Год автономного плавания: беспилотники так называемого «Призрачного флота» ВМС США возвращаются после дозора

52
Год автономного плавания: беспилотники так называемого «Призрачного флота» ВМС США возвращаются после дозора

В Соединённых Штатах успешно реализуется программа «Повелитель призрачного флота» (Ghost Fleet Overlord), предполагающая создание беспилотных кораблей проекта LUSV, предназначенных для патрулирования водной акватории на протяжении длительного времени.

Как сообщает издание Maritime Network, 29 мая возвратился после дозора к месту базирования в Пойнт-Лома, штат Калифорния, прибыл аппарат Nomad («Кочевник»). Он прошёл 4 421 морских миль, что составляет 98% длительности его пребывания в автономном плавании. Корабль проделал путь от Мексиканского залива до западного побережья после прохождения через Панамский канал.



На преодоление данной дистанции и выполнения возложенных на него миссий патрулирования потребовалось больше года. Ранее этим же путём прошёл однотипный корабль Ranger, завершив свой поход в октябре 2020 года.

В настоящее время программа по созданию так называемого «Призрачного флота» ВМС США находится на 2-й фазе, которая стартовала в сентябре 2019 года и должна завершиться в начале 2022 года. В её рамках осуществляется интеграция систем управления и боевой нагрузки, а также проводятся тактические эксперименты.

Беспилотные корабли типа LUSV создаются путём переоборудования, в том числе добавления боевых систем, уже имеющихся вымпелов. Так, в Nomad было трансформировано морское судно снабжения Riley Claire; под этим наименованием он до сих пор значится в регистре.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 июня 2021 12:40
    Мы тоже наконец начали обкатывать беспилотное управление ,правда пока на гражданке.Три судна ,порт Кавказ земснаряд ,Каспий сухогруз,СМП танкер Михаил Ульянов.Так что не стоим на месте и это радует.
    1. +2
      8 июня 2021 12:48
      В смысле ВООБЩЕ никого?!
      1. -3
        8 июня 2021 12:51
        Угу,самому интересно.Наблюдающие за наблюдающими конечно есть,если вдруг море будет кончаться ,чтоб на ручное управление перейти. laughing
        1. +2
          8 июня 2021 13:06
          Мечта а не работа - вкалывают роботы, а не человек. Кимаришь на мостике...
      2. -3
        8 июня 2021 13:00
        Посмотрел что у Михаила Ульянова на мосту напихано,особо понравилась,система проверки дееспособности вахтенного штурмана.Это до переоборудования в беспилотник.
        1. -2
          8 июня 2021 14:03
          В зоне датчика повесить замануху и - вуаля! hi
          1. kig
            0
            14 июня 2021 05:37
            В этих системах штурману надо каждые 6 минут нажимать кнопку, подтверждая свою дееспособность. На одном из судов, на которых пришлось работать, была внедрена рацуха: га мостике были установлены три датчика движения, реле которых имитировали те самые кнопки. То есть достаточно было, даже сидя в кресле, двинуть рукой с чашкой кофе - и вуаля, сигнал "живздоров" прошел.
        2. 0
          9 июня 2021 04:57
          Этим системам уже лет 20,если не больше. Я про dread man alarm.
          1. kig
            0
            14 июня 2021 05:31
            Не dread, наверно а dead wassat
            1. 0
              14 июня 2021 08:01
              Нуясенкрасен
      3. +2
        8 июня 2021 13:08
        Ну, на автопилоте и раньше ходили, но только по спокойной воде. Чуть волна - рыскать начинает, одерживать надо...
        1. +8
          8 июня 2021 13:38
          Имеется в виду не авторулевой, а BNWAS - Bridge Navigation Watch Alarm System, по-русски СКДВП, - система контроля дееспособности вахтенного помощника. Работает по принципу системы dead man в железнодорожном транспорте. Если вахтенный штурман не будет с заданным интервалом времени нажимать специальную кнопку или проходить мимо датчика теплового излучения с заданой регулярностью, то система поднимет тревогу: сначала на мостике, потом в каюте капитана и его помощников, потом, если после этого никто не скветирует сигнал тревоги, сработает "авралка" по всему судну. Система защищена от несакционированного доступа паролем, а включается обычным замочным ключем, который хранится у капитана. Некоторые капитаны включают систему, когда судно в море, некоторые - нет...тут вопрос в доверии капитана своим штурманам и в уверенности в самом себе. По своему опыту скажу, что система эта полезна только в одном случае: когда штурман стоял вахту на мостике один, и внезапно умер. Во всех остальных случаях она больше мешает, чем помогает, и поэтому штурмана нашли способ, как её обмануть. Возле датчика теплового излучения подвешивается на нитке листочек фольги или отполированная металлическая пластинка, вырезанная из консервной банки. Источников тепла на мостике хватает, и ИК-волны, отражаясь от "заманухи", попадают в приёмник теплового излучения системы...Из-за качки судна фольга или пластина крутится, блики ИК-волн дают системе иллюзию, что "тело на мостике двигается, а не умерло". Глупая система работает на примитивном коде, да и вряд ли её разработчики (кстати, ни разу не моряки) предполагали, что ей будет оказываться такое "противодействие"...результат достигнут: вахтенный штурман сидит в кресле с чашкой кофе в одной руке и с телефоном в другой. Все счастливы: система "думает", что вахтенный штурман ходит, капитан, надеясь на систему, не поднимается на мостик, никто никому не сложняет жизнь...
          1. +3
            8 июня 2021 13:46
            Нашего моряка на мякине не проведёшь! На каждую гайку подберём болт с резьбой... hi
          2. 0
            8 июня 2021 13:53
            никто не кому не сложняет жизнь

            До первой аварии, когда штурмана действительно прихватит.
            1. +2
              8 июня 2021 14:02
              До первой аварии, когда штурмана действительно прихватит.

              Когда его прихватит, он сам первый кнопку тревоги нажмёт. Что-то траулеру "Амур" эта система не помогла, когда он японскую рыболовную шхуну переехал. Кстати, BNWAS на нём была, это 100%.
              1. 0
                9 июня 2021 02:37
                Цитата: Brylevsky
                эта система не помогла

                А она и не поможет ! Она отвечает только за дееспособность штурмана, но никак за обстановкой не следит. На шхунешке АИСа явно не было, пластиковый корпус не особо на радаре отбивается, да и антенны РЛС на "Амуре" задраны на самый клотик, даже наварена стеньга. Поэтому шхуна попала в мертвую зону, и если бы скорость у "Амура" была побольше, шхуна бы переломилась пополам, а так только перевернулась...
                P.S. Третий стоял на вахте, его задержали на трое суток и ему грозит 5 лет тюрьмы....
                1. 0
                  9 июня 2021 04:07
                  Я все это прекрасно знаю. Мой пост был о том, что никакая электронная система не поможет, если человек не призовёт себе на помощь здравый смысл.
                  1. 0
                    9 июня 2021 05:00
                    Есть МППСС-72, другие Правила и хорошая морская практика, а не разгильдяйство и вольница. hi
                    1. 0
                      9 июня 2021 05:30
                      Согласен с вами. hi
            2. +1
              9 июня 2021 05:01
              Лет 11 или 12 назад в Японии выскочил на мель наш сухогруз, 2пкм не дождался старпома ночью на вахту и в растроенных чувствах ушел спать в каюту. Вот там система бы эта пригодилась.
          3. -2
            8 июня 2021 14:09
            Молодцы,где наша не пропадала.У нас всегда найдется болт собратной резьбой.А я начинал когда мост был практически пустой,бинокль,РЛС в который заглянешь,и че он показывает.Эхолот и волшебный прибор секстант.Зато романтики выше крыши и куча анекдотов. hi
            1. +3
              8 июня 2021 14:25
              Зато романтики выше крыши и куча анекдотов.

              Теперь, увы, не так...На мостике микрофоны и видеокамера с записью действий вахтенного помощника капитана...с трансляцией на монитор в капитанской каюте, какие уж тут анекдоты... Впрочем, был однажды. Работал я с одним кэпом который всё делал по инструкции. Положено по инструкции при выходе в море включить BNWAS, - включал. Но однажды забыл выключить. Пришли в порт, на мосту никого, у системы работает обратный отсчёт...кэп в офисе, занимается с портовыми властями (там ещё и портконтроль припёрся с проверкой). По истичении положенного интервала времени система ожидаемо заорала на весь пароход, разбудив всех, кто спал (это была ночь). Больше он её не включал...
            2. +2
              9 июня 2021 05:03
              И непередаваемые звук мостика....что то стучит,сельсины и гороскопы звенят. Такого уже нет на мосту
              1. 0
                9 июня 2021 06:02
                Цитата: shkiper83
                гороскопы

                У гирокомпа'сов.... laughing
                1. 0
                  9 июня 2021 06:21
                  Ага
          4. kig
            0
            14 июня 2021 15:47
            Цитата: Brylevsky
            система эта полезна только в одном случае: когда штурман стоял вахту на мостике один, и внезапно умер. Во всех остальных случаях она больше мешает

            В компании ER Schiffahrt был контейнеровоз по имени ER Hamburg. Она давно уже продан и плавает под другим именем, но была с ним вот такая история:


            Это он в доке в Констанце. Штурман уснул на вахте, система BNWAS была выключена, в итоге проехали точку поворота и прямолинейное поступательное движение судна остановила скала необитаемого острова в Эгейском море. Я проработал в той компании довольно продолжительное время, и точно помню, что эта штука работала всегда и везде, и штурмана послушно нажимали кнопку, когда требовалось. Но вот на этом пароходе капитан (русский, между прочим) систему не включал, а матроса на именно эту ночную вахту разрешил не ставить по причине усталости экипажа после нескольких коротких стоянок в портах (кажется, три захода в порты за 5 суток). И результат воспоследовал. А всего-то делов было - ключик повернуть. .
    2. -1
      8 июня 2021 13:56
      Нам такие нужны и для выполнения патрульных задач, для автономного поиска субмарин, для МЧС, и чтобы не еденичное изделие, а серия, и естественно вся его начинка до последнего болта Российская.
      1. +4
        8 июня 2021 15:06
        естественно вся его начинка до последнего болта Российская.

        Долго ждать придётся. Целую отрасль с заводами , институтами, кадрами , смежными отраслями создать надо. Это нереально ближайшие пару десятилетий . Да и ни к чему . Израиль закупает комплектующие , делает вполне приличное оружие и не "заморачивается" патриотизмом , или ещё чем..
    3. +3
      8 июня 2021 17:41
      Цитата: tralflot1832
      Мы тоже наконец начали обкатывать беспилотное управление ,правда пока на гражданке.Три судна ,порт Кавказ земснаряд ,Каспий сухогруз,СМП танкер Михаил Ульянов.Так что не стоим на месте и это радует.

      С какой стати Михаил Ульянов стал беспилотником?
      Крю - 14 персон...
    4. 0
      9 июня 2021 04:55
      Про других не знаю,но с Ульяновым погорячились.
  2. +1
    8 июня 2021 12:43
    ...В Соединённых Штатах успешно реализуется программа «Повелитель призрачного флота» (Ghost Fleet Overlord),

    Любят англосаксы пышные наименования. Нет чтоб рассказать по-подробнее о "повелителе мух".
    1. +2
      8 июня 2021 17:44
      Цитата: кредо
      ...В Соединённых Штатах успешно реализуется программа «Повелитель призрачного флота» (Ghost Fleet Overlord),

      Любят англосаксы пышные наименования. Нет чтоб рассказать по-подробнее о "повелителе мух".

      Да, да..
      Расскажите о наших боевых беспилотниках с обычными , не пышными названиями....
      Что бы можно было сравнить реальность, а уже потом ссылаться на пафосюс и не пафос
  3. +13
    8 июня 2021 13:23
    Оснащен гидроакустической станцией MS3.Как в активном так и впассивном режимах способна засекать не только субмарины, но и торпеды, а также МАЛЫЕ НЕОБИТАЕМЫЕ подводные аппараты. Излучатели ГАС установлены в подкильных гондолах. На борту также имеется магнитометр, реагирующий на малейшие отклонения магнитного поля. В зависимости от гидрологической обстановки БЭК может засекать подводные лодки на расстоянии от одной до 10 миль, идя на скорости 5-7 узлов.
    Имеется и масса средства НАДВОДНОГО наблюдения и связи.
    Вот такой самоходный гидроакустический буй.
    И попробуй "скрыться" даже тому же "Посейдону"...
    1. -10
      8 июня 2021 13:49
      У Посейдона плюс в скорости, да и задачи другие - уничтожить цель, что при отсутствии команды несложно...
      1. +5
        8 июня 2021 17:45
        Цитата: isv000
        У Посейдона плюс в скорости, да и задачи другие - уничтожить цель, что при отсутствии команды несложно...

        Нет у него никаких плюсов...
        Он предсказуем, как белка в колесе
    2. -11
      8 июня 2021 14:22
      Цитата: knn54
      И попробуй "скрыться" даже тому же "Посейдону"...

      На глубине в километр? Да он там может пьяную цыганочку плясать и частушки про негрогеев распевать - на него только санкции наложить можно - иди достань его на такой глубине
      1. +4
        8 июня 2021 17:46
        Цитата: Cowbra
        Цитата: knn54
        И попробуй "скрыться" даже тому же "Посейдону"...

        На глубине в километр? Да он там может пьяную цыганочку плясать и частушки про негрогеев распевать - на него только санкции наложить можно - иди достань его на такой глубине

        Да ещё глубинными бомбами можно раздолбать, или торпедами типа мк-48.

        Его слышно на несколько тысяч миль с такой скоростью ..
        И вся его траектория движения 6алтцо, никакой скрытности
        1. Цитата: SovAr238A
          Цитата: Cowbra
          Цитата: knn54
          И попробуй "скрыться" даже тому же "Посейдону"...

          На глубине в километр? Да он там может пьяную цыганочку плясать и частушки про негрогеев распевать - на него только санкции наложить можно - иди достань его на такой глубине

          Да ещё глубинными бомбами можно раздолбать, или торпедами типа мк-48.

          Его слышно на несколько тысяч миль с такой скоростью ..
          И вся его траектория движения 6алтцо, никакой скрытности

          У Mk-48 max глубина только 800 м.
          "Посейдон" может менять скорость и траекторию движения.
  4. +1
    8 июня 2021 13:25
    Тут всё зависит от экономического обоснования. Для США, наверное, стало выгодно строить подобные корабли. А для России, учитывая, что микросхем для космоса нет - экономически выгодно и технологически возможно только использование биологических экипажей для ВМФ.
    1. -9
      8 июня 2021 13:35
      учитывая, что микросхем для космоса нет

      Причем тут космос? Эти корабли умеют выходить на орбиту? belay
      1. +2
        8 июня 2021 17:50
        Цитата: bk316
        учитывая, что микросхем для космоса нет

        Причем тут космос? Эти корабли умеют выходить на орбиту? belay

        А какие условия для работы микросхем на глубине 1000 метров , вы знаете?
        У человечества десятки тысяч спутников в космосе побывали, а вот подводных аппаратов, свыше 1000 метров погружения и полусотни не наберётся...
        Может, это даёт понять то, что, глубина посложнее космоса?
    2. -2
      8 июня 2021 13:59
      учитывая, что микросхем для космоса нет

      Ну, да... на чем тогда союзы летают - непонятно, наверно на лампах.
      Насчет электроники вы сильно ошибаетесь. Она есть, правда больше идет на военные и промышленные нужды. Причем там есть вся линейка, от простых датчиков до контроллеров реального времени. Увы, в гражданский оборот поступает по капле в год.
  5. +3
    8 июня 2021 13:34
    Я правильно понял:
    корабль - обычный, просто переоборудованный год плавал без экипажа , прошел 4500 миль (что то очень мало за год, дрейфовал что ли?) ничего там за год не сломалось, топливо не кончилось, никто на бесхозный корабль не позарился.
    Если так то это круто.
    1. +5
      8 июня 2021 13:44
      Особенно интересует про "не позарился". Допускаю, что пока он ходил возле Западного побережья, за ним присматривала береговая охрана, пока он шел от Панамского канала до США за ним тоже присматривали. Однако когда он пойдет в реальную автономку, неужели бравые ребята на моторных лодках не решатся его немножко спереть?
      1. -1
        8 июня 2021 13:56
        Однако когда он пойдет в реальную автономку, неужели бравые ребята на моторных лодках не решатся его немножко спереть?

        Интересный вопрос. Может спереть его и не удастся. Таки защита управления, пароли, все дела. Но вот времени открыть трюм и стибрить оттуда пару тонн груза будет достаточно.И поди найди их, даже если там все забито камерами будет.
      2. +3
        8 июня 2021 17:53
        Цитата: DrRey
        Особенно интересует про "не позарился". Допускаю, что пока он ходил возле Западного побережья, за ним присматривала береговая охрана, пока он шел от Панамского канала до США за ним тоже присматривали. Однако когда он пойдет в реальную автономку, неужели бравые ребята на моторных лодках не решатся его немножко спереть?

        Бравые ребята будут уничтожены...
        Ибо нападение на военно-морской корабль, пусть и беспилотный, это акт агрессии.
    2. +1
      8 июня 2021 14:00
      Он прошёл 4 421 морских миль, что составляет 98% длительности его пребывания в автономном плавании.

      Если судно идёт средним ходом в 10 узлов то за месяц! получается ок. 13500 миль. По американской выкладке выходит средняя скорость в 0,5 узлов. Получается его успешно "проводили" и долгожданно "встретили"... laughing fool
    3. 0
      9 июня 2021 05:17
      Ага ,и панамский канал прошел без экипажа
  6. -3
    8 июня 2021 14:03
    Кто в курсе морского права, закон о том, что корабль покинутый командой является собственностью нашедшего ещё действует?
    1. +6
      8 июня 2021 14:09
      Кто в курсе морского права, закон о том, что корабль покинутый командой является собственностью нашедшего ещё действует?

      Судно или корабль, даже оставленные экипажем, остаются собственностью государства флага (в случае корабля) или судовладельца. Попытка завладеть чужой собстенностью в этом случае приравнивается к акту пиратства со всеми вытекающими из этого последствиями.
  7. 0
    8 июня 2021 14:23
    Тема конечно интересная и перспективная
  8. 0
    8 июня 2021 18:16
    интересно как они общались с лоцманом в панамском канале