Квалификация летного состава по классам

86
Квалификация летного состава по классам

– Постой!

– Стою…



– Ты что, до сих пор с 3-м классом?

– Ну да…

– Сколько тебе говорить, чтобы получал 2-й и 1-й? В чем дело?

– Ну, это долгая история… В общем, не вижу необходимости писать кучу бумажек мелким почерком, сдавать зачеты, унижаться перед каждым дивизионным начальником. Мне и так хорошо, а 400–600 рублей в год, при моей месячной получке в 650 рублей, мне погоды не делают.

– Ну ты же штурман отряда, как-то несолидно… Тебе надо срочно получить 2-й класс и сразу оформлять документы на 1-й!

– Вот кому надо, пусть тот и оформляет.

– Но с 3-м классом ты никогда не станешь штурманом эскадрильи!

– А что, где-то освободилось место штурмана эскадрильи, и вы планируете назначить туда меня, сосланного в «вечные вторые штурмана» и совершенно случайно проросшего в штурмана отряда?

– Ну… пока места нет, но на перспективу…

– На нет и суда нет! Я все понял, пойду я…

– Иди и задумайся над моими словами!

Это старший штурман полка в очередной раз вспомнил о том, что у меня 3-й класс, и вновь провел со мной профилактическую беседу. Не первая беседа и не последняя.

Класс


Класс, вернее – классная квалификация летного состава (летчиков и штурманов), характеризующая его профессиональный уровень подготовки, в соответствии с уровнем знаний и практических навыков, умением выполнять определённый объём функциональных обязанностей в заданные нормативы времени и с высоким качеством.

Класс бывает 3-м, 2-м, и 1-м.

Летному составу выдаются нагрудные знаки согласно присвоенной классной квалификации.


Знаки классной квалификации штурманов

За классную квалификацию летчикам и штурманам платят деньги.

За 3-й класс не платят, за 2-й нам платили 400 рублей в год, а за 1-й – 600 рублей в год. Сейчас ежемесячно платят проценты от оклада, точные значения я не помню, но в пределах 10–15 %. Также класс влияет и на пенсию, её рассчитывают с увеличенного оклада.

Класс получают после налета определенного количества часов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, после выполнения нужного количества посадок при минимуме погоды, выполнения определенного количества боевого применения оружия, сдачи зачетов и контроля в воздухе.

Так было в наше время, сейчас все слегка изменилось в сторону упрощения, и нормативы несколько снижены.

Почему снижены?

Догадайтесь сами, а я не буду очернять нынешних летчиков и штурманов, хорошо, что хоть такие есть.

Действительно ли присвоенная классная квалификация точно отражает фактический уровень профессиональной подготовки летчика и штурмана?

Всякое бывает…

Как бы там ни было, в былое время четко различали понятия «первоклассный летчик» и «летчик с первым классом».

Ну вот, немного рассказал вам про классную квалификацию, чтобы вы понимали, о чем идет речь, а далее я поведаю про то, как я получал класс, не все там так уж просто было, но вы уже знаете, что я никогда легких путей и не искал.

Из военного училища мы все выпускались без класса, так как не хватало общего налета, да и другие требования не всегда были выполнены.

В некоторых летных училищах проводился эксперимент по присвоению особо выдающимся курсантам 3-го класса при выпуске из училища, но это все – от лукавого, в общем, распространения это начинание не получило.

Нагрудный знак «Военный штурман без класса» достать было невозможно, как и любой другой, но для курсанта нет невыполнимых задач, поэтому мы все выпускались с прекрасными нагрудными знаками.

Знаки добывались на складах у прапоров, а потом дорабатывались умелыми руками. Получалось очень красиво, ну просто отпад!


Самодельный знак

В полку мы летали много, поэтому нормативы для получения квалификации «Военный штурман 3-го класса» были выполнены очень быстро.

Знаний у меня хватало, начальства я не боялся, поэтому сдал необходимые зачеты, отлетал проверку, заполнил документы, и через три месяца после прихода в полк я уже получил 3-й класс.

А дальше я служил и летал, ждал, когда меня назначат на должность штурмана корабля, чтобы оформить документы на 2-й класс. С назначением на должность возникли проблемы, я о них уже рассказывал, и мне пришлось ждать более 3-х лет.

Обстоятельства сложились так, что меня все-таки назначили штурманом корабля, я был боеготов днем и ночью, и у меня появилась возможность сдать зачеты, отлетать проверки и оформить документы на 2-й класс, чем я незамедлительно и занялся.

Зачеты сдаются в полку и в дивизии, проверки летаются по маршруту и при минимуме погоды, с полковыми и дивизионными начальниками, документы оформляются лично соискателем класса.

В общем, забот хватало…

Грубая тактическая ошибка


Во время сдачи зачетов в дивизии я допустил грубую тактическую ошибку, которая и привела к тому, что я отказался от получения 2-го (а значит – и 1-го) класса.

При сдаче зачетов каждого дивизионного начальника надо было уговорить, чтобы он допустил тебя в свой кабинет, мол, они такие занятые, что им некогда выслушивать этих тупых летчиков и штурманов.

Когда начальник метеослужбы дивизии, подполковник, в очередной раз не пустил нашу группу желающих сдать зачет к себе в кабинет, я, не успев закрыть плотно дверь, позволил себе высказаться, обращаясь к товарищам:

– Вот сволочь! Какой-то «ветродуй» хренов, а понтов – как у самого важного и нужного специалиста!

Подполковник, услышав этот крик души, тут же выскочил в коридор, вычислил меня и обрадовал:

– А ты, старлей, никогда не сдашь мне зачет!

Так все и случилось.

Он запретил своему заместителю принимать у меня зачет, а сам открыто надо мной издевался, задавая такие дикие вопросы, о которых я и понятия не имел.

Я покорно все терпел, думал, что совесть проснется, и подполковник поставит мне зачет, ведь я уже выучил эту проклятую метеорологию лучше его самого.

У подполковника совесть не проснулась…

Я уже отлетал все проверки, сдал все остальные зачеты, но эта сволочь не пропускала меня к заветному 2-му классу.

Отчаявшись, я пошел в штурманский цех дивизии, где сидели штурмана дивизии, и попросил помощи в борьбе с начальником метеослужбы:

– Товарищи подполковники! Прошу повлиять на начальника метеослужбы, он надо мной издевается, и я не могу отправить документы на 2-й класс!

Замшелые подполковники выслушали меня, посмеялись, но вступиться за меня отказались, мотивируя тем, что «каждый умирает в одиночку», да и подполковников надо уважать.

Обиженный таким невниманием со стороны своих штурманских начальников, которых я, наивный, почему-то считал своими старшими товарищами, я очень разозлился и высказал свое решение:

– Ладно, не хотите помогать, не надо. Мне этот класс… не нужен, как-нибудь и без лишних 400 рублей в год проживу. Больше я классом заниматься не буду никогда! И ваши отчеты по классу меня больше не интересуют, попрошу ко мне по поводу класса не обращаться!

Полетав немного штурманом корабля, я был назначен штурманом отряда, стал штурманом-инструктором, получил «капитана», но к вопросу получения класса больше не возвращался.

Так как я портил отчетность по классу старшему штурману полка, он периодически проводил со мной профилактические беседы, но они ни к чему не приводили.

Чтобы вы правильно понимали сложившуюся ситуацию, надо объяснить, что большинство штурманов кораблей имели 1-й класс, а я, штурман отряда, был только с 3-м.

В общем, это смотрелось даже как-то дико, но ни на что не влияло, и меня вполне устраивало.

Несмотря на то, что и начальник метеослужбы, и штурмана дивизии, все они давно уже сменились, мой противный характер не давал мне заниматься классом, мол, сказал – отрезал. Да и лень было, честно говоря…

Я служил и летал, горя не знал, мой 3-й класс меня не тяготил, меня даже назначили помощником (заместителем) штурмана эскадрильи.

Выше двигаться мне было некуда, штурманом эскадрильи служил сосланный из Крыма майор, который был старше меня лет на десять, и никуда, до дембеля, двигаться не собиравшийся.

В общем, образовался такой уютный тупичок в моей службе – у меня не было подчиненных, я ни за что не отвечал, работал в основном инструктором и летал на самые интересные задания. Наверное, это был самый лучший период в моей службе.

Все как-то смирились с моим 3-м классом, а многие об этом и не знали, так как считали, что помощник штурмана эскадрильи обязательно имеет 1-й класс, ну, как само собой разумеющееся.

На слабо


Уж и не знаю, что там было бы с этим моим классом далее, но тут вмешалась водка. Ну, как обычно…

Как-то мы что-то обмывали, большим дружным коллективом эскадрильи. Выпили уже немало. И вот штурман эскадрильи начал меня при всех подначивать, мол, стыдно ходить с 3-м классом, все со 2-м и 1-м, один я с 3-м…

Мне было абсолютно не стыдно, даже безразлично, но тут я «попался на слабо».

Валера, штурман эскадрильи, ловко меня поддел:

– Да ты, наверное, боишься сдавать зачеты в дивизии…

Мой расслабленный водкой мозг не уследил за языком:

– Валера! Ты прекрасно знаешь, что я уже давно никого и ничего не боюсь, но, чтобы утереть тебе нос, через месяц я отправлю документы на 2-й класс.

В общем, развел меня Валера, как пацана.

На следующий день я начал выполнять свое обещание. Пошел к старшему штурману полка, обрадовал его тем, что скоро он улучшит свою отчетность моим 2-м классом, мы спланировали мне полеты на проверки, попутно я оформил сдачу зачетов в полку.

Да, именно оформил, то есть записал их в «Летную книжку» и получил подписи нужных специалистов. В моем возрасте и должности в полку ко мне уже не приставали с проверками знаний, а просто расписывались, где нужно.

После этого я попросил старшего штурмана полка позвонить старшему штурману дивизии и поделиться с ним своей нечаянной радостью про мои движения в сторону оформления документов на класс.

В дивизии эту новость восприняли с воодушевлением, во всем мне помогли, я был уже зрелым офицером, и проблем с зачетами не возникло.

Через некоторое время я отлетал все проверки, оформил нужные документы, сдал их в «секретку» и начал отдыхать от этих героических усилий, ожидая, пока все начальники утвердят мои документы.

Через какое-то время мне присвоили квалификацию «Военный штурман второго класса», я обмыл это дело и решил, что уж 2-го класса мне вполне хватит до дембеля.

Получив 2-й класс, я подумал, что все высоты в ближайшей перспективе уже взяты и стал служить в свое удовольствие – работу свою я любил, должность была интересной и беззаботной, казалось, что так будет всегда.

Лично меня все устраивало, конечно, хотелось бы получить «майора», но пока я не видел возможности, и суетиться не собирался.

Но в один прекрасный момент, вся моя размеренная служба резко изменилась.
Совершенно внепланово, можно сказать – вероломно, я был назначен штурманом авиационной эскадрильи. Как и почему это произошло, я уже рассказывал, кому интересно, читайте в комментариях к рассказику «Самостоятельная подготовка».

Да, вот такая она, жизнь…

Новые обязанности и заботы, проблемы и их решения полностью меня поглотили, я был очень доволен тем, что вовремя получил 2-й класс, и теперь хоть об этом можно не думать.

Никаких попыток получить 1-й класс я не предпринимал, считал, что это мне не нужно.
Постепенно я втянулся в новую должность, пообвык и пообтерся, и некая напряженность в службе ушла, началась плановая и даже где-то монотонная служба.

В общем, все пошло по накатанной колее.

Дивизия подверглась проверке ГИМО (главная инспекция Министерства обороны), наша эскадрилья выступила очень-очень удачно, и в полном составе в бой ушли все экипажи эскадрильи, начальство отметило мои успехи в работе.

Мне присвоили «майора», и я стал считать, что жизнь удалась.

Новый старший штурман полка, пришедший из другого гарнизона после Академии, заметил меня, и предложил перейти на должность штурмана полка. Я сильно сомневался в том, что замполитовское племя меня пропустит в полковое звено, но новый «старшой» проявил характер, и я был назначен штурманом полка.

Служба заиграла новыми красками и заботами, надо было переучиваться на «бэкфайер», осваивать руководство полетами и обязанности по новой должности, о классе я даже не задумывался, да никто и не вспоминал о том, что у меня 2-й класс.

Но вот наш начальник штаба полка был назначен старшим штурманом дивизии и вдруг вспомнил о моем 2-м классе.

Дело в том, что, несмотря на то, что новый «самый старший» был нормальным мужиком, у него был «пунктик» – он считал, что у него «в заведовании» все должно быть самым лучшим.

Как только он приходил в наш «штурманский цех», повторялся один и тот же разговор:

– Ты когда 1-й класс оформишь? Стыдно кому-нибудь сказать, что у меня в дивизии штурман полка со 2-м классом! Прекращай меня позорить!

– Виктор Валентинович! Ну когда мне этим классом заниматься, писать бумажки мелким почерком? Переучивание на «бэкфайер», руководство полетами, работа в цеху… Да и не нужен мне этот 1-й класс, ничего он мне не дает, так, добавляет 200 рублей в год, а я в месяц около 800 получаю. Смешно…

– Это тебе не дает, а мне надо, чтобы все штурмана полка были с 1-м классом! В общем, начинай оформлять!

Конечно, ничего я не оформлял – и некогда, и лень, и смысла особого я не видел.

Валентиныч периодически бухтел про класс, но, пока это происходило в пределах разумного, я не напрягался.

Внезапно созрела командировка на учебу в Николаев, Валентиныч решил, что надо послать меня поучиться на старшего штурмана полка.

Я очень не хотел уезжать на 3–4 месяца, но от меня уже ничего не зависело, все решения были приняты, телеграмма Главкома ВМФ с моей фамилией пришла в полк.

Я был очень раздосадован этой командировкой, мне ведь нужно было летать на новом для меня самолете, а тут все полеты откладываются на 4 месяца.

Когда Валентиныч опять завел речь о моем классе, я ответил даже резко, мол, некогда мне заниматься этой ерундой, надо вот в командировку уезжать.

В общем, расстались мы недовольные друг другом.

Поехал я в Николаев, в 33-й Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС) учиться на старшего штурмана полка на Центральных офицерских курсах (ЦОК).

В принципе, дело нужное и даже хорошее, просто у меня были другие планы на эти 3,5 месяца. Учиться – это сильно сказано, ведь я уже был действующим штурманом полка, и ничего нового преподаватели ЦОК мне дать не могли, многие из них даже до штурманов полков не доросли, а просто удачно пристроились в Николаеве.

В основном я убивал время на занятиях и самоподготовке, а вечерами отдыхал в ресторанах, пытаясь насытиться таким отдыхом до отвращения, чтобы больше не хотелось, так как у нас в далеком таежном гарнизоне никаких ресторанов не было.

Личный план по отдыху я выполнял и даже перевыполнял, сходил в рестораны более 80 раз за 100 дней командировки, что является рекордом морской авиации в этом виде подготовки. О некоторых моментах своей напряженной учебы я еще расскажу, если не забуду.

Одним чудесным воскресным утром мы с боевым товарищем вернулись из вечернего развлекательного похода, разошлись по комнатам, чтобы переодеться, выпить пивка для стабилизации организма и слегка отдохнуть лежа до обеда.

Несмотря на то, что комнаты в общежитии были на двух человек, у себя в комнате я нашел какое-то скопление старших офицеров, майоров и подполковников, с которыми вместе учился. С моим приходом они притихли и с интересом смотрели на меня.

Так как мне хотелось пивка, то я не стал тянуть время:

– Чего собрались? У меня на балконе только 3 литра пива, на всех не хватит. И вообще, уже давно могли бы сгонять за пивом, да и не только за пивом.

Народ как-то оживился, загалдел, и сожитель по комнате указал на мой китель, который висел на стуле. Над правым карманом я увидел какой-то клочок бумаги, приколотый знаком классной квалификации, но знак был не мой, 2-го класса, а чей-то – 1-го класса. Ну, вот такой.


Я отстегнул бумажку, которая оказалась телеграммой, адресованной мне, и прочитал вслух текст: «Приказом… номер… от … присвоена квалификация «Военный штурман 1-го класса». Поздравляю. К.».

Народ зашумел, все меня поздравляли, и кто-то выразил общее мнение:
– Надо обмывать!

– Да что обмывать? Я не оформлял класс и не отправлял документы, и представления не имею, о каком таком 1-м классе идет речь!

– Отставить сомнения! Ты же рассказывал нам, что наплевательски относишься к классу, мы тоже не совсем поверили телеграмме, позвонили в Москву, нам подтвердили твою фамилию в приказе. Короче, не увиливай от обмывона, а подробности потом выяснишь у себя в полку.

– Ну ладно, потом разберусь. Только у меня и денег нет, я же вам говорил, что у меня недавно украли все деньги…

– Да знаем мы, что у тебя денег нет, но класс обмыть нужно! Пошли в соседнюю комнату.

Вы должны понимать, что в те далекие времена не так уж и просто было позвонить в полк на «Тихом» флоте из Николаева, как говорится – «теперича не то, что давеча», мобильных телефонов не было, а по стационарному военному телефону не каждому разрешалось звонить за пределы гарнизона, только по особому списку или совратив телефонистку. Это я к тому, что немедленно позвонить в полк и все узнать, я не мог, для этого была необходима целая войсковая операция.

Мы прошли в соседнюю комнату, там стоял большой стол, накрытый явствами, согласно традиции отмечания памятных событий.

Я удивился всему увиденному, но мне ответили:

– Мы знали, что у тебя проблемы с деньгами, но как можно класс не обмыть? Скинулись понемногу, и вот такой стол получился. Не стесняйся, когда у нас не было денег, ты тоже нас выручал. Давайте уже праздновать, а то заскучали мы что-то на этой учебе…

И мы начали отмечать мой 1-й класс, о происхождении которого я ничего не понимал.

Праздновали долго и со вкусом, кто-то из штурманов подарил мне свой знак классной квалификации, а «Кондрат», старший летчик-инспектор с Северов, подарил мне свой летчицкий знак, просто на память.

Ребята за что-то меня хвалили, а я думал о том, что мне повезло служить с такими хорошими ребятами в морской авиации.

Знак, который мне подарил старший летчик-инспектор авиации СФ, я храню до сих пор. Через год этот полковник разбился на Су-25УТГ, но у меня осталась о нем память.


Знак «Кондрата»

После того, как мне была присвоена квалификация «Военный штурман первого класса», я не кинулся выяснять по телефону, каким образом моя фамилия попала в приказ.

Я уже говорил, что и позвонить было трудно, да и не хотел я рассказывать всем телефонисткам в Николаеве, Москве, Владивостоке и Монгохто о том, что я ничего не сделал для того, чтобы получить этот класс, не считая, собственно, летной работы.

Судейская мафия


Прилетев из командировки домой, я тоже не кинулся выяснять у первого встречного про свой класс, а решил сначала поговорить с тем самым Мишкой К., который подписал телеграмму в Николаев.

Мишка – мой хороший товарищ, мы давно служили рядом, в тот момент Мишка служил минером полка вместе со мной в одном кабинете, и мы числились в одном экипаже заместителя командира полка. Минер полка – штурманская должность, почти что штурман полка, тоже майор, но с чуть-чуть меньшим окладом.

Мишка был прекрасным штурманом, очень грамотным, в хорошем смысле дотошным, быстро соображал, на него всегда можно было положиться, в начале карьеры попался за нарушение секретности, но выжил, вывернулся через должность «комсомольца полка», быстро стал подполковником, минером дивизии, после разгона дивизии перешел в противолодочный полк и вскоре стал старшим штурманом смешанного полка. Летал на Ту-22м3, Ту-142, Ка-27пс.

Все у него было хорошо, но вот только изредка он болел старинной русской болезнью – запоем. Как говорится – редко, но метко.

Запасшись водкой, я позвал Мишку к себе домой и приступил к допросу:

– Что ты знаешь про мой 1-й класс?

– Про твой 1-й класс я знаю все!

– Рассказывай, не томи!

– Давай выпьем слегка, и я тебе все расскажу.

– А тебе можно? Не впадешь?

– Можно, еще время не пришло для очередного случая.

Мы немного выпили, закусили, покурили, Мишка рассказал мне о всякой ерунде, случившейся за время моего отсутствия, и после моего напоминания перешел к интересовавшему меня вопросу:

– Ну, ты помнишь, что мы, провожая тебе в командировку, неплохо так посидели «на дорожку», и ты полетел во Владик, где стоял твой самолет в Николаев?

– Конечно, помню, во Владике мы еще добавили, потом улетели в Питер, в самолете выпивали и спали, в Питере нас дозаправили, из самолета не выпустили, опохмеляться нечем, в Николаев прилетели с больными организмами…

– Ладно, не трави душу. В общем, ты улетел, а я еще около недели тебя провожал…

– Как это?

– Как, как… Как обычно. Я не все помню, но очнулся дней через пять-шесть, в картохранилище, под присмотром Кольки, нашего оператора.

– Давай без подробностей, что я не знаю, что ты можешь вытворить в таком состоянии?

– Да уж наверняка что-то такое вытворил, если старший штурман полка был очень недоволен, а старший штурман дивизии пообещал отдать меня под «суд штурманской чести».

– А что это такое?

– Да это Валентиныч придумал, ты же знаешь его, затейника…

– Давай короче, ближе к моему классу.

Мы еще выпили, покурили, и Мишка продолжил свой рассказ:

– «Суд штурманской чести» в лице старшего штурмана дивизии Валентиныча приговорил меня к исправительным работам.

– Каким это работам?

– Валентиныч сказал, что я могу искупить свою вину, оформив документы на твой 1-й класс, так как он больше не может терпеть в дивизии штурмана полка 2-го класса, и сейчас самый удачный момент, ты в командировке и мешать не будешь.

– И ты согласился…

– А куда я денусь?

– И что, все сам оформлял?

– Ну как это все сам? Я же старший офицер! Я занимался организационной работой, а писал представление Колька, он тоже проштрафился, и я его тоже «приговорил».

– Да у вас тут какая-то судейская мафия образовалась.

– Ладно, ничего трудного. В полку я за тебя все зачеты расписал, в дивизии – Валентиныч с твоим представлением прошелся по кабинетам, Колька все написал, фотографию твою я в фотолаборатории нашел, помнишь, мы на пропуск фотографировались. Валентиныч быстро твое представление по командирам протащил, во Владик и Москву позвонил, чтобы не тянули.

– Все понятно. Раз так, спасибо тебе за твой своевременный запой, который обернулся мне 1-м классом. Но это не вся благодарность. Выберу время и проставлюсь за 1-й класс в штурманском цеху, там вас всех – тебя, Кольку и Валентиныча, поблагодарю официально.

Вот так я и получил 1-й класс.

Я и сам немного поучаствовал в этом процессе – налетал нужное количество часов, выполнил необходимые нормативы по боевому применению оружия и посадкам при метеоминимуме погоды и самое главное – организовал пьянку при отлете в командировку.
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    30 января 2022 18:16
    Это не я придумал такой заголовок!
    1. +13
      30 января 2022 19:09
      Михаил Владимирович, апплодирую!
      Интересно у Вас все было, жду продолжения рассказов о службе.
      Я свою мечту летать осуществил уже в более зрелом возрасте, в юности не прошел бы медкомиссию по зрению, с учетом строгих требований... Очень люблю такие истории.

      Вы же писали рассказы раньше. А можете их здесь опубликовать?
      1. +15
        30 января 2022 19:20
        Цитата: RealPilot
        А можете их здесь опубликовать?

        Я публикую, по мере сил и возможностей редакции.
        Очень старые рассказы пока не считаю нужным публиковать, да и есть они где-то в Интернете, но я точно не знаю, где. Их размещали без моего разрешения и ведома.
        1. +13
          30 января 2022 21:11
          а у меня есть значок "штурман-снайпер"!
          1. +8
            30 января 2022 21:19
            Цитата: роман66
            а у меня есть значок "штурман-снайпер"!

            А у меня - нет...
    2. +1
      31 января 2022 17:27
      Цитата: Bez 310
      Это не я придумал такой заголовок!

      Приветствую,Михаил!
      Спасибо.
      Не понял,- "М" (" Мастера") в классности у вас не было?( Вы об этом вообще не упоминание).
      Извините,несколько не в тему( не авиация,не Морская, не Ракетная...,- РВСН, да и годы чуть поздние 88-99гг.).
      Без 3-го класса на БД(боевое дежурство) официально не допускали.
      В материальном плане,- ЕМНИП, +10 рублей к ежемемячному денежному удовольствию.. На пенсию, точно(!) не влияли( может быть, - только на выходное пособие...
      Но, считалось хорошим тоном повысить свой "класс". ( Согласен,-бОльшей частью, все это было...административный вопрос).К примеру, был у меня сослуживец( благо и сейчас жив,относительно здоров) постарше меня,после срочной службы,...- но, я пришёл лейтенантом,уволился майором, а он,- капитаном, по-сути, со стартовой должности...Ну человек такой! Честный,дотошный, грамотный в своей компетенции( должности), и даже выше...нудный...
      Кстати,относительно Вашей предыдущей статьи(про " таблички")),- человек фантастически оформлял рабочие карты, с соблюдением всех канонов( многие НШ всех тонкостей не знали!), тушью писал со скоростью машинистки(!).Качество?Многие генералы (без очков) потом "нагибали," командиров,начальников,чьи карты оформлял упомянутый товарищ за то, что те используют принтеры...
      Ну,и так...- зарисовка: если вдруг,я опять " про таблички"))),- к-н оказывался,вдруг( обычно-гнил на БД),на каком-нибудь подведении итогов,читке приказов, и т.п.( когда "Камазы" с БД без остановок прут сразу в ДКРА(дом культуры российской армии,клуб).Короче,- был он весьма редким "гостем" на подобных мероприятиях, в отличии от тех, кому по должности положено. И вот,-сидя среди массы сослуживцев,которые в данной аудитории несоизмеримо более частые "гости", и тоже,порой, от скуки, "водят клювом" по интерьеру,- всегда находил массу описок, ошибок,несуразностей в оформлении помещений! Даже если в помещении,кабинете пара плакатов, все месяцами пялились в них,- только у него получалось обнаружить вопиющие ,казалось бы, очевидные ляпы...
      Так вот.Пусть упомянутый товарищ, и закончил службу спустя 20(!) календарей практически на той-же должности,с которой начинал, но, занимаемой должности( может быть, с некоторыми ограничениями) он соответствовал более чем!Как нередко бывало, в обсуждаемое время,- знал, дополнял,выручал офицеров,должностных лиц, на пару ступеней выше своей служебной лестницы... Моё мнение,- классность,-уровень профессионализма,должен быть привязан к занимаемой должности! В идеале...Со всеми "плюшками"...
      На личном примере... Долгорос...Знаете,да,- есть " дикорастущие"( связи,пронырливость
      1. +2
        31 января 2022 17:31
        Цитата: A.A.G.
        "М" (" Мастера") в классности у вас не было?

        Непосредственно "Мастера" у нас не было, наш "мастер" назывался "Снайпер", фото знака в начале статьи. Но не все к этому "снайперу" относились с должным уважением, это уже был скорее элемент престижа, и получали его в большей степени "нужные" люди.
        1. 0
          31 января 2022 18:11
          Цитата: Bez 310
          Цитата: A.A.G.
          "М" (" Мастера") в классности у вас не было?

          Непосредственно "Мастера" у нас не было, наш "мастер" назывался "Снайпер", фото знака в начале статьи. Но не все к этому "снайперу" относились с должным уважением, это уже был скорее элемент престижа, и получали его в большей степени "нужные" люди.

          Спасибо.
          Думаю,- Вас понял.
          ...К сожалению мой коммент не вписался по-времени.Попробую восстановить хоть частично( не хватайтесь за голову!))).
        2. 0
          31 января 2022 18:30
          Цитата: Bez 310
          Цитата: A.A.G.
          "М" (" Мастера") в классности у вас не было?

          Непосредственно "Мастера" у нас не было, наш "мастер" назывался "Снайпер", фото знака в начале статьи. Но не все к этому "снайперу" относились с должным уважением, это уже был скорее элемент престижа, и получали его в большей степени "нужные" люди.

          ...продолжаю(восстанавлтваю)...
          Есть (были))) "дикорастущие" офицеры(связи; попорванцы,+ связи; толковые,но не лишенные первых двух пунктов; были просто хорошие,- предыдущие пункты выявились позже...))).
          Нацепить знак классности выше реального- считалось дурным тоном.Порицалось на всех уровнях. Сдать на классность( соответствующей занимаемой должности) ,как правило,не составляло труда. Исключения,-редкостная вредность номенанта.
          Соглашусь, был период когда я, как "честная Маша" решил,что пребывая на должности(на хорошем счету) почти два срока(честно,- не особо "парило",- даже напротив!) решил сдать( можно сказать,- от скуки,условно...)на 1-й класс.
          По количеству суток БД,выслуге,показателей вверенного подразделения, - вопросов не должно было возникнуть.Но...Как-то служебная рутина затянула...(инструкторская группа дивизии,принимающая зачёты,- выходцы большей частью с нашего полка.Своеобразные парни, но службу знающие изнутри,знающие меня, ну,-и чего греха таить,- частично соратники по охотам,рыбалкам,а,главное,-по совместной службе...).
          Ну,так мне, из-за службы некогда оказалось...)))) hi
  2. +7
    30 января 2022 18:17
    Браво, Михаил! Я сам со своим языком и принципами был "битым" Но на гражданской работе. А вот интересно, за самодельные знаки третировали? Я понимаю что они появлялись на кителе не всегда...
    1. +10
      30 января 2022 18:29
      Цитата: 210окв
      за самодельные знаки третировали?

      Да нет, это даже негласно приветствовалось.
      1. +3
        31 января 2022 00:34
        Да нет, это даже негласно приветствовалось.[/quote]
        В гражданском морском флоте некоторые знаки "самоделки" приветствовались, но как у военных классность, такого не было, ибо все шло по международным правилам, был знак "капитан дальнего плавания (ship's captain, captain, master, or shipmaster), а остальные штурмана знаков не имели, хотя в море работали а не форму со знаками носили, для гражданского морского штурмана форма не приемлема. Ну выше всего был Extra Masters, который имели единицы на весь мировой флот.
        1. kig
          +2
          1 февраля 2022 15:14
          Цитата: tihonmarine
          Ну выше всего был Extra Masters
          - раз уж пошла такая пьянка, то вспомнился случай из жизни гражданского морского флота. При проходе Суэцким каналом на пароход несколько раз запрыгивают местные лоцмана. Как правило, они все толстые, усатые и очень важные. Примерно вот такие:

          Ну вот, прошли мы, значит, этим каналом в очередной раз, а на следующий день на 10-часовом кофе наш капитан рассказывает: очередной лоцман был ну уж очень толстым и важным, и представился как chief pilot. На что капитан ответил: очень приятно, а я chief master. Лоцман величаво кивнул, но видимо его зацепило, что кто-то тоже имеет приставку chief, и когда он уже собирал вещички перед высадкой в Суэце, то как-то так мимоходом спросил - а кто же такой этот chief master, потому что ранее он такого ранга не встречал. Ну капитан и говорит: у нас в компании капитаны делятся на тех, кто может управлять сухогрузами, или танкерами, или контейнеровозами, а chief captain может работать на любом судне. Так они и расстались, довольные друг другом.
          1. +2
            1 февраля 2022 15:54
            Цитата: kig
            При проходе Суэцким каналом на пароход несколько раз запрыгивают местные лоцмана. Как правило, они все толстые, усатые и очень важные. Примерно вот такие:

            Ну и такие были, но в Африке там были более илеменее, но не "упитанные". Вот лоцман в Лагосе, он же начальник лоцманской службы Нигерии:
  3. +11
    30 января 2022 18:21
    Спасибо, Михаил. Жизненно, интересно и даже весело.
    А на зануд и "неверующих" не обращайте внимания
  4. +21
    30 января 2022 18:26
    Через год этот полковник разбился на Су-25УТГ, но у меня осталась о нем память.

    Полковник Александр Кондратьев! Я был с ним хорошо знаком.
    С его сыном, моим тезкой, мы учились в одном классе и были лучшими друзьями...
    1. +8
      30 января 2022 21:35
      Цитата ниже о нём?
      27.11.1992г. ночью в ПМУ при выполнении полета в зону пилотажа на малых высотах из-за ошибки летчика в технике пилотирования, выполняя пикирование, потерпел катастрофу на Су-25уб с экипажем ст. штурмана полка летчика подполковника Демьяненко Валерия Викторовича и ст. инспектора-летчика ОБП ВВС СФ полковника Кондратьева Александра Николаевича. Самолет столкнулся с землей, экипаж погиб.
      https://prokhor-tebin.livejournal.com/590647.html
      1. +8
        30 января 2022 21:45
        Да. Все точно...
        1. +6
          30 января 2022 21:56
          Пока в Харькове служил курсанты три раза бились, но чтобы вот так, два опытных летчика...
          1. +10
            30 января 2022 22:15
            Бывает, Антон, и так. Я не знаю подробностей, поэтому не буду домыслы приводить.
            Могу сказать одно, что гибель отца сильно повлияла на дальнейшую жизнь его сына. Он был вынужден оставить престижное училище МВОКУ, чтобы помочь матери...
            Дальше я не могу рассказывать, потому что это не моя жизнь ...
            1. +5
              30 января 2022 22:19
              Дальше я не могу рассказывать, потому что это не моя жизнь ...
              Это как раз понятно. Я тоже не хочу рассказывать о судьбе лучшего друга детства. Жизнь частым гребнем прошла по нашему поколению.
          2. +6
            31 января 2022 01:20
            Пришёл после училища ОБУ на КП иап.И когда я стал самостоятельно работать на полётах, нач.КП как-то спросил:"Кому больше всего нужно уделять внимания во время полётов?"Естественно я ответил,что молодым лётчикам-лейтенантам."А ещё?"И сам ответил:"А ещё полковникам."Он имел ввиду инспекторов из дивизий,корпусов,армий,которые думают,что всё умеют,но по причине редких полётов уже ни хрена толком не умеют.
  5. Шикарно и приятно , по мужски ...Но почему у Вас молчок о брате ?
    1. +5
      30 января 2022 19:22
      Цитата: Борис Борисович Скрынник
      Но почему у Вас молчок о брате ?

      Иногда я что-то рассказываю...
  6. +3
    30 января 2022 18:58
    А разве при смене должности (ВУС) классность не "обнуляется"?
    Был к примеру ротным, специалист 2-го класса, стал НШ батальона и скатился на 3-ий и через год (или полгода, не помню) опять сдавать на 2-ой, а потом через год на первый.
    1. +9
      30 января 2022 19:24
      Цитата: Gvardeetz77
      классность не "обнуляется"?

      Нет.
      Можно быть начальником штаба полка и штурманом 1-го класса, если должность летная или "вилочная".
      1. +1
        3 февраля 2022 10:41
        Да, был у меня НШ полка, должность была вилочная. Он на штабную линию перешел с праваков. Дошел до НШ полка, восстановился на летную, и каждый год надо было записать один подъем в воздух, что бы платили ОУС, естественно в сложные 90-е записаться в плановую было огромной проблемой. Но зам. по ЛП скрипя зубами находил место. Естественно к самолету НШ не подходил от слова вообще. Но от бонусов не отказывался. laughing
        1. +2
          3 февраля 2022 10:53
          Цитата: Митяша
          был у меня НШ полка, должность была вилочная

          НШ полка бывали разные...
          Наш НШ полка, штурман, стал старшим штурманом дивизии и главным штурманом ВВС ТОФ.
          1. 0
            3 февраля 2022 10:56
            Согласен. Вот только в 90-е вилочные должности отменили у начальника штаба. Чисто летные остались в ВТА, туда наземщику пробиться было не возможно. А сейчас реалии таковы, что ПЕРВЫЙ заместитель командира полка имеет самый маленький т.р.по сравнению с другими не летающими замами.
            1. +1
              3 февраля 2022 10:57
              Цитата: Митяша
              Вот только в 90-е вилочные должности отменили у начальника штаба.

              В МА должности НШ полка стали нелетными с 2005 года.
              1. 0
                3 февраля 2022 11:00
                Кстати, много флотских к нам попали в полк после массовых сокращений, штурман полка Алексей Губин, не смотря в разницу в возрасте, был моим отличным другом и консультантом по неясным вопросам.
                А потом Ком полка и его зам тоже были с флота. Зам перевелся из Монгохто.
                1. 0
                  3 февраля 2022 11:08
                  Цитата: Митяша
                  А потом Ком полка и его зам тоже были с флота. Зам перевелся из Монгохто.

                  А где служили?
                  Один наш зам стал командиром полка в Шайковке.
                  1. 0
                    3 февраля 2022 11:09
                    Боря Середкин. А командир полка ушел командиром дивизии, освободив ему должность, тоже из МА.
                    1. +2
                      3 февраля 2022 11:13
                      Цитата: Митяша
                      Боря Середкин.

                      Скажу короче - Боб.
                      Если не забуду, расскажу, как я помогал ему убежать в ДА.
                      1. 0
                        3 февраля 2022 11:20
                        Интересно будет послушать,при встрече спрошу - правда ли. Так он не один, он и брата притащил с собой.
                      2. 0
                        3 февраля 2022 11:25
                        Цитата: Митяша
                        он и брата притащил с собой

                        Про брата я ничего не знаю.
                      3. 0
                        3 февраля 2022 11:28
                        Ну он не в полку служил, в батальоне. Может поэтому и прошел незамеченным. Перевелся чуть позже, видимо Боря отношение далал после прихода.
                      4. +2
                        3 февраля 2022 11:29
                        Цитата: Митяша
                        Может поэтому и прошел незамеченным.

                        Вполне возможно...
                        Но про Боба расскажу, чтобы не забыть, уже даже заголовок написал.
  7. +9
    30 января 2022 18:58
    Действительно ли присвоенная классная квалификация точно отражает фактический уровень профессиональной подготовки летчика и штурмана? В иа точно отражает, 100%!
    1. +6
      30 января 2022 19:25
      Цитата: Садовник91
      В иа точно отражает, 100%!

      Ага...
      1. +8
        30 января 2022 21:29
        Цитата: Bez 310
        Ага...

        Вы с иронией? Ведь там ты в кабине один. И командир, и правый, и штурман, и бортинженер, и оператор СУВ... За командира экипажа доп. материальной статьи не было. Молодых лётчиков всегда старались быстрее довести до 2-го класса, чтобы в ДЗ ставить. И да, классность присваивалась после прохождения последовательных програм согласно КБП, не чаще одного раза в год. И подтверждалась ежегодно. План подготовки утверждался на уровне командующего ВА. А зачёты лётный состав сдавал два раза в год.
        1. +1
          30 января 2022 21:37
          Цитата: Садовник91
          Вы с иронией?

          Да, я с иронией... Вы сами знаете и говорите про гонку с классом для заступления на БД. И вы же сами знаете, что налет на класс - не мерило мастерства, а только исходная точка. Но не будем.
          И про то, что истребитель "Один в бескрайнем небе" можно поспорить, но я не буду.
          1. +5
            30 января 2022 21:48
            Цитата: Bez 310
            можно поспорить, но я не буду.

            Ну и не надо... Всегда с уважением относился к "рогам", а по возможности, считал за честь "порулить".
            1. +4
              30 января 2022 21:57
              Цитата: Садовник91
              считал за честь "порулить"

              Мне тоже приходилось "рулить" на Ту-16.
              Честно скажу, занятие не для интеллектуалов, которыми себя считают некоторые штурмана. Чистая механика...
  8. 0
    30 января 2022 19:27
    Не хотелось встревать,но приходиться.
    Полетав немного штурманом корабля,я был назначен штурманом отряда.
    Совершенно внепланово,можно сказать вероломно - я был назначен штурманом эскадрильи.

    Ну и тому подобное.Комментировать очень сложно,это в запой уходят внепланово и вероломно.
    Подготовка лётного состава на класс,важнейшая часть боевой подготовки полка,дивизии и воздушной армии,контроль за выполнением на самом высоком уровне и,от прихоти и капризов кого либо не зависит.
    Повторюсь,комментировать непросто.
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      30 января 2022 21:39
      Цитата: bober1982
      Подготовка лётного состава на класс,важнейшая часть боевой подготовки


      У вас это мероприятие довольно серьезно проводится. В сухопутных все в основном по результатам проверок и и учений (иногда соревнований). Общим приказом. Но, что третий класс, что мастер- ни копейки не доплачивали (тогда до 90-х). И классность не влияла (хотя она и в процессе сама собой повышалась) на должность.
      Хотя, я считаю это неправильно.
    3. +2
      30 января 2022 22:00
      Совершенно с вами согласен. У меня тоже весьма странное восприятие этих "охотничьих рассказов". Но общая тенденция у них есть: Я был редкостный развиздяй, мне все было "высотами почти по пояс", пил, гулял, непосредственный командный состав посылал, мне ничего в авиации было не надо, но я настолько был офигенный на букву математического коэффициента, что все начальство, узрив в подчиненном надежду авиации и осознав свою личную глyпость и бездарность, вопреки всем устоям и систематически поперек основополагающих авиационных документов тянуло буянящий организьм наверх! А непросыхающий талант беспрестанно сопротивлялся, регулярно снисходя к начальствующим просьбам за карьерный рост сиятельно-бухательного дарования.
      Козьма Прутков "Как поручик Ржевский до генерала дослужился"
      1. +2
        30 января 2022 22:16
        Цитата: akarfoxhound
        У меня тоже весьма странное восприятие этих "охотничьих рассказов".

        Давно вас не было.
        Наверное, изучали высотное и кислородное оборудование?
        Цитата: akarfoxhound
        ... пил, гулял...непросыхающий талант... сиятельно-бухательного дарования

        У вас что, какие-то неприятные воспоминания на эту тему? Болели? Надеюсь, сейчас уже все в порядке. Берегите себя.
        1. 0
          31 января 2022 10:26
          Что за полный платочек ренитных обидок на "мюнхаузенские" рассказы? Ай-я-яй!! Негодяи соизволили соизволили пилюнуть на лавровый венок самого товарища Саах...а-ах какого человека, понимаешь!?
          изучали высотное и кислородное оборудование... пил, гулял...непросыхающий талант... сиятельно-бухательного дарования

          Не, ну за ваш склероз матчасти я еще могу возрастом обьяснить, но чтоб сразу обнулиться в том, что в каждом опусе описывали??? Тут прям вырисовывается аналогия синдрома памяти аквариумного обитателя - "от борта до борта". Вы б завязывали, а то смотрю
          приятные воспоминания
          способствуют рецидиву приема на "xepoическую грудь"!
          1. +3
            31 января 2022 11:04
            Цитата: akarfoxhound
            "мюнхаузенские" рассказы

            Спорить я с вами не буду, как бы вы не напрашивались.
            Но у меня к вам предложение - расскажите о своей службе, ну, такие "немюнхаузенские" рассказы о той "авиации", где вы служили. Всем будет очень интересно узнать что-то из той области, о которой редко рассказывают.
      2. -2
        1 февраля 2022 20:51
        Цитата: akarfoxhound
        У меня тоже весьма странное восприятие этих "охотничьих рассказов".

        ПОЛНОСТЬЮ с вами согласен! И каждый, кто служил вместе, под началом Безлюдова (подчёркиваю: вместе или под началом, а не рядом) или прочитал ВСЕ его автобиографические рассказы согласится, уверен, с вами. К сожалению, большинство читателей, комментаторов статей Беза просто не знают «настоящего штурмана» «любимого и доброго начштаба авиаполка» и просто «легенду морской авиации» скромнейшего Михаила Владимировича хорошо, не знакомы со всем его творчеством, в котором он ЗАМЕЧАТЕЛЬНО охарактеризовал САМ СЕБЯ. Они знают его лишь по нескольким последним рассказам на ВО (надо сказать, довольно интересным), где Без, учтя предыдущую критику его откровений, изображает себя всё тем же гонимым, но стойким героем, пробивающимся с боями в жизни исключительно благодаря высочайшему профессионализму и своим выдающимся способностям. Причём часто МВ не стесняется впаривать доверчивому читателю явную неправду, просто тонко смеётся над ним.

        То же и в рассказе про переучивание. Нет, все мы, конечно, когда-то где-то были в командировках и на курсах повышения квалификации, переучивании, посещали рестораны, выпивали. Я, например, когда работал в МРХ и ММФ бывал во Владивостоке и в Одессе. Но чаще всё же - во Владивостоке, где мы с однокурсниками посетили немало ресторанов, отмечали 2-3 раза в месяц дни рождения коллег. Плюс 1-2 раза индивидуально. Всё! А теперь прочитайте ВНИМАТЕЛЬНО, что пишет Без:

        «В основном я убивал время на занятиях и самоподготовке, а вечерами отдыхал в ресторанах, пытаясь насытиться таким отдыхом до отвращения, ...

        Личный план по отдыху я выполнял и даже перевыполнял, сходил в рестораны более 80 раз за 100 дней командировки, что является рекордом морской авиации в этом виде подготовки. ...

        Одним чудесным воскресным утром мы с боевым товарищем вернулись из вечернего развлекательного похода, разошлись по комнатам, чтобы переодеться, выпить пивка для стабилизации организма и слегка отдохнуть лежа до обеда.»

        Обратите внимание на то, что было это, по словам Михаила Владимировича «…более 80 раз за 100 дней командировки»! Особо хочу обратить внимание, что возвращался Без обычно утром. Говорю это не для того, чтобы обвинить, упрекнуть в чём-то МВ (это его личное дело), а чтобы показать нереальную, нечеловеческую напряжённость "отдыха" Беза. МВ, конечно, ОЧЕНЬ способный, но ОЧЕНЬ сомнительно, что даже такой способный человек как он смог бы так «отдохнуть». Правда, своим автобиографическим творчеством Без убеждает, что способен на подобные подвиги. 75% его творчества так или иначе связаны с выпивками, которые МВ очень красочно описывает. Пил он, согласно его же рассказам, от курсантства до последнего дня в армии. Пил водку, коньяк, спирт. Пил до службы, во время службы, после службы, на отдыхе. Пил с сослуживцами, подчинёнными, начальниками и с посторонними людьми. Иногда дрался, вёл себя неадекватно. Поэтому удивительно, что МВ обижается на замполитов, которые были вынуждены с ним общаться на тему его поведения.

        И всё же я Безу не верю полностью, считаю, что многое он фантазирует и присочиняет. Сказочник. Ну не реально многое в его сочинениях! Да и, если бы он так пил, как он сам пишет, то он бы давно умер от цирроза печени или бы сейчас постоянно валялся под забором! А он бодро пишет рассказы. Правда, желчен, язвителен порой и зол на некоторых людей. Может, из-за того, что бросил?

        И зря многие комментаторы насмехаются над «бобром»-Владимиром и некоторыми другими людьми, которые ЗА ДЕЛО критикуют Михаила Владимировича. Читая комментарии некоторых одобрямсов создаётся впечатление, что попал в общество анонимных алкоголиков. Впрочем, на Руси всегда жалели гонимых и пьяниц…
    4. +1
      3 февраля 2022 11:07
      Владимир bober1982 , непримиримый вы. Я, читая воспоминания, провожу много паралелей. И пили, и дрались в кабаках, и служили, все было хотя я в авиации флота не служил... Может у вас часть была образцово показательная?
      По поводу класса-да. В начале года напланируют эту важную часть боевой подготовки, а потом не знают, как закрыть, ибо на подведении итогов командующий размажет.
      Был у меня случай, напланировали. Третий класс проблем не составлял, только пиши. А вот выше-уже проблемка. Набрали мы на подготовку на 2-й аж-8 человек. В первом полугодии получили втык за отставание по плану. Хорошо в следующем периоде нашелся один блатной, за которого аж НШ армии распорядился представить на второй класс, туда же паровозом были оформлены и все ожидающие. Результат-все получили класс до конца года.
      1. 0
        3 февраля 2022 17:54
        Цитата: Митяша
        Может у вас часть была образцово показательная?

        Ударные полки,в советское время конечно,потом всё рассыпалось.
        Вы в какой период служили ? Не совсем понятно,почему были проблемы с подготовкой на класс,кстати,планировали не с начала года,по-раньше и,по плану боевой подготовки тоже проблем не было,летали много.
        В кабаках я пил,как вы выразились,но не дрался - поводов не было,гордиться этим нечего,как и скорбеть тоже.Как и вспоминать об этом,ну было и было,это же не восстание на броненосце Потемкин
        1. +1
          4 февраля 2022 06:43
          Я с вами согласен. Служил попозже вас. Когда пошли проблемы с керосином, даже ввели понятие сокращенный боевой расчет. Они держали штаны нормально, натренированность хорошая была, а вот остальные стояли в очереди, что бы сделать пару подъемов, если повезет... Про гордость я ничего не говорил. Отметил, что быт и свободное время проходило как и везде. Кто-то на стакане отжимался и по кабакам ходил, были и спортсмены, и увлеченные хобби. Ничем не отличалось от описанного, за небольшими деталями и названиями городов...
  9. +7
    30 января 2022 20:03
    Мда! Говорят, что бардак в авиации начался, когда один из братьев Райт спер у другого пассатижи wink! С другой стороны, саморегулирующаяся система...
  10. +1
    30 января 2022 21:10
    Если ты имеешь 3-ий класс,то и летать в составе экипажа,звена(отряда),эскадрильи,будешь по такому уровню - днем в простых метеоусловиях.То есть уровень боевой готовности будет невысокий.Считать себя классным штурманом,но иметь третий класс по факту,это фантазии,тем более с таким низким классом быть штурманом отряда.
    Терпеть такое положение дел никто не будет.
    1. +7
      30 января 2022 21:44
      Цитата: bober1982
      Если ты имеешь 3-ий класс,то и летать в составе экипажа,звена(отряда),эскадрильи,будешь по такому уровню - днем в простых метеоусловиях.

      Здесь я с Вами не соглашусь. 2 - й класс часто люди не могли получить по ряду субъективных и объективных причин и растягивался сей процесс на 2, 3 и даже 4 года. Имея уровень подготовки ночь СМУ, или даже ночь УМП, не говоря про подготовку днём с отработанными, полученными допусками по видам лётной подготовки, такие лётчики планировались и включались в боеготовый состав по личному уровню подготовки, не взирая на класс. БД в этом случае исключалось, только не ниже уровня(полной подготовки) 2 - го класса.
  11. +2
    30 января 2022 21:11
    Как всегда очень увлекательно, благодарю! Но что есть минер полка, прошу не обессудьте, но м.б. минёр?
    1. +5
      30 января 2022 21:21
      Цитата: Виктор Ценин
      но м.б. минёр?

      Ну да - минёр.
      У нас отвечал за бомбардировочную и минную подготовку, и выполнял остальные обязанности штурмана полка.
      1. 0
        30 января 2022 21:30
        Всё теперь убедился, прошу только не пренебрегать исконно полезной буквой ё)

        И ещё просьба - призадумайтесь в будущем о издании военных историй, очень живым языком пишете)

        Ещё дополню, дабы точно правильно поняли - вот какой вы помните сборник, кроме похождений Швейка, разве что, жизненный?
        1. +4
          30 января 2022 21:39
          Цитата: Виктор Ценин
          издании военных историй

          Однозначно - нет.
          Овчинка выделки не стоит.
  12. +3
    30 января 2022 21:14
    Начало про уговоры начальника получить очередной класс ну прямо точь в точь как у меня на железке, вечно эти инструктора мучают машинистов
  13. +2
    30 января 2022 21:18
    И,напоследок я скажу.....
    Классная квалификация для любого летчика,это святое,а не только годовая прибавка в рублях.
  14. +5
    30 января 2022 22:23
    Вдвойне приятно читать о буднях ратников морской авиации ещё и потому, что автор оказывается , как и я, с Северов, из Североморска. И 60-е годы тоже. Набирается уже на мемуарную книгу. Успехов в написании! И привет от Малого Североморска.
    1. +4
      30 января 2022 23:14
      ЗЕМЛЯЯЯЯЯК))) Сафоново-1, ул. Панина д. 5 кв. 40
  15. +3
    30 января 2022 23:13
    Зато при выходе на пенсию - только летчикам прибавка идет по классам!!!
    1. +4
      31 января 2022 08:04
      Цитата: СТАРШИНА_ВДВ
      при выходе на пенсию - только летчикам прибавка идет по классам!!!

      Да, но я не считаю это правильным.
    2. +1
      3 февраля 2022 10:50
      Кто сказал что только летчикам? Или у вас типично пехотный подход: все кто в самолете - летчики? Спешу вас разочаровать, помимо летчиков летают штурманы, стрелки-радисты, борттехники, бортинженеры, командиры огневых установок, бортовые специалисты, аннотаторы полетных данных и др.(не знаю как на флоте и А-50). И если ВУС летный - то прибавка в пенсию идет у всех!
      1. 0
        9 февраля 2022 17:55
        Я про тех, кто в небе (в общем)!!!
  16. +2
    30 января 2022 23:58
    В общем, развел меня Валера, как пацана.

    Штурман, должен стоять на своем до конца, на то он и штурман.
  17. +1
    31 января 2022 07:01
    У нас командир второй батареи имел нагрудный знак "Мастер", больше ни у кого такого не было. Его все звали мастер ракетных ударов. Майор Сафронов, вредноватый дядька был. Вторая батарея нам всегда завидовала, наш комбат вообще был здоровский человек, а наша батарея была лучшей в бригаде при нем. Причем три года к ряду!
  18. 0
    31 января 2022 14:25
    Степенно, честно .. Ну и читать интересно, как всегда. Спасибо !

    p.s. Сам "владел" 2м классом, батя же мой - максимальным -) .
  19. Mpx
    +1
    31 января 2022 14:43
    Не знаю, как автор умудрился дослужиться до пенсии. На гражданке, от таких проблемных работников, при первой возможности, стараются избавиться. Коммерческому руководству такой головняк не нужен. Даже если он незаменимый специалист. Но видно, что человек незаурядный.
    1. +2
      31 января 2022 14:56
      Цитата: Mpx
      Не знаю, как автор умудрился дослужиться до пенсии.

      Можете не поверить, но после того, как мне выделили квартиру в Европе, и я уже совсем засобирался на заслуженный отдых, Командующий всей МА ВМФ предложил "полковника" и перевод к нему в Москву. Но "самолеты задом не летают"...
      1. +2
        31 января 2022 16:08
        Но "самолеты задом не летают"

        Понятно, что это "фигура речи".
        А так, в спортивном пилотаже - фигура "Колокол", как раз задом и летит самолёт (недолго smile )
        1. +1
          31 января 2022 16:27
          Цитата: CHEREDA73
          "фигура речи"

          Да, это выражение генерала, зам.Командующего МА ТОФ, бывшего командира нашего противолодочного полка. Вредненький был мужчина, но командир - отличный.
      2. Mpx
        0
        31 января 2022 19:41
        Не удивлен. Даже не удивлюсь, если вы знакомы с капитаном I ранга Андреем Шалыгиным.
        1. 0
          31 января 2022 20:13
          Цитата: Mpx
          Андреем Шалыгиным

          Нет, мне это имя ни о чем не говорит.
          1. Mpx
            -1
            1 февраля 2022 09:26
            Он ведёт свой Ютуб-канал
            https://youtube.com/c/MrShalygin
            1. +2
              1 февраля 2022 09:27
              Цитата: Mpx
              Он ведёт свой Ютуб-канал

              Да и пусть себе ведет...
  20. 0
    2 февраля 2022 13:30
    Относительно квалификации "лётчик/штурман-снайпер" есть серьёзные и обоснованные положениями теории вероятностей сомнения. Так, генеральный инспектор МО СССР маршал Москаленко, наблюдая за работой пилотов гв. иап на полигоне, заметил: "Бомба падает в 200 м от мишени, а оценка - "отлично" (??) На самом деле, результаты полигонных бомбометаний лётчиков практически не зависят от их квалификации. Во всяком случает научных доказательств обратному не существует.
    Но это уже и не важно.
  21. 0
    2 февраля 2022 19:38
    Глядя на штурманские значки и вспомнил, как в Дальней авиации называли штурманов - первое - блудила и второе - бандит с двумя ножами.
    1. 0
      3 февраля 2022 10:53
      Первый раз слышу такое такое выражение, вы в какой дальней авиации служили?
  22. 0
    3 февраля 2022 13:41
    Спасибо за статью. Хотя к авиации отношения не имею, но читая Ваши рассказы как-то молодею что ли.... У Вас талант писателя.