Японская атака на гавань Сиднея: не победить, но сломить

5
Читайте в статье от создателей World of Warships о нападении на гавань Сиднея с использованием сверхмалых подводных лодок — миджетов.

Утром 7 декабря 1941 года Япония вступила во Вторую мировую войну. После атаки американской военно-морской базы на Гавайских островах началось стремительное продвижение японской армии на юг. Уже через несколько месяцев были оккупированы Малайзия, Индонезия и большая часть островов Океании. Командование союзников стало всерьёз опасаться, что после установления окончательного контроля над Соломоновыми островами и Новой Гвинеей, японцы предпримут высадку в Австралии.



На самом деле организовать такую масштабную операцию Япония была не в силах. Победить Австралию планировалось немного иначе — захватив Новую Гвинею, Новую Каледонию и Фиджи и отрезав тем самым континент от США. Чтобы прервать снабжение находящихся в Австралии войск союзников, 19 февраля 1942 года японский флот совершил первый и крупнейший авианалёт на порт Дарвин на севере Австралии. Помимо уничтожения нескольких крупных транспортов и танкеров, эта атака оказала серьёзный психологический эффект. Это был первый в истории удар врага по австралийской территории, город был сильно разрушен бомбардировкой. Но в Дарвине не оказалось крупных боевых кораблей, которые базировались на юго-востоке континента.


Японская сверхмалая подводная лодка Ko-hyoteki в музее подводных сил в США

Японская сухопутная авиация могла наносить удары лишь по целям на севере Австралии. Одна из главных военно-морских баз — Сидней — для неё была недостижима. Японское командование тем не менее планировало нанести удары по якорным стоянкам союзников на австралийском побережье в Индийском и Тихом океанах. В стратегическом плане это могло отвлечь внимание их противников от японского наступления в центральной части Тихого океана. Такую задачу могло выполнить авианосное соединение. Подобно тому, как был атакован Пёрл-Харбор или Дарвин. Но Сидней располагался довольно далеко, и дойти незамеченными у японцев шансов не было. К тому же рисковать самыми ценными боевыми кораблями — авианосцами — было недопустимо. Существовал и другой вариант — рейд сверхмалых подводных лодок.

В японском флоте существовали маленькие субмарины, также известные как миджеты (англ. «Карлик»). Эти лодки водоизмещением 46 тонн и длиной корпуса 24 метра были вооружены парой 450-мм торпед, а также подрывным зарядом, размещённым в носовой части. Команда состояла из 2 человек. До цели они доставлялись на корпусах больших океанских подлодок или же на специальных кораблях. Императорский флот уже применял миджеты в войне. Так, в атаке на Пёрл-Харбор участвовало 5 мини-субмарин. Но им не удалось поразить ни один американский корабль. К тому же все лодки в итоге были уничтожены.

Несмотря на эту неудачу, была разработана ещё одна операция с участием миджетов. Согласно плану 18 мая шесть субмарин вышли из базы на острове Трук в Тихий океан для атаки военно-морских баз союзников в Австралии и Новой Зеландии. Пара подлодок (I-21 и I-29) несли на борту гидросамолёты E14Y для ведения разведки. 23 мая самолёт с I-29 совершал полёт над Сиднеем. В гавани пилот заметил несколько больших кораблей, приняв их за линкоры. Изучив полученную информацию, в штабе 6-го японского флота приняли решение атаковать Сидней.


Американский тяжёлый крейсер Chicago

Нанести удар должны были 4 подлодки, однако ещё 17 мая одна из них была потоплена американской подлодкой Tautog. Оставшиеся подводные лодки I-22, I-24 и I-27 к 29 мая уже находились на позициях у входа в гавань. В ночь на 30 мая ещё один гидросамолёт с I-21 совершил разведывательный полёт над базой. Пилот классифицировал стоящие там тяжёлые крейсеры — американский Chicago и австралийский Canberra — как линкоры. Помимо них были обнаружены несколько боевых кораблей поменьше. Австралийцы тоже заметили японский самолёт-разведчик, но приняли его за свой. Более того, станция радиоразведки в Мельбурне перехватила переговоры японских подлодок в море, но никакой реакции не последовало.

31 мая японские подлодки подошли ко входу в гавань на дистанцию в 6–7 миль и выпустили миджеты М-14, М-21 и М-24. Первой на входе в гавань оказалась мини-субмарина М-14: примерно в 8 часов вечера она пересекла линию электромагнитной системы охраны базы, но на станции слежения это приняли за ложный сигнал. Тем не менее уже через несколько минут миджет попал в противолодочную сеть. Освободиться от неё не получалось, а к месту уже начали стягиваться корабли береговой охраны. Поняв, что в сети оказалась подлодка противника, патрульные катера стали сбрасывать на неё глубинные бомбы. Однако глубина гавани была слишком малой для того, чтобы взрыватели бомб сработали. Как бы то ни было, спустя пару часов экипаж взорвал лодку.


Подъём сверхмалой подлодки М-14 со дна Сиднейской гавани

Оставшиеся миджеты смогли прокрасться в гавань. Но наблюдатели на крейсере Chicago заметили одну из лодок противника. Они открыли огонь из зенитных автоматов и универсальных 127-мм орудий. Подлодка М-24, которую и заметили моряки, погрузилась и стала выжидать. В это же время с невооружённого патрульного катера Lauriana заметили второй миджет. Австралийцы вызвали на помощь сторожевой корабль Yandra. На японскую подлодку было сброшено несколько глубинных бомб, после чего контакт с ней был потерян.

Однако М-21 просто залегла на дно. Взрывы нанесли ей незначительные повреждения, не мешающие продолжить операцию. Потому лейтенант Кею Мацуо решил переждать, пока патрульные корабли уйдут. В то же время командующий обороной Сиднея, контр-адмирал Мьюрихэд-Гоулд, прибыл на место событий. Его вызвали с банкета при первых же сообщениях о противнике. Но адмирал был непреклонен и наотрез отказался принимать за действительность сообщения своих подчинённых. Он был уверен, что никаких японцев поблизости вообще нет.

Около полуночи миджет М-24 снова всплыл на перископную глубину. Лейтенант Кацухиса Бан понял, что находится восточнее острова Гарден-Айленд. В свете прожекторов он заметил силуэт крейсера Chicago, который и выбрал основной целью. Примерно в 0:25 японская подлодка выпустила 2 торпеды. Вскоре одна из них поразила плавказарму — бывший паром Kuttabul, а вторая просто вылетела на берег.


Затонувшая плавказарма Kuttabul

Взрыв среди ночи поразил всех. Старый паром разломился на две части и быстро затонул. Теперь отрицать тот факт, что гавань атакуют, не мог даже адмирал Мьюрихэд-Гоулд. Миджет М-24 пытался воспользоваться суматохой и выйти из гавани. Однако вернуться на лодку-носитель ему не удалось. Точная причина гибели мини-субмарины так и осталась неизвестной. Её остов был найден на расстоянии примерно 15 миль от Сидней-Харбор.

Судьба М-21 сложилась не лучшим образом. Лейтенант Мацуо решил продолжить прорыв после длительного ожидания на дне. Но после атаки на паром союзники стали более внимательны. Примерно в 3 часа ночи подлодку заметили с тяжёлого крейсера Chicago. Ещё пару часов патрульные катера кружили над местом последнего обнаружения противника, сбрасывая глубинные бомбы. Достоверно определить место уничтожения субмарины не удавалось, и найдена она была только через 2 дня. Как удалось установить после поднятия подлодки на поверхность, её экипаж покончил с собой.

Японские крейсерские подлодки I-21, I-24 и I-27 ждали свои миджеты до 3 июня, после чего приступили к самостоятельным действиям, согласно приказу. В течение июня они подвергли обстрелу восточные пригороды Сиднея и Ньюкасл, а также потопили три транспортных судна.

В результате ночной атаки на Сидней японцами был потоплен всего 1 корабль — старый паром Kuttabul, использовавшийся в качестве плавучей казармы. На нём погибли 21 человек, и ещё 10 получили ранения. Сами же японцы потеряли 3 мини-субмарины и 6 человек из их экипажей.

Несмотря на то, что было потоплено всего одно судно, причём довольно старое, атака оказала свой эффект. Учитывая бомбардировки на севере Австралии, нападение на Сидней-Харбор вызвало панику у жителей континента. Они стали всерьёз рассматривать угрозу японского вторжения.

В 1943 году в честь парома Kuttabul была названа военно-морская база на острове Гарден-Айленд. А различные экспонаты, в том числе часть корпуса одной из мини-субмарин, находятся в Музее Королевского Австралийского ВМФ.

Кстати, в настоящее время крупнейший в Австралии музейный объект — это эсминец HMAS Vampire, который с 1986 года выступает в качестве корабля-музея. Вы можете отправиться в экскурсию по этому кораблю, посмотрев видео от компании Wargaming.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    3 февраля 2022 07:09
    В результате ночной атаки на Сидней японцами был потоплен всего 1 корабль — старый паром


    Как говорится, замах на рупь -- удар на копейку request , людей погибших жаль (я не про японцев).

    Одну из лодок, пытавшихся атаковать в Перл-Харборе вообще просто выбросило на берег как какой-то мусор. laughing
  2. +3
    3 февраля 2022 10:13
    Пооффтоплю немного. Сильно не ругайте.
    В свое время заинтересовала тема миниПЛ.
    Началось все с Ko Hyoteki


    Потом увидел немецкий выводок




    Экзотика...


    МаксАрт сделал прикольные тритоны


    Прикольно бы вся эта братия смотрелась на отдельной полке. Особенно немцы в камуфляже. Но не срослось. Впрочем немцы...
  3. +3
    3 февраля 2022 10:24
    Нишимуру забыл добавить
  4. -4
    7 февраля 2022 21:39
    Крайне глупое решение. Надо было в противовес США налаживать сотрудничество с Австралией... А лучше всего - с самого начала не давать США ни единого повода, быть с ними безупречными. Глупо ведь воевать с теми, от кого вы тотально зависите по нефти. Да и по другим товарам... В очередной раз дурные имперские амбиции встали впереди прагматизма. Впрочем, это же самое погубило и Германию, а в более отделённой перспективе - и СССР. Одна Британия рассудила здраво и, отбросив глупые мысли о величии, сумела сбросить отсталые окраины и на лучших правах вписаться в план Маршалла, ещё и выгодно продалась как антикоммунистический щит в Европе. Вот что образцовая реальная политика, а не наша идеологическая чухня.
    1. 0
      12 марта 2022 19:31
      ещё и выгодно продалась как антикоммунистический щит в Европе

      Э, нет, британцы еще долго задирали нос и пытались играть первым номером, типичный пример - речь Черчилля в Фултоне. Да и "отсталые окраины" они сбросили не сами , им помогли мы и ,как ни странно , США. Мы то конечно ратовали за сброс ига британских колонизаторов , ну а американцы то просто-напросто открывали для себя закрытые британцами рынки.