Нет пророка в своем Отечестве. Адмирал Лихачев

20
Нет пророка в своем Отечестве. Адмирал Лихачев

Биография


В 1826 году в семье дворян Лихачевых родился сын, названный Иваном. В 13 лет он поступает в Морской корпус, в 17 – становится мичманом, как лучший в офицерском классе. Молодой моряк успевает послужить на Балтийском и Черноморском флотах, а в 1850 году на корвете «Оливуца» отправляется на Дальний Восток. В следующем году, после смерти командира, лейтенант Лихачев получает свой первый корабль, на котором ведет исследования вод Русской Америки до 1853 года, когда по болезни он отозван в Петербург, где получает должность сугубо административную – заместитель редактора «Морского сборника».

Но в следующем году началась Крымская война, и уже капитан-лейтенант Лихачев выезжает в Севастополь, в качестве одного из четырех флаг-офицеров Корнилова. Молодому офицеру выпала доля готовить план эвакуации Корабельной стороны. План был разработан безупречно, помимо него, Лихачев контролировал все снабжение через бухту и все плавстредства и их работу в ней. Накануне оставления города молодой флаг-офицер тяжело контужен, а после окончания боев, в возрасте 30 лет, становится капитаном 1-го ранга.



Война закончилась, и в 1857 году капитан Лихачев приводит на Черное море три винтовых корвета с Балтики. Через год – Лихачёв становится адъютантом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Предстоит создавать новый флот, и Иван Фёдорович оказался у его истоков.

Взгляды


В конце 50-х Лихачев видел то, что многие не поймут и полстолетия спустя:

«только не держите эти суда в наших замкнутых морях, где они как рыба, вытащенная на берег... удаляйте их от берегов Европы... их настоящий элемент – просторный океан».

И без океанских походов флота нет, и возле берегов Европы, при критическом перевесе противников делать нечего, помимо того:

«...не ограничивайте их поприще дорогой к Амуру и обратно, где они посещают небольшое количество портов, в которые им едва ли придется заглянуть в военное время, держите их в океане, в Индийских и Китайских морях».

К началу Русско-японской все фактически свелось к тому, что Лихачев не советовал – к переходам на Дальний Восток и обратно и стационерам в Средиземном море. Навык был наработан, конечно, большой, моряки знали путь на Дальний Восток идеально, но та же крейсерская война сорвалась – опыта организации автономных плаваний в дальневосточных морях был минимум.

Продолжу цитировать:

«Поручите распоряжение ими одному из лучших ваших моряков... сменяя его время от времени, но не слишком часто, дабы он мог ознакомиться с обширным и малоизвестным краем... Тогда, во-первых, они не будут спрашивать у вас разрешение из Петербурга войти в док, когда судно течет так, что на воде не держится, а во-вторых, у вас образуются со временем настоящие адмиралы... которых не будет вгонять в идиотизм страх начальства в виде разных Департаментов».

Именно так и вышло: Старк – не ставит противоминные сети, Витгефт – ждет приказа лично императора, фактически саботируя работу, Рожественский – всю дорогу намекает, что эскадра не победит, но даже прямо заявить об этом не может.

А в Петербурге:

«Адмирал, живущий на берегу и соединяющий в своей персоне сухопутное и гражданское управление, никогда не в состоянии распоряжаться Морскими силами так, как требуют истинно морские интересы. Дуализм его положения никогда не позволит посвятить все усилия и помышления свои морскому делу».

В свете событий XX века звучит как пророчество. Империя готовила отличных администраторов, хороших моряков, но плохих флотоводцев. Исключения из этого ряда как раз те, кто проводил время в море, вроде Эссена или Колчака. Вообще, записка «О состоянии флота» Лихачева во многом пророческая, от вышеприведенных отрывков и до советов действовать на Дальнем Востоке через миссионеров, торговлю и флот, внушающий уважение местным жителям.

Ну и кораблестроение:

«В мирное время недостаточно только следить за тем, что делается у других наций, дожидаясь, чтобы они дошли до положительных результатов. Таким образом мы будем всегда позади и дорого поплатимся за неблагоразумную экономию на опыты... единственное средство не быть позади других – это стремиться быть впереди всех».

В итоге же все пришло к покупкам и копированию иностранных образцов.

Из своего родного были только бронефрегаты, которые предложил все тот же Лихачев и которые, в итоге эволюционировав от «Пожарского» до «Громобоя», единственные показали приемлемый результат в ту войну, став свободной морской силой на Дальнем Востоке. Многочисленные же линейные корабли, срисованные с английских и французских образцов, проиграли, правда, в этом не вина кораблей и моряков.

А в 1860 году Лихачев возглавляет русские морские силы на Дальнем Востоке и занимает залив Посьет, поднимая там русский флаг. Помимо того, эскадра Лихачева принимает на борт посланника в Китае и содействует заключению Пекинского договора. В качестве награды – чин контр-адмирала в 35 лет.

В следующем году молодой адмирал пишет:

«В России даже государственные люди не верят и не понимают значения морской силы... В этом отношении нам, к сожалению, еще нужны убеждения и доказательства... развитие флота, лишенное поддержки общественного мнения, всегда будет трудной и непрочной задачей».

Как в воду глядел, следующие полтора века у нас флот то возрождали до уровня сверхдержавы, то урезали до уровня береговой охраны, а понимали его значение далеко не все и не всегда.

Отдельный вопрос – так и не услышанные призывы Лихачева занять острова Цусима:

«ибо здесь идёт прямой путь и к Китаю, где мы не раз будем призваны играть какую-нибудь роль, и к важнейшим пунктам Японской империи, главные города и главные силы которой сгруппированы в южной части её владений».

Да и вдобавок именно Цусимский пролив играет на Дальнем Востоке роль Босфора на море Черном, превращая флот Тихоокеанский во флот Японского моря.

В 1861 году Россия на конфронтацию с Англией не пошла, в 1904–1905 за это дорого заплатила. Заплатил и сам Лихачев, на год он отправлен в резерв флота. Не только за Цусиму, за требования осветить роль русской эскадры в событиях 1860 года в Китае тоже.

Но с 1863 талантливого моряка возвращают на службу, и он командует отрядами крейсеров, а позже – броненосцев, до 1867 года. Броненосную эскадру он создал, передал Бутакову... и был отправлен в почетную ссылку морским агентом в Англию и Францию. Чистая синекура – награды и звания идут, а работа сугубо дипломатическая.

О причинах догадаться несложно – адъютант затмил шефа и был слишком уж новатором, за что и убран.

Вспомнили уже о вице-адмирале в 1882 году, предложив ему должность главы морского технического комитета, на что Лихачев отвечает отказом. Сам он это аргументировал просто:

«Глава не имеет слова в выборе судов и пр., а это самый главный и жизненный вопрос современного флота, для которого я предполагал необходимым создать даже новое несуществующее учреждение, подобное сухопутному Генеральному штабу».

В итоге и МТК решал то, что прикажут, и ГМШ штабом в полном смысле этого слова не стал, а Лихачев оказался в отставке. Оказался по своей просьбе, искренне считая, что флот свернул не туда.

В это время он много пишет, сначала для «Морского сборника» и «Кронштадтского вестника», потом для частного «Русского судоходства», где откровенно излагает свои взгляды на роль и функции Моргенштаба. В ответ в «Кронштадтском вестнике» публикуется статья капитана 2-го ранга Скальского, где он призывает не учить флотоводцев, ибо теорию достаточно обсудить в морском собрании и завоевать уважение на корабле «от петушьей ямы до всей эскадры»:

«нашими академиями Генерального штаба должны быть Морские собрания... наша служба такова, что настоящий пророк может выработаться из нашей же страны, палубы судна, честным и упорным трудом, постоянно овладевая уважением и любовью».

Про яму не я придумал, из оригинала взято.

В итоге эта самая яма и вышла, когда адмиралы изобретали тактику на ходу, вопросами обобщения боевого опыта, логистики и тактики занимались они же, тоже на ходу. Вот Витгефту и Рожественскому в укор ставят ошибки, а ведь их не учили, в первую очередь организации нормальной штабной работы. Приходили талантливые любители, изучавшие тактику-стратегию только поверхностно и в Морском Корпусе, в пору юности, и создавали то, на что фантазии и опыта хватало.

В эти годы, в конце века XIX, Лихачев широко переписывается с Дубасовым и Кладо, откровенно излагая им свои мысли. В какой-то мере это его почитатели и ученики, которые и начали аккуратно, после начала Русско-японской войны продвигать его идеи. Окончательно их правоту доказала Цусима, тот самый пролив, занять который Лихачев предлагал еще в 1860 году. Одну из причин поражения адмирал обрисовал точно:


И кто скажет, что этот фактор не сыграл свою роль?

Умер Иван Лихачев в Париже в 1907 году, дожив до 82 лет.

Вместо эпилога


Популярны споры – что было бы, если к Русско-японской войне готовились не Алексей Александрович с Шестаковым и присными, а Константин Николаевич с Лихачевым и Бутаковым?

Не думаю, что были бы кардинальные перемены, Лихачева и так держали от двора и России подальше, слишком уж агрессивным новатором он был, а Бутаков шансов дотянуть до 1904 года имел немного.

По заказам кораблей – свою роль играла политика и финансы, а твердого понимания роли флота и как этот флот строить в Российской империи не было у Романовых в целом. Это понимание было у моряков, но подбирали-то не дерзких и требовательных, а удобных. И только катастрофа на Дальнем Востоке позволила начать необходимые реформы, правда, МГШ Россия получила после потери флота, и все, что он смог – заняться его возрождением, чего тоже не успел, грянула революция.

О самом же Лихачеве лучше всего написал все тот же Скальский в своем ответе «нет пророка в своем Отечестве», правда, капитан второго ранга имел в виду нечто противоположное.

Однако Лихачев хотел океанских походов и патрулирований отдаленных районов – их не было, хотел моряков с независимым мнением – их давили, хотел осознания обществом геополитической роли флота для страны – оно не выработалось. А призывы к созданию Морского Генштаба, как органа подготовки к войне, в виде разведки, планирования и мобилизации, и вовсе встретило насмешки. Тем не менее предсказания человека, пережившего позор Крымской, оказались перед Русско-японской словно вещей Кассандры.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    17 декабря 2021 18:38
    Отдельный вопрос – так и не услышанные призывы Лихачева занять острова Цусима

    Иногда прежде чем написать, хорошо бы посмотреть на карту и подумать над вопросом, как бы потом этот занятый в 1861 году остров, находящийся посреди Корейского пролива, снабжать и как бы удалось его удержать в 1904 году.
    1. +2
      17 декабря 2021 19:07
      а как снабжался П-А и как его удержали?
      1. +9
        17 декабря 2021 20:27
        а как снабжался П-А и как его удержали?

        А его, оказывается, удержали?
        1. +7
          17 декабря 2021 21:29
          Судя по минусам некоторые индивиды, очевидно. до сих пор уверены, что Порт-Артур японцы не взяли. Какое знание собственной истории!!!
        2. +3
          18 декабря 2021 11:19
          Из альтернативной реальности пишут, там где Рожественский великий оклеветанный адмирал lol
        3. -2
          18 декабря 2021 19:53
          ну раз вы пишете следущие:

          "остров, находящийся посреди Корейского пролива, снабжать и как бы удалось его удержать в 1904 году."

          То наверное считаете что расположенный не на острове П-А снабжался всю войну и естественно он был удержан, иначе вашa притенция не имеет смысла.
      2. +3
        17 декабря 2021 21:45
        а как снабжался П-А и как его удержали?

        С Цусимой было сложнее, часть острова Россия занимала в 1861 году, было начато не большое строительство. Было столкновение с японскими крестьянами, в котором двое из них были убиты, по японским данным. Японцы начали требовать, чтобы моряки прекратили строительство и ушли с острова. Русские корабли игнорировали эти требования, тогда японцы обратились к Российскому консулу с жалобой и к англичанам, что нахождение русских моряков и кораблей на острове будет угрожать английской торговле. В связи с этим к острову отправился отряд английских кораблей под командованием адмирала Hope. Выбора у России не было, поэтому пришлось уйти с Цусимы. Начинать ещё одну войну с Англией не кто не хотел.
        1. 0
          18 декабря 2021 19:45
          ну это понятно, Цусима в руках русских очень опасна для Японии вот англичане и возбудились
        2. 0
          19 декабря 2021 14:35
          Проблема Цусимы сложная топография острова и поэтому сооружение защищённой ВМБ было бы делом дорогим, но с другой стороны тогда фиг что этой базе сделаеш пока там есть припасы в то время как миноносцы, эсминцы и крейсера с Цусимы могли бы действовать по значительной части как кореи так и японии.

          Цисима могла стать своего рода Мальтой.
          1. +1
            19 декабря 2021 15:59
            Цитата: finnbogi
            Цисима могла стать своего рода Мальтой.

            Не могла стать Цусима "Российской Мальтой", для этого достаточно посмотреть Внешнеполитическую деятельность России на Дальнем Востоке в тот период времени. Германия имела больше шансов занять этот остров и то лишь по той причине, что немцы предлагали Японцам его продать.
            1. 0
              19 декабря 2021 18:49
              ну понятно что вопрос "кто позволит", я писал про преимущества
  2. -1
    17 декабря 2021 18:56
    Однако Лихачев хотел океанских походов и патрулирований отдаленных районов – их не было, хотел моряков с независимым мнением – их давили, хотел осознания обществом геополитической роли флота для страны – оно не выработалось.

    1. Остапа несло. recourse
    2. А где не так? request
    3. Общество и вопросы флота - маразм. fool Автор, это не Лихачев, это ты страдаешь либерализмом. hi
  3. +4
    17 декабря 2021 19:49
    Цитата: Undecim
    Отдельный вопрос – так и не услышанные призывы Лихачева занять острова Цусима

    Иногда прежде чем написать, хорошо бы посмотреть на карту и подумать над вопросом, как бы потом этот занятый в 1861 году остров, находящийся посреди Корейского пролива, снабжать и как бы удалось его удержать в 1904 году.

    Совершенно согласен.
    Можно планировать и предлагать самые хорошие вещи, но в отрыве от реальных возможностей это будет выглядеть "маниловщиной". Вот, Тухачевский к примеру, хотел "сто тысяч танков", а что, разве плохо? Но, это был отрыв от того, что страна могла сделать.
    Или командарм Чуйков (отличный генерал) очень хотел Берлин взять в феврале 1945 года, тоже разве плохо? Но не стыковались его желания с реальными возможностями страны.
    1. -3
      17 декабря 2021 20:12
      Не надо равнять Чуйкова и ка Тухачевского -ладно?Возможности взятия Берлина в феврале означали окончание войны.Планы эти базировались на полученном опыте и предпологаемых успехах союзников-то есть имели материальную основу,в отличии от фантазий Тухача...
      1. +5
        17 декабря 2021 23:29
        Сравнения Тухачевского и Чуйкова в комменте нет. Эти два персонажа оказались рядом только для приведения примеров - "желание - возможности".
        Принимать "предполагаемые успехи союзников" за материальную основу - это слишком смело.
        По поводу "окончить войну раньше", то Сталин хотел закончить её в 1942 году - "ещё полгода-годик и Германия рухнет под тяжестью своих преступлений".
        Что вышло - мы знаем.
        И если бы руководство двигалось в русле желаний Чуйкова, то скорее всего Победа случилась бы гораздо позже, чем в Мае и неизвестно, кто бы взял Берлин - мы или союзники.
  4. +9
    18 декабря 2021 05:26
    Исключения из этого ряда как раз те, кто проводил время в море, вроде Эссена или Колчака.
    – извиняюсь спросить – а какие морские сражения выиграл Колчак?
    Не смотря на все потуги псевдоисториков, каких-либо подвигов во славу России за ним не числится. Ну не считать же выдающимся подвигом то, что за
    сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстреляние неприятельских позиций

    произведённых за время командования миноносцем «Сердитым», 15 ноября 1904 года А.В. Колчак был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Чтобы показать какой ущерб понесли японцы в результате этого «жуткого» обстрела достаточно сказать, что штатный боезапас «Смелого» составляли 180 бронебойных снарядов для 75-мм пушки и 800 патронов со стальной или чугунной гранатой для 3-х 47-мм пушек.
    Утверждают, что на минах, установленных «Смелым» в ночь на 25 августа 1904 года подорвался и затонул японский крейсер «Такасаго», однако документальных доказательств этому нет. Затем был японский плен, за который царь батюшка щедро наградил всех страдальцев. Не обошли вниманием и Колчака. 12 декабря 1905 года
    за отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром» лейтенант был награждён Георгиевским оружием с надписью «За храбрость»
    . Георгиевское оружие за сдачу в плен это круто!
    Вначале Первой мировой войны Колчак сделал успешную карьеру, отличившись в ряде операций по установке мин на Балтике. Этим можно было бы гордиться, если бы не одна каверзная деталь. 28 июня 1916 года (по старому стилю) при прямой протекции резидента английской разведки в России полковника Сэмюэля Хора и британского посла в Российской империи Бьюкенена Колчака назначили командующим Черноморским флотом. Это вовсе не было актом благотворительности «союзников» в пользу «талантливого» флотоводца. Такое назначение нужно рассматривать исключительно через призму того, что так называемые «союзники» были и есть извечные злейшие враги России. В 1856 году Франция и Англия воевали с Россией за Крым. Мне очень нравятся буйные, которые льют слезы по обещанным «союзниками» и якобы упущенном большевиками Босфору и Дарданеллам – смеху подобно. Босфор и Дарданеллы Николай II мог бы получить только после победоносной войны против Англии и Франции. В Первую мировую войну интересы «союзников» и немцев на Чёрном море совпадали самым умилительным образом. «Великая война» началась с того, что немецкие линкор «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» оказались в Средиземном море в одиночестве против английской эскадры, которая могла порвать их как Тузик грелку. Однако англичане не просто пропустили, а буквально загнали немцев в Босфор. Наши попытались заминировать выход из Босфора в Черное море, но англичане выступили против – ведь Турция ещё не вступила в войну! В результате «Гебен» и «Бреслау» безнаказанно пиратствовали на нашем побережье до 1916 года. Успеху этого пиратства способствовало то, что стараниями тех же «союзников» Россия имела крайне слабый Черноморский флот. В истории не было случая, чтобы у «союзников» был шанс нагадить России, и они его упустили. Пророческие слова А.Е. Едрихина (писательский псевдоним Вандам) генерал-майора (1917 год), военного разведчика, белогвардейца, белоэмигранта, сказанные им ещё в 1913 году:
    Плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом!

    И вот этот самый лучший «друг России» сэр Джордж Уильям Бьюкенен, который через полгода после назначения Колчака организовал свержение царя, составил протекцию будущему Верховному правителю. Убедите меня, что ставленник англичан Колчак болел за интересы России, а не Великобритании.
    20 октября 1916 года (по новому стилю) на рейде Севастопольской бухты взлетел на воздух линкор «Императрица Мария». После этого взрыва на планируемой Босфорской десантной операции Черноморского флота Российской Империи был поставлен жирный крест. Узнав об этом событии в Берлине и Лондоне, одинаково радостно потирали руки.
    Несмотря на то, что пофигист Николай II отечески выразил Колчаку своё сочувствие за потерю флагмана, было назначено следствие. Первое, с чем столкнулась комиссия по расследованию, так это то, что адмирал Колчак развёл на флагмане такой бардак, какой не встретишь в цыганском таборе. Нарушения Морского устава на линкоре были просто вопиющими. На любом флоте любой страны за такое вешают даже в мирное время. Следует особо отметить, что цыганский табор на линкоре «Императрица Мария» в частности, а на Черноморском флоте вообще, был организован не матросами, а господами офицерами. Это, видимо, объясняется тем, что служба на флоте по престижу была выше, чем даже в гвардии, а потому на флоте служила исключительно высшая дворянская элита царской России, уверенная в своём небожительстве и, как следствие, в безнаказанности.
    Наиболее вероятная причина взрыва линкора «Императрица Мария» – немецкая диверсия. Однако, независимо от того по какой причине он взорвался, окончательные выводы комиссии ожидали быть для Колчака самыми печальными. И тут о чудо – Февральская революция! Радостный Колчак лично сообщал матросам о ходе революционных событий в Петрограде, а 5 марта (20 февраля) 1917 года приказал провести парад и молебен по случаю свержения Самодержавия. Естественно, что после этого следствие о взрыве «Императрицы Мария» сразу же заглохло – Герой Революции это вам не царский сатрап, он должен быть вне подозрения.
    Удивительное дело, но после Февральской революции Колчак, в то анархическое время, вдруг вспомнил о дисциплине. После этого, летом 1917 года, накалив остановку на Черноморском флоте до точки невозврата, Колчак бросил его на произвол судьбы и покинул Россию, самовольно отправившись к своим покровителям в Англию. Именно на Колчак ответственен за погромы и убийства на Черноморском флоте в конце 1917 и начале 1918 годов.
    На языке военной юриспруденции самовольное убытие в Англию называется дезертирством. Практически сразу по прибытию в Англию, по просьбе американского посла в Англии «перспективный» для «союзников» адмирал был направлен в США, где он был завербован дипломатической разведкой госдепартамента США. Вербовку осуществлял бывший госсекретарь Элиаху Рут. Так адмирал Колчак предал флот и Россию и стал слугой двух господ.
    18 ноября 1918 года Колчак сверг Временное Всероссийское Правительство (Уфимскую директорию). После свержения Директории, депутат Учредительного собрания Нил Фомин и 9 видных эсеров и меньшевиков – членов Директории были изрублены шашками и расстреляны колчаковскими офицерами. Это Вам не сопливое заявление матроса-анархиста А. Железнякова «караул устал» при закрытии заседания Учредительного собрания. Вот как описал те дни эсер Д.Ф. Раков в своей книге «В застенках Колчака. Голос из Сибири»:
    Омск просто замер от ужаса. В то время, когда жены убитых товарищей день и ночь разыскивали в сибирских снегах их трупы, я продолжал мучительное своё сидение, не ведая, какой ужас творится за стенами гауптвахты. Убитых... было бесконечное множество, во всяком случае, не меньше 2500 человек
    .
    С первого и до последнего дня Колчак, присвоивший себе титул «Верховный правитель», был марионеткой в руках «союзников». Какой-либо политической самостоятельности дезертир русского флота, агент английской и американской разведок Колчак не имел вообще. Колчак не рассматривался «союзниками» в качестве правителя государства, а белогвардейское движение в целом не воспринималось Антантой как заявка на создание суверенной державы. Это были не более чем туземные войска, слепо подчиняющиеся сагибам. На мой взгляд самым позорным для Белого движения было то, что оно, в отличие, например, от Польши и Чехословакии, не было приглашено даже в качестве наблюдателя на переговоры победителей с побеждёнными, закончившиеся Версальским договором.
    1. +3
      18 декабря 2021 10:11
      Спасибо за развернутый и очень интересный ответ.
    2. 0
      26 декабря 2021 19:01
      Гебен уже линкор? Ставки растут.
  5. +1
    18 декабря 2021 12:45
    "Пророков нет в Отечестве своём. Да и в других отечествах, -не густо." Высоцкий.
  6. +6
    18 декабря 2021 13:14
    Лихачев в 1882 г сделал свой выбор - стоять в сторонке. И в этом его отвественность за то, куда пошёл русский флот. Председателем МТК быть не хочу, власти мало! По большому счету Лихачев не захотел сотрудничать с Шестаковым и Чихачевым, ведь должность председателя МТК образца 1882 могла быть лишь трамплином, Лихачев этого не увидел.

    Перед управляюшим Морским министерством адмиралом Шестаковым в 1882 г стояла задача глубокой административной реформы Морского министерства, котрую он вовсю реализовывал. И Лихачев мог бы себе в последствие выторговать куда большие полномочия, ведь в 1884 был создан ГУКиС и Главный морской штаб. Что мешало Лихачеву выступить с инициативой объединить ГУКиС и МТК под своим руководством и получить аналог более позднего ГУК-а, но не в 1909 г, а в 1885 г? Также можно было и Главный штаб прореформировать с сторону увеличения его генеральности. Не имея опыта серьезной и ответственной административной работы на высших постах в Морском министерстве, Лихачев жил фантазиями. Очень хорошо это показал адмирал Шестаков в своём дневнике, когда высказался на идею Лихачева про Морской Генеральный штаб: Какой еще Генеральный штаб - когда кораблей на флоте так мало, и есть уже Главный штаб? Русский флот в тот момент - маленький флот. Кто будет проверять идеи генштабистов, если нет финансов на судостроение, плавания кораблей и манёвры флота? Бюджет Морского ведомста сокращали все 1880-е годы. А морской Генштаб - это очень немаленькие оклады его офицеров, на которые уйдут суммы, за которые можно было построить флотилию миноносцев или отправить крейсер в заграничное плавание.

    Трагедия Лихачева - это несвоевременность его правильных предложений. Он классный визионер, но слабый менеджер и администратор, поэтому Шестаков в помошники выбрал не его, а Чихачева - очень к тому времени успешного менеджера и администратора. Морской Генштаб надо создавать не в 80-х г, когда кораблей еще очень мало, а денег на флот еще меньше, а во второй половине 90-х г, когда кораблей уже много, а на флот пролился золотой дождь. Но для этого Лихачеву надо было продолжать работать в Морском министерстве и быть приближённым к рулю, а не сидеть дома или заграницей.