июля 2020 13:28
                        Кстати, великолепно работает - физических усилий практически не надо, зато концентрация, мелкая моторика, определённая координация и вхождение в привычный темп жизни ускоряют реабилитацию. Хорошая тема.
                    2. +8
                      27 июля 2020 13:55
                      роль СССР в социальных условиях их трудящихся.
                      Одновременно в СССР импортировались другие социальные технологии.


                      You load sixteen tons, and what do you get?
                      Another day older and deeper in debt.
                      Saint Peter, don’t you call me, 'cause I can’t go;
                      I owe my soul to the company store…

                      Ты отгрузил шестнадцать тонн, и что получил?
                      Стал на день старше и глубже залез в долги.
                      Святой Петр, не зови меня, я не приду:
                      Я заложил свою душу в хозяйской лавке.
                      1. +2
                        27 июля 2020 14:07
                        Вот они - чаяния англоговорящих представителей мирового пролетариата, не имевших счастья работать на спецраспределители чутких лидеров самого справедливого строя в Первом в Мире Государстве Рабочих и Крестьян! Тяжела была их доля - без уверенности в завтрашнем дне, выплачивать ипотечные кредиты, займы на автомобили и кухонные комбайны, доход от продажи которых шёл в руки банкиров и эксплуататоров, а не на спецклиники неустанно думающих о счастье простого народа слуг прогрессивного человечества из КПСС. Враги коммунистов развалили Красную Цивилизацию Гиперэтноса - СССР, трусливо обвиняя а этом руководителей советского строя, но выезжающий два раза в год на отдых в Европу простой английский труженик, не ведая, что такое счастье социалистического санатория в Лазаревском и удобства без стульчака, зато с газетой Правда, так и вернётся из загнивающего Парижа работать на своего эксплуататора-босса..
                      2. +5
                        27 июля 2020 14:13
                        Я не про нынешнюю ситуацию. Я про горнодобывающую отрасль США 30гг. и современные ей колхозы в СССР.
                      3. +7
                        27 июля 2020 14:18
                        Колхозы, избавившие от гнета кулаков беднейших и средних представителей русского суперэтноса в СССР, не идут ни в какое сравнение с бедственным положением трудящихся США, над которыми висел Дамоклов Меч Большой Депрессии, устранить которую хозяева ФРС смогли только развязав Вторую Мировую Войну, вступив в неё лишь на последнем этапе, с трудом преодолев сопротивление гитлерюгенда и фольксштурма в Нормандии и потерпевших жесточайшее поражение во время контрнаступления инвалидов-колясочников федьджандармерии в Арденнах.
                      4. +6
                        27 июля 2020 14:40
                        и потерпевших жесточайшее поражение во время контрнаступления инвалидов-колясочников федьджандармерии в Арденнах.

                        ну, не такие уж они и колясочники были. what "Лейбштандарт" тоже принимал участие, а это были элитные броне-мото-колясочники. Пайпер даже успел устроить очередное военной преступление - бойню у Мальмеди, за что его потом и пытались судить (в деле фигурировали и преступления "красавчика" под Харьковом - там было все несравнимо тяжелее), но осудить получилось хреново. Зато потом нашлись добрые люди, которые спалили его месте с домом в 1976-м. angry Этих добрых людей - не нашли потом... hi
                        Интересный факт - перед Арденнским наступлением 20 "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные самоходки. На место пушки ставился огнемет. Вот, с Пикабу:

                        та же машина, похоже:
                      5. +3
                        27 июля 2020 14:45
                        Почитал только что про упыря - скорее КГБ, чем Моссад.
                      6. +10
                        27 июля 2020 14:54
                        Почитал только что про упыря - скорее КГБ, чем Моссад.

                        Альберт, там слов нет. И каждый подобный ему потом наверняка бил себя в грудь и орал, что, мол, "я солдат, а война есть война". В Харькове в начале 1943-го они учинили гораздо более страшные вещи. Например, сожгли наш госпиталь вместе с ранеными. Приехали, освоились, потом заколотили окна, и забросали зажигательными гранатами. И это маленькая толика тех преступлений, что совершила "асфальтовая гвардия" "Зеппа" Дитриха... negative
                      7. +2
                        27 июля 2020 15:25
                        Читал - деревни жёг с детьми и женщинами. Упырь отмороженный.
                      8. +4
                        27 июля 2020 15:39
                        Читал - деревни жёг с детьми и женщинами. Упырь отмороженный.

                        не то слово. Еще и наступать успевал.. упырь-многостаночник... negative
                      9. +4
                        27 июля 2020 14:51
                        Этих добрых людей - не нашли потом...
                        "Моссад" своих не сдает! laughing
                      10. +5
                        27 июля 2020 14:59
                        "Моссад" своих не сдает!

                        а я почему-то глубоко не уверен, что КГБ занималось устранением таких преступников. Выловленных у себя, как Тоньку-пулеметчицу - да. Врагов идейных, и имеющих паству, как бандеру - да. А подобных убийц... фиг знает. В этом плане "моссад" подкупает. У них четкие критерии по отношению к врагам собственного народа. Т.е., фиг спрячешься, если нагадил...
                      11. +4
                        27 июля 2020 15:03
                        Ну, если честно, я кроме уничтожения "Черного сентября", о других подобных операциях не слышал.
                        "Центр Симона Визенталя" действует в правовом поле.
                      12. +6
                        27 июля 2020 15:19
                        "Центр Симона Визенталя" действует в правовом поле.

                        Мерзавца эйхмана похитил "моссад" вне всякого правового поля. Правда, по наводке Визенталя. И правильно сделали! Потому что у них четкая национальная политика в отношении собственной нации, а не странное желание целовать весь мир в задницу, прощать долги различным "братушкам", задаривать негров (при собственном не решенном квартирном вопросе) и пр. и пр., и при этом почему-то оставаться пугалом для всего мира. hi Извините, если что-то не так сказал. Нет у нас ни друзей, ни союзников. hi
                      13. +4
                        27 июля 2020 15:36
                        Правильно сказали - с Сатановским, (который команда Соловьёва) я согласен не во многих вещах, но он как-то правильно определил - Россия является единственным государством мира, дослуживающим свою внешнюю политику. Все ресурсы - на неё.
                      14. +2
                        27 июля 2020 15:44
                        с Сатановским

                        этого могу послушать с интересом.
                        который команда Соловьёва

                        этого пряника румяного не переношу напрочь. Честно. hi
                      15. +2
                        27 июля 2020 15:45
                        Абсолютно аналогично drinks
                      16. +6
                        27 июля 2020 15:54
                        Абсолютно аналогично drinks

                        кланяюсь! drinks
                        По поводу предателей.. В середине 2000-х купил я книжку, прямо у входа в метро. Глянцевую. С фотографиями. Называлась "Великое предательство". fellow Казаки какие-то на обложке... what what Ну, думаю, про предательство некоторых "казаков", перешедших на сторону Гитлера сотоварищи. В метро сел, стал читать... Очень быстро оказалось, что предательством оказалось не служение нацистам, а то, что неверные англичане в Лиенце сгребли вместе всю эту мразоту (мои слова!), и выдали Советскому Союзу... belay Очень интересная точка зрения! Писалась книжица по мемуарам тех из "казачков", кто успел таки удрать, и, сидя в теплых странах, пописывал себе статейки и мемуарчики. Естественно, приукрашивая подвиги "воинов" в борьбе с советскими солдатами, зато тихонько умалчивая, какие дела "герои" с немецкими нашивками на форме творили в Югославии... no Плюнул я! Вот такое тогда печаталось... negative
                      17. +4
                        27 июля 2020 16:02
                        Это на Западе были популярны темы «аморальной» передачи СССР воасовцев, шкуровцев и прочей мрази, поспешившей сдаться бритам и амерам - типа судьба их была трагична crying
                        Кстати, в Израиле в 50-е тоже была дилемма - а че делать с каппо? Были всякие суды (пару штук всего), линчи (не многочисленные) но потом пришли к консенсусу, что нужны рабочие руки и солдаты - дети этих самых Каппо. Поэтому все замяли по тихому.
                      18. +6
                        27 июля 2020 16:08
                        но потом пришли к консенсусу, что нужны рабочие руки и солдаты - дети этих самых Каппо.

                        вот и Иосиф Виссарионович рассудил так же, и всякие там "казачки" и "власовцы" получили либеральные тюремные сроки, а не массовый расстрел. hi
                      19. +5
                        27 июля 2020 16:10
                        И правильно - была реальная нехватка здоровых мужчин после войны.
                      20. +5
                        27 июля 2020 16:19
                        И правильно - была реальная нехватка здоровых мужчин после войны.

                        да, и некоторые из бывших предателей тихонько дожили до распада Союза, а потом начали выдвигать свое видение истории.hi я про прибалтов-эсэсовцев, бандеровцев и пр. negative
                      21. +6
                        27 июля 2020 16:42
                        "Съел эстонские шпроты - помог ветеранам СС! " wassat
                      22. +2
                        27 июля 2020 16:48
                        "Съел эстонские шпроты - помог ветеранам СС! "

                        Угу, типа того. Особенно, когда бОльшую часть собственных рыбколхозов развалили. Вот, и приходится за шпротами на поклон идти! request
                      23. +2
                        27 июля 2020 16:52
                        Прибалты развалили еще раньше.
                      24. +3
                        27 июля 2020 17:02
                        Прибалты развалили еще раньше.

                        таки тогда чьи же шпроты мы едим? belay drinks
                      25. +4
                        27 июля 2020 17:04
                        Калининградские, преимущественно.
                      26. +4
                        27 июля 2020 17:07
                        Калининградские, преимущественно.

                        Антон, отлегло! fellow Спасибо, выдохнул! drinks ...я, правда, уже года три их не ел... wink но все равно! за державу гордость! laughing drinks
                      27. +4
                        27 июля 2020 17:01
                        А в Кениге их разводить не судьба?
                      28. +5
                        27 июля 2020 17:14
                        В середине нулевых, в Норвегии прокатилась волна протестов норвежских рыбаков, возмущенных демпингом российских конкурентов, сбывающих улов в норвежских портах по бросовым ценам. Дело заключалось в том, что нашим было выгодней разгружаться и демпинговать в Норвегии, ибо портовые сборы в Мурманске превышали те же самые где-нибудь в Трьомсе в несколько раз.
                      29. +5
                        27 июля 2020 17:00
                        Купил Доширак - подарил очередной патрон для винтовки, целящейся в защитника идей Чучхе из КНДР! Купил в Пятерочке - заодно оказал помощь мировому сионизму, подло бомбящему Сирию! am
                      30. +5
                        27 июля 2020 17:09
                        Купил в Пятерочке - заодно оказал помощь мировому сионизму, подло бомбящему Сирию!

                        убил бобра - спас дерево? laughing
                      31. +3
                        27 июля 2020 18:28
                        Скачал электронную книгу - спас бобра fellow
                      32. +4
                        27 июля 2020 18:56
                        Скачал книгу - поддержал правообладастов! negative
                      33. +4
                        27 июля 2020 19:08
                        Поддержал правооблодастов - принёс жертву на алтарь мира наживы и чистогана fellow
                      34. +4
                        27 июля 2020 19:22
                        И поддержал Хозяев Запада! Ненавистников Свободного Руссо-Арийского Пахаря!
                        Круг замкнулся.
                      35. +3
                        27 июля 2020 19:54
                        Цитата: 3x3zsave
                        Круг замкнулся.

                        Круг формально замкнется, когда Свободный Руссо-Арийский Пахарь, не вынеся такой облавы, нажрется, срубит дерево и убьет бобра. hi laughing
                      36. +6
                        27 июля 2020 20:00
                        убьет бобра
                        Зажарит его на углях срубленного дерева и сожрет его, давясь и чавкая, на глазах, у пускающей слюну Греты Тунберг!
                      37. +5
                        27 июля 2020 20:28
                        "Нет бы раскошелиться,
                        И накормить пришелицу
                        Нет бы раскошелиться,
                        А он не мычит и не телится." (с)
                        Бедная девочка! wassat
                      38. +5
                        27 июля 2020 20:48
                        Кто девушку танцует, тот ее и ужинает!
                      39. +3
                        27 июля 2020 21:15
                        Грету??? Ужинать?! Это-ж сколько водки надо!!! laughing
                      40. +6
                        27 июля 2020 21:20
                        "Кот подпрыгнул на стуле от обиды.

                        -- Помилуйте, королева, -- прохрипел он, -- разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!" (С)
                      41. +4
                        27 июля 2020 21:37
                        "Что до папули, то он не протрезвел. У него свой коронный номер. Он
                        выпьет маисовой, а потом, я так понимаю, алкоголь попадает к нему в кровь и
                        превращается в сахар или еще во что-то. Волшебство, не иначе. Папуля
                        старался мне растолковать, но до меня туго доходило. Спиртное идет в
                        желудок: как может оно попасть оттуда в кровь и превратиться в сахар? Просто
                        глупость. А если нет, так колдовство. Но я-то к другому клоню: папуля
                        уверяет, будто обучил своих друзей, которых звать Ферменты (не иначе как
                        иностранцы, судя по фамилии), превращать сахар обратно в алкоголь и потому
                        умеет оставаться пьяным, сколько душе угодно. Но все равно он предпочитает
                        свежую маисовую, если только подвернется." (Генри Каттнер. "Котел с неприятностями")
                      42. +4
                        27 июля 2020 21:42
                        Обажаю Каттнера!!!
                        "Мимо летела сова. Я в нее плюнул. Попал, между прочим... "
                      43. +3
                        27 июля 2020 21:46
                        Аналогично!
                        "На обратном пути плюнул в голубя..." drinks
                      44. +4
                        27 июля 2020 21:53
                        Вообще люблю "птенцов гнезда грейнзбековского", я воспитан на этих книгах, хотя где-то "киберпанк" мне ближе. А уж стимпанк - и подавно!
                      45. +4
                        28 июля 2020 10:17
                        Грету??? Ужинать?! Это-ж сколько водки надо!!!

                        Игорь, подождите, что ли, с Антоном, пока она совершеннолетней станет! laughing
                      46. +3
                        28 июля 2020 10:36
                        Я все равно столько не выпью!
                      47. +2
                        28 июля 2020 19:28
                        Это Вы зря! Шведки, чудо как хороши, если научить пользоваться косметикой!
                      48. +2
                        28 июля 2020 21:38
                        Цитата: 3x3zsave
                        Шведки, чудо как хороши,


                        "В то время как он сидел там, в палате конунга Адальстейна, одна бровь у него опустилась до скулы, а другая поднялась до корней волос. У Эгиля были черные глаза и сросшиеся брови. Он не пил, когда ему подносили брагу, и то поднимал, то опускал брови." (с)
                        Гены, однако! laughing
                      49. +7
                        28 июля 2020 13:32
                        Её, бедняжку, и так уже в "шведской семье" родиться угораздило. laughing Привет!
                      50. +3
                        28 июля 2020 13:50
                        Привет!

                        Привет! drinks подозреваю, наша трепотня раздражает Грету! wink
                        и так уже в "шведской семье" родиться угораздило

                        Маму Гретину только Дяде Косте не показывай - слюной истечет, и усы дооблизывает до костей! wink drinks

                        Она так и хочет нас спросить: "а что ТЫ сделал для снижения парникового эффекта?" laughing
                      51. +7
                        28 июля 2020 13:55
                        О... брат! Уже боюсь, совершеннолетие она приедет к Антону "отмечать". laughing

                        Она так и хочет нас спросить: "а что ТЫ сделал для снижения парникового эффекта?"

                        Тю... бобовых стал меньше кушать. Хай лучше в Мексику гонит права качать. laughing
                      52. +3
                        28 июля 2020 19:36
                        Уже боюсь, совершеннолетие она приедет к Антону "отмечать".
                        Стало азартно. Приедет шведкой, уедет русской. Или еврейкой, на крайняк, в зависимости от моего настроения laughing
                      53. +7
                        28 июля 2020 19:44
                        Привет! Не испытываю и толики сомнения, что, как минимум, "друга Человека" из неё сделать получится. Только потом с полицией и "гвардией" не выпрешь - в дверной косяк зубами вопьётся, "вкусив", и проникнувшись "русской душой". winked laughing
                      54. +3
                        28 июля 2020 19:48
                        Принципиально, она миленькая. Просто, ей никто, никогда не говорил, что она женщина.
                      55. +7
                        28 июля 2020 19:57
                        У них теперь это не принято. Даже, когда матерью станет, будут "родителем №..." называть. Кстати, какой № будет-то в стране с эмансипацией, одержавшей верх над здравым смыслом и человечески естеством, совсем не ясно. Видимо, магистрат или суд будет устанавливать. recourse
                      56. +3
                        28 июля 2020 19:25
                        Пописал в урну и накрыл пленкой, чтоб в атмосферу не испарялось.
                      57. +6
                        28 июля 2020 19:50
                        Пописал в урну и накрыл пленкой, чтоб в атмосферу не испарялось.

                        Не катит! Нужно, как в фильме "Водный мир" с Кевином Костнером. Чтобы безотходный "круговорот" воды был обязательно обеспечен. Не попИсал - не попил.. laughing
                      58. +2
                        28 июля 2020 19:55
                        "Водный мир" плохо помню. Остатки впечатлений:"Безумный Макс" на воде"
                      59. +3
                        28 июля 2020 20:12
                        Да, где-то то же самое. Но значительно живее и веселее.

                      60. +3
                        28 июля 2020 19:14
                        Фу! Как пошло! Я ж только про ужин и танцы...
                      61. +7
                        28 июля 2020 20:06
                        И мы про тоже. Главное - с "танцами" не переборщить! lol
                      62. +5
                        27 июля 2020 22:42
                        А походом в библиотеку, что сделал?
                        И бобра не спас и денег не заплатил правообладасту...
                        Пиратство???
                      63. +5
                        27 июля 2020 22:49
                        Пиратство???
                        Однозначно!!! Пусть лучше бобры сгрызут трюм "Флибусты", но правообладастам платить не буду!!!
                      64. +5
                        27 июля 2020 22:51
                        Тогда запишитесь в библиотеку! drinks
                      65. +6
                        27 июля 2020 23:12
                        Алексей! В какую?!?!? То, что районная может достать через остатки советского бибколлектора, меня не устраивает. А в питерскую "Публичку" меня даже на порг не пустят!
                      66. +2
                        28 июля 2020 20:54
                        Эх. Было славное время. И возможность и желание по библиотекам шляться: Ленинка, ее зал диссертаций, Библиотека ВАСХНИЛ, Иностранка, ГПНТБ.

                        Вроде и сейчас не запрещено. Но целый день редко найдёшь.
                        А часть дня - так лучше на дороге сэкономить. И из сети выуживания .

                        Но что-то при этом теряется.
                      67. +4
                        27 июля 2020 17:38
                        Только "Александра и Софья"!
                      68. +3
                        27 июля 2020 17:49
                        Блин, я этот бренд в Питере уже лет 15 не видел!
                      69. +3
                        27 июля 2020 22:39
                        "БигЛанч" той же фирмы!
                      70. +2
                        27 июля 2020 22:45
                        То-то мне казалось, что в БигЛанче химикалии нажористей! Не подвело чутье!
                      71. +5
                        27 июля 2020 18:10
                        Эстонцы шпроты практически не производили. Литовцы тоже. Шпротами латыши занимались.
                      72. +2
                        27 июля 2020 19:25
                        Да, конечно, Вы правы.
                      73. +3
                        27 июля 2020 16:57
                        Во всяких Канадах это видение истории давно выдвигалось
                      74. +3
                        27 июля 2020 15:57
                        А мне нравятся его лапсердаки нравятся. wassat
                      75. +3
                        27 июля 2020 16:03
                        Маоисткие лапсердаки laughing
                      76. +2
                        27 июля 2020 16:07
                        Ну, на фоне "кислотных" пиджачков Вольфыча... laughing
                      77. +4
                        27 июля 2020 15:32
                        Цитата: 3x3zsave
                        Ну, если честно, я кроме уничтожения "Черного сентября", о других подобных операциях не слышал.
                        "Центр Симона Визенталя" действует в правовом поле.

                        Одного прибалта-нациста грохнули в Латинской Америке. Это Моссад. Была ещё организация Нокмин (Мстители) - они в Европе и Латинской Америке много че делали, но это «частная организация». ))
                      78. +3
                        27 июля 2020 15:41
                        но это «частная организация». ))

                        удобно, согласитесь? wink по всем аспектам! good "это не мы, это зеленые человечки по своей инициативе" yes
                      79. +3
                        27 июля 2020 15:46
                        Инициатива была действительно частной и до создания государства Израиль
                      80. +4
                        27 июля 2020 15:30
                        Моссад бы взорвал его машину или весь дом или расстрелял во время шопинга, скажем. Тут зарезали трёх сторожевых собак, он стрелял из всего, что было дома, выстрелов в ответ не было и умер, отправившись продуктами горения. Почерк не моссадовский.
                      81. +2
                        27 июля 2020 19:46
                        Моссад бы взорвал его машину или весь дом или расстрелял во время шопинга, скажем.
                        Начинаю сомневаться: кто у кого методы попятил, Моссад у сицилийской мафиии или, все же, наоборот... laughing
                      82. +6
                        27 июля 2020 20:08
                        Разница между Коза Нострой и еврейскими семьями:
                        1) Итальянец пригласил тебя в свой ресторан, предоставит водителя и машину и после сытной трапезы, где то рядом с пустырем, с заднего сиденья автомобиля вылезет бандит и набросит на шею удавку
                        2) Еврей пригласит в ресторан конкурентов и взорвет вместе с заведением
                      83. +2
                        27 июля 2020 20:16
                        Согласен, второй вариант менее энергозатратен и более взаимовыгоден договаривающимся сторонам. Что скажешь про ирландцев?
                      84. +2
                        27 июля 2020 20:29
                        Они давно не при делах )).
                      85. +2
                        27 июля 2020 20:56
                        Ну как... Даже Гоблин не смог правильно перевести сленговое выражение "шани" в бессмертном фильме Гая Ричи. laughing
                      86. +3
                        27 июля 2020 15:26
                        Не, почерк скорее Каскада, чем Кидона. Почитай про то, как его грохнули.
                      87. +1
                        27 июля 2020 15:40
                        Про Каскад вообще не слышал request
                      88. +4
                        27 июля 2020 15:46
                        Очень качественное подразделение с совершенно сумасшедшей подготовкой
                      89. +2
                        27 июля 2020 15:48
                        А подчинение?
                      90. +4
                        27 июля 2020 15:49
                        Относился к КГБ СССР
                      91. +2
                        27 июля 2020 16:03
                        Сразу не сообразил, что ты про этот Каскад. Но, извини, он был создан в 80 году и заточен под другие задачи.
                      92. +3
                        27 июля 2020 16:11
                        А до него был ..? laughing Просто в 80-м на подразделение надели военную форму
                      93. +2
                        27 июля 2020 16:17
                        Не знаю. Считается, что советское руководство задумалось о создании спецподразделений на постоянной основе, по итогам мюнхенского теракта.
                      94. +3
                        27 июля 2020 16:19
                        Ты говоришь про антитеррор, я про оперативников «кинжала».
                      95. +2
                        27 июля 2020 16:29
                        Ты считаешь, что штурм дворца Амина - это антитеррор?
                      96. +1
                        27 июля 2020 16:53
                        Нет, это называется государственный терроризм. Спецназ, занимающийся диверсиями и разведкой и подразделение, занимающееся оперативной работой в рамках «разведки внешней» - немного разносе. А дворец Амина это разве они?
                      97. +2
                        27 июля 2020 16:57
                        Операция "Шторм -333", подразделение "Альфа".
                      98. +3
                        27 июля 2020 17:02
                        Это другие люди )).
                      99. +3
                        27 июля 2020 16:29
                        советское руководство задумалось о создании спецподразделений на постоянной основе

                        к слову, первым командиром группы "Альфа" был Виталий Бубенин - тот самый, который 2 марта 1969 года разгромил китайцев, расстрелявших группы Стрельникова и Рабовича из засады на острове Даманском. Во время того боя ему пришлось менять БТР - первый был подбит. soldier
                      100. +3
                        27 июля 2020 16:55
                        Он пограничником был?
                      101. +4
                        27 июля 2020 17:05
                        Он пограничником был?

                        да. Командир заставы Сопки Кулебякины. Успел таки со своими подъехать, когда китайцы уже готовились последнюю группу наших "дожать" - группу сержанта Бабанского (тоже, между прочим, потом генералом стал). soldier Бубенин же тогда еще старлеем, кажется. Дядю Костю (Морского Кота) спросить надо., он мнооого знает о тех событиях... drinks
                      102. +4
                        27 июля 2020 17:07
                        Я с участником в Израиле общался - до сих пор Китай ненавидит
                      103. +3
                        27 июля 2020 17:13
                        Я с участником в Израиле общался - до сих пор Китай ненавидит

                        дык, начало было уж больно подлое со стороны "китайских небратьев"! negative Человек пятнадцать наших положили за несколько минут из засады. Из первой группы (Стрельникова) никто не уцелел, из второй (Рабовича) - выжил только боец Серебров, и то, там же до рукопашной дошло (а поклонников Мао было в десятки раз больше), и его уже полумертвого отбить успели - раненого китаец штыком добивал... angry
                      104. +2
                        27 июля 2020 18:16
                        Человек рассказывал - жестокие и хитрые наши китайские партнеры.
                      105. +2
                        28 июля 2020 10:16
                        Человек рассказывал - жестокие и хитрые наши китайские партнеры.

                        именно так. Именно... angry
                      106. +7
                        27 июля 2020 18:13
                        Цитата: Krasnodar
                        Тяжела была их доля - без уверенности в завтрашнем дне, выплачивать ипотечные кредиты, займы на автомобили и кухонные комбайны, доход от продажи которых шёл в руки банкиров и эксплуататоров, а не на спецклиники неустанно думающих о счастье простого народа слуг прогрессивного человечества из КПСС.

                        Зря стебётесь. Эта песня родом из начала 30-х, когда в угольной отрасли США царили порядки начала века.
                        Причём это ещё доброе и милое описание обычной нелёгкой жизни шахтёров. В ней нет ни слова о той же "Войне в Графстве Харлан", когда для подавления шахтёрских выступлений (вспыхнувших после уменьшения зарплат на 10%) пришлось вводить нацгвардию - местный шериф и нанятые компанией бандиты охранники не справились с ситуацией.
                        "Война в Харлан Каунти" была одной из причин принятия "Национального Закона о трудовых отношениях" 1935 года, гарантировавшего работникам право объединяться в профсоюзы, участвовать в коллективных переговорах и предпринимать коллективные действия, такие как забастовки.
                      107. +2
                        27 июля 2020 18:18
                        Читал. Предпосылки для мировой революции были, да и Первое Мая отмечают из-за событий в Чикаго
        2. +1
          27 июля 2020 19:11
          Ну, в любом случае Россия Троцкому была нужна, как "вязанка хвороста", которую следует "кинуть в топку мировой революции". А супериндустриализация по Троцкому - это полить "вязанку" бензином - чтоб ярче горела.
          А Сталин решил, что нечего такими государствами, как Россия и СССР, разбрасываться в угоду революции в других странах.
          1. +1
            28 июля 2020 12:05
            Тем не менее, гигантскую помощь странам народной демократии при Сталине оказывали.
          2. 0
            28 июля 2020 12:43
            У Сталина и Троцкого была одна цель - сохранение завоеваний революции в России. Методы были разные - Бронштейн оказался прав, Сталин...в принципе, если проследить дальнейшее развитие событий, действовал верно, ожидая, когда Франция, ВБ и Германия завязнут в войне аля ПМВ. Никто не ожидал успеха блицкрига и быстрой сдачи французов. В результате, по итогам ВОВ, из индустриальному развитых стран привести коммунистов к власти удалось только в Чехословакии, Восточной Германии и Словении (под Тито). Соответственно, социализм в России оказался явлением временным hi
        3. +1
          28 июля 2020 11:50
          Небольшая поправка. Когда решение о НЭПе было принято, Троцкий смирился с этим. И довольно умело, с использованием рыночных методов, руководил Концессионным комитетом.
          1. 0
            28 июля 2020 12:47
            Троцкий заодно выступал против провального Польского похода, прося повременить с этим, привлекал царских специалистов во все сферы жизнедеятельности страны, а Сталин в это время умело мониторил мнение большинства, потихоньку получив всю полноту власти в СССР.
            1. +1
              28 июля 2020 13:38
              С этим нельзя не согласиться.
      2. +1
        28 июля 2020 11:55
        А установление народно-демократических режимов в странах Восточной Европы, Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме и всяческая помощь им? Это всё при Сталине. А его последняя речь на 19 съезде КПСС, где он выражал уверенность в распространении коммунистических идей в Западной Европе, а также в странах Азии и Африке?
    3. +7
      27 июля 2020 10:53
      Цитата: Arzt

      Придя к власти, большевики первым делом вывели за рубеж попавшую им в руки часть золотого запаса России, 375 тонн.
      Мероприятие проворачивал Максим Максимович Литвинов, через формально негосударственную кооперативную торговую организацию «Центросоюз».
      Бабло положили на тайные счета в Швейцарии, в дальнейшем использовали на нужды Коминтерна.

      Откуда такая информация? В смысле, какими документами это подтверждается? Очень уж идиотский ход, даже с учетом идеи мировой революции. А большевики идиотами не были. Они были прагматиками и не могли не понимать, что это золото, в ближайшее время, ох как им пригодится внутри страны. Поэтому данная "схемка" больше напоминает бездоказательные фантазии "надмозгов" из журнала "Огонек", времен перестройки, чем нечто способное с уществовать в реальности.
      1. +4
        27 июля 2020 11:07
        Ссылка на монографию является подтверждением?
        Или вас только сканы архивных документов устроят?
        Здесь про 375 тонн упоминаний нет, но суммы очень внушительные
        http://militera.lib.ru/research/gorlov1/pre.html
        Окончательно «сгорел» Рейх на т. н. Франкфуртском секретном фонде субсидий на мировую революцию в Западной Европе на гигантскую сумму в 50 млн. золотых марок. К тому времени, официально разграничив функции НКИД и Коминтерна, большевики запретили своим «агентам» использовать дипкурьеров для перевозки валюты и бриллиантов дипломатической почтой. 50 млн. были переведены через подставных лиц в Германию через Эстонию и Швецию летом 1921 г., когда уже начался НЭП. Формально распределением этих денег ведала «тройка» — Ленин, Троцкий, Зиновьев, фактически ими распоряжался один Зиновьев, который на практике все передоверил Рейху. Последний же, подтвердив осенью 1921 г. получение 50 млн., почти весь 1922 г. отмалчивался, не отсылая в ИККИ ни одного секретного отчета.

        В конце концов Осип Пятницкий, секретарь ИККИ и глава его бюджетного комитета, «дожал» Рейха (путем личной проверки его кассы в Германии) и в ноябре 1922 г установил из этих 50 млн. «товарищ Томас» выдал КИМу Германии на 2 млн. золотых марок меньше, чем предусматривалось сметой ИККИ; утаил (сиречь — присвоил) 8 млн. 760 тыс. золотых марок, дополнительно переданных ему через торгпредство РСФСР в Берлине. Разразился грандиозный скандал — ведь 50 млн. предназначались на проведение революции в Германии, которую большевики, несмотря на Рапалльский договор 1922 г., действительно начали осенью 1923 г. (печально знаменитый «Красный Октябрь» в Германии, красочно описанный Ларисой Рейснер в книге «Гамбург на баррикадах»).
        1. +5
          27 июля 2020 11:23
          Ссылка на монографию является подтверждением?
          А монография ли это?
          1. +6
            27 июля 2020 11:43
            Возражение справедливое.
            Ссылка неудачная
        2. +1
          27 июля 2020 11:46
          Цитата: Engineer
          http://militera.lib.ru/research/gorlov1/pre.html

          Причем здесь эта монография? Ведь речь идет не о военном сотрудничестве СССР и Веймарской республики. И даже не о финансировании Коминтерна ( это неоспоримый факт), а о : Идиотизме следующего утверждения:
          "Придя к власти, большевики первым делом вывели за рубеж попавшую им в руки часть золотого запаса России, 375 тонн. "
          Во, прям, как пришли к власти в октябре 1917, так сразу все имеющиеся в казне золотишко за границу, для поддержки мировой революции и вывезли! Ну а чего! Жалко чтоли?! Нам-то, большевикам, для удержания власти и управления страной, презренный метал не нужен! Мы-ж не буржуи какие!
          1. +4
            27 июля 2020 11:58
            В предисловии книги говорилось именно о финансировании мировой революции.
            Позже пробежался по работам автора предисловия- но там скорее публицистика, а не исторические исследования. Поэтому довод так себе получился. Или не получился вообще)
            Постановка вопроса может звучать так- какая часть средств (например золотого запаса) была потрачена на финансирование мировой революции и поддержку рабочего движения за рубежом. Ответа у меня пока нет
            1. +4
              27 июля 2020 12:11
              Цитата: Engineer
              В предисловии книги говорилось именно о финансировании мировой революции.

              Да, но, в 21 - 30 -х г.г. а не "Придя к власти, первым делом". laughing
      2. +6
        27 июля 2020 11:29
        Откуда такая информация? В смысле, какими документами это подтверждается?

        Стенографический отчет 3-я сессии ЦИК Союза ССР 4-го созыва (апрель 1928 г.), стр. 792—793.

        Они были прагматиками и не могли не понимать, что это золото, в ближайшее время, ох как им пригодится внутри страны.

        Это если считать их людьми, заинтересованными в процветании России.
        На самом деле это была группа международных авантюристов, захвативших власть в стране на волне революционного хаоса, и неуверенных в способности ее удержать.
        Естественно, первым делом они вывезли кассу. wink
        1. +2
          27 июля 2020 12:06
          Цитата: Arzt
          Стенографический отчет 3-я сессии ЦИК Союза ССР 4-го созыва (апрель 1928 г.), стр. 792—793.

          Т.е. " сотни миллионов рублей" в 1921 г. это, по Вашему, 375 т. золота "первым делом", "придя к власти"?
          Цитата: Arzt
          Это если считать их людьми, заинтересованными в процветании России.

          А если считать их людьми, которые собирались удержать захваченную власть? Или, по Вашему, они ее случайно удержали? Не хотели, но пришлось?
          Цитата: Arzt
          На самом деле это была группа международных авантюристов, захвативших власть в стране на волне революционного хаоса, и неуверенных в способности ее удержать.
          Естественно, первым делом они вывезли кассу.

          Очень упорные и умные "авантюристы" оказались, однако! lol Мало того, что всех противников из страны вымели, так они еще собрали воедино уже развалившуюся страну и превратили ее из аграрной державы в индустриальную!
          1. +2
            27 июля 2020 13:01
            А если считать их людьми, которые собирались удержать захваченную власть? Или, по Вашему, они ее случайно удержали? Не хотели, но пришлось?

            Собирались конечно. Но не были уверены.

            Мало того, что всех противников из страны вымели, так они еще собрали воедино уже развалившуюся страну и превратили ее из аграрной державы в индустриальную!

            Смотрите на мотивы. Они хотели собрать страну? Нет, весь мир. Для них Россия плацдарм.

            Многих вводит в заблуждение индустриализация. Большие заводы, большие танки, большие самолеты.
            Это все инструменты для завоевания мира, народ - ресурс.
            Пирамиды тоже большие, а толку?
          2. +3
            27 июля 2020 13:09
            Т.е. " сотни миллионов рублей" в 1921 г. это, по Вашему, 375 т. золота "первым делом", "придя к власти"?

            Первым делом пошло конфискованное у буржуинов.
            До основного запаса нужно было еще добраться, покончив с Колчаком.
    4. +2
      27 июля 2020 11:56
      375 тонн золота - это остаток золотого запаса Российской империи (сохранившийся после выплат колчаковцами поставщикам оружия и воровства чехами), конфискованного чехами в 1918 году в Казани в количестве 505 тонн, затем переданного правительству Колчака, захваченного Красной армией в Нижнеудинске в 1920 году, возвращенного в Казань и вывезенного за рубеж Советским правительством в 1921 году.

      Литвинов по поручению Советского правительства заключил секретное соглашение с представителями правительств стран Антанты о передаче этого золота в счет частичного покрытия российских долгов периода до октября 1917 года в обмен на дипломатическое признание РСФСР.

      Сделка "золото в обмен на признание" была исполнена обеими сторонами.
    5. 0
      31 июля 2020 17:11
      Слушайте, может сейчас США разваливают на деньги вывезенные из развалившегося СССР и Коминтерн жив)))
  3. +4
    27 июля 2020 10:41
    Приятно
    русскому
    с русским обняться, —
    но у вас
    и имя
    «Россия»
    утеряно.
    Что это за
    отечество
    у забывших об нации?
    Какая нация у вас?
    Коминтерина?
    Жена,
    да квартира,
    да счет текущий —
    вот это —
    отечество,
    райские кущи.
    (В.В.Маяковский. Из поэмы "Хорошо!")
  4. +5
    27 июля 2020 11:31
    В 1933 году после прихода к власти Франклина Рузвельта в США был запрещен оборот золота в стране (за исключением ювелирных украшений) и вывоз за рубеж всех видов золотых изделий. Неювелирное золото было принудительно выкуплено Казначейством США по символической цене. Указанные правила действовали до начала 1950 годов.

    Кроме того, в США был введен 90% подоходный налог, а с 1939 года резко повышены другие виды налогов на физических лиц. Только такие нерыночные меры позволили остановить многолетний экономический кризис в стране и начать перевод промышленности на военные рельсы (а вовсе не так называемая Новая экономическая политика Рузвельта, весь пар из которой вышел в свисток в виде постройки одной единственной плотины Гувера).

    И никто из русофобствующих либероидов не жужжит о жестоком отношении американского правительства к своим гражданам.
    1. 5-9
      0
      27 июля 2020 13:15
      Там за сокрытие ещё на 10 лет примаживали.
      Но и это не помогло, в 38 кризис опять начал набирать обороты...спасла только война...
  5. +4
    27 июля 2020 11:38
    Между тем частные предприятия, появившиеся в период нэпа, относились в основном к категории мелких, в лучшем случае средних, и были ориентированы на производство товаров, пользующихся стабильным спросом у населения.
    То есть новые советские «бизнесмены» желали получать быструю и гарантированную прибыль и о долговременных (кажущихся рискованными) инвестициях в стратегические отрасли даже и не задумывались: первоначальные затраты были огромны, а период окупаемости – очень велик. Возможно, со временем они дозрели бы и до создания крупных промышленных предприятий, в том числе оборонных. Проблема была в том, что времени у СССР не было.

    Прочитав такое начало, решил. что это Самсонов опять терзает историю. Однако удивился, посмотрев автора.
    Уважаемый автор, проблема была в том, что советские "бизнесмены" к стратегическим отраслям не подпускались на пушечный выстрел. Кроме того, частникам запрещалось использовать более двадцати наемных рабочих. Посему винить их в нежелании создать частный танковый завод несправедливо.
  6. -2
    27 июля 2020 11:42
    Таким образом, выбор у советского руководства был невелик

    История показала, что выбор у советского руководства был только один - верёвку на сук и петлю на шею, ибо -
    "А вы друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь".
    Но вместо самоликвидации партийное руководство 70 лет народ ликвидировало и изымало у людей ценности.
  7. BAI
    0
    27 июля 2020 12:32
    Говоря о валюте для государства, начать следовало бы с денежной реформы 1922 -24 годов.
  8. +5
    27 июля 2020 17:22
    А мне статья понравилась, несмотря на спорное вступление. Я имею в виду первые три абзаца. Если заменить их на что-то типа
    К концу 20-х гг. программа НЭП выполнила свою основную задачу, создав предпосылки для начала запланированной индустриализации страны.
    Мысль о том, что в 1919 г. в Версале был заключен не мир, а "перемирие на двадцать лет" приходила в голову отнюдь не одному маршалу Фошу. Мир готовился к новой войне и это было очевидно для всех участников мирового политического процесса, также как очевидно было и то, что новая война будет войной моторов. В таких условиях скорейшая индустриализация для СССР была не "блажью" его руководителей, а единственным способом выживания, единственной возможностью сохранить себя на политической карте мира.

    и далее по тексту, то, в общем, даже у меня, любителя попридираться, замечаний бы не возникло. smile
    По комментариям.
    Как я и ожидал комментарии, непосредственно относящиеся к содержанию статьи, можно поделить на две части - сторонников оправданности мер, применявшихся советским правительством для получения средств на индустриализацию, и их противников. Я себя, безусловно, отношу к первым.
    Человеческой природе свойственно две крайности (на самом деле, больше, конечно, но в данном случае имеет смысл рассматривать две smile ) - первая, когда люди готовы с голой задницей на холодном ветру в степи строить завод или космодром за пайку хлеба, и быть счастливыми, и вторая, когда они мечтают набить свой дом "мелкими буржуазными радостями" (© Ксюша Собчак smile ), запереться на все засовы и наслаждаться ими, постоянно испытывая при этом страх, что кто-то придет все это у них отнимет. Понятно, что не о каких полетах в космос в этом случае речи не идет. Так вот, большинству людей в той или иной мере присущи черты как одной крайности, так и другой, так что их, прилагая определенные усилия, можно склонить в ту или другую сторону. Как не крути, а коммунисты пытались создать народ, состоящий, в основном, из людей первой категории, и национализация, сиречь обобществление всех богатств, находящихся на территории страны, независимо от того, в чьей собственности они находятся, необходимый шаг на этом пути. Цели у советских руководителей были замечательные, правильные, прогрессивные и я, наверное, хотел бы жить в таком обществе, которое они мечтали построить, когда счастье человеку приносит сделанная работа, а не полученное вознаграждение, создание блага, а не его потребление...
    Вопрос только, возможен ли такой мир... sad
    Видимо у меня понедельничный приступ романтизма, это иногда случается. smile
    Пойду под конец рабочего дня вколочу в себя немного прагматизма. smile
    1. +4
      27 июля 2020 22:42
      Как же прочно у нас в сознании закрепилось мысль о том, что мелкие буржуазные радости это что-то недостойное.
      Самое забавное что первая модель осуществлялась в СССР в принудительном или "добровольно - принудительном" порядке и немедленно ушла в небытие с крахом СССР. Зато вариант с трансформацией-переходом от "мелких буржуазных радостей" к чему-то большему, благотворительности, волонтерству, сопричастности, горизонтальной социальной кооперации у нас осуществляется на порядок меньшими темпами чем в странах где культура "общества потребления" была имплементирована давным-давно. По крайней мере вариант с российским Биллом Гейтсом, жертвующим на благотворительность бОльшую часть состояния пока решительно невозможен.
      С таким искаженным сознанием наше общество напоминает человека в детстве подвергшегося насилию.
      1. 0
        27 июля 2020 23:01
        А кто у нас может пожертвовать по-настоящему большие и серьезные суммы? Участники залоговых аукционов из 90-х? Для того они воровали (а многие и продолжают ещё воровать), чтобы "честно украденным" делиться с кем-то?
        1. 0
          27 июля 2020 23:14
          Так в этом и соль, строили одухотворенных людей "новой формации", а в конечном итоге получили эталонных рвачей и жлобов.
          А "загнивающие"и "мелкобуржуазные" дают нам фору.
        2. +1
          27 июля 2020 23:39
          Вообще-то, дочь Ралифа Сафина, некто "Алсу" успешно тратит папенькины деньги на онкобольных детей, только не афиширует данные деяния.
          1. +2
            27 июля 2020 23:49
            Две оговорки- "папенькины деньги" и "дочь" (она 83 г.р. и не является продуктом советской системы)
            Можно еще вспомнить противоречивые данные о благотворительности Усманова (или "благотворительности"?)
            1. +3
              28 июля 2020 00:26
              Мое почтение, Денис! У меня есть друзья и недруги этого возраста, и , возможно Вы удивитесь, они плоть от плоти этой системы. Что до Алсу... Да, возможно, замаливает грехи отца, но в исламе каждый сам отвечает за свои поступки перед Всевышним. Кроме того, являясь медийной личностью, она, в отличии, скажем от Анджелины Джоли, эту деятельность не афиширует.
              1. +5
                28 июля 2020 09:36
                Возможно, "советские родители" дали "советское воспитание" уже после распада СССР. Теоретически допускаю
                PS Антон, приветствую)
      2. +2
        27 июля 2020 23:32
        С таким искаженным сознанием наше общество напоминает человека в детстве подвергшегося насилию.
        Собственно, так оно и есть.
      3. +3
        28 июля 2020 00:22
        "Культура общества потребления" - тоже культура. Через пару поколений и мы дорастем до всего того, о чем вы говорите. Если повезет. Если впишемся на равных в эту модель мироустройства, в чем у меня имеются существенные сомнения. Хотя, кто-то, в итоге, конечно, впишется.
        Сто лет назад Россия пошла по собственному пути развития, отличному от пути развития остального мира и добилась успехов, немыслимых на Западе (в определенных областях, конечно, и далеко не во всех, но это частности). Тридцать лет назад она сошла с этого пути, превратившись из безусловного лидера альтернативного пути развития в середняка традиционного. Чего и почему не хватило СССР, чтобы пережить кризис 80-х - разговор отдельный, но факт остается фактом - государство, показавшее, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства (холодный климат, в первую очередь) эффективность своего строя, перестало существовать. На его территории возникло множество слабых и малозначительных субъектов, а его место в мире, место лидера альтернативного пути развития занял Китай.
        Можно спорить до бесконечности об эффективности или неэффективности социалистического способа хозяйствования в сравнении с капиталистическим, сторонники капиталистического будут говорить о неизбежности развала СССР, сторонники социалистического будут кивать на Китай, его успехи... А мне печально.
        Я, несмотря ни на что, остаюсь по жизни оптимистом и считаю, что все-таки человечество в глобальном смысле становится с течение времени лучше и также считаю, что появившееся сто лет назад первое социалистическое государство было той самой первой ласточкой, которая не сделала весны. Используя опыт, наследство и трагедию Советского Союза, сейчас бурно развивается Китай, прогрессируя и оставляя позади всех конкурентов. По его стопам (уже по его, а не по нашим, к сожалению) непременно рано или поздно пойдут другие и также начнут показывать выдающиеся результаты в развитии. в том числе и в науке, в улучшении уровня жизни рядового гражданина и т.п.
        А "мелкие буржуазные радости", Денис, являются чем-то "недостойным", предосудительном в массовом сознании не в силу своей "мелкости" или "буржуазности", а в силу того, что весь их смысл заключается в их "эксклюзивности", то есть недоступности для большинства. Фаянсовые унитазы, серебряные вилки, ананасы уже давно перестали быть мелкими буржуазными радостями, но на их место заступили другие, более эксклюзивные и труднодоступные, столь же мелкие и совершенно не необходимые нюансики.
        В том, чтобы вкушать эти радости я не вижу ничего недостойного. Недостойно, на мой взгляд, разменивать свою жизнь исключительно на их достижение.
        1. +1
          28 июля 2020 06:59
          В том-то и дело, что уровень счастья, как ни странно, от количества денег не зависит. Меня всегда удивляло, с каким видимым удовольствием в Египте дети на улице едят хлеб - наши от шоколада столько удовольствия не получают. Конечно, даже хандрить с полным кошельком и на вилле в какой-нибудь Марбелье комфортнее, чем с пустым в бедной квартире на окраине города. Но у меня такое впечатление, что у каждого человека от природы заложен определенный уровень счастья, превысить который невозможно, как ни старайся. Путешествия будут восприниматься, как поездки на работу в метро и на маршрутке. Бриллианты будут радовать не больше, чем бижутерия. Изысканными деликатесами человек быстро наестся, и захочет жареной картошки.
          Интересный пример - Наполеон Бонапарт, который добился небывалых успехов, но, говорят, что незадолго до смерти, сказал: "Боже, да был ли я счастлив хоть два часа в своей жизни?"
          Так что нельзя говорить, что в США все люди в обязательном порядке счастливее, чем во Вьетнаме, а в Германии - чем на Ямайке.
        2. +1
          28 июля 2020 11:41
          Можно спорить до бесконечности об эффективности или неэффективности социалистического способа хозяйствования в сравнении с капиталистическим, сторонники капиталистического будут говорить о неизбежности развала СССР

          Про экономику действительно лучше не спорить, мне сейчас интереснее морально-этический аспект. Дискурс- культура потребления против "культура творения" относится именно к этой плоскости.
          Сто лет назад Россия пошла по собственному пути развития, отличному от пути развития остального мира и добилась успехов, немыслимых на Западе (в определенных областях, конечно, и далеко не во всех, но это частности)

          США, Япония, Германия нескромно ржут.

          "Культура общества потребления" - тоже культура.

          Это не просто культура, это культура, которая зародилась и развивалась органично, а не была навязана сверху. Это культура, которая при куче врожденных недостатков обладает способностью к эволюции и их преодолению. Вы упомянули ее связке с Ксюшей, возможно "на автомате", но однозначно стигматизировали ее этим.
          Напомню только отдельные эпизоды эволюции культуры потребления в культуру осознанного, более ответственного потребления.
          1899 (!!!!!!) Conspicuous consumption (показное потребление) Веблен
          1954 пирамида потребностей с самоактуализацией на вершине. Маслоу
          1976 "Иметь или быть?" эссе Фромма
          Современные концепции life/work balance сюда же
          Таким образом, Запад давно осознал проблему и уже приступил к трансформации своей модели потребления.

          А что в СССР?
          1929-1953 гг период сверхэксплуатации населения . Я принципиально не хочу обсуждать причины, выделю только факт, который признают практически все.
          1953-1970 сверхманипуляция ("нынешнее поколение будет жить при коммунизме")
          1970- 1980 нарастающая апатия и разочарование

          Одним из однозначных маркеров морального банкротства СССР стало формирование четырех категорий снабжения населения. Концепция социальной справедливости была заменена на прямо противоположную.

          Формулировка проблемы
          Попробую объяснить почему ваше, Михаил, видение СССР это не плохо, а очень плохо для сегодняшней России.
          1. Она постулирует духовность и моральное превосходство СССР над Западом. "Мы не жрали от пуза , а грезили БАМом и космосом" Отсюда автоматически следует такое же превосходство современной России как наследника СССР. Это не просто миф, это именно то самое мелкобуржуазное потребление, потакание нашему тщеславию и выдача нужды за добродетель. Мы не жрали от пуза потому что долгое время еды было маловато, мягко говоря. А потом не жрали, потому что те кто от пуза жрали, нам объясняли что это низко и мелкобуржуазно и надо творить.
          2. Идея превосходства СССР заставляет нас постоянно оборачиваться назад в поисках решений. «А вот в СССР…» Так у нас ничего не выйдет. Любое решение хорошо лишь в контексте своего времени. Сейчас новые реалии. Нам нужны визионеры, которые смотрят вперед, а не все время оглядываются. Рецепты СССР- идеология, образование, космическая гонка больше не работают. Вообще.
          3. В теории игр обосновывается, что пока все участники играют честно они получают небольшой, но устойчивый профит. Но как только один участник или часть, играя на повышение, полностью нарушает правила игры, они получают джек-пот. СССР приучал всех играть честно. Потом прокинул население в эпическом масштабе. Мы должны приложить все усилия чтобы это не повторилось.
          Предлагаемое решение.
          Мы должны принять СССР на 100% как часть нашей истории и культуры. Мы должны на 100% отвергнуть социальные, этические и любые другие конструкты, порожденные СССР. Они либо насквозь фарисейские либо неэффективные в текущих условиях даже если ранее были полезны.
          1. +1
            28 июля 2020 12:51
            Если вы поняли меня таким образом, что я считаю СССР идеальным государством и лелею мечту вернуться к его реалиям, то это не так. СССР для меня - неудачная попытка построить общество нового типа. При этом одна неудача не исключает возможности того, что в будущем такое общество все-таки будет построено. Более того, лично я уверен, что именно к нему человечество в целом придет через некоторое время - где-то путем естественной эволюции общества потребления, где-то путем революций, где-то путем реформ.
            Я также далек от мысли о противопоставлении "культуры потребителей" и "культуры творцов", поскольку в моем понимании это просто две сущности одной диалектической пары и они не могут существовать вне процесса взаимодействия друг с другом. Общество становится стабильным и процветающим, когда его компоненты взаимно уравновешивают друг друга, исключая перекос в какую-то сторону. На мой взгляд, сейчас это равновесие, во всяком случае в масштабе России нарушено и перекос идет именно в сторону "потребителей". Не в смысле потребителей стало больше чем творцов, а в смысле, что в каждом отдельно взятом человеке стало больше потребителя, и меньше творца. В среднем по больнице. По большому счету, сейчас в России уровень социальной значимости человека определяется исключительно объемом потребляемых им благ. Не производимых, а именно потребляемых и именно исключительно. Грубо говоря, чтобы стать известным, успешным композитором недостаточно уметь писать хорошую музыку, нужно быть еще и хорошим бизнесменом, а так быть не должно. Должно хватать одного умения писать музыку. smile
            Во всем должно быть равновесие. И если в России я вижу этот перекос, значит где-то в другом месте (Япония? Китай? Бразилия? Африка?) будет, или даже уже есть перекос в обратную сторону.
            Ну а по поводу
            Цитата: Engineer
            США, Япония, Германия нескромно ржут.

            так это они сейчас расслабились. Полвека назад им было совсем не до смеха. smile
            1. +1
              28 июля 2020 13:17
              Если вы поняли меня таким образом, что я считаю СССР идеальным государством и лелею мечту вернуться к его реалиям, то это не так.

              Нет)
              Я понял так, что вы констатируете большую привлекательность СССР в области идеологии конкретно для себя
              а в смысле, что в каждом отдельно взятом человеке стало больше потребителя, и меньше творца.

              Так было всегда для абсолютного большинства людей . С моей колокольни, разумеется. Я всегда начинаю диалог с потенциальным работодателем с фразы "на мои зарплатные ожидания обратили внимание? ". При этом я не считаю что реализовался как человек, но полностью реализовался как профессионал, включая т.н. "общее благо". Мои изделия летают в космосе, стоят в кремлевском ГКД, работают в Новосибирске и т.д. Одно стоит напротив моего дома.

              Грубо говоря, чтобы стать известным, успешным композитором недостаточно уметь писать хорошую музыку, нужно быть еще и хорошим бизнесменом, а так быть не должно. Должно хватать одного умения писать музыку.


              Приходи на прослушивания, заключай договор. Выкладывай пока в открытый доступ на любой массовой платформе. Потом платная подписка, реклама, удаленка. Не нужно быть бизнесменом. Ключевое умение- умение договариваться. Без социализации никуда. Этому на Западе давно учат со школы. Циммер просто добился совместной работы с уже известным композитором а дальше по накатанной.
              так это они сейчас расслабились. Полвека назад им было совсем не до смеха.

              70-й год общее преимущество любой из этих стран вполне очевидно- иссякла инерция толчков дававших импульс к развитию СССР.
              80-й год СССР проиграл окончательно и бесповоротно.
              1. 0
                28 июля 2020 13:38
                Цитата: Engineer
                Так было всегда для абсолютного большинства людей

                Меняется только "процентное соотношение" того и другого.
                Цитата: Engineer
                Приходи на прослушивания, заключай договор. Выкладывай пока в открытый доступ на любой массовой платформе. Потом платная подписка, реклама, удаленка.

                А писать когда? smile
                Впрочем, разговор не об этом, а о том, что основным мерилом уважения к человеку в современной России является то, сколько он тратит, а не сколько производит, вот и всё. Это печально и, по-моему, гораздо более опасно для общества, чем мастурбации некоторых граждан по ушедшему в историю Советскому Союзу.
                1. -1
                  28 июля 2020 13:47
                  А писать когда?

                  Профессиональное творчество- это прежде всего ремесло. Уже много веков. Организация рабочего времени-проблема творца. Моцарт по легенде увертюру к Дон Жуану в день премьеры закончил.
                  что основным мерилом уважения к человеку в современной России является то, сколько он тратит, а не сколько производит, вот и всё.

                  Алферов, Навальный, Дудь, Загитова, Шипулин против Медведева, Роттенберга, Кадырова, Гундяева. К кому больше уважения в современной России??
                  Все не так плохо, Михаил, право слово)
  9. +1
    27 июля 2020 18:41
    Хорошая статья, познавательная. Автору - респект.
  10. -2
    28 июля 2020 10:44
    руководителям СССР стало понятно, что новая экономическая политика (нэп) провалилась и более не соответствует интересам государства.
    НЭП восстановила полностью разрушенное хозяйствр страны (заработали заводы) и накормила ее население: потребление еды и одежды почти догнало потребление сытой России 1913 г, зато после т.н. прославленной "модернизации" это все РУХНУЛО в тартараты с миллионными смертями от голода 1932,33,37,39,46,47 гг
    выбор у советского руководства был невелик. Можно было закрыть глаза и уши и оставить всё, как есть — и через несколько лет вчистую проиграть войну соседям: не только Германии

    Ага, сначала вместо того, чтобы в 1918 устроить Германии 1945 год большевики их... сохранили и накормили золотом (как и в 1922 г продолжили) , поддержали, а теперь....надо готовится к войне с ней же.
    "Умные" были руководители, да...\
    ,
    качественного семенного материала и удобрений практически не оставалось, урожайность была чрезвычайно низкой

    Товарищ автор, уровня урожайности НЭП и 1913 года "руководители" только ...ДОГНАЛИ к ...1956 г(кроме 1937 г)г, , хотя и позже были годы с меньшей. И это после всех их "битв" за хлеб с миллионными жертвами, проигранных вчистую.
    Вопреки рассказам о «России, которую мы потеряли» и песням о «хрусте французской булки», в подавляющем большинстве подданные Российской империи золота и бриллиантов и в глаза не видели.

    Какая грубая унылая ложь... И на кого она рассчитана?

    А на ЧТО существовала эта, т.н. "власть с первого своего дня, как не на систематическом, организованном ограблении граждан: она ведь ничего не производила, кредитов не получала? Вскрытие и грабеж банковских ячеек вкладчиков банков, средств банков, конфискация фактическая вкладов-с первого дня этой "власти и пр.

    Очередной грабеж: 1918.01.12. По декрету ВСНХ утверждена секция благородных металлов и установлена государственная монополия на торговлю золотом и платиной, в том числе все золото (предприятий и частных лиц) подлежит сдаче государству.

    Очередной грабеж 1920.02. ГОХРАН — Государственное хранилище ценностей республики Советов. Первой задачей, которую поставило перед Гохраном правительство, было принять в трехмесячный срок от советских учреждений все имевшиеся у них «на хранении, в заведовании или на учете ценности». Сдаче в Гохран подлежали в том числе ценности «в музеях и научных учреждениях», «переданные в пользование религиозных общин», «находящиеся в распоряжении

    Очередной грабеж: 1920.07.03. Постановление СНК «Об изъятии благородных металлов, денег и разных ценностей», в соответствии с которым безвозмездно и «независимо от количества таковых» , изъятиям подверглись даже «золотые медали, выданные за ученые заслуги»

    Очередной грабеж : 1921.01.03. Постановление СНК «О реквизиции и конфискации ценностей, хранящихся у частных лиц и обществ, медицинского и фармацевтического имущества, об осуществлении права реквизиции и конфискации.

    Очередной грабеж: 20 сентября 1931 г. Экономическое управление (ЭКУ) ОГПУ циркуляром № 404 санкционировало изъятие золотых и серебряных предметов домашнего обихода. Органы приступили к сплошному изъятию ценностей у населения, что затрагивало интересы широких слоев населения.

    Очередной грабеж : Торгсин с 1931 по 1936 г, скупавший в течении пяти лет у МИЛЛИОНОВ граждан золото, серебро и даже бриллиантов, лавки Тогсина -1.5 тыс штук , бравшие ценности за копейки и продавашие товары за дикие цены: в Франции за тот же грамм золота можно было купить масла , хлеба и пр на 300-400% больше, чем в Торсине (Торгсовлюде). 90 % продаж -ХЛЕБ и крупа, зерно, т.е. люди сдавали все ценное, накопленное в России, чтобы просто физически выжить при "народной" власти. Крестики, монеты, серьги, ордена и медали, кольца

    Это называется-не было ценостей у населения до революции? Напомню, что для изъятия понадодилось НЕСКОЛЬКО постановлений и ДЕСЯТКИ лет!

    Власть грабила и почтовые переводы гражданам из-за рубежа, вскрывала и грабила конверты оттуда, а что творилось в камерах, куда кидали граждан в попыках отобрать средства-словами описать нельзя:-пытки, шантаж, вымогательство-пока не отдадут все, вплоть до взятия в заложники, пока не поступит выкуп. Бандитизм.

    И тд и т.п. Напимер, автор не пишет о постыднейшем ОГРАБЛЕНИИ Русских церквей, дворцов, русских музеев, Эрмитажа, перплавленых в лом произведениях искусства, картинах , сотнями за копейки проданных за рубеж и пр.

    Откровенно слабая статья, разительно отличающаяся от прекрасных статей о, например, Иностранном Легионе.
    1. +1
      28 июля 2020 11:16
      Цитата: Ольгович
      Откровенно слабая статья, разительно отличающаяся от прекрасных статей о, например, Иностранном Легионе.

      Согласен, но тут автор сел на своего любимого идеологического конька и с этим ничего не поделаешь. Религиозные вопросы резко размежёвывают людей.
      У Ващенко кстати такая же тема, пишет про древних славян - любо дорого читать. Начинает волынку про коммунистов - хоть святых выноси.
  11. +2
    28 июля 2020 16:56
    функционеры и государственные чиновники не присвоили и не разворовали полученные таким образом деньги – они были использованы по назначению

    Ключевое отличие от существующей власти. На всех уровнях.