Как «хромой генерал» громил турок при Фокшанах и Рымнике

74
Как «хромой генерал» громил турок при Фокшанах и Рымнике
Сражение при Рымнике. Гравюра Х. Г. Шютца. Австрия. Конец XVIII в.

Александр Суворов учил своих солдат:

«Выбери героя, бери пример с него, подражай ему в геройстве, догони его, перегони – слава тебе!»

Он сам жил по этому принципу.



Кинбурн


Путешествие Екатерины, смотр войск на Полтавском поле и флота в Севастополе демонстрировали Европе и Турции мощь России в Северном Причерноморье. Однако османы жаждали реванша, стремились вернуть свои позиции на Чёрном море, и в первую очередь выбить русских из Крыма. За Турцией стояли западные державы – Франция, Англия и Пруссия. Поэтому действия русской государыни в Стамбуле сочли за вызов.

В 1787 году Константинополь предъявил Петербургу дерзкие требования: восстановления прав на Крым и Грузинское царство. Россия отвергла требования Турции. Тогда османы схватили русского посла Булгакова и заключили его в Семибашенный замок (по традиции это было объявление войны). Союзником России в войне была Австрия, которая стремилась за счёт Османской империи расширить свои владения на Балканах. Главнокомандующим русской армии был назначен Потёмкин. Он командовал основными силами в Новороссии. Войсками на Украине командовал Румянцев. Начало войны для союзников было неудачным. Османы теснили австрийцев.

Суворов получил под командование Кинбурнский корпус и защищал самый важный в начале войны Херсонский район. Турецкое командование планировало высадить десант, взять крепость Кинбурн, ликвидировать базу русского флота в Херсоне и вернуть под свою власть Крым. Для решения этой задачи турки имели преимущество на море и войска, обученные французскими советниками.

Александр Васильевич уже имел опыт организации береговой обороны: в 1778 году он решил эту задачу в Крыму. Приняв командование, Александр Суворов принялся за укрепление Херсона и Кинбурна. Учил войска к действиям на узкой и длинной Кинбурнской косе.

Уже через неделю после объявления войны (13 августа 1787 года) турецкий флот появился у Очакова. Это была стратегическая крепость Турции в Днепро-Бугском лимане. До конца сентября боевые действия под Кинбурном ограничивались обстрелом с кораблей противника и ответным огнем русских батарей. Приближалась бурная на Чёрном море зимняя пора. Снабжение турецкий войск шло в основном морем. Зимовать в замерзающем лимане османский флот не мог. Туркам надо было либо уходить, откладывая решительное наступление до следующего года, либо попытаться взять русскую крепость. Османы решились на штурм.

В ночь на 1 (12) октября они открыли сильный огонь по косе и Кинбурну и под его прикрытием высадили на самой оконечности косы в 10 верстах от Кинбурна инженерные части. Турки начали готовить деревянный причал, чтобы облегчить высадку войск с лодок на берег. Днем началась высадка десанта. Был высажен 5 тыс. отряд под командованием янычарского начальника Сербен-Гешти-Эюб-аги.

День был праздничный (Покров Богородицы), и Александр Суворов находился в церкви. Получив известие о высадке неприятеля, русский полководец сказал офицерам:

«Не мешайте им. Пускай все вылезут».

В Кинбурнской крепости было 1 500 человек пехоты, ещё 2 500 пехоты и конницы было в резерве в 30 вёрстах от места сражения. Не встречая никакого сопротивления, турки вышли к самой крепости, поспешно окапываясь.

Сражение начали османы. Выйдя из-за рогаток, они пошли на приступ. Русские ответили орудийным залпом и контратакой. Первую линию из Орловского и Шлиссельбургского полков возглавил генерал-майор Рек, вторую – батальон Козловского полка, сам Суворов. В резерве были легкоконные эскадроны Павлоградского и Мариупольского полков, донские казаки.

Сражение было упорным. Турки (это были отборные пехотные войска, янычары) яростно дрались, защищая свои окопы. Турецкие корабли приблизились к берегу и поддержали свои войска огнем.

Генерал Рек взял 10 окопов, но был ранен. Погиб майор Булгаков, ранены другие офицеры. Турецкий десант постоянно усиливался перевозимыми с кораблей подкреплениями. Наши войска уступили под давлением противника, потеряли несколько пушек.

Сам Суворов бился в передних рядах Шлиссельбургского полка и был ранен. Его едва не убили янычары. Гренадёр Степан Новиков спас командующего. Русские снова контратаковали и выбили врага из нескольких окопов. Было около 6 часов вечера.

Галера «Десна» лейтенанта Ломбарда обстреляла левое крыло турецкого флота. Также турков обстреливала крепостная артиллерия капитана Крупеникова, она потопила две канонерки. Две большие шебеки сожгли у самого берега. Вражеский флот вынужден был отойти.

Однако, как признавал сам Суворов, стрельба турецкого флота наносила нашим большой вред. Русские войска снова откатились к самой крепости. В бой ввели свежие войска и резерв: две роты Шлиссельбургского полка, рота Орловского полка, легкий батальон Муромского полка, прибыла легкоконная бригада.

Александр Суворов начал третью атаку. Муромцы, орловские шлиссельбургские роты и казаки сломили сопротивление турок, которые уже утратили боевой дух. К ночи османские войска были выбиты из всех окопов и сброшены в море.

Потери русских войск – около 500 человек, турок – 4–4,5 тыс. человек. Было захвачено 14 знамен. Турецкий флот ушёл восвояси.

Кинбурнское сражение стало первой крупной победой русской армии в войне.

За эту победу Александра Васильевича наградили высшим русским орденом – Андрея Первозванного.


Медаль «За отличие в Кинбурнском сражении». 1787 г.

Очаков


Кампания 1788 года была сосредоточена вокруг крепости Очаков. Турецкий флот вернулся к крепости. Русский армии поставили задачу взять вражескую твердыню.

Первую половину лета Александр Суворов способствовал борьбе против турецкого флота. Он устанавливал батареи на берегу лимана, которые при поддержке нашей флотилии потопили 15 турецких судов.

В начале июля армия Потёмкина начала осаду Очакова. Суворов был участником этой осады. Он не скрывал своего негодования, видя медлительность действий и неловкие распоряжения светлейшего князя. Александр Суворов осуждал главнокомандующего за неуместное человеколюбие и открыто говорил, что они более потеряют людей такими «человеколюбивыми» распоряжениями, нежели решительным, «бесчеловечным» штурмом.

Турецкий гарнизон был большим (15 тыс. солдат), имел серьёзные запасы и мог долго находиться в осаде. Крепость была отлично укреплена.

Русская армия сидела в сырых землянках, без дров. Снабжение было организовано очень плохо: не хватало провианта, фуража, не было медикаментов. От болезней умирало больше людей, чем от боевых действий. В кавалерии и обозе лошади падали от бескормицы.

Осенью ситуация ещё более усугубилась. Люди замерзали. Суворов требовал штурма, пока армия не погибла. Однако Потёмкин опасался решительной атаки, хотел измотать врага, действовать наверняка, чтобы не дать врагам в столице козырь против него.

Во время осады турецкие войска делали вылазки, пытались сорвать инженерные работы. Особенно крупная была сделана 27 июля (7 августа). Александр Васильевич лично возглавил контратаку двух гренадёрских батальонов и отбросил врага. Получил очередное ранение.

Наши войска захватили часть передовых вражеских укреплений. Суворов предлагал на плечах отступающих турок ворваться в Очаков. Однако Потёмкин приказал отвести войска назад.

Очаков взяли 6 декабря 1788 года, весь гарнизон уничтожили ()Жестокая битва за «южный Кронштадт». А могли взять намного раньше, без больших потерь армии от болезней и морозов, если бы Потёмкин послушал вовремя Суворова.


Памятник А. В. Суворову в Очакове. Памятник открыт 1 октября 1907 года в день 120-летия со дня победы над турецким десантом на Кинбурнской косе. Статуя изображает раненого под Кинбурном полководца, который, закрыв рану на груди левой рукой, правой показывает своим войскам, наступающим на турок, направление главного удара. Скульптор Б. Эдуардс.

Топал-паша


Штурм Очакова прошёл без Суворова. Он уехал в Кинбурн, а затем в Киев.

Однако вскоре полководца призвали в столицу и наградили бриллиантовым пером с изображением буквы «К» (Кинбурн).

Потёмкин снова назначал Александра Суворова на передовую, в самое опасное место. Находясь с корпусом в Бырладе, Суворов должен был пресечь наступление противника из-за Дуная и поддержать союзников – австрийский корпус принца Кобургского.

Тем временем турецкая армия начала новое наступление против австрийцев, а затем собиралась обрушиться и на русских.

Перед наступлением в турецких войсках прошёл слух, что у русских снова появился свирепый Топал-паша, то есть «хромой генерал». Так в турецкой армии прозвали Суворова: он ходил вприпрыжку, припадая на раненую ногу.

Османы уже хорошо знали Суворова: где русскими командовал «хромой генерал», там турки неизменно терпели поражение. После раны под Очаковом Суворов исчез с театра войны, и османы посчитали, что он погиб или тяжело ранен и не может больше сражаться. Новые сражения показали, что турки ошибались. Топал-паша был жив и стал ещё опаснее.

18-тысячным австрийским корпусом командовал принц Кобург. В начале июля 1789 года 40-тысячная турецкая армия Юсуфа-паши форсировала Дунай и стала угрожать австрийцам. Они позвали на помощь Суворова.

Ничем не отвечая, Суворов выступил с 7-тысячным отрядом. За 28 часов корпус Суворова прошёл около 80 километров и присоединился к австрийцам. Османы об этом не знали до начала сражения.

Зная, что австрийцы предпочтут оборону нападению, из-за численного превосходства врага, Александр Суворов не стал проводить совещания. Он просто изложил принцу Кобургу свой план сражения. Австрийцы приняли его. Союзники форсировали реку Путну и 21 июля атаковали врага у Фокшан. Бой продолжался десять часов. Турки были наголову разбиты и бежали (Разгром турецкой армии при Фокшанах).

Вскоре турки решили повторить операцию – ударить в стык русской и австрийской армий, но теперь уже главными силами. В начале сентября 100-тысячная турецкая армия перешла Дунай.

Суворов снова действовал вместе с австрийцами. Союзные силы насчитывали 25 тыс. солдат. Русский полководец предложил атаковать. Кобург отметил, что у турок огромный перевес сил и наступление рискованно. Суворов ответил:

«Всё же их не столько, чтобы заслонить нам солнце. Быстрая и решительная атака обещает успех».

Кобург упорствовал. Тогда Суворов заявил, что атакует противника один и разобьёт его. Принц Кобургский подчинился.

11 сентября Суворов наголову разгромил армию великого визиря (Как Суворов уничтожил турецкую армию на реке Рымник). Противник потерял до 20 тыс. человек, артиллерию, обозы с большими богатствами и 100 знамен.

По сути, турецкая армия на некоторое время перестала существовать. Остатки разбежались по крепостям, многие дезертировали. Победа Суворова дала австрийцам возможность покорить Белград, а русским – взять несколько крепостей.

Рымник по значению равняли Кагулу. Екатерина возвела Александра Васильевича в графское достоинство с именем Рымникского, наградила бриллиантовыми знаками Андреевского ордена, орденом св. Георгия 1-й степени, а также шпагой с надписью

«Победителю визиря».

Австрийский император Иосиф даровал Суворову титул графа священной Римской империи.

А австрийские солдаты прозвали Суворова

«генерал Форвертс» – «генерал Вперёд».
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 декабря 2020 05:18

    "
    Спасение генерал-аншефа А.В. Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 года."

    "Рымник по значению равняли Кагулу. Екатерина возвела Александра Васильевича в графское достоинство с именем Рымникского, наградила бриллиантовыми знаками Андреевского ордена, орденом св. Георгия 1-й степени, а также шпагой с надписью «Победителю визиря».

    По этому поводу Екатерина писала (не помню кому) в письме: "Цельная телега с бриллиантами отгружена (Суворову), уже и не знаем чем ещё угодить."
    1. +12
      10 декабря 2020 05:23
      «Хотя целая телега с бриллиантами уже накладена, однако, кавалерии Егорья большого креста посылаю по твоей просьбе, он того достоин», писала Екатерина II Потёмкину
      1. +8
        10 декабря 2020 05:39
        Точно! smile



        18.10.1789. Орден Святого Георгия 1-го класса - за превосходное искусство и отличное мужество в боях на реке Рымнике. Сражение при Рымнике — одно из главных сражений Русско - Турецкой войны 1787 - 1791 годов, окончившееся разгромом турецкой армии.
      2. -5
        10 декабря 2020 10:33
        «Хотя целая телега с бриллиантами уже накладена, однако, кавалерии Егорья большого креста посылаю по твоей просьбе, он того достоин», писала Екатерина II Потёмкину

        И всё почему ? Да потому ,что Потёмкин,Румянцев да и другие генералы ,будучи не одарёнными в военном деле (на фоне Суворова) ,всегда стремились нарастить преимущество над соперником в двухкратном ,а то в трёхкратном размере ,для уверенности в победе , чем изрядно подрывали экономику своей страны.
        А тут , какой-то выскочка появился , и громит врага имея трёхкратное меньшинство в силах , как тут не впасть в депрессию , когда ты осознаёшь ,что ты полный профан в военном деле ))))
        1. +5
          10 декабря 2020 10:57
          Цитата: lucul
          Да потому ,что Потёмкин,Румянцев да и другие генералы ,будучи не одарёнными в военном деле (на фоне Суворова) ,всегда стремились нарастить преимущество над соперником в двухкратном ,а то в трёхкратном размере ,для уверенности в победе

          Румянцев был весьма талантливый генерал. И в Семилетнюю войну отличился и турок, вполне себе нормально бил. Про битву при Кагуле слыхали? - там их в десять раз больше было. Никак не менее достойная, чем Рымник. Да Суворов были военный гений, наверное один за всю нашу историю, но выдающихся полководцев у нас хватало, и Румянцев среди них.
    2. +3
      10 декабря 2020 08:06
      Цитата: Морской Кот
      По этому поводу Екатерина писала (не помню кому) в письме: "Цельная телега с бриллиантами отгружена (Суворову), уже и не знаем чем ещё угодить."

      но фельдмаршала ему дали уже после Измаила
      1. +5
        10 декабря 2020 09:20
        Цитата: Стирбьорн
        но фельдмаршала ему дали уже после Измаила

        после Измаила ему пожаловали, емнип, подполковника гвардейского Преображенского полка, а не ф/маршальский жезл. "Измаильский стыд" до конца жизни остался его пунктиком.
        1. +2
          10 декабря 2020 09:34
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          после Измаила ему пожаловали, емнип, подполковника гвардейского Преображенского полка, а не ф/маршальский жезл. "Измаильский стыд" до конца жизни остался его пунктиком.

          Да вы правы hi Я не точно выразился, фельдмаршала конкретно, ему дали за взятие Праги в 1794.
          Моя мысль была в том, что Екатерина лукавила, утверждая, что ей нечем уже наградить Суворова за Рымник. К фельдмаршальскому жезлу он стремился всю жизнь, дабы быть самостоятельным в кампаниях
    3. -4
      10 декабря 2020 09:18
      За Кинбурн, вроде, он получил золотой плюмаж к шляпе с бриллиантовой литерой К.
      Да, питал слабость хенерал-аншеф к этому делу, не отнять. Шпаги в камнях, табакерки в камнях, алмазный бант за Прагу...
      1. -1
        10 декабря 2020 09:48
        Суворов был не богат, а брильянты, они не только лучшие друзья девушек, но и материальное подспорье.
        1. +2
          10 декабря 2020 10:02
          Цитата: Petrik66
          Суворов был не богат,

          хренасе...
          По требованию Павла и в связи с тяжбой Варвары, ему был предоставлен отчёт о состоянии А.В.С.: усадьба в Москве, девять тысяч восемьдесят крестьян, пятьдесят тысяч рублей оброка в год, на сто тысяч жалованных бриллиантов. Не беден явно.
          Цитата: Petrik66
          но и материальное подспорье.

          это да. Как он там "любезной Наташе-Суворочке" писал - "Знаки Св. Андрея тысяч в пятьдесят"?
        2. +1
          10 декабря 2020 18:11
          Цитата: Petrik66
          Суворов был не богат

          Довольно богат. Ушаков был не богат.
      2. 0
        10 декабря 2020 18:08
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Да, питал слабость хенерал-аншеф к этому делу, не отнять.

        Он что, попрошайничал?
        1. 0
          10 декабря 2020 19:40
          . Он что, попрошайничал?

          Не передергивайте, любезный. Особое отношение, скажем так, Суворова к наградам общеизвестно.
          1. 0
            10 декабря 2020 21:09
            Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
            Особое отношение, скажем так, Суворова к наградам общеизвестно.

            Это как? За Прагу - золотую шпагу, за Кобылку и Брест - Георгия крест, за долгое терпенье - сто душ в вознагражденье..... Так, что ли?
            1. +2
              10 декабря 2020 21:20
              Цитата: мордвин 3
              Это как?

              да вот так...
              Скажем, после Туртукая просил Салтыкова его "бога ради не забыть" и Георгия второго класса дать, потому что "бок поломан и голова подраспухла".
              1. 0
                10 декабря 2020 21:23
                Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                Скажем, после Туртукая просил Салтыкова

                После Туркутая он напрямую Екатерине писал: Туркутай взят, и я там.
                1. +1
                  10 декабря 2020 21:39
                  Цитата: мордвин 3
                  После Туркутая он напрямую Екатерине писал: Туркутай взят, и я там.

                  ложь. Суворов писал это своему прямому начальнику - Салтыкову. Не сочиняйте - субординацию никто не отменял.
                  1. 0
                    10 декабря 2020 21:46
                    Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                    ложь. Суворов писал это своему прямому начальнику - Салтыкову.

                    Честно сказать, не помню точно. Возможно, что и Румянцову.
  2. +11
    10 декабря 2020 05:19
    good
    Такие эпизоды российской истории должны быть известны каждому школьнику, чтобы на вопрос: «Кто такой Суворов?» он не ляпнул: «Да, это же отец певицы Даши Суворовой!»
    Вот это надо изучать в школе, чтобы потом не мучиться в догадках, чей Крым, кто такой князь Потёмкин и зачем там был Александр Васильевич Суворов.
    1. +7
      10 декабря 2020 10:26
      Такие эпизоды российской истории должны быть известны каждому школьнику, чтобы на вопрос: «Кто такой Суворов?» он не ляпнул: «Да, это же отец певицы Даши Суворовой!»
      Вот это надо изучать в школе, чтобы потом не мучиться в догадках, чей Крым, кто такой князь Потёмкин и зачем там был Александр Васильевич Суворов.

      Для этого необходимо фильмы снимать ,на уровне голливудских - а-ля Троя,Александр и прочее . Для закрепления ,так сказать в мозгу картинки.
      1. +1
        10 декабря 2020 12:38
        Цитата: lucul
        Для этого необходимо фильмы снимать ,на уровне голливудских - а-ля Троя,Александр и прочее . Для закрепления ,так сказать в мозгу картинки.

        Разве я против? А кто будет снимать? Михалков, Бондарчук? Только тут одна маленькая деталь: «На роль Суворова есть кандидаты?»
        А то получится какой-нибудь новый «Сибирский цирюльник» или «Сталинград»...
      2. 0
        10 декабря 2020 21:58
        Цитата: lucul
        Для этого необходимо фильмы снимать

        какое атавистическое мировосприятие - "фильмы снимать"...Други, на дворе 21-ый век, а вы всё "Броненосцами Потёмкиными" меряете laughing Есть духоподъёмная пульпа Пудовкина 1941-го года - и достаточно, полагаю.
    2. 0
      11 декабря 2020 16:39
      Да, так же как и то что турки побеждали русских в трех войнах начиная с Петра 1. Об этом почему то в наших школах практически не преподают. А жаль, нельзя недооценивать своего будущего врага.
  3. +7
    10 декабря 2020 05:29
    Суворову почёт и слава!
    Нет слов и командиров таких сейчас очень мало...
    1. +4
      10 декабря 2020 09:35
      Цитата: Руссобел
      Нет слов и командиров таких сейчас очень мало...

      каких "таких"? Суворов за свою карьеру принял участие в 7 (!) войнах, выиграл 60 (!) сражений. Чтобы быть "такими" - надо воевать?
      1. +2
        10 декабря 2020 10:23
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Чтобы быть "такими" - надо воевать?

        Надо конечно воевать.
        Если государство хочет что-то значить на международной арене, то должно иметь боеспособную армию. Чтобы последняя была таковой, а не бумажным тигром с бюрократией и дедовщиной - надо воевать. Постоянно и неуклонно.
        Это полезно и для внутреннего состояния дел.
        1. +2
          10 декабря 2020 10:45
          Цитата: Юнгер
          Надо конечно воевать.Постоянно и неуклонно.

          laughing
          круто.
          Постоянно.
          Неуклонно.
          Воевать.
        2. +7
          10 декабря 2020 11:04
          Раз уж Вы видите пользу в постоянном "воевании", так перечислите, с кем уже завтра можно начинать?
          А Вы не рассматривали такой способ добиться "значения" на международной арене, как развитие экономики?
          1. +5
            10 декабря 2020 11:08
            Цитата: Undecim
            Раз уж Вы видите пользу в постоянном "воевании", так перечислите, с кем уже завтра можно начинать?

            Мы уже начали этот процесс - в Сирии, например.
            Можно заодно Киев захватить. Ну чтобы два раза не ездить.
            Большую часть 19 века РИ воевала на Кавказе. И всему российскому обществу это было фиолетово. Война для здорового государства - это нормально и естественно.
            1. +2
              10 декабря 2020 11:11
              Понятно. Все строго по Даниилу Заточнику.
              1. +3
                10 декабря 2020 11:35
                По Никите Столпнику
            2. +1
              10 декабря 2020 12:08
              Как вы национализм сочетаете с имперской идеей?
              Вопрос без подвоха.
              1. +1
                10 декабря 2020 12:20
                Цитата: Engineer
                Как вы национализм сочетаете с имперской идеей?

                А в чём проблема?
                В любой империи есть основополагающая идея, которой все служат. В Российской империи например - православие, самодержавие и внимание ! - народность. Какая народность? Русская, естественно, так как тот же Александр 3 утверждал - "Россия для русских и по-русски". Если император сочетал, то я тем более могу.
                И Суворов не говорил - "мы татары, с нами Бог". Он упоминал основополагающую народность - имперскую составляющую. Так что проблемы нет.
                Не надо чесать там, где не чешется.
                1. +2
                  10 декабря 2020 12:32
                  Ну тогда мы строим империю на костях и крови титульной нации прежде всего. Вызываем перенапряжение ее сил и неизбежное разочарование и апатию. И какие преференции получали русские в Российской Империи по сравнению с другими? Финнами, поляками,немцами, казахами?
                  1. +1
                    10 декабря 2020 13:42
                    Цитата: Engineer
                    Ну тогда мы строим империю на костях и крови титульной нации прежде всего.

                    Есть такое дело. Тут по пословице - "любишь кататься, люби и саночки возить".
                    Вариантов нет. Если бы инородцы могли воевать, то они не были бы завоеваны. А если они не могут воевать, то зачем они нужны в армии? Только как вспомогательный контингент. Они таковым и являлись.
                    Цитата: Engineer
                    Вызываем перенапряжение ее сил и неизбежное разочарование и апатию.

                    Никто в РИ особо не перенапрягся - бабы рожали, мужики пахали и воевали. Всё как обычно. Империя померла по другим причинам.
                    Цитата: Engineer
                    И какие преференции получали русские в Российской Империи по сравнению с другими?

                    Ну в Москве не перекрывали улицы на Курбан-Байрам. Русские государственные служащие не извинялись перед чеченскими племенными вождями.
                    Русским крестьянам давали землю в Средней Азии, а узбекам в России - нет.
                    Когда в Средней Азии вспыхнуло восстание против русских, то русский царь не развешивал лапшу про интернациональную дружбу и многонациональность, а послал русские войска, которые убивали среднеазиатов. И командовал ими русский генерал, а не табасаранец.
                    Вроде уже неплохо.
                    1. +3
                      10 декабря 2020 13:57
                      Никто в РИ особо не перенапрягся

                      Это про Первую Мировую? Особо не перенапрягались, да
                      Если взять любую другую империю, четко видно как перенапряжение (обычно именно военное) убивало их в большинстве случаев.
                      то русский царь не развешивал лапшу про интернациональную дружбу и многонациональность, а послал русские войска, которые убивали среднеазиатов. И командовал ими русский генерал, а не табасаранец.

                      Как замечательно, но только это произошло уже после начала восстания и гибели тысяч русских людей. Намного больше потеряли имущество и стали беженцами. Им тоже надо имперской идеей утешиться? Ну да, шит хэппенз.

                      Любая империя уходит иногда на время, иногда навсегда. И поселенцы-имперцы внезапно обнаруживают себя в окружении местных, которые их немножко ненавидят.

                      Всегда поражало такое каннибальское отношение к своей же нации что у имперцев, что у коммунистов, что у современных властей.
                      1. +3
                        10 декабря 2020 14:05
                        Цитата: Engineer
                        Как замечательно, но только это произошло уже после начала восстания и гибели тысяч русских людей. Намного больше потеряли имущество и стали беженцами. Им тоже надо имперской идеей утешиться?

                        Так это в любом государстве возможно. В многонациональном СССР, что не было нац. конфликтов? Да полно.
                        В РФ - не было? Целых две чеченских войны. Сейчас они приглажены, потому что власть стелется перед нацменами, а чуть что - всё вспыхнет.
                        Надо понять, что Россия кроме русских и ещё пары / тройки коренных народов никому особо не нужна. И преференции надо давать тем кому государство дорого, а нет тем кто горланит громче всех и давит диаспорой.
                      2. +1
                        10 декабря 2020 14:15
                        Вы сейчас наводите тень на плетень.
                        Возможно в любом, но вот в Империи (любой) это не просто возможно, это неизбежно. И будет происходить особенно часто и жестоко в период упадка
                        многонациональном СССР

                        СССР был империей-постимперией-неоимперией с имперским мышлением руководства наложенным на искаженное классовое понимание вопроса
                        Все национальные проблемы СССР это проблемы империи

                        Надо понять, что Россия кроме русских и ещё пары / тройки коренных народов никому особо не нужна.

                        Надо понять либо националисты строят Империю русских и тогда будем наблюдать тверк на граблях серии 3.0 с экспансией и погромами (во все стороны) либо строят национальное государство русских, что невозможно (и преступно) в рамках действующего законодательства.
                      3. +4
                        10 декабря 2020 14:31
                        Тень наводите сейчас именно Вы. Изначально вы поставили вопрос - как сочетается национализм с имперской идеей? Я ответил на примере РИ, где была и империя и национализма выше крыши было.
                        Дальше пошли ваши воздыхания, что это плохо, была куча проблем и т.д.
                        Но я на ваш изначальный вопрос - ответил. Всё сочеталось и долгое время. А проблемы есть всегда и везде. Русское гос-во простояло на "плохих" идеях под тыщу лет - очень неплохо. Критиковать это всё задним числом - глупо, так мы ещё ничего долговечнее не создали, а все эти возвышенные разговоры просто погремушка.
                        Так что по сути не знаю, что ещё сказать- всё сказано.
                      4. +1
                        10 декабря 2020 14:38
                        Тут вы отчасти правы - я не сформулировал свой тезис изначально в явном виде.
                        Вот он
                        Империя неконкурентноспособна. Экономически уже более 100 лет. С точки зрения построения стабильной государственности даже больше.
                        Националист -это тот кто желает своей нации блага прежде всего . Империя является бОльшим злом для всех - и титульной нации и окраин. Соответственно быть благом она не может.
                        100 лет назад это плохо понимали. Сейчас накоплен исторический опыт и об этом можно судить достаточно четко.

                        Строитель Империи русских в современных исторических условиях русофоб похлеще многих. Ну не желает он блага русской нации.
                      5. +3
                        10 декабря 2020 15:13
                        Я не сомневаюсь в том, что в данный момент классическая империя - плохая идея. Прежде всего потому, что слишком повысился уровень грамотности/псевдограмотности отсталых прежде народов. Те общества, которые ранее и народами то не были - сформировались и вступили в пору развитого национализма. И включение их в империю на прежних основаниях уже вряд ли возможно.
                        Всё течёт и изменяется и если вы полагаете, что я предлагаю создать РИ номер 2, то вы ошибаетесь. Не предлагаю ибо невозможно даже что-то близкое.
                        Но раньше - это было толковое и конкурентное образование. Для своего времени.
                        Сейчас надо искать какие-то другие формы - это очень сложно и я не берусь тут фантазировать.
                    2. +1
                      10 декабря 2020 18:18
                      Цитата: Юнгер
                      Если бы инородцы могли воевать, то они не были бы завоеваны.

                      Вопрос: Мы Чечню завоевали, или купили?
                      1. +1
                        10 декабря 2020 18:42
                        Вы - это мордва? Вроде ни то ни другое.
                      2. +1
                        10 декабря 2020 21:11
                        Цитата: Юнгер
                        Вы - это мордва?

                        Я - это Рассеянин! laughing
                2. +2
                  10 декабря 2020 12:33
                  Какая народность?
                  Вы бы с темой ознакомились. Уваров имел ввиду не этническую общность, он в понятие "народность" вкладывал эстетический смысл. О романтическом национализме слышали?
                  1. +4
                    10 декабря 2020 12:47
                    Цитата: Undecim
                    О романтическом национализме слышали?

                    Слыхал. Когда запрещали полякам в школах обучаться на польском языке - это романтический национализм? Пускай будет "эстетический смысл" - вполне неплохо звучит.
                    Главное, чтобы дело делалась, а там хоть горшком назови.
            3. +2
              10 декабря 2020 17:21
              Война для здорового государства - это нормально и естественно.
              С одной оговоркой. Когда на эту войну идут профессионалы, те, кто сам выбрал для себя подобный род деятельности. Естественно, это не касается защиты отечества, когда на него напал внешний враг, тут идут все.
              А "что бы два раза не ездить" это не защита отечества. И призывной солдат там не должен быть, отдавать свою жизнь, или, что еще хуже, стать инвалидом, к примеру без ног, и быть потом всю оставшуюся жизнь, никому, абсолютно никому, не нужным.
              1. +2
                10 декабря 2020 17:27
                Цитата: Ezoterik
                Когда на эту войну идут профессионалы, те, кто сам выбрал для себя подобный род деятельности.

                Однозначно.
                Цитата: Ezoterik
                И призывной солдат там не должен быть, отдавать свою жизнь, или, что еще хуже, стать инвалидом, к примеру без ног, и быть потом всю оставшуюся жизнь, никому, абсолютно никому, не нужным.

                Святая истина hi
                1. +1
                  10 декабря 2020 17:42
                  Благодарю Вас за понимание! Что же до Украины, то пусть они живут как хотят. Крым естественно не их, он всегда был Российским, с какого "дуба" кукурузник передал его Украине, совершенно непонятно. Это исконно Российская земля, и сейчас справедливость восстановлена. Донбасс то же всегда был Российской землей, как и вся Малороссия. И Одесса это то же никак не Украина.
                  Крым Российский. Он им был, он есть, и всегда будет. А на "свидомых" забить, пусть орут, что хотят.
          2. +2
            10 декабря 2020 12:10
            Цитата: Undecim
            А Вы не рассматривали такой способ добиться "значения" на международной арене, как развитие экономики?

            Извините, не заметил сразу вашего вопроса.
            Рассматривал. Но сама по себе развитая экономика не способствует развитию здоровой морали общества. Это можно увидеть на примере современных экономически развитых государств.
            А вот развитая война - способствует поднятию патриотизма, морали, нравственности. Да и развитию той же экономики способствует. Видите, как всё хорошо?
            1. +5
              10 декабря 2020 12:24
              А вот развитая война - способствует поднятию патриотизма, морали, нравственности. Да и развитию той же экономики способствует. Видите, как всё хорошо?
              Это не хорошо, это, извините, клиника, другими словами я такой подход назвать не могу.
              1. 0
                10 декабря 2020 12:44
                Цитата: Undecim
                Это не хорошо, это, извините, клиника, другими словами я такой подход назвать не могу.

                Это у Вас возможно недостаток тестостерона в организме. Сейчас это распространённая проблема. Слишком много женского мировоззрения в обществе и, как следствие, чрезмерное развитие нездоровых псевдогуманистических идей.
                1. +2
                  10 декабря 2020 13:00
                  во, что спермотоксикоз с человеком творит...Фонтан брутальности laughing
                  1. 0
                    10 декабря 2020 14:16
                    Воздержание - это краеугольный камень здоровья и сил человека. Древние германцы считали, что чем дольше юноша воздерживается от сношений с женщиной, тем выше он вырастает и сильнее делается. wink
                2. +6
                  10 декабря 2020 13:28
                  Тут скорее проблема не в недостатке тестостерона у меня, а в его конверсии у Вас. Челку налево зачесываете?
                  1. +1
                    10 декабря 2020 14:07
                    Цитата: Undecim
                    Челку налево зачесываете?

                    Избыток тестостерона вызывает ранее облысение. У меня именно такая ситуация.
                    1. +2
                      10 декабря 2020 18:25
                      Цитата: Юнгер
                      Избыток тестостерона вызывает ранее облысение.

                      И в остальном на полшестого?
      2. 0
        10 декабря 2020 12:20
        Чтобы быть "такими" - надо воевать?

        Чтобы быть "такими"
        Надо быть грамотным командиром, болеть за солдата и конечно иметь талант!
      3. +1
        10 декабря 2020 19:59
        Ещё с "Книги будущих командиров" помню эту цифру - 60 сражений, но вот перечисления их нигде не встречал
        1. +1
          10 декабря 2020 20:28
          Цитата: Бюрер
          Ещё с "Книги будущих командиров" помню эту цифру - 60 сражений, но вот перечисления их нигде не встречал

          кстати, да - тоже эти цифры "7" и "60" помню с детства)
  4. +4
    10 декабря 2020 06:08
    Поэтому действия русской государыни в Стамбуле сочли за вывоз.

    А что Екатерина вывезла?
    1. +5
      10 декабря 2020 06:51
      По моему просто опечатка, а имелось в виду "сочли за ВЫЗОВ", буквы-то одни и те же, только две из них поменяли местами и получилась такая вот несуразица. request
      1. +4
        10 декабря 2020 10:51
        Бывает комп меняет не только буквы но и смысл сказанного . Того же мнения , что ВЫЗОВ .
        Прочитываю с большим интересом о Суворове . Спасибо .
  5. +1
    10 декабря 2020 06:29
    Может быть всё же- Форвардс?... request
    1. +3
      10 декабря 2020 09:24
      Цитата: Владимир Владимирович С
      Может быть всё же- Форвардс?... request

      Какой, нафиг, "форвардс"?

      vorwärts - "вперёд" по-немецки.
  6. +3
    10 декабря 2020 09:13
    Бывал в Очакове.Памятник Суворову видел.Ухожен..
    А сейчас там американская база..
  7. +4
    10 декабря 2020 10:46
    Как Суворов уничтожил турецкую армию на реке Рымник)


    Огромный памятник Суворову на горе на месте битвы до сих пор стоит в Румынии (уже второй)

    .

    Но это место не только великлй победы, но и величайшей личной трагедии Суворовых: через 22 года после битвы его сын генерал Аркадий Суворов утонул при переправе через реку Рымна: он спасал своего кучера, его спас, а сам...

    Что касается Кинбурна, Очакова, Хнрсона: ГДЕ это все то. за что пролито море русской крови , сегодня?
    1. +3
      10 декабря 2020 10:56
      А мне измаильский памятник больше нравится.
      1. +3
        10 декабря 2020 11:30
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        А мне измаильский памятник больше нравится.

        так это и есть памятник ИЗ РУМЫНИИ, тот что первый. установленный в 1913 г. демонтированный в 1916 и установленный потом в Измаиле. Или Вы это и имели ввиду?

        У меня на фото памятник 1950 годп.

        А больше всего мне нравится памятник Суворову в ТИРАСПОЛЕ
  8. 0
    10 декабря 2020 17:52
    СЛАВА РУССКОМУ СОЛДАТУ!!!.СЛАВА РОССИИ!!!СЛАВА СУВОРОВУ!!! вот о чем здесь должно быть множество статей.а не про каких то рыцарей .гербы и шляпы.
  9. +1
    11 декабря 2020 16:54
    Своих героев надо знать, так же как и то что турки побеждали русских в трех войнах начиная с Петра 1. Об этом почему то в наших школах практически не преподают. А жаль, нельзя недооценивать своего будущего врага.
  10. 0
    11 декабря 2020 17:00
    Своих героев надо знать, так же как и то что турки побеждали русских в трех войнах начиная с Петра 1. Об этом почему то в наших школах практически не преподают. А жаль, нельзя недооценивать своего будущего врага.
  11. +1
    11 декабря 2020 20:16
    Откуда скопирована сия писанина? В детстве у меня была книга - "Небывамое бывает", так по стилю изложения (дилетантскому) -очень похоже. Жирный минус сему "творчеству".