9 сентября в России отмечают День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне

35
Середина XIX века. Российская империя вступает в череду изматывающих военных конфликтов на северных и южных окраинах. Наиболее драматические события развернулись на крымском побережье Черного моря, отчего Крымская война 1853-1856 годов и получила свое историческое название.

Российской монархии на юго-западном театре военных действий пришлось противопоставить свои войска и ресурсы объединенным силам Турции, Великобритании, Франции и Сардинии. Противники России заключили тактический союз, цель которого – сообща разрушить планы Петербурга по закреплению в черноморском регионе, отвоевав стратегически важные позиции. Тем самым для России перекрывался доступ к Босфору с выходом к Балканам. Главным трофеем в этой военной кампании оказался один из крупнейших форпостов – Севастополь. Здесь и было решено нанести разящий удар, превентивно дождавшись концентрации в водах Черного моря кораблей британо-французского блока.



Город Севастополь, являвшийся основной морской базой для русского флота, имел защиту с моря заметно лучшую, чем на сухопутных подступах. Тем не менее, адмиралтейство несло потери и было вынуждено уступить под натиском неприятеля. Остатки царской эскадры переместили на север к Николаеву, а Севастопольскую бухту заблокировали, потопив несколько кораблей. После масштабной высадки сил антирусской коалиции на берегах Крыма пришлось отступать и нашим сухопутным войскам. В сентябре 1854 года защитники укрылись за стенами Севастопольской крепости.

Руководство обороной города взял на себя вице-адмирал Владимир Корнилов. Взять Севастополь штурмом не получилось: первые атаки результата не принесли, и противник раз за разом отходил, подсчитывая очередные потери. Решено было применить тактику осады, которая продлилась почти целый год – 349 дней.

При одном из жесточайших артиллерийских обстрелов в октябре 1854 года Корнилов получил смертельное ранение. Командование принял контр-адмирал Истомин, но вскоре он пал жертвой вражеского ядра. В июле 1855 года война оборвала жизнь и адмирала Нахимова, который погиб на посту военачальника осажденного севастопольского гарнизона. Однако несмотря на огромные потери, моряки, солдаты, ополченцы и простые горожане хранили стойкость духа и волю к сопротивлению до конца, вдохновляясь многочисленными подвигами павших товарищей.

Именно с тех боев героическая оборона защитников Крыма и Севастополя стала примером несгибаемой воли и доблести. Хотя силы числом были не равны, а припасы арсенала – не бесконечны. Под стенами осажденного города нашли свою погибель 72 тысячи агрессоров, потери с нашей стороны превысили сто тысяч.

Итоги Крымской войны стали уроком для всех. Россия в 1856 году подписала невыгодные условия Парижского мирного договора, лишившись стратегического преимущества на южных рубежах. С той поры минуло уже 165 лет. За это время Севастополь вместе со всем полуостровом не раз оказывался в пучине конфликтов – но после «Крымской весны» победный флаг Отечества вернулся сюда навсегда.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 сентября 2021 08:43
    Оборона Севастополя - одна из многочисленных героических страниц истории России.
    Итоги Крымской войны стали уроком для всех 

    Увы, множество жестоких противостояний давали информацию к размышлению лишь на некоторое время. И сейчас, по прошествии более полутора веков, ситуация в черноморском регионе такая же раскаленная...
    1. +9
      9 сентября 2021 08:54
      Флот и Армия России проявили чудеса выдержки и героизма. Респект предкам, и уважуха
      1. +1
        9 сентября 2021 16:40
        Нет, Маз. Не это. Честь им и слава вечная!
    2. +3
      9 сентября 2021 09:39
      Эта война России была одновременно с несколькими сильными и умелыми противниками оснащёнными современными видами вооружений...
      Это я в сравнении со стрелами, пиками и дротиками индейцев против пулемётов и пушек... "великой" армии США.
      Одним - Вечная Слава! soldier
      Другим - вечное позорище! negative
      1. +3
        9 сентября 2021 10:39
        Цитата: Теренин
        Одним - Вечная Слава! soldier
        Другим - вечное позорище!

        Вечная слава защитникам Севастополя, я это понимаю и полностью с этим согласен. Но вот кому "вечное позорище"? Тому, кто довел тогда страну до катастрофического технологического отставания и вел пагубную внешнюю (и внутреннюю) политику? Или вы кого то другого имели ввиду?
        1. +2
          9 сентября 2021 16:41
          Цитата: aleksejkabanets
          Или вы кого то другого имели ввиду?

          Имел ввиду процесс уничтожения коренного населения Америки в результате действий, в т.ч. военных, европейскими колонизаторами.
          1. +2
            9 сентября 2021 19:23
            Цитата: Теренин
            Имел ввиду процесс уничтожения коренного населения Америки

            Да, это безусловно геноцид, который до сих пор не получил правовой оценки.
      2. -4
        9 сентября 2021 13:42
        Ваши представления о завоевании американского континента в 18 веке и позже, видимо, основываются лишь на голивудских постановках... Вооружение т.н. "индейцев" мало чем отличалось от экипировки русско-казацких войск, противостоящих романовским западным наемных войскам романовской Московии Панина и Суворова. Решающую роль в разгроме войск Великой Тартарии на северо-американском континенте сыграли действия екатерининских войск. Откуда, например, у романовской России появилась возможность торговаться с Западом на предмет Аляски ?
  2. +13
    9 сентября 2021 08:46
    Отмечу-прапрадед (по словам прадеда) оборонял Севастополь.
    Медаль "За защиту Севастополя (1854-1855 ),,ГЕОРГИЙ 4 СТЕПЕНИ и какие то грамоты( последние куда то исчезли,когда умер дедушка).Пластун,воевал вместе с матросом Кошкой
    1. +9
      9 сентября 2021 09:02
      Цитата: knn54
      Отмечу-прапрадед (по словам прадеда) оборонял Севастополь.
      Медаль "За защиту Севастополя (1854-1855 ),,ГЕОРГИЙ 4 СТЕПЕНИ и какие то грамоты( последние куда то исчезли,когда умер дедушка).Пластун,воевал вместе с матросом Кошкой

      Удивительно , но моя семья тоже связана с Севастопольской обороной. Мой прапрадед Моисей Хорович был призван кантонистом в российскую армию и как участник Крымской войны получил право "проживать с семьей" в не черты оседлости. Так моя семья поселилась в Царицине.
      А вообще в Севастополе есть уникальный для 19 века памятник 500 воинам-евреям погибшим при защите города.


      Первая докладная комитета от 28 апреля 1864 г. удостоилась резолюции военного губернатора в Севастополе о том, что с его стороны на установку упомянутого памятника не имеется препятствий, но так как местность на Северной стороне состоит в ведомстве Севастопольского порта, то надлежит обратиться к его командиру. Контр-адмирал Ключников послал докладную своему начальнику командиру Николаевского порта вице-адмиралу Глазенапу. Тот продержал ее два месяца и только после настойчивой просьбы Шмерлинга направил в Петербург. Там вопрос решился неожиданно быстро: управляющий морского министерства Краббе дал разрешение в июле 1864 .
      1. +2
        9 сентября 2021 09:49
        Цитата: Арон Заави
        в Севастополе есть уникальный для 19 века памятник 500 воинам-евреям погибшим при защите города

        Пару раз стояли на ремонте в Северном доке, наблюдал этот памятник, причем никто не мог сказать кому этот памятник...узнал что это памятник воинам евреям только в 1995-м...удивился.
      2. 0
        9 сентября 2021 10:53
        Цитата: Арон Заави
        в Севастополе есть уникальный для 19 века памятник 500 воинам-евреям погибшим при защите города.

        вечная память
        но справедливости ради отмечу, что любой другой "национальный" памятник защитникам Севастополя тоже стал бы уникален
        1. -2
          9 сентября 2021 11:07
          Цитата: Наводлом
          Цитата: Арон Заави
          в Севастополе есть уникальный для 19 века памятник 500 воинам-евреям погибшим при защите города.

          вечная память
          но справедливости ради отмечу, что любой другой "национальный" памятник защитникам Севастополя тоже стал бы уникален

          Ну это обьяснимо. Тогда все были людьми религиозными и евреев не хоронили вместе с христианами.

          Морское ведомство публиковало Памятные книжки. В 1853 г. на Черноморском флоте числилось всего 35 670 нижних чинов: православных — 28 232, лютеран — 148, католиков — 5 784, евреев — 1 081. После Крымской войны в 1856 г. нижних чинов — 23 145, из них: православных — 18 952, лютеран — 64, католиков — 2 443, евреев — 488. 
          1. +1
            9 сентября 2021 11:19
            Цитата: Арон Заави
            Тогда все были людьми религиозными и евреев не хоронили вместе с христианами.

            я не про кладбище, а про памятник
            1. -1
              9 сентября 2021 18:01
              Цитата: Наводлом
              Цитата: Арон Заави
              Тогда все были людьми религиозными и евреев не хоронили вместе с христианами.

              я не про кладбище, а про памятник

              А он и был на старом еврейском кладбище . Когда его закрывали, то памятник перенесли в порт, где он долго стоял заброшенным , до 1995 года.
              1. 0
                9 сентября 2021 18:04
                ещё раз
                вы написали это:
                Цитата: Арон Заави
                в Севастополе есть уникальный для 19 века памятник 500 воинам-евреям погибшим при защите города

                я ответил, что:
                Цитата: Наводлом
                справедливости ради отмечу, что любой другой "национальный" памятник защитникам Севастополя тоже стал бы уникален

                потому что трудно встретить памятник, поставленный в Российской империи по этническому признаку
                и любой другой такой памятник был бы уникален независимо от вероисповедания тех, в память кого он поставлен
                1. -2
                  9 сентября 2021 18:07
                  Цитата: Наводлом

                  Цитата: Арон Заави
                  в Севастополе есть уникальный для 19 века памятник 500 воинам-евреям погибшим при защите города

                  я ответил, что:
                  Цитата: Наводлом
                  справедливости ради отмечу, что любой другой "национальный" памятник защитникам Севастополя тоже стал бы уникален

                  потому что трудно встретить памятник, поставленный в Российской империи по этническому признаку

                  Дело в том что евреи в РИ были в отдельном статусе людей второго сорта. Как Вы понимаете памятник был поставлен на средства еврейской общины.
                  1. 0
                    9 сентября 2021 18:11
                    Цитата: Арон Заави
                    Дело в том что евреи в РИ были в отдельном статусе людей второго сорта. Как Вы понимаете памятник был поставлен на средства еврейской общины.

                    скорее не евреи, а иудеи
                    дело всё-таки не столько в национальности, сколько в вероисповедании
                    и тем не менее купец Шмерлинг имел достаточно влияния и связей для того чтобы решить этот непростой вопрос, несмотря на свою "второсортность"
                    а я написал ровно то что написал
                    любой другой памятник, посвящённый памяти кого-либо по национальному признаку, также был бы уникален для России
  3. +5
    9 сентября 2021 08:48
    С той поры минуло уже 165 лет. За это время Севастополь вместе со всем полуостровом не раз оказывался в пучине конфликтов – но после «Крымской весны» победный флаг Отечества вернулся сюда навсегда.

    Слава и вечная память, тем кто в течении этих 165 лет защищал Севастополь и Россию на южных границах.
    Слава всем русским морякам, солдатам и гражданскому населению, и слава Богу, что над Севастополем российский флаг.
    1. +3
      9 сентября 2021 08:58
      Земля там до сих пор звенит от металла. Кровью неших предков полит каждый метр. Город-герой, город русской Славы! Мы гордимся тобой.
      P.S. Надо бы автору исправить ошибку в тексте. В июле 1955 года война оборвалась жизнь и адмирала Нахимова, который погиб на посту военачальника осажденного севастопольского гарнизона. 
  4. +1
    9 сентября 2021 09:23
    Упокой, Господи, души погибших. Вечная им память и земля пухом...
  5. +4
    9 сентября 2021 09:26
    Севастополь, город воинской славы наших предков!
    1. -2
      9 сентября 2021 13:58
      Город Солнца, до Екатеринской экспансии/завоевания на этом месте был Корсунь или т.н. "древний Херсонес", что означает то же. Кроме того, это место рождения Христа ( мыс Фиолент ). СеВаСТополь и СВаСТика означают символ Солнца и Христа... Т.ч., это место имеет еще и особое значение !
  6. +7
    9 сентября 2021 09:26
    Ещё неточность: "укрыться за стенами Севастопольской крепости". Как ни странно, стен Севастополь не имел. На северном берегу бухты стоял мощный форт, т.н. "Северное укрепление", но сам город, находящийся на южном берегу был абсолютно не укреплён. Из-за угрозы захвата города, в порядке импровизации, южнее города были сооружены масштабные полевые укрепления: рвы, насыпи, траншеи, редуты. Именно на них и держали оборону целый год. Когда же ключевая позиция обороны - Малахов курган - была взята противником, население и армия скрытно эвакуировались по понтонным мостам на северный берег бухты. В итоге, город Севастополь был взят противником, а крепость Севастополь, то есть Северное укрепление, так и осталась не взятой до конца войны.
  7. 0
    9 сентября 2021 09:34
    Да, ВАЖНО помнить итоги Крымской войны, тяжёлой и героической для России. И помнить о тех, кто лез на нашу землю. И не стесняться напоминать жалким английским островам об их ничтожестве. И поедателей лягушек не забывать - дикие племена, жрать лягушек, когда есть макароны...да.
  8. +4
    9 сентября 2021 09:36
    Легендарный Гимн Севастополя!!! Отрывок из него -

    Легендарный Севастополь,
    Неприступный для врагов.
    Севастополь, Севастополь —
    Гордость русских моряков!
    Этим ВСЁ сказано!!! soldier
  9. +3
    9 сентября 2021 09:47
    Севастополь - город Герой!!!
  10. +1
    9 сентября 2021 09:58
    Вечная память Героям! Но что характерно, опять Российский Крым, как кость в горле всем нашим "партнерам".
  11. +1
    9 сентября 2021 10:34
    Именно с тех боев героическая оборона защитников Крыма и Севастополя стала примером несгибаемой воли и доблести

    Ну и каким боком здесь Украина и украинцы???
  12. 0
    9 сентября 2021 10:56
    Остатки царской эскадры переместили на север к Николаеву, а Севастопольскую бухту заблокировали, потопив несколько кораблей

    belay Какие остатки? Несколько кораблей? Половину Черноморского флота на дно Севастопольской бухты опустили!
  13. 0
    9 сентября 2021 11:17
    Был с детьми в Севастополе этим августом, а до этого в далёком детстве. Какой же красивый город! Во время обзорной экскурсии по бухтам, когда Москва и Колпино, что называется "на вытянутой руке" дети дар речи от восторга потеряли (я тоже). А уж когда МРК 955 перед нами швартовался и все команды были слышны, а дейситыия экипажа - видны, - от детей остались одни глаза и уши. На Сапун-горе тоже были, но диарама уже была закрыта на реставрацию до следующей весны (повод вернуться).
    Насколько я помню, именно после Крымской войны была построена крепость 1 ранга Керчь (там тоже были), которая на долгие годы отпугивала всякую захватническую мразь от южных границ России. И косу Тузла (на которую кое-кто рот в 2003 г. открывал) примерно с тех времён со стороны Тамани подсыпали, чтобы судоходный форватер с 4 до 1 км. сократить.
    Городу-герою Севастополю и его защитникам слава! И вечная память.
  14. +1
    9 сентября 2021 11:30
    Надо заметить, что у русского командования были и планы по упреждающему удару на Босфор, с целью оперативного захвата Пролива и недопущения вражеской эскадры в ЧМ. Одним из главных инициаторов этого был Великий Князь Константин. Об этом хорошо написано у Сергея Махова, которого лично я считаю одним из лучших современных историков и публицистов по парусному флоту.
    С ранним утром флот отправится под всеми возможными парусами на пролом. При приближении его откроют пальбу три первые батареи, европейской и азиатский Фанараки и Папас-Бурну. Но их выстрелы, как видно по приложенному чертежу, не хватают до середины пролива, и ежели некоторые ядра и долетают, то без большого вреда. Мы молча пройдём дальше, потому что отвечать им не стоит. Скоро станут хватать до неё ядра Пойраса и Керибдже и потом Фил-Бурну, так, что мы будем находится вдруг в тройном перекрёстном огне. Но выстрелы не продольны; мы можем им скоро отвечать и тогда мы начнём на оба борта беглый огонь. Ветер и течение с нами так, что мы скоро выйдем из их огня, так скоро, что я не полагаю, чтобы орудие могло в одну и ту же батарею выстрелить более одного, много двух раз. Стало быть каждый корабль бросит в каждую батарею 45 ядер, а так как кораблей 13-ть, то и выходит 585, можно положить 600 ядер.
    Расстояние не будет более 300 сажен от середины каждого берега. На это расстояние попадёт у нас более половины, но положим здесь одну треть, т.е. 200 ядер. Это за глаза довольно, чтобы заставить молчать 50 или 60 орудий, если б они были, но так как их не более 20 или 30-ти на каждой батарее, то прежде чем задние корабли, уже не говоря о фрегатах и пароходах, до них дойдут, они уже будут молчать. Разумеется, передовым кораблям достанется порядочно, но всё-таки не так, как в морском сражении, где приходится прорезать неприятельскую линию под огнём по крайней мере 160 орудий. Примеров же бездна, что линии были прорваны, и что прорывавшие корабли и за тем продолжали бой. Поэтому в успехе я не сомневаюсь. Прошедши ещё одну европейскую батарею Буюк-Лиман, будет несколько минут, покуда войдёт в сильный продольный огонь крепости Анадолу-Кавак. Это самое трудное и опасное место всего пролива. Передовой корабль должен обречь себя на жертву, идти прямо на батарею и вплоть до самого берега, который видя очень приглуб, убрав паруса, встать на якорь с кормы. Само течение, которое весьма быстро у мысов, поставит его вдоль батареи, ежели же оно недостаточно, тотчас надо встать на шпринг.
    Тогда он в несколько минут сроет всю крепость, потому что не одна открытая батарея в мире, особенно же известковая не может на полуружейный выстрел вынести огонь 60 пушек 68-ми, 48-ми и 36-ти фунтовых.
    О детальном плане по захвату Проливов написано здесь:
    https://warspot.ru/12065-krymskaya-voyna-zahvat-prolivov


    Как видим, план был вполне реалистичным и в полной мере учитывал противодействие противника. Тогда почему же идея не вышла из стадии планирования?

    Дело в том, что Николай I не хотел раздела Турции. Нет, он собирался её делить — но только в том случае, если она начнёт распадаться на отдельные части, ведь слабая Турция была для России более выгодным соседом, нежели укрепившееся на Босфоре и Дарданеллах какое-либо сильное государство. Вообще, с 1830-х годов была выработана стратегия «львиного рыка»: по мысли Нессельроде и Николая, Турция должна была бояться Россию больше, чем любую другую державу. При таком раскладе Россия могла контролировать политику османов и диктовать им свои условия.

    Но проблема в том, что русские проморгали нужный момент. Российская стратегия была действенной до определённого момента, но потом… Дальнейшая история известна. С позиции послезнания мы понимаем, что надо было просто брать Проливы, утвердиться там самим и уже не беспокоиться о том, что кто-то их захватит, если Турция развалится.
    1. 0
      9 сентября 2021 11:51
      Судя по тому, какое будущее турки рисуют на своих картах сейчас, тема "брать проливы" может снова стать актуальной.
  15. +2
    9 сентября 2021 15:07
    Слава русским героям защитникам Севастополя и всего Крыма !
  16. 0
    11 сентября 2021 06:46
    Мир вам с небес, вам, труженикам битвы,

    С венцом терновым славой на челе,

    Вам вечные и память, и молитвы,

    В сердцах родных и на родной земле.

    Пётр Вяземский.